картины, биография. Произведения Ильи Ефимовича Репина

   И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

   Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в Петербург, где собрался поступить в Академию художеств.

   Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был И. Н. Крамской, который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

   Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

   Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в Париж художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1877 года уже становится жителем Москвы.

   В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной «Запорожцы», завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

   1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.

   С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет, он представляет готовое полотно «Государственный совет». Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

   Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.

muzei-mira.com

Краткая биография Ильи Репина

Репин Илья Ефимович (1844—1930), художник.

Родился 5 августа 1844 г. в Чугуеве (ныне в Харьковской области) в семье военного поселенца.

Первые навыки в живописи приобрёл в школе военных топографов. В 1863 г. учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, в 1864—1871 гг. — в Академии художеств.

Под впечатлением путешествия по Волге Репин написал картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая сразу принесла ему известность. В 1873—1876 гг. на средства Академии он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.

В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. живописец достигает вершины мастерства. Вернувшись в Россию, он сначала поселился в родном Чугуеве, затем в Москве, а в 1882 г. переехал в Петербург.

В 1878 г. Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», 1879 г.; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883 гг.).

Позднее он обращается к теме революционной борьбы («Отказ от исповеди», 1879—1885 гг.; «Арест пропагандиста», 1880—1892 гг.; «Не ждали», 1884— 1888 гг.). Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В. В. Стасова (1873 г.), М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова (оба 1881 г.), Л. Н. Толстого (1887 г.). Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891 гг.).

В 90-х гг. Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX в. вернулся на прежние позиции.

В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора.

Среди его учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев.

С 1899 г. Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917г. оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, не одобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России (большинство из них хранятся в Третьяковской галерее).

Умер 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).

citaty.su

Краткая биография Репина Ильи Ефимовича

Имя великого художника Ильи Репина знакомо чуть ли не каждому. В его честь названо множество музеев, улиц и галерей. Отдельного внимания заслуживает краткая биография Репина. В ней наиболее четко и ярко описаны самые важные события в жизни великого мастера.

Детство и юность

Репин Илья Ефимович родился 5 августа 1844 года на территории современной Украины. Будущий художник появился на свет в небольшом городке Чугуеве на Харьковщине. Отцом Ильи Репина был военный поселенец.

Мальчик рано начал увлекаться искусством. Уже в возрасте тринадцати лет он занялся живописью. Наставником Репина был иконописец и портретист Иван Михайлович Бунаков, который тоже проживал в Чугуеве. Как позже признавался сам художник, учитель возымел колоссальное влияние на формирование его стиля. Репин неоднократно называл Бунакова самым лучшим из чугуевских мастеров. Илье Ефимовичу даже приписывают такие слова: «Иван Михайлович был поистине невероятным художником и занимал место в одном ряду с Гольбейном».

Уже с самого начала своей творческой деятельности Репин получает хорошие отзывы о творчестве. Его картины пользуются большой популярностью в его родной округе. Желая развиваться и дальше, молодой живописец принимает важное в жизни решение попытать счастья в Петербурге. В этом славном городе на Неве и имеет свое продолжение краткая биография Репина.

Учеба и признание

После переезда в Санкт-Петербург художник продолжает учиться в Рисовальной школе. Там судьба сводит мастера с Иваном Николаевичем Крамским. Впоследствии он становится учителем молодого Репина.

В 1863 году удача улыбается талантливому художнику, и Илья Ефимович поступает в Академию художеств. Там мастер показывает недюжинные творческие способности, чем завоевывает уважение коллег и наставников. Среди известных учителей Репина был и Рудольф Казимирович Жуковский.

Уже спустя недолгих шесть лет молодой художник получает свою первую награду, чем и значится краткая биография Репина. Это была Малая золотая медаль за написанную им картину «Иов и его друзья».

Поиски в творчестве

С 1870 года Репин отправляется на пароходе вниз по реке Волга. Время, отведенное для этого путешествия, художник использует с пользой для творчества. В поездке копилка мастера пополняется многочисленными зарисовками и эскизами. Позднее некоторые из них легли в основу одного из самых важных в творчестве мастера полотен – «Бурлаки на Волге». Этот холст писался целых три года и возымел огромное значение для тогдашней культурной и политической жизни. Стоит заметить, что его создание осуществлялось на заказ самого князя В. Александровича. Однако не только у него эта картина вызвала неподдельные эмоции. Критики хорошо отозвались о проделанной работе. Ведь картина просто поражает своей неподдельной искренностью, тщательной технической проработкой мельчайших деталей и трудоемкой прорисовкой всех действующих лиц.

В скором времени Репин получает следующую важную для него награду. В 1870 году художнику вручили Большую золотую медаль. На этот раз выбор критиков пал на большое полотно под названием «Воскрешение дочери Иаира». Эта работа стала знаковой для мастера, поскольку, помимо признания на Родине, он получил возможность попробовать свои силы в учебе и творчестве на просторах Европы. Его уже ждала солнечная Италия и Франция, куда и отправился Репин. Художник продолжает совершенствовать свои навыки.

Культурное наследие

Одной из наиболее ярких работ в творчестве Репина стала картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первые наброски мастер сделал в 1878 году. Трудился же над полотном Илья Ефимович в течение долгих десяти лет.

Стоит отметить, что, помимо творческой деятельности, Репин успешно занимался и педагогической. Так, с 1893 года он занял почетное место в Академии художеств. Позже мастер руководил мастерской. Вершиной его преподавательской деятельности стала должность ректора Академии.

Интересно, что художник был дважды женат. Со своей второй законной супругой мастер прожил в собственной усадьбе в Финляндии до конца своей жизни.

На этом краткая биография Репина заканчивается, однако каждый может найти для себя что-то новое в его творчестве.

fb.ru

Репин — это… Что такое Репин?

Илья Ефимович (1844, Чугуев, ныне Харьковской области – 1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области), русский художник, график, теоретик искусства. Родился в семье военного поселянина. Учился в школе топографов в Чугуеве, у местных живописцев. Начинал как иконописец. В 1863 г. приехал в Санкт-Петербург, поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где занимался под руководством И. Н. Крамского. Обучался в Петербургской академии художеств (1864—71). За программную картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871) получил Большую золотую медаль. Репин воплотил в этой картине всё лучшее, что давала АХ, – виртуозное владение рисунком, монументальную торжественность. Евангельский сюжет воссоздан жизненно и эмоционально. С 1878 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1894–1907 гг. преподавал в АХ.


И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 
Творческая программа Репина – «воскресить верно целую картину жизни с её смыслом, с живыми типами» воплотилась в картине «Бурлаки на Волге» (1870—73). Репин написал не выхваченную из жизни жанровую сцену, а уподобленное фреске монументальное полотно, повествующее о тяжёлой народной доле. Живя во Франции, Репин жадно впитывал художественные впечатления, восторгался импрессионистами. Работая над этюдами и портретами в Нормандии, в Вёле, он совершенствует технику живописи, легко решает сложные пленэрные задачи («Дорога на Монмартр в Париже», 1875; «Нищая», 1874). Картины Репина проникнуты влюблённостью в жизнь.

Вернувшись в Россию, он становится одним из блистательных русских пленэристов, работая среди художников Абрамцевского художественного кружка («На дерновой скамье», 1876). Художник стремится передать потоки солнечного света, которые растворяют контуры предметов («На меже», 1879).


И. Е. Репин. «Не ждали». 1884 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Лучшие картины Репина становились вехами русского общественного самосознания, показывали широкую панораму народной жизни во всей её глубине и разнообразии. Репин старался избегать всякой тенденциозности, он писал лишь то, что его волновало и восхищало. В картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880—83) по крестному пути в едином порыве движется словно сама Россия во всем её неповторимом своеобразии и трагической правде.


И. Е. Репин. «Стрекоза». 1884 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
На протяжении всей жизни Репин обращался к портретному жанру. Лучшие портреты он создавал очень быстро, всего за несколько сеансов (портреты П. А. Стрепетовой, 1882; М. П. Мусоргского, 1881). Для каждой модели художник находил характерную только для неё позу, поворот головы, положение рук, фон. Репин всегда шёл от неповторимой природы данного, конкретного человека. Позы его персонажей подчас случайны, но взгляд живых глаз поражает, завораживает (портреты Н. И. Пирогова, 1881; А. Ф. Писемского, 1880). Даже в больших заказных портретах Репин блестяще справлялся со сложнейшими портретными и пленэрными задачами («Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве», 1886). Масштабным групповым портретом можно назвать картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» (1903). На картине представлено более 80 человек. Портретные этюды для этого полотна – подлинные шедевры репинской кисти.


