Методика обучения пунктуации.

Пунктуация — это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме. Знаки препинания вместе с буквами служат графическим средством передачи на письме устной речи. Они используются в коммуникативных единицах — предложении и тексте — для их расчленения на осмысленные отрезки, имеющие свое синтаксическое строение и свое логико-предметное значение.Методика пунктуации— раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков.Цель обучениядетей пунктуации в школе — сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего — адекватно с пишущим понимать написанное. Основная

цель обучения пунктуациив школе – научить учащихся применять те правила пунктуации, которые в их обыденности являются базой русской пунктуации. Это четкие, постоянно действующие недопускающие исключений правила. Они учитывают и смысловую сторону и структурно-грамматическую. Эти правила предусмотрены программой, а отклонения от них – ошибка.

 Для осуществления этих целей необходимо развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации, как средства, помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств, которые в звучащей речи передаются интонационно, или очевидно вытекают из ситуации общения. Это особый разряд правил.

Содержание обучения пунктуациивключает  пунктуационное понятия и умения. Пунктуационные понятия: — знак препинания (особый графический знак, служащий для выделения смыслового отрезка речи), — пунктуационно смысловой отрезок (смысловой отрезок речи, требующий постановки знака препинания), — пунктуационное правило (это инструкция, в которой перечислены условия выбора места для необходимого знака).

Пунктуационная ошибка– это неиспользование необходимого знака препинания, или употребления его там, где он не нужен. Работа над пунктуационными ошибками складывается из тех звеньев, что и при изучении орфографического правила. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования пунктуационных умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению пунктуационных ошибок, фиксации учителем пунктуационных ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.

Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью:абсолютная иотносительная.Абсолютнаяпунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами, а также умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях.Относительная

пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил. Достичь абсолютную пунктуационную грамотность в школе невозможно по разным причинам. Прежде всего не все пунктуационные нормы изучаются в школе, а также не все варианты изучаемых в школе норм сообщаются учащимся.

Цели работы по пунктуации в школе. Различают две группы целей:познавательныеипрактические.Познавательные цели.Для овладения пунктуационными нормами необходимы знания по пунктуации, на основе которых формируются пунктуационные умения. Этот факт определяет постановку познавательных целей работы по пунктуации в школе: — раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;

— знакомство с основной единицей пунктуации — пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков; — ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания; — усвоение пунктуационных правил, включенных в программу. Все перечисленные частные познавательные цели направлены на создание базы, способствующей определению содержания работы по пунктуации и создающей предпосылки формирования пунктуационных умений.

Практические цели.Это цели, направленные на формирование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходимого знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц. Перед школой стоят следующие практические цели: — развить у учащихся пунктуационную зоркость; — научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; — развить умение обосновывать выбор знаков препинания; — научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их. Перечислены практические цели работы по пунктуации с точки зрения пишущего. С точки зрения читающего (воспринимающего написанное вслух или про себя) ставится цель научить выразительному чтению текста с учетом использования в нем знаков препинания.

В специальный раздел «Пунктуация»входят понятия пунктуация, знаки препинания, функции знаков препинания, пунктуационно-смысловой отрезок, условия выбора знака (знаков) препинания, опознавательный признак применения пунктуационного правила, пунктуационное правило, а также умение находить пунктуационно-смысловой отрезок.

Принципы русской пунктуации.

Употребление знаков препинания на письме для членения коммуникативных единиц на отрезки, имеющие логико-предметное значение, регулируется определенными факторами (положениями), называемыми принципами пунктуации. Русская пунктуация построена на трех принципах: смысловом (или логическом),синтаксическом (или грамматическом) иинтонационном.Смысловой (или логический) (Ф.И. Буслаев) — знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения мира говорящего и его отношение к слушающему».

Синтаксический (или грамматический)(Я. К. Грот) — с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи.Интонационный принцип(Л.В. Щерба) — знаки препинания обозначают фразовую интонацию.

