Скажите какую роль играет существительное в предложении и премеры

§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение – «предмет».
К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

постоянные – нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
изменяемые – число, падеж.
3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы.
В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

– Cергей! — зовёт меня мама со двора.
(Сергей – обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.
(К сожалению – вводное слово)

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья — одушевлённое, собственное, ж. р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж — это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные – собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т. е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные
Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» — собственные
Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель
К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т. п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т. п.

§4. Одушевлённость — неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не «живые».

Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех
Для морфологии важно, что

во множественном числе у одушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)
У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов раз

otvet.mail.ru

Роль имени существительного в предложении

Сорока Ольга Александровна

КГУ «ОСШ № 56» учитель начальных классов

Тема. Роль имени существительного в предложении

Цели урока:

Обучающие:

— развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи.

Развивающие:

— формировать умение правильно использовать имя существительное как синтаксическую единицу, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к русскому языку, толерантность, чувство взаимопомощи, патриотизм.

Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, компьютерная презентация.

Оргмомент.

Учащиеся сидят группами, по 5-6 человек в каждой.

Тип урока: интегрированный

Технология обучения: элементы интерактивной и информационно- коммуникативной технологий, элементы развивающего обучения, элементы межпредметной интеграции, элементы личностно-ориентированной технологии, КСО.

Ход урока:

Речь учителя.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого оно плохое, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.

— Сегодня у нас необычный урок. Вместе с изучением роли имени существительного в предложении мы обобщим знания из познания мира. Повторяя правила синтаксиса, закрепляя ваше умение синтаксического разбора, будем беседовать о нашем родном государстве Казахстане, о символах РК, знаменательных датах и событиях.

— Давайте оформим тетради и приступим к работе (число, классная работа).

Повторение изученного по познанию мира:

— Как называется наше государство?

— Какой большой праздник отмечало наше государство 16 декабря?

— 16 декабря весь наш народ отмечает праздник «День независимости». (Слайд №1) Независимость – это когда страна сама решает все свои вопросы. Вопросы трудные – политического, экономического, социального характеров. Независимость Республики подтверждается тем фактом, что Казахстан сегодня идет своим путем. 16 декабря 1991 года был провозглашен этот праздник.

— В стране происходят добрые перемены, вселяющие радость и надежду. Обретя независимость, наш народ избрал своего президента – Назарбаева Нурсултана Абишевича (Слайд №2).

Была принята новая Конституция, Казахстан признали более ста стран мира. Казахский язык обрел статус государственного.

На каллиграфическую минутку.

Над Казахстаном орел молодой
Стал символом счастья, свободы.
Раскинул он крылья над нашей страной
И дружбой сплотил он народы.

— Как и все государства, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. День рождения государственной символики – 4 июня 1992 года. (Слайд № 3)

Вот уже 20 лет национальной независимости Казахстана сопутствуют государственные символы. Это Государственный Герб Республики Казахстан, Государственный Флаг Республики Казахстан, Государственный Гимн Республики Казахстан (рассказы подготовленные учащимися о государственных символах).

1 ученик: (Слайд № 4) Герб Казахстана имеет форму круга. В мире совершенной формой считается шар. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент очень ценится у кочевников. Центральным элементом является шанырак, который олицетворяет собой очаг, целостность мира и является символом первоосновы государства — семьи. Шанырак с входящими в него лучами олицетворяет объединение многих народов. Важная часть герба — два мифологических коня, т.к. вся жизнь кочевников связана с конем. Кони как бы оберегают шанырак с двух сторон. Пятиконечная звезда использована как символ счастья, мира, знака вечности. Звезды наравне с луной и солнцем считались священными. Поэтому на нашем Гербе золотая звезда является символом высоких помыслов и зовущей за собой мечты, слово «Казахстан» вычерченное на Гербе, сложилось в результате длительного развития казахской нации. Колосья обозначают богатство Родины.

2 ученик: (Слайд № 5) Флаг Республики Казахстан голубого цвета, что символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие. Золотое солнце с лучами —символизирует богатство и покой, лучи- дружбу всех народов, проживающих в стране. Парящий степной орел символизирует щедрость и зоркость, высоту помыслов.

3 ученик: (Слайд № 6) Государственный Гимн Республики Казахстан это произведение, вобравшее в себя всю глубину народного богатства, его историю, мечты, чаяния, цели и стремления. В жизни любого государства гимн играет большую роль. Он сплачивает граждан страны. Им открываются официальные встречи руководителей государств. Гимн исполняют на торжественных праздниках, военных парадах, спортивных соревнованиях. Слушают Гимн стоя, показывая уважение к главной песне своей страны.

Каллиграфическая минутка.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Давайте подготовим ваши пальчики к работе, поднимите правую руку и повторяйте за мной:

Этот пальчик (большой) – дедушка,

Этот пальчик (указательный) – бабушка

Этот пальчик (средний) – папа,

Этот пальчик (безымянный) – мама,

Этот пальчик (мизинец) – я,

Вот и вся моя семья. (потрясти руками).

— На доске записано слово символы.

— Прочитайте это слово, закройте глаза и произнесите его вслух.

— Давайте закроем глаза и попробуем прописать слово «символы» в воздухе.

— Давайте посмотрим, как звучит это слово в предложении.

— На доске: Приняли новые государственные символы. (Выделить главные члены предложения)

— Что такое грамматическая основа? (главные члены предложения )

— Назовите главные члены предложения?

— Назовите второстепенные члены предложения?

— Какую большую тему мы изучаем? (имя существительное)

— Что такое имя существительное? (имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что? )

Как членом предложения чаще всего является имя существительное? (имя существительное чаще всего в предложении является подлежащим)

— Каким еще членом предложения может быть имя существительное? (дополнением)

Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

(Имя существительное)

—Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи.

Послушайте стихотворение А.А. Фета и ответьте, в чём его необычность?

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пышность розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря, заря!..

Афанасий Фет.

(Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно)

Вот какая замечательная и интересная часть речи – имя существительное. Буквально каждое наше второе сказанное слово – существительное. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их.

— Ребята, посмотрите внимательно, если в этом стихотворение глаголы?

— Можно сказать, что это стихотворение «безглагольное»?

— Какой пейзаж мы с вами представляем, когда слышим это стихотворение?

(Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта.)

— Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи.

О, Казахстан, как ты велик!
Люблю тебя за твой могучий лик:
За степи, горы, реки и моря,
За то, что ты – Родина моя!


На слайде № 7 записано два предложения.

Народ избрал.

Народ избрал своего президента

Посмотрите на эти два предложения и скажите, чем они отличаются друг от друга?

— Предложения, которые состоят только из грамматической основы, называются нераспространенными. А предложения, в которых есть второстепенные члены, называются распространенными.

— Давайте прочитаем правило в учебнике, откройте учебники на стр. 129.

— Какие предложения называются нераспространенными? Какие предложения называются распространенными?

Задание по группам: слайд №

1 группа: ВЫПИСАТЬ НЕРАСПРОСТРАННЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

2 группа: ВЫПИСАТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Запись предложения: Слайд № 8

Мой Казахстан! Ты – Родина моя!
Твоих степей бескрайние просторы
Душой и сердцем я люблю.
Люблю твои серебряные горы.
Я верю, что наступит новый век,
Пройдут года серьезных испытаний.
Придет на смену новый человек.

И принесет он много новых знаний.

— Запишите и подчеркните все имена существительные, которые есть в этом стихотворении.

— Назовите грамматическую основу этого предложения (пройдут года)

— Давайте подчеркнем грамматическую основу. Какой частью речи выражено подлежащее? Какой частью речи выражено сказуемое?

Вопрос на сообразительность:

— Почему в предложении слово испытаний является дополнением, ведь оно, как и слово года, тоже является существительным? Значит, и оно может быть подлежащим. Опровергните мой ответ или согласитесь.

(Не может слово испытаний быть подлежащим, потому что оно, отвечает на вопрос чего?, а подлежащее отвечает на вопросы Именительного падежа кто?, что? )

— На какие два вида делятся члены предложения? (Главные Второстепенные)

— Назовите их. (подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство определение)

— На какие вопросы отвечает подлежащие? Кто? Что? (Вопросы именительного падежа) Кто такой предмет? Что такое предмет?

— На какие вопросы отвечает сказуемое?

— На какие вопросы отвечает обстоятельство

Где?

Куда?

Откуда?

Как подчёркивается? __________ _ _ _ _ _

— На какие вопросы отвечает дополнение?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?

(Вопросы косвенных падежей )

— Какую синтаксическую роль выполняет имя существительное в нашем предложении? (подлежащее и дополнение)

— Значит, имя существительное может быть и подлежащим и дополнением.

— Давайте прочитаем правило на стр. 130

— Чтобы закрепить вопросы косвенных падежей, давайте с вами просклоняем слово человек.

— Ребята, а кто знает, сколько человек проживает в Казахстане?

— Современный Казахстан – стремительно развивающееся государство. В Казахстане единой семьей живет 15 миллионов человек, представителей более ста национальностей и народностей. На казахском, русском, уйгурском, немецком, корейском, татарском языках издаются книги и газеты, работают национальные театры, эстрадные ансамбли, передаются национальные программы радио и телевидения. Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: Мы — народ Казахстана. И в этом Казахстан — уникальное государство, с многообразием культур и религий.

1 чтец: Дружба народов не просто слова.

Дружба народов навеки жива,

Дружба народов — счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

2 чтец: Дружба народов — бескрайний простор,

Мир и согласие, девичий хор,

Звонкая песня его, молодого,

Сад винограда возле дома родного.

На заключительный этап урока

О, Казахстан, страна моя,
Совсем иным ты стал при нас,
Что ты когда-то жил страдая,
Нам трудно верится сейчас.

Что значит независимое государство?

Слайд № 9

— 16 декабря 1991 года является Днём Независимости РК. Давайте проследим, какие события происходили со дня приобретения статуса независимости.

В 1 декабря 1991 года впервые в истории прошли всенародные выборы первого президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев.

Слайд № 10

2 октября 1991 года впервые в космос устремился сын казахского народа Т. Аубакиров. Своим полётом он возвестил на всю планету, обретённую Казахстаном свободу и независимость.

Слайд № 11

В 1993 году была выпущена национальная валюта тенге.

Слайд № 12

30 августа 1995 года –принята новая Конституция Республики Казахстан

Слайд № 13

30 сентября 1996 года — Казахстан подписал Договор о запрете ядерных испытаний в г. Семипалатинске

Игра «Составь пословицу» Слайд № 14

— Как вы понимаете пословицу: «Тот герой, кто за Родину горой»?

— Казахстан – наше Отечество, наша Родина. Что значит Отечество? А почему мы его называем Родиной?

— Сейчас вам предстоит составить пословицы про Родину из слов, которые вы видите на доске. На доске написано только начало, вам нужно вспомнить продолжение. Каждая команда составляет по две пословице. Какая команда справится быстрее

Одна у человека мать —…(одна и Родина)
Тот герой…(кто за Родину горой)
Для Родины своей…(сил не жалей)
Не будь сыном отца…(а будь сыном народа).

Итог урока:

— Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, чтобы вспомнить все, о чем мы с вами говорили на уроке. Каждой команде я буду по очереди задавать вопросы, если одна команда не знает ответа на вопрос, то вопрос переходит к следующей команде.

  1. Какой город является главным городом Казахстана? (Астана)

  2. Почему? (Это столица.)

  3. Что такое имя существительное?

  4. Какую синтаксическую имя существительное выполняет в предложении?

  5. Когда отмечается День Независимости Республики Казахстан?

  6. Какие государственные символы есть у Казахстана?

  7. Назовите главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

  8. Назовите второстепенные члены предложения? Что такое дополнение?

  9. Что мы можем сделать для процветания нашей республики, нашего государства?

  10. Когда была принята национальная валюта тенге?

Домашнее задание. Слайд № 16

Стр. 129, 130 выучить правило

Стр. 130 упр. № 293

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Роль имен существительных в предложении «

Тема «Роль имен существительных в предложении.

Какую тему вы начали изучать?

Что такое имя существительное?

Что обозначают имена существительные и на какие вопросы они отвечают?

Назовите постоянные признаки имён существительных.

Назовите непостоянные признаки имён существительных.

Мы начали изучать тему “Имя существительное”.

Это часть речи.

Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?

Одушевлённые, неодушевлённые, род.

Число.

3

Языковая разминка.

Письмо под диктовку

Друг познаётся в беде.

Что необычного в этом предложении?

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Проверка.

Какие орфограммы здесь встретились? Подчеркните их.

Какое задание можно предложить?

Обозначьте части речи.

Сколько существительных в этом предложении?

Каким членом предложения является существительное друг?

А существительное в беде?

Значит, какой вывод можно сделать?

А какова роль имён существительных в предложении?

1ученик у доски пишет на закрытой стороне.

Это пословица.

Друг – парная согласная на конце слова, познаётся – приставка по-, ь не пишется, беде – безударная гласная в корне слова. Проверочное — беды.

Выделить грамматическую основу.

Главным.

Второстепенным.

Имена существительные в предложении могут быть как главными членами, так и второстепенными.

Существительные поясняют то, о ком? или о чём? говорится в предложении или распространяют предложение.

Лена вышивала салфетку. Саша ходил в магазин за хлебом.

4

Проблемные вопросы

Вот мы повторили, то что знаем об имени существительном. А чего мы с вами ещё не знаем?

Тема эта продолжается и сегодня на уроке мы должны найти ответ на следующие вопросы.

  1. Что такое лексика?

  2. Слова, которые пишутся одинаково и имеют похожие значения называются …?

  3. Какие бывают словари?

  4. Слова одной части речи, которые пишутся по разному, но имеют общее значение называются …?

  5. Слова, которые имеют противоположные значения называются …?

 

5

Закрепление знаний и формирование новых

Из чего состоит речь?

А из чего состоят предложения?

Все слова, которые есть в языке образуют его словарный состав, то есть ЛЕКСИКУ.

ЛЕКСИКА – это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Ребята, а что нужно делать чтобы обогатить свою речь?

Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему?

— Полезное ли это дело – чтение словарей?

Из предложений.

Предложения состоят из слов.

Необходимо читать книги.

6

Работа с учебником.

Упр.149., стр. 73. устно

— Чтение задания текста.

Вывод.

Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

Упр.150,151 письменно

(Нужно узнать значение этого слова, обратиться к словарю.)

Филология – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Толковым словарём.

Выполняют с коментированием

Домашнее задание

Вывод. Слова, которые пишутся одинаково, имеют не одно, а несколько значений, причём эти значения между собой сходны, называются многозначными.

Приведите примеры многозначных слов.

Ребята, я вам скажу больше, а если слова одной и той же части речи одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.

Например: ключ, коса, лук.

Подробнее об этих словах вы узнаете в 5 классе.

Поиграем в игру “Определи слово”.

Баранка, морж, дворники,колокольчики.

Вывод. Какие слова мы называем многозначными?

Пояснить.

Итак, в каком словаре можно найти многозначные слова?

А какие ещё словари вы знаете?

В толковом словаре.

Учащиеся перечисляют словари

7

Физкультминутка.

 

8

Работа с учебником и документ-камерой

Ребята, отгадайте о каком словаре сейчас пойдёт речь?

Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной выразительной.

Что такое синонимы?

Упр.151., стр.74.

Прочитайте задание?

Посмотрите на слова и предложите задание.

Задание. Из данного списка выпиши имена существительные, близкие по значению словам.

Кому не понятно задание поднимите руку. А кто уверен, что справится сам?

Метель, распорядок, отметка, лентяй, дом, черта.

Здание, азбука, оценка,пламя, вьюга, режим, линия, лодырь.

Словарь синонимов.

Слова одной части речи, которые имеют общее значение, но могут отличаться лексическими оттенками.

Выполнение заданий учебника.

Метель – вьюга, распорядок – режим, отметка – оценка, лентяй – лодырь, дом – здание, черта – линия, азбука – алфавит, пламя — огонь.

Какие слова «лишние»? Почему?

Самопроверка. Разберите по составу пару слов отметка – оценка.

Вывод. Какие слова называются синонимами?

Зачем в речи нужны слова синонимы?

Они делают речь красивее , чтобы правильно писать сочинения и изложения.

А сейчас о каком словаре пойдёт речь?

Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению.

Приведите примеры слов антонимов, но слова эти должны быть именами существительными.

Молодцы!

Словарь антонимов.

День –ночь, лето – зима, пол – потолок.

Ученье – неученье.

Свет – тьма.

Начало – конец.

Горе – радость

Задание. Выпишите антонимы парами.

Ученье свет, а неученье тьма.