И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Чутко откликаясь на злободневные события, Репин написал несколько произведений на народническую, революционную тему. В «Аресте пропагандиста» (1880—89) звучит тема железной воли революционера-пропагандиста, его холодной отстранённости от окружающих. В «Не ждали» (1884) мирное течение семейной жизни нарушает человек, вернувшийся из ссылки. С помощью деталей обстановки, ярко очерченных характеров художник раскрывает сложное душевное состояние героев. Семейная драма показывается как часть драмы народа, всей страны.


И. Е. Репин. «Портрет композитора М. П. Мусоргского». 1881 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
В историческом жанре Репина влечёт прежде всего эмоциональная выразительность отдельных повествовательных эпизодов. Он предпочитает не эпическое повествование о драме народной жизни, а яркое, аффектированное изображение какой-либо ситуации. В гневном ожидании замерла в своей келье царевна Софья («Царевна Софья Алексеевна», 1879). Картину «Запорожцы пишут письмо турецком султану» (1878—91) называют энциклопедией смеха. Сюжет этой картины вобрал в себя и анекдот, и исторические предания; в ней Репин выразил дорогой его сердцу идеал народной жизни. Потрясла современников картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), поразительная по силе живописи и трагической экспрессии.


И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге». 1870—73 гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 
Репин признавался, что едва ли провёл хоть один день своей жизни без рисования. Один из любимых его приёмов в рисунке – легкая растушёвка пальцем поверх штриховки, подчёркивающая мягкость переходов светотени. Молниеносным росчерком он обозначает основные контуры фигуры; линия не только изображает границу предметов, но и подчёркивает тень и полутень, а потом вдруг словно тает на свету. В его портретных рисунках люди, как правило, захвачены в момент какого-то действия (портреты В. А. Серова, 1901; Элеоноры Дузе, 1891). Репин создал обширные графические циклы, изображающие обитателей Абрамцева, Л. Н. Толстого и членов его семьи в Ясной Поляне.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в посёлке Куоккала, в имении «Пенаты». Оторванный от родины после революции 1917 г., он страдал от одиночества, но продолжал ежедневно работать, активно откликаться на исторические события («17 октября 1905 года», 1922), создавать портреты приезжающих к нему друзей («Портрет Л. Н. Андреева», 1904). В конце жизни Репин вновь обращается к библейской тематике, решая картины в живописной манере, созвучной экспрессии М. А. Врубеля и Н. Н. Ге («Истязание Христа», 1883–1916).
Критик В. В. Стасов называл творчество Репина энциклопедией пореформенной России. Его искусство вобрало в себя всё самое типичное, самое характерное для русской живописи второй пол. 19 в. Обладатель яркого художественного темперамента, Репин стал одним из величайших реалистов мирового искусства. Его самые известные ученики – И. И. Бродский, Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

Илья Репин (24 июля 1844 — 29 сентября 1930). Некролог и биография

Годы жизни Ильи Репина:

родился 24 июля 1844, умер 29 сентября 1930

Эпитафия

«Репин, мы любим тебя,
Как любит Волгу Россия!»
Из стихотворения финского писателя Эйно Лейно

Биография

Величайший художник России, оставивший после себя огромное наследие работ, Илья Репин родился в маленьком украинском городке. Удивительные способности мальчика к рисованию были заметны с детства, и его отправили в обучение к местному живописцу. На первом этапе своего творчества Репин работал в сельских церквях, занимался иконописью. Затем он отправился в Петербург, где наставником молодого художника стал И. Крамской, и поступил в Академию художеств.

Несмотря на высшие отметки в учёбе, Репин не считал себя особенно талантливым. Он был уверен, что только тяжёлым трудом можно достичь мастерства. Превыше всего Репин ставил работу и ежедневно, помногу часов, рисовал. В работе Репин забывал обо всём; он до последних дней жизни не расставался с кистью.

За свой долгий и плодотворный творческий путь Репин создал огромное множество портретов, в том числе величайших своих современников — Менделеева, Пирогова, Толстого, Андреева, Листа, Мусоргского, Глинки. Но художник никогда не сосредотачивался на одной тематике. За это его даже упрекали: одну за другой Репин мог писать картины по мотивам былин, сцену из народной жизни, портрет светской барышни и сюжет из Евангелия. Но никто не мог спорить с тем, что каждый персонаж, каждое лицо на картинах Репина — это личность, яркая и характерная. Особенно это заметно в работах наиболее значительного периода в репинском творчестве, который начался в 1880-х гг. и длился лет десять.

Портрет И. Репина кисти его ученика, В. Серова


Репин не стремился к богатой жизни и отличался простыми привычками: любил спать на воздухе (иногда даже зимой — в спальном мешке), путешествовать, лично занимался раскопками археологического характера. Во время его знаменитых обедов по средам, на которые в «Пенаты» приезжали друзья художника, знаменитые писатели, художники, артисты, гостям подавали вегетарианскую еду из травы и сена. Средства Репина на его счетах в Госбанке были национализированы после революции, и художник, оставшись в Куоккале почти без гроша, не постеснялся завести огород и козу, за которыми ухаживал сам.

Смерть любимой от туберкулёза подкосила здоровье художника, которое и без того в силу возраста было уже не очень крепким. Илья Репин скончался от остановки сердца и был похоронен недалеко от «Пенатов», в месте, которое выбрал сам. На его похоронах присутствовали множество людей, включая официальных представителей финляндского правительства и финской академии художеств.

Во время Второй мировой войны «Пенаты» были стёрты с лица земли советскими войсками: в 1944 г. здесь располагался штаб финского командования. Дом был уничтожен, а могила Репина — утеряна. Сегодня место последнего упокоения художника определено условно. А вот дом был отреставрирован и наполнен оригинальными экспонатами, которые удалось вывезти в Ленинград перед войной.

Автопортрет И. Репина (1899 г.)

Линия жизни

24 июля 1844 г. Дата рождения Ильи Ефимовича Репина.
1857 г. Начало обучения в школе топографов и живописи у И. Бунакова. Создание самой ранней акварели.
1859 г. Работа в качестве иконописца в сельских церквях.
1863 г. Переезд в Петербург. Поступление в рисовальную школу Общества поощрения художников. Знакомство с И. Крамским.
1864 г. Поступление в Академию художеств.
1865 г. Получение звания свободного художника.
1869 г. Получение малой золотой медали за картину «Иов и его друзья».
1870 г. Первая поездка на Волгу, работа над этюдами.
1872 г. Женитьба на Вере Алексеевне Швецовой. Рождение дочери Веры.
1873 г. Создание по заказу великого князя Владимира Александровича картины «Бурлаки на Волге». Поездка в Италию и Францию на обучение.
1873-1876 гг. Жизнь во Франции.
1874 г. Рождение второй дочери, Надежды.
1876 г. Возвращение в Чугуев.
1877 г. Рождение сына Юрия.
1880 г. Поездка на Украину. Рождение дочери Татьяны.
1882 г. Переезд из Москвы в Петербург.
1883 г. Вторая поездка по Европе.
1885 г. Завершение двухлетней работы над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.».
1887 г. Развод с первой женой.
1891 г. Завершение более чем десятилетней работы над картиной «Ответ запорожцев».
1892 г. Персональная выставка в Историческом музее в Москве. Покупка имения в Здравнево.
1893 г. Репин становится действительным членом Петербургской Академии художеств.
1894-1907 гг. Преподавательская работа.
1898 г. Назначение ректором Академии художеств. Паломничество в Иерусалим.
1899 г. Неофициальная женитьба на Наталье Нордман, приобретение участка земли в Куоккале (будущие «Пенаты»).
1908 г. Выход в печать первых глав воспоминаний Репина «Далёкое близкое».
1911 г. Персональная выставка в отдельном павильоне на Всемирной выставке в Риме.
29 сентября 1930 г. Дата смерти Ильи Репина.
5 октября 1930 г. Отпевание Репина в Куоккаловской православной церкви и похороны неподалёку от неё, в «Пенатах».

Памятные места

1. Императорская Академия художеств в Петербурге (Университетская наб., 17), где учился Репин (ныне — институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина).
2. Саратов, в окрестностях которого Репин работал на Волге в 1870 г.
3. Дом № 8 по ул. Р. Люксембург (ранее — Никитинской улице) в Чугуеве, где Репин жил у родителей и где родился его сын. Ныне — Художественно-мемориальный музей И. Репина.
4. Дом № 15 по ул. Тимура Фрунзе (ранее — Тёплый переулок) в Москве, где Репин жил с 1877 г.
5. Дом № 135 по наб. канала Грибоедова (ранее — Екатеринского канала) в Петербурге (доходный дом К. Григорьева), где Репин жил в квартире № 1 с 1882 г. по 1887 г. и держал мастерскую с 1887 г. по 1895 г. Ныне — памятник истории федерального значения.
6. Дом № 1 по 4-й линии ВО в Петербурге, где в квартире № 12 Репин жил с 1895 г. по 1903 г.
7. Музей-усадьба Репина «Здравнёво» под Витебском.
8. Могила Ильи Репина рядом с его домом в «Пенатах» (ныне — пос. Репино, Приморское шоссе, д. 411), где художник жил с 1903 г. и до самой смерти.

Эпизоды жизни

На собственную свадьбу Репин пришёл в церковь прямо из студии, сунув в карман карандаш. По окончании церемонии он немедленно вернулся к работе.

Знаменитая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» категорически не понравилась императору Александру III, и в 1885 г. её запретили к показу. Таким образом она стала первой картиной в России, подвергшейся цензуре. А в 1913 г. лица на картине исполосовали ножом, после чего художнику пришлось перерисовывать их заново.

Репина считали замечательным преподавателем. В разное время он учил Б. Кустодиева, А. Остроумову-Лебедеву, В. Серова.

После революции Куоккала (ныне — Репино), где находились репинские «Пенаты», оказалась на территории Финляндии, но художник отказался переезжать в Россию. Он любил Финляндию и называл Хельсинки «кусочком Парижа».

В 1930-е гг., сразу после смерти художника, он стал настоящей культовой фигурой в России. Его творчество считали образцом социалистического реализма. Репин стал одним из немногих эмигрантов, на кого не возводили хулу советские власти.

Могила И. Репина в его усадьбе «Пенаты»

Заветы

«Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».

«Бoльшинcтвy людeй нyжнa жизнь мaтepиaльнaя, paдocти ocязaтeльныe, иcкyccтвa изящныe, дoбpoдeтeли пocильныe, зaбaвы вeceлыe. И вeликoдyшeн, милocтив твopeц — пocылaeт им и зaбaвы, и зaбaвникoв, и нayки, и иcкyccтвo».

«Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших».

«Нacтoящeмy xyдoжникy нeoбxoдимo кoлoccaльнoe paзвитиe, ecли oн coзнaeт cвoй дoлг — быть дocтoйным cвoeгo пpизвaния».

«Ещe в юнocти мы yчили, чтo тpи вeликиe идeи зaлoжeны в дyшy чeлoвeкa: иcтинa, дoбpo и кpacoтa. Я дyмaю, идeи эти paвнocильны пo cвoeмy мoгyщecтвy и влиянию нa людeй».


Картины Ильи Репина

Соболезнования

«Умер большой русский человек, но сейчас трудно осознать эту потерю во всем ее объеме…Картины Репина будут ярко и с изумительным красноречием говорить о тех же чаяниях, о тех же порывах, а его портреты явятся подлинной нашей галереей предков, в которой каждый предок будет нам если не всегда мил и почтенен, то все же близок и понятен».
Александр Бенуа, художник, историк искусства

«В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, …спросите его сразу, врасплох: «Кто знаменитейший из русских художников?», ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. … Он — воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это — Русский Художник, с двух заглавных букв».
Абрам Эфрос, руский и советский искусствовед

«Репин не был бы русским гением, если бы даже в изображении наиболее патетических чувств не оставался предельно простым, ненапыщенным, чуждым всякой позе и фразе».
Корней Чуковский, писатель и друг Репина

«…если вспомнить о его феноменальной, всегда изумляющей скромности, о его страсти к работе, о его спартанской суровости к себе, к своему дарованию, о его влюбленности в искусство, о демократичности его быта, его мыслей и чувств, станет ясно, что это был не только гениальный художник, но и человек гениальный, не только мастер замечательной живописи, но и мастер замечательной жизни».
Корней Чуковский, писатель и друг Репина

Ссылки

Страница Ильи Репина в «Википедии»
Книга Корнея Чуковского «Илья Репин» в электронной библиотеке «Литмир»
Книга воспоминаний И. Репина «Далёкое близкое» на сайте LiveLib
Сайт, посвящённый Илье Репину

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Репин Илья Ефимович

Репин Илья Ефимович — выдающийся русский художник-жанрист, мастер исторической и портретной живописи.

В 1844 году 24 июля (5 августа) в семье одного из военных поселенцев города Чугуева по фамилии Репин родился мальчик Илья.

Учиться грамоте и арифметике будущий художник начинал в школе, которую завела его мать. Затем Репин продолжил учебу в местном корпусе топографов (1854 — 1857), где получил первые навыки художественного ремесла. Параллельно Илья Ефимович брал уроки живописи у чугуевского иконописца Бунакова.

Пятнадцати лет юноша стал самостоятельным мастером. Репин писал религиозные картины, участвовал в церковных росписях.

В 1863 году Илья Ефимович решился отправиться в Петербург. Здесь он некоторое время обучался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где преподавал Крамской И. Н., который оказал значительное влияние на творчество Репина. Затем начинающий художник стал вольнослушателем Академии художеств. Программная картина «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» заслужила высшую оценку, и Илья Репин был зачислен студентом академии.

В 1871 году конкурсная картина Репина на сюжет из Евангелия «Воскрешение дочери Иаира» была оценена Академией Большой золотой медалью. Илья Ефимович получил право на пенсионерскую шестилетнюю поездку за границу, где он закончил свое художественное образование.

В 1873 году Репин закончил картину «Бурлаки на Волге», которая принесла художнику известность не только внутри страны, но и за границей, где произведение экспонировалось на выставках.

1876 год ознаменовался возвращением Ильи Ефимовича на родину. В следующее десятилетие живопись Репина достигло своего наивысшего подъема. Картины: «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878-1891), «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1881-1883), «Не ждали» (1884), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), и др. принесли художнику заслуженную славу.

Репин был крупнейшим мастером портретной живописи. Портреты А. Ф. Писемского М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова, А. Г. Рубинштейна (все 1881), П. А. Стрепетовой, А. И. Дельвига (оба 1882) являются выдающимися произведениями этого жанра.

Художник плодотворно занимался педагогической деятельностью. В период с 1894 по 1907 год в качестве профессора руководил мастерской Академии художеств (1898 — 1899 годы. — ректор), действительным членом которой являлся с 1893 года. Среди его учеников были такие известные мастера как Кустодиев, Грабарь, Малявин, Остроумова-Лебедева, давал частные уроки В. Серову.

Репин Илья Ефимович стоял у истоков создания Абрамцевского кружка, был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников» (вышел из состава объединения ( 1890) ввиду определенных разногласий), поддерживал близость с «Миром искусства».

Последние 30 лет своей жизни художник провел в местечке Куоккала (ныне Репино) в имении своей второй жены «Пенаты», где скончался 29 сентября 1930 года.

Творчество Репина охватывало разнообразный круг тем. Многогранный талант Ильи Ефимовича снискал ему славу одного из самых известных мастеров русской живописи.

Детские образы в творчестве Репина.

Картины Ильи Ефимовича Репина

Портрет В. В. Стасова, 1883

Портрет Н. И. Пирогова, 1881

Портрет А.Г. Рубинштейна, 1881

Портрет актрисы Стрепетовой, 1882

Портрет А. И. Дельвига, 1882

Портрет Т. А. Мамонтовой, 1882

Запорожцы,
1880 — 1891

Бурлаки на Волге,
1870–1873

Крестный ход в Курской губернии, 1880 – 1883

Отказ от исповеди перед казнью, 1879 — 1885

Не ждали, 1884–1888

Арест пропагандиста, 1880 — 1889

webstarco.narod.ru

Репин, Юрий Ильич — Википедия

Юрий Ильич Репин
Георгiй Ильичъ Рѣпинъ

Портрет Ю. И. Репина работы В. С. Сварога, (1915), Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»
Имя при рождении Георгий Ильич Репин
Дата рождения 29 марта (10 апреля) 1877(1877-04-10)
Место рождения город Чугуев, Харьковская губерния, Российская империя
Дата смерти 9 августа 1954(1954-08-09) (77 лет)
Место смерти Хельсинки, Республика Финляндия
Подданство Российская империя Российская империя
Гражданство Финляндия (с 1939 года)[1]
Жанр

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *