Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
· Нельзя использовать данный приём проверки безударных гласных в сочетаниях РА, ЛА, так они свойственны старославянским корням. В русском языке им соответствуют ОРО,ОЛО: врата – ворота, глава-голова, сократить – короткий и др. Это нужно помнить.
· Нельзя проверять гласную О в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида: затопить – затапливать, раздвоить – раздваивать, опоздать – опаздывать.
Необходимо проверять эту орфограмму подбором однокоренного слова: тОпка, двОе, пОздний.
· Нельзя для проверки безударных гласных
-ИВА-, -ЫВА-: смотреть – высмАтривать, молчать – умАлчивать, бросать – выбрАсывать. Правильная проверка: смОтр, мОлча, брОсить.
· Будьте внимательны с иноязычными словами. В них проверяемые морфемы могут иметь разное происхождение. Поэтому данные слова нужно запоминать, а НЕ проверять ударением: аккомпанемент- аккомпанировать, абонемент -абонировать.
· Правильно подбирайте проверочные слова к омонимам (словам, которые имеют разное значение):
частота- чАстый
чистота- чИстый
посидеть – сИдя
поседеть – сЕд
поласкать – лАска
полоскать – полОщет .
poznaemvmeste.ru
Слова с безударной гласной «е» в корне слова
Чтобы решить орфографическую задачу в слове, нужно выполнить правильные действия, или, как говорят, применить правило. Действия, или правила, надо знать. Сегодня на уроке вы узнаете правила проверки слов с безударными гласными в корне.
Прочитаем текст.
Два моря.
– Я тоже море? – спросила морская капля у моря.
– Конечно, — ответило море. – Просто ты ещё маленькая.
(В. Хмельницкий)
Найдём однокоренные слова.
Море, у моря – это формы одного слова, они различаются окончанием.
Мόре, морскáя – это однокоренные слова с корнем мор-.
М [ό] ре, м [а] рскáя
В слове море в корне ударный гласный о, в слове морская в корне безударный гласный а.
В русском языке гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко, а в безударных слогах – нет.
В однокоренных словах буква гласного в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.
Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.
Мяч, край, поле, двор, стол.
Эти существительные стоят в единственном числе. В корнях слов нет орфограммы, так как буква гласного под ударением.
Изменим слова по числам:
мяч – м_чи
крáй – кр_я
пόле – п_ля
двόр – дв_ры
стόл – ст_лы
В этих словах есть орфограмма. Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму.
Мяч – мячи, край – края, поле – поля, двор – дворы, стол – столы.
Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.
Корни: мяч-, край-, кра-, пол-, двор-, стол-.
Итак, чтобы проверить безударный гласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам, чтобы безударный звук стал ударным.
Проверяем безударный гласный в именах существительных:
Узнаем буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова.
… – тр_вá
… – з_рнό
… – скв_рéц
Трáвушка – травá (пишем букву а в корне трав-),
зёрнышко – зернό (пишем букву е в корне зёрн-зерн-),
сквόрушка – скворéц (пишем букву о в корне сквор-).
Узнали суффиксы -ушк-, -ышк- с уменьшительно-ласкательным значением?
Откроем ещё один способ изменения существительных.
Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.), чтобы безударный звук стал ударным.
С в_дрόм – …
По ч_сáм – …
В стр_нé – …
На сп_нé – …
С в_дрόм – (что?) ведрό (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. вёдра, букву е можно проверять буквой ё, корень ведр-вёдр-.
По ч_сáм – (что?) чáс, пишем букву а в корне час-.
В стр_нé – (что?) странá(это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. стрáны, пишем букву а в корне стран-.
На сп_нé – (что?) спинá (это не проверочное слово, так как в корне безударный гласный), мн.ч. спѝны, пишем букву и в корне спин-.
Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.
Узнать буквы безударных гласных в корнях имён существительных можно так.
1. Подобрать однокоренное слово (назвать предмет ласково).
2. Изменить проверяемое слово
1. по числам (ед.ч. – мн. ч.)
2. по команде вопроса кто? или что? (в ед. или мн. ч.)
Объясняем значение слова с помощью однокоренного:
Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.
пов_р
м_слёнка
гр_знуля
к_нюшня
д_ждливый
ш_рстяной
кл_новый
л_сной
Кто такой пόв_р? – Это человек, который вáрит. Пишем букву а в корне вар-.
Гр_знýля – тот, кто грязный. Пишем букву я в корне гряз-.
Что такое м_слёнка? – Это посуда для мáсла. Пишем букву а в корне масл-.
К_нюшня – помещение, в котором живут кόни. Пишем букву о в корне кон-.
Д_ждлѝвый – в этот день идёт дόждь. Пишем букву о в корне дожд-.
Ш_рстянόй – сделанный из шéрсти. Пишем букву е в корне шерст-.
Кл_нόвый – принадлежит клёну. Пишем букву е в корне клен-.
Букву е можно проверять буквой ё.
Л_снόй – относится к лéсу. Пишем букву е в корне лес-.
Проверяем безударный гласный в глаголах:
Как узнавать буквы корня в глаголах?
Можно тоже объяснить значение слова с помощью однокоренного.
пос_нел
по_снить
ор_бел
зв_нит
тр_щать
св_стеть
Пос_нéл – стал сѝним. Пишем букву и в корне син-.
По_снѝть – сделать ясным. Пишем букву я в корне ясн-.
Ор_бéл – стал рόбким. Пишем букву о в корне роб-.
Зв_нѝт – что? звόн, пишем букву о в корне звон-.
Тр_щáть – что? трéск, пишем букву е в корне трещ – треск-.
Св_стéть – что? свѝст, пишем букву и в корне свист-.
Изменяем глаголы по командам вопросов
Прочитаем стихотворение.
Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло зав_зал,
Чтоб в мороз не зам_рзал.
А жираф ск_зал: «См_три!»
Ещё нужны мне тридцать три.
Чтобы узнать буквы гласных в корнях, изменим слова по командам вопросов что делает? что сделает?
Завяжет – завязáл, пишем букву я в корне вяж-вяз-.
Замёрзнет – замерзáл, букву е можно проверять буквой ё, корень мерз-мёрз-.
Скáжет – сказáл, пишем букву а в корне скаж-сказ-.
Смόтрит – смотрѝ, пишем букву о в корне смотр-.
Узнать буквы в корнях глаголов можно так.
1. Объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?
2. Изменить слово по командам вопросов, например что делает? что сделает?
Знакома ли тебе такая проверка?
Л_жѝт, л_жáнка – лёжа (в корне леж-лёж- буква е)
Ст_ял, ст_янка – стόя (в корне сто- буква о)
С_дéли, с_дéнье – сѝдя (в корне сид- буква и)
М_лчѝм, м_лчýн – мόлча (в корне молч- буква о)
Гл_жý, гл_дѝм – глядя (в корне гляж-гляд- буква я)
Букву безударного гласного подчёркивай одной чертой, а букву ударного гласного – двумя чертами, выделяй, если можешь, корни.
Наблюдаем над словами, которые звучат одинаково:
В русском языке есть слова, которые звучат одинаково. Послушайте текст.
На столе стояла чашка с топлёным молоком. Котёнку очень захотелось слизать с него пеночку. Только прыгнул Пушок на стол – вошла хозяйка. Пришлось шалунишке слезать со стола, так и не полакомившись.
[с л’ и з а т’] пеночку [с л’ и з а т’] со стола Определим написание слов, которые звучат одинаково.
Надо объяснить значение выражений так, чтобы появилось проверочное слово, и безударный гласный стал ударным.
Слизáть пеночку – лѝжет, буква безударного гласного и в корне лиж-лиз-.
Слезáть со стола – лéзет, буква е в корне лез-.
Ещё пример:
[з а п’ и в а т’] лекарство [з а п’ и в а т’] песню
Запивáть лекарство – пѝть, буква и в корне пи-.
Запевáть песню – пéть, буква е в корне пе-.
Безударные гласные, непроверяемые ударением:
Безударные гласные в корне могут и не проверяться ударением.
В_сенние обл_ка – как к_рабли под белыми п_русами. Надует их вет_р, и попл_вут они… (По Г. Скребицкому)
Написание слов облака, корабли, ветер надо смотреть в орфографическом словаре. Облака – буква безударного гласного а, корабли – буква безударного гласного о, ветер – буква безударного гласного е.
Проверим остальные слова.
Весéнние – что? вёсны, пишем букву е в корне весен-вёсн-.
Парусáми – что? пáрус, пишем букву а в корне парус-.
Поплывýт – что делать? плыть, пишем букву ы в корне плы-.
Заключение:
Теперь вы знаете правило: как решать одну из главных орфографических задач в корне. Чтобы правильно написать букву безударного гласного, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.
вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Безударные гласные. Орфограмма — ошибкоопасное место в слове. Это место в слове, в котором есть 2 и больше вариантов написания. Например: объявление или объевление или объивление?
Орфограмма требует проверки. Проверка требует применения правила.
Безударная гласная в корне.
Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
НАДО УЧИТЬ ПРАВИЛА ПРОВЕРКИ ОРФОГРАММ.
Мы сейчас работаем с орфограммами в корне. Умение видеть корень — это необходимость.
Безударные гласные в корне —а — о, и — е — я — это орфограмма.
Если в корне гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно поставь под ударение.
При подборе проверочного слова надо быть внимательным: это слово должно быть родственным и на эту гласную должно падать ударение.
Помнить! Корни в родственных словах — ОДИНАКОВЫЕ.
Способы проверки:
1)Подобрать родственное слово с ударным в корне. или 2)Изменить форму слова так, чтобы на гласную падало ударение.
Например:
Ст(е,и)на — стены (изменили форму слов), стенка( подобрали родственное слово). ИТОГ: Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова. ТРЕНИРОВКА. 1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик 2.Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция — на одной «ножке»), а ударную гласную в проверочном слове — двумя линиями (на двух ножках — устойчивая позиция). Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение. 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? р…скошный предст…влять, предназн..чение, дек…рация , уг…сать.
4. Спиши. Замени одним словом. Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья! Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой. 8.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку. 9.К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи. 10.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. 11.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. 13.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. 14.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. 15.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко. 16.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
19.Спиши, вставляя гласную по смыслу. 20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку. Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына. И на речке пол_скала. К дочке кошка подбежала, Дочка кошку пол_скала. Гири брат мой поднимает, К старости наш дедушка очень пос_дел. клёст, лебедь, совы, воробушек, чиж, ворон, журавль, скворушка, голубь, соловушка. С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица. 24.Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
25. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочное слово.
26. Запиши, исправляя ошибки.
Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.
Тест «Безударные непроверяемые гласные» №1. 1. Укажите слово, в котором пропущена буква А: 1) г…товить 2) зд…ровье 3) ябл…ко 4) в…гон в поезде 2. Укажите слово, в котором пропущена буква О: 1) к…ртина 2) яг…да 3) с…лат 4) т…релка 3. Укажите слово, в котором пропущена буква И: 1) ап…льсин 2) очень вес…ло 3) д…ван 4) ж…лать 4. Укажите слово, в котором пропущена буква Е: 1) к…петь 2) см…тана 3) вас…лёк 4) вкусный п…рог 5. Укажите слово, в котором пропущена буква А: 1) к…рзина 2) р…машка 3) к…мпот 4) комн…та 6. Укажите слово, в котором пропущена буква О: 1) зерк…ло 2) манд…рин 3) с…пог 4) тр…ллейбус 7. Укажите слово, в котором пропущена буква И: 1) ул…ца 2) ч…модан 3) уч…ник 4) п…трушка 8. Укажите слово, в котором пропущена буква Е: 9. Укажите слово, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: Тест «Безударные непроверяемые гласные» №2. 1. Укажите слова, в которых пропущена буква Е: яичн…ца с…годня б…лет на поезд изв…ните вет…р 2 . Укажите слова, в которых пропущена буква И:д…ревня к…петь картоф…ль п…нал учительн…ца 3. Укажите слова, в которых пропущена буква А: чел…век тв…рог с…сиска м…шина л…пша 4. Укажите слова, в которых пропущена буква О: кр…сиво в…круг л…пата к…ртошка зд…ровье 5 . Укажите слова, в которых пропущена буква Е:т…традь пом…дор м…дведь инт…ресно к…лограмм 6. Укажите слова, в которых пропущена буква А:с…бака сах…р М…сква х…ккей …ккуратный 7. Укажите слова, в которых пропущена буква О: б…рсук б…гаж г…рох дев…чка обл…ко 8. Укажите слова в которых пропущена буква И: р…диска ц…лую за…ц праздн…к готов…ть 9 . Укажите слова, в которых пропущены две буквы А:м…л…ко м…нд…рин кр…к…дил к…лб…са. продуктовый м…г…зин 10. Укажите слова, в которых пропущены две буквы О: к…б…чок в…р…бей ск…в…рода к…н…рейка п…жалуйст… |
lyuceum7-1a.ucoz.ru