Урок. «Политические режимы» — Обществознание

Урок. «Политические режимы» Тип урока: урок изучения нового. Цель:
  • раскрыть сущность и основные черты политических режимов,
  • развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук,
  • формировать у учащихся отношение к политическим системам,
  • коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация

Основные понятия: политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

Ход урока: I. Орг. Момент. Речевая разминка. II. Изучение нового.

Подготовка к восприятию темы.

Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»

ЦЕЛИ:

  1. узнать, что такое «политический режим».

  2. узнать виды политических режимов, их отличительные черты.

Запись темы и плана в тетрадь.

ПЛАН:

  1. Понятие «политический режим».

  2. Типы политических режимов. Их особенности.

1. Понятие «политический режим».

Работа по Карточке.

Задание 1. Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».

Политический режим – это ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Политический режим это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.

Политический режим – это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.

(Запись определения в тетрадь)

Задание 2. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».


(Запись готовой схемы в тетрадь).

2. Понятие «политическая власть».

Задание 3. Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.

Вопросы Типы политических режимов
тоталитаризм авторитаризм демократия
Кто правит?
Каковы взаимоотношения власти и общества?
Какие средства используются для осуществления власти?
Примеры стран.
(Запись таблицы в тетрадь)
Вопросы Типы политических режимов
тоталитаризм авторитаризм демократия
Кто правит? правящая партия во главе с вождем власть одной группы, одной партии, её лидер — общенациональный вождь народ, избранные представители
Каковы взаимоотношения власти и общества? власть полностью бесконтрольной со стороны общества права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются; сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей власть подконтрольна обществу
Какие средства используются для осуществления власти? карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей армия, церковь, поддерживаются традиции выборы, референдумы
Примеры стран.
фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея
государства Азии, Африки, Латинской Америки Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки.
III. Обобщение. V. Закрепление.

Задание. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.

Фронтальный опрос:

  • Что означает слово «Политический режим»?

  • Каковы основные типы политических режимов?

  • Чем характеризуется тоталитарный режим?

  • Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.

  • Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?

Задание 3. Выберите правильный ответ. Что из перечисленного относится к форме политического режима?

  1. республика

  2. уния

  3. авторитаризм

  4. монархия

Задание 4. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан и равенство всех перед законом.

Б. В современном мире сохранились государства с чертами тоталитаризма.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 5. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

Признак

Тип

  1. уважение к правам человека

  2. выборность высших должностных лиц

  3. полный контроль над гражданами

  4. принцип разделения властей

  5. идеологическая свобода

  6. стремление контролировать личность

  7. отсутствие многопартийности

  8. применение репрессий против собственных граждан

  9. сохранение свободы экономической деятельности

  10. создание обстановки страха

  11. контроль над политической и частной жизнью граждан

  12. преобладание обязанностей над правами

  13. обожествление политических лидеров

  14. бесконтрольность власти со стороны общества

А) демократический

Б) тоталитарный

В) авторитарный

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

V. Итог урока.

1. Рефлексия.

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

д/з

Работа по карточке

Устные ответы

Фиксирование

результатов в тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-4 баллов

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.

5


multiurok.ru

Конспект урока по обществознанию9 класс по теме «Политические режимы»

Урок обществознания в 9 классе.

Тема урока «Политические режимы

Тип урока: урок изучения нового материла

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний. 2. Изучение основных идей и понятий подтемы. а) Понятие «политического режима». б) Типы политических режимов: демократические и антидемократические. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм. 3. Практическое значение изучаемой подтемы. 4. Домашнее задание.

Ход урока. 1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний. Добрый день! Присаживайтесь! Итак, мы с вами продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. И сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу. «Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её: — Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?- Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын. — Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик. — Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина. После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра». И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы» (слайд 1). Но для начала давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках. У вас на партах находятся маршрутные листы для опроса домашнего задания. Возьмите их, ответы на задания записываем в таблицы на ваших листах. Задание № 1 (слайд 2). — Установите соответствие между понятиями и их конкретизацией, ответы запишите в таблице у вас на партах. А. Конфедерация 1. Сложное союзное государство, составные части которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета. Б. Унитарное государство. 2. Организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом. В. Государство. 3. Целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета. Табличка с ответами к заданию № 1. А Б В 3 1 2 Задание № 2. (слайд 3) — Составьте схему из представленных обществоведческих понятий. Данные запишите в заготовку в вашем маршрутном листе. Форма государства Форма правления Форма политического режима Форма государственно- территориального устройства Монархия Республика Абсолютная Конституционная Унитарное государство Федеративное государство Президентская ПарламентскаяЗадание № 3. (слайд 5). — Определите форму государства из приведенных ниже положений. 1. Во главе государства А. находится единоличный правитель, получивший власть по наследству (монархия). 2. На территории государства В. действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией (унитарное государство). 3. Государство Д. состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности (федеративное государство). 4. В государстве Т власть принадлежит выборным органам (республика). — Давайте подведем итоги опроса домашнего задания. Поднимите руки те, кто ответил на все вопросы правильно. Поднимите руки те, кто допустил одну ошибку, две ошибки. Молодцы те учащиеся, которые не допустили ошибок совсем или допустили одну ошибку. Остальным ребятам необходимо еще раз повторить материал прошлых уроков. 2. Изучение основных идей и понятий подтемы. — А теперь вернемся к теме нашего урока. И начнем мы с основного понятия, что такое политический режим. Но данное понятие вы попробуете сформулировать самостоятельно. Обратите внимание на доску: на слайде перечислены отдельные слова, которые необходимо соединить и создать из них единое целое – понятие «политический режим» (слайд № 6). — Итак, получилось понятие «политический режим» — совокупность средств и методов осуществления политической власти (слайд № 7). — Давайте запишем это понятие в тетрадь. Открываем тетради, записываем число. Сегодня 27 сентября 2012 года. Тема урока «Политические режимы». Понятие «политический режим». — Как и любое обществоведческое понятие, политические режимы классифицируются и имеют типовой состав. Политические режим бывают двух типов: демократические (демократия) и антидемократические (тоталитаризм, авторитаризм) (слайд № 8). — Запишите понятия авторитарного режима – это политический ежим, при котором власть осуществляется одной силой (личность, семья, партия, класс) при минимальном участии народа (слайд № 10). Тоталитарный режим — политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над каждым человеком и обществом в целом

Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

Признаки демократического режима:

  • господство закона;

  • разделение властей;

  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;

  • выборность органов государственной власти;

  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

  • господство беззакония и террора;

  • отсутствие политического плюрализма;

  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

infourok.ru

Политический режим (недемократический). Видеоурок. Обществознание 9 Класс

На уроке мы продолжим знакомство с последним элементом формы государства – политическим режимом. Мы рассмотрим понятие недемократического режима, поговорим о таких его видах, как авторитаризм, фашизм, тоталитаризм, и узнаем, чем они различаются между собой. Также мы приведем примеры стран, в которых на сегодняшний день или в прошлом имели место такие политические режимы.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Политический режим (недемократический)

 

Как мы уже знаем, политический режим характеризует приемы и методы осуществления власти государством, а также способы деятельности негосударственных политических организаций – политических партий, общественно-политических движений, клубов, союзов. Недемократический режим складывается в государстве в том случае, если власть осуществляется методом принуждения, то есть с помощью насилия.

Рис. 1. Генерал Пиночет (Источник)

Существует множество видов недемократических режимов, которые различаются различной степенью авторитарности власти. Наиболее известными являются авторитарный и тоталитарный политические режимы. Кроме того, выделяют военно-диктаторские, монократические, расистские, фашистские, самодержавные и другие режимы. Такое количество различных недемократических режимов объясняется тем, что политический режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Это наиболее динамичная составная часть формы государства, реагирующая на все изменения, происходящие в экономической и социально-политической сферах жизни общества, особенно в соотношении социально-политических сил в стране.
Для авторитарного режима как наиболее распространенного вида недемократического политического режима характерны следующие признаки:
 1. ущемление прав и свобод личности, воспрепятствование со стороны властных структур ее свободному развитию;
 2. огосударствление всех общественных организаций;
 3. фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституционных актах;
 4. примат (верховенство) государства над правом, что является следствием произвола со стороны государственных органов, нарушений законности, ликвидации правовых начал
     бщественной жизни;
 5. всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие огромного военно-бюрократического аппарата, подчиняющего себе все другие сферы общественной жизни;
 6. отсутствие легальной оппозиции существующей государственной власти;
 7. ликвидация парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток власти одного человека или узкой социальной группы;
 8. фактическая ликвидация политических партий и общественных организаций, кроме правящей политической партии;
 9. концентрация власти в руках главы правительства или государства;
10. отказ от принципов конституционности и законности;
11. широкое применение политических репрессий;
12. власть идет сверху вниз, осуществляется узкой социальной группой лиц.

Авторитарные режимы могут устанавливаться как при монархической, так и при республиканской формах правления. Как и демократический режим, авторитарный имеет свои разновидности. В XX веке появляются следующие разновидности авторитарного режима:
1. конституционно-авторитарный режим: это самая мягкая форма недемократического режима, когда в самой конституции допускаются перекосы (усиление одной из ветвей власти,
    ущемление прав и свобод граждан, ограничение деятельности оппозиционных партий) – характерен для стран Азии.
2. монократический режим: власть переходит к органам исполнительной власти, закрепляются обширные полномочия главы государства, запрещается деятельность оппозиционных
    партий, но нет тотального контроля – характерен для афроазиатских стран (Зимбабве, Судан, Конго, Заир).

Другой разновидностью авторитарного режима являются военно-диктаторские режимы, опорой которых становится армия. Примерами таких режимов являлись в недавнем прошлом политические режимы в Чили или в Греции в конце 60-х – начале 70-х годов. Такие режимы часто возникали в странах Латинской Америки и Африки.

Рис. 2. Пожизненный президент ЦАР и самопровозглашенный император ЦАИ Ж. Бокасса (Источник)

В ряде стран существуют клерикальные политические режимы, которые обеспечивают господство религиозных кругов в стране, оказывающих решающее влияние на политическую жизнь в государстве (Иран).
Самодержавные режимы имеют место в ряде монархических государств арабского Востока (Саудовская Аравия, Оман, княжества Персидского залива).
Для режима личной власти характерны установление власти единоличного диктатора, ликвидация элементарных прав и свобод, нарастание кровавого террора и репрессий, прямые расправы со своими политическими противниками (Ливия при М. Каддафи).

Расистские режимы стремятся контролировать духовную и экономическую жизнь общества, силой навязывается определенная идеология – превосходство одной расы над другой. Часто такие режимы сопровождаются политикой апартеида – формой расовой дискриминации, которая выражается в насильственном выселении определенных национальных и расовых групп населения на определенную территорию в пределах государства (резервацию) или за его пределы (ЮАР в 50-80 гг. XX в.).
Крайней формой авторитарного режима является фашистский режим, который представляет собой открытую диктатуру определенных экономически господствующих кругов и политических сил, проповедующих фашистскую идеологию. Данный режим основан на идее превосходства одной расы (арийской) над другими, на чем строится агрессивная внешняя политика. Данный режим может сопровождаться политикой геноцида – преднамеренного уничтожения отдельных национальных и расовых групп населения или создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером данного режима может служить нацистская Германия в 30-40 гг. XX в. При определенных обстоятельствах могут устанавливаться неофашистские режимы.

Другой крайней формой авторитаризма является тоталитаризм. Он характеризуется следующими признаками:
1. запрещена любая политическая деятельность либо разрешена только одна политическая партия или политическое движение, которое исключает возникновение легальной оппозиции;
2. характерно отсутствие частной собственности, существование командно-административной экономики;
3. наличие официальной идеологии;
4. всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и за жизнью отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата;
5. складывание «культа личности» вождя.

Рис. 3. Кровавый диктатор Уганды – Иди Амин.

Примерами тоталитарных режимов могут служить СССР в XX в. и КНДР сегодня.
Существуют также переходные режимы, сочетающие в себе демократические и антидемократические элементы. Могут устанавливаться чрезвычайные режимы для проведения реформ, но должен быть определен срок, на который они устанавливаются. Однако все они являются неустойчивыми, не могут долго существовать.

 

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. – М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2012.

 

Домашнее задание

Приведите примеры государств, в которых в настоящее время существуют недемократические политические режимы.

interneturok.ru

Политические режимы — обществознание, уроки

План-конспект урока по теме: «Политические режимы».

Учебник: Обществознание. 9 класс. Под ред. Н.Л. Боголюбова, А.И. Матвеева. Изд-во «Просвещение», 2011.

« Лучшие должны править во всех государствах

и при всех режимах. Всякий режим плох, если

в нём правят худшие».

И.А. Ильин, русский философ

Цель занятия: дать характеристику понятию «политический режим»

Задачи: познакомить обучающихся с понятиями «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия;

Развивать умения систематизировать информацию; применять знания в решении познавательных задач;

Развивать критическое мышление, умение анализировать тексты;

Воспитывать политическую культуру.

Планируемый результат: давать характеристику понятиям «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия», «политический режим»;

Применять полученные знания при решении творческих задач;

Извлекать информацию из источников

УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;

Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I-этап «Организационно- мотивационный»

1.Актуализация знаний обучающихся (тесты по теме государство

Ключ: )

2.Постановка целей и задач урока

3.Делит класс на три группы

Выполняют тесты.

Оценивают работу сверстника (соседа по парте)

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами

II-этап «Информационно-деятельностный

1.Объясняет понятие политический режим

Работают со словарём учебника (стр.220),записывают определение в тетрадь.

2. организует работу в группах ( выдаёт задание) 1 группа — тоталитарный режим

2 группа – авторитарный режим

3 группа — демократический

Работают с документами и учебным материалом:

1 – приложение 1,учебник стр. 21-23

2 – приложение 2, учебник стр. 23-24

3 – приложение 3, учебник стр 24 – 27

Отвечают на поставленные вопросы, заполняют свою часть таблицы (приложение 4)

3. организует проверку и коррекцию приобретённых знаний обучающихся по теме.

1. анализируют проработанный материал

2. формулируют основные понятия, записывают их в тетрадь.

3. заполняют оставшуюся часть таблицы

4. вносят необходимые коррективы

5. осуществляют оценивание проделанной работы

III – этап «рефлексия»

1.предлагает обучающимся выполнить синквейн: «режим»

2. при необходимости корректирует работу

Выполняют творческое задание

IV – этап домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

§5, понятия. Рабочая тетрадь стр.13 задание 6.

Задают вопросы по существу полученного задания.

Приложение 1.

Тоталитаризм

И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ

Что такое тоталитарный режим?

Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в

жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и

принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый».

Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того,

что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и

нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все

планировать, все предписывать…

Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен;

тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.

Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю

жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй

совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление —

всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и

наказуемой…

Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948—1954 гг. — М., 1992. — Т. 1. —

Вопросы и задания:

1. Выявите по тексту признаки тоталитарного режима и поясните их.

2. Какие положения текста свидетельствуют о том, что тоталитарный порядок поддерживается с помощью карательной системы? Поясните свой ответ.

3. Каково положение личности при тоталитарном режиме? Аргументируйте ответ.

4. Докажите, что «тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство».

5. Приведите примеры тоталитарных режимов.

Приложение 2

А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика

© Интерпракс, 1995.

Термин «авторитаризм», несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности….По справедливому наблюдению С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, — это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов (33). В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и не-демократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные.

Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой (34). Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными «аргументами» в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть.

….В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, — таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп.

Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — ее главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным (35).

ВОПРОСЫ:

1. В чём заключается смысл правления при авторитарном режиме?

2. Какие инструменты воздействия используются при авторитаризме?

3. Что представляет угрозу для авторитарного режима?

Приложение 3

Каутский К. “От демократии к государственному рабству”

Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии — правительством — централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т.е. парламента, — все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, марки, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.

ВОПРОСЫ:

Чем современная демократия отличается от тех, которые существовали в ранние периоды истории человечества?

Каковы основные условия демократии?

Что является наибольшей опасностью для существования демократии?

Насколько мысли автора остаются актуальны сегодня?

Пятигорский А.М. Избранные труды

Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Иными словами, демократия — не определенный режим или система власти, а скорее важнейшая предпосылка для такого режима и такой системы… История ХХ века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана не-свободными людьми…Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению… Идеал “абсолютно частной жизни” может обернуться на пороге ХХI века новым тоталитаризмом…

ВОПРОСЫ:

С чего начинается демократия?

Насколько актуальны мысли автора о демократии для современного мира и России?

Должен ли человек участвовать в политической жизни? Согласны ли Вы с мыслями автора по этому вопросу?

Приложение 4

Характеристика политических режимов

Вопросы для сравнения

тоталитаризм

авторитаризм

демократия

Возможности власти

Кому принадлежит власть?

Права и свободы граждан

Методы политического действия со стороны государства

kopilkaurokov.ru

Урок по обществознанию в 9 классе «Политические режимы»

II Часть- Изучение нового материала:

1) Теоретическая часть (3 мин)

Политический режим-понятие, типология политических режимов.

Политический режим- способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.

Существуют различные типологии политических режимов.

С точки зрения взаимоотношений государства и церкви выделяются клерикальный и светский режимы.

В соответствии с ролью армии в обществе и государстве- военный и гражданские режимы.

В соответствии со степенью воздействия государственной власти на различные сферы жизни общества и жизнь граждан: демократический и антидемократический.

Наиболее распространенная классификация режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Обучающиеся чертят в тетради таблицу, которую будут заполнять в ходе следующей практической части.

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

Демократический режим

2)Практическая часть (30 мин)

Обучающиеся разбиваются на группы:

5 человек- журналисты, которые отправлены в командировку в Германию 1930-ых годов;

5 человек- журналисты, которые отправлены в командировку в Испанию 1930-х годов;

5 человек- журналисты, которые отправлены в командировку в современную Францию;

5 человек: современные известные политологи;

5 человек: представители народа.

Всем участникам распределяются бейджи с надписями «журналист Германия», «журналист Испания», «журналист Франция», «политолог», «народ». Более целесообразно карточки выдавать рядом сидящим ребятам, чтобы их группа могла работать более комфортно, дополняя друг друга и визуально сосредоточенная в одном месте.

Задача журналистам- после просмотра фрагмента фильма ответить на вопросы своего шеф-редактора (учителя), постаравшись правдиво и достоверно на них ответить.

1 видеосюжет по тоталитарному режиму: фрагмент документального фильма «Апокалипсис. Вторая Мировая война. Развязывание войны» (5 мин):

В сюжете отражено:

контроль нацистского правительства над экономикой

контроль над культурой, литературой, творчеством

формирование Гитлерюнда- молодежной организации

парады нацистов, превозношение Гитлера

первые концлагеря в Германии для немцев, сторонников других партий

После просмотра видеосюжета шеф-редактор задает вопросы журналистам и получает на них ответы. Все обучающиеся в классе записывают ответы в таблицу, в колонку «тоталитарный режим».(5 мин.)

Вопрос шеф-редактора

Ответ журналиста, соответствующий записи в колонку таблицы «тоталитарный режим» (кроме кратких ответов)

Все ли сферы общественной жизни контролируются государством?

Да, полный тотальный контроль над всеми сферами жизни общества

www.prodlenka.org

Политические режимы. 9 класс, обществознание

Урок 7-8 , 9 а класс, дата:___________, ______________.

Тема: Политические режимы

Надписи на доске. 

1.«Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». 

(У. Черчилль) 

2. «Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого». (В. Гюго)

3. «Избирательный бюллетень сильнее пули» А. Линкольн

Цели урока:

1. Воспитание толерантности, уважения к правам человека, формирование активной гражданской позиции.

2. Изучение видов политических режимов, их характерных черт, основных форм, ценностей и принципов демократии.

3. Формирование умений представлять и аргументировать свою точку зрения, применять теоретические знания на практике.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Подготовка к восприятию темы.

Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»

II. Актуализация знаний. (Фронтальный опрос)

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами начали изучать юридические формы современных государств.

Вопросы учащимся:

1. По каким признаками современные государства делятся на различные юридические формы? (По форме правления, по форме административно-территориального деления, по политическому режиму)

2. Назовите основные формы правления? Приведите примеры. (Монархия – Великобритания, Дания, Испания, Япония; республика – США, Германия, Франция, Россия)

3. Назовите основные формы административно-территориального деления (государственного устройства). Приведите примеры. (Унитарное государство — Япония, Китай, Пакистан; федерация – США, Великобритания, Россия и т.д.) (Слайд № 2)

III. Изучение нового материала.

1. Лекция с элементами беседы.

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать формы государств, и будем говорить о таком признаке, как политический режим.

Работа с понятием. Политический режим – это характер и методы осуществления государственной власти, т.е. то каким образом строятся взаимоотношения государства и общества.

Можно сформулировать несколько определений данного понятия:

  • Характер взаимоотношений общества и государства;

  • Совокупность методов и способов осуществления государственной власти;

  • Степень участия народа в управлении делами государства;

  • Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е. государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.

Выделяют 3 основных политических режима: (Приложение1)

1. Демократический 2. Авторитарный 3. Тоталитарный

Рассмотрим подробнее тоталитарный режим. Тотал – всесторонний, всеобщий. Тоталитарный режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека.

Признаки тоталитарного режима.

  • Наличие единственной массовой партии;

  • Наличие официальной господствующей идеологии;

  • Всесторонний контроль государства за жизнью общества;

  • Культ национального вождя;

  • Массовые репрессии;

  • Подчинение экономики государству

Авторитарный режим характерен для такой политической системы при которой власть имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц.

Признаки авторитарного режима:

  • Переходный, неустойчивый характер;

  • Опора на армию, бюрократию, церковь;

  • Жесткий контроль государства над определенными секторами общественной жизни;

  • Существенное ограничение прав и свобод граждан;

  • Поддерживается за счет личного авторитета (харизмы) национального вождя

Демократический – (demos – народ, kratia – власть) В буквальном переводе означает: власть народа.

Демократический режим – политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Основные принципы и ценности демократии. Хочу обратить ваше внимание, что все эти принципы и ценности тесно взаимосвязаны.

  1. Право граждан участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей.

  2. Свободные, открытые, альтернативные и всеобщие выборы.

  3. Принятие важнейших властных решений по принципу большинства.

  4. Равенство всех граждан перед законом.

  5. Соблюдение прав меньшинства.

  6. Гарантия и соблюдение прав человека.

  7. Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.

  8. Гарантия и соблюдение прав человека. Соблюдение прав меньшинства.

  9. Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.

Вопросы учащимся по ходу изучения видов политических режимов.

    1. Приведите примеры стран, в которых был установлен тоталитарный политический режим. (СССР, Фашистская Германия)

    2. В каких странах господствовал авторитарный режим? (Чили – режим А. Пиночета, Франция после освобождения от немецко-фашистской оккупации – Президент Ш. де Голль, переросший впоследствии в демократический режим)

    3. Что вы знаете об истории возникновения и развития демократии? (Демократия зародилась в Древней Греции, в Афинах, где впервые люди собирались на площади (Агоре) и принимали решения о политике, по главным вопросам хозяйственной деятельности. Такая демократия называется прямой или непосредственной. Т.е. народ (свободные граждане-мужчины) путем всеобщего голосования принимает важные решения для своей страны.)

    4. Что означает понятие непосредственная демократия? (Граждане сами принимают решение по каким-либо важным вопросам, путем всеобщего голосования)

    5. Поясните каждое положение, характеризующее демократические выборы. Какие органы власти в нашей стране формируются выборным путем? (Центральные — Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ; местные — Законодательное Собрание Пензенской области, Пензенская Городская Дума)

    6. Что такое политический плюрализм?

Работа с текстом закона (Конституция РФ):

Таким образом, определим юридическую форму государства нашей страны. «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Конституция РФ, ст.1)

Итак, демократия осуществляется в двух основных формах:

Непосредственная – референдум – всенародное голосование по важнейшим вопросам общественной жизни, например, референдум 12 декабря 1993 г. – принятие Конституции РФ.

Представительная – выборы – процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования граждан, обладающих избирательным правом.

Устное тестирование: Повторим материал изученный нами.

1. Политический режим – это:

  1. Порядок формирования и структура высших органов государственной власти;

  2. Деление территории государства на части;

  3. Совокупность методов и способов осуществления государственной власти;

  4. Разграничение предметов ведения между федеральным центром и регионами.

2. Виды политических режимов:

  1. Унитарное государство и федерация; 2)Тоталитарный и демократический;

3)Монархия и республика; 4)Гражданское общество и правовое государство

3. Выберите признаки тоталитарного режима:

1) Наличие единственной массовой партии;

2) Наличие официальной господствующей идеологии;

3) Право граждан участвовать в управлении делами государства;

4) Всесторонний контроль государства за жизнью общества;

5) Свободные, открытые, альтернативные и всеобщие выборы;

6) Подчинение меньшинства большинству;

4. Выберите признаки демократического режима:

1) Равенство всех граждан перед законом; 2) Культ национального вождя;

3) Соблюдение прав меньшинства; 4) Массовые репрессии;

5) Гарантия и соблюдение прав человека; 6) Подчинение экономики государству

(Приложение2)

Вопросы к учащимся:

1. Почему для нас именно сейчас актуально изучение данной темы? (В декабре 2016 года в нашей стране проходили выборы Депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ, именно так называется нижняя палата высшего органа законодательной власти в нашей стране. А в марте 2018 г. пройдут выборы главы нашего государства – Президента РФ.

2. Что означает законодательная власть? (Ветвь власти, органы которой создают и принимают законы страны.)

3. Какие государственные полномочия получает человек, ставший депутатом (право принимать законы, то есть влиять на нашу жизнь).

4. Хотели бы вы стать депутатом? Почему? (Да, нет, боюсь ответственности).

5. Какими качествами должен обладать депутат? (Порядочность, активная гражданская позиция, неравнодушие к общественным проблемам, юридическая грамотность, умение отстаивать свою позицию и т.д.

2. Деловая игра «Доверенное лицо»

Учитель: С 2007 года в нашей стране каждое третье воскресенье февраля проводится День молодого избирателя. Предлагаю на собственном опыте познакомиться с элементами процедуры выдвижения кандидатов в депутаты законодательного органа власти.

Разделитесь на группы по 5-6 человек. Сядьте так, чтобы сидеть лицом друг к другу.

Ваша задача: Представьте себе, что вы являетесь членами какой-либо политической партии. В течение 3-4 минут составить тезисы (план, конспект) своего выступления, в котором вы будете представлять человека в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы. Такого претендента вы выберете из своего класса (не из вашей группы) без всяких консультаций с ним. Ни один человек из других групп даже не должен догадаться, о ком именно вы собираетесь писать. При составлении тезисов подчеркните те качества, которые необходимы депутату. Но не стоит забывать и о человеческих качествах и достоинствах человека. Ваш портрет должен быть полным, а речь убедительной. Для этого нужно привести как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению общих проблем, умения убеждать, умения работать с текстом и т.д. Укажите реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал гражданскую позицию и т.д.

Выберите в группе 1 представителя, который будет выступать от лица всей группы. На выступление дается 1 мин… (представления кандидатур, дебаты)

После выступлений всех представителей в течение 4-х минут проходит обсуждение, участники задают уточняющие вопросы.

Работа в группах (4 мин)

Представления кандидатур. Прения и дебаты. (8 мин.)

Проводим голосование. Напишите фамилию того человека, которого хотели бы выдвинуть в качестве кандидата в депутаты печатными буквами. Передайте ваш листок членам избирательной комиссии.

Пока комиссия подсчитывает голоса, ответьте на ряд вопросов.

Вопросы учащимся:

1. Что вы испытали во время наших дебатов?

2. Как себя чувствуете на месте кандидата в депутаты?

3. С какими трудностями столкнулись в работе группы?

4. Пойдете работать доверенным лицом, когда вырастете?

IV. Рефлексия. Подведение итогов голосования:

Учитель: Слово представляется избирательной комиссии.

Ученик: По итогам голосования победил(а) …, набравший … голосов.

Второе место занял …, набравший … голосов.

Третье место …, … голосов.

Четвертое место …, …. голосов.

Учитель: Поздравляем победителей нашего голосования. Прокомментируйте ситуацию…

Спасибо всем за активную работу. Ваши оценки…

V. Домашнее задание.

1. Параграф 5 в учебнике читать, пересказывать.

2. Письменно в тетрадях выполнить проблемное задание.

  • Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:

  • В одном из областных центров России принято решение не разрешать там селиться представителям народов Кавказа. Это было обусловлено тем, что ряд Кавказцев устраивали драки на рынках, недостойно себя вели, совершили ряд преступлений. Было проведено всеобщее голосование, на котором большинство жителей города высказалось «за» принятие данного местного закона.

  • Правомерно ли принятие данного закона? Объясните почему. Дайте не менее трех объяснений.

  • Какие права граждан нарушает данный закон? Используйте при ответе текст Конституции РФ. Назовите не менее трех прав.

Заключительное слово учителя: Еще раз благодарю всех за работу. Мы познакомились сегодня с основными политическими режимами, изучили базовые ценности демократии, почувствовали себя в роли кандидатов в депутаты и их доверенных лиц. Я надеюсь, вы осознали, насколько важна для общества политическая активность каждого гражданина. Ведь только при активной гражданской позиции каждого народ может стать, по-настоящему, «носителем и источником власти».

Приложение1

Вопросы Типы политических режимов
тоталитаризм авторитаризм демократия
Кто правит? правящая партия во главе с вождем власть одной группы, одной партии, её лидер — общенациональный вождь народ, избранные представители
Каковы взаимоотношения власти и общества? власть полностью бесконтрольной со стороны общества права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются; сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей власть подконтрольна обществу
Какие средства используются для осуществления власти? карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей армия, церковь, поддерживаются традиции выборы, референдумы
Примеры стран. фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея государства Азии, Африки, Латинской Америки Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки.

Приложение 2

Признак

Тип

  1. уважение к правам человека

  2. выборность высших должностных лиц

  3. полный контроль над гражданами

  4. принцип разделения властей

  5. идеологическая свобода

  6. стремление контролировать личность

  7. отсутствие многопартийности

  8. применение репрессий против собственных граждан

  9. сохранение свободы экономической деятельности

  10. создание обстановки страха

  11. контроль над политической и частной жизнью граждан

  12. преобладание обязанностей над правами

  13. обожествление политических лидеров

  14. бесконтрольность власти со стороны общества

А) демократический

Б) тоталитарный

В) авторитарный

multiurok.ru

Политические режимы. Урок-презентация по обществознанию, 9 класс

Урок № 3

Обществознание, 9 класс

§3, ?? (с.27), задания (с.28)

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока

  • содействовать осознанию учащимися роли политических режимов в функционировании государства;
  • развивать навыки логического мышления, обобщения социальных явлений;
  • воспитывать социально активную позицию, уважение к власти

Понятия, термины

  • политический режим;
  • тоталитарный;
  • авторитарный;
  • демократический;
  • плюрализм

В приведенном списке указаны черты сходства президентской и парламентской республик и черты отличия президентской республики от парламентской. Сначала запишите номера черт сходства, а затем – номера черт отличия.

  • Власть сменяема, избирается на определенный срок
  • Избрание главы государства населением
  • Ответственность правительства перед главой государства
  • Законодательно закреплена подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности

В государстве К. всенародно избираемый президент одновременно является главой государства и главой правительства. При этом ответственность за свои действия правительство несет перед президентом.

Какая форма правления государства К.

  • Конституционная монархия
  • Президентская республика
  • Полупрезидентская республика
  • Парламентская республика

Верны ли следующие суждения о соотношении прав человека и его обязанностей как гражданина?

А. Обязанности имеют приоритет над правами.

Б. Нет прав без обязанностей

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете?

А. государственный суверенитет не является основным признаком государства.

Б. ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

В государстве Л. Существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. Делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.?

  • Конфедерация
  • Унитарное государство
  • Федеративное государство
  • Автономия

Государство В. установило на территории своей страны единый правопорядок, издает законы, определяет права и обязанности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Этот пример иллюстрирует

  • Территориальную целостность
  • Внешний суверенитет
  • Полновластие нации
  • Внутренний суверенитет

Определите факты (1) и мнения (2)

(А) Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государства». (Б) Смешение понятия «государство» и политической власти, которая управляет общими делами организованного общества, скорее всего характерно для русской политической традиции. (В) Именно это могло породить ленинскую формулировку, что государство есть машина для угнетения одного класса другим.

  • — 1324
  • — 2
  • — 2
  • — 2
  • — 2
  • — 4
  • — 122

План изучения темы

  • Тоталитарный режим.
  • Авторитарный режим.
  • Демократия.

— совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти;

это система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике.

Политический режим представляет собой организацию власти в рамках той или иной политической системы.

Классификация политических режимов :

  • по источнику власти (демократические, авторитарные, тоталитарные)
  • по форме правления (монархические, республиканские)
  • по характеру формирования правящей элиты (открытые, закрытые)
  • по составу правящих кругов (военные, гражданские, теократические…)
  • по доминирующим методам осуществления власти (диктаторские, либеральные)
  • господство группы лиц, возглавляемых лидером
  • всесторонний контроль за жизнью общества
  • репрессии
  • господство одной идеологии
  • полное подчинении личности власти
  • отсутствие свободы суждений и действий
  • власть сосредоточена в руках одного лидера или группы
  • господствует исполнительная власть
  • парламент как совещательное учреждение при главе государства
  • основные методы управления – приказы и команды
  • личность находится в подчинении у властных групп

авторитаризм

тоталитаризм

1. Концентрация политической власти в руках политического лидера или группы

1. Концентрация политической власти в руках единственной партии, лидер которой является и лидером государства

2. Относительная закрытость правящей элиты

2. Закрытость правящей элиты

3. Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь

3. Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения

4. Осуществление политической власти административно-командными методами с применением принуждения или угрозы применения силы

4. Физический и моральный террор

авторитаризм

тоталитаризм

5. Примат исполнительной власти над законодательной и судебной

5. Слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур

6. Доминирование структур государства над обществом

6. Поглощение партией-государством общества

7. Разрешение определенного идейного и политического многообразия, границы которого строго определены

7. Единственно разрешенная обязательная идеология

8. Недопущение реальной политической оппозиции

8. Отсутствие оппозиции

авторитаризм

тоталитаризм

9. Ограничение и регламентация политических и личных прав граждан

9. Тотальный контроль всех сфер жизни. «Запрещено все, что не разрешено».

10. Ограничение свободы СМИ

10. Монополия партии и государства на СМИ

11. Сохранение относительно независимых от государства сфер: экономика, общественные организации, повседневная жизнь

11. Централизованный характер управления экономикой, доминирование политической сферы

  • выборность в органы государственной власти
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
  • гарантия прав и свобод граждан
  • равенство перед законом
  • политический, идеологический, экономический плюрализм
  • гласность
  • влияние граждан на политическую деятельность
  • Стимулирование многообразия общественной жизни путем создания условий для конкуренции и оппозиции.
  • Самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества.
  • Отказ от диктатуры и насилия, разрешения конфликтов непременно в рамках закона, мирными способами.
  • Многопартийность.

прямая

представительная

народ непосредственно принимает решения

(референдумы, выборы, митинги, собрания, демонстрации,

обращения в органы власти…)

народ осуществляет власть через своих представителей

(парламент, местное самоуправление…)

Определите о каком режиме идет речь на карикатуре?

ПОДУМАЙТЕ, ПОЧЕМУ?

  • «Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных» (У.Черчилль).
  • «Демократия — это когда люди управляются людьми во благо людей» (А.Линкольн).

Заполнить таблицу

Ценности демократии

Опасности демократии

?

?

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. Укажите признак авторитарного режима отличающий его от других политических режимов

  • Общая обязательная официальная идеология
  • Верховенство закона
  • Вмешательство государства в частную жизнь граждан
  • Безраздельное господство исполнительной власти

4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

2. Только демократическое государство характеризуется

1) суверенитетом

2) законодательной деятельностью

3) сбором налогов

4) политической свободой граждан

4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

3. Политическим режимом называют:

1) форму государства

2) способ осуществления власти

3) наличие репрессивных органов

4) официальную идеологию

2

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

4. Каким признаком характеризуется тоталитарное государство?

1) развитая система законов, защищающих права личности

2) свободное формирование политических партий и движений

3) полномочия главы государства не ограничены

4) разделение государственных властей

3

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

5. В демократическом государстве в отличие от тоталитарного

1) деятельность главы государства и должностных лиц ограничена законами

2) оппозиция подавляется насильственными методами

3) судьи находятся в подчинении исполнительных органов власти

4) деятельность высших должностных лиц имеет закрытый для общества характер

1

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

6. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

2

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

7. Сущность демократии проявляется в

1) запрете политических партий

2) назначении депутатов парламента президентом

3) участии граждан в альтернативных выборах

4) усилении контроля за личной жизнью граждан

3

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

8. Нарушением принципов демократии является(-ются)

1) безальтернативные выборы в органы государственной власти

2) ограничение сроков президентских полномочий

3) организация пикетов и митингов

4) взаимосвязь прав и обязанностей граждан

1

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

9. Одной из ведущих черт демократического политического режима является

  • наличие одной партии, сросшейся с государством
  • стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
  • гарантированность прав и свобод человека законами государства
  • наличие органов судопроизводства

3

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

10. Что характеризует демократический режим:

1) командно-административные методы управления

2) господство исполнительной власти

3) всесторонний контроль государства за жизнью общества

4) равенство граждан перед законом

4

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

11. К признакам тоталитарного режима относят

1) развитую систему законов, защищающих права личности

2) регулярное проведение равных и свободных выборов

3) господство единой общеобязательной идеологии

4) построение государственного аппарата по принципу разделения властей

3

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

12. Какие из указанных в перечне признаков отличают демократическое государство от иных государств? Несколько ответов

1) многопартийность

2) свободная печать

3) государственная цензура

4) сбор налогов

5) плюрализм мнений

6) наличие армии

125

  • Что означает понятие «политический режим»?
  • Каковы основные виды политических режимов?
  • Чем характеризуется тоталитарный режим? В чём его отличие от авторитарного?
  • Каковы формы непосредственной и представительной демократии?
  • Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
  • Что такое политический плюрализм?

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *