Методика обучения пунктуации.
Пунктуация — это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме. Знаки препинания вместе с буквами служат графическим средством передачи на письме устной речи. Они используются в коммуникативных единицах — предложении и тексте — для их расчленения на осмысленные отрезки, имеющие свое синтаксическое строение и свое логико-предметное значение.Методика пунктуации— раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков.Цель обучениядетей пунктуации в школе — сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего — адекватно с пишущим понимать написанное. Основная
Для осуществления этих целей необходимо развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации, как средства, помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств, которые в звучащей речи передаются интонационно, или очевидно вытекают из ситуации общения. Это особый разряд правил.
Содержание обучения пунктуациивключает пунктуационное понятия и умения. Пунктуационные понятия: — знак препинания (особый графический знак, служащий для выделения смыслового отрезка речи), — пунктуационно смысловой отрезок (смысловой отрезок речи, требующий постановки знака препинания), — пунктуационное правило (это инструкция, в которой перечислены условия выбора места для необходимого знака).
Пунктуационная ошибка– это неиспользование необходимого знака препинания, или употребления его там, где он не нужен. Работа над пунктуационными ошибками складывается из тех звеньев, что и при изучении орфографического правила. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования пунктуационных умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению пунктуационных ошибок, фиксации учителем пунктуационных ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.
Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью:абсолютная иотносительная.Абсолютнаяпунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами, а также умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях.Относительная
Цели работы по пунктуации в школе. Различают две группы целей:познавательныеипрактические.Познавательные цели.Для овладения пунктуационными нормами необходимы знания по пунктуации, на основе которых формируются пунктуационные умения. Этот факт определяет постановку познавательных целей работы по пунктуации в школе: — раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;
— знакомство с основной единицей пунктуации — пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков; — ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания; — усвоение пунктуационных правил, включенных в программу. Все перечисленные частные познавательные цели направлены на создание базы, способствующей определению содержания работы по пунктуации и создающей предпосылки формирования пунктуационных умений.
Практические цели.Это цели, направленные на формирование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходимого знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц. Перед школой стоят следующие практические цели: — развить у учащихся пунктуационную зоркость; — научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; — развить умение обосновывать выбор знаков препинания; — научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их. Перечислены практические цели работы по пунктуации с точки зрения пишущего. С точки зрения читающего (воспринимающего написанное вслух или про себя) ставится цель научить выразительному чтению текста с учетом использования в нем знаков препинания.
В специальный раздел «Пунктуация»входят понятия пунктуация, знаки препинания, функции знаков препинания, пунктуационно-смысловой отрезок, условия выбора знака (знаков) препинания, опознавательный признак применения пунктуационного правила, пунктуационное правило, а также умение находить пунктуационно-смысловой отрезок.
Принципы русской пунктуации.
Употребление знаков препинания на письме для членения коммуникативных единиц на отрезки, имеющие логико-предметное значение, регулируется определенными факторами (положениями), называемыми принципами пунктуации. Русская пунктуация построена на трех принципах: смысловом (или логическом),синтаксическом (или грамматическом) иинтонационном.Смысловой (или логический) (Ф.И. Буслаев) — знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения мира говорящего и его отношение к слушающему».
Синтаксический (или грамматический)(Я. К. Грот) — с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи.Интонационный принцип(Л.В. Щерба) — знаки препинания обозначают фразовую интонацию.Пунктуационные задачи: определить место для знака (знаков) препинания и выбрать необходимый знак препинания. Ни интонационный, ни смысловой принципы достоверно не могут определить место знака (знаков) препинания. Эту задачу уверенно решает синтаксический (грамматический) принцип.
Пунктуационная норма— это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте. Пунктуационно-смысловой отрезок в разных позициях может выделяться разными знаками препинания, нормативно закрепленными в соответствующем правиле. З
Пунктуационное правило.Перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака включается в особую инструкцию, которая называется пунктуационным правилом. Каждому пунктуационному правилу соответствует свой смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. Пунктуационные правила либо разрешают постановку знака (знаков) препинания, либо запрещают.
По характеру пунк-ой нормы правила бывают позитивными (когда и какой знак следует ставить) и негативными (запрещают употребление знака). Основу школьной пунктуации составляют позитивные правила. В зависимости от функций знаки препинания делятся на разделительные и выделительные (двойные) – считаются одной пункт-ой ошибкой. Условиями действия пункт-ой нормы могут быть синт-ие особенности пред-ия, указания на смысловые отношения между частями, интонация. Норма может действовать при одном или нескольких условиях. Пункт-ые правила могут быть простые (включающие одно условие) и сложные (разные условия, могут сочетаться и взаимодействовать). В правилах должно быть столько условий, сколько их необходимо для определения нормы. неполнота условий действия нормы затрудняет применения нормы и может стать причиной ошибки. В практике письменной речи иногда наблюдаются несоответствия указанных в правиле условий и норм. Школьное несколько упрощает механизм действия сложной нормы. По степени обобщения грамматического материала пункт-ые правила бывают обобщенные и частные.
Принципы работы с пункт-ым правилом: 1)объяснение терминов и наименований; 2)выделение нормы и условий ее действия в формулировке правила; 3)мотивирование отдельных положений правила; 4)подбор и составление примеров; 5)сопоставление правил.
(1)Начиная работу с новым правилом, необходимо проверить понимает ли уч-к значение термина (дать упр-ие
Виды пунктуац упр.: списывание (осложнен и неосложнен), диктант (полный, выборочный, творческий, графический (вставить необх знаки препинания), упр по пунктуации с сост-м предложений, текстов (изложение, сочинение), письмо по памяти (разученный диктант — по заучен тексту), работа над пунктуац ошибками.
studfiles.net
Пунктуационная норма. Условия постановки и выбора знаков препинания.
Пунктуационные нормы – это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте.
Так, в предложении Пушкин — поэт пунктуационной нормой является постановка тире, а ее отсутствие считается пунктуационной ошибкой.
Пунктуация – система знаков препинания и правил их употребления, которые базируются на трёх принципах: синтаксическом, смысловом и интонационном.
Ведущим принципом русской пунктуации является ГРАММАТИЧЕСКИЙ (синтаксический). Суть этого принципа заключается в том, что постановка знаков препинания соответствует структуре предложения. Грамматический принцип делает пунктуацию устойчивой и унифицированной. Знаки препинания, обусловленные синтаксисом, являются обязательными.
Кроме грамматического, в основе русской пунктуации лежит также СМЫСЛОВОЙ принцип. По этому принципу выбор того или иного знака препинания зависит от семантики высказывания. Смысловое членение может совпадать с грамматическим. В некоторых случаях от смыслового членения зависит грамматическое. Постановка тире между членами предложения соответствует не грамматическому принципу, а смысловому, т.е. позволяет отделить члены предложения друг от друга, придать им большую значимость.
В некоторых пунктуационных правилах ИНТОНАЦИЯ является определяющей. Например, при употреблении восклицательного знака. В ряде правил интонация сочетается с другими условиями, определяющими пунктуационную норму, например, постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Вместе с тем пунктуационная система гибкая: существуют пунктуационные варианты, нужные для выражения смысловых оттенков и стилистических особенностей письменной речи. Иногда в одних и тех же случаях возможна постановка разных знаков препинания (Например, вводные предложения могут выделяться тире и скобками).
Правильная постановка знаков препинания необходима для передачи необходимого смыслового и синтаксического членения текста, а также интонации на письме. Знаки препинания обеспечивают однозначное понимание предложения и текста.
students-library.com
Что такое пунктуация
Пунктуа́ция — это система знаков препинания и правил их употребления.
Что изучает пунктуация
Пунктуацией в языкознании называется его раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме.
Без знаков препинания письменная речь сольется в единый поток речи, в котором будет непросто разобраться. А в некоторых случаях без знаков препинания в тексте возникнет двусмысленность. Помните, пресловутую фразу «казнить нельзя помиловать»?
Пунктуация призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
Слово «пунктуация», как и множество слов, заканчивающихся на -ция, является заимствованным из латинского языка. Латинское слово punctum переведем как «точка».
Определение
Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.
Принципы пунктуации
Интонационный принцип — основа пунктуации русского языка.
Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский считали, что знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи. С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д.
Ученый Я. К. Грот указывал синтаксический принцип пунктуации. Он считал, что знаки препинания делают более наглядным синтаксический строй письменной речи, выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений.
Логический принцип пунктуации обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания. Смысловой принцип особенно заметен при особоблении второстепенных членов предложения, а также в присоединительных и уточняющих конструкциях.
Очевидно, что все указанные принципы пунктуации совмещаются в единой системе пунктуации русского языка.
Знаки препинания
В русском языке основных десять знаков препинания. Перечислим их: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки (круглые), кавычки.
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте смысловых границ, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания делят текст на части — предложения, а внутри сложных предложений отделяют, например, простые предложения друг от друга или главное предложение от подчиненного и т.д.