Какого начало, таков и конец.

Не узнавши горя, не узнаешь и радости.

Взаимопроверка.

У кого четыре пары – плюс.
Три пары – полуплюс вверх.
Две пары – полуплюс вниз.
У кого одна пара – минус.

Вывод. Какие слова называются антонимами?

Разные по звучанию слова с противоположным значением.

10

Итог

Давайте подведём итог нашей работы и вернёмся к проблемным вопросам поставленным в начале урока.

  1. Что такое лексика?

  2. Слова, которые пишутся одинаково и имеют похожие значения называются …?

  3. Какие бывают словари?

  4. Слова одной части речи, которые пишутся по разному, но имеют общее значение называются …?

  5. Слова, которые имеют противоположные значения называются …?

Над какой частью речи работаем?

А зачем вам нужно знать значения многозначных слов, синонимов, антонимов, а теперь ещё и омонимов?

Итак сегодня мы говорили о роли имён существительных в предложении и речи, многозначных словах, синонимах, антонимах.

Проверка. Выставление отметок за урок.

Чтобы наша речь была красивая, чтобы пополнялся словарный запас, чтобы правильно выполнять олимпиадные и конкурсные задания.

infourok.ru

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны

Здравствуйте, ребята! 

 

Сегодня на уроке мы будем учиться сопоставлять и отличать имя существительное в роли дополнения и в роли определения, конструировать словосочетания с существительными в роли определений.

 

 

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

 

Задание 1.

 

Прочитайте предложения. Составьте в тетради их схемы. Предложения списывать не нужно.

 

1) Прилетают пернатые гости Севера: красавцы снегири, нарядные свиристели.

2) Ягоды, грибы, орехи – всё это есть в лесу.

3) Учение и труд рядом живут.

4) В лесах растут различные кустарники: и малина, и шиповник, и орешник.

5) Коля, Вася и Саша –  эти ребята рано утром отправились за грибами.

 

Задание 2. 

 

Блиц-опрос «Кто хочет стать миллионером?»

 

 

Вспомните!

 

В предложении имена существительные могут быть любым членом предложения — главным или второстепенным.

 

 

Как вы думаете, каким ещё членом предложения может быть имя существительное?

 

 

 

Запомните!

 

Имя существительное в предложении может быть определением.

 

 

Алгоритм

Разграничение имён существительных в роли дополнения и в роли определения.

 

1) Найти имя существительное.

2) Установить его связь с другими словами в предложении.

3) Если есть связь с именем существительным, попробовать заменить синонимичным сочетанием прил. + сущ. и определить значение (предмета или признака).

4) Если замена возможна и есть значение признака, существительное в роли определения.

5) Если замена невозможна и есть значение предмета, существительное в роли дополнения.

 

Запишите в лингвистическую тетрадь (раздел «Синтаксис»).

 

Задание 3.

 

Преобразуйте словосочетания так, чтобы в роли определения было имя существительное. 

 

 

Стальная труба —

малиновое варенье —

стеклянная трубка —

апельсиновый джем — 

 

Приведите 1–2 аналогичных примера.

 

Задание 4.

 

Выполните в тетради упражнение 449.

 

Рефлексия.

 

1. Дополните зарифмованное правило А.И. Косоговского «Определение» полученными на уроке сведениями (можно прозой, можно стихами):

 

Определение

 

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и Какой – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты…

 

2. В тетради на полях рядом с выполненными заданиями нарисуйте карандашом смайлик.

 

 

 

 

gvozdikova.ucoz.ru

Роль имени существительного в предложении

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок русского языка 4 «В» класс Учитель: Каримова Надежда Сабыровна

2 слайд Описание слайда:

Двадцать первое ноября. Классная работа

3 слайд Описание слайда:

Подлежащее Дополнение Обстоятельство ТЕМА: «Роль имени существительного в предложении»

4 слайд Описание слайда:

Прочитайте, найдите имена существительные, определите падеж . Чистый источник вытекал из расщелины горы. 2. Учёные открыли новые источники минеральной воды. 3. В источнике холодная вода.

5 слайд Описание слайда:

Прочитайте правило. Имя существительное в предложении может быть как главным членом предложения (подлежащим), так и второстепенным членом предложения (дополнением, реже – обстоятельством). Подлежащее отвечает на вопрос КТО? ЧТО? Дополнение и обстоятельство отвечают на вопросы косвенных падежей. Если к существительному можно задать вопросы ОТКУДА? КУДА? ГДЕ? — это обстоятельство. Дополнение подчеркивается __ __ __, обстоятельство __ . ___ . __

6 слайд Описание слайда:

ФИЗМИНУТКА

7 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Стр.75 упр.200 правило стр.74

8 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-475088

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Тема » Роль существительного в предложении»

Тема Роль существительного в предложении.

Цель : способствовать формированию представлений о синтаксической роли имён существительных.

Ожидаемые результаты:

А: Ученики знают роль имени существительного в речи; синтаксическую роль имени существительного в предложении;

Б: Ученики могут определять синтаксическую роль имени существительного в предложении;

С: Ученики умеют различать имена существительные, выполняющие разную синтаксическую роль в предложении; самостоятельно составлять предложения по заданной схеме и схему по предложению; аргументировать и делать выводы;

Ход урока.

1 . УЧИТЕЛЬ:

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

ДЕТИ:

Начинается урок.

1.2 «Шкатулка пожеланий»

Передать шкатулку по кругу и при этом пожелать удачи своему товарищу..

1.3 Начинаем наш урок

Он пойдет вам в впрок

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать

Всем работать отвечать.

ученики

Казахстан, ты — Родина моя!

Здесь люди все как одна семья.

Казахстан, ты могуч и высок,

Пусть струится твой водный исток!

Казахстан, ты красив и богат,

Твоим достижениям каждый здесь рад!

Казахстан – ты Родина-мать,

Мы будем беречь тебя и защищать!

Казахстан, как красива твоя природа

И в горах ископаемых очень много,

По реке-Иртышу плывут корабли,

И нефть добывают с зари до зари.

В твоём поднебесье Орёл парит,

И с солнца лучом душа говорит.

С народами всеми мы мирно живём

И песни о жизни и счастье поём.

Как символ достатка всем твой Байтерек!

Пусть будет здесь счастлив любой Человек!

— Сегодня не просто урок русского языка, а урок –путешествие по городам казахстана. Каждый город приготовил нам свои задания. Готовы в путь?

Ребята сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.

1.Внимательно прочитайте задания.

2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

3.Работайте дружно.

4.Уважайте мнение товарищей.

1 остановка – начало пути г.Сатпаев.(ролик)

Ученик.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Будь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей

Давайте вспомним их, друзья!

Задание .

— Откройте конверт. Расставьте слова так, чтобы получилась пословица.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

Человек без Родины, что соловей без леса

Если не нашел счастье на Родине, не обретешь и на чужбине

— Дайте объяснение пословицам.

— Что значит для вас Родина?

-какой частью речи оно является?

-какую роль оно играет?

-Назовите тему и цель нашего урока .( Роль существительного в предложении).

А для того чтоб узнать в какой город мы с вами отправимся дальше, нам нужно выполнить

Упражнение «Карусель» * дано лексическое толкование слов:

— переход через реку — ….?

— дикий лесной зверь, любит мед — …?

— знак вычитания — … ?

— подземная железная дорога — …?

— диван, стул, кровать – одним словом — …?

— явление природы в зимнее время года с ветром и снегом — …?

Вопрос учителя:

— Как вы думаете, написание всех слов с какой буквы ? Итак, следующая остановка в городе кокчетав. Кокчетав нам предлагает запомнить и добавить в корзину словарных слов , новое слово на букву М.

Словарное слово : МОГУЧИЙ

Могучий — Мощный, сильный, могущественный, крепкий. ( составить по одному словосочетанию со словом МОГУЧИЙ)

Могучий город. Могучая страна. Могучая армия. Могучая столица.

Некогда в тридевятом царстве,

В дружном школьном государстве

Жил-был славный мудрый царь,

Справедливый государь.

Долго он страною правил,

Всех он учиться заставил.

И однажды захотел

Подвести итог всех дел.

И во все страны концы

Были посланы гонцы:

Разузнать и доложить:

Хорошо ли в той стране жить.

Прибежал один гонец.

Что я видел, царь-отец!

Много знаний в царстве есть,

И чудес на нем не счесть.

Русский дети обожают,

С интересом изучают!

Тут вбежал другой ганец.

Батюшка, наш царь-отец!

Подтвердить бы это рад,

Да беда пришла в наш град.

Ученик объявился,

Он учиться разленился.

Ваней мальчика зовут.

Что с ним делать, не поймут.

Царь подумал и сказал…

Будем Ване помогать.

Продолжаем наш путь. Город…………

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар,окно,природа.

Изменяюсь по числам,по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я …(существительное).

Задание. Составить кластер на тему «Существительное»

-Молодцы! Вы справились с заданием.

-Устали? Пора отдохнуть. Город-физминутка.

Продолжаем нашу работу. Город-…………… Чтоб узнать в какой город мы с вами приехали, для этого нужно выполнить задание.

Что за путаница слов?

Перепутано все вновь!

Предлагаю срочно вам

Все расставить по местам.

Перед вами текст, в нем пропущены слова, предлагаю вам вставить существительные и определить каким членом предложения они являются.

Алматы — самый большой _______________ Казахстана, расположенный на юго-востоке Республики Казахстан, в предгорьях Заилийского Алатау. Город Алматы всегда считался ____________, окруженным великолепными Тянь-Шанскими елями. Много ______ подряд снежные вершины могущественного Зайлийского Алатау, взмывающие к небу, создают впечатление величественной _________. Жители и гости южной столицы могут посетить 5 стадионов, ипподром, высокогорный _______ Медео расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря.

Город, городом-садом, веков, охраны, каток

Здесь было установлено более ста мировых ___________. Живописные ______ являются визитной карточкой Алматы. Вы сможете насладиться их видом поднявшись по канатной ___________ на высшую __________ города Кок-Тобе («голубая гора»), находящуюся на высоте 1,130 метров над уровнем моря. От Чимбулака дорога ведет к снежным ____________, популярным среди альпинистов и горных восходителей.

Рекордов, горы, дороге, точку, вершинам

В удивительном горном ущелье Бутаковка расположен восхитительный _______________ высотой 1860 метров. Это идеальное место для того, чтобы окунуться в неизведанный заповедный ______________ разнообразия флоры и фауны.Через Большое Алматинское озеро пролегает самый короткий _________ к песчаному побережью озера Иссык-куль, которое находится в Киргизии.Стремительные горные течения, свежесть городских фонтанов, великолепие площадей производят незабываемое впечатление на __________ южной столицы – Алматы.

Водопад, мир, путь, гостей

Молодцы. каким членом они являются? Что вы знаете о дополнении, обстоятельстве?

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедления

Тут же отыщутся дополнения.

Обстоятельство

На вопросы: Где? Когда?

Как? Откуда? И куда?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.

Семь вопросов – просто чудо!

Их запомнить просто так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? И Как?

О каком городе шла речь? Предлагаю вам просмотреть видеоролик о городе Алматы

-Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы приехали в нашу столицу Астану. какое событие проходило в летом в Астане? С чем оно связано?

Астана предлагает нам задание.

Стихотворение.( читает ученик)

Не сразу всё устроилось,

Текст не сразу строился

Сначала возникли звуки,

Потом появились слова.

Мы свяжем слова по смыслу,

Добавим побольше мысли.

Превратим наше творение

В предложения,

А затем в текст.

Выполнение Задания №3 Прием «Пазлы» (Дан текст, разрезан на части)

Собрать пазлы, найти и выписать из выделенных предложений существительные в роли подлежащего.

Казахстан – страна процветания.

Астана – город мечты.

ЭКСПО 2017 – выставка технологий

Стихотворение о ЭКСПО

Энергия будущего всем нам нужна,

Для нас и для всех поколений.

Чтоб развивалась наша страна,

И не прошли даром ученых стремления.

Проведение EXPO в нашей стране,

Событие важное, громкое.

Энергию в ветре, в солнце, в воде,

Должны использовать строго мы.

От форума этого зависит немало,

И энергия, и экология.

Похоже, время такое настало,

Что меняться надобно опытом.

Долг молодежи нашей и детей,

Приумножить знания предков.

Чтоб цвет наших полей и степей,

Оставалось зеленых оттенков!

Рефлексия.

— Сегодня, ребята, мы провели урок в необычной форме. О том, понравился вам этот урок или нет, вы поясните.

— Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Спасибо вам, ребята, за работу.

intolimp.org

Тема:Роль имени существительного в предложении

Русский язык

Тема:Роль имени существительного в предложении

Цель: Ознакомить учащихся с ролью существительного в предложении

Задачи:

1.Формировать умения находить существительные в предложении, определять падеж и склонения имени существительного

2.Развивать орфографическое письмо, память, мышление, комментированное письмо

3.Воспитание вежливости

Учебник/литература: учебник русского языка, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.ШведовойМ.2005г

Оборудование: малые опорные схемы, сигнальные карточки(гласные буквы)

Методы: частично-поисковый ,наглядный, репродуктивный, словесный

Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, по уровням

Ход урока:

I.Орг.момент. Психологический настрой

II.Проверка домашнего задания

Прочитайте какие существительные нашли в Т.п?(небесами, городами, садами, плодами)

Как вы определить падеж?(по окончанию, по вопросу, по предлогу)

III.Проверка знаний

Что вы знаете об этом звуке?

1)Минутка чистописания ВВВВВ вввв Вв ва во ви ве

Вежливый

2.Работа в группах Мини –сочинение. Как вы понимаете вежливый человек?

Индивидуальная работа со словарем

Задание: Найти в словаре слово вежливый и объяснить своими словами , что оно означает.

К какой части речи относится это слово? прилагательному

Образуйте от этого слова существительное? Вежливость

Что вы можете сказать об это существительном? Ж.р,3скл,ед.ч

3.Словарная работа

Какие вы знаете вежливые слова? До свидания, здравствуйте, добрый день, добрый вечер, спасибо .Произнесите эти слова на родном языке. Звучат они по-разному а означает одно и тоже. Вежливый человек всегда их использует в речи.

Запись слов по опорной схеме:

Здравствуйте

До свидания

Спасибо

Пожалуйста

Составьте с этими словами предложения(устно)

IV.Сообщение темы и задач урока

Роль имени существительного в предложении

V.Новая тема

Запись предложения: Осенние листья с красивых деревьев осыпают наш балкон.

Задание: Найти главные члены предложения.

Определить, чем является существительное в предложении.

Чем является существительные в предложении? (подлежащим ,второстепенным членом предложения)

В каком падеже стоит подлежащее? И.п

А в каком падеже стоят второстепенные члены предложения? Р.п,В.п

Работа по учебнику. Чтение правила.

VI.Проверка понимания

В предложении существительное каким членом является?

Чем является подлежащее?

Физминутка

Если встретились фея Вежливость и фея Грубость. Какие слова они выбрали? Опорные схемы

Наглость Уважительность Доброта

Оскорбление Улыбчивость Обида

Предупредительность Огорчение

Прочитайте добрые слова.

Вежливость всегда живет рядом с добротой. Дарите добрые слова своим близким ,родным, знакомым. Добрые слова не разделимы с добрыми поступками.

VII.Закрепление

1.Работа по учебнику .Учащиеся выполняют работу по уровням.

Первая группа(слабые работают с учителем)упр507

Задание:

Подбери для каждого предложения подходящие по смыслу подлежащее ,используя слова для справок. И определи падеж имен существительных ,которые являются подлежащим .Два предложения у доски и два самостоятельно.

Вторая группа .Выполняют упр 510 (самостоятельно)Вставь пропущенные подлежащее.

И определи падеж имен существительных ,которые являются подлежащим .Просклоняй слово вежливость

Работа с сигнальными карточками.

Задание: Вставь окончание существительных в нужном падеже. Определи падеж и окончание.

О доброт..

Без уважени…

С улыбк….

Без обид….

3.Самостоятельная работа

Задание: записать в два столбика имена существительные .В первый с окончанием и.

Во второй с окончанием е

И е

По цепи к землянике

Для батюшки на дубе

От злости на воле

От хитрости к старухе

4 Письмо стихотворения по парам

Вежливость

Добрая,смелая,

Идет,летит,плывет

Вежливость добрая смелая идет летит плывет

доброта

VIII.Итог урока

Что вы нового узнали? Чем занимались? Что понравилось?

Что узнали о вежливости?

IX.Домашнее задание

1группа .Вспомнить и записать правила поведения в школе и дома.

2 группа .Написать сочинение «Хорошие манеры»

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *