Проблематика рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» — 2

1. Цель не оправдывает средства. Жадность и черствость Николая Ивановича, многолетние мечты о поместье и крыжовнике разрушили душу пациента. Когда же герой достигает своей цели и вроде бы может освободиться и зажить в полную силу, ему уже ничего не надо, кроме крыжовника, да и забыл он, как жить в полную силу, испытывать те чувства, которые он испытывал в детстве.
Конечно, в рассказе А.П.Чехов не призывает отказываться от материальных желаний, например, от покупки дома с садом. Но важно, чтобы во всем было чувство меры. Нельзя ради достижения цели поступать безнравственно. Фанатичность Николая Ивановича погубило его жену.
Таким образом, наш диагноз – отсутствие чувства меры у пациента.
2. Приземленные мечты приземляют душу. С этим утверждением нельзя не согласиться. А.П.Чехов и в других рассказах обличает пошлость и мещанство. Николай Иванович мечтает о крыжовнике. К чему же будет стремиться человек с такой мечтой?.. Эта мечта быстро осуществима, но оказывается, герой проделывает к осуществлению этой мечты долгий путь. Значит, наверное, воплощение его мечты не есть сама мечта?

Отметим также, что брат пациента предлагает несколько рецептов лекарства. Один из них – делать добро. Что может быть выше этой мечты?
Итак, наш диагноз – неправильная оценка жизненных ценностей, ориентация жизни на достижение материального благополучия.
3. Счастье портит человека. «Счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно»,- говорит Иван Иванович Чимша-Гималайский, брат нашего пациента. Значит быть счастливым безнравственно? Счастливый человек самодоволен и слеп. Достигнув своего счастья, герой тоже стал таким. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», — замечает рассказчик.
Героем, подтверждающий справедливость афоризма, можно считать Алехина, который, как мы знаем, вынужден жить в имении, работать день и ночь. Этот человек не похож на нашего пациента, его нельзя назвать безнравственным, а вот несчастным, пожалуй, можно.
Следовательно, диагноз Николая Ивановича – счастливый человек.
4. Наш пациент, как говорится, из грязи вылез в князи. А.П.Чехов не случайно дважды упоминает об его происхождении: дед – мужик, отец – солдат, дослужившийся до офицера. Зажив помещиком, герой –« прежний робкий бедняга чиновник» — строит из себя барина. Теперь Николай Иванович говорит тоном министра прописные истины об образовании, телесных наказаниях, народной любви к барину. Он наконец-то, смог реализовать все свои амбиции, но, исполняя роль помещика, заигрался и забыл себя.
Мы считаем, что диагноз пациента – повышенное самомнение.)
5. Индивидуальная работа. Оформление «трехчастных дневников».
Пример.
Проблема
Позиция докладчика
Моя точка зрения
Выбора средств достижения цели.
Во всем нужно чувство меры. Нельзя ради реализации своей мечты поступать безнравственно.

Страницы: 1 2 3

sch60.ru

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник» | Литерагуру

Конец 19 века — время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

История создания

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч.  Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует  и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни —  наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч — представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч — представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню — вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».

Темы

В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье — это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
  2. Не менее важная проблема — эгоизм. Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.

Смысл

Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

Критика

Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

 

Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…>  Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Автор: Ирина Романова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Проблема человеческого счастья в рассказе «Крыжовник»

(345 слов) Тема земного счастья занимает важное место в творчестве великого русского писателя А.П. Чехова. На страницах своих рассказов и пьес он рассказывает читателям о судьбах обычных, ничем не примечательных людей. Как и в реальной жизни, многие из них недовольны своей судьбой и лихорадочно ищут своё предназначение и личное счастье. Именно такую историю и изобразил писатель в своём рассказе «Крыжовник».

По сюжету Иван Иванович рассказывает своим знакомым историю своего брата-Николая Ивановича. Имение их отца было отсужено за долги семьи, и Николай, очень страдавший от этого, целью своей жизни поставил купить свою собственную усадьбу, в которой обязательно будет расти его любимый крыжовник. На первый взгляд перед нами довольно романтичная история, в которой человек строит свой маленький рай на грешной земле, но это не так. Николай всю свою жизнь копил деньги, недоедал, зажимал каждый рубль, даже свёл в могилу жену, на которой женился из-за её денег. Живя только далёким и прекрасным будущим, герой принёс в жертву своё настоящее, чтобы спустя много лет мучений и стараний всё же купить столь желанную усадьбу. Иван Иванович, встретив брата много лет спустя, не увидел настоящего счастья, он увидел лишь разложение, пошлость и праздность. Николай, осев в своем имении, превратился в изнеженного инертного барина, деградирующего, замкнувшегося в себе и поглощённого мелочными заботами исключительно о собственном благополучии. По мнению Чехова, такое «счастье» отвратительно. Николай Иванович, уверенный в том, что обрел блаженство, нашел лишь свою собственную могилу, где может спокойно жить, есть, спать и духовно загнивать, чтобы в конечном итоге умереть, не оставив после себя ничего. В конце рассказа Иван Иванович рассуждает о том, как несчастны люди вокруг нас, и настоящий человек ни в коем случае не должен отворачиваться от страданий других ради личного блаженства. За дверью каждого обывателя, уверенного с том, что жизнь его радостна и светла, должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и стуком напоминать ему о том, что происходит за пределами его маленького мирка.

Для Чехова мир — жестокое, наполненное страданиями место, в котором крайне мало настоящего счастья, а те, кто всё-таки нашли его, никогда не должны забывать о том, что на свете живут тысячи несчастных людей, о которых нельзя забывать в угоду своему эгоизму.

Автор: Михаил Щепин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Крыжовник чехов проблема произведения

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Вместе с рассказом «О любви» он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века. Небольшой объем произведения — вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту — купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела — помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

Похожие материалы:

prochekhov.ru

Проблематика рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» — 3

31 Мар

Я согласна с выступающим, но мне кажется, что эта проблема не главная в рассказе.
Трансформации нравственных ценностей.
Ориентация жизни на материальные ценности делает эту жизнь пустой, безнравственной.
Согласна. Мне кажется, что это ключевая проблема рассказа.
Счастья.
Ощущение счастья делает человека безнравственным, так как он становится невнимателен к несчастью других.
Не согласна. Мне кажется, что А.П.Чехов специально наделяет этой мыслью Ивана Ивановича, чтобы показать надуманность его идей.
Влияния материального благополучия на нравственность человека.
Богатство делает человека безнравственным.
Не всегда. Это не главная проблема рассказа.
6. Афиширование. Учащиеся называют проблему, которую считают ключевой в рассказе.
7. Подведение итогов исследования.
— Какой эпизод рассказа можно считать кульминацией?
(Эпизод поедания крыжовника).
— Посмотрим еще раз историю болезни. Выпишите варианты мечты пациента (оформляется на доске).
— С данными словами составьте глагольные словосочетания со связью управления, отражающие мечту героя.

Вывод: Для героя жить = иметь.
— Запишите в карту пациента диагноз.
(Замена истинных жизненных ценностей на материальные. Подмена «жить» на «иметь», замена «несъедобного» — «съедобным».)
8. Индивидуальная письменная работа.
— (Обращение к эпиграфу) Проблемы литературного произведения никогда не разрешаются автором до конца. Автор рассчитывает на соучастие читателей. Чехов указывает симптомы болезни, но не дает рекомендаций к лечению.
— Составьте свои рекомендации для больного.
9. Афиширование (свои работы зачитывают все учащиеся)
(Примеры письменных работ.
1) Я порекомендовала бы подобным больным не мечтать вообще, а жить, дышать полной грудью, радоваться настоящему. Ведь если ты забыл о настоящем, то будущего не может быть. Обернешься назад и поймешь, что жизнь растратил зря, не наполнил ее содержанием, которое достойно человека. Нужно помнить, что главная ценность человека – жизнь…
2) Радуйтесь жизни всей душой! Радость нематериальна. Если вдруг почувствуете, что материальная сторона вашей жизни вас не устраивает, то, конечно, нужно исправлять положение, но помнить при этом, что вы созданы по образу Бога, у вас есть какое-то предназначение, и оно явно не в том, чтобы стать дачником. Не закапывайте свои таланты!
3) Главный герой рассказа А.П.Чехова «Крыжовник», как выяснилось, перепутал «съедобное» и «несъедобное». Если вдруг мечта стала съедобной, значит нужно понять, что эта мечта «обездушит» тебя, превратит тебя самого в «съедобное».)

http://www.albytools.ru/ выбор насоса для капельного полива.

Страницы: 1 2 3

sch60.ru

В чём заключается конфликт рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»? Крыжовник Чехов А.П. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Чехов А.П. / Крыжовник / В чём заключается конфликт рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»?

    Рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» входит в так называемую «маленькую трилогию» писателя (помимо этого произведения, сюда относятся рассказы «О любви» и «Человек в футляре»).
    Данные рассказы объединены общими героями – ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель гимназии Буркин и мелкий помещик Алехин встречаются и рассказывают друг другу житейские истории. Эти истории объединены общей проблематикой. В самом общем смысле ее можно обозначить как взаимоотношения человека и жизни: что человек делает, чтобы быть счастливым, почему он боится жизни, какую роль он играет в улучшении общего строя жизни и т.д. Вывод писателя неутешителен – он наблюдает опошление человека, превращение его в мещанина и обывателя в самом худшем смысле этого слова.
    Об этом, в частности, повествует рассказ «Крыжовник». Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает простую, казалось бы, историю о своем родном брате. Николай Иванович имел в жизни мечту – он хотел купить домик в деревне с небольшим участком земли, стать помещиком и зажить в свое удовольствие: «… будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть но целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес».
    В мечтах героя была одна маленькая деталь – он грезил о крыжовнике с собственного участка. Эта ягода стала для него символом его тихого уединенного счастья, его жизненной цели, смысла жизни.
    Мы сразу же видим негативное отношение к такой мечте рассказчика Ивана Ивановича. За его словами мы угадываем мысли и самого Чехова: «И говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет тяготение к земле и стремится в усадьбы, то это хорошо. Но … уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень…»
    Поэтому, мне кажется, что писатель выбрал крыжовник – эту кислую, неказистую на вид и вкус ягоду – для олицетворения мечты героя неслучайно. Крыжовник подчеркивает отношение Чехова к мечте Николая Ивановича и, шире, к тенденции мыслящих людей уходить от жизни, прятаться от нее.
    Такое «футлярное» существование, показывает писатель, ведет, во-первых, к деградации личности. Вспомним, как изменился Николай Иванович, когда воплотил свою мечту. Это изменение коснулось его физической формы – новоявленный помещик потолстел, стал вести малоподвижный образ жизни, подурнел: «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».
    Деградировала и его внутренняя сущность. Хотя, скорее всего, просто вышло наружу все то, что в «канцелярской» жизни героя не могло раскрыться. Николай Иванович стал самоуверенным, несколько наглым, имеющим на все свою точку зрения и старающимся ее высказать во что бы то ни стало.
    Кроме того, этот герой стал «заботиться» о своей душе. Автор с иронией пишет: «И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно».
    Все, на этом «подвиги» героя закончились. Он был полностью доволен своей жизнью. Можно быть уверенным, что так он будет жить до самой старости и умрет в полном довольствии собой.
    Против такого отношения к жизни, против такого духовного, нравственного «заплывания жиром» протестует Иван Иванович и вместе с ним сам Чехов. Как можно быть довольным своим существованием, когда жизнь вокруг полна горя и несправедливостей: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…»? Но вокруг «всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания…»
    Важно, что Николай Иванович получил свою усадьбу уже ближе к пятидесяти годам. На что же он потратил свои лучшие годы, когда можно было «перескочить через ров или построить через него мост», а не стоять и ждать, «пока он затянется илом»? Сначала Чимша-Гималайский сиднем сидел в своей канцелярии, закрывшись от всего мечтой об усадьбе. Он читал лишь «садовую» литературу и объявления в газетах о продаже имений, проводил время за построением планов и рисованием чертежей. Все остальное его не интересовало. Даже женился герой только к сорока годам лишь ради денег. Вместо того чтобы хотя бы наслаждаться жизнью с любимым человеком, Чимша-Гималайский существовал рядом с нелюбимым существом, практически морил ее голодом ради экономии и получения вожделенных «трех акров земли».
    В итоге герой достиг своей цели, но в чем ценность его жизни? «Есть ли вообще смысл в таком мелком, ничтожном существовании?» — вопрошает автор.
    В связи с этим конфликт рассказа «Крыжовник» можно обозначить как контраст между возможностями русского интеллигента и его реальной жизнью, между потенциалом человека и его реальным земным прозябанием, между настоящей жизнью и выдуманным, футлярным существованием.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Чехов А.П. / Крыжовник / В чём заключается конфликт рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»?


Смотрите также по произведению «Крыжовник»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Конспект урока по Литературе «Проблематика рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» 10 класс

Педагогическая мастерская по литературе в 10 классе

Тема: «Проблематика рассказа А.П.Чехова «Крыжовник».

Задачи:

— научить учащихся видеть и формулировать центральную проблему рассказа;

— развивать коммуникативные навыки;

— формировать в сознании учащихся понятие о нравственной шкале ценностей;

— воспитывать культуру общения, уважительное отношение к мнению другого человека.

Оборудование: DVD оборудование, художественный фильм К.Шахназарова «Курьер», магнитная доска, медицинские шапочки, раздаточные материалы, тексты.

Эпиграф к уроку: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает! ( М.Ю.Лермонтов)».

Ход урока

1. Индуктор.

— Нарисуйте свою мечту. Подпишите рисунок.

2. Социализация.

— Прежде, чем вы представите свои работы, посмотрите отрывок о заветных желаниях героев фильма Карена Шахназарова «Курьер».

— Почему желание главного героя вызывает такую реакцию?

— На какие две группы можно разделить все заветные желания, мечты?

— Определите, к какой группе относится ваша мечта. В соответствие с этим прикрепите рисунок на правую или левую доску.

3. Создание творческого продукта.

(Учитель предлагает учащимся перевоплотиться в медицинских работников.)

— Уважаемые доктора, сегодня на медицинском консилиуме мы обсуждаем сложный, но интересный случай болезни. Это пациент доктора А.П.Чехова. Главный герой истории, рассказанной ветеринарным врачом Иваном Ивановичем, болен. Но чем? и какова причина этой болезни? Это и предстоит нам выяснить.

— Представим себе, что рассказ «Крыжовник» — история болезни. Заполните карту пациента (2 первые колонки).

(Учитель читает отрывок из рассказа, учащиеся заполняют таблицу.)

Симптомы

Работа в группе.

— Попытайтесь определить, когда и в чем ошибся Николай Иванович? Выберите из предложенных афоризмов тот, который может быть записан в качестве диагноза в 3 колонку таблицы. Объясните свою позицию в небольшом сочинении-рассуждении.

1) Цель не оправдывает средства.

2) Счастье портит человека.

3) Приземленные мечты приземляют душу.

4) Из грязи вылез в князи.

4. Социализация. Учащиеся читают свои работы в группах. Одну работу от группы представляют всем. Ученики ведут «трехчастные дневники».

Проблема

(Примеры выступлений.

1. Цель не оправдывает средства. Жадность и черствость Николая Ивановича, многолетние мечты о поместье и крыжовнике разрушили душу пациента. Когда же герой достигает своей цели и вроде бы может освободиться и зажить в полную силу, ему уже ничего не надо, кроме крыжовника, да и забыл он, как жить в полную силу, испытывать те чувства, которые он испытывал в детстве.

Конечно, в рассказе А.П.Чехов не призывает отказываться от материальных желаний, например, от покупки дома с садом. Но важно, чтобы во всем было чувство меры. Нельзя ради достижения цели поступать безнравственно. Фанатичность Николая Ивановича погубило его жену.

Таким образом, наш диагноз – отсутствие чувства меры у пациента.

2. Приземленные мечты приземляют душу. С этим утверждением нельзя не согласиться. А.П.Чехов и в других рассказах обличает пошлость и мещанство. Николай Иванович мечтает о крыжовнике. К чему же будет стремиться человек с такой мечтой?.. Эта мечта быстро осуществима, но оказывается, герой проделывает к осуществлению этой мечты долгий путь. Значит, наверное, воплощение его мечты не есть сама мечта?

Отметим также, что брат пациента предлагает несколько рецептов лекарства. Один из них – делать добро. Что может быть выше этой мечты?

Итак, наш диагноз – неправильная оценка жизненных ценностей, ориентация жизни на достижение материального благополучия.

3. Счастье портит человека. «Счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно»,- говорит Иван Иванович Чимша-Гималайский, брат нашего пациента. Значит быть счастливым безнравственно? Счастливый человек самодоволен и слеп. Достигнув своего счастья, герой тоже стал таким. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», — замечает рассказчик.

Героем, подтверждающий справедливость афоризма, можно считать Алехина, который, как мы знаем, вынужден жить в имении, работать день и ночь. Этот человек не похож на нашего пациента, его нельзя назвать безнравственным, а вот несчастным, пожалуй, можно.

Следовательно, диагноз Николая Ивановича – счастливый человек.

4. Наш пациент, как говорится, из грязи вылез в князи. А.П.Чехов не случайно дважды упоминает об его происхождении: дед – мужик, отец – солдат, дослужившийся до офицера. Зажив помещиком, герой –« прежний робкий бедняга чиновник» — строит из себя барина. Теперь Николай Иванович говорит тоном министра прописные истины об образовании, телесных наказаниях, народной любви к барину. Он наконец-то, смог реализовать все свои амбиции, но, исполняя роль помещика, заигрался и забыл себя.

Мы считаем, что диагноз пациента – повышенное самомнение.)

5. Индивидуальная работа. Оформление «трехчастных дневников».

Пример.

Проблема

6. Афиширование. Учащиеся называют проблему, которую считают ключевой в рассказе.

7. Подведение итогов исследования.

— Какой эпизод рассказа можно считать кульминацией?

(Эпизод поедания крыжовника).

— Посмотрим еще раз историю болезни. Выпишите варианты мечты пациента (оформляется на доске).

— С данными словами составьте глагольные словосочетания со связью управления, отражающие мечту героя.

Природа Усадьба Крыжовник

Жить на природе Купить усадьбу Посадить крыжовник

Быть на природе Иметь усадьбу Иметь крыжовник.


Несъедобное Съедобное

Вывод: Для героя жить = иметь.

— Запишите в карту пациента диагноз.

(Замена истинных жизненных ценностей на материальные. Подмена «жить» на «иметь», замена «несъедобного» — «съедобным».)

8. Индивидуальная письменная работа.

— (Обращение к эпиграфу) Проблемы литературного произведения никогда не разрешаются автором до конца. Автор рассчитывает на соучастие читателей. Чехов указывает симптомы болезни, но не дает рекомендаций к лечению.

— Составьте свои рекомендации для больного.
9. Афиширование (свои работы зачитывают все учащиеся)

(Примеры письменных работ.

1) Я порекомендовала бы подобным больным не мечтать вообще, а жить, дышать полной грудью, радоваться настоящему. Ведь если ты забыл о настоящем, то будущего не может быть. Обернешься назад и поймешь, что жизнь растратил зря, не наполнил ее содержанием, которое достойно человека. Нужно помнить, что главная ценность человека – жизнь…

2) Радуйтесь жизни всей душой! Радость нематериальна. Если вдруг почувствуете, что материальная сторона вашей жизни вас не устраивает, то, конечно, нужно исправлять положение, но помнить при этом, что вы созданы по образу Бога, у вас есть какое-то предназначение, и оно явно не в том, чтобы стать дачником. Не закапывайте свои таланты!

3) Главный герой рассказа А.П.Чехова «Крыжовник», как выяснилось, перепутал «съедобное» и «несъедобное». Если вдруг мечта стала съедобной, значит нужно понять, что эта мечта «обездушит» тебя, превратит тебя самого в «съедобное».)


10. Рефлексия.

Узнал полезное Практическая направленность


Интересно Чувствую усталость

4


История болезни

Диагноз

Изображает из себя барина,

высокомерно говорит о простом народе, постарел, растолстел, того гляди «хрюкнет в одеяло», ничем не интересуется, кроме крыжовника.

Хотел вернуться на природу — купить свое имение — тоскливая служба в казенной палате — мечта о крыжовнике –жадность — женитьба — смерть жены — покупка имения – крыжовник — счастье.

Позиция докладчика

Моя точка зрения

Позиция докладчика

Моя точка зрения

Выбора средств достижения цели.

Во всем нужно чувство меры. Нельзя ради реализации своей мечты поступать безнравственно.

Я согласна с выступающим, но мне кажется, что эта проблема не главная в рассказе.

Трансформации нравственных ценностей.

Ориентация жизни на материальные ценности делает эту жизнь пустой, безнравственной.

Согласна. Мне кажется, что это ключевая проблема рассказа.

Счастья.

Ощущение счастья делает человека безнравственным, так как он становится невнимателен к несчастью других.

Не согласна. Мне кажется, что А.П.Чехов специально наделяет этой мыслью Ивана Ивановича, чтобы показать надуманность его идей.

Влияния материального благополучия на нравственность человека.

Богатство делает человека безнравственным.

Не всегда. Это не главная проблема рассказа.

doc4web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *