речевая характеристика катерины в пьесе Островского «Гроза»

Речевая характеристика катерины в пьесе Островского «Гроза»

Рассмотрим речевую характеристику в описании характера и
нравов Катерины. Эпиграфом «Грозы» служит песня о трагичности добра и красоты:
чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его
существование. В песне предвосхищается судьба героини с ее человеческой
неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет? «), с
ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной,
деться? За кого мне ухватиться? «). В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы
я маленькая умерла, лучше бы было.. . летала бы с василька на василек по ветру, как
бабочка». В сознании Катерины оживают древние мифы славянской культуры. Надо
чувствовать свежесть внутреннего мира Катерины. В ней торжествует народное начало,
нравственная народная крестьянская культура. «Какая я была резвая! —
обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: — Я у вас завяла совсем».
Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире Диких и Кабановых.

Измена Катерины — это несомненно преступление, и Катерина понимает всю тяжесть своего
поступка, но она не может жить без нормальной, естественной любви, которую она
нашла в Борисе. И как оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: «Что ж, уж
все равно, уж душу я свою я ведь погубила».Источник покаяния героини
в чуткой ее совестливости. «Не то страшно, что
убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими
грехами». «Страх» всегда понимался русским народом как обостренное
нравственное самосознание. Катерина очень религиозная женщина.
Она слишком тяжело выносит духовные муки в этом ужасном обществе: насмешки и
издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви
Бориса. Катерина надеется, что. Бог простит ей ее грехи из-за мучений в этом обществе.
Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в
словах: «…И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда!
Нет, нет не пойду.. . Придешь к ним — они ходят, говорят, — а на что мне это?… » Островский
явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: «Так тихо, так хорошо.. .
А об жизни и думать не хочется.. . Опять жить? Нет, нет не надо.. . нехорошо… «.

Но когдаКатерина бросается в Волгу, она проявляет
себя как мужественная женщина. Ведь только мужественный человек может решиться на
такой страшный шаг. Своей смертью Катерина показывает всем обитателям «Темного
царства», что она не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет
мириться, не хочет обменять свою живую душу на жалкое прозябанье. Катерина протестует
против кабановских понятий о нравственности. В этом и состоит глубокая
трагедия Катерины, Но Кабанов только в самом финале этой страшной трагедии
ощущает в себе что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы… «

Уход Катерины русским народом воспринимается, как гибель чего-то светлого и прекрасного.
«А точно, ребяты, как живая!… » -говорит мужик, глядя на мертвую Катерину.

otvet.mail.ru

«Речевая характеристика Катерины» — МегаЛекции


Речь Катерины в «Грозе» представлена несколькими стилистическими пластами, что показывает сложность её натуры и конфликт между задатками натуры (природы) и воспитанием.

Задание №1.

Заполните таблицу примерами из текста:

Лексика и фразеология речи Катерины.

Народнопоэтическая лексика Религиозная лексика Просторечная и разговорная лексика
     

 

План.

1. Речевая характеристика как элемент композиции литературного произведения и её роль в создании художественного образа.

2. Речевая характеристика Катерины. Совмещение в речи героини разных стилистических пластов – доказательство сложности её духовного мира и противоречия между воспитанием и природными задатками.

· Религиозность воспитания Катерины и религиозные элементы её речи

А) странницы и богомолки в доме

Б) насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией

В) Катерина в церкви (д. 1 явл.7, д. 3 сцена 2 явл.2) Экзальтация

Г) боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза».

· Духовное богатство, поэтичность и мечтательность, порождённые воспитанием на устном народном творчестве. Народнопоэтические элементы в речи героини. «…а вечером опять рассказы да пение». (д. 1 явл.7)

· Свободолюбие, решительность, неспособность ко лжи, искренность – те черты, которые даны Катерине от природы.

А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. (Д. 2 явл.7) «Отчего люди не летают?» (д.1 явл.7)

Б) «Такая уж я зародилась, горячая!»- страстность натуры, проявленная ещё в детстве. ( Д. 2 явл. 2)

В) «Напраслину-то терпеть кому ж приятно?» Острое чувство справедливости. (Д. 1 явл. 5)

Г) «Что мне только захочется, то и сделаю». Решительность и своеволие. (Д.2 явл. 2)

Д) «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Ложь ей претит. Правдивость. (Д.2 явл 2, д.3 сцена 2 явл.3)

· Противоречие между природными задатками Катерины (решительность, свободолюбие, отсутствие смирения) и воспитанием (религиозная экзальтация, поэтичность) – конфликт драмы, причина трагедии.


· Использование речи как элемента композиции для выявления диссонанса в душе героини, приведшего к трагедии.

· Островский – мастер речевой характеристики.

Задание №2.

Напишите черновик сочинения по данному плану, используя материалы таблицы.

Образец сочинения.

Пункты плана, вставки, место для редактирования Текст сочинения
1. Вступление
 
 
2.мостик к основной части
 
Тезис – начало основной части
 
Мостик
 
· А) Странницы и богомолки в доме
· Б) Насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией
· В) Катерина в церкви. Экзальтация.
· Г) Боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза».
· Духовное богатство, поэтичность и мечтательность…
 
· А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли.
· Б) Страстность натуры, проявленная ещё в детстве
· В) Острое чувство справедливости.
· Г) Решительность и своеволие
 
· Д) Правдивость
 
3, 4.Ппротиворечие между природными задатками и воспитанием – конфликт драмы.
 
 
5. Островский – мастер речевой характеристики
Речевая характеристика – один из элементов композиции любого литературного произведения.
(продолжить о роли речевой характеристики в произведении и в драматическом произведении в частности)
(о мастерстве Островского в создании речевых характеристик), и Катерина в его драме «Гроза» — не исключение.
Речь Катерины совмещает в себе разные стилистические пласты, что доказывает сложность и богатство её духовного мира, а также дорисовывает, выявляет основной конфликт, заложенный в этом образе, — противоречие между природными задатками героини и религиозностью её воспитания.
В доме матери Катерина с детства …
 
 
Именно поэтому речь её насыщена религиозной лексикой. (Привести примеры речи из таблицы)
 
 
Героиня мыслит этими категориями, погружена в атмосферу богобоязненности и религиозной экзальтации.
То, как она молится в церкви, показывает силу её религиозного чувства. (Привести иллюстративный материал, дополнить цитатами)
 
Греховное стремление любить порождено в Катерине её воспитанием на устном народном творчестве. Она поэтична, мечтательна. (Расширить за счёт иллюстративного материала)
 
Так и видится здесь русский размах и ширь волжских просторов. Как не пропеть здесь: «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…»
Но в этих словах проявилась и другая сторона натуры Катерины – свободолюбие, стремление к полёту. (Расширить за счёт иллюстративного материала)
 
Свободолюбие – это признак страстной, темпераментной натуры. А Катерина именно такая. Не случайно ещё в детстве…
 
 
Нет в ней должного смирения, о котором говорил Достоевский: « Смирись, гордый человек!» В ней живёт острое чувство справедливости. (Дополнить цитатами, примерами из текста)
Решительность и своеволие – ещё одна сторона детского поступка Катерины. Но то, что проявилось на заре её дней, сохранилось и, наверное, стало более заметным. (Цитата)
Но другая сторона той же решительности – это правдивость. Ложь ей претит. (Расширить за счёт иллюстративного материала)
Все эти противоречия между страстностью и отсутствием смирения, с одной стороны, и религиозностью и богобоязненностью, с другой, — вылились в трагедию, которая закончилась в омуте Волги. Благодаря тому, что Островский как бы разбил речь героини на разные стилистические пласты, он показал диссонанс в душе героини, неразрешимый конфликт между задатками натуры и воспитанием.
 
 

 

Задание №3.

Напишите сочинение на тему «Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза», используя данный план.

План.

1. «Гроза» — великая русская драма, поднимающая всечеловеческие проблемы.

2. Многозначность названия драмы Островского «Гроза».

· Гроза – гнёт «тёмного царства», который ощущается всеми «подчиняющимися».

· Гроза – наказание в понимании Дикого и других невежественных жителей города Калинова.

· Гроза – это трагедия, которая разразилась в семье Кабановых и в душе Катерины.

· Гроза несет разрядку в мир, не зря Добролюбов сказал, что «в пьесе есть что-то освежающее».

А) высказывания Кулигина

Б) мнение Добролюбова

В) самоубийство Катерины

Г) протест Тихона

Д) побег Варвары

Трагедия, описанная в пьесе, разбудила протест против дикости, жестокости, невежества, самодурства и произвола

3. «Гроза» — вечно современная пьеса.

 

Задание №4.

Напишите сочинение на тему «Сильный или слабый характер Катерины?» Используйте данный план.

План.

1. Катерина – героиня, вызвавшая в критике неоднозначную оценку.

2. Сложность натуры Катерины. Противоречие между задатками натуры и воспитанием

· Задатки натуры

А) Свободолюбие Катерины (обида в детстве, мечта о вольной и страстной любви)

Б) правдивость («лгать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», прилюдное покаяние)

В) поэтичность, возвышенность (монолог «Отчего люди не летают?»; сны чудесные в детстве, церковные видения

· Религиозность воспитания (жития святых, посещение церкви)

· Замкнутый круг, в который попала Катерина

· Вопрос, на который нет ответа (и сила, и слабость)

3. Образ, вызывающий раздумья и споры.

 

Задание №5.

Напишите сочинение на тему «Нравы жителей города Калинова», используя данный план.

План.

1. «Гроза» — драма, изобразившая купеческую жизнь любого провинциального города России.

2. Ужас «тёмного царства».

· Деспотизм и самодурство Дикого и Кабановой

А) «ругатель» Дикой

Б) Кабанова заела домашних совсем. Домостроевские законы, по которым живёт Марфа Игнатьевна

· Лицемерие и ханжество

А) «чужих оделяет, а домашних заела совсем»

Б) «верующая» Кабанова никому ничего не прощает

· Ложь – принцип, по которому живёт «тёмное царство»

А) Варвара: «Делай, что хочешь, главное – чтобы всё было шито-крыто»

Б) Борис: «Как бы кто не узнал»

· Невежество

А) вера в рассказы Феклуши

Б) разговор о литовском разорении

В) «Гроза в наказание нам послана» (Дикой)

· Отсутствие поэтичности

А) отклик Кудряша на реплики Кулигина

Б) Отклик Варвары на монолог Катерины

· Беззакония, царящие в городе (монолог Кулигина)

3. Город Калинов – собирательный образ

4. Современное звучание пьесы

 

 

Занятие №4. Сочинение-анализ эпизода.

Эпизод – это та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Анализ эпизода художественного произведения – это один из типов сочинения, предлагающегося на экзамене в 11 классе. Поэтому мы будем учиться анализировать эпизоды.

Эпизод необходимо анализировать изнутри, как маленькое самостоятельное произведение, но также понять, какое место данный эпизод занимает во всём произведении, то есть наметить ближние и дальние связи.

Эпизод может выполнять разные функции:

1. использоваться для характеристики персонажа

2. демонстрировать идею автора, основную мысль художественного произведения

3. создавать определённое настроение

 

Эпизод по типу может быть:

· описанием (природы – пейзаж, помещения – интерьер, внешности – портрет)

· повествованием (рассказывается о событиях)

· рассуждением

· диалогом (разговор нескольких лиц)

· совмещать в себе разные типы

 

Так как работа с эпизодами эпических, лироэпических и драматических произведений при всём их многообразии имеет общие приёмы, то план сочинения может быть следующим:

1. Вступление.

А) что такое эпизод? Своеобразие эпизода в данном конкретном произведении.

Б) Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.

2. Главная часть

А) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим

Б) содержательная функция эпизода:

· Раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение

· Даётся представление о душевном состоянии персонажа

· Звучит прямая или косвенная авторская оценка события, персонажа

· Показан поворот во взаимоотношениях героев

· Выражается авторский взгляд на те или иные события или проблемы

 

В) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.

Г) Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.

3. Заключение. Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие

 

Данный план имеет один недостаток: анализировать эпизод необходимо в единстве формы и содержания. Надо отталкиваться от языковых средств и выходить на идею отрывка, авторскую позицию. Поэтому данный план дан как ориентировочный.

Ещё один недостаток работ подобного плана: сбивание на пересказ.

Вопросы для анализа содержания

1. Какова тема? (О чём эпизод, как его можно озаглавить)

2. Какова основная мысль? (Что хочет этим эпизодом сказать автор)

3. На какие части можно разделить эпизод? (Озаглавить части)

4. Какую роль играет эпизод в раскрытии основной мысли всего произведения?

5. Как данный эпизод связывает предыдущий и последующий?

6. Какова функция данного эпизода?

 

Вопросы для анализа формы

1. Какие эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения использует автор?

Вопросы повторения:

· Что такое «эпитет»?

· Что называется «метафорой»?

· Что такое «сравнение»?

· «Олицетворение»?

2. Каково настроение (тональность) и какими средствами создаётся?

3. Какие детали использует автор и для чего?

4. Исследовать синтаксис отрывка. (Короткие или длинные предложения, есть ли повторы, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы)

 

Все эти наблюдения необходимо делать в тексте особыми условными значками. С этого начинается работа над анализом эпизода.



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Речевая характеристика героев в драме Островского «Гроза»

Федеральное агентство по образованию РФ

Гимназии № 123

Реферат

по Литературе

на тему:

Речевая характеристика героев в драме А.Н.Островского

«Гроза».

Работу выполнила:

ученица 10 класса «А»

Хоменко Евгения Сергеевна

………………………………

Преподаватель:

Орехова Ольга Васильевна

……………………………..

Оценка…………………….

Барнаул-2005

Содержание

Введение………………………………………………………

Глава 1. Биография А. Н. Островского……………………..

Глава 2. История создания драмы «Гроза»…………………

Глава 3. Речевая характеристика Катерины………………..

Глава 4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и Кабанихи………………………………………………………

Заключение……………………………………………………

Список использованной литературы……………………….

Введение

Драма Островского «Гроза» — самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительно собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии.

К этой драме мы обращаемся и сейчас. Очень важны для нас те проблемы, которые автор затрагивает в ней. Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшую в 50-х годах, смену общественных устоев.

Прочитав роман, я поставила перед собой цель, увидеть особенности речевой характеристики героев и выяснить, как речь героев помогает понять их характер. Ведь образ героя создаётся с помощью портрета, с помощью художественных средств, с помощью характеристики поступков, речевой характеристики. Впервые видя человека, по его речи, интонации, поведению, мы можем понять его внутренний мир, какие- то жизненные интересы и, самое главное, его характер. Речевая характеристика очень важна для драматического произведения, ведь именно через неё можно увидеть сущность того или иного героя.

Для того чтобы лучше понять характер Катерины, Кабанихи и Дикого необходимо решить следующие задачи.

Начать я решила с биографии Островского и истории создания «Грозы», чтобы понять, как оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей, ведь автор очень чётко показывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героями своего произведения. Затем я рассмотрю речевую характеристику Катерины и сделаю такую же характеристику Дикого и Кабанихи. После всего этого я постараюсь сделать определённый вывод о речевой характеристики героев и её роли в драме «Гроза»

Работая над темой, я познакомилась со статьями И. А. Гончарова «Отзыв о драме «Гроза» Островского» и Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Более того, я изучила статью А.И. Ревякина «Особенности речи Катерины», где хорошо показаны основные источники языка Катерины. Разнообразный материал о биографии Островского и об истории создания драмы я нашла в учебнике Русская литература ХIХ века В. Ю. Лебедева.

Разобраться с теоретическими понятиями (герой, характеристика, речь, автор), мне помог энциклопедический словарь терминов, изданный под руководством Ю. Бореев.

Несмотря на то, что драме Островского «Гроза» посвящено много критических статей, откликов литературоведов, речевая характеристика героев не изучена полностью, поэтому представляет интерес для исследования.

Глава 1. Биография А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории, о которой вокруг говорили все, даже названия замоскворецких улиц.

Островский окончил Первую московскую гимназию и в 1840 году, по желанию отца, поступает на юридический факультет Московского университета. Но учёба в университете не пришлась ему по душе, возник конфликт с одним из профессоров, и в конце второго курса Островский уволился «по домашним обстоятельствам».

В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривались жалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие домашние споры. Судья глубоко вникал в дело, внимательно выслушивал спорящие стороны, а писец Островский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривали такое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз. Это была настоящая школа познания драматических сторон купеческой жизни. В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий суд канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь он сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами, купцами, мелким дворянством. Судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о наследстве, несостоятельных должников. Перед нами раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало всё разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего «реалиста-слуховика», как называл себя Островский – драматург, мастер речевой характеристики персонажей в своих пьесах.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал целый репертуар- около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста лет не трудно увидеть рядом героев его пьес.

Умер Островский в 1886 году в своём любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и протекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, ещё мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать коренную русскую речь.

Глава 2. История создания драмы «Гроза»

Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Московского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретённую отцом усадьбу Щелыково. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной поволжской России.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начали ХХ века костромичи указывали на место убийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, — рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, оказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет. В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней, не чаявшей бабушкой, была весёлой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж её, Клыков, беззаботный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работая над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной. Однако сам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует о прозорливости национального драматурга, уловившего нарастающий в купеческой жизни конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел «что освежающее и ободряющее», а известный театральный деятель С. А. Юрьев сказал: «Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».

Глава 3. Речевая характеристика Катерины

Основные источники языка Катерины — народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература.

Глубокая связь её языка с народным просторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия: «Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти и подобные им фразеологизмы – общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в виде исключения в ее речи встречаются морфологически неправильные образования: «не знаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то».

Образность ее языка проявляется в обилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений. Так, в ее речи более двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц пьесы, вместе взятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения носят широкий распространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».

В речи Катерины часто звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

Обращаясь к Варваре, Катерина говорит: «Отчего люди не летают так, как птицы?..» — и т.д.

Тоскуя о Борисе, Катерина в предпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».

Здесь налицо фразеологические обороты народно-просторечного и народно-песенного характера. Так, например, в собрании народных песен, изданных Соболевским, читаем:

Никак, никак невозможно без милого дружка жить…

Вспомню, вспомню про любезного, не мил девке белый свет,

Не мил, не мил белый свет… Пойду с горы в тёмный лес…

Выйдя на свидание к Борису, Катерина восклицает: «Зачем ты пришел, погубитель мой?». В народном свадебном обряде невеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

В заключительном монологе Катерина говорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…».

Здесь всё от народной поэзии: уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.

Для этой части монолога в устной поэзии находятся в изобилии и прямые текстильные соответствия. Например:

…Дубовой доской накроют

Да в могилушку опустят

И сырой землёй засыплют.

Зарастай, моя могила,

Ты травою муравой,

Ещё алыми цветами!

Наряду с народным просторечием и устрой народной поэзией на язык Катерины, как уже отмечено, большое влияние оказывала церковно-житийная литература.

«У нас, — рассказывает она, — полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).

Владея сравнительно богатым словарём, Катерина говорит свободно, привлекая разнообразные и психологически весьма глубокие сравнения. Её речь льётся. Так, её не чужды такие слова и обороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это в одну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.

В первом монологе Катерина рассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся»

Эти сны и по содержанию, и по форме словесного выражения навеяны, несомненно, и духовными стихами.

Речь Катерины своеобразна не только лексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным образом из простых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в конце фразы: «Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по саду гуляю… Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).

Чаще всего, как это характерно для синтаксиса народной речи, Катерина связывает предложения посредством союзов а и да. «А придём из церкви… а странницы станут рассказывать… А то будто я летаю… А какие сны мне снились».

Плавучая речь Катерины иногда приобретает характер народного причитания: «Ах, беда моя, беда! (Плачет) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».

Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтической выразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи (ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы («Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мне по нем скучно!»).

Лирическую задушевность, поэтичность речи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов (храмы золотые, сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устной поэзии народа.

Островский раскрывает в речи Катерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу. Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.

Глава 4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и

Кабанихи

В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха – представители «Тёмного царства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темное царство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется!»- восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляется ханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает с людьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой, искренней, а главное несчастной женщиной.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том, что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческого сословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаются эгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные дети в какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей, именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

Заключение

Говоря об Островском, на мой взгляд, мы можем с полным правом назвать его непревзойденным мастером слова, художником. Персонажи в пьесе «Гроза» предстают перед нами как живые, с яркими рельефными характерами. Каждое слово, сказанное героем, раскрывает какую-нибудь новую грань его характера, показывает его с другой стороны. Характер человека, его настроение, отношение к окружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский, настоящий мастер речевой характеристики, подмечает эти чёрточки. Склад речи, по мнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом, каждое действующие лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимый колорит. Особенно это важно для драмы.

В «Грозе» Островского мы можем чётко выделить положительного героя Катерину и два отрицательных героя Дикого и Кабаниху. Безусловно, они являются представителями «тёмного царства». А Катерина – это единственный человек, который пытается с ними бороться. Образ Катерины нарисован ярко и живо. Главная героиня говорит красиво, образным народным языком. Её речь изобилует тонкими смысловыми оттенками. В монологах Катерины, как в капле воды, отражается весь её богатый внутренний мир. В речи персонажа даже появляется отношение автора к нему. С какой любовью, сочувствием Островский относится к Катерине, и как резко он осуждает самодурство Кабанихи и Дикого.

Он рисует Кабаниху как убеждённую защитницу устоев «тёмного царства». Она строго соблюдает все порядки патриархальной старины, не терпит ни в ком проявления личной воли, обладает великой властью над окружающими.

Что касается Дикого, Островский смог передать всю злость и гнев, который кипит в его душе. Дикого боятся все домочадцы, в том числе и племянник Борис. Он открыто, груб и бесцеремонен. Но оба обладающее властью героя несчастны: не знают, что делать со своим безудержным характером.

В драме Островского «Гроза» с помощью художественных средств писатель сумел охарактеризовать героев и создать яркую картину того времени. «Гроза» очень сильна по воздействию на читателя, зрителя. Драмы героев не оставляют равнодушными сердца и умы людей, что удаётся не каждому писателю. Только истинный художник может создать такие великолепные, красноречивые образы, только такой мастер речевой характеристики способен сказать читателю о героях лишь с помощью их же собственных слов, интонаций, не прибегая к какой-либо иной дополнительной характеристики.

Список использованной литературы

1. А. Н. Островский «Гроза». Москва «Московский рабочий»,1974.

2. Ю. В. Лебедев «Русская литература ХIХ века», часть 2. Просвещение», 2000.

3. И. Е. Каплин, М. Т. Пинаев «Русская литература». Москва «Просвещение», 1993.

4. Ю. Борев. Эстетика. Теория. Литература. Энциклопедический словарь терминов, 2003.

yamiki.ru

Характеристика речи Екатерины из повести «Гроза»

Речевая характеристика катерины в пьесе Островского «Гроза»

Рассмотрим речевую характеристику в описании характера и
нравов Катерины. Эпиграфом «Грозы» служит песня о трагичности добра и красоты:
чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его
существование. В песне предвосхищается судьба героини с ее человеческой
неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет? «), с
ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной,
деться? За кого мне ухватиться? «). В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы
я маленькая умерла, лучше бы было.. .летала бы с василька на василек по ветру, как
бабочка». В сознании Катерины оживают древние мифы славянской культуры. Надо
чувствовать свежесть внутреннего мира Катерины. В ней торжествует народное начало,
нравственная народная крестьянская культура. «Какая я была резвая! —
обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: — Я у вас завяла совсем».
Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире Диких и Кабановых.

Измена Катерины — это несомненно преступление, и Катерина понимает всю тяжесть своего
поступка, но она не может жить без нормальной, естественной любви, которую она
нашла в Борисе. И как оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: «Что ж, уж
все равно, уж душу я свою я ведь погубила».Источник покаяния героини
в чуткой ее совестливости. «Не то страшно, что
убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими
грехами». «Страх» всегда понимался русским народом как обостренное
нравственное самосознание. Катерина очень религиозная женщина.
Она слишком тяжело выносит духовные муки в этом ужасном обществе: насмешки и
издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви
Бориса. Катерина надеется, что. Бог простит ей ее грехи из-за мучений в этом обществе.
Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в
словах: «…И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда!
Нет, нет не пойду.. .Придешь к ним — они ходят, говорят, — а на что мне это?… » Островский
явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: «Так тихо, так хорошо.. .
А об жизни и думать не хочется.. .Опять жить? Нет, нет не надо.. .нехорошо… «.

Но когдаКатерина бросается в Волгу, она проявляет
себя как мужественная женщина. Ведь только мужественный человек может решиться на
такой страшный шаг. Своей смертью Катерина показывает всем обитателям «Темного
царства», что она не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет
мириться, не хочет обменять свою живую душу на жалкое прозябанье. Катерина протестует
против кабановских понятий о нравственности. В этом и состоит глубокая
трагедия Катерины, Но Кабанов только в самом финале этой страшной трагедии
ощущает в себе что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы… «

Уход Катерины русским народом воспринимается, как гибель чего-то светлого и прекрасного.
«А точно, ребяты, как живая!… » -говорит мужик, глядя на мертвую Катерину.

otvet.mail.ru

Характеристика имен и речи героев пьесы Островского «Гроза»

       Савел Прокофьевич Дикой

       Савел – «Испрошенный у Бога». Носители этого имени противоречивые и некоммуникабельные люди. Стремятся к прочному положению в обществе и материальной обеспеченности, также они властны и капризны. Прокофьевич – «преуспевающий», отстраненный, холодный мститель. Перед ним преклоняются и уважают. Дикой – изменчивый, темпераментный, непредсказуемый, но трудолюбивый. 

       Речь его грубая, в ней чувствуется невежество, нет никакого уважения к окружающим, чувствует себя барином, слова, пришедшие из другого языка произносит на свой манер, неправильно. 

       Борис Григорьевич Дикой 

       Борис – борющийся. Григорьевич – мужчины с таким отчеством спокойны, но с хитринкой, стараются не навязывать своей точки зрения. Он бодрый, неспящий. Дикой — упрямый, в какой-то степени дикий.

       В речи употребляет простонародны слова, но он образован, деликатен, не использует нецензурные слова.

       Марфа Игнатьевна Кабанова

       Марфа – «госпожа» уверенно владеет чувствами, рождает образ управительницы. Игнатьевна – импульсивные и своенравные женщины, сразу высказывают претензии к окружающим. Это точная характеристика Кабанихи, она всегда выражала свое недовольство Катерине. Кабанова — образовано от прозвища кабан. Такие люди властны, с бешенным нравом. 

       У нее грубая речь, в общении часто употребляет бранные слова, много повелительных предложений. Есть слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, они направлены исключительно к Феклуши. 

       Тихон Иваныч Кабанов

       Тихон – тихий, мягкий, спокойный, есть потребность в движении, человек себе на уме. Он внешне соглашался со своей матерью, когда находился дома, делал все так, как она хотела, но как выбрался из дома, то делал все то, что хотел: пил, развлекался, не работал. Иваныч – терпеливый, уравновешенный, вдумчивый и спокойный. Кабанов – упрямый

       Разговаривает вежливо, преданно и услужливо с матерью, льстит ей и во всем поддакивает. Когда нет матери речь вольная, развязная, может повысить голос, его речь простонародная. 

       Кабанова Катерина Петровна

       Кабанова -. Катерина – чистая, непорочная. Петровна – «камень», натура, стремящаяся ярко проявить себя. Речь Катерины простонародная, много фразеологизмов, сравнений и метафор, она поэтическая душа, у нее религиозная речь, использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

       Кабанова Варвара

       Варвара – иноземка, варварка, дикарка, жестокая. Обладает силой, она способна свернуть горы и уничтожить преграды. Так и есть, если она хочет уйти на свидание, она сделает все, и ключи от калитки найдет, и обманет всех. 

       Кулигин – фамилия произошла от прозвища Кулига. Так называли стаю птиц или ровное место. 

       Ваня Кудряш

       Ваня – «Милость Божья», самое распространенное мужское имя, он обладает внутренней силой. 

       Кудряш – происходит от прозвища кудряш, которое получил кудрявый человек, фамилия указывает на особенности внешности. 

       Шапкин — такое прозвище мог получить тот, кто шил шапки.

       Феклуша – «Божья слава», ее невозможно вывести из себя. Главное в жизни – уверенность в своих силах. 

       Глаша – стойкая, изящная, утонченная особа.

 


  • < Назад
  • Вперёд >

getsoch.ru

сравнительная характеристика речи Катерины и Кабанихи из Островского «Гроза»

Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична.

Основные источники языка Катерины — народное просторечие,
народная устная поэзия и церковно-житейская литература.
Глубокая связь её языка с народным просторечием:
«Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»;
«успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»;
«быть греху».
Образность ее языка проявляется в обилии сравнений.
При этом ее сравнения носят широкий распространённый,
народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует»,
«точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».
В речи Катерины часто звучат слова и обороты, мотивы и
отголоски народной поэзии.
Тоскуя о Борисе, Катерина в предпоследнем монологе
говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего?
Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».
В заключительном монологе Катерина говорит:
«В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо…
Солнышко ее греет, дождиком ее мочит … весной на ней
травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на
дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут:
желтенькие, красненькие, голубенькие…».
Здесь всё от народной поэзии: уменьшительно-
суффиксальная лексика, фразеологические обороты,
образы.
На язык Катерины большое влияние оказывала
церковно-житийная литература.
«У нас, — рассказывает она, — полон дом был странниц да
богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь
работу… а странницы станут рассказывать, где они были,
что видели, жития разные, либо стихи поют».
Катерина говорит свободно. Её речь льётся.
Так, её не чужды такие слова и обороты литературного языка,
как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это в одну
секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.
В первом монологе Катерина рассказывает о своих снах:
«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!
Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные,
и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет,
и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно,
а как на образах пишутся».
Эти сны навеяны, несомненно, и духовными стихами.

Островский раскрывает в речи Катерины не только
её страстную, нежно-поэтическую натуру,
но и волевую силу.

Кабаниха в своей речи пытается прикинуться доброй и
и ласковой, хотя именно речь обнаруживает
отрицательные черты ее характера.
Она очень дерзко и грубо разговаривает с людьми,
но в тоже время во время общения с ним хочет казаться
доброй, чуткой, искренней, а главное несчастной женщиной.
Есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
они направлены исключительно к Феклуше.
Властность Кабанихи сказы­вается не в ругательствах,
а в повелительном тоне ее речи.
(«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда,
сделай так, как я тебе приказывала»).
На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера
«благочестия» и старинной обря­довости, которую она
поддерживает в своем доме.
Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно
(Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же
делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»),
и лицемерно прибедняться
(Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные,
не должны с нас, дураков, и взыскивать»),
и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!»,
«В ноги кланяйся!»).
Кабаниха старается показать свою религиозность:
«Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!»,
«Только грех один!» — постоянно сопровождают ее речь.
Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго
соблюдает старинные обычаи.

В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит
пословицами, образными оборотами народной речи.

otvet.mail.ru

Характеристика Катерины в «Грозе», с цитатами

Катерина в «Грозе» Островского – это натура не податливая, не гнущаяся. В ней сильно развита личность, в ней много силы, энергии; ее богатая душа требует свободы, широты, – она не хочет тайком «воровать» у жизни радости. Она способна не согнуться, а сломаться. (См. также статью Образ Катерины в пьесе «Гроза» – кратко.)

 

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

 

Воспитание Катерина получила чисто национальное, выработанное еще древнерусской педагогикой Домостроя. Все детство и юность жила она взаперти, но атмосфера родительской любви смягчала эту жизнь, – к тому же и влияние религии препятствовало её душе зачерстветь в удушающем одиночестве. Напротив, – неволи она не чувствовала: «жила – ни об чем не тужила, точно птичка на воле!». Катерина ходила часто по церквам, слушала рассказы странниц и богомолок, слушала пенье духовных стихов, – жила беззаботно, окруженная любовью и лаской… И выросла она прекрасной, нежной девушкой, с тонкой душевной организацией, большой мечтательницей… Воспитанная на религиозный лад, она жила исключительно в кругу религиозных представлений; её богатая фантазия питалась только теми впечатлениями, которые почерпала из жизни святых, из легенд, апокрифов и тех настроений, которые переживала она во время богослужения…

 

«…до смерти я любила в церковь ходить! – вспоминала она впоследствии свою юность в разговоре с мужниной сестрой Варварой. – Точно, бывало, я в рай войду… И не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мною делается! А, знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет и в этом столбе ходит дым, точно облака. И вижу я, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели, – да где-нибудь, в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходить, – упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу!»

 

Из этого рассказа видно, что Катерина была не просто религиозным человеком, – она знала минуты религиозного «экстаза», – той восторженности, которой богаты были святые подвижники, и примеры которой найдем мы в изобилии в житиях святых… Как и они, Катерина зрела «видения» и чудесные сны.

 

«А какие мне сны снились Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные…И все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнут… И горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся!»

 

Из всех этих рассказов Катерины явствует, что она – не совсем обыкновенный человек… Её душа, сдавленная старинным строем жизни, ищет простора, не находит его вокруг себя и уносится «горе», к Богу… Много таких натур в старое время уходило в «подвижничество»…

 

 

Но иногда и в отношениях к родным прорывалась энергия её души, – она не шла «против людей», но, возмущенная, протестуя, она уходила тогда «от людей»…

 

«Такая уж я зародилась горячая! – рассказывает она Варваре. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..

Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

 

Из этих слов видно, что спокойная, мечтательная Катерина знает порывы, с которыми трудно справиться.

И вот, она попала в семью Кабановых. Много здесь увидела она того, что знакомо было ей в родном доме: и странницы те же, и разговоры о чудесах и угодниках те же, и строй жизни тот же, да только нет любви… Воспитанная в старых правилах, смирила Катерина себя, но порою прорывается в ней ее страстность – то свекрови возразит, когда следовало молчать, то мужу при всех на шею бросится, когда «приличие» требовало «поклониться в ноги».

К «богоданному» мужу, Тихону, привязалась она и по долгу жены, и как человек религиозный, и как женщина с богатой душой, силы которой не израсходованы, даже нетронуты. Недалекий, забитый, вяло отозвался Тихон на страстную привязанность молодой жены, – и не полюбила его она. Душевные силы её все еще не расходовались. Детей у Катерины не было, – и потому её потребность любви не могла найти себе исхода в «материнстве» – любви к детям. А божественные видения все реже и реже стали навещать ее, – в бессердечной, холодной атмосфере семейной жизни Кабановых погасал её религиозный пыл, тускнели идеальные образы святых. Жизнь, реальная жизнь вступала в свои права…

Увидела Катерина Бориса, племянника купца Дикόго, – и полюбила его всей силой своей души. По её понятиям, страшный грех совершила она этим: грех против Бога, который выбрал ей мужа, – грех против тех заветов старины, в которых она была воспитана. Ее честная натура не вынесла тяжести этого греха: обманывать мужа и людей она не могла, как Варвара, и прибегла к старинному средству каяться – «всенародно».

Островский удивительно глубоко заглянул в страдающую душу экспансивной Катерины… Сознание сделанного греха, мрачные речи безумной старухи о загробных муках, ожидающих грешников, и раскаты грома, и блеск молнии, уверенность в том, что разгневанный Бог поразит ее молнией, боязнь умереть без покаяния – вся страшная путаница понятий, в которых роль играет и голос совести, и стыд, и страх, и вера, в суеверие, – все это, вместе взятое, дает нам ясное понятие о том душевном потрясении, которым было вызвано и «всенародное покаяние» Катерины, и её самоубийство…

Подробнее — см. в статье Характеристика Катерины в «Грозе», с цитатами.

 

rushist.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о