Содержание

речь Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#70722306 — Microphone on concert stage background

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#33642400 — View from behind of a businesswoman standing in front of a microphone..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47887583 — Pretty, young business woman giving a presentation in a conferencemeeting..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#47559457 — Business Man Tribune Speech People Group Silhouettes Conference..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#46556308 — Businessman speaker business concept like dislike hands. Good..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#15868015 — Female executive at the board. Business conference

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#51878236 — Microphone on the speech podium over the Abstract blurred photo..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#42879438 — businessman standing on podium and closes on outbreaks

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#35340783 — Businessman giving presentation to his Colleagues

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#42881166 — Businesswoman standing on stage and reporting for audience

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45662561 — Speaker at Business Conference with Public Presentations. Audience..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#44098953 — Man talking with alphabet letters coming out of his mouth. Communication,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#46421655 — Communication concept. Isolated on white

Похожие изображения

ru.123rf.com

Речь в жизни человека. Речь устная и письменная. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую – письменной?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)? 

Рис. 1. Речевые действия (Источник)

Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.

                                     Речь 

                      устная            письменная

слушаем и говорим        пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

Рис. 2. Устно народное творчество (Источник)

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Рис. 3. Устное народное творчество (Источник).

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый – слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй – речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя. 

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Рис. 4. Состязание ораторов (Источник)

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Рис. 5. Богиня красноречия (Источник)

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)?

Рис. 6. Дореволюционная школа (Источник)

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

 

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nsc.1september.ru (Источник).
  2. Festival.1september.ru (Источник).
  3. Nsportal.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Почему устная речь так называется?

3. Из чего состоят устная и письменная речь?

4. Выберите слова, которые называют речевые действия.

Слушают, сидят, разговаривают по телефону, смотрят, читают, спят, пишут, печатают на компьютере, рассказывают, делятся впечатлениями, рисуют, посылают sмs-сообщение.

5. Прочитайте загадку. Какой речью пользуются читатели?

Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

6. Соедините части пословиц. Какую речь они характеризуют?

Не стыдно молчать…                                               вовремя смолчать.

Умей вовремя сказать…                                          не говори лишнего.

Бойся вышнего…                                                     коли нечего сказать.

interneturok.ru

Устная речь — особенности, виды, средства

Особенности устной речи для адресата

Устная речь — это речь звучащая. Каждый человек обладает своими, только ему свойственными особенностями речевого аппарата.

Устная речь — это речь звучащая

В зависимости от темперамента человек говорит быстро, медленно или в среднем темпе.

  • Темп речи может меняться и зависеть от эмоционального состояния говорящего.

Психологи утверждают, что особенно трудно воспринимается медленная речь, хотя иногда только такая речь может способствовать выполнению поставленной задаче как слушателя, так и говорящего. В то же время есть такие ситуации общения, когда необходим быстрый темп речи, например в работе дикторов.

  • Тембр речи (разница звуковых колебаний, которая помогает отличить один звук от другого) также характеризует устную речь.

Различный тембр речи может по-разному быть воспринят слушателями. Так, очень высокий, визгливый голос скорее вызовет неприятную реакцию слушателей.

  • Громкость голоса также влияет на восприятие слушателя и регулируется различными ситуациями..
  • Интонация (повышение или понижение тона) — еще одна характеристика устной речи.

С помощью интонации человеку удается передавать малейшие оттенки чувств. Невыразительная интонация может затруднить восприятие и общение. Звуковые характеристики устной речи дополняются жестами и мимикой, что делает устную речь более выразительной.

В зависимости от разнообразных ситуаций общения устная речь бывает подготовленной и неподготовленной. В отличие от дружеской беседы, доклад, выступление, ответ на уроке требуют от автора серьезной продуманной подготовки.

Устная речь — подготовленная и неподготовленная

  • Для неподготовленной устной речи характерны: повтор мысли, слов, прерывистость, речевые ошибки, непоследовательность изложения и т.п.
  • Подготовленная устная речь более стройна и логична по композиции, возможность появления в ней стилистических и речевых ошибок значительно меньше.

Для слухового восприятия важны, как уже говорилось, темп, тембр, громкость, интонация, а для зрительного — мимика, жесты, внешность, одежда, прическа — все это вместе составляют особенности устной речи для адресата.

Особенности устной речи для автора

Обычно автор предполагает или знает, перед кем он будет выступать. Это дает ему возможность учесть:

Особенности устной речи для автора

  • возраст,
  • пол,
  • социальную принадлежность,
  • уровень образованности,
  • настроение аудитории и т.п.

Если устное выступление подготовлено, то автор, безусловно, продумал его композицию, ход, подобрал необходимые примеры, нашел средства словесной образности.

Во время выступления автор должен быть готов немедленно реагировать на отклик аудитории:

  • перестроить, если нужно, свое выступление,
  • опустить какие-либо части,
  • вернуться к ранее сказанному,
  • акцентировать внимание на важной, по его мнению, мысли,

хотя при устном выступлении автор не всегда имеет возможность исправить уже сказанное. Непосредственный эмоциональный отклик аудитории говорит о немедленной реакции на слова автора. Взаимопонимание говорящего и слушающего приносит выступающему огромное наслаждение.

Об этом говорит, в частности, герой рассказа Чехова «Скучная история». Герой рассказа, старый профессор, называет студенческую аудиторию стоголовой гидрой, которую необходимо укротить. Опытный лектор, он вовремя замечает усталость аудитории:

«Это значит внимание утомлено. Пользуясь удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго шум моря… Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать».

Письменная и устная речь отличаются средствами словесного выражения

Письменная и устная речь отличаются средствами словесного выражения

Письменная речь в основном монологична, т.к. предполагает высказывание одного автора о теме, им избранной.

Устная речь — диалогична, предполагает участие собеседников (по крайней мере двух) в раскрытии темы. Иногда автор и в письменной речи выбирает форму диалога, но это бывает значительно реже.

В письменной речи широко используются причастные и деепричастные обороты, обороты с отглагольными существительными.

В устной речи они заменяются предложениями с различными видами придаточных, глагольными конструкциями.

Различен и объем предложений в устной и письменной речи. В устной речи широко используются неполные и нераспространенные предложения, и по объему они, как правило, значительно меньше, чем в письменной.

Смотрите нашу презентацию по теме

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь :: SYL.ru

Общение — явление многоплановое. Одна из его составляющих — речь. Классификация речи поэтому достаточно сложна и имеет много разных оснований. Рассмотрим же основные из них.

Какой она бывает

Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).

Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.

Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.

Язык и речь. Устная и письменная речь

Под устной речью (форма, противопоставляемая письменной ее разновидности) подразумевается речь произносимая, то есть звучащая. Она относится к первичным формам существования любого языка.

Под письменной понимается та речь, которая изображена на физическом носителе — бумаге, полотне, пергаменте и т. п. с использованием графических знаков письменности, предназначенных специально для этого. Исторически она появилась позже относительно устной.

Форма, в которой главным образом существует русский язык, называется литературной речью. Главный признак ее — сознательное использование средств общения с ориентацией на соблюдение конкретных норм и правил. Приводятся они в справочниках, словарях и учебных пособиях. Обучение нормам ведется в школе, культурных учреждениях и СМИ.

В условиях реальных коммуникаций письменная и устная речь постоянно пересекаются, взаимодействуют и проникают одна в другую. Часть жанров, относящихся к письменной речи, впоследствии озвучивается — это ораторские выступления (в том числе уроки речи) или драматургия. Литературное произведение очень часто содержит в себе подобные образцы в виде монологов и диалогов действующих лиц.

Чем хороша устная речь

Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.

Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все «набело», без предварительных поправок.

Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.

Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.

Другие ее особенности…

В качестве материальной формы, воспроизводимой на письме с использованием букв алфавита, в устной речи служат звуковые волны, испускаемые человеческим речевым аппаратом. Благодаря этому ей присуще всё богатство интонационных возможностей. Средства формирования интонации — это интенсивность, темп разговора, звуковой тембр и т. п. Многое в ней зависит от чёткости произношения, расстановки логических ударений, длительности пауз.

Важные характеристики устной речи — спонтанность, многоканальность и необратимость. Зарождение мысли и ее высказывание при этом происходит практически одновременно. В зависимости от речевого опыта оратора и прочих обстоятельств устной речи может быть присуща плавность либо прерывистость, фрагментарность.

…и виды

Ориентируясь на реакцию слушателей, произносящий может выделить наиболее важные моменты, использовать комментарии, уточнения и повторы. Данные особенности больше всего характеризуют неподготовленную устную речь. Классификация речи по этому признаку противопоставляет ей другую — подготовленную, существующую в виде лекций либо докладов.

Для этой формы характерна четкая структура, продуманность. В спонтанно произносимом тексте, характерном для неподготовленной устной речи, много пауз, повторений отдельных слов и звуков, не несущих никакого смысла (типа «э-э-э», «вот», «значит»), намеченные к произнесению конструкции порой срываются. В такой речи больше речевых ошибок, коротких, неполных и не всегда правильных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов.

По функциональным разновидностям виды устной речи также различаются. Она может быть научной, публицистической, художественной, разговорной, а также применяемой в официально-деловой сфере.

О письменной речи

Письменная речь не предназначена конкретному собеседнику и зависит полностью от пишущего. Как уже было отмечено, возникла она на исторически более позднем этапе развития человечества и существует в виде искусственно созданной знаковой системы, разработанной для того, чтобы зафиксировать произносимые звуки. То есть, знаки для обозначения издаваемых звуков служат ее материальными носителями.

В отличие от устной, письменная речь не только служит для непосредственного общения, но и позволяет усвоить и воспринять знания, накопленные на протяжении развития всего человеческого общества. Такая речь является средством коммуникации в случаях невозможности непосредственного диалога, когда собеседников разделяет время либо пространство.

Признаки письменной речи

Обмениваться посланиями в письменной форме начали уже в древние времена. В наши дни роль письменности снижена с развитием современных технологий (например, телефона), но с изобретением Интернета, а также факсимильных сообщений формы такой речи вновь оказались востребованными.

Основным свойством ее можно считать способность долгосрочного хранения передаваемой информации. Основной признак использования — строго регламентированный книжный язык. Главными единицами письменной речи служат предложения, задача которых — выразить логические смысловые связи достаточно сложного уровня.

Именно поэтому в письменной речи всегда присутствуют хорошо продуманные предложения, характеризуется она закрепленным порядком слов. Такой речи не присуща инверсия, то есть применение слов в обратном порядке. В отдельных случаях это и вовсе недопустимо. Ориентируется письменная речь на визуальное восприятие, в связи с чем четко структурирована — страницы имеют нумерацию, текст поделён на параграфы и главы, используются разные виды шрифтов и т. п.

Монолог и диалог. Примеры и суть понятий

Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин «полилог» возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.

Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.

Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.

Каким бывает диалог

Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета («до свидания» или «всего доброго»).

В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.

В литературных источниках также встречается диалог. Примеры — общение героев, роман в письмах или подлинная переписка исторических лиц.

Он может быть, как информативным, так и не очень. В последнем случае — состоит преимущественно из речевых форм и не содержит полезных сведений. Для информативного диалога характерна потребность в общении с целью получения новых данных.

Поговорим о монологах

Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей — например, в форме моноспектакля.

В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.

По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная — это передающий знания монолог. Примеры — всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.

Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.

Полилог — что за зверь?

Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.

Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.

Разные типы текстов

По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.

В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.

Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.

Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.

…и стилей

Современная лингвистика упорядочила само понятие «речь». Классификация речи в зависимости от цели общения, как уже упоминалось в начале статьи, сведена к пяти различным речевым стилям (повседневному или разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному). Так, разговорный стиль задействован главным образом в быту и в повседневных коммуникациях. Для него характерна устная речь с преобладанием диалогов.

В области научно-технической сферы с описанием различных теорий и технологий преобладает научный стиль — строго выверенный и не допускающий вольных оборотов. Официально-деловой применяется в законодательной сфере и при любом виде формального общения. Для него характерны множество фиксированных конструкций, значительное преобладание письменный речи, большое число монологов (докладов, лекций, выступлений, судебных речей).

Для общественно-политической сферы всегда применялся и применяется стиль публицистический, существующий зачастую в форме ярких эмоционально окрашенных монологов побуждающего характера.

Художественному стилю подвластна сфера искусства. Здесь правит бал многообразие выражений, богатство форм и языковых средств, строгие официальные конструкции здесь практически не встречаются.

Выбор жанров и стилей диктуется содержанием речи и видом ее коммуникативной направленности, проще говоря — целью общения. Именно от них зависят те приемы, которые будут использоваться в диалоге или монологе, а также композиционная структура каждой конкретной речи.

www.syl.ru

Устная часть ЕГЭ по английскому языку: шаблоны для картинок

Выкладываю шаблоны для последних двух заданий ЕГЭ по английскому языку — описание и сравнение картинок. Данный текст можно использовать как инструкцию, если вы не знаете что говорить, чтобы получить максимальный балл.

Задание 3: описание картинки

While travelling I always take lots of photos and today I’m going to tell you about one of them.  I’ve chosen photo number 1. Look at this photo. In the photo you can see … (my friends) …(I love them very much). It was an amazing trip!

I took the photo last year when weThe atmosphere wasIn the background there is a … In the foreground there are …

I took the photo because it makes me remember every little detail of the time that I spent with my friends.

I decided to show the picture to you because it carries pleasant memories, which I always like to share.

I wish you were with us!

That’s all I wanted to say.

P.S. Здесь уже получается 15 предложений, что соответствует максимальному баллу по первому критерию.

Задание 4: сравнение картинок

Well, I’d like to compare and contrast the given photos.

In photo number one we can see … In the second photo there is a…

Both of the photos are related to… (work) In both of them there are some people who are …

However, the photos have certain differences too. First of all, the first picture shows us … , while in the second one …

Personally, I’d prefer (something) in the first / second picture, because I really like …

In conclusion, I’d like to notice that these photos have some differences, but they have one common thing — (something).

P.S. 11 предложений, Вам нужно добавить как минимум одно своё грамотное предложение, чтобы получить 7/7.

Как всегда, на нашем форуме Вы можете найти примеры ответов и тренировку онлайн по «Говорению» для ЕГЭ.

Читайте также:

❤ Поделись статьей с друзьями! И подпишись на email-рассылку и Twitter. ❤


English Guru

Автор 312 статей в этом блоге.

Администратор сайта English Guru. Лейтмотив данного проекта — учить английский в увлекательной форме. Судите сами, мы добиваемся успеха в том, что мы любим, т. е. профессионал в любом деле всегда начинал с простого хобби, а настоящим гуру может называться только тот, кто сделал своё увлечение смыслом жизни.

Посмотреть все статьи автора English Guru →
Личный сайт

englishgu.ru

Развитие умений устной монологической речи с помощью рассказов по картинкам и фотографиям

Разделы: Иностранные языки


В последнее время всё большую популярность приобретает контроль устной речи по иностранному языку в форме описания или презентации сюжетных картинок. Его активно практикуют и на олимпиадах всех уровней. Поэтому контроль уровня владения устной речью учащимися 10-го класса в нашей школе осуществляется по их способности высказываться по картинке/фотографии. Эта форма работы хорошо знакома ребятам, так как я практикую её, начиная с шестого класса. Им нравится описывать картинки, так как они получают возможность продемонстрировать богатство своей фантазии.

С моей точки зрения, описание картинки (describe the picture) и составление рассказа (make up a story about the picture) это не одно и то же. Описывая картинку, учащиеся концентрируют своё внимание на том, что изображено: погода, состояние природы, внешность людей, их эмоциональное состояние и действия. При этом используются лишь два времени — the Present Continuous Tense и the Present Indefinite Tense, так как описывается конкретный момент.

Составление рассказа по картинке вовлекает учащихся в творческую деятельность, развивает их воображение, ибо в рассказе необходимо осветить события, которые привели к ситуации, изображённой на картинке, а также предположить, что произойдёт затем. С другой стороны, подобные задания имеют огромное практическое значение. Они предотвращают забывание лексики, позволяя учащимся оперировать знакомой лексикой в новых ситуациях и, таким образом, учат ребят продуктивно ею владеть. Кроме того, составление рассказов по картинкам создаёт наиболее благоприятные условия для тренировки и закрепления грамматического материала, особенно английских времён. Описывая ход событий, ребята начинают чувствовать которое из времён наиболее уместно в той или иной ситуации.

В старших классах содержание этих рассказов служит поводом к общению. Можно предложить учащимся прослушать два рассказа или составить их на уроке коллективно, работая в группах. Затем учащиеся задают вопросы выступающему. Они выясняют то, что осталось непонятным. Например,”Я не понял, как она оказалась одна на улице в столь позднее время? “ или “Непонятно, куда идут эти люди?” и т. п. Выступающий разъясняет содержание рассказа. После этого можно перейти к беседе, в ходе которой выяснить, понравился ли рассказ, что думают учащиеся о его героях. При этом беседа носит характер дискуссии, в ходе которой учащиеся отстаивают свою точку зрения, подкрепляя её аргументами, совершенствуют умение лаконично излагать свою мысль. В конце выбирается лучший рассказ. При выборе учитывается оригинальность содержания, логика изложения, богатство лексики и грамматическая корректность.

Современный учебник английского языка “Звёздный английский” под редакцией К.М.Барановой, Д.Дули и др., по которому мы работаем, даёт возможность обучать детей составлению рассказа по картинке, начиная лишь с 7 кл. В начале каждого модуля есть ряд фотографий и упражнение Choose a photograph and describe it to the class. Я же начинаю вести подобную работу, начиная со второго полугодия 6 класса, используя материалы УМК под редакцией В.Н. Богородицкой и Л.В. Хрусталёвой для 5 и 6 классов. (УМК этих авторов был популярен в школах с углублённым изучение английского языка 10-15 лет назад.) В этих учебниках есть упражнения Make up a story about the picture с набором рекомендуемых слов и словосочетаний.

Перед началом работы я сообщаю детям, что выполняя подобное упражнение, им следует показать богатство своего лексического запаса и хорошее знание грамматики, рекомендую им не ограничиваться данными словосочетаниями, а вспомнить и употребить 5-6 забытых слов и словосочетаний. (Я их называю “изюминками” рассказа) В этом им поможет словарь, который мы начинаем вести в 5 кл., записывая туда не всю лексику (на уровне словосочетаний) подряд, а лишь ту, которая будет часто востребована и содержит какую-нибудь тонкость, а также типично английские словосочетания и фразы. Например:

to speak of one thing and another;
to get out of bed the wrong side;
to do/ say silly /forbidden things;
to speak in a cold voice;
to hurt one’s feelings;
to pretend to be… / that…;
by oneself = on one’s own = alone и т.д.

Мы также записываем в словари сочетания глаголов/ прилагательных с предлогами по мере знакомства с ними. Например: to happen to, to congratulate on, to be angry with, to be strict with, not to be cruel/ rude to, to dream of + a noun/ about doing smth. и т.д.

Каждый раздел, каждый прочитанный текст значительно расширяет словарный запас учащихся. И чтобы слова не забывались, необходимо постоянно их использовать. Таким образом, выискивая в словаре “изюминки” для своего рассказа, ребёнок повторяет введённую ранее лексику.

В среднем звене на уроке ребята никогда не являются пассивными слушателями. Перед тем как выслушать творческое домашнее задание одного из учеников, делю класс на несколько групп. Одна группа следит за грамматикой, другая — за манерой изложения (волновался ли, запинался, темп речи, интонация), третья группа обращает внимание повторы лексики, четвёртая записывает “изюминки”. После ответа мы обсуждаем его сильные и слабые стороны и всей группой выставляем оценку. Ребёнок знает, что если его рассказ не будет содержать интересных, усвоенных ранее слов и словосочетаний — это недостаток, и высший балл он уже не получит.

В 6 кл. я частично даю образец рассказа с подробными комментариями. Моя цель — во-первых, научить детей выстраивать нить повествования и, во-вторых, показать, как можно объединить все пройденные времена в одном рассказе. Образец может быть как на английском, так и на русском языке. Я чаще практикую перевод с русского на английский, чтобы избежать пассивного прослушивания. Слабые учащиеся могут при этом записывать отдельные словосочетания, так и целые предложения (если успевают) на английском языке. Сильным же учащимся я разрешаю делать записи только на русском языке. Дома эти записи послужат ребятам в качестве опор при воспроизведении рассказа.

Образец рассказа по картинке в 6 классе. (Рис. 1)

I see a man in the picture. His name is Mr. Smith. He lives in the city, but he doesn’t like big cities. It’s very noisy there. His friend has got a country house and keeps domestic animals there: cows, hens, geese, and maybe pigs. So every weekend Mr. Smith goes to the country by car and stays at his friends’. He enjoys this quiet place and its beautiful nature. It looks nice in any season.

In the morning Mr. Smith decided to ride to the forest for mushrooms. He has just helped his friend to feed the animals. Now he is free. He is riding to the forest on his bike. The sky is covered with grey clouds but Mr. Smith hopes that it won’t rain. I think he is feeling fine. The man is going to gather a lot of mushrooms. I believe in the evening they’ll make up a fire and cook tasty mushroom soup.

С течением времени необходимость детального обсуждения содержания рассказов отпадает. В седьмом классе я предоставляю учащимся полную самостоятельность. Мы работаем по следующей схеме. Сначала просматриваем лексику на определённой странице в словарях (определить страницу могут сами учащиеся, назвав любое часлительное, напр. 3 или 12) с целью отбора подходящей лексики. Если ребёнок находит то или иное словосочетание необходимым для рассказа, я прошу его проиллюстрировать свой выбор, то есть придумать предложение, которое он вставил бы в свой рассказ. Затем мы обращаем внимание на отдельные детали, которые точно характеризуют как ситуацию в целом, так и её участников. Естественно, выражения лиц и действия изображенных на картинке или фотографии людей тоже в центре нашего внимания, так как отражают их эмоциональное состояние. Мы пытаемся представить причины этого состояния и его последствия.

Таким образом, моя основная роль на этом этапе - это роль помощника. Я помогаю учащимся правильно “оформить” их мысли на английском языке с точки зрения лексики и грамматики. На этом этапе не исключена запись опор. Иногда я даю детям 2-3 словосочетания для обязательного их использования в рассказе. Если мы только что прошли новую грамматику , непременным условием будет её включение в рассказ. Например, после знакомства с модальными глаголами ought to, needn’t, be to, have to я попросила ребят составить с ними предложения по сюжету картинки, затем дала свои примеры переводом с русского. Попутно мы повторили специфику употребления каждого глагола. Я думаю дома ребята чувствовали себя увереннее, включая эти глаголы в рассказ. Образец рассказа по картинке в 7 кл. (Рис. 2)

In the picture I can see a man, let’s call him Mr. Brown. I think he used to play sports in his childhood. He spent a lot of time in the fresh air playing active games with his friends. Football was his favourite game. He was good at it. Maybe he even dreamt that some day he would become a famous football player. But his dream didn’t come true. He becаme an engineer. But love for football is still in his heart.

Mr. Brown is fond of watching different sports competitions on TV. He has just read a newspaper and now he is watching a football match. It seems to me that he is feeling upset. His favourite team is losing the game because the footballers didn’t train hard before the match. So the match is not thrilling and Mr. Brown is going to switch off the TVset.

His grandson, Nick by name, is crazy about hockey. I think he is six. He doesn’t go to school yet and needn’t do homework every day. So he has a lot of free time. At this moment he pretends to be a great hockey player. But he is doing a forbidden thing. He is playing hockey indoors. I hope he won’t break anything and his mother won’t have to punish him.

К восьмому классу учащиеся в состоянии сами составить рассказ по любой сюжетной картинке. Вот пример одного из рассказов: (Рис. 3)

In the picture I can see Tom making a report. It seems to me that the topic he is making a report on is not interesting. More than that, his speech lacks emotions and he is stammering while speaking. I don’t doubt that the boy is doing his best to make his report sound interesting, but everything is in vain. Tom is in despair. He wishes he knew how to make his classmates listen to him.

The boy has been speaking for a long time and his audience are bored to death. Of course, his best friend Robert is showing a polite interest in Tom’s report, but the expression on his face betrays him. The other children are paying no attention to Tom at all. In my opinion, they are just trying to amuse themselves not to fall asleep. Jerry is sitting day-dreaming, George and Paul are yawning. Ann has turned her back on Tom. She is having a chat with Nick.

Practice makes perfect. I hope that if Tom practises a lot he’ll make progress in making reports.

Этот рассказ скорее напоминает описание картинки, так как этого требует задание “Say why the listeners look bored”.

Во время переводной аттестации по английскому языку в 10 кл. у учащихся было 15 минут, чтобы подготовить рассказ по картинке. Вот какие рассказы мы услышали: (Рис. 4)

In the picture we see Mr. White. He is a history teacher. He doesn’t seem to be satisfied with his job. In my opinion, he has failed to become a successful teacher. He is in disgrace at school. The main reason for it is his violent temper. He has a low boiling point, his students get on his nerves and he often shouts at them. That’s why he annoys his students and they are willing to get rid of him. They often play jokes on him. Sometimes these jokes are far from being innocent. For example, one of them has caused his wife to abandon him. Thereforе he is looking gloomy now. But he still hopes to sort things out and make up with his wife and students.

Now he is studying a book on psychology. Judging by the expression on his face I can say that he is bored to death with it. But he doesn’t give in. He has set a goal to win his students’ respect and nothing can prevent him from putting it into life. I believe that within a year Mr. White will manage to learn human nature and reach understanding with his students. He will cope with his temper and rise in his students’ esteem. Their attitude towards him will change for the better. (Рис.5)

(рассказ Екатерины Багровой)

To my mind, everyone faces the problem of a generation gap. Very often parents don’t understand their children, therefore children feel lonely. Nowadays when grown-ups concern themselves only with their career and business, their children have to get to know this world by themselves. So the scene in this picture is quite usual.

We see a father and his daughter, a girl of 8. I suppose that she is a junior and she is doing well at school. Her father is a businessman who has made the most of his life. He makes large profits and provides for the family. And only one thing keeps him feeling absolutely happy. He realises that he doesn’t pay enough attention to his nearest and dearest. He definitely suffers from the lack of communication with his family members, but he can’t help it. Even his daughter and wife don’t dare to bother him when he is busy working, and he works round the clock. He comes home from work very late and his only wish is to take a shower and go to bed.

Personally, I think it is her birthday today. The girl has come up to him and begun to play with his tie. No doubt, her love and tenderness made tears come into his eyes and he gave in. So they are just fooling around enjoying themselves. However, I don’t think that tomorrow they’ll act the same. The man will go to his office and work long hours and come home exhausted again, the girl will go to school.

All in all, in this picture we see a unique moment of displaying true feelings and emotions. I’m sorry to say that our life lacks such moments.

(рассказ Марии Оськиной)

Таким образом, трудно переоценить роль подобной работы. Составление рассказов по картинкам способствует интенсификации умственной, творческой и речемыслительной деятельности ребёнка. Рассказы помогают совершенствовать владение материалом, благодаря его включению каждый раз в новый контекст, в новую ситуацию, в новые комбинации.

9.09.2015

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Образцы разговорной речи

– А сколько ей лет-то?

– Девятнадцать. Вот щас, в феврале будет девятнадцать.

– А-а.

– А я ей говорю: ты смотри там осторожно, потому что… знаешь, разные люди бывают, ты никого в Санкт-Петербурге не знаешь, и пошла, и пошла. А она смеется в трубку и мне токо (только) все да да нет. А оказывается, там этот молодой человек рядом стоял… (из разговора за чаем).

– Тридцать пятый у вас есть тапочки?

– Рядом.

– А вот эти сапоги только красные?

– Нет, вот коричневые такие есть.

– А на войлоке сорок третий есть?

– Нет. (диалог покупателя и продавца)

У газетного киоска:

– Скажите, «Новый мир» третий был?

– Нет еще.

– А второй?

– Продан.

(Русская разговорная речь. Тексты. М., 1978. С. 98, 278, 285)

Ситуация как бы вливается, вплавляется в речь, что позволяет не называть предметы, окружающие говорящих, например:

– Съешь.

– Давай.

– Возьми.

– Сейчас. и др.

Из приведенных примеров мы видим, что речь идет о том, что понятно только разговаривающим в данный момент, в определенной ситуации.

Некоторые ученые-лингвисты выделяют с лексико-семантической точки зрения три группы разговорной речи.

1. Обычные разговорные слова, т. е. обиходно-разговорные, или бытовые.

2. Разговорные слова с ограниченным употреблением: обиходно-бытовое просторечие, разговорно-терминологические слова, или жаргонные.

3. Разговорные слова с ярко выраженным ограничением сферы употребления: диалектные, арготические и грубо просторечные, сниженные слова.

Каждая из этих групп имеет слова, функционально коннотативные, т. е. стилистически окрашенные.

К литературно-разговорной группе относятся такие слова, которые имеют некоторый оттенок сниженности по сравнению с другими стилями. Но, несмотря на это, такие слова встречаются во многих сферах общения людей. Так, например, слова заочник, вечерник, бетонка, волынка, высоковольтка, зенитка, замашка; всплакнуть, лихорадить, справлять (день рождения) и другие широко используются в разных жанрах газетно-публицистического стиля.

К разговорно-бытовым относятся слова, употребляемые в повседневном обиходном общении. Как и слова литературно-разговорной речи, они не нарушают норм собственно разговорной речи. Но здесь уже больше будут превалировать слова со сниженным значением, имеющие к тому же и дополнительную стилистическую окраску. Сюда относятся слова с неодобрительными, шутливыми, ироническими, фамильярными оттенками речи. Их употребление в других стилях языка будет неуместным и нелепым. К разговорно-бытовым (разговорно-обиходным) относятся такие слова, как безмозглый, бессмыслица, болтовня, дедок, балагур и др. Все эти слова имеют не слишком бросающуюся в глаза отрицательную или положительную экспрессивно-эмоциональную оценку.

К разговорно-терминологическим (вторая лексико-семантическая группа) относятся слова, которые не обладают признаками собственно терминов и обычно не отражаются в соответствующих терминологических словарях. Но они все-таки употребляются в устной речи людей, объединенных общими профессионально-социальными интересами. В результате слишком частого использования такие слова могут выходить за пределы разговорных вариантов терминологических систем, детерминологизируются и становятся уже менее ограниченными по употреблению. Например: касторовое масло – касторка, подметающий двор – дворник, больной диабетом – диабетик, астмой – астматик, аскорбиновая кислота – аскорбинка и др.

К обиходно-бытовому просторечию (вторая лексико-семантическая группа) относятся слова, которые будут еще больше сниженными в семантическом плане и с точки зрения экспрессивно-стилистической оценочности. Сфера их распространения уже, чем разговорно-бытовой речи. К просторечным словам относятся, например, батя (отец), брателло (брат), нормалек (о чем-то надежном, хорошем), колгота (беспокойная суетливость), сачок (ленивый человек, лентяй).

Такие слова иногда бывает трудно отграничить от собственно разговорных, потому что просторечные слова, если они не грубые, вульгарные или бранные, в целом не являются нарушением норм разговорной речи.

К разговорно-жаргонным (третья лексико-семантическая группа) относятся слова, которые образуются не от слов, зафиксированных в терминологических системах, а от профессиональных названий. Они имеют узкоспециальное значение, хотя в процессе употребления могут выходить за рамки той или иной профессии. К таким словам относятся у студентов, например, зачетная книжка – зачетка; у строителей – капитальный ремонт – капиталка; коммунальная квартира – коммуналка ( такие слова называются универбами). Сфера их распространения ограничена. Но некоторые из разговорно-профессиональных слов могут стать разговорно-бытовыми.

К грубопросторечным словам относятся слова, употребляемые в устной форме общения и являющиеся довольно-таки ограниченными по сфере их распространения. Они способны нарушать нормы собственно разговорного стиля речи и могут выходить за пределы литературного языка. К ним принадлежат такие слова, как зашлепанный; рожа, башка, дурында; дрыхнуть, втемяшиться, облапошить; вдрызг и др. По своей экспрессивно-эмоциональной окраске они вульгарно-бранные.

Ограниченным употреблением отличаются также и диалектная, и арготическая речи. Слова первой подгруппы, как правило, употребляются лишь в устном общении коренных жителей какой-нибудь заселенной территории и за ее пределами будут непонятны. Слова арготической речи, как и грубое просторечие, нарушают общепринятые нормы и считаются внелитературными лексическими средствами.

Немаловажными оказываются принципиальные различия устной и письменной форм речи, связанные как с ее восприятием (слуховым или зрительным), так и с самой материей устной или письменной речи – интонационные богатства устной речи, а в письменной речи – письменные знаки, помогающие показать интонацию (кавычки, прописные буквы, абзацные выделения, знаки препинания и т. д.

Интонация создается мелодикой речи, определенным местом логического ударения, его силой, изменениями в интенсивности (громкости), степенью четкости, точности при произношении, наличием или отсутствием пауз.

Письменная речь не в состоянии передать все это. В ее распоряжении только краска (буквы), при помощи которых она отражает интонацию.

Между письменной и устной речью существуют стилевые и структурные различия. В тех случаях, когда между письменной и устной речью литературного языка наблюдается только стилевое и функциональное различие, письменная речь характеризуется большей строгостью, более тщательным отбором слов и отшлифованностью построений предложений.

Взаимные отношения между литературным языком и разговорной речью справедливо определил М. Горький, указав, что деление языка на народный и литературный означает лишь то, что в одном случае имеется в виду «сырой» язык, а в другом – обработанный мастерами.

Итак, потребности в языке как средстве общения неодинаковы в области литературной деятельности и в бытовой области. Ведь литература относится к языку с наибольшей требовательностью, нежели производственная или семейная жизнь (бытовая) человека, и оказывает на него большее воздействие. Это воздействие заключается в том, что писатели, публицисты, ученые «обрабатывают» язык, они стараются не повторять слова, «зашлепанные» многими «устами». Поэтому они берут из общенародного языка такие слова, выражения, правила грамматики и фонетики, которые могут служить действительно всему обществу. Языковые средства, не способные служить всему обществу, отбрасываются, признаются нелитературными. Весь лексический «мусор» устраняется усилиями мастеров и знатоков русского слова – писателей, ученых, ораторов.

 

studopedya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *