Что такое словарное слово? Примеры и формы словарных слов :: SYL.ru

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Что такое словарное слово

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно – запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

Причины их появления

Следует рассмотреть конкретное правило и понять, как оно сформировалось. Например, всем известна орфограмма: после шипящих пишется -и, -а, -у. Мы произносим твёрдо: -жы, -шы. Но при письме используем мягкое сочетание: -жи, -ши. Данное правило изучается ещё в начальной школе. Истоки его видятся в том, что когда-то люди слоги с шипящими произносили мягко, поэтому на заре существования письменности это и было закреплено в написании. Например, «жизнь», «шило», «пожитки».

После того как звуки отвердели, в грамматике закрепилось употребление букв -а, -у после шипящих: «чаща», «шутка». Так гласят и правила русского языка. Словарные слова – это исключения. Например, «парашют», «жюри», «брошюра». Как можно объяснить данный феномен?

Слова пришли из французского языка с мягким произношением. И уже в XIX веке, когда звуки -ж, -ш были твёрдыми. Чтобы выделить их, придав французский прононс, при написании сформировалось исключение. Буква -и в корне слова после -ц – это признак иностранного происхождения слов, где требуется мягкое или полумягкое произношение. Слова-исключения: «цыц», «цыпочки», «цыган», «цыплёнок», «цыкнуть» связаны с древнерусским происхождением. Этих слов гораздо меньше, поэтому именно они вошли в орфографический словарь.

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

  • Графические ассоциации. Метод помогает увидеть в орфограмме образ, связанный со словарным словом, в котором явно просматривается нужная буква. Например, «шофёр». В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму.
  • Метод созвучий. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «пират – пир». Орфограммой является бука «и» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания.
  • Метод крестика, или кроссворда. Авторство приписывают Матюгину И. Ю., основателю школы эйдетики. Его ученики отлично понимают, что такое словарное слово, и умеют выстраивать ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.
  • Метод миниатюр. В самом слове прорисовывается образ буквы, являющейся орфограммой. Например, на месте «о» («пуговица») можно пуговку и нарисовать. Она очень похожа на непроверяемую букву.

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.

Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово – сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского – casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.

www.syl.ru

Что такое словарные слова и как помочь детям запомнить их?

На уроках русского языка дети, пытаясь овладеть грамотой, знакомятся с множеством правил, большая часть которых требует умения подбирать проверочные слова. Но как при этом объяснить школьнику, что существует огромное количество исключений, не подходящих под эти нормы?

Помните, что такое словарные слова? Мы все зубрили наизусть, как пишутся лексемы «сентябрь», «до свидания», «электричество», «аллея», «шоссе» и другие. Поговорим сегодня о том, как помочь нашим детям запомнить их без нервов и слез.

Что такое «словарные слова»?

Ведущий принцип русской орфографии – морфологический. Согласно ему одинаковые морфемы на письме обозначаются одними и теми же буквами, независимо от их произношения. Например, корень «вод» пишется одинаково в словах «вода», «подводник», «заводь», хотя звучит по-разному. Если фонема стоит в слабой позиции, школьников учат подбирать родственные лексемы. В них тот же звук должен находиться в сильной позиции: глазки – глаза, морской – море.

Однако существуют лексемы, написание которых невозможно объяснить с помощью орфографических правил. Примеры слов этого типа вы наверняка можете привести сами: молоко, профессор, велосипед, лаборатория, вокзал. В школьном курсе их называют словарными. Написание таких лексем рекомендуется проверять по орфографическому словарю. Однако самые распространенные из них предлагаются ученикам для заучивания наизусть. Начинается такая практика с первого класса. К концу школы дети должны знать около полусотни словарных слов.

Почему их нельзя проверить?

Что такое словарное слово и почему его написание не подчиняется стандартным правилам? Такой вопрос волнует многих школьников, вынужденных зубрить очередной список «проблемных» лексем. Объясняется все просто. Большинство словарных слов являются заимствованными, и, следовательно, построены по принципу другого языка. Например, безударную гласную в лексеме «портфель» может проверить тот, кто знает французский язык. «Порт» в нем означает «нести».

Другие словарные слова являются исконно русскими. Однако из-за исторических изменений в языке они стали звучать по-другому, разошлись по смыслу с лексемами, от которых были образованы. Либо родственные слова просто вышли из употребления и забылись. Кто из нас помнит, что «медведь» – это слияние лексем «мед» + «ведать»? Что «кровать» образовано от «кров» (место, в котором отдыхают)? Слово «лягушка» произошло от старинного «ляга» (нога), которое сейчас не употребляется. Заглянув в этимологический словарь, мы много интересного найдем для себя.

Словарные слова по русскому языку: как запомнить?

Есть дети, которые с легкостью заучивают новые лексемы. Как правило, у них хорошо развита зрительная память. Однако большинству школьников требуется написать словарное слово около сотни раз, чтобы оно запомнилось намертво. В начальных классах предлагается следующий алгоритм разучивания:

  1. Прочитай слово по слогам так, как оно пишется. «Трудные» места выдели голосом. Объясни его значение своими словами, если нужно — обратись к толковому словарю.
  2. Напиши слово объемными буквами. Можно изготовить их из бархатной бумаги или купить магнитную азбуку. Пальчиком обведи все буквы.
  3. Подели слово на слоги, определи количество гласных и согласных звуков, часть речи.
  4. Перепиши лексему в тетрадь, цветом выделив «проблемные» места.
  5. Придумай предложение или стишок со словом.
  6. Закрыв глаза, напиши его в воздухе. А затем на бумаге по памяти. Проверь себя, исправь ошибки.
  7. Для лучшего запоминания письменно просклоняй или проспрягай слово, каждый раз проговаривая его вслух.

Делаем карточки

Выученные слова должны постоянно повторяться, иначе они забудутся. Родители могут помочь своим детям, изготовив карточки с изучаемыми лексемами и развешав их по квартире. Надписи будут запоминаться непроизвольно и откладываться в подсознание.

Например, вы хотите закрепить словарные слова на тему «Овощи»: капуста, морковь, помидор, картофель, горох, огурец, урожай, огород. Предложите ребенку изобразить эти продукты и подписать цветными карандашами. Еще лучше, если он сделает рисунки на «опасных» буквах. Эти картинки должны быть связаны со смыслом слова. Так, «О» в лексеме «огурец» превращается в этот зеленый овощ. В слове «помидор» она же будет томатом, а средняя перекладина буквы «И» – ножом. Картинки прикрепите на видных местах.

Давайте поиграем!

Заучивание словарных слов может стать нудной обязанностью. Но если проявить немного фантазии, может превратиться в веселую, познавательную игру. Вот несколько примеров.

  • «Устный кроссворд». Вы объясняете значение слова, ребенок отгадывает его и записывает. Дайте время на проверку. Если школьник сам нашел ошибку в слове, оно переписывается 3 раза. Если ошибка осталась незамеченной – 5 раз.
  • Прочитайте лексемы орфографически. Мысленно «расставьте» их по комнате: за диваном – валенки, на столе – телеграмма, в шкафу – пассажир. Через час пройдитесь по этому маршруту, проговаривая все слова так, как они пишутся.
  • На обратной стороне ваших карточек со словами укажите те же лексемы, но с пропущенными буквами. Сложите их в шапку. Вытаскивая по очереди, вслух говорите, какие буквы вставите. За верный ответ насчитывается один балл. Выигрывает тот, у кого очков больше.
  • «Сочинялкин». Прочитайте лексему, которую нужно запомнить. Придумайте пример слова на ту же букву. Объедините обе лексемы в одном словосочетании или предложении: уфолог съел урожай, экскаватор уехал на экскурсию, искусная игра.

Так что же такое словарные слова? Это прекрасный материал для творчества. Играйте с ними, сочиняйте и пишите грамотно.

fb.ru

Ответы@Mail.Ru: Словарные слова

Либо ссылка :http://bebiklad.ru/14-shkola/slovarnyie-slova-1-4-klass
Либо: А Б В Г Д
абажур багаж вагон газета давно
абзац багровый валенки галерея далеко (даль)
абрикос багряный ванна гаммы двадцать
авария базар ванная гектар двенадцать
Австралия балкон варежки герой девочка
автобус банан василёк гладить девятнадцать
автомобиль барабан вверх головоломка Дед Мороз
агроном баран вдвоём голубой дежурный
адрес баранка вдоль горизонт декабрь
Азия баскетбол вдруг город деревня
акация бассейн везде город деревянный
аккорд батон вермишель горох десерт
аккуратный берег весело горячий дециметр
алеет (алый) берёза веселье готов диалог
аллея беседа весенний готовить диван
алмаз библиотека ветер готовый директор
алмазный билет ветреный граждане длина
алфавит биография веять гражданин длинный
альбом благодарю винегрет грамм до свидания
Америка болото виноград грамматика долина (дол)
ананас борьба вкусный грипп дорога
Антарктида ботинки вместе громко дорожка
апельсин будто внимательный группа дрожжи
аппарат бульдозер внутри
аппетит быстро вокзал И К
апрель бьёт вокруг идти кабина
аптека волейбол издалека кабинет
арбуз З волос изложение каблук
аромат забор волшебный изморозь как будто
артист завод воробей изморось какао
артистка завтра ворона иллюстрация календарь
афиша завтрак ворота иметь в виду калина
Африка загадка восемнадцать иней калитка
задача восемь инженер кампания*
Е закон воскресенье иногда камыш
Евразия запад восток интересный капель
Европа заря восход искусство капитан
ежевика зашёл впервые истина капуста
езда заяц вперёд истинный карандаш
если звонишь впереди карнавал
ещё звонят всегда О карниз
здание вторник обаяние картина
Ж здесь вчера обаятельный картон
желаю здравствуйте въезжает обед картофель
жёлтый земляника выражать облако касса
женщина зеркало выразительный обложка кассета
жжёт зима вышел обман кастрюля
животное вьёт оборона каток
жужжит М вьюга образ кафе
магазин обратно квартира
Л майонез Н объезжает килограмм
лаборатория макароны наверное обычно километр
лагерь малина навсегда овёс кипит
ладонь мальчик навстречу овощи класс
ландыш мандарин надеяться овраг клеить
ластик масса надолго овца ковер
ласточка матч назад овчарка коктейль
лаять машина налево огород колено
лекция маяться наоборот огромный количество
лелеять мебель направо огурец коллектив
лепесток медведица например одежда коллекция
лестница медведь народ одиннадцать колокольчик
лиловый медленно нарочно однажды колхоз
лимон мелькает насекомое одноклассник команда
линия месяц нашёл одуванчик комбайн
лисица металл недавно озорник комната
литература металлический неделя около компания*
лопата метр незабудка октябрь компьютер
лопата метро несколько опасный конструктор
лучше мечта ноябрь опять конструкция
льёт миллиметр оранжевый концерт
молодой С орех коньки
П молоко салазки орешник копейка
падеж молоток салфетка орфограмма копыто
палатка монолог салют осенний копытце
палец морковь самолёт осина корабль
пальто мороженое сантиметр основа корзина
памятник мороз сапоги ответ коридор
парад Москва сахар отдых коричневый
пассажир мочалка сахарница отец корова
пейзаж мужчина сверкает Отечество* корреспондент
пенал муравей сверкать отечество* космонавт
перешёл мыло свитер оттенок космос
периметр свобода оттуда костёр
перо Р свободно отчаяние костюм
перрон работа север отчество кофе
перчатка рабочий Северная Америка отъезжает Красная площадь
песок равнина сегодня охота красота
песчаный развеваться*

otvet.mail.ru

Можно ли проверить «словарные» слова?

Автор исследовательской работы: 

Салова Ксения Алексеевна

Руководитель проекта: 

Казаковская Ирина Александровна

МОУ «Кизильская школа № 2» село Кизильское Челябинская область

«Словарных» слов очень много и запомнить их учащимся очень сложно. Я решила провести исследовательскую работу в начальной школе на тему «Можно ли проверить «словарные» слова?» и узнать, действительно ли можно запомнить и проверить «словарные» слова с опорой на этимологию слова, то есть происхождение слова.

В представленной исследовательской работе по начальной школе «Можно ли проверить словарные слова» я планирую найти информацию и узнать о разнообразии словарей, выяснить, влияет ли этимология слова на написание слова, найти проверочные слова к словарным словам.


Также в своем исследовательском проекте «Можно ли проверить словарные слова» учащаяся начальных классов школы проводит анкетирование школьников на тему «Что такое «словарные» слова?»

Хотелось бы в рамках проекта узнать о разнообразии словарей, разобрать происхождение слов с точки зрения написания.

Также, в раках исследовательской работы «Можно ли проверить словарные слова» в начальной школе хотелось бы определить, можно ли словарные слова проверить с помощью этимологического словаря.

Содержание

Введение
I. Основная часть

1. Что такое словарь?
2. Анкетирование «Что такое «словарные» слова?»
3. Происхождение слов с точки зрения написания. Словарик
Заключение

Введение

На уроках русского языка в начальной школе мы узнаем слова с не проверяемыми и трудно проверяемыми безударными гласными в корне слова, с двойными согласными, с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Такие слова мы называем «словарными».

По программе «Школа – 2100» насчитывается 457 «словарных» слов. Учителя начальной школы предлагают своим ученикам эти слова запомнить. Слов много, и это вызывает затруднения у учащихся. И я решила узнать, можно ли запомнить и проверить эти слова с опорой на этимологию слова, то есть происхождение слова.

Думаю, что работа актуальна, так как некоторым учащимся начальных классов трудно запомнить большое количество «словарных» слов.

Цель моей работы: узнать, можно ли проверить «словарные» слова?

Перед собой я поставила такие задачи:

1. Узнать, что такое «словарные» слова.

2. Узнать о разнообразии словарей.

3. Выяснить, влияет ли этимология слова на написание слова.

4. Попытаться найти проверочные слова к «словарным» словам.

Гипотеза: «Словарные» слова можно проверить с помощью этимологического словаря.

Объект исследования: словарные слова.

Предмет исследования: проверка словарных слов.

Слова называют предметы, явления, признаки и действия окружающего мира. «Для всего, — писал К. Паустовский, — в русском языке есть великое множество хороших слов». Сколько всего слов назвать невозможно, потому что одни слова в нем постоянно создаются, а другие уходят из употребления.

I. Основная часть

Что такое словарь?

Словарь – собрание слов, обычно в алфавитном порядке, с пояснением и толкованием значений.

В русском языке множество словарей. Лексическое значение слова можно узнать в толковом словаре.

Словарь синонимов и антонимов представляет интерес для людей разных профессий. Он помогает выбрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли.

Многие фразеологизмы собраны в словарь фразеологизмов. Такой словарь является помощником в работе для тех, кто хочет более глубоко изучить русский язык.

Орфографический словарь.
Этот словарь даёт одно, признанное правильным, написание слова и не допускает орфографических вариантов. Словарь содержит сведения о правописании и произношении слов.

Этимологический словарь – особенный. Если к обычному словарю обращаемся за справкой, то из этимологического словаря мы узнаем только о гипотезах происхождения того или иного слова. Этих гипотез может быть несколько. А иногда гипотезы вообще нет ни одной.

Анкетирование «Что такое «словарные» слова?»

Исследование проводилось в январе – марте 2014 года среди учащихся 3 и 4 классов МОУ «Кизильской школы № 2».

Для того чтобы узнать, знают ли школьники что такое «словарные» слова и работают ли они со словарями, был использован метод анкетирования. В анкетирование приняли участие 54 ученика. Эти ученики занимаются по учебнику «Русский язык» (автор Бунеев).

Были составлены вопросы анкеты.

Анкета для учащихся

1. Что такое «словарные» слова?

2. Можно ли проверить «словарные» слова?

3. Трудно или легко их заучивать?

4. Работали ли вы со словарями?

Данные анкет были обработаны и составлена диаграмма по результатам анкетирования.

1. 52 человека знают, что такое словарные слова.

2. 17 человек считают, что словарные слова можно проверить, а 37 – нет.

3. Легко заучивают слова – 44 ученика, а 10 – заучивают с трудом.

4. 49 человек работали со словарями.

Происхождение слов с точки зрения написания. Словарик

С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слова. Почему стол называется столом, рекарекой, а книга – книгой и т. п. Такие вопросы интересуют и меня, но с точки зрения написания слова.

Чтобы разгадать секреты названий животных, надо быть внимательным, наблюдательным, много знать о звериных повадках. Многие животные получили свои названия по какому – либо признаку. Это может быть и голос, и внешний вид, и место обитания, и особенности питания.

ВОРОБЕЙ – Когда увидишь, как ловко таскают крошки у голубей эти смышлёные птахи, подумаешь: «воробей» — это просто–напросто «вора бей».

А вот некоторые учёные думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор. От неё образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил своё имя, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.

ПЕТУХ — Образовано с помощью древнего суффикса – ух (сравним со словом пастух), от того же корня, что и петь, то есть петух «певец; тот, кто поёт».

Как и животные, растения чаще всего получали свои имена по какому – либо признаку.

БЕРЁЗА – Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово

бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер, и образовалась сначала берза, а потом берёза.

МАЛИНА – Душистую и сладкую малину любят все. А вот почему её так назвали? Посмотрите: ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой. Слова малый, маленький и определили название ягоды.

А вот о некоторых учебных предметах.

КАРАНДАШ — это слово образовано от тюркского кара, что означает «чёрный» и таш – «камень».

Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налётом. Потом появились чёрные палочки, стали готовить для них «одежду» — кожаную, металлическую, деревянную.

Теперь стерженёк может быть разного цвета, но мы по — прежнему пользуемся словом карандаш.

ПОРТФЕЛЬ – это слово образовано от двух французских слов:

порте (носить) и фель (лист), портфель (листонос). Портфель назван так потому, что в нём носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще – то в него можно положить что угодно, но от этого название, когда – то данное ему, уже не изменится.

ТЕТРАДЬ – это слово произошло от греческого тетро — «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить её посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа.

Интересно? Еще как! А раз интересно, то и запомнить легко.

А еще в нашем словарике много слов, которые просто можно проверить. Только нужно очень хорошо представить себе слово, а точнее то, что оно означает.

Например, слово «берег».
Берег— это часть суши, которая словно оберегает воду в реке, озере, на море. Вот и проверяй слово однокоренными: беречь, оберегать, если не вспомнишь слова побережье, прибрежный.

Слово «запад» тоже легко проверить, если вспомнить, что солнце заходит на западе. А в старину говорили не заходит, а «западает», «падает». Вот и проверили слово!

Так что, зубрить словарные слова не обязательно. Надо просто иметь дома «Этимологический словарь русского языка» и «Толковый словарь» и не лениться полистать его прежде, чем начать учить новые словарные слова.

Заключение

Исследование слов с помощью этимологического словаря – это увлекательное дело.

Словарь раскрывает историю возникновения большей части слов русского языка.

Пользующиеся словарём смогут узнать много нового об истории своего языка и народа, расширить свой словарный запас, а также научиться правильно писать.

В ходе выполнения этой работы я пришла к таким выводам:

1. Все слова русского языка являются словарными, так как любое слово русского языка можно встретить в каком – либо словаре.

2. В русском языке множество словарей.

3. Написание слов в большинстве случаев зависит от происхождения слов.

4. К некоторым «словарным» словам можно подобрать проверочные слова, зная этимологию слова.


Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *