Тесты по русскому языку. Простое и сложное предложение.

Тесты по русскому языку.

Простое и сложное предложение.

Вариант 1.

1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Дерево скоро садят да не скоро от него плоды едят.

Б) Стыдливый покраснеет а бессовестный побледнеет.

В) Солнце поднялось и обогрело землю.

2. Укажите сложносочиненное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Жизнь пернатых начала замирать зато проснулись лесные звери.

Б) Не напрасно дули ветры не напрасно шла гроза.

В) Он запрокинул голову и подставил грудь ударам ливня и молний.

3. Укажите сложноподчиненное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Ты жил я также мог бы жить.

Б) Кажется ветер стих и начинается дождь.

В) Часто в Колонном зале я вспоминаю как впервые в нём очутился.

4. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Веселее всех смеялся сам Петр он же скорее всех и перестал.

Б) Ни стрелы не летали ни пушки не гремели.

В) Люди знали где-то идёт война.

5. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении : Охотник укладывал и носил камни не отдыхая и я не отставал от него заряжаясь быстротой его движений.

А) 2; Б) 3; В) 4.

Вариант 2.

1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Молод годами да стар умом.

Б) Трус и в жизни мертв а смелый и мертвый живет.

В) Поручик говорил и искоса поглядывал в стороны.

2. Укажите сложносочиненное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Я обрадовался при мысли что увижу ее снова.

Б) Не то маячили горы не то это только казалось.

В) Вы приходите в театр и погружаетесь в мир выдуманный автором.

3. Укажите сложноподчиненное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Я пришёл к тебе с приветом рассказать что солнце встало…

Б) В полутьме северной ночи напоминавшей нам утренний рассвет посёлок казался особенно угрюмым.

В) Я не видел вас целую неделю я не слышал вас долго.

4. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Мать посмотрела в окно девочка тоже взглянула на улицу.

Б) Деревья словно плакали (?) с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.

В) Я хочу чтоб к штыку приравняли перо.

5. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении Из туч то летит холодный дождь то вдруг туманом залепляя глаза повалит водянистый снег.

А) 3; Б) 2; В) 4.

Ответы к тесту по теме: «Простое и сложное предложение»

1

2

3

4

5

Вариант 1

Б

А

В

В

Б

Вариант 2

Б

Б

А

Б

А

«Бессоюзные сложные предложения»

Вариант 1

1.  Какое утверждение является неверным?

А) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

А) Предложения рисуют быструю смену событий.

Б) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

В) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

3.  Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке

.

А) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

В) Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

4 – 15. Какие знаки препинания ставятся в следующих предложениях:

4. Серёжка промолчал (?) он не любил словесных клятв и заверений.

5. Будет дождик (?) будут и ягодки.

6. Палило солнце, ослепительно отражаясь в тёмной воде (?) синие бархатные стрекозы бесшумно перелетали с одной осоки на другую.

7. Я не видел вас целую неделю (?) я не слышал вас долго.

8. Птиц не было слышно (?) они не поют в часы зноя.

9. Осенью льётся с неба вода (?) на поля вскоре нельзя будет ни войти, ни въехать.

10. Сокол не мог летать (?) правое крыло у него было сломано.

11. Люди знали (?) где-то идёт война.

12. За двумя зайцами погонишься (?) ни одного не поймаешь.

13. У ног моих тянулась узкая долина (?) прямо напротив крутой стеной возвышался частый осинник.

14. Заранее предупреждаю (?) удобств на пути не будет.

15. Надежда искала его, кричала во дворе, звала обедать, потом чай пить (?) он не откликался.

Вариант 2

1.  Какое утверждение является верным?

А) Простые предложения в бессоюзных сложных предложениях связаны интонацией и союзами.

Б) В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

В) Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

А) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б)  Предложения рисуют быструю смену событий.

В) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

3.  Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б)  Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

4 – 15. Какие знаки препинания ставятся в следующих предложениях:

4. Я был угрюм (?) другие дети веселы и болтливы.

5. Заходишь в лесхоз и сразу чувствуешь (?) попал в особый мир со своими особыми интересами.

6. Назвался груздем (?) полезай в кузов.

7. Павел чувствует (?) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.

8. От себя могу сообщить только одно (?) будем работать.

9. В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике (?) быть дождю.

10. Кошка побежала за мышкой (?) та опрометью бросилась от неё.

11. Не умея в руке держать топор, дерева не срубишь (?) не зная языка, хорошо, красиво, просто не напишешь.

12. Вы улыбнётесь (?) мне отрада.

13. Сергей Иванович оглянулся (?) спрятаться было негде.

14. Мне попалась какая-то заросшая дорожка (?) я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед.

15. Понаблюдаешь растение от первого зелёного листка до созревания (?) увидишь жизнь.

Варианты ответов:

А) запятая; В) точка с запятой; С) двоеточие; D) тире.

Ответе к тесту по теме: «Обобщающий тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вариант 1

В

В

Б

В

Г

Б

А

В

Г

В

В

Г

А

В

Г

Вариант 2

Б

А

Б

Г

В

Г

В

В

Г

Г

Б

Г

В

Б

Г

infourok.ru

Тест с ответами: «Сложное предложение»

1. Из чего состоит сложное предложение:
а) двух или нескольких сложных слов

б) двух или нескольких простых предложений +
в) двух или нескольких однородных членов

2. Что содержит сложное предложение:
а) несколько грамматических основ +
б) несколько сложных слов
в) одну грамматическую основу

3. Что является средствами связи в сложном предложении:
а) грамматическая основа
б) вводные слова
в) союзы и союзные слова +

4. На что делятся все сложные предложения, в зависимости от средств связи частей сложного предложения:
а) союзные и бессоюзные +
б) союзные, присоединительные, придаточные
в) сложносочиненные и сложноподчиненные

5. На что делятся все сложные предложения, в зависимости от типа союзов и союзных слов:
а) главные и придаточные
б) союзные, бессоюзные
в) сложносочиненные и сложноподчиненные +

6. В каком предложении одна из частей сложного предложения синтаксически подчиняется другой и зависит от нее:
а) простом предложении
б) сложноподчиненном предложении +
в) сложном предложении

7. Какие союзы используются в предложениях с соединительными отношениями:
а) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
б) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли
в) и , да, ни…ни, также, тоже +

8. Какие союзы используются в предложениях с разделительными отношениями:
а) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли +
б) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
в) и , да, ни…ни, также, тоже

9. Какие союзы используются в предложениях с противительными отношениями:
а) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то +
б) и , да, ни…ни, также, тоже
в) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли

10. В каких предложениях указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких:
а) разделительных +
б) соединительных
в) противительных

11. В каких предложениях одно явление противопоставлено другому:
а) разделительных
б) соединительных
в) противительных +

12. В каких предложениях, перечисляются явления . которые происходят одновременно или следуют одно за другим:
а) разделительных
б) соединительных +
в) противительных

13. Необходимо указать тип сложносочиненного предложения:
«Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы…»
а) разделительное
б) противительное
в) соединительное +

14. Необходимо указать тип сложносочиненного предложения:
«Неожиданно быстрое исполнение моих тайных желаний и обрадовало, и испугало; однако я не высказал овладевшего мною смущения.»:
а) противительное +
б) разделительное
в) соединительное

15. Необходимо выбрать сложносочиненное предложение:
а) «В углу, близ окна, стояла очень странная, но дорогая скульптура.»
б) «Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.» +
в) «Дороги, не заносимые поземкою и не заметаемые метелью, были превосходны.»

16. Необходимо определить бессоюзное сложное предложение:
а) «Лес рубят – щепки летят.» +
б) «Я увидел, что пляжи тянутся далеко-далеко.»
в) «Едва Владимир выехал за околицу, как поднялся ветер.»

17. Как называется предложение, в котором первое придаточное относится к главному, а второе придаточное к первому и т. д.:
а) предложение с разными типами связи
б) сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
в) сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением +

18. Необходимо выбрать сложносочиненное предложение, в котором есть противительный союз:
а) «Мороз невелик, да стоять не велит.»
б) «Чугун чугуна дразнит, а оба черны.» +
в) «Совесть без зубов, а загрызет.»

19. Необходимо выбрать сложное предложение:
а) «Облетают с яблонь листья и шепчутся с травой.»
б) «По всей округе льют ливни.»
в) «Ярко светило солнце, снег переливался тысячью искр.» +

20. Необходимо указать количество запятых, которые пропущены в предложении:»Уж тает снег бегут ручьи в окно повеяло весною.»:
а) 2 +
б) 3
в) 1

21. Необходимо указать количество запятых, которые пропущены в предложении:»Астрологи Вавилона гадавшие по небесным светилам находили что мир очень стар что ему больше двух миллионов лет.»:
а) 5
б) 3
в) 4 +

22. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть места:
а) «Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно.»
б) «Вдруг, там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел.» +
в) «Грей так задумался, что позабыл о хозяине.»

23. Необходимо указать сложносочинённое предложение, где есть разделительный союз:
а) «Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.» +
б) «Еще напор и враг бежит.»
в) «Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.»

24. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть причины:
а) «Свою Москву мы не дали в обиду, как нас в обиду не дала она.»
б) «И снова я с людьми затем, что я поэт, затем, что молнии сверкают.» +
в) «Даша слушала молча, не перебивая, часто закрывая глаза.»

25. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть образ действия:
а) «Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.»
б) «Невидимая, посредине реки плывет лодка.»
в) «Князь Андрей умел поставить себя так, что все его боялись и уважали.» +

26. Необходимо определить бессоюзное предложение, в котором между частями ставится тире:
а) «От солнца бегать света не видать.» +
б) «Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.»
в) «Шел дождь падал снег.»

27. Необходимо указать количество запятых, которые пропущены в предложении: «По синим волнам океана лишь звезды блеснут в небесах корабль одинокий несется несется на всех парусах.»:
а) 4
б) 3 +
в) 2

28. Необходимо указать предложение, где есть пунктуационные ошибки:
а) «Язык — это путь цивилизации и культуры.»
б) «Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился.»
в) «Я как только вошел успел заметить, сумрачное расположение Ермолая.» +

29. Необходимо указать бессоюзное сложное предложение, где есть значение условия:
а) «За окнами неслись облака, жарко светило солнце.»
б) «Любишь кататься-люби и саночки возить.» +
в) «Ты не провожай меня: я дорогу знаю.»

30. Выберите предложение, где необходимо поставить двоеточие:
а) «У собак есть рыцарское правило собаку лежачую или на привязи не трогают.» +
б) «Раздался выстрел браконьеры бросились бежать.»
в) «Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.»

liketest.ru

Тест по русскому языку Простые и сложные предложения 5 класс

Тест по русскому языку Простые и сложные предложения. Прямая речь 5 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий (4 задания части А, 1 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

А1. Какое предложение простое?

1) Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
2) Поговорка — не полное суждение, а только его часть.
3) Глаза боятся, а руки делают.
4) Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сойдется.

А2. Какое предложение сложное?

1) Ты не вейся, чёрный ворон, над моею головой.
2) Хлеб — батюшка, вода — матушка.
3) Курица по зёрнышку клюёт, да сыто живёт.
4) Наделала синица славы, а море не зажгла.

А3. В каком предложении необходимо поставить только одну запятую?

1) Лебедь рвётся в облака Рак пятится назад а Щука тянет в воду.
2) Не гонялся бы ты поп за дешевизной.
3) А Балда над морем опять шумит да чертям веревкой грозит.
4) Как наешься ты своей полбы собери-ка с чертей оброк мне полный.

А4. В каком предложении необходимо вместо двоеточия поставить тире?

1) Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом».
2) Принял царь каравай и сказал: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть».
3) «Неблагодарная!»: примолвил Дуб ей тут.
4) Опечалился Иван-царевич и говорит: «Как же я тебя замуж возьму!»

В1. Из данного предложения выпишите сказуемое (сказуемые).

С вершины горы бежит, подпрыгивает на камнях ручей и отзывается далеким звоном где-то в глубине леса.

С1. Продолжите описание, начатое в задании В1 (допишите 3–4 предложения, чтобы получился текст).

Вариант 2

А1. Какое предложение простое?

1) Труд человека кормит, а лень портит.
2) Снег глубок — год хорош.
3) Где сосна взросла, там она и красна.
4) Пословица — меткое, образное изречение.

А2. Какое предложение сложное?

1) Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.
2) Мал золотник, да дорог.
3) Собака лает — ветер носит.
4) Волк каждый год линяет, а обычаи не меняет.

А3. В каком предложении необходимо поставить только одну запятую?

1) Выехал Жилин вперёд остановился и ждёт пока подойдёт к нему обоз.
2) Подбежала Дина оглянулась схватила куклу и убежала.
3) Собрались на зорьке обозы за крепость вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге.
4) Оглянулся Жилин видит налево за горой зарево красное загорелось.

А4. В каком предложении необходимо вместо тире поставить двоеточие?

1) Утром будит квакушка Ивана-царевича — «Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!»
2) «Зачем ко мне пожаловал?» — говорит ему Баба-яга.
3) «Как мне не кручиниться!» — отвечает Иван-царевич.
4) «Ведь это дереву вредит», — ей с Дубу Ворон говорит.

В1. Из данного предложения выпишите грамматическую основу (основы).

Перед последним рейсом нагрянула снежная буря, и ледокол поскорее ушёл из залива.

С1. Продолжите описание, начатое в задании В1 (допишите 3–4 предложения, чтобы получился текст).

Ответ на тест по русскому языку Простые и сложные предложения. Прямая речь 5 класс
Вариант 1
А1-2
А2-2
А3-4
А4-3
В1. бежит, подпрыгивает и отзывается
Вариант 2
А1-4
А2-3
А3-3
А4-1
В1. нагрянула буря, ледокол ушел

testytut.ru

Тест по теме: Сложное предложение

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме: Сложное предложение»

Тест « Простые и сложные предложения».

ВАРИАНТ 1.

1. Простое предложение содержит:

а) одну грамматическую основу б) несколько грамматических основ

2.Какое предложение является сложным:

а) Мои сыновья увлекаются охотой, а я люблю рыбалку.

б) Мои сыновья увлекаются охотой, а не рыбной ловлей.

в) Мои сыновья увлекаются и охотой, и рыбной ловлей.

3. Найдите предложение, которое соответствует схеме: [ ], и [ ]. (Знаки препинания НЕ расставлены).

а) На высоком и необычайно глубоком небе проступали звезды.

б) Пришло лето и наступили жаркие дни.

в) Ветер срывал с деревьев листья и ронял их на землю.

4. На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: Поблекли (1) и заговорили первые ручьи (2) зазеленела береза у дороги.

5. Разбери предложение по составу

На ветке сидела красивая птица и пела.

Тест по теме « Простые и сложные предложения».

ВАРИАНТ 2.

1. Сложное предложение содержит:

а) одну грамматическую основу б) несколько грамматических основ

2.Какое предложение является сложным:

а) Мой отец поставил вёсла, вошел в дом.

б) Мой отец и не поставил вёсла, и не вошел в дом.

в) Мой отец поставил вёсла, и я вошел с ним в дом.

3. Найдите предложение, которое соответствует схеме: [ ], а [ ]. (Знаки препинания НЕ расставлены).

а) Над землей стелется туман а в лесу слышен шорох листьев.

б) Наступило не жаркое а холодное лето.

в) На выставке представлены не известные а незнакомые зрителю полотна.

4. На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: Пришло лето (1) и наступили жаркие (2) и засушливые дни.

5. Разбери предложение по составу.

На столе лежали спелые яблоки, сливы и груши.

multiurok.ru

Сложное предложение (Упражнения и тест)

Упражнение 1.

Подготовьтесь к чтению вслух (расставьте логические ударения; определите место пауз; вспомните, что является сигналом конца предложения).
Как доказать, что перед нами одно сложное предложение? Запишите его.

В каких случаях вы можете лишь указать место, где нужен знак, но ещё не знаете, как обосновать его выбор?

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)

Упражнение 2.

Из данных простых предложений составьте сложные, используя союз И. Запишите полученные предложения, применяя нужное правило пунктуации.

О чём мы узнаём из первого сложного предложения дополнительно к содержанию простых, вошедших в его состав? А из второго? Опираясь на проведённые наблюдения, докажите, что содержание сложного предложения богаче содержания составляющих его простых.

I.1) Пошёл дождь. 2) Полеводы облегчённо вздохнули.
II. 1) Пошёл дождь. 2) Полеводы начали беспокоиться.

Упражнение 3.

Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения.


1) Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

Упражнение 4.

Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов.
Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены.


1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. 3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Упражнение 5.

Придумайте бессоюзные сложные предложения, в которых смысловые отношения между их частями опирались бы на лексические значения таких слов и словосочетаний: плохая погода — несостоявшаяся прогулка; словарь — правописание слов; весна — цветы; жаркая погода — пляж; билет на поезд — командировка

Упражнение 6.

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений.
Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.
Составьте схемы предложений, выделенных для синтаксического разбора, чтобы объяснить расстановку знаков препинания.

1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
(К. Паустовский)

Упражнение 7.

Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения и расскажите, как связаны в нем простые. Начертите схемы 1-го и 3-го предложений.

1) Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2) Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 3) Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 4) Отчего нам было скучно, мы не знали. 5) Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6) Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7) Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8) Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9) Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах. 10) Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.
(По Ю. П. Казакову.)

Упражнение 8.

Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.

1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5) Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6) Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.

Упражнение 9.

Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Вставьте вместо пропуска слова хищный или хищнический. Составьте схемы сложных предложений. Выполните синтаксический разбор простых предложений.

1) Эпитет «простоватый» ознчал (не)столько умстве(н, нн)ую бедность сколько отсу_ствие … накло(н, нн)остей. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Пулей выт_нув шею несё(тся, ться) чирок над ним (не)отст_вая падая и примеряясь пр_ворный … сокол. (А. Н. Толстой) 3) Ст_ратели портят по словам учё(н, нн)ых лучшие места своею … выработкой золотонос(?)-ного песка. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Он п_спешно разв_зал уз_лок ст_раясь уверну(тся, ться) от … рук вырывавших его и сунул в чью(то) руку яблоко которое ему м_шало. (А. Куприн)

Упражнение 10.

Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы сложных предложений. Определите их вид.

Все м_лились о снеге и вот наконец пошли косич(?)ки по небу мороз н_чал сдавать. Ветер опять утих и бл_годатный снег начал медле(н, нн)о опуска(тся, ться) на землю. Радос(?)но смотрели крест(?)яне на п_рхающие в воздухе пушистые снежинки которые опускались на землю. Что(бы) насл_ди(тся, ться) этой к_ртиной я вышел в поле. Чудное зрел_ще открылось глазам моим: всё безгр_ничное пр_странство (во)круг меня предст_вляло вид снежного потока. Мне к_залось буд(то) небеса разверзлись ра(с, сс)ьшались снежным пухом н_полняя весь воздух дв_жением и пор_зительной тиш_ной. Наступали дли(н, нн)ые зимние сум_рки и пад_ющий снег нач_нал закрывать все предметы и белым мраком од_вал землю. (По С. Аксакову)

Упражнение 11.

Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений.

Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, — она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверх¬ностью возле плотины вправо. Я стоял, глядел — и луна стояла, глядела. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба, на которой висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание — так может молчать только что-нибудь живое!.. (И. Бунин.)

Упражнение 12.

Расставьте знаки препинания. Определите, двусоставной или односоставной является каждая часть сложного предложения, определите тип односоставной предикативной конструкции (безличная, неопределенно-личная и т.п.)

1) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица. (М. Лермонтов.) 2) Сделалось так темно что в каюте и салонах зажгли электричество. (В. Катаев.) 3) Когда я читаю или слышу об ухе с дымком меня непременно посещает одно и то же но очень радостное воспоминание как одноглазый мой дед Павел лупил меня палкой за уху пахнущую дымом потому что она может пахнуть только по причине разгильдяйства. (В. Астафьев.)

Упражнение 13.

Расставьте знаки препинания в сложных предложениях. Найдите предикативные конструкции в сложных предложениях. Найдите слова, которые не позволяют употребить предикативные конструкции как простые предложения.

1) Он вскочил со скамейки и проворно удалился прежде чем Литвинов успел промолвить слово. (И. Тургенев.) 2) …Как только черт спрятал в кармане свой месяц вдруг по всему миру сделалось так темно что не всякий бы нашел дорогу в шинок. (Н. Гоголь.) 3) Я раскаиваться начал что поехал в Сушково но дрогнуло затрепыхалось сердце когда возле одиноко и плоско стоявшего на берегу барака увидел я косматенького уже седого человека. (В. Астафьев.) 4) Когда ночная роса и горный ветер освеж.ли мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассуАно. (М. Лермонтов.)

 

Тест по теме «Сложное предложение»

1. Дайте верную характеристику следующего предложения.
У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев)

1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное   

2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложении?

Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)

3. В каком случае дано сложное предложение?

1) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
3) Есть терпение, будет и умение.
4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

4. Какое сложное предложение состоит из трех простых?

1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.
2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.
3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали.
4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая ярость лугов.

5. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?

1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, — я тогда работал в Сибири — было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не мог и надеяться.
2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное.
3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.
4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления.

6. Какое предложение является сложносочиненным?

1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».
2) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.
3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.
4) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.

7. Укажите номера двух сложносочинённых предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев)
2) В это мгновение донёсся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулся с ней. (М. Булгаков)
3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)
4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодушно погружён. (А.С. Пушкин)

8. Какое предложение является сложноподчиненным?

1) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.
2) По обе стороны — высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.
3) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.
4) То раздавались удары, то пели колеса.

9. Укажите номера трёх сложноподчиненных предложений.
(Знаки препинания не расставлены.)

1) Я уже заметил что на свете помимо лета есть ещё осень зима весна когда из дому можно выходить только изредка. (И.А.Бунин)
2) Когда вы бродили по лесу вы были смелы и прекрасны. (В.Хлебников)
3) Так стоял он загораживая дверь огромный и чёрный и говорил Иисус и громко вторило его словам прерывистое и сильное дыхание Петра. (Л. Андреев)
4) В третьем классе я сказал директору дерзость за которую меня едва не исключили из гимназии. (И. Бунин)

10. Какое предложение является сложным бессоюзным?

1) Я не знаю, будет ли свидание.
2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
3) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.

11. Укажите номера трёх сложных бессоюзных предложений. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Снова тучи надо мною собралися в тишине рок завистливой бедою угрожает снова мне. (А.С. Пушкин)
2) Обед продолжался довольно долго Берсенев разговаривал с Еленой об университетской жизни о своих намерениях и надеждах. (И.С. Тургенев)
3) Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в городе и думал что вьюга воет только в романах. (М. Булгаков)
4) Цели нет передо мною сердце пусто празден ум. (А.С. Пушкин)

12. Какое предложение является сложным с разными видами связи?

1) Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили.
2) Не стоит сейчас даже и мечтать об этом, а то еще, пожалуй, начнешь страдать черной меланхолией.
3) Едва уехал командир дивизии, как началась стрельба из малокалиберных пушек, что было совершенной неожиданностью.
4) Зверя и всякую птицу обмануть можно: покричи раненым зайцем — на этот крик лиса прибежит.

13. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…
Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.

14. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.

15. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения.

Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.
                                                  

                                     Ответы:

videotutor-rusyaz.ru

Е М Сергеева Тесты по русскому языку 5 класс Тест 25-27 Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения Тест 25

1. Какое из этих предложений сложное? (Знаки препинания не расставлены)

а) Лес река озеро радовали глаз путника.

б) Исчезают последние клочки снега и на свет появляется пер­вая тропинка.

в) Он привязал лошадь взобрался на угол сруба.

2. Какое из этих предложений сложное? (Знаки препинания не расставлены)

а) Он поднялся на бугор и пошел дальше.

б) Дальше потянулись огни деревни в которой мы собирались остановиться.

в) Я проснулся и увидел море.

3. Какое из этих предложений сложное? (Знаки препинания не расставлены)

а) Залились в небе жаворонки и пролетели с веселым гого­таньем журавли и гуси.

б) Брат положил в костер полено и стружку.

в) Ветер рванул со всей силой и ударил в окно.

4. Какое из этих предложений простое? (Знаки препинания не расставлены)

а) Снег под ногами совсем не скрипел и на нем оставались наши следы.

б) Он немного постоял и пошел дальше.

в) Ночью ударил мороз и к утру цветы замерзли.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

Солнце светило ярко () и снег быстро растаял.

а) на месте знака () ставится запятая, так как союз И связы­вает два простых предложения в составе сложного.

б) на месте знака () ставится запятая, так как союз И связы­вает два однородных члена.

в) на месте знака () не ставится запятая, так как союз И свя­зывает два однородных члена.

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

Сад тихонько зашумел () и листва зашевелилась.

а) на месте знака () запятая ставится, так как это сложное предложение

б) на месте знака () запятая ставится, так как это простое предложение с однородн. членами.

в) на месте знака () запятая не ставится, так как это простое предложение

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

Сад тихонько зашумел листвой () и замер.

а) на месте знака () запятая ставится, так как это простое предложение с однородн. членами

б) на месте знака () запятая ставится, так как это сложное предложение

в) на месте знака () запятая не ставится, так как это простое
предложение с однородными членами, соединенными сою­зом И.

8. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

На улице светит солнце (1) но в доме еще прохладно. В саду гуляет ветер (2) и поднимает листву. Пришла осенняя пора (3) и солнышко показывается ред­ко.

а) 1, 2, 3 б)1, 3 в)1, 2

9. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Чтобы вполне насладиться этой картиной (1) я вышел в поле.

В воде беспрестанно металась мелкая рыба (2) и вода рябила от рыбьих стай.

В озере водились окуни (3) и лещи.

а) 1, 2, 3 б)1, 2 в) 2, 3

10. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

а) От хорошего слова (1) и камень добреет.

б) Солнце садилось (2) и косыми лучами освещало вер­хушки берез.

в) Солнце садилось (3) и его косые лучи освещали вер­хушки берез.

а)3 б)2, 3 в) 1, 2, 3

Простые и сложные предложения

Тест 26

1. Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

(1)Поистине сентябрь чародей цвета. (2)Чистое голу­бое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные ли­стья осин создают его неповторимую палитру. (3)Каких только оттенков я не увидел! (4)Тут есть и тяжелая по­следняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.

(5)Березы стали золотыми, а листья бересклета окра­сились в фиолетовый. (6)В красные ажурные одежды обла­чились рябины и кусты малины, медью отливают листья дуба. (7)А вот ольха и бузина так и остались зелеными, ли­стья у них лишь чуть побурели.

1. Найдите в тексте сложные предложения, укажите их но­мера

2. Найдите в тексте предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Напишите номер этого предложения

3. Найдите в тексте восклицательное предложение. Напишите его номер

4. Найдите в тексте простые предложение с однородными членами. Напишите их номера

Простые и сложные предложения

Тест 27

1. Прочитайте текст и выполните задания 1-4

(1)Я пришел на обрыв и увидел очаровательную картину.

(2)До самого горизонта расстилалась бесконечная степь. (З)Запах расцветших растений наполнял воздух. (4)Солнце пекло. (5)Иногда раскаленный воздух чуть колыхался от свежего ветерка.

(б)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы. (7)Они пересекали степь по всем направлениям. (8)Близко под обрывом журчала речка.

(9)Прибрежные камыши ее служили прекрасным при­ютом дикой птице. (10)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречаются рыболовы.

(11)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъят­ным простором, беспредельной глубиной неба.

1. Найдите в тексте сложное (-ые) предложения. Напишите его (их) номер (-а).

2. Найдите в тексте предложение (-я) с однородными члена­ми. Напишите его (их) номер (-а)

3. Найдите в тексте нераспространенное предложение. Напи­шите его номер

4. Среди предложений 1, 3, 4 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите номер этого предложения

multiurok.ru

Тестирование в 9 классе по теме: «Простые и сложные предложения»

ПРОВЕРОЧНЫЙ ОПРОСНИК

(Синтаксис Словосочетание Простое и сложное предложения Пунктуация )

  1. Укажите словосочетание с типом связи управление:

а) гулять вдвоем; б) написать другу; в) соломенная крыша; г) читать по-русски.

2.Главное слово в словосочетании «идти по лесу» является

а) существительным; б) предлогом; в) наречием; г) глаголом.

  1. Укажите словосочетание со связью примыкание:

а) посеять рожь; б) волшебная палочка; в) повернуть налево; г) стакан молока.

  1. Какое слово нужно выбрать, чтобы в словосочетании была связь управление?

Писать___________

а) медленно; б) не спеша; в) ночью; г) в тетради.

5. Укажите двусоставное предложение.

а) Любите и берегите свой родной язык!

б) С далеких гор потянуло свежестью.

в) Нас утро встречает прохладой.

г)Их многому научили в спортивном лагере.

6. Укажите безличное предложение.

а) Не догнать тебе бешеной тройки!

б) Никто не будет забыт на великом празднике Победы.

в)Дом построили в весне.

г) Люблю эти бескрайние равнины с их таинственной тишиной.

7. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) День был пасмурный, невеселый.

б) Снегом замело все дороги.

в) Постепенно и мы начали тревожиться.

г) Будем верить в его порядочность.

8. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) С деревьев падали листья и устилали пестрым ковром землю.

б) Пыль вихрем неслась по дороге и серое облако закрыло весь горизонт.

в) Неудачи огорчали сына но не могли отнять у него веру в успех.

г) Люди вскакивали со своих мест и восторженно аплодировали.

9. Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Ее радовало все и успехи сына в школе и ласковое тепло майского солнца и песни звучащие за окном.

б) Дома никого не было и тревожное чувство шевельнулось в моем сердце.

в) Он сразу понял в каком тяжелом положении оказалась группа.

г) Мама обвела комнату взглядом сына и тут не было.

10. Укажите сложносочиненное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Когда дождь прекратился мы решили снова развести костер.

б) Отец отрицательно покачал головой и без сил опустился на стул.

в) Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.

г) Ночью все разошлись и сразу же воцарилась грозная тишина.

11. Укажите сложноподчиненное предложение (знаки препинания не расставлены)

а) Мы любили отдыхать в лесу но выбраться на природу удавалось не часто.

б) То целыми днями шел нудный дождь то сыпал мелкий колючий снег.

в) Если все время идти прямо то увидите озеро.

г) Я спасался от вынужденного безделья как только мог читал старые журналы бродил по лесу.

  1. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Где согласие там победа.

б) Дверь открывалась тяжело с противным скрипом как бы нехотя впуская в комнату посетителя.

в) Никто не хочет войны все хотят спокойно жить.

г) Все отнято и счастье и любовь.

13. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

а) Ранняя пташка червячка клюнет, а поздняя и зерна не найдет.

б) Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

в) В те дни, когда стояла невыносимая жара, я начал писать свой первый рассказ.

г) И комар лошадь свалит, если волк поможет.

14. Укажите предложение с параллельным подчинением придаточных.

а) Когда дорога обогнула холм, показалась деревушка, в которой жила наша бабушка .

б) Мы видели, как много сил он тратит на бесцельные поиски, как постепенно им завладевает навязчивая идея .

в) Плохо, если у человека нет чего — то такого, за что он готов умереть .

г) Трудно перечислить все то, чему я научился и что узнал в университете.

15. Укажите предложение с однородным соподчинением придаточных.

а) Удивительно, что пламенная вера наиболее ярко вспыхнула в тех его стихах, которые были написаны в дни тяжелой болезни.

б) Я тем завидую, кто жизнь провел в бою , кто защищал великую идею.

в) Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.

г) Он встретил своего друга, когда тот вернулся из города , куда он ездил к больному отцу .

16. Укажите сложное предложение, состоящее из трех простых предложений (знаки препинания не расставлены).

а)Тот кто поймает что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге уже перестанет быть обывателем.

б) Вечером буря разыгралась так что нельзя было расслышать гудит ли ветер или гремит гром .

в) Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все возможное для ее процветания как прекрасна была бы наша земля.

г) Атлас был очень велик и не влезал в ранец а носить его под мышкой было неудобно.

17. Укажите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

а) Поэт, чтобы тронуть сердца читателей, должен быть искренним.

б) Теперь мне было ясно, что нужно сделать в такой ситуации.

в) Когда поднялось солнце, золотистый свет залил всю комнату.

г) Мы вынуждены были остановиться, потому что дальше пути не было.

18. Какое предложение соответствует данной характеристике:

«Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено однородными сказуемыми»?

а) На станции я забежал в буфет выпить пива и не слыхал третьего звонка.

б) Несмотря на поздний час, в деревне не тушили огня и не спали.

в) Луна стояла над крышей, но ее свет не затмевал звезд.

г) Домик, покрытый соломой, стоял на самом краю деревушки, которая утопала в зелени.

г)

19. Какое суждение о предложении является ошибочным?

Я перестал волноваться, потому что температура у больной девочки немного снизилась.

а) Сложное, состоит из двух простых.

б) Сложноподчиненное, с придаточным цели.

в) Грамматическая основа главной части – «я перестал волноваться».

г) Слово «немного» — обстоятельство меры, выражено наречием.

Ключи

1 – б 5- в 9 – а 13 – в 17 — б

2 — г 6 – а 10 – г 14 – а 18 – а

3 – в 7 — в 11 – в 15 — б 19 — б

4- г 8 – б 12 – в 16 — а

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *