1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Устройство общества интересовало людей во все времена. На протяжении многих веков ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.
Современные ученые утверждают, что общество представляет собой целостную, естественно функционирующую и развивающуюся систему. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из частей, совокупность. Итак, система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу.
Общество как социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер и переходят из поколения в поколение. 1
Признаками общества как системы являются:
- Целостность — способность обеспечивать единство всех своих элементов.
- Социальность — взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности.
- Устойчивость — сохранение достигнутого состояния.
- Автономность и самодостаточность — создание необходимых условий для развития и удовлетворения потребностей без влияния извне.
- Способность к саморегуляции — через систему правил, требований, прав и обязанностей общество регулирует собственную внутреннюю жизнь. 2
В данном случае общество можно сравнить с гигантским организмом, и как живой организм имеет сердце, руки, ноги, мозг, нервную систему, так и в обществе существуют определенные механизмы воздействия на окружающую среду — свой центр управления многообразными процессами и средства связи. И подобно тому, как в живом организме функционируют различные системы жизнеобеспечения, так и в обществе каждый его «орган» выполняет только ему свойственную функцию. Наконец, как в организме можно выделить несколько взаимосвязанных уровней его жизнедеятельности, в зависимости от значения каждого из них для всего организма (нервная система, системы кровообращения и пищеварения, обмена веществ и т. д.), так и в обществе можно вычленить конкретные уровни (в научной литературе чаще — «сферы») его жизнедеятельности — экономический, социальный, политический и духовный. 3
У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы — материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй — науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества.
Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.
- Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь — взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.
- Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.
- Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.
- Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.
Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.
Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, — массовой культуре. С ее продуктами — рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. — знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX — XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере — переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем — появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной — стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.
Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К. Марксу. Как вы уже знаете, согласно созданному им учению, изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».
Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей).
Поэтому большинство исследователей сегодня считают, что при рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества — людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» капиталистической экономики. 4
oege.in.nn.ru
Что такое Сфера общественной жизни.. . определение термину нужно ( общество) ПОМОГИТЕ..
Понятие общества. Сферы общественной жизни. Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны. В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема» . Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре: 1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения) ; 2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом) ; 3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование) ; 4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры) . Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество» , в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
Сфера общественной жизни — часть общества, предел которого определяется влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества: -Экономическая сфера -Социальная сфера -Политическая сфера -Духовная сфера
да, это то что нужно!!!! всем спасибо
установи соответсвующие между данными примерами и сферами общественной жизни. при меры 1. выборы глав государства 2. съезд правящей партии 3 . церковное богослужения 4 предоставления кредита сфера оющественной жизни а 0 духъовнаяч б . политическая в . экономиченская
Общественная сфера деятельности подразумевает мир комуникаций, в принципе в котором мы находимся
Общество жизни.
touch.otvet.mail.ru
3. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
Общество — это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.
Экономическая, или материально-производственная сфера — это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.
Социальная сфера — это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными слоями и т. п.), их ролью в жизни общества.
Политическая, или политико-правовая сфера — это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.
Духовная сфера — это область, общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.
Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.
Во взаимосвязях между сферами общественной жизни выделяют причинно-следственные и функциональные связи. С точки зрения марксизма, главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что все сферы образуют иерархическую структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности. Марксисты четко указывают на зависимость всех сфер от экономической сферы и их обусловленность экономической сферой, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. При этом марксисты подчеркивают, что экономическая сфера является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других сфер общественной жизни. Они не отрицают обратного воздействия, других сфер на экономику.
Предпочтение функциональным связям отдается прежде всего в англо-американской социологии. Главный упор делается на то, что каждая сфера может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Например, функцию адаптации обеспечивает экономическая сфера, функцию целедостижения — политическая сфера и т. П
24.Политическая организация общества. Государство, его важнейшие признаки, исторические типы и формы. Гражданское общество и правовое государство
На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие
представители человечества пытались создать модель идеального общественного
устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.
Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами
совершенствования государства, возвышения роли права и закона.
Античные мыслители не разделяли «Общество» и «Государство». Так,
например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом
политического управления. При этом государство (публичная власть)
доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной
деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.
Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего
существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское
общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «…закон
есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом,
одинаково для всех…»[1]. Отождествление гражданского общества с
государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем
развития экономических и социально-политических отношений (примитивные
формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений,
огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной
структуры).
Отделение государства от общества и превращение его и общества в
относительно самостоятельные феномены произошло только в результате
буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений
как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество,
освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных
самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В наше время оно
играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье —
сословность.
В результате развития общественных отношений трансформировались и
взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н.
Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже
мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь
прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных
на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал,
что «абсолютная монархия … несовместима с гражданским обществом и,
следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления»[2].
Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из
монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать
и оберегать другие.
Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие
идеи:
а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать
за созданное;
б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты
являются побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть
необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения
человеческого достоинства.
Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант,
перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития
на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества
величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является
достижение всеобщего правового гражданского общества[3].
В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных
примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским
обществом и государством. К гражданскому обществу он относил:
а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими
индивидами;
б) естественное и общее право;
в) человека.
Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его
мнению:
а) из системы государственных институтов;
studfiles.net
что такое политическая сфера общества? экономическая сфера общества? социальная сфера общества? духовная сфера общества?
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — одна из основных сфер общества (на ряду с экономической, политической, социальной) , включающая в себя развитие и взаимодействие науки, нравственности, искусства, религии, других форм общественного сознания, соответствующие организации и специфическую деятельность людей. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — одна из основных сфер общества (наряду с экономической, социальной и духовной) , включающая в себя государство, политику, право, взаимосвязь и взаимозависимость между ними, отношения людей по поводу власти. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — одна из основных сфер общества (наряду с социальной, политической и духовной) . Э. с. о. включает в себя все виды материального производства и отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления продуктов труда. Э. с. о. является определяющей по отношению к другим сферам общества. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической и духовной) , охватывающая интересы классов и социальных групп наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга.
сформулировать сходства и различия идеологии коммунизма и капитализма в политической, экономической, социальной и духовной сферах общества
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — одна из основных сфер общества (на ряду с экономической, политической, социальной) , включающая в себя развитие и взаимодействие науки, нравственности, искусства, религии, других форм общественного сознания, соответствующие организации и специфическую деятельность людей. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — одна из основных сфер общества (наряду с экономической, социальной и духовной) , включающая в себя государство, политику, право, взаимосвязь и взаимозависимость между ними, отношения людей по поводу власти. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — одна из основных сфер общества (наряду с социальной, политической и духовной) . Э. с. о. включает в себя все виды материального производства и отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления продуктов труда. Э. с. о. является определяющей по отношению к другим сферам общества. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА — одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической и духовной) , охватывающая интересы классов и социальных групп наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга.
touch.otvet.mail.ru
Сферы жизни общества и их взаимосвязь
Сферы жизни общества — в обществе выделяются четыре сфе- ры, тесно взаимосвязанные между собой. В каждой из них существуют свои социальные институты и для каждой характерны осо- бые складывающиеся типы взаимоотношений между действую- щими субъектами.
Экономическая сфера — включает в себя область производственных отношений (производство, обмен, распределение продуктов), которые во многом определяют способ взаимодействия людей не только в этой, а также и в других общественных сферах и являются показателем уровня развития промышленности, сель- ского хозяйства.
Социальная сфера — включает взаимоотношения, способы взаимодействия людей, определяемые их национальной принадлежностью, социальным статусом, семейным положением. К этой сфере можно отнести учреждения выполняющие функцию медицинского обслуживания, воспитания, организации досуга.
Политическая сфера — включает государственные, правовые, законодательные структуры власти, а также особенности и правила отношений и взаимодействий их с обычными людьми.
Духовная сфера — связана с функционированием и развитием областей образования, науки, искусства, религии в обществе.
Социальные нормы — возникают в обществе в процессе его развития, зависят от складывающихся способов и характера отношений среди людей, манеры поведения. Социальные нормы предписывают человеку обязанность правил поведения, которые будут одобряться обществом. Правила поведения могут выражать- ся в форме разрешения, дозволения определенных действий или, наоборот, могут иметь форму запрета на возможное совершение поступков. Многие из социальных норм складывались на протяжении веков — обычаи, традиции. Одними из самых важных для общества являются моральные и правовые нормы.
Семья — минимальная ячейка общества. Члены семьи связаны кровным родством или браком. Первоначальное воспитание, жизненные воззрения и ценности ребенок выносит из семьи, ко- торая и в дальнейшем остается для него основным источником поддержки и помощи.
Моногамная семья — включает двух супругов — одного мужчину и одну женщину. Подобные браки приняты во многих странах.
xn—-7sbfhivhrke5c.xn--p1ai
Введение 2. Сферы жизни общества
ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА
В чём мнения Лёши и Саши противоречат друг другу?
Леша сказал, что человек не может жить в обществе и быть свободным от общества.
Саша сказал, что общество ему не нужно.
Какой вопрос может возникнуть на основе это го противоречия? Об суди разные варианты (авторский – с. 201).
Зачем человеку общество?
ВСПОМНИМ ТО, ЧТО ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Чем первобытное общество отличается от цивилизованного?
Как развивалось общество с течением времени?
Общество развивалось по направлению от простого к более сложному. Сначала люди собирались в небольшие группы, для того, чтобы выжить. У каждого члена группы было свое определенное занятие (собирательство, изготовление орудий труда, охота). Первой формой существования людей как общности была родовая община. Постепенно люди объединялись в племена. Тут появлялись первые признаки разделения людей – вождь, воины. Со временем люди перешли от присваивающего хозяйства к производству (земледелие, скотоводство). Постепенно усложнялась структура общества. Появлялись города, государства, политические институты. Общественные отношения усложнялись.
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Сферы человеческих отношений.
Внимательно прочитай название этого текста и предположи, о чём он сможет тебе рассказать.
Может рассказать о разных сторонах взаимоотношения людей в обществе и способы осуществления этих взаимоотношений.
Как ты по ни маешь, что означает слово «сфера»?
Сфера – область деятельности человека, пределы распространения чего-либо (экономическая сфера, политическая сфера, культурная сфера и др.)
Проверь свои предположения, прочитав текст. Сделай вывод по проблеме урока.
Текст пункта описывает сферы взаимодействия людей – экономика, политика, культура, социальные отношения.
Выводы: люди, живущие в обществе связаны между собой различными видами отношений. Благодаря этому взаимодействию общество развивается.
2. Сфера, в которой работают.
Прочитай текст и ответь на вопросы.
О какой сфере жизни общества идёт речь?
Экономическая сфера
Бывают ли в этой сфере противоречия и что заставляет людей решать их?
Бывают. Решать противоречия людей заставляет стремление получить желаемое и добиться результата: Тася хотела поехать на Байкал, но родители не смогли ей помочь. Поэтому, чтобы оплатить поездку, она решила пойти работать.
Сделай вывод по проблеме урока.
Для решения вопросов в экономической сфере человек должен в первую очередь полагаться на себя. Все обязанности по уходу за младшими берут на себя взрослые. Однако повзрослев, мы можем взять часть экономических обязанностей на себя для удовлетворения своих потребностей
3. Сфера, в которой общаются.
Какая сфера жизни общества представлена в этом тексте?
Социальная сфера
Сделай вывод по проблеме урока.
В разных группа у человека есть определенная модель поведения и взаимоотношения между людьми. Мы учимся, дружим, у нас есть семьи. Также в обществе у человека есть определенные обязанности, которые он должен выполнять (в данном случае ходить в школу). Не выполнение этих обязанностей влечет за собой наказание.
4. Сфера, в которой командуют и подчиняются.
О какой сфере жизни общества идёт речь в этом тексте?
Политическая сфера
Зачем она нужна, если люди обычно не довольны, когда ими командуют?
Одна нужна, для того, чтобы заботиться об обществе в целом, а не ради личной выгоды.
Сделай вывод по проблеме урока.
Принимая важное решение в роли лидера, необходимо учитывать интересы всех людей. Нужно стараться сделать так, чтобы удобно было всем.
5. Сфера, в которой познают мир.
Заполни таблицу, используя слова и словосочетания из предложенного списка: литературное произведение; религия; правила поведения; научные исследования; живопись; научные теории; музыка; воспитание; школа; театральная постановка; этикет; словарь.
Как можно назвать данную сферу жизни общества?
Духовная сфера.
Насколько она важна для человека? Свою позицию подтверди двумя-тремя аргументами.
Духовная сфера способствует развитию человека и общества в целом. Он устанавливает и регулирует поведение человека в обществе (нравственные ценности: уважение к старшим, не убивай, не воруй и др). А через познание способствует улучшению качества жизни общества (изобретение антибиотиков и других лекарств.)
Сделай вывод по проблеме урока.
Разные элементы духовной культуры способствую развитию общества. Мы ходим в школы, для того чтобы в будущем освоить профессию и работать на благо общества. Духовная сфера регулирует отношения между людьми, является своеобразным двигателем экономического, политического, социального и духовного развития.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Выполняем учебные задания.
1. Вспомни из курса истории, какие общества ты уже изучил, и заполни в тетради таблицу.
Согласен ли ты с утверждением французского писателя Альфонса Алле (1854–1905): «Чем бессодержательнее жизнь, тем она тяжелее»? При веди 2–3 аргумента в защиту своей позиции.
Согласен, потому что стремление обладать только формой (например деньги) не говорит о то, что форма заполнена (человек, который стремится получить больше денег). За стремлением обладать лучшим можно потерять время и прожить пустую жизнь, потому что каждый раз будет хотеться большего, чем есть сейчас. Наиболее счастливые люди – это не те, которые имеют все лучшее, но те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют.
Решаем жизненные задачи.
Нелёгкий выбор
Ситуация. Прочитай ещё раз текст «Сфера, в которой общаются» и представь себя на месте «спорщика» Саши.
Роль. Настоящий товарищ в компании и одновременно ребёнок, любящий своих родителей.
Результат. Формулировка твоей позиции, доведись тебе оказаться на месте «спорщика» Саши. Приведи 2–3 аргумента в её защиту.
Позиция: я прогуливать школу и обманывать родителей не буду.
Аргументы:
1. подзаработать на мойке машин можно в выходной день;
2. для того, чтобы в будущем иметь хорошую работу и постоянный доход я должен учится.
Осуществляем проекты.
Вспомни правила работы над проектом (см. с. 7).
1. Подготовь эссе на тему «Что объединяет меня в рамках одного общества с мальчишкой, живущим в городе на другом краю нашей большой страны?».
С мальчишкой, живущим в городе на другом краю нашей планеты, меня объединяет то, что мы живем в обществе и выполняем одинаковые социальные роли. Он также, как и я ходит в школу, он чей-то сын, внук, сосед. У этого мальчика есть друзья. Он является членом разных групп в обществе. Мы любим ходить в кино и есть мороженое. Также мы помогаем нашим родителям и выполняем возложенные на нас обязанности.
2. Выполни макет «Сферы жизни общества». Возьми за основу схему на с. 11 учебника, перенеси её на лист большого формата (А3–А4) без предложенных рисунков. Наполни схему своими рисунками, фотографиями, вырезками из газет или журналов. Можешь придумать своё название получившемуся макету.
Сферы жизни общества
(для примера)
Хозяйство общества
resheba.me