Пунктуационные задачи: определить место для знака (знаков) препинания и выбрать необходимый знак препинания. Ни интонационный, ни смысловой принципы достоверно не могут определить место знака (знаков) препинания. Эту задачу уверенно решает синтаксический (грамматический) принцип.

Пунктуационная норма— это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте. Пунктуационно-смысловой отрезок в разных позициях может выделяться разными знаками препинания, нормативно закрепленными в соответствующем правиле. З

наки препинания. Для выделения смысловых отрезков в устной речи используется интонация (ритмомелодика), а в письменной — особые графические средства, называемые знаками препинания, которые делятся на предложенческие (запятая, скобки и др.) и текстовые (абзацный отступ, черта под текстом страницы для отделения ее от сноски и др.). Некоторые знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) выполняют двоякую роль: употребляются и в предложении (в функции завершения), и в тексте (в функции разделения).Условия постановки и выбора знака (знаков) препинания. Выбор места для знака и выбор необходимого знака определяются грамматическими, семантическими и интонационными (ритмомелодическими) особенностями смыслового отрезка, которые называются условиями действия пунктуационного правила.

Пунктуационное правило.Перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака включается в особую инструкцию, которая называется пунктуационным правилом. Каждому пунктуационному правилу соответствует свой смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. Пунктуационные правила либо разрешают постановку знака (знаков) препинания, либо запрещают.

По характеру пунк-ой нормы правила бывают позитивными (когда и какой знак следует ставить) и негативными (запрещают употребление знака). Основу школьной пунктуации составляют позитивные правила. В зависимости от функций знаки препинания делятся на разделительные и выделительные (двойные) – считаются одной пункт-ой ошибкой. Условиями действия пункт-ой нормы могут быть синт-ие особенности пред-ия, указания на смысловые отношения между частями, интонация. Норма может действовать при одном или нескольких условиях. Пункт-ые правила могут быть простые (включающие одно условие) и сложные (разные условия, могут сочетаться и взаимодействовать). В правилах должно быть столько условий, сколько их необходимо для определения нормы. неполнота условий действия нормы затрудняет применения нормы и может стать причиной ошибки. В практике письменной речи иногда наблюдаются несоответствия указанных в правиле условий и норм. Школьное несколько упрощает механизм действия сложной нормы. По степени обобщения грамматического материала пункт-ые правила бывают обобщенные и частные.

Обобщенные правила раскрывают общие закономерности, выражают основные тенденции, дают нормы, которые будут общими для аналогичных синт-их единиц. Частные создают варианты, уточняют обобщенное или ограничивают сферу его действия.

Принципы работы с пункт-ым правилом: 1)объяснение терминов и наименований; 2)выделение нормы и условий ее действия в формулировке правила; 3)мотивирование отдельных положений правила; 4)подбор и составление примеров; 5)сопоставление правил.

(1)Начиная работу с новым правилом, необходимо проверить понимает ли уч-к значение термина (дать упр-ие

Виды пунктуац упр.: списывание (осложнен и неосложнен), диктант (полный, выборочный, творческий, графический (вставить необх знаки препинания), упр по пунктуации с сост-м предложений, текстов (изложение, сочинение), письмо по памяти (разученный диктант — по заучен тексту), работа над пунктуац ошибками.

studfiles.net

Пунктуационная норма. Условия постановки и выбора знаков препинания.

Пунктуационные нормы – это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте.

Так, в предложении Пушкин — поэт пунктуационной нормой является постановка тире, а ее отсутствие считается пунктуационной ошибкой.

Пунктуация – система знаков препинания и правил их употребления, которые базируются на трёх принципах: синтаксическом, смысловом и интонационном.

Ведущим принципом русской пунктуации является ГРАММАТИЧЕСКИЙ (синтаксический). Суть этого принципа заключается в том, что постановка знаков препинания соответствует структуре предложения. Грамматический принцип делает пунктуацию устойчивой и унифицированной. Знаки препинания, обусловленные синтаксисом, являются обязательными.

Кроме грамматического, в основе русской пунктуации лежит также СМЫСЛОВОЙ принцип. По этому принципу выбор того или иного знака препинания зависит от семантики высказывания. Смысловое членение может совпадать с грамматическим. В некоторых случаях от смыслового членения зависит грамматическое. Постановка тире между членами предложения соответствует не грамматическому принципу, а смысловому, т.е. позволяет отделить члены предложения друг от друга, придать им большую значимость.

В некоторых пунктуационных правилах ИНТОНАЦИЯ является определяющей. Например, при употреблении восклицательного знака. В ряде правил интонация сочетается с другими условиями, определяющими пунктуационную норму, например, постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Вместе с тем пунктуационная система гибкая: существуют пунктуационные варианты, нужные для выражения смысловых оттенков и стилистических особенностей письменной речи. Иногда в одних и тех же случаях возможна постановка разных знаков препинания (Например, вводные предложения могут выделяться тире и скобками).

Правильная постановка знаков препинания необходима для передачи необходимого смыслового и синтаксического членения текста, а также интонации на письме. Знаки препинания обеспечивают однозначное понимание предложения и текста.

students-library.com

Что такое пунктуация

Пунктуа́ция — это систе­ма зна­ков пре­пи­на­ния и пра­вил их упо­треб­ле­ния.

Что изучает пунктуация

Пунктуацией в язы­ко­зна­нии назы­ва­ет­ся его раз­дел, изу­ча­ю­щий, во-первых, зна­ки пре­пи­на­ния, а во-вторых, их рас­ста­нов­ку на пись­ме.

Без зна­ков пре­пи­на­ния пись­мен­ная речь сольет­ся в еди­ный поток речи, в кото­ром будет непро­сто разо­брать­ся. А в неко­то­рых слу­ча­ях без зна­ков пре­пи­на­ния в тек­сте воз­ник­нет дву­смыс­лен­ность. Помните, пре­сло­ву­тую фра­зу «каз­нить нель­зя поми­ло­вать»?

Пунктуация при­зва­на сде­лать нашу пись­мен­ную речь упо­ря­до­чен­ной, чет­кой, понят­ной и ясной.

Слово «пунк­ту­а­ция», как и мно­же­ство слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ция, явля­ет­ся заим­ство­ван­ным из латин­ско­го язы­ка. Латинское сло­во punctum пере­ве­дем  как «точ­ка».

Определение

Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точ­ка) — систе­ма зна­ков пре­пи­на­ния в пись­мен­но­сти какого-либо язы­ка, сами пра­ви­ла их поста­нов­ки в пись­мен­ной речи, а так­же раз­дел грам­ма­ти­ки, изу­ча­ю­щий эти пра­ви­ла.

Принципы пунктуации

Интонационный прин­цип — осно­ва пунк­ту­а­ции рус­ско­го язы­ка.

Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский счи­та­ли, что зна­ки пре­пи­на­ния явля­ют­ся фор­маль­ным пока­за­те­лем рит­ми­ки и мело­ди­ки речи. С дру­гой сто­ро­ны, рус­ская пунк­ту­а­ция отра­жа­ет отча­сти инто­на­цию: на месте точ­ки как завер­ша­ю­ще­го зна­ка пре­пи­на­ния голос пони­жа­ет­ся, на месте тире дела­ет­ся более дли­тель­ная пау­за, чем на месте поста­нов­ки запя­той и т. д.

Ученый Я. К. Грот ука­зы­вал син­так­си­че­ский прин­цип пунк­ту­а­ции. Он счи­тал, что зна­ки пре­пи­на­ния дела­ют более нагляд­ным син­так­си­че­ский строй пись­мен­ной речи, выде­ля­ют отдель­ные пред­ло­же­ния и их части в соста­ве слож­ных пред­ло­же­ний.

Логический прин­цип пунк­ту­а­ции обес­пе­чи­ва­ет пони­ма­ние тек­ста, смыс­ло­вое деле­ние его на части и соот­вет­ствен­ную поста­нов­ку зна­ков пре­пи­на­ния. Смысловой прин­цип осо­бен­но заме­тен при осо­боб­ле­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, а так­же в при­со­еди­ни­тель­ных и уточ­ня­ю­щих кон­струк­ци­ях.

Очевидно, что все ука­зан­ные прин­ци­пы пунк­ту­а­ции сов­ме­ща­ют­ся в еди­ной систе­ме пунк­ту­а­ции рус­ско­го язы­ка.

Знаки препинания

В рус­ском язы­ке основ­ных десять зна­ков пре­пи­на­ния. Перечислим их: точ­ка, запя­тая, вопро­си­тель­ный знак, вос­кли­ца­тель­ный знак, мно­го­то­чие, запя­тая, точ­ка с запя­той, двое­то­чие, тире, скоб­ки (круг­лые), кавыч­ки.

Знаки пре­пи­на­ния слу­жат для обо­зна­че­ния в пред­ло­же­нии и в тек­сте смыс­ло­вых гра­ниц, зна­че­ние кото­рых осо­бо под­чер­ки­ва­ет­ся пишу­щим. Знаки пре­пи­на­ния делят текст на части — пред­ло­же­ния, а внут­ри слож­ных пред­ло­же­ний отде­ля­ют, напри­мер, про­стые пред­ло­же­ния друг от дру­га или глав­ное пред­ло­же­ние от под­чи­нен­но­го и т.д.

Разделы русской пунктуации и основные группы правил

Видеоурок «Что такое синтаксис и пунктуация»

Обучающий материал

russkiiyazyk.ru

Методика изучения пунктуации в школе. Изучение пунктуационных правил. Пунктуационный разбор как метод работы по пунктуации.

Пунктуация— это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме. Знаки препинания вместе с буквами служат графическим средством передачи на письме устной речи. Они используются в коммуникативных единицах — предложении и тексте — для их расчленения на осмысленные отрезки, имеющие свое синтаксическое строение и свое логико-предметное значение.Методика пунктуации— раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков.Цель обучениядетей пунктуации в школе — сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего — адекватно с пишущим понимать написанное. Основнаяцель обучения пунктуациив школе – научить учащихся применять те правила пунктуации, которые в их обыденности являются базой русской пунктуации. Это четкие, постоянно действующие недопускающие исключений правила. Они учитывают и смысловую сторону и структурно-грамматическую. Эти правила предусмотрены программой, а отклонения от них – ошибка.

Для осуществления этих целей необходимо развернуть углубленную и разностороннюю по усвоению учащихся пунктуации, как средства, помогающего передать на письме оценки мыслей и чувств, которые в звучащей речи передаются интонационно, или очевидно вытекают из ситуации общения. Это особый разряд правил.

Содержание обучения пунктуациивключает пунктуационное понятия и умения. Пунктуационные понятия: — знак препинания (особый графический знак, служащий для выделения смыслового отрезка речи), — пунктуационно смысловой отрезок (смысловой отрезок речи, требующий постановки знака препинания), — пунктуационное правило (это инструкция, в которой перечислены условия выбора места для необходимого знака).

Пунктуационная ошибка– это неиспользование необходимого знака препинания, или употребления его там, где он не нужен. Работа над пунктуационными ошибками складывается из тех звеньев, что и при изучении орфографического правила. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования пунктуационных умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению пунктуационных ошибок, фиксации учителем пунктуационных ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.

Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью:абсолютная иотносительная.Абсолютнаяпунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами, а также умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях.Относительнаяпунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил. Достичь абсолютную пунктуационную грамотность в школе невозможно по разным причинам. Прежде всего не все пунктуационные нормы изучаются в школе, а также не все варианты изучаемых в школе норм сообщаются учащимся.

Цели работы по пунктуации в школе.Различают две группы целей:познавательныеипрактические.Познавательные цели.Для овладения пунктуационными нормами необходимы знания по пунктуации, на основе которых формируются пунктуационные умения. Этот факт определяет постановку познавательных целей работы по пунктуации в школе: — раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;

— знакомство с основной единицей пунктуации — пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков; — ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания; — усвоение пунктуационных правил, включенных в программу. Все перечисленные частные познавательные цели направлены на создание базы, способствующей определению содержания работы по пунктуации и создающей предпосылки формирования пунктуационных умений.

Практические цели.Это цели, направленные на формирование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходимого знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц. Перед школой стоят следующие практические цели: — развить у учащихся пунктуационную зоркость; — научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; — развить умение обосновывать выбор знаков препинания; — научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их. Перечислены практические цели работы по пунктуации с точки зрения пишущего. С точки зрения читающего (воспринимающего написанное вслух или про себя) ставится цель научить выразительному чтению текста с учетом использования в нем знаков препинания.

В специальный раздел «Пунктуация»входят понятия пунктуация, знаки препинания, функции знаков препинания, пунктуационно-смысловой отрезок, условия выбора знака (знаков) препинания, опознавательный признак применения пунктуационного правила, пунктуационное правило, а также умение находить пунктуационно-смысловой отрезок.

Принципы русской пунктуации.

Употребление знаков препинания на письме для членения коммуникативных единиц на отрезки, имеющие логико-предметное значение, регулируется определенными факторами (положениями), называемыми принципами пунктуации. Русская пунктуация построена на трех принципах: смысловом (или логическом),синтаксическом (или грамматическом) иинтонационном.Смысловой (или логический) (Ф.И. Буслаев) — знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения мира говорящего и его отношение к слушающему».Синтаксический (или грамматический)(Я. К. Грот) — с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи.Интонационный принцип(Л.В. Щерба) — знаки препинания обозначают фразовую интонацию.

Пунктуационные задачи: определить место для знака (знаков) препинания и выбрать необходимый знак препинания. Ни интонационный, ни смысловой принципы достоверно не могут определить место знака (знаков) препинания. Эту задачу уверенно решает синтаксический (грамматический) принцип.

Пунктуационная норма— это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте. Пунктуационно-смысловой отрезок в разных позициях может выделяться разными знаками препинания, нормативно закрепленными в соответствующем правиле. Знаки препинания.Для выделения смысловых отрезков в устной речи используется интонация (ритмомелодика), а в письменной — особые графические средства, называемые знаками препинания, которые делятся на предложенческие (запятая, скобки и др.) и текстовые (абзацный отступ, черта под текстом страницы для отделения ее от сноски и др.). Некоторые знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) выполняют двоякую роль: употребляются и в предложении (в функции завершения), и в тексте (в функции разделения).Условия постановки и выбора знака (знаков) препинания. Выбор места для знака и выбор необходимого знака определяются грамматическими, семантическими и интонационными (ритмомелодическими) особенностями смыслового отрезка, которые называются условиями действия пунктуационного правила.

Пунктуационное правило.Перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака включается в особую инструкцию, которая называется пунктуационным правилом. Каждому пунктуационному правилу соответствует свой смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. Пунктуационные правила либо разрешают постановку знака (знаков) препинания, либо запрещают.

По характеру пунк-ой нормы правила бывают позитивными (когда и какой знак следует ставить) и негативными (запрещают употребление знака). Основу школьной пунктуации составляют позитивные правила. В зависимости от функций знаки препинания делятся на разделительные и выделительные (двойные) – считаются одной пункт-ой ошибкой. Условиями действия пункт-ой нормы могут быть синт-ие особенности пред-ия, указания на смысловые отношения между частями, интонация. Норма может действовать при одном или нескольких условиях. Пункт-ые правила могут быть простые (включающие одно условие) и сложные (разные условия, могут сочетаться и взаимодействовать). В правилах должно быть столько условий, сколько их необходимо для определения нормы. неполнота условий действия нормы затрудняет применения нормы и может стать причиной ошибки. В практике письменной речи иногда наблюдаются несоответствия указанных в правиле условий и норм. Школьное несколько упрощает механизм действия сложной нормы. По степени обобщения грамматического материала пункт-ые правила бывают обобщенные и частные.Обобщенные правила раскрывают общие закономерности, выражают основные тенденции, дают нормы, которые будут общими для аналогичных синт-их единиц. Частные создают варианты, уточняют обобщенное или ограничивают сферу его действия.

Принципы работы с пункт-ым правилом: 1)объяснение терминов и наименований; 2)выделение нормы и условий ее действия в формулировке правила; 3)мотивирование отдельных положений правила; 4)подбор и составление примеров; 5)сопоставление правил.

(1)Начиная работу с новым правилом, необходимо проверить понимает ли уч-к значение термина (дать упр-ие

Виды пунктуац упр.: списывание (осложнен и неосложнен), диктант (полный, выборочный, творческий, графический (вставить необх знаки препинания), упр по пунктуации с сост-м предложений, текстов (изложение, сочинение), письмо по памяти (разученный диктант — по заучен тексту), работа над пунктуац ошибками.

25. Изложение как метод работы по развитию речи учащихся. Классификация изложений и их роль в системе работ по развитию речи. Методические требования к проведению обучающих изложений.

Изложение (пересказ) – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста (устное изложение – пересказ).

Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более подробно, полно содержание исходного текста. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст.

Виды изложений:

1) По цели проведения: Обучающие, Контрольные.

2) По форме воспроизведения исходного текста: Письменные. Устные

3) По характеру материала: рассуждение, повествование, описание.

4) По способу восприятия: на слух, зрительно, на слух и зрительно.

5) По характеру воспроизведения:

Творческое

(предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца — замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей)

Подробные

(содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста)

Сжатые

(передается главное, основное содержание текста, детали, подробности

Выборочные

(воспроизводится часть текста, связанная с определенной темой)

26. Сочинение как метод работы по развитию речи учащихся. Классификация сочинений и их роль в системе работ по развитию речи. Методические требования к проведению обучающих сочинений.

Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:

· Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения.

· Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию.

· Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.

· Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.

· Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст.

· Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.

· Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное. (Приложение №1)

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.

Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. (Приложение №2)

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:

1) Творческие: — Что такое доброта?

— Что такое красота?

— Хочу всё знать. А зачем?

— Меня особенно волнует…

— Мои три желания.

— Где бы я хотел побывать? Почему?

— Самая дорогая вещь в нашем доме.

— Чтобы я рассказал африканским детям о зиме.

— Три чудесных цвета.

— Кто ночью не спит?

— Путешествие осеннего листочка.

— Я – Солнце.

— Широка страна моя родная.

2) Репродуктивные: — Что я знаю о белке.

— Любимое математическое действие.

— Мой верный друг.

— Как зимуют звери.

— Мои игрушки.

— Наша дружная семья.

3) Фантограммы. Что было бы, если бы – я увидел, что книга плачет?

— авторучка подсказывала?

— дорога поднялась в небо?

— всегда побеждало зло?

— я был добрым волшебником?

— исчезло солнце?

4) Сочинение-рассуждение: — Почему осенью с деревьев опадают листья?

— Почему идёт дождь?

— Почему я люблю книги?

— Почему меня так назвали?

— Почему нужен друг?

5) Сочинение-описание: — Моя любимая игрушка.

— Первый снег.

— Наша классная комната.

— Дом, в котором я живу.

— Новогодняя ёлка.

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.

Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *