Презентация «Почему важно соблюдать законы»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Почему важно соблюдать законы.

Слайд 2

План. 1. Закон и его функции. 2. Закон и справедливость. 3. Закон устанавливает границы поведения.

Слайд 3

Что такое закон?

Слайд 4

Уроки прошлого.
Смутное время или Смута — период в  истории России в 1598 по 1613 годы, ознаменованный  стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
Какие уроки можно извлечь из этих событий?

Слайд 5

Порядок – абсолютная надежность.
Пифагор (IV век до н.э.)
В.И. Даль (1801-1872 гг.)
Порядок – правильное устройство.

Слайд 6

Работа над определением понятия «закон».
1. Подберите синонимы к слову закон
(правило, норма)
2. Кто принимает законы?
(органы законодательной власти или все граждане на референдуме)
3. Какой силой обладают законы?
(высшей юридической)
4. Какие функции выполняют законы?
(регулирует наиболее важные общественные отношения)

Слайд 7

Закон — это правила или нормативно- правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принятые в строго определенном порядке или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Слайд 8

А. упорядочивают жизнь; Б. обязательны для всех; В. имеют письменную форму; Г. облегчают принятие решений; Д. за несоблюдение их возможно наказание; Е. объединяют людей.
Кодекс царя Ур-Намму. Древний Шумер.
Известно, что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. В перечне признаков отметьте те, которые характерны только для законов и те которые характерны и для законов и для обычаев.

Слайд 9

Слайд 10

Определяет какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершения могут быть назначены.

Слайд 11

Закон должен отвечать нескольким требованиям.
Закон должен быть: справедливым; доступным; недвусмысленным; непротиворечивым; выполнимым.

Слайд 12

Статья «О коне» «Если кто коня купит… а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (деньги)»
Ярослав Мудрый (ок. 978 — 20 февраля 1054 гг.)
Русская правда – нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11 веках.

Слайд 13

Глава X. О суде «Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии, судити бояром и околничим и думным людем и дияком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делати всем людем Московского государьства, от большаго и до меньшаго чину, вправду (справедливо)»
Алексей Михайлович Тишайший – второй русский царь из династии Романовых
(19 (29) марта 1629 — 29 января (8 февраля) 1676 гг.
Соборное уложение — свод законов Русского царства, принятый на Земском соборе 1649 года и действовавший почти 200 лет, до 1832 года.

Слайд 14

Статья 6. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободам и несет равные обязанности. Статья 19. Все равны перед законом и судом. Статья 43. Каждый имеет право на образование. Статья 58. Каждый обязан сохранять природу..

Слайд 15

3. Закон устанавливает границы поведения.
Правовая наука, юриспруденция — это комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Свобода состоит в возможности делать все, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Слайд 16

Домашнее задание
§3, вопросы 1-6, словарь, ст. 40 «Знания на каждый день»

lusana.ru

Урок «Почему важно соблюдать законы» — Уроки обществознания — Каталог файлов

Тема: «Почему важно соблюдать законы»

Цель: формирование знаний о роли законов в организации жизни человеческого общества, о том, почему их соблюдение необходимо; рассмотрение понятий «закон», «свобода», «справедливость» в связи с темой урока; формирование уважения к законам, правам другого человека.

Основные понятия: закон, Конституция, порядок, справедливость, свобода.

Оборудование:

  1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: Просвещение, 2015.
  3. Презентация на тему «Почему важно соблюдать законы».
  4. Конституция РФ.
  5. Закон РФ об образовании.
  6. Тесты распечатанные.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка д/з. Актуализация изученного материала в ходе беседы.

— Объясните, что такое «права человека»?

— В каких международных и национальных документах они закреплены?

— Когда и кем была принята Всеобщая декларация прав человека?

— Перечислите три принципа, характеризующие права человека.

— Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

— Перечислите обязанности гражданина РФ.

Проверка выполнения задания 2 «В классе и дома». Сделать вывод: почему стали возможны нарушения прав ребёнка в представленных вами ситуациях? (нарушение законодательства, несоблюдение законов могут привести к тяжёлым, даже трагическим последствиям). Вот мы и обозначили тему нашего сегодняшнего разговора. Сформулируйте тему урока…

Слайд №1. Записать в тетрадях «Почему важно соблюдать законы».

Слайд №2. Эпиграфом станут слова древнеримского политического деятеля Марка Туллия Цицерона «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл». Мы будем искать смысл, причины, будем обсуждать вопросы, связанные с важностью законов.

  1. Изучение новой темы.

Наличие законов является одним из главных признаков государства. Но в истории России, как и других стран, были периоды ослабления власти и законов. Слайд №3. Перед вами картина Павла Рыженко. Определите, какой исторический период запечатлел автор. (Если учащиеся затрудняются, по клику выводим следующее изображение).  Да, это период в истории нашей Родины начала XVII века – Смута.

Работа с учебником. Раздел  «Путешествие в прошлое». Чтение вслух. В ходе беседы обсудить вопрос о причинах Смуты, сделать выводы о состоянии власти, законного порядка и справедливости.

Беззаконие, голод, упадок, интервенция, борьба за власть — это произошло, потому что в России перестали соблюдать законы. Перед Россией нависла угроза потери независимости. Как мы смогли преодолеть этот этап? Вывод – закон устанавливает порядок в обществе, делает жизнь каждого из нас безопасной. Учитель  излагает содержание понятия «порядок».

Работа с понятием. Что такое закон? Подобрать синонимы, ассоциации (ответы учащихся, затем – обращение к словарю учебника, стр.154. Проанализировать все составляющие определения. Определение выучить дома).

Синонимы – правило,  распоряжение, канон, норма, уложение, указ, установление.

Слайд №4. Записать в тетрадях.

Проблемный вопрос. Все люди знают, что существуют законы – общеобязательные правила, что нарушать их нельзя. Почему же так часто мы слышим о нарушении законов? (Обсуждение причин нарушения законов).

Назовите основной закон нашей страны (Конституция, она закладывает основы законного порядка в обществе). Слайд №5. Задание 3  в Рабочей тетради. Проверка.   

Кроме того существует много законов, собранных в Кодексы, отдельных законов, регулирующих разные сферы нашей жизни и развивающих положения Конституции (изображения выводятся по кликам). Для примера возьмём статью 43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование». Учитель разъясняет, что в статье закреплено неотъемлемое право гражданина России на образование. Но как и на каких принципах строится вся система образования, каковы требования к организации образовательного процесса,  основные права и обязанности обучающихся и т. д. — всё это подробно прописано в Законе РФ об образовании. Прочитать  и разъяснить содержание статьи 50 (часть 1) о правах и обязанностях обучающихся.

Определив, что такое закон, мы можем отметить, что он отличается от моральных норм, обычаев. Самостоятельная работа. Задание 2 в Рабочей тетради. Проверка.

Работа с учебником. Раздел  «Проверим себя», вопрос 1.

Итак, ЗАКОН УСТАНАВЛИВАЕТ ПОРЯДОК В ОБЩЕСТВЕ. Записать в тетрадях.

 

Слайд №6. Задание 6  в Рабочей тетради. Проверка и обсуждение. Вывод: закон устанавливает справедливость. Мы говорили о различиях между законом и моралью. А вот в желании установить справедливость они схожи. Но мораль опирается на совесть человека и общественное мнение. А о справедливости законов заботится государство.

Давайте обсудим, что же такое справедливость? (Это то, на что каждый человек имеет право. Справедливость должна распространяться на всех).

Прочтите текст пункта 2 учебника до слов «Законы, которые принимаются в нашей стране…» и поработайте с Конституцией. Работа с  текстом Конституции РФ (ст. 6,19,43,58). Помогают ли эти статьи Конституции РФ установить справедливость в обществе? Каким образом?

Итак, ЗАКОНЫ УСТАНАВЛИВАЮТ И ЗАЩИЩАЮТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Записать в тетрадях.

Слайд №7.  (чтение текста учителем).  Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.

Какова главная мысль этого рассказа? (Свобода имеет границы; требования разумности, безопасности). Приведите свои примеры. Продолжение этой мысли  Слайд №8,9:

«Полная свобода возможна только как полное одиночество», Тадеуш Котарбиньский.

Для более полного погружения в суть понятия, обсудим смысл следующих высказываний:

«Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание», Иван Тургенев

«Человек любого звания свободен, если он делает, пусть по необходимости, только то, что идет ему на пользу; рабом следует считать лишь того, кто принужден делать нечто вовсе ему бесполезное», Антуан Ривароль

«Чтобы быть нравственно свободным, человек должен привыкнуть управлять собою», Николай Шелгунов

Последний пункт параграфа называется «Закон устанавливает границы свободы». Теперь мы можем попытаться определить, что такое свобода? (ответы учащихся). А вот как определяют это понятие философы, юристы, вы узнаете из учебника (стр.27-28).

Философы – «возможность действовать по своему желанию», юристы – «возможность делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому». Прочтите статью 22 Конституции (каждый имеет право на личную неприкосновенность), как можно прокомментировать её с точки зрения юриста.

Подлинная свобода не может быть безграничной, беспредельной. Человек своими действиями не должен нарушать свободу другого человека. Что будет, если вдруг все решат стать абсолютно свободными? (ответы учащихся) Быть свободным – это значит познать объективные законы и принимать решения на основе этого знания.

Итак, ЗАКОН УСТАНАВЛИВАЕТ ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ. Записать в тетрадях.

Самостоятельное чтение рубрики «Учимся читать и уважать закон». Вопросы учителю.

Подведём итог. Закончите мысль «Законы важно соблюдать так как: …»

  1. Законы устанавливают порядок.
  2. Утверждают и защищают справедливость.
  3. Закон защищает свободу человека, устанавливает границы возможного поведения.

 

  1. Закрепление и применение новых знаний.

Рубрика «В классе и дома», задание 2. Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

Рубрика «В классе и дома», задание 4.

Разбор правовых задач Слайд №10, 11.

Тест со взаимопроверкой.

1.Какому понятию соответствует следующее определение «Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм ,исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения»?

А)мораль

Б)право

В)обычай

Г)этикет

 

2. К какому виду прав относятся права на жилище ,охрану здоровья ,на социальное обеспечение?

А)к гражданским

Б)к экономическим

В)к социальным

Г)к политическим

 

3.Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле , называются

А) обычаями

Б)моральными нормами

В)эстетическими нормами

Г)правовыми нормами.

 

4.Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

А)социальный порядок

Б)групповые нормы

В)социальные нормы

Г)манеры поведения

 

5.Верны ли суждения?

А: В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б: Социальные санкции являются охранниками социальных норм.

А) верно только А

Б) верно только Б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны.

 

6.Установите соответствие. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

     ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:                                                                 ВИДЫ НОРМ:

А) выражение государственной воли

Б) совесть – главный регулятор поведения человека                                 1) мораль

В) регулирование отношений с позиций добра и зла                                 2)право

Г) общеобязательность для исполнения

Д) фиксированные в специальных актах.

 

7.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к нормам права.  Найдите и  выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1)устанавливаются государством

2)поддерживаются исключительно общественным мнением

3)имеют письменную форму

4)охраняются и защищаются государством

5)являются общеобязательным правилом поведения.

 

8.Установите соответствие между правами и их видами. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

     ПРАВА ЧЕЛОВЕКА:                                                                                   ВИДЫ ПРАВ:

А) Право на неприкосновенность личности                                              1)экономическое право

Б) Право на свободу мирных собраний и ассоциаций                              2)культурное право

В) Право на отдых                                                                                        3)личное право

Г) Право на образование                                                                              4)политическое право

 

9.Верны ли суждения?

А: Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

Б: Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Ответы к тесту.  Слайд №12

 

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

1

Б

6

21122

2

В

7

2

3

Б

8

3412

4

В

9

3

5

В

 

 

 

 

  1. Подведение итогов.
  2. Д/З, §3;  задание 5, 7. Слайд №13

 

trudovskaya.ucoz.ru

Почему важно соблюдать законы

Почему важно соблюдать ЗАКОНЫ

План урока

  • Закон – устанавливает порядок в обществе
  • Закон стремится установить справедливость
  • Закон устанавливает границы свободы поведения

1. Закон – устанавливает порядок в обществе

Когда в стране начинают массово нарушаться законы, ослабляется государственная власть начинается разгул анархии и произвола, страна погружается в хаос.

В любом государстве с самого начала существования цивилизации существуют строгие правила – законы. Государство устанавливает законы, государство следит за их исполнением, государство карает тех, кто эти законы нарушает.

КОНСТИТУЦИЯ – главный закон государства. Основываясь на ней, построены другие действующие в стране законы. Если закон в чем-либо противоречит Конституции он признается недействительным.

Государство должно не только принимать новые законы, оно обязано добиваться соблюдения уже принятых и наказывать нарушителей.

Особо опасные нарушения закона перечислены в Уголовном кодексе , там же установлены наказания за их нарушение.

2. Закон стремится установить справедливость.

Законы государства стремятся к установлению справедливости . Их задача утверждать и защищать справедливость. Закон, справедливость, правда – вот потребность людей с давних времен. «Русская Правда» — первые общерусские законы Ярослава Мудрого.

3. Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют в интересах свободы и защиты прав человека. ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА?

Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Свобода не может быть абсолютно безграничной. В этом случае она может превратиться в произвол.

Свобода — это отсутствие принуждения со стороны других людей.

Свобо́да  — это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе.

Откройте стр.26 Прочтите раздел «Жил на свете человек»

Сократ (469-399 гг. до н.э.) – выдающийся древнегреческий философ, мастер дискуссии.

Нельзя приказывать другим соблюдать законы и наказывать за их нарушение, если сам их не соблюдаешь!

Домашнее задание

  • Ответить на вопросы (проверь себя) на стр.29 (устно)
  • Задание №2 и №4 в разделе «в классе и дома» на стр. 29 ( письменно )

videouroki.net

Урок «Почему важно соблюдать законы» (§ 7) | Поурочные планы по обществознанию 7 класс к учебнику Боголюбов

Урок «Почему важно соблюдать законы» (§ 7)