Окружающий мир. Мир растений. (3 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Проект по окружающему миру 3 класс на тему "Растения Красной книги на территории нашего сельского поселения"

  1. Введение

Наша работа называется «Растения Красной книги на территории нашего сельского поселения ».

Эта работа основана на изучении растений, которые имеются на территории нашего сельского поселения и занесены в Красную книгу.

Во время изучения темы «Растительный мир Земли»  мы познакомились с разнообразием растительного  мира нашей планеты. В ходе беседы выяснилось, что некоторых видов растений с каждым годом становится все меньше и меньше. Отслеживая эту проблему, мы  наметили пути ее решения. Один их них – собрать материал о растениях, которые имеются на территории Кузьмищенского сельского поселения и занесены в Красную книгу.

Глаза распахните! Смотрите

Растущая дико растёт земляника!

Ландыш, лесная гвоздика! Цветите!

Не исчезайте, растущие дико!

Проблема исследования

- мы предполагаем что, на территории нашего поселения имеются растения, которые занесены в Красную книгу.

Цель: Познакомиться с растениями Красной книги, которые имеются на территории нашего сельского поселения

Задачи:

  • Изучить историю создания Красной книги
    Костромской области

  • Выявить, какие растения растут на территории

    нашего сельского поселения, занесенные в
    Красную книгу

  • Познакомиться с особенностями редких
    растений нашей местности

  • Выяснить причины исчезновения редких
    растений нашей местности

  • Составить правила охраны редких растений нашего края

  • Создать рукотворную книгу «Красная книга растений нашего сельского поселения» 

Объект обследования:

- растения

Методы исследования:

- работа с Красной книгой Костромской области;

- работа с гербарием;

- работа с интернет ресурсами;

- беседа со взрослыми о растениях;

- анализ и обработка полученных результатов.

  1. Основная часть

История создания Красной книги

Ученые мира в 1948 году создали Международный союз охраны природы, стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее Красная книга.

Что такое Красная книга?

Эта книга о растениях и животных, которым грозит опасность исчезновения.

      Красный цвет – означает «стоп, не губи». 

   Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности.

   Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие виды.

На желтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, уязвимые виды.

На белых страницах те растения и  животные, численность которых всегда была невелика. Положение их неустойчиво.

На серых страницах – те растения и животные, которые до сих  пор мало изучены.

На зеленых страницах – те растения и животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красная книга Костромской области

Первое издание Красной книги Костромской области выпущено в 2009 году. Красная книга Костромской области является официальным изданием, предназначенным как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

В издании представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Костромской области, в который включает 280 видов живых организмов, в том числе: 86 — позвоночных животных, 38 — беспозвоночных животных, 141 — высших растений, 13 —мхов, 1 — лишайников, 1 — водорослей.[2]

 
Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы. 

После изучения темы «Растительный мир Земли»,   мы познакомились с Красной книгой Костромской области и нам стало интересно, а есть ли растения из книги на территории нашего сельского поселения. Мы разделились на группы по месту жительства:

Башутино –Бычиха –Сенцово - Панино - Кузьмищи -Стропеево. В течение лета мы находили растения, изучали их, сравнивали с рисунками из Красной книги и с растениями из гербария, расспрашивали своих родителей и бабушек, прабабушек, и пришли к следующему:

больше всего встречаются такие растения

кубышка,

молочай.

прострел,

ландыш,

лук гусиный,

колокольчик,

подснежник.

гвоздика.

зверобой.

Меньше всего встречаются (только по берегам рек Шача и Меза) осока береговая и в реке Меза кувшинка белая,

офрис насекомоносный,

башмачок настоящий,

Мы отметили на карте, растения, которые встречаются на территории нашего поселения, изучили их особенности.

Вот, что мы узнали о них.

Зверобой
Это уникальное растение, обладающее целым спектром полезных свойств. В старину его называли «лекарством от 99 болезней». В прошлом это растение было чудотворным средством.

Его добавляли в матрацы детям, для того, чтобы те видели прекрасные сны и, чтобы запах зверобоя берег малыша от испуга.

Пожилые люди полагали, что трава этого растения помогает выгонять злых духов и ограждает людей от нападений опасных животных.

Зверобой содержит массу полезных и нужных для человеческого организма веществ, однако при чрезмерном употреблении зверобой ядовит. Животные избегают употребления зверобоя, потому что для них он ядовит (отсюда и пошло название «Зверобой»).

Кубышка белая

водное растение относится к семейству кувшинковых. Цветки одиночные крупные, 5—20 см в диаметре, слабоароматные, плавающие, с белыми лепестками, постепенно переходящими в тычинки. Чашелистиков три—пять, зелёных. Основание чашечки округлое. Молодые корневища кувшинки белой на Кавказе идут в пищу в жареном или варёном виде.

Урожайность сухих корневищ в сообществах, где господствует кувшинка, — около 2 т/га.

Из сухих корневищ можно делать муку.

Корневищами можно окрашивать ткани в чёрный и коричневый цвет.Семена содержат дубильные вещества и алкалоиды, могут быть использованы как заменитель кофе.

Лютик

Род однолетних или многолетних
травянистых растений семейства Лютиковые. Цветки одиночные или собраны в сложные соцветия. Чашелистиков три—пять, у большинства видов пять. Свое второе название – "куриная слепота" - растение получило по той причине, что вещество протоанемонин, входящее в состав растения, раздражающе действует на слизистые глаз, вызывая сильную резь, слезотечение, а также временное ослепление (говорят, что куры, которые поедали траву лютика, слепли).

Лютик значительного практического применения не имеет. Некоторые виды его употребляются в народной медицине против многих болезней.

Гусиный лук 

Род -травянистые луковичные растения Семейство Лилейные

Цветки небольшие, жёлтые, звёздчатые.

Это растение прекрасное дополнение к нежному весеннему салату. Он поможет избавиться от авитаминоза. Ароматные свежие листочки являются бесценным кладом, который сосредоточил в себе большое количество микроэлементов и витаминов, так необходимых ослабленному и уставшему организму. Стоит отметить, что гусиный лук полностью съедобен: молодые луковички и листья добавляют в овощные супы и весенние салаты, также едят вареные луковицы и печеные. Луковицы, которые были высушены ранее, размалывали, добавляли при выпекании хлеба в муку.

Гвоздика полевая
Многолетнее травянистое растение

Листья простые, линейные, размещены супротивно

Цветки пятилепестковые, размером 1—2 см, розовые с вкраплениями белого и красного цветов

Плод — коробочка

Растение является лекарственным, и ее применение в качестве такового имеет давнюю историю. Особо обращает на себя внимание факт того, что в свое время полевая гвоздика использовалась как средство борьбы против чумы, буквально истреблявшей население Европы. Еще одно удивительное свойство луговой гвоздики, способность корня мылиться, отсюда еще одно наименование растения – «дикое мыло».

Вывод

Мы изучили растения и узнали, что в Красную книгу занесены растения и нашей сельской местности, которых осталось мало. Если ничего не делать, они могут исчезнуть совсем, и люди, которые будут жить после нас, их не увидят.

Рассматривая причины сокращения численности выше названных видов, пришли  к выводу, что на это повлияли:

-произошедшие   лесные  пожары;

-вырубка леса;

- скос травы;

- сбор букетов;

- распашка земель под с/х угодья;

- выпас скота;

- сбор трав в качестве лекарственного сырья;

- загрязнение среды обитания.

Для этого нам нужно всем соблюдать правила поведения на природе.

Правила охраны природы

  • Не ломай ветки деревьев и кустарников

  • Не повреждай кору деревьев

  • Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

  • Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых

  • Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор.

Красная книга     это -  не «охранная грамота» для растений.

Это – сигнал тревоги,  информация о бедственном положении того      или иного вида, рекомендация по мерам его охраны.

К природе люди могут проявлять свои чувства –

 любовь, сострадание, сопереживание, жалость.

Есть, за что любить тебя, мой край!

Заключение

Таким образом, работая над проектом, наши предполагаемые результаты были подтверждены. Действительно на территории нашего поселения имеются растения, которые занесены в Красную книгу.

Мы  надеемся, что  проект «Растения Красная книга на территории нашего сельского поселения»  принесет реальную помощь не только его участникам.

Невозможно оставаться равнодушным к проблеме сохранения исчезающих растений, ведь они являются украшением современной действительности. Трепетное отношение к природе, её изучение позволит нам жить на планете с неповторимым, разнообразным миром флоры и фауны.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты. Мы  надеемся, что  проект «Растения Красная книга на территории нашего сельского поселения»  принесет реальную помощь не только его участникам.

В работе над проектом нам было интересно проводить исследования,  находить информацию в разных источниках. Мы научились работать в интернете. Конечно, было трудно, но интересно.

Красная книга это:

А дальше должны действовать все мы!

Мы приняли участие в региональном конкурсе «По страницам Красной книги Костромской области» и заняли 1 место со своей рукотворной книгой.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же люди все вместе,

Мы к ней относиться добрей!

infourok.ru

Проект по окружающему миру "Лекарственные растения нашей местности" (3 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Олымская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района

Курской области

Районный конкурс «Зелёная планета 2014»

Номинация «Природа – бесценный дар, один на всех»

Проект «Лекарственные растения нашей местности»

Выполнили обучающиеся 3-х классов

Руководители: Пигарева Елена Ивановна,

Афанасьева Галина Александровна,

учителя начальных классов.

П. Олымский

2014 год

Лекарственные растения нашей местности

Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности. Познакомить с многообразием лекарственных растений нашего края, с их строением, жизнью, использованием их человеком. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе по ботанике.

Задачи: образовательные: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;

Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;

развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;

развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;

развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Краткая аннотация проекта

« Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,

нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением".

Восточная мудрость.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в лесах нашей местности, и о том, как они помогают людям.

На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Я же хочу рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.

Проект "Лекарственные растения нашей местности" реализуется в рамках образовательного курса А.А.Плешакова «Окружающий мир». К числу важнейших задач курса относится воспитание любви к своему родному краю. Проект «Лекарственные растения нашей местности» ориентирован на изучение темы: «Мир растений» из раздела учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3класс. В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагогов проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений леса, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.

Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей "Лекарственные растения нашей местности", информационные листы, презентация. Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какое значение имеют лекарственные растения для человека?

Проблемные вопросы

Могут ли растения заменить лекарства?

Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?

Учебные вопросы

Какова роль растений в природе и жизни человека?

Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?

Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?

Как можно сохранить редкие растения нашего региона?

Ход проекта.

Работа состояла из трех этапов:

1-й этап – п о д г о т о в и т е л ь н ы й.

 Лекарственные растения. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.

Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

       Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

      На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.  

Иван Грозный «Аптекарская изба»

Русский царь Пётр Первый  издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.  

Пётр Первый «Аптекарские огороды»

        Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведена беседа. Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица , календула, зверобой, пустырник и др. ).

На подготовительном этапе оформлялся специальный маршрутный лист «Моё растение», в который заносились результаты наблюдений в виде кратких записей и рисунков.

Ромашка аптечная

Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная

Описание. Ромашка аптечная - однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.

Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.

Применение. Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьены и т.д.

Календула лекарственная, или ноготки

Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.

Описание. Лекарственная календула - однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.

Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне - сентябре. Сушат в темном месте.

Применение. Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли "травой против рака" и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.

Зверобой продырявленный

Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.

Описание. Зверобой продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле - мае.

Собирают листья, стебли, цветки в июне - июле.

Применение. Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при' женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.

Пустырник

Народные названия: глухая крапива, сердечная трава, собачья крапива, сердечник.

Описание. Пустырник - многолетнее травянистое растение . Цветки розовые, мелкие. Цветет в июне - августе. Собирают верхушки стеблей с листьями и цветками, корни. Траву собирают во время цветения, корни - осенью.

Применение. В русской народной медицине пустырник издавна применялся как средство против "биения сердца", "тяжести желудка". Настой и настойка из травы замедляют ритм сердца, снижают кровяное давление, успокаивающе действуют на нервную систему (в 3-4 раза сильнее валерианы). Отвар из корней пьют как кровоостанавливающее средство.

Душица обыкновенная

Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая.

Описание. Душица обыкновенная - многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне - августе.

Собирают стебли, листья, цветки, в июне - августе.

Применение. Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли .

Крапива

Народные названия: жалива, жгучка,

стрекава, жегала.

Описание. Двудомная крапива –

многолетнее травянистое растение

с длинным корневищем. Цветки мелкие, зеленоватые. Цветет в июне - сентябре.

Собирают листья, корневища и корни.

Листья собирают в июне - августе, корневища и корни - поздней осенью.

Применение. Настой из листьев крапивы является хорошим кровоостанавливающим и ранозаживляющим средством, имеет противовоспалительное действие, снижает повышенную температуру, избавляет от сильного кашля. Молодые листья крапивы вкусная и полезная добавка в щи и салаты, так как в них содержится большое количество витаминов.

2-й этап – и с с л е д о в а т е л ь с к и й.

Он состоял из ряда заданий.

Анкетирование детей.

Был проведен опрос детей, выяснено, как они относятся к лекарственным растениям.

Вопросы анкеты:

Какие лекарственные растения ты знаешь?

Где они растут?

Какую пользу они приносят?

Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

По сведениям, собранным детьми ( в опросе участвовало десять человек), сделали выводы: все знают лекарственные растения своей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

Анкетирование взрослых.

Мы решили поинтересоваться, замечают ли взрослые лекарственные растения, которые их окружают.

Вопросы анкеты:

Замечаете ли вы лекарственные растения, когда идете по улице?

Какие чувства вы испытываете, если видите сломанное или выдернутое с корнем растение?

Какие чувства вы испытываете, когда видите первые появляющиеся листочки, цветы?

Сажали ли вы лекарственные растения?

В анкетировании участвовало двенадцать взрослых. Проведенный эксперимент показал, что 90% любуются красотой растений, 10 % осознают, что за обыденной суетой не успевают замечать окружающую природу. Все участники опроса испытывают чувство жалости к раненому дереву или обломанному кусту. Первые листочки весной у всех вызывают радость.

Проведение исследовательских наблюдений.

По просьбе учителя дети провели два исследования.

Сочинили история своего лекарственного растения.

Изучили строение растения.

Определили, одинаков ли стебель у разных растений.

Погладили стебли растений, листья.

Определили, какие они: твёрдые, мокрые, сухие, тёплые, холодные, колючие, мягкие?

Прилетают ли кто-нибудь к этому растению?

Есть ли запах у растения?

Всегда ли одинаково пахнет растение?

Дети заметили, что стебли растений имеют разную толщину, некоторые пушистые и мягкие, некоторые жгучие и холодные. Листья ворсистые и тёплые, только у мать-и-мачехи одна сторона листа гладкая и холодная, другая – мягкая и тёплая. В разное время года и в разную погоду растения имеют разный запах (пахнут жвачкой, конфетами, сеном, пылью, мёдом) и др.

Школьники также изучали связи животных и растений.

Прилетают или приползают к растению животные?

Какие?

Есть ли на растении следы, оставленные человеком? Сможет ли растение залечить раны?

Дети обнаружили, что практически на всех растениях есть насекомые (пчёлы, осы, шмели, божьи коровки, тля, жуки, муравьи). Все растения опыляемы. На некоторых исследуемых объектах были оставлены следы деятельности человека.

Таким образом третьеклассники пришли к выводу, что все люди пользуются лекарственными растениями и, чтобы они не исчезали с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекарственные растения в садах и огородах.

Посещение библиотеки.

Посетив библиотеку, учащиеся читали и рассматривали литературу о лекарственных растениях, затем писали сочинения.

3-й этап – о б о б щ е н и е р е з у л ь т а т о в.

Викторина «Лесная аптека».

-Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

-Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).

-Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).

-Плоды каких кустарников богаты витамином С?

(Чёрная смородина, шиповник).

-Какими лечебными свойствами обладает мать –и мачеха?

(Отвар из цветков и листьев – хорошее средство от кашля).

-Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. При нервных расстройствах, бессоннице).

-Какие болезни лечит красавица берёза?

(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

2) Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.

Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

Каждый кустик и травинка,

Корень, ягода, орех –

Все приносит пользу людям,

Помогает от всех бед.

Лес – богатство наше, знай!

Береги и сохраняй!

-Правило первое: что собирать?

Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

-Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

-Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора( совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

-Правило четвёртое: где собирать?

Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

-Правило пятое: собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

-Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

Выполнение зарисовок детьми.

Письмо «зелёному другу» ( см. приложение)

Заключение.

Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.

В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и учителя нас могут научить.

Все целебные растения.

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства.

Приложение

Подорожник

Хочу рассказать о лекарственном растении – подорожнике.

Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего на велосипеде мальчика. На дороге попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой.

С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Ученик 3 «А» класса – Сапрыкин Даниил

Ромашка- спасительница

Утром с восходом солнышка просыпаются все цветы. Расцвела ромашка. Маленькая бабочка пролетела над цветком. Она рассыпала пыльцу. Вдруг налетел воробей и хотел съесть её. Бабочка заметалась на полянке, она просила помощи у всех цветов, и только ромашка распахнула лепестки и укрыла её. Воробей поискал, поискал и улетел ни с чем. Бабочка вылетела и поблагодарила ромашку, а затем построила дом под её лепестками. Так и подружилась ромашка и бабочка. Когда наступила зима, бабочка сделала настой из лепестков и листьев ромашки, чтобы лечиться.

Ученица 3 «Б» класса Киселёва Виктория

Сообщения детей о лекарственных растениях

Календула лекарственная

Календула лекарственная (ноготки лекарственные) – однолетнее травянистое растение семейства сложноцветных высотой 30-60 см. Стебель прямостоячий, разветвленный. Цветки собраны в крупные корзинки, оранжево-красно-желтые. Плоды-семянки разной формы и величины. Цветет с июня до сентября. Выращивается как лекарственное и декоративное растение во многих регионах России. В качестве лекарственного сырья используются цветки растения, которые собирают многократно: с начала цветения до заморозков через 3-5 дней.

Применяют как ранозаживляющее, бактерицидное, противовоспалительное средство. Настой как желчегонное, настойку при ангине, желудочно-кишечных заболеваниях, воспалительных процессах печени, для лечения порезов, фурункулезе и т.д.

Смола Дмитрий – ученик 3 «А» класса

Мелисса лекарственная

Травянистый многолетник семейства губоцветных. Распространена на юге европейской части России, Кавказе, в Средней Азии. Растет по опушкам леса и оврагам, тенистым ущельям. У нас это садовое растение. Его сажают в садах и огородах. Культивируется во многих странах мира. Является приправой к пище; ценный медонос. В качестве лекарственного сырья используется трава. Заготавливают ее во время цветения; сушат в хорошо проветриваемых помещениях или сушилках. Сырьё содержит эфирное масло с запахом лимона, применяемое в парфюмерии и для ароматизации напитков.

Как лекарственное средство мелиссу знали и широко использовали древние греки и римляне.

В народной медицине настой этой травы употребляли как успокаивающее, противосудорожное и болеутоляющее средство.

Бирюков Дмитрий – ученик 3 «Б» класса

Письма «зелёному другу»

Здравствуй, моё солнышко!

Я соскучился по тебе, ведь в хмурый осенний день ты радуешь нас цветами.

Когда я приду после школы, обязательно к тебе зайду.

Спасибо, что ты лечишь людей.

Елисеева Мария – ученица 3 «А» класса

Здравствуй, красавица ромашка!

Я очень люблю разговаривать с растениями, а больше всего с ромашками. Хочу сказать, о моё золотое солнышко, что я приду к тебе на каникулах пообщаться и принесу тебе подарок. Ты самая прекрасная, нежная ромашка! Спасибо тебе, что помогаешь нам пережить холодную зиму без болезней.

Битюцких Елизавета – 3 «Б» класс

infourok.ru

Задание по окружающему миру (3 класс): Подготовить сообщение об одном из видов растений.

Подготовить сообщение об одном из видов растений (любой группы).
Под группами подразумевают: мхи, папоротниковые, хвойные, цветковые

Папоротник.
Па́поротники, или папоротникови́дные расте́ния — отдел сосудистых растений, в который входят как современные папоротники, так и одни из древнейших высших растений, появившихся около 400 млн лет назад в девонском периоде палеозойской эры.
Гигантские растения из группы древовидных папоротников во многом определяли облик планеты в конце палеозойской — начале мезозойской эры.
Папоротники — вездесущи
Папоротники встречаются в лесах — в нижнем и верхнем ярусах, на ветвях и стволах крупных деревьев, в расселинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов, на сельскохозяйственных землях как сорняки, по обочинам дорог.
Но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.

То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости. Так это и называется — плосковетка.
Папоротники размножаются спорами и вегетативно (корневищами, почками).

Экономическое значение папоротников не велико.
Пищевое применение имеют такие виды как Орляк обыкновенный, Страусник обыкновенный, Осмунда коричная и некоторые другие.
Часть папоротников ядовиты. Наиболее токсичными из произрастающих в России папоротников являются представители рода Щитовник.

В славянской мифологии цветок папоротника наделялся магическими свойствами, хотя папоротники не цветут.
В Иванову ночь влюблённые ищут этот мифический цветок папоротника, веря, что он принесёт их паре вечное счастье. Так же этот цветок знаменит тем, что открывает скрытые в земле клады.

 

 

Лиственница.
Лиственница — род хвойных деревьев семейства сосновых.
Род насчитывает около 20 видов, распространенных в Северном полушарии. Высокие, красивые, быстро растущие, однодомные хвойные деревья с опадающей на зиму хвоей.
Хвоя мягкая, узколинейная, на удлиненных побегах одиночная, расположенная спирально, на укороченных — в пучках по 20 и более хвоинок. Весной хвоя светло-зеленая, осенью — золотисто-желтых тонов.
Шишки округлые, яйцевидные или почти цилиндрические. Цветут ежегодно ранней весной, шишки созревают в год цветения. Семена (по 2) под каждой семенной чешуей, почти трехгранные, с большим кожистым крылом (х-12).
Семена высыпаются ранней весной или летом следующего года, а пустые шишки украшают деревья в течение нескольких лет.

Растут быстро. Живет до 500—600 лет. Дымо- и газоустойчивы. Зимостойки. Выдерживает резко континентальный климат, очень низкие температуры воздуха и может расти на вечной мерзлоте. Благодаря ежегодному сбросу хвои наиболее устойчивы в озеленении крупных промышленных центров.

Лиственница — это дерево, которое представляет чрезвычайно ценный пиломатериал. Кроме особой прочности и стойкости к внешним воздействиям она характеризуется хорошим цветом и отличной структурой.

Древесина лиственницы является одной из лучших по сопротивляемости к атмосферным воздействиям. Как показали длительные исследования, благодаря сочетанию высокой плотности и высокой смолистости, а также специфическому составу смолы, лиственница не только находится на первом месте по стойкости к загниванию, но и в два раза превосходит по стойкости дуб, ясень и сосну. Ко всему прочему она практически не подвержена нападению насекомых-древоточцев.

playroom.ru

Презентация к уроку по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие растений".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие растений".»

Окружающий мир 3 класс

Проверка домашнего задания

На какие две группы делят природу?

Проверка домашнего задания

Как называется наука, которая изучает живую природу?

На какие царства делят биологи живую природу?

Биология

Живая

природа

Царство

животных

Царство

растений

Царство

Царство

бактерий

грибов

Проверка домашнего задания

Как называется наука, которая изучает растения?

БОТАНИКА

Проверка домашнего задания

Части растений

Стебель

Плод

с семенами

Листья

Цветок

Корень

Проверка домашнего задания

Загадки

Тема урока: «Разнообразие растений»

Работа по учебнику

Стр. 85 – 86.

ВОДОРОСЛИ

Водоросли

Нет

Корень

Нет

Стебель

Нет

Листья

Нет

Цветки

Нет

Плод

с семенами

Где растут водоросли?

Водоросли – растения, живущие в воде.

МХИ

Мхи

Нет

Корень

Есть

Стебель

Есть

Листья

Нет

Цветки

Нет

Плод

с семенами

Где растут мхи?

Мхи растут на болотах и сильно

увлажнённых участках леса.

ПАПОРОТНИКИ

Папоротники

Есть

Корень

Есть

Стебель

Есть

Листья

Нет

Цветки

Нет

Плод

с семенами

Где растут папоротники?

Папоротники растут во влажных тенистых лесах.

ХВОЙНЫЕ

РАСТЕНИЯ

Хвойные растения

Есть

Корень

Есть

Стебель

Есть

Листья

Нет

Цветки

Нет

Плод

с семенами

Что образуется у хвойных растений вместо плодов?

Вместо плодов у хвойных растений образуются

шишки, в которых созревают семена.

ЦВЕТКОВЫЕ

РАСТЕНИЯ

Цветковые растения

Есть

Корень

Есть

Стебель

Есть

Листья

Есть

Цветки

Есть

Плод

с семенами

Цветковые растения

Работа

в рабочей тетради

Стр. 36, №85.

Растения

Цветковые

растения

Водоросли

Хвойные

растения

Папоротники

Мхи

Копилка интересных фактов

Учёным сейчас известно около 350 тысяч

видов растений. Из них:

  • почти 250 тысяч – цветковые;
  • около 27 тысяч – мхи;
  • более 10 тысяч – папоротники;
  • около 600 – хвойные.

Водоросли – самые древние растения на Земле. Учёные утверждают, что они появились более 500 миллионов лет тому назад.

Наш проект:

«Растения – рекордсмены!»

ЭВКАЛИПТ

РЯСКА

САМШИТ

БАМБУК

ТЫКВА

Итог урока

1. Какая была тема нашего урока?

2. Что нового узнали на уроке?

3. Перечислите группы растений.

Коллективная работа

«Растения –

зелёная одежда

Земли»

Домашнее задание

Стр. 85 – 86 пересказ,

стр. 86 вопросы.

multiurok.ru

презентация по окружающему миру 3 кл "Разнообразие растений"

Разнообразие растений.

Урок окружающего мира в 3 классе

Программа «Школа России» А.А.Плешаков

Составила : учитель начальных классов

МБОУ СОШ ст.Павлодольской

Моздокского р-на

Павленко Е.В.

Проверка домашнего задания

  • Расскажите, что такое почва, из чего она состоит.
  • Расскажите о том, как живые организмы помогают в образовании почвы.
  • Работа в тетрадях «Проверь себя»
  • с.15

Проверь себя

  • Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

ш) песок;

щ) глина;

ч) перегной.

  • Слой почвы в 18см вода сможет смыть за 500тысяч лет, на лугу – за 3225лет, а там где нет растений – за 15 лет! О чём говорят расчёты учёных?

м) чем больше слой почвы, тем быстрее смывается, какие бы растения на ней не росли.

Н) чем больше корневая система растений, тем сильнее удерживает почву.

л) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.

  • Какое утверждение верно?

а) там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть почву.

о) если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет своё плодородие.

я) при внесении большого количества удобрений, в почве накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

  • Выберите правильное определение почвы:

я)верхний слой земли, где есть песок и глина;

е)верхний слой земли, где есть песок и глина, вода и воздух;

о) верхний плодородный слой земли;

  • Какая главная часть почвы?

т)перегной;

д) песок;

б) глина;

  • Что образуется из перегноя под действием микробов?

м) вода;

н) воздух;

л) соли;

  • Что используют растения для

питания?

е) микробы;

и) соли;

ю) перегной;

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

БАКТЕРИИ

РАСТЕНИЯ

ГРИБЫ

ЖИВОТНЫЕ

Царство растений насчитывает около 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев.

Наука о растениях называется – ботаника.

  • Учёные – ботаники делят царство растений на группы.

растения

Низшие растения Высшие растения

Водоросли Мхи, папоротники, хвойные, цветковые

Водоросли.

  • Водоросли встречаются у побережья во многих местах земного шара. У них нет настоящих листьев, стеблей и корней.

Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Другие имеют вид тонких нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты. Их более 150 тысяч видов.

Мхи.

  • Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней.

мхи

Растут во влажных

местах. Они имеют

стебли листья, но у

них не бывает корней,

цветков и плодов с

семенами.

Папоротники.

Учёным известно более 10 тысяч папоротников. У них есть листья, корни и стебли, а цветов и плодов у них нет.

Хвойные растения.

  • Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки, в которых и созревают их семена.

Цветковые растения.

  • Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.

Рассмотрите рисунки. К каким группам относятся эти растения?

главная

главная

главная

Таблица «разнообразие растений»

Итог урока

  • Назовите части растения.
  • Что такое низшие растения? Приведите примеры
  • Что такое высшее растение? Приведите примеры.
  • Как они размножаются?
  • Что такое ботаника?

Спасибо за внимание.

multiurok.ru

Доклад по окружающему миру (3 класс) о редком растении.

Ятры́шник — род растений семейства Орхидные.
Латинское название происходит от греч. (яичко) из-за пары клубней, напоминающих яички.
Народные названия: Ивановы руки, орхидея, кукушкины слезы.
В старинных рукописях — Лас, Ласис, Имтелас

Включён в Красные книги России, Украины.

Ятрышники — многолетние травянистые растения.
Цветёт с апреля по август.
Листья ятрышника по форме и расположению напоминают листья тюльпана. Стебелек прямой с пятнистыми пурпуровыми цветками с многочисленными полосами и пятнами на лепестках. Пестрые цветы собраны в колосок. Листья пятнистые. Ятрышник похож на орхидею. Плоды ятрышника — маленькие коробочки с множеством мелких семян.

Место обитания у разных видов ятрышника различное. Например ятрышник шлемоносный растёт на опушках и лесных полянах, на сырых лугах.
Ятрышник пятнистый, его ещё называют болотный встречается в европейской части на заболоченных лугах и в лесах.
Так же отдельные виды встречаются в северной Америке, Северной Африке, на Канарских островах и о. Мадейра, на Кавказе.
В южных районах нашей страны ятрышники оказались на грани исчезновения.
В медицинской практике клубни ятрышника давно известны. Клубни применяют при язвах, гастритах, дизентерии и некоторых отравлениях. Употребляют его еще для восстановления утраченных сил, после изнурительной болезни, от истощения, а также для поддержания бодрого, жизнерадостного самочувствия.
Всего 40 граммов порошка из толченых клубней возмещают человеку суточную норму питательных веществ.

Мифы и Легенды.
Ятрышник пятнистый на Руси был известен как кукушкины слезы. С чем связано это название? В русской деревне существовали обычаи встреч и проводов времен года. В преддверии красного лета справляли последний весенний праздник – вознесенье. С этого дня весна на отдых просится, уступаю дорогу лету. Древние русичи считали, что в это время кукушка плачет по прошедшей весне. В этот день молодые женщины по корням ятрышника пытались дознаться о том, кто у них будет: мальчик или девочка. Корень длинный предвещал мальчика, круглый – девочку. Хранилась трава в доме для счастья и на случай размолвки между супругами.
Говорят, что сердце Русского княжича Игоря было навек отдано простой девушке-перевозчице Ольге, когда та подарила ему веточку ятрышника

Существует немецкая поговорка: Ятрышник в ненастье призывает счастье.

Древняя ительменская легенда гласит, что тот, кто с восходом солнца, вместе с его первыми лучами войдет в воды озера, по берегам которого цветёт ятрышник, обретет красоту и здоровье и вечную молодость.

Составил: Саша 9 лет.
Источник: Интернет.

playroom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *