Разнообразие и значение плодов — Науколандия

После опыления цветка происходит оплодотворение и из завязи пестика начинает формироваться плод. К завязи притекают питательные вещества, она начинает изменяться и расти, преобразуясь в плод. В семязачатке идет формирование семени с зародышем.

Таким образом, плод формируется из цветка после его опыления и оплодотворения. Плод состоит из семян, которые обычно находятся внутри, и наружной части — околоплодника.

Околоплодник образуется из стенок завязи, иногда к ним добавляются цветоложе, околоцветник, тычинки и цветоножка. Околоплодник играет защитную функцию для семян. Он защищает их от повреждений и высыхания.

Из-за того что семена находятся внутри околоплодника цветковые растения называют покрытосеменными.

Растения отличаются между собой по околоплоднику. У одних он мясистый, сочный, у других твердый. В сочных околоплодниках накапливаются различные питательные вещества — сахара, жиры, белки, органические кислоты и др. Ими питаются животные и человек. Так с помощью плодов растения распространяют свои семена.

Растительный мир отличается весьма большим разнообразием плодов. Это связано с тем, что разные растения по-разному приспособились к распространению своих семян.

Плоды делят на сухие (зерновка, боб, коробочка, орех, семянка и др.) и сочные (ягода, яблоко, тыквина, костянка).

Также плоды различают по количеству семян. Бывают многосеменные (подсолнух) и односеменные (вишня) плоды.

Кроме животных и человека, плоды также могут распространяться ветром и водой. Иногда само растение может разбрасывать плоды. Так, например, желуди дуба отскакивают при падении, бешеный огурец выстреливает семена из лопающихся плодов, арахис зарывает свои плоды в почву.

У растений, семена которых распространяются водой, плоды легкие (кувшинка). У растений, семена которых распространяются ветром, плоды легкие, но с большой площадью. Это позволяет им летать. У них есть специальные крыльеподобные выросты или другие приспособления (одуванчик, клен).

Основное значение плодов — это обеспечение развития и созревания семени. Также плоды обеспечивают расселение растений на новые территории. Для животных и человека плоды служат ценным пищевым продуктом.

scienceland.info

Плод. Разнообразие и значение плодов

Тема урока: Плод. Разнообразие и значение плодов.

Тип урока: комбинированный урок

Цель: познакомить учащихся со строением, видами и значением плодов.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, модель цветка, видеофрагменты, учебник биологии, работы учеников ( поделки , рисунки сказок, загадки про плоды и семена)

Организационный момент. Подготовка учебных принадлежностей

Создается положительная эмоциональная и целевая установка у обучающихся. Проверяем готовность обучающихся к уроку.

  1. Контроль знаний.

  • Цветок , какой орган и какую функцию он выполняет?

  • На интерактивной доске ответить строение цветка.

  1. Изучение нового материала.

Загадка: Весной повис-

Все лето кис,

А сладок стал

На землю пал. ( ПЛОД)

Почему я загадал Вам такую загадку?

Ответы учащихся.

Запишем тему нашего урока в тетрадь. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Девиз урока: Чтоб мудро прожить, знать надобно немало. Омар Хайям.

Как Вы думаете , что этими словами хотел сказать Омар Хайям.

Рассуждения учащихся

Знание- это мудрость человека, который надо учится всегда.

  1. Строение плода.

ПЛОД— важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся из цветка.

Ребята, а после каких процессов в цветке образуются плоды? (Опыление и оплодотворение)

Что такое опыление? ( Опыление – это перенос пыльцы из пыльника на рыльце пестика)

Посмотрите на экран , микропрепарат : пыльник, пыльца на рыльце.

-1-

Что такое оплодотворение? ( Оплодотворение- после опыления в семязачатке завязи цветка происходит слияние женских и мужских половых клеток в одну клетку зиготу.

Посмотрите на экран , микропрепарат: завязь и семязачаток.

Молодцы вспомнили важные процессы которые дадут нам плоды.

Плод состоит из семян и околоплодника.

Околоплодник- это наружная часть плода. Он образуется из стенок завязи В формировании околоплодника участвуют и другие части цветка: цветоложе, околоцветник, тычиночные нити, цветоложе.

Околоплодник защищает формирующие семена от высыхания, неблагоприятных воздействий окружающей среды. Семязачатки и семена цветковых растений всегда защищены околоплодником как покрывалом и растения поэтому называют покрытосемянными.

  1. Разнообразие плодов.

Разнообразие плодов определяют их форма, окраска, консистенция околоплодника, способы вскрывания. В процессе созревания плодов в нем происходят существенные преобразования. Околоплодник одних растений становится мясистым, сочным или волокнистым, у других- твердым, сухим.

Плоды делятся в связи с особенностями околоплодника на сухие и сочные.

По количеству семян в плодах на многосемянные и односемянные.

По способу рассыпания семян : вскрывающиеся и невскрывающиеся.

Знакомство с разнообразием плодов. Учащиеся заполняют таблицу.

СУХИЕ ПЛОДЫ

РАСТЕНИЕ

НАЗВАНИЕ

Односемянной или многосемянной

Лещина

Орех

Односемянной

Дуб

Жёлудь

Односемянной

Клен

Крылатка

Односемянной

Рожь

Зерновка

Односемянной

Фасоль

Боб

Многосемянной

Подсолнечник

Семянка

Односемянной

Пшеница

Зерновка

Односемянной

Хлопок

Коробочка

Многосемянной

Акация

Боб

Многосемянной

Липа

Орешек

Односемянной

Ясень

Крылатка

Односемянной

СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

РАСТЕНИЕ

НАЗВАНИЕ

Односемянной или многосемянной

Тыква

Тыквина

Многосемянной

Груша

Яблоко

Многосемянной

Перец

Ягода

Многосемянной

Лимон

Померанец

Многосемянной

Вишня

Костянка

Односемянной

Слива

Костянка

Односемянной

Виноград

Ягода

Многосемянной

Огурец

Тыквина (ложная ягода)

Многосемянной

Томат

Ягода

Многосемянной

Яблоко

Яблоко

Многосемянной

Персик

Костянка

Односемянной

Баклажан

Ягода

Многосемянной

Шиповник

Многооррешек

Многосемянной

  1. Распространение плодов и семян.

Огромное разнообразие плодов у растений обусловлено выработкой в процессе их исторического развития ( эволюции) приспособлений к распространению семян .Какие же существуют помогут выяснить загадки.

1. Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

2.Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Одуванчик)

Пролетают вереницы –

Новосёлы – птицы;

Прилетят домой –

И крылья долой.

(Клён)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

3.На сучке — арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

(созревшие семена гороха)

Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

(саморазбрасывание семян у акации)

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

4.Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

(Кокос)

Водой – лёгкие, маленькая плотность.

5.Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

(Лопух)

Человеком – крючки, липучки.

  1. Значение плодов.

Выступление учеников по группам с выполненным домашнем заданием.

1 группа: Использование плодов и семян в семье учащихся.( дети проводят социологический опрос , ученики приносят материал , продукты)

2 группа: Использование плодов и семян в медицине.

3 группа: Использование плодов и семян в мире животных.

  1. Интересная информация.

Выступления докладчиков

1 выступление. Самый, самый…… плод.

ПРИМЕРЫ:

Самый , самый тяжелый плод в мире древесной растительности растут на сейшельской веерной пальме. На ней созревают огромные орехи весом от 9 до 16 кг, а в некоторых случаях до 25 кг. В окружности более метра, плоды сейшельской пальмы были известны европейцам еще в средние века. Но только в 1742 году на одном из Сейшельских островов в Индийском океане французская экспедиция обнаружила пальму, дающие такие плоды. Растет пальма медленно, зацветает в возрасте 20-24 лет. От появления цветов до появления плодов проходит 8-10 лет, именно столько лет развивается колосовидное соцветие длиной до 2м. Еще 6-10 лет будет созревать плод. Плод — костянка, похож на гигантский орех, достигает в длину 60 см, а в поперечнике – 35 см, съедобная часть — эндосперм с зародышем — 15 кг и более. Плоды оливково — зеленого цвета с толстой мясистой наружной оболочкой растут на пальме, пока не становятся такими тяжелыми, что падают на землю.

Самые крупные плоды в мире травянистой растительности — у обыкновенной тыквы — их вес более 300 кг.

Самые длинные плоды у энтады гигантской из семейства бобовых? Громадные плоды иногда достигают 1,5 м длины. Этот плод стручок с множеством семян. Растут энтады в лесах Южной Азии и Океании.

2 выступление :Мир детства- сказки, в которых вы встречались с плодами.

  • «Принцесса на горошине» — боб (Г. Х. Андерсен)

  • «Петушок и бобовое зёрнышко» — боб

  • «Конёк — горбунок» — зерновка (П. Ершов)

  • «Золушка» — тыквина (Ш Перо)

  • «Приключения Чиполино» — ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).

  1. Решение кроссворда.

  2. Домашнее задание : пр. 12, заполнение таблицы

infourok.ru

Плод. Разнообразие и значение плодов

Разделы:
Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: Познакомить учащихся со
строением и значением плодов, с их видами.


Задачи урока:


Образовательные:

  • сформировать понятие плод;
  • познакомиться со строением плода;
  • выяснить, какое значение и применение имеют
    плоды;
  • познакомиться и научиться определять виды
    плодов.

Развивающие: (развитие основных
мыслительных процессов):

  1. развивать сопоставленный анализ через
    сравнение и определение видов плодов;
  2. продолжить развитие логического мышления,
    через решение теста и проблемных вопросов;
  3. продолжить работу над развитием
    наблюдательности;
  4. через работу с наглядным материалом;
  5. продолжить формирование умений работать с
    натуральными объектами;
  6. развивать личностные качества: умение
    самостоятельно работать с оборудованием, умение
    работать быстро и аккуратно.

Воспитывающие: воспитывать внутреннюю
мотивацию к учению, через интересный,
познавательный подбор содержания учебного
материала, через использование нестандартных
приёмов.


Оборудование:

  • Презентация, таблицы: “Сухие и сочные плоды”,
    “Виды плодов”. Модель цветка муляжи.
  • Таблички с основными терминами: цветок, плод,
    семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение,
    сухие и сочные плоды.
  • На каждую парту набор плодов (виноград, вишня,
    клён, семечки, пшеница).
  • Раздаточный материал: бланк-отчет, бланк игры “
    верю-не верю”, таблица с классификацией плодов,
    видов плодов.

Тип урока: урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.


Ход урока


1.Организационный момент.


— Здравствуйте! Я очень рада вас видеть.


А начнём наш урок с загадки: перед вами чёрный
ящик, попробуйте отгадать, что в нем находится?


1. Это орган растения, который ему жизненно
необходим.


2. Этот орган появляется в определенный период
жизни растения.


3. С помощью него растения могут
распространяться по земле.


4. Он может быть сочным или сухим, съедобным или
несъедобным.


Это плод.


Цель: сегодня мы будем изучать плоды,
их образование, виды, распространение и значение
плодов.


— Скажите, ребята, а на месте чего появляется
плод?


— Давайте вспомним строение цветка.


— Открыли рабочие тетради, записали число и
выполнили задание №1


(По окончании работы один ученик выходит к
доске и рассказывает части цветка по модели
цветка)


— Какие процессы, должны произойти с цветком,
чтобы на его месте появился плод?


— Что такое опыление?


— Что такое оплодотворение


(После опыления и оплодотворения к завязи
пестика, где находится семязачатки и
оплодотворенная яйцеклетка интенсивно
притекают питательные вещества. Завязь начинает
активно развиваться преобразуясь в плод.
Одновременно в семязачатке идет развитие семени
с зародышем.)


— Так что же такое ПЛОД.


(Плод – важнейший орган размножения цветковых
растений, образующийся на месте цветка после
опыления и оплодотворения).


— Откройте учебник на стр.94 п. 25 прочитайте
определение плода.


— А из чего состоит плод?


(Плод состоит из семян и околоплодника,
Околоплодник это наружная часть плода. Он
образуется из стенок завязи. У одних плодов
околоплодник становится сочным, мясистым,
волокнистым, а у других он становится твердым.
(Слайд №2)


— Ребята, давайте проведём исследование:


Перед вами коллекция плодов, рассмотрите
их.


— По особенностям околоплодника на какие типы
можно разделить эти плоды? Для этого вскройте
виноград и подсолнечник, сравните околоплодник
(сочные и сухие) (Слайд №3)


— Назовите сухие плоды (приведите свои примеры)


-Назовите сочные плоды (приведите свои примеры)


— А на какие типы можно разделить плоды по
количеству семян?


— Посмотрите, сколько семян у винограда, а у
подсолнечника?


(Односемянные и многосемянные) (Слайд №4)


— Назовите односемянные плоды? Приведите свои
примеры.


-Назовите многосемянные плоды? Приведите свои
примеры.


— А теперь возьмите пшеницу и подсолнечник


И обратите внимание, у какого плода семя
срастается с околоплодником.


(у пшеницы), а у подсолнечника?


— С помощью карточки определителя мы с вами
познакомимся с видами плодов.


Карточка – определитель плодов

  • Многосемянный плод с сочным околоплодником и
    тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть
    околоплодника – ЯГОДА.
  • Односемянный плод с сочным околоплодником, в
    центре находится одно семя (косточка) – КОСТЯНКА.
  • Односемянный плод с сухим кожистым
    околоплодником, сросшимся с семенем – ЗЕРНОВКА.
  • Односемянный плод с сухим кожистым
    околоплодником, не сросшимся с семенем –
    СЕМЯНКА.
  • Односемянный плод с сухим кожистым
    околоплодником, имеющим крыловидный вырост –
    КРЫЛАТКА.
  • Односемянный плод, имеющий деревянистый
    околоплодник, не сросшимся с семенем – ОРЕХ.

Классификация плодов










Название плодаСочныйСухойОдносемянныйМногосемянныйВид плода
1Вишня     
2Виноград     
3Пшеница     
4Подсолнечник     
5Клён     
6Фисташка     


— Вишня, какой это плод (сочный, односемянный, а
какой вид плода, а почему?)


— Виноград, пшеница, подсолнечник, клён,
фисташка.


— Посмотрите внимательно на карточку “Виды
плодов” и назовите, какие ещё бывают виды ?


(Боб

Стручок и стручочек

Коробочка

Листовка

Яблоко

Тыквина

Померанец

Сборные сборная семянка, сборная костянка)


Физ. Минутка (Слайд №5)


— Почему необходимо распространять семена?
(Чтобы они не проросли рядом с материнским
растением, и не было конкуренции за питательные
вещества, свет и воду).


— А теперь мы с вами поработаем по учебнику 2-й
абзац снизу стр.95,(2006г), стр. 93 (2008г.) и узнаем : Как
распространяются семена?


— Назовите способы распространения семян (Слайд
№14)

  • Животными
  • Ветром
  • Самораспространение
  • Водой
  • Человеком

— Выполним в рабочей тетради задание №2.
Прочтите задание.


— Под какими цифрами распространяются плоды при
помощи

  • Животными
  • Ветром
  • Самораспространение
  • Человеком
  • Водой

— А какое значение имеют плоды в природе и жизни
человека.








Значение плодов в природев жизни человека
Развитие семениПродукты питания
Созревание семянкорм скоту
Расселение растенийЛекарство
Пища для животныхСырьем в промышленности
Освоение новых территорий 

— А какие плоды вы выберите для профилактики
гриппа, из этой коллекции (лимон, смородина
(витамин С)


— Почему? (Витамин С)


— А сейчас проверим, как вы усвоили сегодняшний
урок – предлагаю вам игру “верю – не верю”:
прочитав утверждение, определите правильное оно
или нет. Если правильное тогда в карточке
поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”
(Слайд №15)


“Верю — не верю”












Фамилия, имя ________________+(да)/ -(нет)
1. Околоплодник — это наружная часть
плода, образованная из стенок завязи.
 
2. Плоды бывают только односемянные 
3. К сухим плодам принадлежат зерновка,
боб, стручок, коробочка, орех, семянка.
 
4. К сочным плодам относят ягоду,
костянку, померанец (лимон), яблоко, тыквину.
 
5. Боб и стручок — это сочные плоды. 
6. В околоплодниках накапливаются
питательные вещества для привлечения животных.
 
7. Плоды образуются только у цветковых
растений.
 
Правильных ответов: 


— Поменяйтесь работами с соседом и определите
количество правильных ответов.


— Наш урок подходит к концу, вспомните сказки, в
которых вы встречались с плодами.

  • “Принцесса на горошине” — боб (Г. Х. Андерсен)
  • “Петушок и бобовое зёрнышко” — боб
  • “Конёк — горбунок” — зерновка (П. Ершов)
  • “Золушка” — тыквина (Ш Перо)
  • “Приключения Чиполино” — ягода – помидор,
    костянка – вишенка. (Д. Радари).

— Из какой сказки этот плод? Яблоко


(сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)


— Подберите прилагательные к этому плоду? Какой
он?


— А теперь глаголы? Что делают с ним?


— Ваше отношение к этому плоду?


— Наш урок “Плоды”


Подберите прилагательные к этому уроку?


Какой был урок?


— А теперь глаголы, что мы делали на уроке?


— Ваше отношение к уроку? Что нового узнали?




Д/З.: Параграф 25 Плод. Разнообразие и
значение плодов.


— Обратите внимание на экран, какие деревья вы
видите?


— Приготовьте сообщение о плодах этих деревьев.
(Слайд №18)


СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

29.03.2015

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Значение и разнообразие плодов

Разделы:
Биология


Цель: познакомить учащихся со строением плодов с их разнообразием и функциями.

Задачи: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, работать с учебниками, сформировать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Приёмы деятельности: эвристическая беседа с элементами лекции.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.
  6. Оценивание.

Оборудование: коллекция плодов и наборы семян, рисунки учебника стр. 40-41. Компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы познакомимся: со строением, значением, разнообразием и функциями плодов. И конечно же мы поговорим о бережном отношении к природе. В начале урока давайте вспомним, что мы узнали на прошлом занятии.

II. Проверка знаний.

На доске слова:

  • гаметы
  • спермии
  • яйцеклетка
  • зигота
  • плод
  • завязь
  • семязачаток
  • эндосперм
  • зародыш
  • оплодотворение

Фронтальный опрос уч-ся.








 Учитель:Ученик:
1.Что называют оплодотворением?Оплодотворением называют слияние двух половых клеток гамет.
2.Какие особенности строения пыльцевых зерен помогают им удерживаться на рыльце пестика?Каждое пыльцевое зерно одето оболочкой, поверхность которой редко гладкая; чаще она неровная и покрыта шипиками, бородавочками или выростами в виде сеточки. Это и помогает пыльцевым зернам удерживаться на рыльце пестика. (слайд 4)
3.Что происходит с пыльцой на рыльце пестика? (слайд 5)На поверхности рыльца выделяется липкая, удерживающая пыльцу жидкость. Здесь пылинка прорастает в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку.
4.Где находится яйцеклетка? (слайд 5)Яйцеклетка находится в ткани центральной части семязачатки, ближе к пыльцевходу.
5.Как происходит оплодотворение у цветковых растений? (слайд 5)Пыльцевая трубка сначала растет между клетками рыльца, затем столбика и врастает в полость завязи, там находится семязачаток (число семязачатков в завязях разных растений различно: у пшеницы, ячменя, ржи и вишни завязь содержит только один семязачаток, у хлопчатника несколько десятков, у мака несколько тысяч.) По мере роста пыльцевой трубки по ней перемещаются два спермия, кончик пыльцевой трубки врастает в семязачаток. Яйцеклетка сливается с одним из спермиев. Происходит оплодотворение. Второй спермий сливается с самой крупной клеткой семязачатка, где образуется эндосперм.
6.Из чего образуется плод и семя?Семя образуется из семязачатка, а плод из завязи.

III. Изучение нового материала.

1. Образование плода и семени (рассказ учителя)

Как мы с вами уже знаем, что после оплодотворения начинается образование семени, в завязь поступают питательные вещества, из нее образуется плод, а из семязачатков, находящихся в плоде семена.

Работа в тетради. Ученики записывают определение «Плод».

Плод – образование, возникшее после оплодотворения на месте цветка и несущее в себе семена. (слайд 6)

Плод, так же как и цветки имеет разнообразное строение и общие черты строения.

Снаружи плод имеет околоплодник, внутри плода заключены семена. (слайд 6)

У большинства растений плод образуется из завязи пестика, а у некоторых из пестика и других частей цветка, или цветоложе, околоплодника из завязи пестика истинный плод из одного пестика – настоящий, правильный.

Из цветка, цветоложе, околоплодника – ложные. (Яблоня, руша, рябина), а из нескольких пестиков одного цветка сложный или сборный (малина, ежевика.)

По характеру околоплодника все плоды можно разделить на сухие и сочные, а по числу находящихся в них семян на односемянные и многосемянные.

2. Схема разнообразия плодов.

У цветковых растений могут быть плоды четырех типов: схема. (слайд 7)

Земляника ложное название ягоды, дело в том, что цветок земляники имеет много пестиков, которые при созревании превращается в многочисленные мелкие и сухие плоды, расположенные на разросшемся сочном цветоложе и поэтому их называют орешками.

IV. Закрепление.

1. Учитель: Назовите типы плодов. (слайд 8)

Ученик: Плоды бывают сочные односемянные – костянка, многосемянные: ягода, яблоко, орешек. Сухие односемянные: зерновка, семянка, орех, желудь, каштан. Сухие многосемянные: коробочка, боб, стручок, стручочек.

2. Учитель: Выполните тест. (слайды 9–11)

Ученики выполняют тест в тетради со слайда.

  1. Истинные плоды покрытосеменных развиваются из:

    а) завязи пестика

    б) цветоложа

    в) пыльников тычинки

  2. Сочная мякоть плода покрыта тонкой кожицей, внутри находится много семян – это плод:

    а) яблоко

    б) ягода

    в) костянка

  3. Семена располагаются на поперечной перегородке в:

    а) бобе

    б) стручке

    в) коробочке

  4. Допишите верный ответ:

    Плод развивается из _________, семя – из _______, зародыш из оплодотворенной _______.

Учитель проверяет тест вместе с учениками и оценивает.

3. Условия для развития плода (рассказ учителя с элементами беседы).

Учитель: как вы думаете, зависит ли процесс образования плодов и семян от условий окружающей среды?

Ученик: да, зависит. Для образования плодов и семян необходима вода, питательные вещества, тепло и воздух.

Учитель: а кто из вас знает какие мероприятия способствуют получению высокого урожая зерновых культур, овощных и плодовоягодных?

Ученик: Нужно соблюдать правила агротехники выращивания растений, бороться с сорняками и болезнями, своевременно и определенном количестве вносить удобрения, обрабатывать почву, поливать.

Учитель: скажите, зачем человек должен добиваться получения высоких урожаев плодов?

Ученик: так как плоды имеют огромное значение в его жизни.

Учитель: а какое значение, кто может сказать, имеют плоды в жизни человека?

Ученик 1: человек употребляет плоды, и семена в пищу. Плоды и семена служат кормом для скота, их используют в промышленности и в медицине. Ради получения плодов и семян человек выращивает зерновые культуры (пшеницу, рис), плодовые деревья и кустарники (грушу, вишню, крыжовник), а так же овощные (огурец, томат, горох), технические (хлопчатник, лен, конопля).

Ученик 2: в субтропических районах возделывают растения съедобных плодов (мандарины, апельсины, гранаты, маслины, грецкие орехи.)

Ученик 3: в тропиках выращивают кофейное дерево и какао, из семян которых получают кофе, какао, шоколад.

Ученик 4: а банан, кокосовая пальма, хлебное дерево, манго и авокадо дают плоды, которыми питаются жители тропических стран. (слайд 12)

Ученик 5: А знаете ли вы, что жители небольшого княжества Хунза горной страны Ладынх вполне справедливо называть гелитионами по долголетию. Они живут в среднем по 80-90 лет. К тому же они практически не знают болезней и отличаются необычайно высокой трудоспособностью, бодростью, выносливостью и силой, до глубокой старости сохраняют неизменный оптимизм, хорошее настроение и стойкость духа. (слайд 13) Изучение этого уникального племени показало, что основная причина столь необычного долголетия- строго соблюдаемый рациональный режим питания, но самым интересным оказалось то, что среди продуктов питания этих кашмирских горцев главное место принадлежит абрикосу. Летом свежие, зимой вяленые или сушеные плоды, абрикосовая мука, соки, пастила, повидло и другие блюда составляют основу их рациона.

4. Охрана плодовых деревьев.

Учитель: ребята, вот мы с вами и выяснили какова огромная роль плодов в жизни человека, но сами растения беззащитны и нередко гибнут от рук человека. Особенно большой урон наносится дикорастущим растениям. Очевидно, каждый из вас видел, как собирают целые охапки красиво цветущих растений (часто их даже не доносят до дома и выбрасывают), как безжалостно ломают кусты черемухи и ветки с плодами рябины. За последние годы некогда распространенные растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли, Уже около 600 видов дикорастущих растений нашей страны занесены в Красную книгу, среди них ландыш майский, подснежник белоснежный и другие: плакат «Красная книга» (слайды 14, 15). Каждый человек бережно и весьма тепло относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и ко всей окружающей нас природе.

5. Закрепление.

Учитель: итак, ребята, с какими терминами мы на уроке сегодня работали?

Ученик: называет слова, записанные на доске.

Учитель: все эти слова у вас записаны в словаре. А слово «Плод» вам надо записать.

V. Задание на дом.

стр. 40 читать и пересказывать, стр. 40-41 рисунки.

VI. Оценивание.

Презентация.

14.03.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разнообразие и значение плодов






Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок по биологии «Плод. Разнообразие и значение плодов» Учитель биологии МКОУ СОШ с. Лескен Шувалова Таиса Мухажировна

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: создать условия для усвоения знаний по новой теме «Плод. Разнообразие и значение плодов»; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и наглядными пособиями, сравнивать их, делать выводы.   Задачи: 1. Образовательные: познакомить с разнообразием плодов, процессом их образования; познакомить учащихся с классификацией плодов, учить различать их; показать, что плод представляет важное звено, повышающее надёжность распространения семян; познакомить учащихся со способами распространения плодов и семян; учить работать с учебником, коллекциями и натуральными объектами. 2. Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, самостоятельность; развивать умение работать с натуральными объектами, муляжами, таблицами, дополнительной литературой, интернет; учить давать нужные ответы и делать выводы. 3. Воспитательные — воспитывать в детях ответственное отношение к окружающей природе, прививать любовь к природе.  

3 слайд

Описание слайда:

Как вы думаете, о чём идёт речь? Весной повис- Всё лето кис, А сладок стал На землю пал. (Плод)

4 слайд

Описание слайда:

«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?» После того как цветок отцвел образуется плод.

5 слайд

Описание слайда:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?

6 слайд

Описание слайда:

На месте чего образуется плод? Плод образуется на месте цветка. Плод – это орган цветкового растения Перечислите, у каких растений есть плоды. Из какой части цветка образуется плод? Самостоятельно сформулируйте определение ПЛОДА.

7 слайд

Описание слайда:

Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод? Что такое опыление? Что такое оплодотворение?

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Классификация плодов По особенностям строения околоплодника Зерновка Семянка Орех Крылатка Жёлудь Боб Стручок Коробочка Костянка Многокостянка Ягода Яблоко Тыквина Гесперидий

10 слайд

Описание слайда:

Выберите из многочисленных плодов только многосемянные

11 слайд

Описание слайда:

На какие группы вы можете разделить эти плоды?

12 слайд

Описание слайда:

Отгадайте способы распространения семян Под забором у края степей Сладко спал одинокий репей, Спал и видел прекрасные сны, Как он вцепится в заячью грудь И в далёкий отправится путь. Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие. Сойка что-то в клюв схватила, по дороге уронила, А потеря не пропала: Отлежалась да и встала.

13 слайд

Описание слайда:

Пролетают вереницы – Новосёлы – птицы; Прилетят домой – И крылья долой. Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес… И к нам парашютистами Спускаются с небес. клен (Одуванчик) Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

14 слайд

Описание слайда:

Плывёт утица, Ныряет, крутится, От родного берега Далеко очутится. (Кокос) . Водой – лёгкие, маленькая плотность.

15 слайд

Описание слайда:

На сучке — арканчик Держит чемоданчик. Крышка открылась – Всё развалилось Под кустами, у плетня, Не смолкает трескотня; Пуля слева, пуля справа… На кого идёт облава (созревшие семена гороха) . (саморазбрасывание семян у акации) Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

16 слайд

Описание слайда:

Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Если их не обойдёшь – На себе их все найдёшь! (Лопух) Человеком – крючки, липучки.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Сопоставь плоды растений и приспособления для их распространения Растения Лопух Череда Подорожник Амброзия Рябина Вишня Черёмуха…. Приспособления: Крючки Зубчики Липучки Вкусная мякоть плода

19 слайд

Описание слайда:

 Кто лишний?

20 слайд

Описание слайда:

Закончите предложения Плоды и семена могут распространяться с помощью: ————-, ————, —————,————- и ————— . Растения имеют —————- для распространения семян. У берёзы, ясеня, клёна есть ——————, для распространения семян с помощью —————-.

21 слайд

Описание слайда:

Вопросы I: 1. Что называется плодом у растений? 2. Почему американский ботаник Артур Имс назвал плод «зрелым цветком»? 3. Какие функции выполняет плод у растений? 4. Как называется наука, изучающая плоды?

22 слайд

Описание слайда:

Вопросы II : 1. Из чего образуется плод у растений? 2. Из каких частей состоит плод? 3. Какие части цветка могут принимать участие в образовании плода? 4. Что называется околоплодником?

23 слайд

Описание слайда:

Вопросы III: 1. Чем отличаются простые плоды от сложных? 2. Почему плод гороха относят к многосемянным? 3. Какие плоды являются односемянными? 4. В чём отличие сочных и сухих плодов?

24 слайд

Описание слайда:

Игра «Верите ли вы, что…» Плод образуется из завязи пестика. Плоды могут образовываться и из других частей цветка. Наука, изучающая плоды, называется плодологией. Плод гороха называется стручок. В плодах находятся семена. Плод называется простым, если в нём содержится одно семя, сложным – если содержится много семян. Плоды бывают сочные и сухие.

25 слайд

Описание слайда:

Ответь на три наиболее значимых для тебя положения 1. Сегодня я на уроке узнал для себя…….. 2. Сегодня я научился для себя……… 3. Мне показалось интересным в этой теме…….. 4. У меня вызвало затруднение осмысление ……. 5. Я задумался сегодня о роли……… 6. А сегодня мне наиболее удалось …….. 7. Я сегодня для себя усвоил…….. 8. Сегодня мы хорошо поработали на……. этапе урока 9. Сегодня я (мы) достигли или нет поставленной в начале уроке цели. 10. В дальнейшем мне надо научиться…….или сделать…… 11. Я бы сегодня за урок себе поставил оценку…

26 слайд

Описание слайда:

Задание на дом Изучить § 12. Повторить § 11 Ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 70.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации




Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-023552


ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Разнообразие плодов


Проект по биологии « Плод. Разнообразие и значение плодов »

Выполнил ученик 6 класса

МБОУ «Кормовищенская СОШ»

Глушков Никита

Учитель: Ю.А.Алексеева


Цели проекта: * сформировать понятие о плоде * познакомиться с разнообразием плодов и их классификацией * роль плода в жизни человека и животных


Как вы думаете, о чём идёт речь?

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал

На землю пал.

(Плод)


ПЛОД

Важнейший орган цветкового растения. Он образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.


После того как

цветок отцвел

образуется плод.




В природе существует огромное разнообразие плодов






Так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные.


К ним относятся плоды с сочной мякотью и твёрдой косточкой.


Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.


Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.


Значение плодов

Защита созревающих

семян от повреждения

и высыхания. Сохранение видового разнообразия растений.

Питание для человека

и животных.


вывод

Итак, в природе существует огромное разнообразие плодов. Они играют очень важную роль в жизни человека и животных. Если задуматься и представить, что было бы, если б в нашем мире у растений не было бы плодов, то сложится очень страшная и печальная картина. Разве не так ?


Список литературы

  • В.В.Пасечник Биология 6, ООО «Дрофа», 2013
  • www.botan.cc
  • www.collegy.ucoz.ru
  • www.image.yandex.ru

videouroki.net

Разнообразие плодов и семян..doc — Конспект урока «Разнообразие плодов и …

­ защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных
неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют
покрытосемянными.
В природе существует огромное разнообразие плодов
(Демонстрация муляжей плодов различных растений.)
Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян.
Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым.
Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или
сборным. ­ слайд ­ 20
У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из
целого соцветия образуется соплодие ­ слайд 21
Классификация плодов: ­ слайд 22
1) По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды
­ Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.)
(односем. –пшен, подсолн. многосем­томат, тыква и др. )
2) Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.
­ Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.)
Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена
расположены на сочном разросшемся цветоложе.
­ Приведите примеры сухих и сочных плодов из тех, которые лежат на ваших столах (виноград, яблоко,
груша, семечки, пшеница, горох). (учащиеся отбирают плоды по группам сухие и сочные.)
3) Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие
плоды.
2. Разнообразие плодов: ­ слайды – 23­41
Ягодовидные плоды – сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов
много мелких семян ­ слайд ­ 23
Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса.
Ягода ­ сочный многосемянный плод, семена распределены в мякоти плода ­ слайд ­ 24
Яблоко – в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков,
чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах. ­ слайд ­ 25
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый. – сл.­ 26
Померанец – ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут. ­ слайд 27
Ореховидные плоды – это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником –сл.­ 28
Орех­ околоплодник деревянистый, семя лежит свободно.
Желудь – Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом. ­
слайд ­ 29
Семянка – Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. ­ слайд ­ 30
Зерновка – Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.­ слайд ­ 31
Крылатка – плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла.
Многоорешек (фрага) – с разросшимся при созревании мясистым цветоложем ­ слайд ­ 32
Коробочковидные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником
­ слайд 33
Боб ­ плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь,
выбрасывают семена. ­ слайд ­ 34
Стручок – Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на
перегородке плода. ­ слайд ­ 35
Коробочки – Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках
коробочки. ­ слайд – 36.

znanio.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о