Содержание

Каков жанр романа «Преступление и наказание»?

В том, что «Преступление и наказание» – роман, никто не сомневается, так как РОМАН (от франц. roman, первоначально произведение на романских языках) – крупная форма эпического жанра литературы, в которой читателю предлагается развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод или яркий момент, в котором основное внимание уделяется изображению человека в совокупности со сложными жизненными факторами.

Сложнее вопрос о том, какой именно это роман. О жанре романа «Преступление и наказание» написано много научных работ. Ученые пришли к выводу, что этот роман можно считать КРИМИНАЛЬНЫМ, СОЦИАЛЬНЫМ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ, ФИЛОСОФСКИМ, ДЕТЕКТИВНЫМ.

«Преступление и наказание» можно считать КРИМИНАЛЬНЫМ РОМАНОМ, так как в центре сюжета оказываются преступления, совершаемые разными лицами (Раскольниковым, Свидригайловым, Лужиным) .

Так как криминальный фон жизни Петербурга представлен Достоевским как панорамная картина социальных нравов и проблем, «Преступление и наказание» с полным правом можно назвать СОЦИАЛЬНЫМ РОМАНОМ.

Так как Достоевский в романе с выдающимся мастерством раскрывает внутренний мир персонажей, произведение можно назвать ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ РОМАНОМ.

В «Преступлении и наказании» много монологов и диалогов, в которых сталкиваются разные жизненные позиции персонажей, ведутся интеллектуальные споры между Раскольниковым и Порфирием Петровичем, Раскольниковым и Свидригайловым. Каждый герой является носителем, определенной жизненной позиции, определенной идеи, которую он хочет высказать и высказывает. Именно поэтому роман называют ФИЛОСОФСКИМ РОМАНОМ, а самого Достоевского родоначальником этого жанра в мировой литературе.

Кроме того, присутствие в сюжете романа линии расследования преступления, появление в нем ложных версий, сложная психологическая борьба следователя и преступника позволяют взглянуть на «Преступление и наказание» как на ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН.

otvet.mail.ru

«Преступление и наказание» жанр | KtoiKak.com

Жанр «Преступление и наказание» — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни.

«Преступление и наказание» жанр

Жанр: философский и психологический роман

«Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нём главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство. Углублённый психологизм — характерная черта творчества Достоевского. Самому преступлению посвящена одна часть романа, а душевным переживаниям убийцы остальные пять частей. Следовательно, для писателя важнее всего изобразить муки совести Раскольникова и его решение покаяться.

Философская тема романа — рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства? Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин.

Раскольников убивает ростовщицу Алёну Ивановну, которую сам писатель рисует чрезвычайно непривлекательной: «Это была крошечная, сухая старушка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё…» (1, I). Алёна Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведённого портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая её ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь (5, IV), сосущую человеческую кровь. Однако, по мнению Достоевского, даже такую противную старушонку убивать нельзя: любая личность священна и неприкосновенна, в этом отношении все люди равны. По христианской философии, жизнь и смерть человека в руках Божиих, а людям этого решать не дано (поэтому убийство и самоубийство — смертные грехи). Достоевский с самого начала усугубляет убийство зловредной процентщицы убийством кроткой, безответной Лизаветы. Итак, желая проверить свои возможности сверхчеловека и готовясь стать благодетелем всех бедных и униженных, Раскольников начинает свою благородную деятельность с того, что убивает (!) старуху и юродивую, похожую на большого ребёнка Лизавету.

Отношение писателя к «праву на кровь» проясняется, помимо прочего, в монологе Мармеладова. Рассуждая о Страшном суде, Мармеладов уверен, что Бог в конце концов примет не только праведников, но и опустившихся пьяниц, ничтожных людей, подобных Мармеладову: «И скажет нам: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!». (…) И прострёт к нам руце свои, и мы припадём… и заплачем… и всё поймём! Тогда всё поймём!..» (1, II).

Теперь вы знаете особенности жанра «Преступление и наказание», какие вопросы и проблемы общества хотел показать Достоевский.

ktoikak.com

Особенности жанра романа «Преступление и наказание»

Особенности жанра романа «Преступление и наказание»

Жанровое своеобразие этого романа Ф.М.Достоевского заключается в том, что это произведение нельзя совершенно определенно отнести к уже известным и опробованным русской литературой жанрам, поскольку в нем присутствуют разностилевые черты.

Детективные черты

Прежде всего формально роман можно отнести к жанру детектива:

  • в основе сюжета лежит преступление и его раскрытие,
  • есть преступник (Раскольников),
  • есть умный следователь, который понимает преступника, ведет его к разоблачению (Порфирий Петрович),
  • есть мотив преступления,
  • есть отвлекающие ходы (признание Миколки), улики.

Но никто из читателей и не подумает назвать «Преступление и наказание» простым детективом, потому что каждый понимает, что детективная основа романа лишь предлог для постановки иных задач.

Новый тип романа — психологический

Не укладывается это произведение и в рамки традиционного европейского романа.

Достоевский создал новый жанр  — психологический роман.

В его основе — человек как великая тайна, в которую вместе с читателем заглядывает автор. Что руководит человеком, почему тот или иной способен на греховные поступки, что происходит с человеком, преступившим черту?

Атмосфера романа — мир униженных и оскорбленных, где нет счастливых, нет непадших. В этом мире сочетается реальность и фантастика, поэтому особое место в романе занимают сны Раскольникова, которые не так, как в традиционном романе предсказывают судьбу героя. Нет, сны главного героя отражают состояние его психики, его души после убийства старухи, проецируют действительность (сон об убийстве лошади), аккумулируют философскую теорию героя ( последний сон Родиона).

Каждый герой поставлен в ситуацию выбора.

Этот выбор давит на человека, заставляет его идти вперед, идти, не думая о последствиях, идти только для того, чтобы узнать, на что он способен, чтобы спасти другого или себя, чтобы себя погубить.

Полифоническое решение образной системы

Еще одной жанровой особенностью таких романов является полифония, многоголосие.

В романе огромное количество героев, которые ведут разговоры, произносят монологи, выкрикивают что-то из толпы — и каждый раз это не просто фраза, это философская проблема, вопрос жизни или смерти ( диалог офицера и студента, монологи Раскольникова, его диалоги с Соней, с Свидригайловым, Лужиным, Дунечкой, монолог Мармеладова).

Герои Достоевского носят в своей душе или ад или рай. Так Сонечка Мармеладова, несмотря на ужасы профессии, носит в душе рай, ее жертвенность, ее вера и спасают ее от ада жизни. Такой герой, как Раскольников, по мнению Достоевского, в уме своем подчинен дьяволу и выбирает ад, но в последний момент, когда герой заглядывает в бездну, он отшатывается от нее и идет доносить на себя. Есть в романах Достоевского и герои ада. Они давно и сознательно выбрали ад не только умом, но и сердцем. И сердца их очерствели. Таков в романе Свидригайлов.

Для героев ада один выход — смерть.

Герои типа Раскольникова всегда интеллектуально выше остальных: недаром ум Раскольникова признают все, Свидригайлов ждет от него какого-то нового слова. Но Раскольников чист сердцем, его сердце полно любви и сострадания (к девочке на бульваре, к матери и сестре, к Сонечке и ее семье).

Душа человека как основа психологического реализма

Понимание души человека не может быть однозначным, поэтому в романах Достоевского (в «Преступление и наказание» тоже) так много недосказанного.

Раскольников несколько раз называет причину убийства, но ни он, ни другие герои не могут окончательно решить, почему он убил. Конечно, прежде всего им руководит ложная теория, подчиняя себе, искушая проверкой, заставляя поднять топор. Неясно и то, убил ли Свидригайлов свою жену или нет.

В отличие от Толстого, который сам объясняет, почему герой поступает так, а не иначе, Достоевский заставляет читателя вместе с героем переживать какие-то события, видеть сны и во всей этой повседневной сумятице непоследовательных поступков, неясных диалогов и монологов самостоятельно найти закономерность.

Огромную роль в жанре психологического романа играет описание обстановки. Общепризнанно, что само описание Петербурга соответствует настроению героев. Город становится герой повествования. Город пыльный, грязный, город преступлений и самоубийств.

Своеобразие художественного мира Достоевского в том, что его герои проходят через опасный психологический эксперимент, впуская в себя «бесов», темные силы. Но писатель верит, что в конце концов герой пробьется сквозь них к свету. Но каждый раз читатель останавливается перед этой загадкой преодоления «бесов», потому что однозначного ответа нет.

Это необъяснимое всегда остается в структуре романов писателя.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.  (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

«Преступление и наказание» — социально-психологический роман Преступление и наказание Достоевский Ф.М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Преступление и наказание» — социально-психологический роман

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними.

    Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В чем он был прав и в чем заблуждался? Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской действительности того времени. Петербург показан в романе как грязный город, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир униженных и оскорбленных. Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Раскольников так говорил Соне о своей “конуре”: “А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!”
    Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной. Он хочет понять, каким образом можно вырваться из социального дна, как стать “властелином” над “дрожащей тварью”, над “толпой”. Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом “вошь ли я, как все, или человек”, он решает проверить себя на деле. Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
    И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь — преступление. Почему же именно преступление, тем более убийство? В Раскольникове зреет индивидуалистический бунт, явившийся следствием его теории сверхчеловека. Согласно этой теории, все люди разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”, по словам Раскольникова, “…на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. По убеждению главного героя, чтобы принести человечеству пользу, “необыкновенные” люди имеют право “перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение… идеи того потребует”. Раскольников считал, что эти люди “должны, по природе своей, быть непременно преступниками”. Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели.
    На основе этой теории у главного героя романа стал зарождаться и замысел преступления. Раскольников задавался вопросами: “Осмелюсь ли я преступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею…” И он решается на преступление. Он позволяет себе убить “глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную… старушку”, взять ее деньги и загладить это “крохотное преступленьице тысячами добрых дел”.
    Раскольников — убийца по теории. В своем преступлении он был глубоко не прав. Прежде всего ложной была сама теория этого человека. Но, по моему мнению, самым главным, в чем заблуждался Раскольников, было то, что, уже совершив убийство, он не считал его преступлением, он оправдывал себя и не испытывал чувства вины. Признаваясь Соне Мармеладовой, он говорит: “Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную”. А после он добавляет: “Старушонку эту черт убил, а не я”. Раскольников говорит так потому, что не старушонка его волнует, не Лизавета, про которую он вспоминал только пару раз, — его волнует то, что он “себя убил”.
    Само же преступление он продолжает рассматривать как нечто незначительное, называет его “просто неловкостью”. И об этом свидетельствуют слова Раскольникова, обращенные к сестре: “И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!” Совершив преступление, Раскольников противопоставил себя окружающим. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.
    В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Раскольникова, и условия русской действительности, вызвавшие эти идеи к жизни.


42737 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Преступление и наказание» — социально-психологический роман


Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

«Преступление и наказание»: история создания романа

«Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Федора Достоевского как в России, так и за рубежом. В этом творении классика русской литературы как никогда раскрылся его талант психолога и знатока человеческих душ. Что же натолкнуло Достоевского на мысль написать произведение об убийце и муках совести, ведь эта тема не свойственна литературе того времени?

Федор Достоевский – мастер психологического романа

Писатель появился на свет 11 ноября 1821 г. в городе Москва. Его отец — Михаил Андреевич — был дворянин, надворный советник, а мать – Мария Федоровна — происходила из купеческого рода.

В жизни Федора Михайловича Достоевского было всё: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере. Еще при жизни писателя к его творчеству применялся такой эпитет, как «гениальное».

Достоевский скончался в возрасте 59 лет от эмфиземы легких. Он оставил после себя огромное наследие – романы, стихотворения, дневники, письма и т.д. В русской литературе Федору Михайловичу отводится место главного психолога и знатока человеческих душ. Некоторые литературные критики (например, Максим Горький), особенно советского периода, называли Достоевского «злым гением», поскольку считали, что писатель в своих произведениях отстаивал «неверные» политические взгляды — консервативные и в какой-то период жизни даже монархические. Однако с этим можно поспорить: романы Достоевского – не политичны, зато всегда глубоко психологичны, их цель – показать человеческую душу и саму жизнь такой, какая она есть. И произведение «Преступление и наказание» — самое яркое тому подтверждение.

История создания романа «Преступление и наказание»

Федор Достоевский в 1850-м году был отправлен на каторгу в Омск. «Преступление и наказание», история создания которого началась именно там, было впервые опубликовано в 1866 г., а до этого писателю пришлось пережить не самые лучшие дни в своей жизни.

В 1854 г. писатель получил свободу. Достоевский в 1859 г. в письме к брату писал, что замысел некого романа-исповеди пришел к нему, когда он еще в 50-х лежал на грязных нарах и переживал самые тяжелые минуты в своей судьбе. Но начинать это произведение он не торопился, поскольку даже не был уверен в том, что выживет.

И вот, в 1865 г. Достоевский Федор Михайлович, остро нуждающийся в деньгах, подписывает договор с одним издателем, по которому обязуется предоставить к ноябрю 1866 г. новый роман. Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене, хозяева отеля не выселили его, однако перестали кормить и даже отключили свет в номере. Именно в таких условиях Достоевский начал «Преступление и наказание».

История создания романа близилась к завершению: сроки поджимали — автор работал в гостинице, на пароходе, по дороге домой в Петербург. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.

Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог.

Содержание I — II части романа

«Преступление и наказание» — тема романа отчетливо просматривается уже в самом названии произведения.

Главный герой – Родион Раскольников – решается на убийство и ограбление старухи-ростовщицы. С одной стороны, молодой человек оправдывает свой поступок тем, что он сам и его родные пребывают в нужде. Родион чувствует свою ответственность за судьбы близких людей, но чтобы помочь хоть чем-нибудь сестре и матери, ему нужна большая сумма денег. С другой стороны, убийство остается безнравственным и греховным поступком.

Родион удачно совершает задуманное преступление. Но во второй части романа он сталкивается с проблемой серьезнее, чем нищета – его начинает мучить совесть. Он становится нервным, ему кажется, что все вокруг знают о его поступке. В результате Родион начинает тяжело болеть. После выздоровления молодой человек всерьез задумывается о том, чтобы сдаться властям. Но знакомство с Соней Мармеладовой, а также приезд в город матери и сестры на время заставляют его отказаться от этой затеи.

Содержание III — IV части романа

Герои романа «Преступление и наказание» в 3-й и 4-й части упорно преследуют свои цели.

На руку сестры Родиона – Дуни – претендуют сразу 3 жениха: надворный советник Петр Лужин, помещик Свидригайлов и друг Родиона — Разумихин. Родиону и Разумихину удается расстроить запланированную свадьбу Дуни и Лужина, но последний уходит обозленным и думает о том, как отомстить обидчикам.

Родион Раскольников всё больше привязывается к Соне Мармеладовой – дочери его покойного друга. Они беседуют с девушкой о жизни, проводят вместе время.

Но над Родионом нависает черная туча – нашлись свидетели, который подтвердили в полицейском участке, что в последнее время Раскольников часто заходил к убитой ростовщице. Молодого человека пока что отпускают из полицейского участка, но он остается главным подозреваемым.

Содержание V части романа. Эпилог

Самые важные события романа «Преступление и наказание» по главам приходятся на 5-ю часть произведения и эпилог.

Обиженный Лужин пытается подставить Соню Мармеладову, выдав её за воровку и тем самым рассорив с Раскольниковым. Однако его план не удаётся, зато Родион не выдерживает и признается Соне в совершенном убийстве.

Вину за преступление Раскольникова берет на себя посторонний человек, однако следователь уверен в том, что именно Родион совершил преступление, поэтому навещает молодого человека и пытается еще раз убедить его явиться с повинной.

В это время Свидригайлов пытается добиться расположения Дуни силой, испуганная девушка стреляет в него из револьвера. Когда оружие дает осечку, а Дуня убеждает помещика, что не любит его, Свидригайлов отпускает девушку. Пожертвовав 15 тысяч Соне Мармеладовой и 3 тысячи семье Раскольникова, помещик кончает жизнь самоубийством.

Родион признается в убийстве ростовщицы и получает 8 лет каторги в Сибири. Соня отправляется за ним в ссылку. Прежняя жизнь для бывшего студента окончена, но благодаря любви девушки, он чувствует, как начинается новый этап в его судьбе.

Образ Родиона Раскольникова

В романе «Преступление и наказание» характеристика Родиона Раскольникова и оценка его поступков самим автором даётся неоднозначная.

Молодой человек хорош собой, достаточно умен, можно сказать, честолюбив. Но жизненная ситуация, в которой он оказался, а точнее социальная ситуация, не позволяет ему не то что реализовать свои таланты, но и даже доучиться в университете, найти достойную работу. Его сестра вот-вот должна «продаться» нелюбимому человеку (выйти замуж за Лужина ради его состояния). Мать Раскольникова бедствует, а любимая девушка вынуждена заниматься проституцией. И Родион не видит ни одного способа помочь им и себе, кроме как добыть большую сумму денег. Но реализовать идею мгновенного обогащения можно только с помощью ограбления (в данном случае оно повлекло за собой и убийство).

Согласно морали, Раскольников не имел права лишать жизни другого человека, а рассуждения о том, что старухе и так осталось недолго жить, или что она не имеет права «жидовать» на горе других людей – это не оправдание и не повод для убийства. Но Раскольников, хоть и мучается из-за своего поступка, до последнего считает себя невиновным: он объясняет свои действия тем, что думал в тот момент только о том, как помочь близким.

Соня Мармеладова

В романе «Преступление и наказание» описание образа Сони так же противоречиво, как и Раскольникова: читатель сразу узнает в них родственные души.

Соня – добра и в каком-то смысле самоотверженна, это видно из её поступков по отношению к другим людям. Девушка зачитывается «Евангелием», но в то же время является проституткой. Набожная проститутка – что может быть парадоксальней?

Однако Соня занимается этим промыслом не потому что имеет тягу к разврату – это единственный способ необразованной привлекательной девушке заработать на жизнь, причем не только себе, но и своей большой семье: мачехе Катерине Ивановне и троим сводным братьям и сестрам. В итоге Соня – единственная, кто отправилась в Сибирь вслед за Родионом, чтобы поддержать его в трудную минуту.

Такие парадоксальные образы – основа реализма Достоевского, ведь в реальном мире вещи не могут быть только черными или только белыми, как и люди. Поэтому чистая душой девушка в определенных жизненных обстоятельствах может заниматься таким грязным ремеслом, а благородный по духу юноша – решиться на убийство.

Аркадий Свидригайлов

Аркадий Свидригайлов – еще один персонаж романа (50-летний помещик), который во многих аспектах буквально дублирует Раскольникова. Это не случайность, а прием, избранный автором. В чем же его суть?

«Преступление и наказание» наполнено двойственными образами, возможно для того, чтобы показать: многие люди обладают в равной степени положительными и отрицательными чертами, могут ходить по одним и тем же жизненным дорожкам, но исход своей жизни всегда выбирают сами.

Аркадий Свидригайлов – вдовец. Еще при живой жене он домогался сестры Раскольникова, находившийся у них в услужении. Когда супруга его — Марфа Петровна – померла, помещик приехал просить руки Авдотьи Раскольниковой.

Свидригайлов имеет за своими плечами много грехов: его подозревают в убийствах, насилии и разврате. Но это не мешает мужчине стать тем единственным человеком, который позаботился о семье покойного Мармеладова не только в финансовом смысле, но и даже пристроил детей в сиротский дом после смерти их матери. Свидригайлов варварским способом пытается расположить к себе Дуню, но вместе с тем его глубоко ранит нелюбовь девушки и он кончает жизнь самоубийством, оставив сестре Раскольникова внушительную сумму в наследство. Благородство и жестокость в этом человеке сочетаются в своих причудливых узорах, как и в Раскольникове.

П.П. Лужин в системе образов романа

Петр Петрович Лужин («Преступление и наказание») – еще один «двойник» Раскольникова. Раскольников до совершения преступления сравнивает себя с Наполеоном, так вот Лужин – это Наполеон своего времени в чистом виде: беспринципный, заботящийся только о себе, стремящийся сколотить капитал любой ценой. Может быть, поэтому Раскольников ненавидит удачливого молодца: ведь и сам Родион считал, что ради собственного процветания он вправе убить человека, судьба которого казалось ему менее важной.

Лужин («Преступление и наказание») – очень прямолинеен, как персонаж, карикатурен и лишен противоречивости, присущей героям Достоевского. Можно предположить, что писатель намеренно сделал Петра именно таким, дабы он стал явным олицетворением той буржуазной вседозволенности, которая сыграла такую злую шутку с самим Раскольниковым.

Публикации романа за рубежом

«Преступление и наказание», история создания которого заняла более 6 лет, был высоко оценен и заграничными изданиями. В 1866 г. несколько глав из романа были переведены на французский и опубликованы в «Courrier russe».

В Германии произведение вышло под названием «Raskolnikov» и к 1895 г. издаваемый тираж его был в 2 раза больше, чем какого-либо другого произведения Достоевского.

В начале XX в. роман «Преступление и наказание» был переведен на польский, чешский, итальянский, сербский, каталанский, литовский языки и т.д.

Экранизации романа

Герои романа «Преступление и наказание» настолько колоритны и интересны, что за экранизацию романа не раз брались как в России, так и за рубежом. Первый фильм — «Преступление и наказание» — появился в России еще в 1909 г. (реж. Василий Гончаров). Затем последовали экранизации в 1911 г., 1913 г., 1915 г.

В 1917 г. мир увидела картина американского режиссера Лоуренса МакГилла, в 1923 г. фильм «Раскольников» выпустил немецкий режиссер Роберт Вине.

После этого было снято еще около 14 экранизаций в разных странах. Из российских работ самой последней стал многосерийный фильм «Преступление и наказание» 2007 г. (реж. Дмитрий Светозаров).

Роман в массовой культуре

В кинофильмах роман Достоевского часто мелькает в руках у отбывающих заключение героев: в м/ф «Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Стрижка «под ноль»», т/c «Волчица», «Отчаянные домохозяйки» и т.д.

В компьютерной игре «Sherlock Holmes: Crimes & Punishments» в одном из эпизодов книга с названием романа Достоевского отчетливо видна у Шерлока Холмса в руках, а в игре GTA IV «Преступление и наказание» — это название одной из миссий.

Дом Раскольникова в Петербурге

Существует предположение, что Достоевский Федор Михайлович поселил своего героя в дом, который реально существует в Петербурге. Исследователи сделали такие выводы, поскольку Достоевский в романе упоминает: дом Раскольникова находится в «С-м» переулке, рядом с «К-м» мостом. По адресу Столярный переулок-5 действительно стоит дом, который вполне мог бы послужить прототипом для романа. На сегодняшний день это здание является одной из самых посещаемых туристических точек в Петербурге.

fb.ru

Смысл, суть и идея романа «Преступление и наказание» Достоевского |Мир Достоевского

Роман «Преступление и наказание» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя Достоевского.

В этой статье представлен анализ смысла, сути и идеи романа «Преступление и наказание».

Смотрите: 
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы о Раскольникове


Смысл, суть и идея романа «Преступление и наказание» Достоевского


В одном из писем Достоевский объясняет М. Н. Каткову (редактору «Русского вестника»), в чем заключается смысл романа. Это письмо было написано в сентябре 1865 г. в Висбадене (Германия) в разгар работы над романом «Преступление и наказание».
В этом письме Достоевский описывает сюжет «Преступления и наказания»:
«Это — психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности <…> решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты…» (Достоевский — Каткову)
В том же письме Достоевский объясняет, что причинами преступления Раскольникова стали нищета, легкомыслие и, конечно, новые идеи нигилизма и бонапартизма, которые были популярны в середине XIX  века:
«… по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения…»  (Достоевский — Каткову)
«Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства <…> докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству»…» 
(Достоевский — Каткову)
В своем письме Каткову Достоевский также объясняет, что именно происходит в душе Раскольникова после преступления:
«Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце <…> чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его…» (Достоевский — Каткову)
Чтобы искупить свою вину и заслужить право снова быть с людьми, Раскольников наконец доносит на себя:
«Преступник решает принять муки, чтоб искупить свое дело…» 
(Достоевский — Каткову)
В конце романа Раскольников возвращается к тому, от чего отошел. Он возвращается к Богу и человечности, которая заложена в людях от природы:
 «Бoжия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести … Закон правды и человеческая природа взяли свое, убеждение внутреннее даже без сопротивления…» (Достоевский — Каткову)
Кроме того, Достоевский считал, что юридическое наказание пугает преступника меньше, чем принято считать. Писатель не раз говорил, что самое большое наказание для преступника — это душевные муки. Вот как эту идею объяснял сам Достоевский в письме Каткову:
«В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти и потому, что он и сам его нравственно требует…» (Достоевский — Каткову)
Раскаивается ли Раскольников? Происходит ли это сразу после суда или только спустя годы? В конце романа Достоевский оставляет читателям надежду на то, что Раскольников в конце концов раскается.

В этой статье представлен анализ смысла, сути и идеи романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Смотрите: 
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы о Раскольникове

www.alldostoevsky.ru

Жанр и композиция романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

Жанрово-композиционная структура ро­мана сложна. Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жан­ру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором раз­ворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорить и о жанре социально-бытового романа. Есть в нем и любовная линия (Дуня — Свидригайлов, Лужин, Разумихин; Раскольников — Соня). Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное для Достоевского, делает этот роман и психологическим. Но все эти жанровые особенности, сплетаясь в едином художественном целом произведения, создают совершенно новый тип романа.

«Преступление и наказание» — первый из «великих» романов Дос­тоевского, в которых воплотилась его художественно-философская система. В центре этого романа находится идея индивидуализма, ко­торой противопоставлена идея христианского смирения и искупи­тельного страдания. Это определяет высокую идеологичность текста произведения, насыщенного глубокой и сложной философской про­блематикой. Поэтому роман Достоевского по праву относят к жанру идеологического и философского романа. Действительно, внимание автора, несмотря на авантюрно-детективный сюжет, сосредоточено не на событиях, стремительно разворачивающихся перед глазами чита­теля, а на мыслях, философских рассуждениях, идейных спорах ге­роев. По сути, писатель показывает судьбу идеи, которая подтолкну­ла героя к совершению преступления, что позволяет органично включить в произведение сложнейшие философские проблемы. Ро­ман при этом не становится философским трактатом, поскольку речь идет не об отвлеченной идее, а о герое, целиком охваченном ею.

Так возникает особый тип героя, которого стали называть герой- идея (или герой-идеолог). Это особый тип литературного героя, впервые появившийся в романе Достоевского «Преступление и наказание», особенностью которого является то, что это не просто со­циальный или психологический тип, определенный характер или темперамент, а прежде всего человек, охваченный идеей (возвы­шенной или разрушительной), которая «переходя в натуру», требу­ет «немедленного приложения к делу» (Ф.М. Достоевский). Такими героями — носителями идей — в романе прежде всего являются Раскольников (идея индивидуализма) и Соня Мармеладова (хри­стианская идея). Но по-своему каждый из персонажей этого романа тоже представляет «свою» идею: Мармеладов воплощает идею жиз­ненного тупика, им же самим обоснованную, следователь Порфи­рий Петрович высказывает целую систему аргументов в защиту идеи христианского смирения и искупительного страдания, кото­рую он, как и Соня, предлагает воспринять Раскольникову. Даже почти бессловесная Лизавета, убитая Раскольниковым, участвует в поединке идей, которые ведут основные герои.

Так возникает особая художественная структура, в которой идеи через своих носителей вступают в свободный диалог. Он ведется не только на уровне разнообразных дискуссий, споров, различных вы­сказываний героев (вслух или про себя), но, что самое главное, во­площается в судьбах этих героев. Авторская позиция при этом пря­мо не высказывается, действие движется как бы само собой в результате развития главной идеи (идеи индивидуализма), которая проявляет себя в постоянном столкновении и пересечении с кон­трастирующей ей христианской идеей. И только конечный резуль­тат сложного движения и развития идей позволяет говорить о по­зиции автора в этом своеобразном идейно-философском споре.

Таким образом формируется совершенно новый тип романа, став­ший художественным открытием Достоевского. Теоретическое обосно­вание этого нового типа, названного полифонический роман, было сделано только в XX веке М.М. Бахтиным. Он же предложил назва­ние «полифонический» (от полифония — многоголосие). Роль «голо­сов» в нем исполняют герои-идеи. Особенность такого романа состоит в том, что философские взгляды писателя, находящиеся в центре про­изведения, не выражаются в прямых высказываниях автора или геро­ев (принцип объективности), а выявляются через столкновение и борьбу различных точек зрения, воплощенных в героях-идеях (диало­гическая структура). При этом сама идея реализуется через судьбу та­кого героя — отсюда углубленный психологический анализ, пронизы­вающий все уровни художественной структуры произведения.

Психологический анализ состояния преступника до и после совер­шения убийства в романе слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно находится в сфере сознания героя — Раскольникова, хотя повествование ведется от 3 ли­ца. Вот почему так странно звучат его непонятные для читателя слова о «пробе», когда он отправляется к старухе. Ведь читатель не посвя­щен в замысел Раскольникова и может только догадываться, о каком «деле» он рассуждает сам с собой. Конкретный замысел героя раскры­вается только через 50 страниц от начала романа, непосредственно перед самым злодеянием. О существовании же у Раскольникова за­конченной теории и даже статьи с ее изложением нам становится известно лишь на двухсотой странице романа — из разговора с Пор­фирием Петровичем. Такой прием умолчания используется писате­лем и в отношении других героев. Так лишь в самом конце романа мы узнаем историю отношений Дуни со Свидригайловым — непо­средственно перед развязкой этих отношений. Безусловно, это, по­мимо всего прочего, способствует усилению занимательности сюжета.

Все это очень непохоже на традиционный для русской литерату­ры психологизм. «Я не психолог, говорил о себе Достоевский, — я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». Великий писатель недоверчиво относился к са­мому слову «психология», называя стоящее за ним понятие «палкой о двух концах». В романе мы видим не просто изучение, но испытание души и мысли героя — вот то смысловое и эмоциональное ядро, к ко­торому стягиваются все сюжетные ходы, все события произведения, все чувства и ощущения как ведущих, так и эпизодических персона­жей. Метод Достоевского-психолога состоит в проникновении писа­теля в сознание и душу героя с целью выявить носимую им идею, а вместе с ней и его истинную натуру, которая проступает наружу в неожиданных, экстремальных, провоцирующих ситуациях. Недаром в «Преступлении и наказании» слово «вдруг» употребляется 560 раз!

Своеобразием психологизма Достоевского определяется и спе­цифика его сюжетных построений. Полагая, что истинная сущность человека проявляется только в моменты наивысших потрясений, писатель стремится выбить своих героев из привычной жизненной колеи, привести в кризисное состояние. Динамика сюжета ведет их от катастрофы к катастрофе, лишая твердой почвы под ногами, вы­нуждая вновь и вновь отчаянно «штурмовать» неразрешимые «про­клятые» вопросы.

Композиционное построение «Преступления и наказания» мож­но описать как цепь катастроф: преступление Раскольникова, при­ведшее его на порог жизни и смерти, затем смерть Мармеладова, последовавшие вскоре за ней безумие и смерть Катерины Иванов­ны и, наконец, самоубийство Свидригайлова. В предыстории к ро­манному действию рассказывается также о катастрофе Сони, а в эпилоге — матери Раскольникова. Из всех этих героев лишь Соне и Раскольникову удается выжить и спастись. Промежутки между ка­тастрофами заняты напряженными диалогами Раскольникова с прочими персонажами, из которых особо выделяются два разговора с Порфирием Петровичем. Вторая, самая страшная для Раскольни­кова «беседа» со следователем, когда тот доводит Раскольникова чуть ли не до помешательства, рассчитывая, что тот выдаст себя, является композиционным центром романа, а разговоры с Соней располагаются до и после, обрамляя его. Материал с сайта //iEssay.ru

Достоевский считал, что только в подобных экстремальных си­туациях: перед лицом смерти или в минуты окончательного опре­деления для себя цели и смысла своего существования — человек способен отрешится от суетности жизни и обратиться к извечным вопросам бытия. Подвергая своих героев беспощадному психологи­ческому анализу именно в эти мгновения, писатель приходит к вы­воду, что в таких обстоятельствах принципиальное различие в ха­рактере исчезает, становится не важным. Ведь при всей неповторимости индивидуальных чувств «вечные вопросы» стоят перед каждым одни и те же. Вот почему возникает еще один фено­мен полифонического романа Достоевского — двойничество. Речь идет не только о специфике героев и особенностях психологическо­го анализа, но и об одном из важнейших принципов построения полифонического романа Достоевского — системе двойников.

Действие полифонического романа Достоевского основано на столкновении контрастных идеологических полюсов при полном равноправии идей, которые дополнительно раскрываются с помо­щью системы двойников. В «Преступлении и наказании» идея инди­видуализма, основной носитель которой Раскольников, уточняется в образах Лужина и Свидригайлова, становящихся его двойниками, вернее — двойниками идеи, заложенной в нем. Носителем христи­анской идеи является Сонечка Мармеладова, а ее двойники (двой­ники идеи) — Лизавета, Миколка, Дуня. Внутреннюю суть Сонечки Мармеладовой, как героя-идеи, составляют основы христианской идеи: творение добра и принятие на себя страданий мира. Именно это наполняет жизнь Сонечки глубоким смыслом и светом, несмотря на окружающую грязь и мрак. С образом Сонечки связана вера Дос­тоевского в то, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в общест­ве «сильных мира сего», а в глубинах народной России. Выразить ее писателю помогает особая форма романа — полифоническая, а так­же вся присущая ей система художественных средств, в первую оче­редь, система образов романа.

На этой странице материал по темам:
  • композиция и проблема романа преступление и наказание
  • гроза островский основной конфликт
  • полифония и психологизм
  • сочинение на тему двойничества в романе достоевского преступление и наказание
  • укажите жанр преступление наказание

iessay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *