Напишите, пожалуйста, все правила по причастиям и…

Причастие – это такая форма глагола, которая наряду с признаками глагола имеет и признаки имени прилагательного.

Подобно имени прилагательному, причастие изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь в этих формах с именем существительным.

Примеры. На скамье сидел молодой человек, читавший книгу. Я издали наблюдал за девушкой, читавшей книгу. Автор беседовал со школьниками, читавшими его книгу.

Как формы глагола, причастия имеют следующие грамматические признаки глагола:

1)Переходность и непереходность: Девушка читала книгу – девушка, читавшая книгу (и глагол, и причастие от него одинаково переходные) ; Мальчик спит – спящий мальчик (и глагол, и причастие от него одинаково непереходные) ;

2) залоги: действительный (Собрание обсуждает отчёт – собрание, обсуждающее отчёт) , страдательный (Отчёт обсуждается собранием – отчёт, обсуждающийся собранием) , средний с различными значениями (Мальчик купается – купающийся мальчик; Люди встречаются со мной – встречающиеся со мной люди; Поезд мчится – мчащийся поезд) .

От переходных глаголов образуются особые формы страдательных причастий: читаемая мною книга – читанная мною книга (в отличие от страдательных форм причастий все остальные формы причастия называются действительными, в том числе и причастия от глаголов на -ся, хотя некоторые из них имеют значение страдательного залога: отчёт, обсуждавшийся собранием) ;

3) в и д ы: несовершенный (Ученик решал задачу – ученик, решавший задачу) и совершенный (ученик решил задачу – ученик, решивший задачу) ;

4) времена: настоящее (расцветающий сад) и прошедшее (расцветавший сад) . От глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени (ученик, решивший задачу) , а от глаголов несовершенного вида – причастия как настоящего, так и прошедшего времени (ученик, решающий задачу; ученик, решавший задачу) .

Причастий будущего времени в русском языке нет.

Оцени ответ

shkolniku.com

Русский язык (7 класс) / Причастие как особая форма глагола — Викиверситет

Причастие как особая форма глагола[править]

В русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи — глагола и прилагательного. К примеру, летящий, опускающийся, лопнувший шарик.

1. ‘Причастие глагола, которое обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?
2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по падежам, числам и родам.
3. Причастие в предложении обычно является определением.

Применяя данное определение, рассуждайте так: тонущие (листочки) — такие, которые тонут. Слово тонущие обозначает признак предмета по действию, которое происходит в настоящее время. Значит, это причастие. Осеннее (солнце) — такое, какое бывает осенью. Слово осеннее обозначает признак предмета по отношению к другому предмету. Значит, это прилагательное.

Начальная форма причастие — мужской род, именительный падеж, единственное число.

Общее грамматическое значение причастий — признак предмета по действию.

Морфологические признаки причастия — сочетание в одном слове свойств глагола и прилагательного. Причастие, как и глаголы, имеют вид (совершенный и несовершенный), время (настоящее и прошедшее). Например, летящий шарик (тот, который летит) — причастие несовершенного вида, настоящего времени; лопнувший шарик (тот, который лопнул) — причастие совершенного вида, прошедшего времени.
Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам. Например, в предложении Дети следили за летящим шариком причастие летящим стоит в мужском роде, в единственном числе, в творительном падеже.
Зависимые существительные и местоимения стоят при причастиях в том же падеже, что и при глаголе. Например, летящий в небе (летит в небе) — зависимое существительное стоит, как и при глаголе, в предложном падеже.
Ярким морфемным признаком причастий являются суффиксы -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -ем-, -им-, —енн-. Краткие причастия на месте суффиксов -енн-, -нн- полных причастий имеют суффиксы -ен-, -н-: построенный — построен.
Синтаксические признаки причастий — в предложении причастия обычно бывают определениями или сказуемыми.

1. ↑ Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учебник / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 319, [1] с.: ил. — ISBN 978-5-358-13349-5.
2. ↑ Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 191 с.: ил. — ISBN 5-09-008918-3.

ru.wikiversity.org

Причастие. Русский язык, 7 класс: уроки, тесты, задания.




Вход на портал



Вход на портал

Регистрация



Начало



Поиск по сайту



ТОПы



Учебные заведения



Предметы



Проверочные работы



Обновления



Подписка Я+



Новости



Переменка


Отправить отзыв



  • Предметы
  • Русский язык
  • 7 класс


  1. Причастие как особая форма глагола










  2. Образование причастий










  3. Правописание причастий










  4. Синтаксическая функция причастий










  5. Причастный оборот (ПО)









Отправить отзыв

Нашёл ошибку?


Сообщи нам!

Copyright © 2018 ООО ЯКласс

Контакты


Пользовательское соглашение



www.yaklass.ru

Причастие как особая форма глагола. Русский язык, 7 класс: уроки, тесты, задания.













1.

Найди причастие


Сложность:
лёгкое

2


2.

Узнай причастие


Сложность:
лёгкое

5


3.

Найди словосочетание с причастием


Сложность:
лёгкое

4


4.

Впиши окончания


Сложность:
лёгкое

3,6


5.

Причастия и прилагательные


Сложность:
среднее

4


6.

Прилагательное или причастие


Сложность:
среднее

3


7.

Согласование причастий с существительным


Сложность:
среднее

4


8.

Часть речи, причастная глаголу


Сложность:
среднее

3


9.

Синонимы


Сложность:
среднее

3


10.

Культура речи


Сложность:
сложное

2


11.

Морфологический разбор причастия


Сложность:
сложное

8,5

www.yaklass.ru

7 класс Тема: Причастие

7 класс

Тема: Причастие

Цели урока:1.Дать понятие и закрепить, обобщить знания о причастии и его

грамматических признаках

2.Выявить особенности употребления причастий в речи,

предупреждение ошибок в употреблений причастий.

3. Воспитывать культуру речи, любовь к знаниям, русскому

языку

Тип урока: комбинированный, урок-практикум

Метод урока: словесный, исследовательский

Оборудование: электронный учебник «МЕRITS» 7 класс, слайды, карточки

Ход урока:

І. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

ІІ.Психологический настрой

Создать благоприятную атмосферу в классе

ІІІ. Блиц-опрос

1.Что такое глагол? Что он обозначает?

2.Что такое неопределенная форма глагола?

3.Что такое вид глагола?

4.Как изменяется глагол в настоящем времени?

5.Как изменяется глагол в прошедшем времени?

6. Как изменяется глагол в будущем времени?

7. Какие личные окончания имеют глаголы І спряжения?

8. Какие личные окончания имеют глаголы ІІ спряжения?

9.Какие наклонения имеет глагол?

10.Какую основную синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?

ІУ. Формирование новых понятий и способов действия

(Использование электронного учебника при объяснении новой темы)

Причастие- это особая форма глагола,которая обозначает действие, но представляет его в виде признака лица или предмета.

Причастие имеет грамматические признаки:

Глагола

  1. Время (настоящее и прошедшее)

поднимающий

поднимавший

  1. вид (совершенный и несовершенный)

  2. возвратную и невозвратную форму

  3. требует от существительного форму определенного падежа: поднимающий (что?) сумку –в.п

Прилагательного:

  1. отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Поднимающийся альпинист

  1. склоняется по падежам, согласуется с существительным в роде,числе, падеже.

В предложении причастия выполняют роль определения: Например: В воздухе стоял морозный блеск, захватывающий при дыхании горло.

Действительные причастия настоящего времени

Глагол

Суффиксы

Причастия

І спр пиш-ут

игра-ют

-ущ- (-ющ-)

пишущий,

играющий

ІІ спр держ-ат

говор-ят

-ащ- (-ящ-)

держащий,

говорящий

Действительные причастия прошедшего времени

Глагол

Суффиксы

Причастия

чита-ть

молча-ть

-вш-

читавший

молчавший

нес-ти

помо-чь

-ш-

несший

помогший

Страдательные причастия настоящего времени

Неопределенная форма

Прошедшее время

Суффикс

Причастия

Исполнять

Хранить

Исполня-ет (І спр)

Хран-ит (ІІ спр)

-ем-

-им-

Исполняемый

Хранимый

Страдательные причастия прошедшего времени

Неопределенная форма

Прошедшее время

Суффикс

Причастия

Прочитать

Соединять

Построить

Открыть

Прочита-л

Соедин-ял

Построи-л

Откры-л

-нн-

-ённ-

-енн-

-т-

Прочитанный

Соединенный

Построенный

Открытый

У.Конструирование причастий

Человек,который изучает-изучающий

Человек,который рассказывает-рассказывающий

Человек,который думает-думающий

Человек, который бросил-бросивший

Человек, который убежал-убежавший

УІ. Работа по учебнику

  1. Чтение текста « Сырмак».

Беседа по тексту, определить тип текста:описание,повествование,рассуждение?

Разделить на смысловые части.

2.Упражнение. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени

Образец: выполнять-выполняют-выполняющие

подгонять, стачивать,ломать,увлекать,решать.

УІІ. Разноуровневые задания

І уровень

1 Продолжи: причастие- это ……., которая обозначает…….,отвечает на вопросы……

2.Распредели причастия по разрядам: читающий,охраняемый,пробежавший,засеянное,открытый,любящий.

3. Выпиши словосочетания с действительными причастиями настоящего времени.

ІІ уровень

  1. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени:

  2. Хранить,слагать, сжигать,мучить.

  3. Образуй краткие причастия:прочитанная книга,засеянное поле, построенное здание.

ІІІ уровень

1.Выполни морфологический разбор причастия:

Подгоняемая ветром лодка быстро уходило в море.

2.Подчеркни причастия как члены предложения:

Пожелтевшие листья разноцветным ковром устилали все дорожки в парке.

УІІІ. Тестовые задания

1 Укажи причастие: а) золотистый б) золотой в)позолоченный

2.Причастия имеют признаки:

а)прилагательного и существительного

б) существительного и глагола

в) глагола и прилагательного

3. В предложении причастие является

а) подлежащим

б)определением

в) обстоятельством

4.Укажи суффиксы действительных причастий

а) –ем,-ом,-нн;

б) –вш,-т,-ш;

в)-ащ,-ящ;

Укажи суффиксы страдательных причастий

а) –ом,-ем,-ющ;

б) –ущ,-ащ,-ящ;

в) –т,-нн,-енн;

Слайд №1

Спишите,обозначая суффиксы причастий.Укажите действительные и страдательные причастия.

  1. Книга-великое чудо,созданное человеком. (М.Горький)

  2. Хорошая книга- это сосуд заполненный мыслями,знаниями,чувствами. (Л.Кассиль)

  3. Вновь прочитать уже читанную хорошую книгу- значит вновь увидеть старого хорошего друга. (Ф.Вольтер)

Слайд №2

Замените полные причастия краткими.Обозначьте грамматическую основу полученных предложений.

Созданное произведение- произведение создано

Сожённая рукопись,прочитанный роман,произнесённое словоо, изобретённый метод,нерешенная задача,невыполненные упражнения.

ІХ. Творческое задание

Давайте все вместе попробуем сочинить стихотворение по заданному началу

Шарик,который летит- летящий

Снежок, который хрустит- хрустящий

Ручей,который журчит-……..

Речь,которая звучит-…….

Х.Подведение итогов

Итак,что мы узнали о причастии?

Какие признаки имеет причастие?

Какие формы имеет причастие? При помощи каких суффиксов образуются причастия?

ХІ.Домашнее задание

1.Выучить правило.Привести примеры

2.Упр 4,5 (из учебника) стр97

ХІІ.Комментирование оценок

infourok.ru

Урок русского языка «Причастие как особая форма глагола», 7 класс

Причастие как особая форма глагола

Урок русского языка 7 класс

 

Болух Нина Анатольевна

Учитель русского языка

МБОУ «СШ № 16»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать умение отличать причастие от прилагательного.

2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, классифицировать.

3. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, толерантность.

Ожидаемый результат: каждый учащийся в конце урока знает и проговаривает понятие «Причастие», умеет отличать причастие от прилагательного, комментируя ход своих рассуждений.

Ход урока

I. Орг. момент (приветствие, запись даты). (2 мин.)

II. Актуализация знаний. (8 мин.)

На доске таблица (3-ий столбик закрыт):

Прилагательные

Существительные

 
 

дверь

 
 

гром

 
 

площадка

 
 

ветер

 
 

чайник

 

Фронтальная организационная форма (ФОФ). Подберите прилагательные к данным существительным, охарактеризуйте предмет.

Вспомним, что такое прилагательное? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?).

Прилагательные

Существительные

деревянная

дверь

сильный

гром

детская

площадка

порывистый

ветер

белый

чайник

ФОФ. Какие морфологические признаки имеет прилагательное? (изменяется по родам, числам, и падежам).

Назовите окончания данных прилагательных (-ая, -ый).

Каким членом предложения является прилагательное? (В предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями, а в краткой форме – сказуемыми).

Открываю 3-ий столбик:

Существительные

 

дверь

закрытая

гром

грохочущий

площадка

освещаемая

ветер

утихший

чайник

вычищенный

Какой частью речи являются слова в 3-ем столбике? (Прилагательные?)

ФОФ. На какой вопрос отвечают данные слова? (какая? какой?)

Какое имеют окончание? (-ая, -ий)

Слова в первом и третьем столбике отвечают на вопрос какая? какой? Имеют одинаковые окончания. Чем они отличаются?

Сравним, от каких слов образованы прилагательные и слова в 3-ем столбике.

(Данные прилагательные образованы от существительных, слова в 3-ем столбике от глаголов).

Вывод: слова в 3-ем столбике — формы глаголов — причастия; обозначает признак, но по действию.

Тема урока: ПРИЧАСТИЕ.

III. Припоминание основного материала. (15 мин.)

1. Парная организационная форма (ПОФ): Сравните слова: желтый (лист) – желтеет (лист) – желтеющий (лист).

Каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных слов? Определите части речи.

(По лексическому значению – значение цвета; по грамматическому ЖЁЛТЫЙ – признак предмета, ЖЕЛТЕЕТ – действие предмета, ЖЕЛТЕЮЩИЙ – признак предмета. ЖЁЛТЫЙ – прилагательное, непроизводное, оно не образовано от глагола, ЖЕЛТЕЮЩИЙ – образовано от глагола желтеть. Это его форма — причастие).

ПОФ. Проговорить в парах определение причастия по данному клише:

Причастие – ——— часть речи, которая обозначает ————, и отвечает на вопросы——————. (Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

2. Учебники стр. 24 упр. 52.

Причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного. Какие морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия? Для этого сопоставьте данные формы слов. Как изменяются причастия? ПОФ. Темнеющий (лес) – темнеющая (роща) По______?_______(по родам – ед.ч.)

Темнеющий (лес) – темнеющего (леса) По_______?_______(падежам)

Темнеющий (лес) – темнеющие (леса) По _______?______(числам)

Морфологические признаки прилагательного – изменяется по числам, падежам и только в единственном числе по родам.

ПОФ. Определите, какие признаки глагола есть у причастия. (Вспомнить признаки глагола – вид, время, переходность, возвратность). Упр. 53

Светлеющий – светлевший (наст. вр.- прош. вр.)

Светлевший – посветлевший (несов. вид – соверш. вид)

Синеющий – синевший (наст. вр.- прош. вр.)

Синевший – посиневший (несов. вид – соверш. вид)

Морфологические признаки глагола – причастия имеют вид (совершенный и несовершенный), время (настоящее и прошедшее),

возвратность (возвратное или невозвратное – решившийся (возвр.), решивший (невозвр.)), переходность (переходное или непереходное) – сварить — сваривший (что?) рассольник (переход.), умывающийся (неперех).

Как вы думаете, каким членом предложения является причастие? (В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.)

Упражнение 54.

Прочитайте четверостишие из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Спишите, подчеркните причастия как члены предложения.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.

IV. Закрепление. (5 мин.)

ПОФ: Что такое причастие? (Причастие – это…. Морфологические признаки прилагательного, глагола. Синтаксическая роль).

V. Дом. задание: стр. 25 правило, упр. 56 (5 мин.)

ПОФ. О чём задание?

Что я должен сделать?

Что мне нужно припомнить?

Что может вызвать затруднения?

Как их преодолеть?

VI. Тестирование. (5 мин.)

1. Укажите причастие.

1. Укажите причастие.

1 вариант

2 вариант

синий

синеет

синеющий

синеватый

синея

    зеленоватый

    зеленеет

    зелёный

    зеленеющий

      5) зеленея

      Укажите словосочетание «прил. + сущ.».

      зимняя дорога

      зимующие птицы

      замёрзшая река

      раскрытая книга

        Укажите словосочетание «прил. + сущ.».

        растаявший лёд

        замолкшие голоса

        голубенький кувшин

        запертая дверь

          Укажите словосочетание «прич.+сущ.».

          бушующее море

          сидящие на дереве

          зеркальная поверхность

          выполнивший задание

            Укажите словосочетание «прич.+сущ.».

            летящий самолёт

            спускающийся к берегу

            удивительный дом

            удивляющийся всему

              Ключи:1 вариант

              2 вариант

               

              Оценивание.

              VII. Рефлексия. (5 мин.)

              Что вызвало затруднения на уроке?

               

              xn--j1ahfl.xn--p1ai

              Правописание причастий. Русский язык, 7 класс: уроки, тесты, задания.














              1.

              Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени


              Сложность:
              среднее

              4


              2.

              Гласная перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени


              Сложность:
              среднее

              3


              3.

              Гласная в суффиксе страдательного причастия


              Сложность:
              среднее

              2


              4.

              Гласная перед НН в страдательных причастиях


              Сложность:
              лёгкое

              1,5


              5.

              НН в причастиях


              Сложность:
              среднее

              3


              6.

              Решение задач


              Сложность:
              сложное

              4


              7.

              Н и НН в причастиях


              Сложность:
              среднее

              1,5


              8.

              Причастие или наречие


              Сложность:
              среднее

              3


              9.

              Безударные окончания причастий


              Сложность:
              лёгкое

              2


              10.

              НЕ — слитно или раздельно?


              Сложность:
              сложное

              2


              11.

              Слитно или раздельно (1)


              Сложность:
              сложное

              1,5


              12.

              Слитно или раздельно (2)


              Сложность:
              сложное

              3

              www.yaklass.ru

              Отправить ответ

              avatar
                Подписаться  
              Уведомление о