Содержание

Презентация урока в 11 классе по теме:»Популяция

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация урока в 11 классе по теме:»Популяция — структурная единица вида и эволюции»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Популяция – структурная единица вида и эволюции. 11 класс.

2 слайд Описание слайда:

Актуализация опорных знаний Дайте определения понятиям: эволюция, креационизм трансформизм

3 слайд Описание слайда:

Карл Линней Вид состоит из многих схожих особей, дающих плодовитое потомство Виды созданы Творцом Виды неизменны

4 слайд Описание слайда:

Жан-Батист Ламарк Виды созданы Творцом, но развиваются в зависимости от условий среды

5 слайд Описание слайда:

Чарльз Дарвин Виды –реально существующие группировки, четко обособленные от других родственников. Каждый вид – результат длительного исторического развития и существует относительно постоянно

6 слайд Описание слайда:

Назовите доказательства эволюции Назовите доказательства эволюции Назовите доказательства эволюции

7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Биогенетический закон: онтогенез — это короткое и быстрое повторение филогенеза, или каждая особь в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития вида (филогенез), к которому она принадлежит (Э. Геккель,Ф. Мюллер, 1866 г.).

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:
12 слайд Описание слайда:

Какому критерию вида соответствуют признаки особи. в ядре клеток капусты 18 хромосом сосна обыкновенная по отношению к свету является светолюбивой обмен веществ у бурого медведя во время спячки замедляется севанская форель обитает только в озере Севан содержание глюкозы в крови человека составляет 80-120 мг % листья у клена простые с пальчатым жилкованием заяц беляк и заяц русак имеют общего предка

13 слайд Описание слайда:

«Описание вида по морфологическому критерию

14 слайд
Описание слайда:

Клевер белый клевер красный

15 слайд Описание слайда:

Какие критерии вы должны использовать для того, чтобы отнести ниже описанные растения к разным видам: «Два культурных растения: ячмень и рожь, с одинаковым числом хромосом (14), имеют отличия во внешнем строении и химическом составе плодов (из ячменной муки хлеб чаще всего не пекут), они не скрещиваются» 1- ячмень 2- рожь

16 слайд
Описание слайда:

Цели урока: Углубить и расширить знания о виде на основе формирования понятий как обязательной и структурной его единице; Дать понятие о популяции; Охарактеризовать особенности взаимоотношений организмов в популяциях.

17 слайд Описание слайда:

Популяция совокупность особей данного вида, занимающий неразрывный ареал внутри вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций. Вид существует в виде популяций.

18 слайд Описание слайда:

Характеристики популяции Статические Динамические Генетические Экологические

19 слайд Описание слайда:

1. статические Ареал (территория) Численность (сколько особей) Плотность (численность разделённая на ареал) Половой и возрастной состав

20 слайд Описание слайда:

Ареал может быть: Сплошной Прерывистый Узкий — виды-эндемики и реликты Широкий — виды-космополиты Важны понятия: Радиус индивидуальной активности Территориальность

21 слайд
Описание слайда:

Песец и его ареал (прерывистый)

22 слайд Описание слайда:

Виды, ареал которых сокращается : соболь или увеличивается: заяц-русак

23 слайд Описание слайда:

Ареал соболя, сокращаясь, из сплошного стал прерывистым

24 слайд
Описание слайда:

Ареал зайца- русака расширяется

25 слайд Описание слайда:

Виды – космополиты (расселены повсеместно): серая крыса и рыжий таракан

26 слайд Описание слайда:

Реликт – кистепёрая рыба латимерия

27 слайд Описание слайда:

Виды –эндемики. Дрофа –птица Саратовских степей. Дрофа – птица Саратовских степей.

28 слайд Описание слайда:

Территориальность. Мечение территории животными часто производится с целью информации о себе для других особей своего же или других видов. Что служит меткой? Пахучие вещества Моча и кал Крики и пение

29 слайд Описание слайда:

Численность Эффективная численность – число особей реально, участвующих в размножении. Плотность – число особей на единице территории или акватории Половой и возрастной состав может изменяться очень сильно, например, в популяции комаров зимуют только самки, все самцы погибают, но летом их численность резко возрастает

30 слайд Описание слайда:

Характеристики популяции: 2. динамические Рождаемость Смертность Естественный прирост (рождаемость минус смертность

31 слайд Описание слайда:

Характеристики популяций 3. генетические Генофонд (аллелофонд) – совокупность всех аллелей всех особей популяции. Его можно описать как ассортимент аллелей, т.е.,какие варианты генов есть в популяции — генетическая гетерогенность популяции частоту встречаемости аллелей, т.е., как часто встречаются аллели — генетический полиморфизм

32 слайд Описание слайда:

Генетическая гетерогенность – наличие в популяции разных генов у мышей

33 слайд Описание слайда:

Характеристики популяции: 4.экологические Экологическая ниша – совокупность всех экологических факторов, описывающих место популяции в экосистеме

34 слайд Описание слайда:

Закрепление 1. Исходная единица систематики организмов: вид род популяция отдельная особь 2. При определении принадлежности организма к тому или иному виду необходимо учитывать: 1) комплекс критериев вида 2) число входящих в него популяции 3) историю развития вида 4) к какому роду принадлежит вид.

35 слайд Описание слайда:

3.Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называются…  А. Популяцией  Б. Видом  В. Классом  Г. Верного ответа нет  4.Различают…структуру популяции  А. Половую  Б. Возрастную  В. Генетическую  Г. Все ответы верны 

36 слайд Описание слайда:

5. Степень подвижности особей выражается расстоянием, на которое может перемещаться животное, — это расстояние называется…  А. Радиусом индивидуальной активности  Б. Миграцией  В. Изоляцией  Г. Верного ответа нет  6. Виды-двойники А)     способны скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство   Б)     отличаются морфологически   В)     обладают разным кариотипом   Г)      способны скрещиваться между собой, но не дают плодовитое потомство    

37 слайд Описание слайда:

7. Популяцию считают элементарной единицей эволюции, так как 1) она обладает целостным генофондом и способна изменяться 2) особи в популяции не скрещиваются между собой  3) особи в популяции не связаны родством 4) она не способна изменяться во времени. 8.Пеночки – теньковки и пеночки – веснички, обитающие в одном лесу, составляют: Одну популяцию одного вида Одну популяцию разных видов Две популяции одного вида Две популяции двух видов

38 слайд Описание слайда:

Вывод: Особи разных популяций не способны к скрещиванию между собой, если: 1.Они населяют различные части ареала 2.Их генофонды отличаются по ряду генов 3.Они обладают разными хромосомными наборами 4. У них сильная внутривидовая конкуренция за пищу и территорию

39 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Повторить параграф 43 Параграф 44 полностью письменно ответить на вопросы Стр. 157 вопросы № 1 Стр. 160 вопросы № 1,3

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация начинается с актуализации опорных знаний по теме:»Эволюционные взгляды в додарвиновский период»- таких ученых как К.Линней и Ж.Б.Ламарк. Далее слайды с заданиями по эволюционному учению Ч.Дарвина. Показаны иллюстрации доказательств эволюции, Обучающиеся охарактеризовывают каждое доказательство. Далее дается задание на определение критерия вида:приводится пример.  Задание включает и мини- практическую работу. По предложенному примеру описать растение по морфологическому критерию.После актуализации знаний называется тема и цели урока.При закреплении проводится тест по новой теме.

Общая информация

Номер материала: 144619

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

элементарная единица эволюции. Видеоурок. Биология 11 Класс

Из этого урока вы узнаете о том, почему отдельная особь не может быть эволюционной единицей. Как естественный отбор, способствуя выживанию отдельных особей, влияет в целом на структуру популяций? Почему популяцию рассматривают как единицу экологии и эволюции живого? Что такое генофонд популяции? Что такое ареал? Как взаимодействуют популяции живых организмов со средой обитания? К каким последствиям это приводит? Какие характеристики популяции позволяют прогнозировать их будущие состояния?

Как правило, особи одного вида неравномерно распределены в пределах ареала.

Обычно они образуют скопления, которые разделены между собой.

Внутри таких скоплений особи могут скрещиваться друг с другом. Совокупность особей одного вида, населяющих долгое время одно пространство и свободно скрещивающихся между собой, называется популяцией.

Популяции обычно отделены друг от друга географическими  преградами: горными хребтами или водными пространствами, районами, непригодными или неудобными для проживания, например участками, лишенными пищи.

Иногда изоляция наступает из-за накопившихся различий в поведении. В таком случае особи могут не встретиться друг с другом в брачный период, а встретившись, не опознают в другом существе брачного партнера, а увидят в нем пищу или врага (что часто происходит у насекомых и паукообразных).

Следует понимать, что любая изоляция относительна.

Например, две дубравы находятся на расстоянии нескольких километров друг от друга, а пыльца переносится только на несколько сотен метров, поэтому можно считать, что такие дубравы являются изолированными популяциями. Во время бурь пыльца может переноситься на несколько километров и достигать соседних дубрав. В таком случае, за счет случайного скрещивания, эта изоляция будет уже не полной.

Основными параметрами популяции являются численность, плотность, половая и возрастная структура, а также пространственная организация (рис. 1).

Рис. 1. Основные параметры популяции

Численность – это общее количество особей в популяции. Численность популяции зависит от темпов размножения, а также смертности, и поэтому постоянно изменяется. Для каждой популяции обычно есть верхний и нижний пределы численности. У одного и того же вида могут быть как большие, так и маленькие популяции.

Плотность популяции – это количество особей или их биомасса (совокупная масса живого вещества), приведенная на единицу площади или объема. Например, 150 растений сосны на 1 гектар или 0,5 циклопа на 1 м3 воды. Плотность популяции также изменяется и зависит от численности.

Пространственное распределение описывает особенности размещения особей популяции на занимаемой территории. Природным популяциям свойственно три типа распределения особей: случайное, равномерное и групповое.

Возрастная структура популяции отражает соотношение различных возрастных групп, а также сезонную и многолетнюю динамику этого соотношения.

В популяции обычно выделяют три возрастные категории особей:

предрепродуктивная (особи, не достигшие половой зрелости),

репродуктивная (особи способные к размножению),

пострепродуктивная (особи утратившие способность к размножению).

При благоприятных условиях в популяции присутствуют все возрастные группы и поддерживается более или менее стабильное их относительное количество. Численность особей находящихся в репродуктивном периоде – очень важный показатель. Его еще называют эффективная численность.

Половую структуру популяции определяет соотношение полов в популяциях с раздельнополыми особями. К ним относятся большинство животных и все двудомные растения. Скорость размножения популяции обычно лимитируется количеством половозрелых самок.

Все описанные характеристики популяции сильно изменяются во времени. Популяции могут объединяться или разделяться, возникать или вымирать.

Изоляция популяций приводит к тому, что особи преимущественно скрещиваются внутри популяции. Это приводит к накоплению генетических различий между разными популяциями. В такой п

interneturok.ru

Основные экологические характеристики популяции

Экология – наука о взаимоотношениях. А в 11-м классе вы по своему опыту уже знаете, что любые взаимоотношения, ну, например, между людьми – это тема ооочень сложная. Отношения нельзя увидеть, их нельзя потрогать, их нельзя измерить. Их можно почувствовать или, по крайней мере, подсмотреть.
Точно так и большинство тем по экологии, вы уже в этом убедились, практически не содержат какого-либо мало-мальски фактологического материала.
Экологические ниши… Что это за ниши и из чего они сделаны?
Мутуалистические отношения… Кто там главный, а кто подчинённый? Кем они зарегистрированы?
Конкуренция… Кто быстрее бегает и дальше прыгает, что ли?
Подобные примеры можно приводить очень долго. И, скорее всего, они не доставят особого удовольствия школьникам с математическим складом ума или тем, у которых левое полушарие мозга уж слишком превалирует в своей работе над правым.
Но сегодня и прямо сейчас – бинго! Встречайте первую тему по экологии для математиков и примкнувших к ним любителям фактов и цифр.

Перед тем, как перейти непосредственно к подсчётам, давайте определимся с теми системами… или структурами, а может, объектами, элементами, к которым мы будем наши расчёты применять. У вас есть идеи?

И у специалистов-экологов они есть.
Изучая функционирование природных систем, состоящих из объектов живой и неживой природы, они пришли к выводу, что основной элемент каждой экосистемы – это популяция. Как вам должно быть известно, именно такой термин ввёл в экологию датский биолог Вильгельм Иогансен уже в далёком 1903 году.

Помните определение?
Популяция – это способная к саморегуляции группа особей одного вида, обитающих на общей территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
Каждая популяция в сообществе играет отведённую ей роль и составляет вместе с популяциями других видов некое природное единство, которое развивается и действует по своим законам.
Вся эта система природного единства очень сложная. И для понимания того, как она функционирует, крайне важно знать не только особенности жизнедеятельности тех или иных видов организмов (биологические признаки), но и, главное – их популяционные характеристики (групповые признаки). Что это может быть? Плотность расселения, общая численность особей, скорость увеличения численности, продолжительность жизни, количество производимого потомства.
Эти характеристики называются демографическими показателями популяции. Без них не обойтись при прогнозировании возможных изменений, происходящих как в отдельных популяциях, так и во всём сообществе или экосистеме. Поскольку, как мы уже сказали, вся природная система из популяций, как ячеек, и состоит.

Популяция – элементарная структура природного сообщества. Демографические характеристики отражают популяцию в целом, и их невозможно применить к отдельной особи. Конечно, отдельный организм рождается, стареет и умирает. Но применительно к нему нельзя говорить о рождаемости, смертности или возрастной структуре и численности – эти характеристики имеют смысл только на групповом уровне. И первый такой уровень – популяция.

Давайте её проанализируем.

Первое, на что сразу обращаем внимание, конечно же, численность – общее количество особей.
Численность популяции постоянно изменяется по самым разным причинам, но её колебания не могут выйти за некоторые пределы – верхний и нижний. Выход за них чреват гибелью всей совокупности особей.
Верхний предел численности – максимальное количество особей, способных существовать на определённой территории. Он зависит от количества корма, площади занимаемого ареала и силы воздействия экологических факторов. Причём для каждой популяции этот предел, как вы понимаете, свой. Например, для волка – это сотни особей, а небольших полёвок – уже сотни тысяч. Если численность достигает верхнего предела, то начинается гибель особей из-за нехватки корма. Из-за повышенной контактности в условиях скученности возникают эпидемии, что в конечном итоге может привести к гибели всей популяции.

Нижний предел численности – минимальное количество особей, способных

обеспечить длительное существование популяции. Обратите внимание, в отличие от верхнего предела, нижний зависит только от биологических свойств организмов. А поэтому является величиной постоянной для всех популяций в пределах вида.
При уменьшении численности популяции до нижнего предела снижается возможность встречи полов для размножения. Что неизбежно приводит к вымиранию популяции. Именно поэтому популяции живых организмов с очень малой численностью не могут существовать длительное время. И именно поэтому в природе нельзя встретить ни снежного человека, ни лох-несское чудовище. Элементарные экологические знания опровергают эти легенды. Как, впрочем, и существование Бога. Правда, это не мешает миллионам верующих строить свою жизнь на основе религиозных традиций и обычаев.

Для популяций позвоночных животных нижний предел численности составляет несколько сот особей: при меньшем числе особей у популяции мало шансов на выживание в период резких депрессий численности. Для беспозвоночных цифра минимальной численности оказывается заметно выше — порядка десятков тысяч особей. Подумайте, почему.

Нужно отметить и тот факт, что численность практически любой популяции подвержена периодическим (сезонным) колебаниям. Они ещё называются популяционными волнами, или волнами жизни.
Считается, что возникают они под влиянием биотических и абиотических факторов среды. Например, хорошо известно, что урожай еловых шишек повышается после тёплого сухого лета, а это, в свою очередь, положительно сказывается на росте популяции белок.

Однако вопрос возникновения волн жизни до конца не изучен. Существуют даже исследования о влиянии генотипа на это явление.

Масштабы колебаний численности у популяций разных видов обычно неодинаковы. Так, численность майского жука на пике волны увеличивается в миллион раз, сибирского шелкопряда — в 12 млн. раз, зайцев в Канаде — в 10 раз.

Численность популяции – важный демографический фактор. Но куда более иллюстративна плотность. Плотность популяции – это число особей, или их биомасса, приходящаяся на единицу площади или объёма жизненного пространства.
Например, 200 сосен на 1 гектар, 5 миллионов диатомовых водорослей на 1 м3, 200 экземпляров леща на 1 гектар поверхности водоёма и т. п.

Зачастую плотность измеряют в тех случаях, когда важнее знать не конкретную величину популяции в тот или иной момент времени, а её динамику, то есть ход изменения численности во времени.
Различают два вида плотности. Средняя плотность – количество особей в расчёте на единицу площади занимаемой популяцией территории. И экологическая, или удельная, плотность – это тоже количество особей в расчёте на единицу площади территории. Но в этом случае считают только территорию, пригодную к обитанию.

Также, как и численность, плотность имеет верхний и нижний пределы. Поэтому достаточно точный прогноз развития популяции можно давать и на её основе.
В таёжных лесах часты вспышки размножения бабочек сибирского шелкопряда, гусеницы которых оголяют хвойные деревья. В период подъёма численности самки откладывают более 300 яиц. Таким образом, число гусениц на одно дерево пихты может достигать 20 тысяч. В период наиболее высокой плотности популяции плодовитость самок падает до 100 яиц, выживаемость личинок снижается в 2,5 раза, доля самцов увеличивается до 70 и более процентов и начинается разлёт бабочек на большие расстояния, иногда более чем на 100 км. Среди мигрантов преобладают самки. Все эти изменения имеют прямую зависимость от плотности популяции.

Плотность популяции оказывает влияние и на взаимоотношения хищник-жертва.

Повышение плотности популяции жертв означает увеличение кормов для хищников. При этом их добыча значительно возрастает.

Например, горностай за одну охоту при обилии мышей добывает не одну, а три-четыре особи, больше, чем может съесть. Это быстрая реакция хищников на число жертв, и она часто может остановить рост их численности.

Но затормозить рост численности жертв удаётся не всегда, потому что у любой особи потребителя есть предел насыщения.

Если жертвы размножаются быстрее, чем их ловят хищники, рост их популяций продолжается.

Усиление воздействия на жертв связано с размножением самих хищников. Их число, а, следовательно, и число потребляемых ими жертв увеличивается при этом в геометрической прогрессии, и их регуляторное влияние на популяции жертв резко возрастает. Число горностаев, например, после богатого кормом года может возрасти в 30—50 раз, их влияние на популяцию жертв увеличится в 120—200 раз.

Далее – рождаемость. Рождаемость – это число особей, появившихся в популяции в единицу времени за счёт размножения. Это важная демографическая характеристика. В экологии под рождаемостью принято считать любой способ появления новых особей (живорождение как таковое у млекопитающих, вылупливание из яиц у птиц, деление амёбы, прорастание семян сосны и так далее). Попробуйте самостоятельно продолжить этот перечень.

Рождаемость характеризует способность популяции к увеличению численности за счёт размножения особей. Помните из географии?

Различают максимальную рождаемость – теоретически возможную и так называемую, экологическую – то, что есть на самом деле.

Фактически во всех живых организмах заложена способность размножаться беспредельно. Например, всего за пять поколений, т. е. за месяц-полтора лета, одна- единственная тля может оставить более 300 миллионов потомков. Это максимальная рождаемость.
На самом деле в природе ни у одной популяции не бывает идеальных условий, когда количество ресурсов не ограничено, естественные враги отсутствуют, а абиотические факторы среды всегда благоприятны.

Поэтому экологическая (фактическая) рождаемость всегда гораздо ниже максимальной (теоретической).

Экологическую рождаемость можно рассчитать двумя способами. Определяем общее число потомков за период времени – это абсолютная рождаемость. И второй способ – высчитываем число родившихся в единицу времени в расчёте на одну особь популяции – удельная рождаемость.

Важный момент. В природе существует две стратегии размножения организмов. Одни не заботятся о потомстве и вынуждены откладывать много яиц, из которых выживают единицы особей (высокая максимальная рождаемость и относительно низкая экологическая).

Приверженцы другой стратегии проявляют заботу о потомстве (низкая максимальная и относительно высокая экологическая рождаемость).

При повышении рождаемости численность популяции увеличивается. Но иногда отмечается высокая рождаемость, а численность остаётся прежней или даже снижается. Это может быть связано с высокой смертностью.

Смертность количество особей, погибших за единицу времени. Этот демографический показатель по характеру влияния на численность природных популяций является, как можно догадаться, противоположным рождаемости. Но характеризуется аналогичными по расчёту показателями: абсолютной смертностью и удельной.

Подведём итог. Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое популяция;

узнали, что каждая такая совокупность особей обладает важными характеристиками – демографическими показателями. К ним относятся: численность с верхним и нижним пределами, плотность, рождаемость и смертность.

videouroki.net

Тематический контроль по биологии в 11 классе по теме «Вид и популяция»

Тематический контроль по теме «Вид и популяция»

1 Вариант

1 уровень

1. Совокупность особей одного вида, способных к скрещиванию, занимающих определённую территорию, взаимодействующих между собой, называют:

А) видом; Б) группой; В) популяцией; Г) классом.

2. Критерии вида — это:

А) свойства вида; Б) показатели вида; В) характеристики вида; Г) структура вида.

2 уровень

3. Закончите предложения:

а) Количество особей популяции в расчёте на единицу площади — это …

б) Характер распределения особей популяции на занимаемой территории — это …

в) К свойствам популяции относятся …

3 уровень

4. Установите соответствие. Ответ запишите в виде цифр и букв.

Биологические

Групповые

А) Рождаемость

Б) Половая структура

В) Старение

Г) Плотность

Д) Саморегуляция

Е) Смертность

Ж) Рождение

З) Этологическая структура

И) Численность

К) Развитие

Л) Возрастная структура

М) Рост

Н) Пространственная структура

О) Гибель

4 уровень

5. Что произойдёт с популяцией, если её численность выйдет за нижний предел? Почему?

6. Как влияют на численность популяции факторы, независимые от их плотности?

  1. уровень

7. Что изображено под цифрами 1,2,3? Охарактеризуйте эти распределения.

Тематический контроль по теме «Вид и популяция»

2 Вариант

1 уровень

1. Совокупность популяций, особи которых сходны по морфологическим, физиологическим, биохимическим, генетическим, географическим критериям, называют:

А) видом; Б) группой; В) популяцией; Г) классом.

2. Ареал вида — это:

А) свойство вида; Б) признак вида; В) характеристика вида; Г) территория обитания вида.

2 уровень

3. Закончите предложения:

а) Число особей, появившихся в популяции в единицу времени за счёт размножения-это.

б) Соотношение особей по какому-либо при знаку в среде обитания называется …

в) Изменение численности особей популяции во времени называется …

3 уровень

4. Установите соответствие. Ответ запишите в виде цифр и букв.

Генетический

Физиологический

Экологический

Морфологический

Географический

Биохимический

А) Химический состав тела организмов и их обмен веществ

Б) Определенная часть земной поверхности в природе, где обитают особи данного вида

В) Определенный набор хромосом, сходных по размерам, форме и составу.

Г) Совокупность характерных особенностей процессов жизнедеятельности

Д) Совокупность характерных факторов среды, необходимых для существования вида

Е) Совокупность характерных признаков внешнего строения особей.

4 уровень

5. Что произойдёт с популяцией, если её численность выйдет за верхний предел? Почему?

6. Как влияют на численность популяции факторы, зависимые от их плотности?

  1. уровень

7. Что изображено под цифрами 1,2,3? Охарактеризуйте эти распределения.

infourok.ru

Конспект урока по биологии в 11 классе на тему: «Вид и его критерии.Популяции»

Урок __.ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ.ПОПУЛЯЦИИ.

Цели: сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; научить описывать особей видов по морфологическому критерию, рассмотреть понятие популяция, ее демографические показатели, выявить роль популяций в эволюции.

Ход урока

I. Проверка знаний. 1.Тестирование

II. Изучение нового материала.

1. Вид.

Биологический вид – это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющих определенный ареал; обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой.

Вид характеризуется целостностью и обособленностью. Целостность вида проявляется в том, что его особи могут жить и размножаться лишь взаимодействуя друг с другом – благодаря выработанным в процессе эволюции взаимным приспособлениям организмов: особенностям скоординированности строения материнского организма и эмбриона, системам сигнализации и восприятия у животных, общности территории .

2. Критерии вида.

Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют критериями вида.

— Морфологический критерий.

В основе морфологического критерия лежит сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.

Но особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удается определить вид. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, однако особи таких видов не скрещиваются между собой. Это виды-двойники.

-Генетический критерий.

Имеется в виду набор хромосом, свойственный конкретному виду. Виды обычно отличаются по числу хромосом или по особенностям их строения, поэтому генетический критерий достаточно надежен. Однако и он не абсолютен. Встречаются случаи, когда виды имеют практически не различимые по строению хромосомы. Кроме того, в пределах вида могут быть широко распространены хромосомные мутации, что затрудняет его точное определение.

— Физиологический критерий.

В основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида, прежде всего сходство размножения. Представители разных видов, как правило, не скрещиваются, или потомство их бесплодно. Нескрещиваемость видов объясняется различиями в строении полового аппарата, сроках размножения и др. Однако в природе есть виды, которые скрещиваются и дают плодовитое потомство (некоторые виды канареек, зябликов, тополей). Следовательно, физиологический критерий недостаточен для определения видовой принадлежности особей.

-Географический критерий.

Это определенный ареал, занимаемый видом в природе.

-Экологический критерий.

Основа экологического критерия – совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. Например, лютик едкий распространен на лугах и полях, в более сырых местах растет лютик ползучий; по берегам рек и прудов, на болотистых местах встречается лютик жгучий.

— Биохимический критерий.

Биохимический критерий позволяет различить виды по биохимическим параметрам (состав и структура определенных белков, нуклеиновых кислот и других веществ).

— Исторический критерий.

Общность предков, единая история возникновения и развития вида.

Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.

3.Популяции. Вид занимает определенную территорию (ареал). Если рассмотреть, как распределены особи одного вида на этой территории, то можно увидеть неравномерность их распределения, так как условия существования на разных участках ареалы различны. То есть вид в природе представлен в виде относительно изолированных друг от друга групп, которые называются популяциями. Популяция – это форма существования вида в конкретных условиях среды и единица эволюции.

Популяцияэто совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций

Популяции каждого вида взаимодействуют с популяциями других видов, образуя вместе с ними биотические сообщества – целостные системы более высокого уровня организации.

Жизнь популяций изучает экология – наука о взаимоотношении организмов между собой и со средой обитания.

Популяция является сложным биологическим объектом, состоящим из многих элементов, связанных друг с другом различными отношениями, но одновременно вся популяция в целом функционирует как единый организм и обладает особыми свойствами (показателями), присущими только группе особей в целом.

Демографические показатели популяции:

1. Общее число организмов (особей) в популяции.

2. Количество особей на единицу площади (плотность).

3. Скорость прироста численности за определенную единицу времени.

4. Скорость сокращения численности в результате гибели особей за определенную единицу времени.

5. Состав: А. Соотношение численности разновозрастных особей.

Б. Соотношение численности мужских и женских особей.

III. закрепление. Беседа по вопросам:

1. Что такое популяция? вид?

2. Почему вид в природе существует в виде популяций?

3. Какие демографические показатели популяции вы знаете?

4. В чем состоит практическое изучение популяций?

5. Критерии вида?

Домашнее задание: § 53.

1. Тестирование.

1) Наследственную изменчивость Ч. Дарвин называл: а) модификационной; б) групповой; в) неопределенной; г) определенной.

2) Движущая сила эволюции (по Ч. Дарвину) видов – это: а) искусственный отбор; б) наследственная изменчивость; в) популяционные волны; г) борьба за существование.

3) Материалом для эволюции служит: а) борьба за существование; б) естественный отбор; в) модификационная изменчивость; г) наследственная изменчивость.

4) Укажите неверное утверждение: «Результат действия естественного отбора – это…»: а) приспособленность организмов к среде обитания; б) многообразие органического мира; в) наследственная изменчивость; г) образование новых видов.

5) Основная заслуга Ч. Дарвина состоит: а) в формулировании биогенетического закона; б) создании первой эволюционной теории; в) разработке теории естественного отбора; г) создании закона наследственных рядов.

6) По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются: а) борьба за существование; б) наследственная изменчивость; в) естественный отбор; г) все перечисленные.

7) Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости: а) определенная; б) модификационная; в) групповая; г) мутационная.

8) Способность организмов производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами: а) наследственной изменчивости; б) борьбы за существование;

в) вымирания; г) видообразования.

9) Наследственная изменчивость в процессе эволюции: а) создает новые виды; б) доставляет материал для эволюции; в) закрепляет созданный в процессе эволюции материал; г) сохраняет наиболее полезные изменения.

10) Результатом действия естественного отбора не является: а) приспособленность организмов к среде обитания; б) многообразие органического мира; в) борьба за существование; г) совершенствование организации живых существ.

2. Задание. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их:

1) Не все организмы изменчивы.

2) Все различия между организмами обязательно передаются по наследству.

3) Организмы размножаются в арифметической прогрессии, и все доживают до половозрелого состояния.

4) Жизненные ресурсы не ограничены, и в борьбе за существование погибают только больные, ослабленные особи .

5) В результате борьбы за существование происходит естественный отбор – выживают те особи, которые располагают полезными в данных условиях свойствами.

3. Задание.

Установите соответствие между именем ученого и его вкладом в биологию.

Имя ученого

1. Ч. Лайель

2. Аристотель

3. К. Линней

4. К. Бэр

5. Ч. Дарвин

Заслуги ученых

а) Описал более 500 видов растений
и животных, расположив их в определенном порядке.

б) При классификации использовал принцип соподчиненности систематических категорий.

в) Сформулировал закон зародышевого сходства.

г) Изучая геологическую историю Земли,
выдвинул идею движущих факторов эволюции Земли.

д) Вскрыл движущие силы и выявил причины протекания биологической эволюции.

multiurok.ru

Презентация по биологии на тему «Характеристики популяции» (11 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему «Характеристики популяции» (11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Характеристики популяции Подготовила: учитель биологии МБОУ Михейковской СШ Басюль Мария Александровна

2 слайд Описание слайда:

Популяция совокупность особей данного вида, занимающий неразрывный ареал внутри вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.

3 слайд Описание слайда:

Характеристики популяции Статические Динамические Генетические Экологические

4 слайд Описание слайда:

1. Статические хар-ки: Ареал Численность Плотность Половой и возрастной состав

5 слайд Описание слайда:

Ареал может быть: Сплошной Прерывистый Узкий – эндемики и реликты Широкий — космополиты

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Песец и его ареал (прерывистый)

8 слайд Описание слайда:

Виды, ареал которых сокращается : соболь; или увеличивается: заяц-русак

9 слайд Описание слайда:

Ареал соболя, сокращаясь, из сплошного стал прерывистым

10 слайд Описание слайда:

Ареал зайца- русака расширяется

11 слайд Описание слайда:

Виды–космополиты (расселены повсеместно): серая крыса и рыжий таракан

12 слайд Описание слайда:

Реликт – кистепёрая рыба латимерия

13 слайд Описание слайда:

Виды–эндемики. Дрофа – птица Саратовских степей.

14 слайд Описание слайда:

Численность Эффективная численность – число особей реально, участвующих в размножении. Плотность – число особей на единице территории или акватории Половой состав может изменяться очень сильно, например, в популяции комаров зимуют только самки, все самцы погибают, но летом их численность резко возрастает

15 слайд Описание слайда:

Возрастная структура Возрастная структура популяции характеризуется соотношением численности или биомассы особей различного возраста. Такое соотношение называют возрастным распределением популяции, т.е. распределением численности по возрастным группам. Возрастной состав зависит от интенсивности смертности организмов и от величины рождаемости. Анализ возрастной структуры позволяет прогнозировать численность популяций на ряд ближайших поколений и лет.

16 слайд Описание слайда:

2. Динамические хар-ки Рождаемость Смертность Естественный прирост

17 слайд Описание слайда:

Рождаемость – это число новых особей (яиц, семян), родившихся (вылупившихся, отложенных) в популяции за определенный промежуток времени. Рождаемость характеризует способность популяции к увеличению численности за счет размножения особей. Рождаемость Экологическая Физиологическая

18 слайд Описание слайда:

Виды рождаемости Физиологическая рождаемость (максимальная) – это теоретический максимум скорости образования новых особей в идеальных условиях, когда отсутствуют внешние факторы, сдерживающие процессы размножения. Экологическая рождаемость дает представление о скорости возрастания численности популяции при фактически сложившихся условиях жизни рассматриваемой группы особей. Экологическая рождаемость не постоянна и изменяется в зависимости от физических условий среды и состава популяции.

19 слайд Описание слайда:

Смертность Смертностью называется скорость отмирания организмов. Она может характеризовать отдельные популяционные подгруппы или же популяцию в целом. Смертностью определяется и средняя продолжительность жизни входящих в популяцию организмов.

20 слайд Описание слайда:

Естественный прирост разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени

21 слайд Описание слайда:

3. Генетические хар-ки Генофонд – совокупное колличество генетического материала. Его можно описать как ассортимент аллелей, т.е., какие варианты генов есть в популяции частоту встречаемости аллелей, т.е., как часто встречаются аллели

22 слайд Описание слайда:

4.Экологические хар-ки Экологическая ниша – совокупность всех экологических факторов, описывающих место популяции в экосистеме

23 слайд Описание слайда:

Закрепление

24 слайд Описание слайда:

1. Исходная единица систематики организмов: А. вид Б. род В. популяция Г. царство 2. При определении принадлежности организма к тому или иному виду необходимо учитывать: А) комплекс критериев вида Б) число входящих в него популяции В) историю развития вида Г) к какому роду принадлежит вид.

25 слайд Описание слайда:

3. Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называются…  А. Популяцией  Б. Видом  В. Классом  Г. Верного ответа нет  4.Различают…структуру популяции  А. Половую  Б. Возрастную  В. Генетическую  Г. Все ответы верны 

26 слайд Описание слайда:

5. К статическим характеристикам популяции НЕ относится: А. Ареал  Б. Плотность  В. Половой состав  Г. Генофонд  6. Число особей на единицу площади – это… А. Обилие Б. Ареал   В. Плотность   Г. Рождаемость

27 слайд Описание слайда:

7. Популяцию считают элементарной единицей эволюции, так как А. она обладает целостным генофондом и способна изменяться Б.особи в популяции не скрещиваются между собой В.особи в популяции не связаны родством Г.она не способна изменяться во времени. 8. 1)Выделяют физиологическую рождаемость; 2)Выделяют экологическую рождаемость А. Верно 1 утверждение Б. Верно 2 утверждение В. Верны оба утверждения Г. Неверны оба утверждения

28 слайд Описание слайда:

9. Какой тип ареала представлен на рисунке?

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-110827

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

§ 2. Популяция — структурная единица вида. Характеристика популяции Общая биология: Учебное пособие для 11-го класса

[ Содержание учебника Общая биология: Учебное пособие для 11-го класса ]

Вернуться к графической версии учебника…

§ 2. Популяция — структурная единица вида. Характеристика популяции

Ареал вида. Особи одного вида встречаются на территориях, где они находят подходящие для жизни условия. Часть земной поверхности (или акватории), в пределах которой встречается данный вид, называется ареалом (от лат. area — площадь, пространство^ (см. рис. 1.2).

Размеры ареалов разных видов могут сильно различаться. У наземных малоподвижных видов, распространение которых ограничено какими-нибудь непреодолимыми преградами, ареал может занимать территорию всего в несколько квадратных километров и даже менее. К ним относятся островные или пещерные виды, обитатели горных долин или верхних зон горных хребтов. Например, живородящая рыба голомянка населяет только озеро Байкал, жуки жужелицы-брызгуны обитают на Кавказе в пределах одного-двух хребтов. Виды, имеющие узкий ареал распространения, называются эндемичными, или эндемиками.

Другие виды имеют обширные ареалы, нередко располагающиеся на нескольких материках. Например, на всех континентах встречаются жуки-навозники, соколы-сапсаны. Огромный ареал имеют подвижные морские животные — кашалот, серый дельфин, синий кит, касатка. Такое же широкое распространение свойственно многим растениям и животным, сопровождающим человека, — синантропным видам (вши, блохи, тараканы, крысы). Виды, ареалы которых расположены в пределах всех континентов, называются всесветными, иликосмополитами.

Главными причинами, которые влияют на формирование и особенности структуры ареала, являются экологическая пластичность вида, его способность к расселению и исторический возраст. В формировании ареалов си-нантропных видов роль человека является определяющей.

Популяция — структурная единица вида. Ареалов, сплошь заселенных тем или иным видом, в природе не существует. В пределах ареала особи данного вида осваивают лишь подходящие для их жизни местообитания. Степень заполнения занимаемого пространства у разных видов различна. Но всегда в нем выделяются «пустоты» и скопления. Иными словами, ареал состоит из более или менее многочисленных участков, на которых и встречается определенный вид. Например, колонии крота европейского, хорошо заметные по холмикам земли, располагаются на лесных опушках и лугах, ель обыкновенная произрастает преимущественно на низинах со значительно увлажненной почвой.

Скопления особей одного вида по численности могут быть большими или маленькими, существовать длительно (столетия и более) или на протяжении жизни всего двух-трех поколений, после чего они, как правило, погибают от любых случайностей, например, заболеваний, резкого ухудшения

погодных условий и др. Для судьбы вида гораздо более важную роль играют те группы особей, которые устойчиво сохраняются на протяжении жизни многих поколений. Численность особей в таких группах может значительно увеличиваться при благоприятных условиях и снижаться при неблагоприятных, однако они имеют шансы к длительному существованию на данной территории. Такие группировки (совокупности) особей одного вида, длительно населяющих определенную часть ареала, свободно скрещивающихся друг с другом и дающих плодовитое потомство, относительно обособленные от других совокупностей этого же вида, называются популяцией (от лат. populus — народ, население). Благодаря пространственной разобщенности популяций вид приспособлен к существованию в разнообразных условиях среды. Таким образом, популяция является внутривидовой группировкой и, следовательно, конкретной формой существования вида, а сам вид — сложной биологической системой.

Характеристика популяций. Каждая популяция любого вида как биологическая система обладает определенной структурой.

Под структурой популяции понимается определенное количественное соотношение особей, отличающихся по морфологическим и физиологическим признакам, возрасту, полу, характеру распределения в пространстве и другим свойствам.

Основными параметрами популяции являются, прежде всего, ее численность и плотность.

Численность — общее количество особей в популяции. Она не бывает постоянной, так как изменчивы условия среды обитания популяции. Численность популяции зависит от соотношения интенсивности размножения (плодовитости) и смертности. В процессе размножения происходит рост популяции, смертность же приводит к сокращению ее численности. Для каждой популяции есть верхний и нижний пределы численности, которые можно измерить, изучая ее сезонные и межгодовые изменения.

Плотность популяции — это количество особей или их биомасса на единицу площади или объема (например, 150 растений сосны на 1 га; 0,5 циклопа на 1 м 3 воды). Плотность популяции также изменчива и зависит от численности. При возрастании численности плотность не увеличивается лишь в том случае, если возможно расселение популяции, расширение ее ареала.

Повышение плотности сверх оптимальной неблагоприятно сказывается на состоянии популяции, поскольку при этом иссякает кормовая база, сокращается жизненное пространство и т.д.

Падение плотности ниже оптимальной приводит к ослаблению защитных реакций популяции, снижает ее плодовитость, что в конечном итоге может привести к вымиранию популяции.

Общую численность популяции оценивают разными методами. Для подсчета популяций крупноразмерных организмов, таких как слоны, буйволы, олени, приме няют метод тотального подсчета, используя фотосъемку территории с самолета или вертолета с последующим просчитыванием на фотографии всех запечатленных на ней особей данного вида. Численность популяций, состоящих из мелких животных, чаще всего определяют методом выборки. Для этого подсчитывают плотность организмов в разных участках местоообитания популяции и, умножив среднюю величину плотности на площадь или объем, занимаемый популяцией, получают ее общую численность.

Пространственное распределение представляет собой особенности размещения особей популяции на занимаемой территории. Оно определяется степенью однородности среды обитания, наличием пригодных для жизни участков, а также биологическими особенностями вида, поведением его особей. Знание типа распределения организмов позволяет правильно оценить плотность методом выборки.

Природным популяциям свойственны три типа распределения особей: случайное, равномерное (регулярное) и групповое (агрегированное) (рис. 1.3).

Случайное распределение особей наблюдается в однородной среде обитания, при невысокой численности популяции и отсутствии у особей стремления образовывать группы (например, у планарий, гидр). В природе этот тип распределения встречается редко.

Равномерное распределение характерно для видов, отличающихся жесткой конкуренцией между особями за одинаковые ресурсы и сильным территориальным инстинктом (хищные рыбы, млекопитающие, птицы, пауки).

Агрегированное (групповое) распределение встречается в природе наиболее часто. Оно выражается в образовании группировок особей, между которыми остаются значительные незаселенные территории. Причинами агрегированности особей могут быть неоднородность среды и ограниченность пригодных для жизни местообитаний, особенности размножениястремление к жизни в группе. Жизнь в группе (семье, стаде, стае, колонии) облегчает защиту от хищников, поиск и добывание корма. У растений групповое распределение определяется главным образом способом размножения и расселения семян и плодов. Например, тяжелые плоды, падая рядом с материнским растением и в последующем прорастая, образуют группу рядом растущих дочерних растений.

Возрастная структура отражает соотношение различных возрастных групп в популяции (рис. 1.4), а также сезонную и межгодовую динамику этого соотношения. В популяции обычно выделяют три экологических возраста: предрепродуктивный (до размножения), репродуктивный (в период размножения) и пострепродуктивный (после размножения). При благоприятных условиях в популяции присутствуют все возрастные группы и поддерживается более или менее стабильный уровень численности. Несмотря на присутствие в популяции всех возрастных групп, соотношение между ними меняется и зависит от числа потомков в помете, количества пометов за сезон, времени наступления половозрел ости, продолжительности репродуктивного периода особей, продолжительности их жизни и других факторов. Так, например, в популяциях мелких грызунов велика доля особей младших возрастных групп, в то время как для крупных видов (слоны, киты и др.) она мала.

В сокращающихся популяциях преобладают старые особи, уже не способные интенсивно размножаться. Такая возрастная структура свидетель^ ствует о неблагоприятных условиях существования.

Изучение распределения организмов по возрастам имеет большое значение в прогнозировании численности популяций на протяжении жизни ряда ближайших поколений. Такие исследования позволяют планировать, например, промысел рыб или пушных зверей на ряд лет вперед.

Половую структуру формирует соотношение полов в популяциях с раздельнополыми особями (см. рис. 1.4). К ним относятся большинство животных и все двудомные растения. Изменение половой структуры популяции отражается на ее роли в экосистеме, так как самцы и самки многих видов имеют отличия в характере питания, ритме жизни, поведении. Так, самки некоторых видов комаров, клещей и мошек являются кровососущими, в то время как самцы питаются соком растений или нектаром. Повышение доли половозрелых самок приводит к более интенсивному росту популяции за счет рождения большего количества молоди.

Рождаемость характеризует частоту появления новых особей в популяции за счет размножения. Различают абсолютную и удельную рождаемость.

Абсолютная рождаемость — это количество особей, рожденных в популяции за единицу времени, например, за год, месяц, сутки. Однако величина абсолютной рождаемости находится в прямой зависимости от численности популяции. Поэтому определяют удельную рождаемость — количество особей, рожденных в популяции за единицу времени в расчете на одну особь (или на тысячу особей). Показатель удельной рождаемости удобен тем, что позволяет сравнивать скорость рождаемости в разных популяциях независимо от различий в их численности.

Смертность (абсолютная и удельная) — величина, противоположная рождаемости.

Величины рождаемости и смертности изменчивы во времени и зависят от возрастной и половой структуры популяции, обеспеченности пищей и ряда других факторов (рис. 1.5).

Соотношение между величинами рождаемости и смертности определяет динамику численности популяции. Так, если величина рождаемости выше показателя смертности, то численность популяции будет возрастать, и наоборот, снизится, если смертность превысит рождаемость. В случае равенства величин рождаемости и смертности численность популяции будет поддерживаться на постоянном уровне.

Формой существования вида является популяция — самоподдерживающаяся совокупность особей одного вида, имеющая собственный генофонд. Способность популяции к длительному существованию на конкретном участке ареала вида обеспечивается характерными для нее структурой и групповыми свойствами: численностью, плотностью, половозрастной структурой, рождаемостью и смертностью. Величины этих показателей непостоянны, что дает возможность популяции адаптироваться к меняющимся условиям среды обитания.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *