Содержание

Скульптура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2018; проверки требуют 59 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2018; проверки требуют 59 правок.

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы яв

ru.wikipedia.org

История скульптуры — Artrue

Содержание

Введение

Любой хронологический отчет о происхождении и эволюции скульптуры должен занимать несколько томов, если не целую библиотеку, соответственно, его краткое изложение означает, что большая часть исторических фактов будет неизбежно опущена. Тем не менее, даже такой далеко не полный экскурс в историю скульптуры будет изобиловать замечательными историями о необыкновенных мастерах, направивших свой талант на создание мраморных, терракотовых, бронзовых скульптур и рельефов. Произведения скульпторов не теряют актуальности и в наше время.

История скульптуры

Доисторическая и неолитическая скульптура

История скульптуры берет начало в каменном веке. Самые ранние из известных нам работ (например, «Венера из Берехат-Рама» и «Венера из Тан-Тана») датируются примерно 230.000–200.000 годами до н.э.

Венера из Берехат-Рама. Зарисовка.

Объектом доисторической скульптуры становились различные животные и человеческие фигуры. Материалом для произведений служили мамонтовая кость, глина, различные типы камня.

Неолитическое искусство скульптуры, прежде всего, характеризуется произведениями из керамики. Самой впечатляющей формой искусства этого периода была скульптура в египетских пирамидах и гробницах фараонов: их украшением (с религиозным подтекстом) были различные барельефы и статуи.

Венера из Тан-Тана. Зарисовка.

Начало бронзового века, характеризующегося развитием городов и архитектуры общественных зданий, которому сопутствовало и способствовало создание и усовершенствование сложных инструментов, вызвали увеличение спроса на все виды изобразительного искусства, включая скульптуру. Новые произведения отражали могущество богов и земных правителей.

Скульптура классической древности (1100–100 г. до н.э.)

Так называемый «Темный век» (1100–900 г. до н. э.) в истории греческой культуры характеризуется преобладанием произведений из керамики. Греческая скульптура в привычном для нас виде появляется начиная с 650 годов до н. э. После этого греческое искусство развивается в соответствии с традиционной хронологией.

Стоит упомянуть также кельтскую металлическую скульптуру (400–100 г. до н. э.). Ее развитию и распространению влияния помешала дезорганизованность разрозненных кельтских племен, которые не выдержали конкуренции с более организованными и централизованными государствами.

Кельтский обруч

Архаическая греческая скульптура (600–500 г. до н. э.)

Этот период характеризуется непрерывной чередой экспериментов в области скульптуры как вида искусства. В это время создаются многие работы в стиле курос, изображающие обнаженных атлетов.

Классическая греческая скульптура (около 500–323 г. до н.э.)

Высшей точкой греческого творчества является классический период, подаривший пластическому искусству таких скульпторов, как Поликлет, Фидий, Мирон из Елевфер, Скопас, Лисипп, Пракситель и т. д. Эти мастера достигли нового уровня реализма, который в дальнейшем взяли за основу и совершенствовали непревзойденные мастера эпохи Возрождения.

Эллинистическая греческая скульптура (около 323–27 г. до н. э.)

Этот период характеризуется распространением греческой культуры почти во всем цивилизованном мире. Классический реализм сменяется большей героичностью и экспрессионизмом.

Несмотря на кризис и распад греческих городов, скульптура сохранила свой высокий статус в иерархии искусств. В дальнейшем римляне создали множество качественных копий произведений греческого искусства, и именно благодаря им нам известны многие произведения классического и эллинистического периода. Статуи и рельефы, созданные греческими скульпторами, оказали сильное влияние на мастеров эпохи Возрождения и барокко, после чего стали краеугольным камнем европейского искусства в течение многих лет.

Римская скульптура (около 200 г. до н. э.–200 н. э.)

Долгое время римская скульптура была далека от идеализации объектов и реалистична. В дальнейшем римские скульпторы при создании бюстов императоров, сановников, исторических рельефов и памятников стали злоупотреблять героизацией, создавая все более и более посредственные образцы скульптуры.

Дискобол. Мирон. Римская копия.

Византийская скульптура (330–1450 годы)

Вплоть до IV века н.э. ранняя христианская скульптура представляла собой, в основном, рельефы для могил и саркофагов. Искусство Восточной Римской империи было почти полностью религиозным и кроме небольших произведений из слоновой кости, а также работ в ювелирном деле, не содержало объемных скульптур.

Скульптура во время темных веков (около 500–800)

Как следует из названия периода, это было не лучшее время для европейских скульпторов. Церковь не имела весомой силы, города были обедневшими, а уровень культуры — низким.

В дальнейшем формируется связь между общественной архитектурой и скульптурой. Новые здания, как правило, нуждались в скульптурном оформлении как внутри, так и снаружи. Опорные колонны включали в себя декоративные элементы различных форм, фасады и дверные проемы украшались рельефами.

Ранняя романская скульптура (около 800–1050)

Возрождение скульптуры средневековья началось благодаря Карлу Великому I, королю франков, ставшему императором Священной Римской империи в 800 году. Позитивные культурные изменения были продолжены императорами Отто I, Отто II и Отто III, в стиле, известном как Оттоновское искусство.

Романская скульптура (около 1000–1200)

Различные политические события, в том числе крестовые походы, привели к бурному строительству новых соборов и церквей по всей Европе. Романский стиль, известный в Великобритании и Ирландии как «нормандская» архитектура, был крайне популярен, что привело к развитию пластического искусства, созданию мастерских по резьбе и т.д.

Готическая скульптура (около 1150–1300)

Новые архитектурные приемы и развитие спроса на изобразительное искусство в разных формах в конце XII века сформировали так называемый «готический стиль«. Характерные особенности романского стиля (закругленные арки, массивные толстые стены и маленькие окна) были заменены остроконечными арками, высокими потолками, тонкими стенами и огромными витражами. Это полностью трансформировало интерьер многих соборов.

Скульптуры Реймского собора.

Церковные фасады и дверные проемы заполнились скульптурными рельефами, изображающими библейские сцены, а также рядом статуй на религиозную тему. Можно сказать, что готический собор был призван продемонстрировать вселенную в миниатюре, предназначенную для иллюстрации Божьей силы и славы.

Несмотря на то, что церковь еще долгое время будет продолжать вкладывать средства в произведения живописи и скульптуры, чтобы вдохновлять посетителей (особенно в период барочной контрреформации), готическая эпоха была действительно апогеем «идеалистического» религиозного искусства. Отныне искусство стало все больше и больше связано со светской и политической жизнью.

Поклонение волхвов. Никколо Пизано.

Скульптура эпохи Возрождения (1400–1600)

Итальянский Ренессанс вдохновлялся искусством античности, особенно в области архитектуры и скульптуры. Период Возрождения был ознаменован сильной верой в гуманизм и благородство человека. Начало эпохи обычно связывают с именами архитектора Филиппо Брунллески (1377–1446), скульптора Донателло (1386–1466), художника Томмзо Мазаччо (1401–1428), теоретика Леона Баттиста Альберти (1404–1472) и другими мастерами. Новое искусство зарождается в Италии, распространяется в Риме (из предыдущего текста непонятно, откуда идет распространение), где получает папскую поддержку, и в Венеции.

Статуя Альберти во дворе Уффици

Искусство Северной Европы (в частности, Фландрии, Голландии, Германии и Англии) также испытало подъем, особенно в области масляной живописи, гравюры, резьбы по дереву. Так называемое Северное Возрождение развивалось несколько независимо от Реформации и, следовательно, избегало религиозного покровительства протестантской церкви, не одобрявшей религиозную живопись и скульптуру.

Скульптура раннего ренессанса (1400–1490)

Многие из художников эпохи Возрождения вдохновлялись готическими произведениями и традициями. Наряду с безусловно общими приемами и подходами к работе существует серьезное отличие между готическими скульпторами и мастерами Ренессанса: имена последних теперь известны всему миру, тогда как готические мастера оставались анонимными. Художники раннего Возрождения стремились к совершенствованию готических произведений, а также в значительной степени вдохновлялись классической римской и греческой скульптурой, но при этом привносили в свои творения новые эмоции и гуманистические идеи. Среди величайших мастеров этой эпохи следует выделить Донателло — первого гения итальянской скульптуры, Андреа Верроккио, Лоренцо Гиберти, Якопо делла Кверча и т.д.

Скульптура высокого ренессанса (около 1490–1530)

Величайшим скульптором итальянского Возрождения, и, возможно, всех времен, был Микеланджело (1475–1564). Художник-историк Энтони Блант отмечает «сверхчеловеческие качества» произведений мастера: задумчивость, мрачную тревогу и отражение трагедии человеческой судьбы. Об абсолютном мастерстве Микеланджело свидетельствует безупречная красота и гармония его мраморных произведений.

Среди знаковых для скульптуры Высокого Возрождения имен — Якопо Сансовино (1486–1570) и Баччо Бандинелли (1493–1560).

Скульптура маньеризма (1530–1600)

Если произведения Высокого Возрождения идеализировали форму, демонстрировали гармонию, то работы маньеризма отражали хаос и неопределенность, царившие в это время в Европе. Скульптуры маньеризма несли в себе новую выразительность и идеологию.

Похищение Сабинянок. Джамболонья.

Барочная скульптура (1600–1700)

В XVI веке в ответ на протестантскую реформацию католическая церковь организует пропагандистскую компанию, призванную убедить верующих вернуться в «истинную» церковь. В качестве инструментов для достижения этой цели использовался полный спектр изобразительного искусства, включающий в себя архитектуру, скульптуру и живопись. Грандиозный и драматический стиль в дальнейшем стал известен как искусство барокко.

Скульптура Рококо (около 1700–1789)

Французской реакцией на драматичность и серьезность барокко стал неформальный и веселый стиль рококо. В дальнейшем причудливый декадентский стиль был сменен на более жесткий неоклассицизм, что было связано с политической ситуацией в стране.

Неоклассическая скульптура (около 1790–1830)

Неоклассическое искусство связано, в основном, с обращением к классическим образцам античного творчества. Ведущие скульпторы того времени выражали идеи достоинства, долга и героизма.

Скульптура XIX века

Архитектурное развитие в значительной степени исчерпало себя, церковь лишилась былой силы, скульпторы того времени оказывались во власти общественного мнения, городских советов и комитетов. Общественные памятники и статуи неизменно исполнялись в стерильном конформистском стиле (однако, были и исключения, например, работы Огюста Родена). Скульпторы XIX века имели мало возможностей продемонстрировать свою оригинальность. Однако этот период характеризуется захватывающими изменениями в области живописи.

Уголино и его дети. Жан-Батист Карпо.

Скульптура XX века: Приход модернизма

Тенденции современного искусства уже в начале века привели к крушению традиций и канонов. Революционное движение кубизма, изобретенное Пабло Пикассо и Жоржем Браком, разгромило многие каноны традиционного искусства и вызвало последующую волну экспериментов в живописи и скульптуре (Марсель Дюшан, Умберто Боччони, Жак Липшиц и т.д.). Развитие дадаизма и конструктивизма продемонстрировали новые идеологии дизайна и формы.

Ягуар пожирающий зайца. Матисс.

В Париже, в 1920-е годы зарождается сюрреализм, сочетающий в себе как идеи абстрактного искусства, так и образы натурализма (Жан Арп, Сальвадор Дали, Генри Мур и другие).

Послевоенная скульптура (1945–1970)

Новые стили (например, абстрактный экспрессионизм) фокусируются на идеях объемности объекта, размывая грани между живописью и скульптурой. Инновации затрагивают также материалы, с которыми работают мастера (кинетическое искусство, неоновые композиции, произведения из мусора и т.д.).

Скульптура поп-арт (1960-е годы)

Первое крупное послевоенное движение в области скульптуры возникло на основе работ Роберта Раушенберга и Джаспера Джонcа, в 1950-х годах. Поп-арт скульптуры несерьезны, но, зачастую, остроумны.

Микеланджело. Эдуардо Паолоцци.

Минималистская скульптура

Минималисты исследовали чистоту ультра-упрощенных, до абсурда, форм. Скульптуру этого направления может оценить любой человек, способный философски взглянуть на произведение.

Постмодернистская современная скульптура (1970-е годы)

К 1970 году развитие современного искусства приводит его к чрезвычайно экспериментальным формам. Искусствоведы могли называть произведения современников дурацкими и безвкусными. Данное название, «постмодернистское искусство», в действительности не имеет точного определения. Что касается скульптуры этого периода, она берет известную трехмерную основу и зачастую переходит в другие художественные формы (ассамбляж, инсталляции, театр и т.д.).

Скульптура в Нью-Йорке. Аниш Капур.

artrue.ru

Скульптура. Классификация и разновидности

Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.

Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).

Круглая скульптура

Обход — одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.
 

Станковая скульптура — вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.

 

К станковой скульптуре относятся:

Бюст — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Скульптура малых форм — небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.

Скульптурная группа

Статуэтка — вид мелкой пластики — статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.

Статуя — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.

Торс — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

 

Монументальная скульптура — скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.


К монументальной скульптуре относятся:

Мемориал
Монумент — памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т. п.
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Статуя — произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники
Стела — вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.
Обелиск — четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.
Ростральная колонна — отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей
Триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна — торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий.

www.art-katalog.com

Виды скульптуры. Скульптура как вид изобразительного искусства

Что такое скульптура? Это вид изобразительного искусства, ваяние изображений объемной формы, создание образов с использованием конкретных материалов (твердых или пластичных, в зависимости от назначения). Может применяться глина, дерево, воск, кость, металл. Существуют разновидности скульптур общественного характера, расположенные в парках, скверах, на площадях. Есть творения, более значимые в плане художественной ценности. Это шедевры музейного уровня, созданные великими мастерами, такими как Микеланджело, Рафаэль или Бенвенуто Челлини.

Скульптура, ее виды и особенности

Как это бывает и в любом другом искусстве, объемные художественные изображения несут в себе признаки эксклюзивности. Скульптуру можно копировать, однако полного совпадения с оригиналом ждать не приходится. Точные копии возможны только при использовании метода литья, когда сплав заливается в одну и ту же форму.

Что такое скульптура с точки зрения художника? Прежде всего, это возможность самовыразиться, воплотить в изображении свое видение того или иного образа. Существующие виды скульптуры позволяют в полной мере отразить любой сюжет, все зависит от мастерства скульптора. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала. Нередко в практике создания скульптурных изображений становится очевидным несоответствие задуманного творения и качества исходного сырья. Глину заменяют мрамором или наоборот, твердый камень уступает место глиняной массе с последующим обжигом готового изделия.

Особенно тщательно скульптор выбирает материал при изготовлении миниатюр.

Давид и Галатея

И, наконец, что такое скульптура в понимании простых людей, которые тянутся к искусству и жаждут познакомиться с его глубинным содержанием? Безусловно, это шедевры мирового значения — мраморная скульптура Давида, которую изваял Микеланджело Буонарроти, или Галатея Пигмалиона, боготворившего творение рук своих. Он полюбил красивое изваяние так, как может полюбить мужчина женщину. Не в этом ли заключается подлинное искусство?

На вопрос о том, что такое скульптура, существует множество ответов, но самый правильный из них лежит на поверхности – скульптурное изображение должно отражать действительность. Сюрреализм также не чужд этому виду искусства, но его специфика не позволяет в полной мере реализовать идею, зрителю приходится домысливать.

Статуя Нефертити

Скульптура как вид изобразительного искусства имеет древние корни. В свое время были найдены изображения египетской царицы Нефертити, датированные 14-м веком до нашей эры. Художественные достоинства статуи не всегда соответствовали классическим канонам, однако сам факт того, что в древние времена были мастера, которые ваяли объемные изображения, говорит о многом.

Виды и жанры скульптуры уже тогда могли быть достаточно разнообразными. Доступные материалы древних времен – глина, мрамор и песчаник. Благодаря разнообразию доступных материалов скульптура как вид изобразительного искусства существует уже более пятнадцати столетий. Сменилось не одно поколение мастеров, и сегодня художественные изваяния напоминают нам о прошлом.

Разновидности изображений

Рассмотрим основные виды скульптуры. Список включает следующие типы:

Круглая, или объемная, – самый распространенный вид. Рассматривается со всех сторон, необходим круговой доступ. Фон в плоскости отсутствует. В категорию круглой скульптуры входят статуи, статуэтки и бюсты. Отдельную позицию занимает деревянная скульптура, которая нередко является подлинным произведением искусства. Как пример можно привести пермскую художественную скульптуру из дерева.

Скульптура монументальная. Отличается, прежде всего, размерами. Может достигать нескольких десятков метров в высоту. Например, американская статуя Свободы, установленная в Гудзоновом проливе (высота – сорок шесть метров), аргентинская статуя Христа в Рио-де-Жанейро (38 метров), «Родина-мать» в Волгограде (85 метров), монумент «Родина-мать» в Киеве (шестьдесят два метра). В большинстве случаев подобные изваяния носят героический характер. Статуи поменьше имеют другое предназначение, чаще всего декоративное.

Скульптуры на постаментах – это памятники, посвященные великим людям или событиям.

Тондо – круглая скульптура в форме барельефа. В этой манере творил Микеланджело Буонарроти. Две его наиболее известные работы – «Мадонна Дони» и «Тондо Тадеи». Использовал эту методику и Рафаэль – им были созданы «Мадонна Альба» и «Мадонна в кресле».

Эффигия – скульптурное надгробие. Она использовалась при захоронениях знатных вельмож. Чаще всего изображение повторяло облик умершего. Также эффигия применялась для символической казни осужденного преступника, если тому удавалось скрыться. В этом случае казнили его скульптурное изображение.

Популярные виды

Скульптуры из снега. Самой распространенной является снеговик или снежная баба. Существуют примеры постройки гигантских снеговиков. Так, в 1992 году в США была слеплена баба высотой в 37 метров, которая вошла в Книгу рекордов Гиннеса. Ежегодно в разных концах света устраиваются конкурсы на лучшего снеговика и скульптурные группы из снега и льда.

Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей. Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики. Также ценится резьба по кости. Материалом для этого промысла служит клык моржа – достаточно пластичный, хорошо поддающийся полировке. В основном скульптуры малых форм предназначены для обустройства интерьеров и олицетворяют декоративно-прикладное искусство.

Редкие виды

Нэцкэ – миниатюрные скульптурные изображения, высокохудожественное искусство резьбы по кости, национальное японское ремесло. В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет. Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого. Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной, и искусство нэцкэ постепенно вырождается. Школы, в которых преподают методики резьбы по кости, не в состоянии передать новому поколению все тонкости ремесла.

Медальерное искусство – скульптурные изображения на плоскости, которые изготавливаются по принципу барельефа. В отдельных случаях, когда изображение должно быть более выпуклым, как при изготовлении орденов, применяются свойства горельефа.

Маскарон – гротескное скульптурное изображение головы животного или человеческого лица. Часто применяется для иллюстрации мифических сюжетов, олицетворяет зло и опасность. Многие скульптуры, выполненные в стиле маскарон, используются для украшения храмов, крупных сакральных построек или грандиозных архитектурных сооружений.

Станковая скульптура

Предполагает восприятие с близкого расстояния. Акцентируется условная связь с внутренним миром человека, при этом просматривается повествовательная сюжетность, а также абсолютное отсутствие взаимосвязи с предметным окружением, и особенно с интерьерной конкретикой.

Перечислены далеко не все виды скульптуры, но мы постарались представить читателю основные направления этого поистине удивительного творчества.

Цельность творения

Выразительность скульптуры зависит от того, как выстраиваются основные планы, объемы, световые плоскости и ритмические соотношения. Критериев построения достаточно много, и конечный результат достигается именно за счет их соблюдения. Скульптурное искусство – это наука со многими неизвестными, но главным условием успешности является цельность силуэта и четкие контуры изображения. При этом мастер должен в процессе своего творчества привносить все новые и новые элементы художественности. Только так можно достичь высокого результата.

Технологии скульптуры сопряжены с огромным физическим трудом, они к тому же связаны с множеством технических процессов: чеканкой, ковкой, литьем, сваркой, резьбой, всевозможными просечками. Одному скульптору не под силу изготовление изделия от начала до конца, поэтому к работе привлекаются мастера-помощники, которые рубят камень, формуют отливки и чеканят начальные фазы изображения.

Прочная связь времен

Во все времена существовали талантливые мастера своего дела. Одни скульпторы ваяли из цельного куска мрамора, другие предпочитали более податливый материал, но как в том, так и в другом случае из-под резца выходили неповторимые шедевры.

Историческая и современная скульптура в достаточной степени идентичны, их объединяет тематическая общность – стремление мастеров изобразить действительность, в которой они живут и занимаются творчеством. Используемые при этом материалы также могут способствовать сближению эпох.

История и виды скульптуры тесно переплетаются. Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. Таким образом, изобразительное искусство прошедших столетий органично связано с культурными ценностями современности. Практически все европейские виды скульптуры доминировали в культурных образованиях благодаря мастерам, жившим в пятнадцатом — девятнадцатом веках, среди которых были Огюст Роден, Джованни Бернини, Бетто Барди Донателло, Жан-Антуан Гудон, Микеланджело Буонаротти, Федот Шубин. Непревзойденный талант этих мастеров позволил собрать в музеях всего мира значительное количество шедевров скульптурного искусства.

Современность

Двадцатый век также подарил человечеству целую плеяду талантливых мастеров художественной скульптуры, таких как Вера Мухина, Сергей Коненков, Аристид Майоль, Генри Мур, Эмиль Антуан Бурдель. На счету этих гениев своего дела — множество мемориальных ансамблей, групповых и единичных скульптур, парковых комплексов на открытом воздухе. Все виды скульптуры, ориентированные на установку в общественных местах, должны были выдерживаться в определенном идеологическом стиле, и авторы отлично справлялись с этой задачей.

Как отгадать вид скульптуры

И в завершение этой статьи хотим поделиться некоторыми наблюдениями. Во многих кроссвордах, чайнвордах или сканвордах предлагается угадать следующее слово: «вид скульптуры, 8 букв». Это говорит о популярности скульптурного искусства. Что касается ответа на заданный вопрос, то из восьми букв может быть найдено множество слов, относящихся к указанной теме. Это и «барельеф», и «горельеф», и «памятник».

fb.ru

Помогите пожалуйста найти доклад на тему скульптура средневековья

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных) . Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка) , разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст) , осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости — барельеф и горельеф) . Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура) ; станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Скульптура малых форм Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно — объёмные формы, ландшафтный дизайн, и кинетическая скульптура.

Бронзовая скульптура Один из способов производства бронзовых скульптур, это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё — это совокупное название всего этого процесса.

Кинетическая скульптура — разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения.

Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. ; методы их обработки — лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка

otvet.mail.ru

Виды скульптуры. Скульптура как вид изобразительного искусства :: SYL.ru

Скульптура как вид искусства возникла в глубокой древности и остается по сей день очень востребованным украшением городов, храмов, а также способом самовыражения мастера. Многие скульптуры сами являются достопримечательностями. Существует много примеров всемирно известных изваяний, к которым ежегодно приезжают миллионы туристов.

Сегодня существуют разные виды скульптур, о которых и пойдет речь в этой статье.

Определение

Прежде чем начать разговор о скульптуре как виде искусства, нужно понять, что же это такое, дать определение термину. Скульптура — это не просто один из видов изобразительного искусства, а один из важнейших его элементов, главной особенностью которого является то, что произведения имеют объемную форму, изготовленную из твердых или пластичных материалов.

Живопись, графика и скульптура — это виды искусства, которые во многом очень близки. Именно поэтому многие художники и живописцы также являлись отличными скульпторами.

Немного истории

Как уже говорилось выше, скульптура возникла в незапамятные времена. Первые статуэтки и небольшие изваяния стали появляться еще в доисторический период каменного века. В те времена скульптурные изделия использовались в качестве религиозных идолов.

Также всем известны древние скульптуры, имеющие огромные размеры, находящиеся на о. Пасхи. Вокруг них до сих пор ходит множество слухов и легенд.

С появлением первых древних цивилизаций (Др. Египет, Шумер, Финикия и т. д.) скульптуры стали более частым атрибутом. Они являлись не только религиозным предметом, но и зачастую стали украшением крупных храмов, дворцов властителей и украшением городов.

Невероятного расцвета скульптура как вид изобразительного искусства достигла в античный период. Древние греки и римляне очень высоко ценили это ремесло. Они украшали свои города, дома и храмы скульптурами, а их мастера были лучшими во всем известном тогда мире.

В раннем Средневековье наблюдалось некоторое затишье в этой сфере, но к концу этого исторического этапа ваяние стало развиваться с новой силой. Особенно сильный бум начался в эпоху Возрождения, когда живопись и скульптура переживали настоящий взлет.

Начиная с Нового времени, и до сегодняшних дней скульптура остается одним из самых ярких и востребованных видов искусства.

Виды скульптуры (классификация)

Существует несколько способов и принципов, по которым осуществляется деление скульптуры на разновидности. Если делить по жанрам, то бывают: портретные, символические, аллегорические, исторические и другие.

Также выделяются круговые скульптуры, которые можно осмотреть со всех сторон, и рельефные (горельеф, барельеф, контррельеф), где объем имеет только часть фигуры.

Можно делить на виды скульптуру по материалам, из которого она изготовлена, по историческим периодам, географическим характеристикам и т. д. Классификаций очень много.

Скульптура и архитектура

Практически сразу, как стали возникать цивилизации, и появляться крупные храмовые и дворцовые постройки, стали сливаться в симбиоз эти два вида искусства. Архитектура и скульптура зачастую являются составными частями единого объекта.

Причем их «сотрудничество» выражается не только в том, что скульптуры нередко используются как украшение интерьера здания. Стоит взглянуть на сооружения в готическом стиле или барокко, как все становится ясно. К примеру, вспомнить всем известный Собор парижской Богоматери, который сплошь усеян различными скульптурами, причем не только барельефными, но и круговыми.

И таких примеров очень много. В современной архитектуре скульптуры уже не часто используются в качестве декораций зданий, зато есть немало сооружений, которые хоть и номинально являются зданиями, фактически скульптуры. Примером может служить Статуя Свободы, внутри которой имеется смотровая площадка (сегодня вход в нее запрещен) и не только.

Скульптура в виде человеческой фигуры

Людей всегда интересовало человечество, поэтому неудивительно, что и ваятели чаще всего стремились запечатлеть именно фигуру человека, часть тела или придать своему творению антропоморфную форму. Лишь в XX веке все чаще стали появляться тенденции, уходящие от этого принципа.

Наилучшими мастерами, изображающими людей, считались древние греки, римляне и мастера, которые творили в эпоху Ренессанса. Среди известных творений можно выделить скульптуру «Лаокоон и его сыновья», изготовленную древнегреческими мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором. Также известно творение «Умирающий галл», автором которого принято считать Эпигона, но точных сведений об этом нет.

Разумеется, примеров гораздо больше. Есть и более известные, но факт остается фактом: многие ваятели и сегодня охотно создают скульптуры людей.

Современный этап

Сегодня все чаще появляются экстравагантные стили и виды живописи и скульптуры, благодаря чему новые мастера стремятся привлечь к себе внимание и эпатировать публику. Однако благодаря этому мир скульптуры стал более разнообразным, интересным и современным.

Достаточно вспомнить творения известного колумбийского скульптора и художника Фернандо Ботеро, изделия которого сегодня красуются во многих крупных городах и столицах мира. Его «пухляши» произвели настоящий фурор в мире искусства.

Помимо него, конечно, есть и другие современные мастера, скульптуры которых являются экстравагантными, но в то же время чем-то свежим и новым в искусстве. Это основная тенденция в Новейшей истории человечества.

Интересные факты

Ни для кого не секрет, что выдающиеся произведения искусства продаются на арт-аукционах за бешенные деньги, но мало кто знает, что самая дорогая скульптура была оценена в 141 миллион 800 тысяч долларов США. Она называется «Указующий человек» и была создана в 1947 году известным ваятелем Альберто Джакометти.

Помимо того, что скульптуры могут очень дорого стоить, они бывают порой очень больших размеров. Самой высокой в мире считается статуя Будды Шакьямуни в Мьянме. Ее высота составляет порядка 130 метров, если считать с постаментом. Без него она имеет высоту более 115 метров.

Современные люди привыкли видеть античные скульптуры естественного цвета, но как показали недавние исследования, греки и римляне красили их различными красками, причем довольно ярко. Просто со временем краска выгорала на солнце и под воздействием других природных явлений стиралась.

Многие древние скульптуры дошли до нашего времени с различного рода изъянами: сколы, отсутствие некоторых частей и т. д. Искусствоведы, музеи и мастера-ваятели XIX-XX веков поначалу старались самостоятельно восстановить недостающие части, но со временем после многочисленных реставрационных неудач люди поняли, что произведения древности лучше не восстанавливать, а оставлять в том виде, в котором они были найдены.

Влияние на культуру

К какому бы виду скульптура не относилась, она все равно является предметом искусства, поэтому оказывает непосредственное влияние на него. Это один из сильных средств самовыражения, украшения городов, интерьера, экстерьера и т. д.

Издревле скульптуры оказывали огромное влияние на искусство и культуру в целом, являясь их частью. Они и сегодня считаются важным элементом в жизни человечества.

Многие известные статуи сейчас являются символом религии, города или даже целой страны. Вспомнить хотя бы знаменитую статую Христа-Искупителя, которая сегодня не только символизирует Рио-де-Жанейро, но и всю Бразилию.

Приблизительно то же самое можно сказать и о статуе Свободы в Нью-Йорке или статуе Родина-Мать в Волгограде. И таких примеров огромное количество. Практически в каждом крупном городе есть своя примечательная скульптура или несколько.

Помимо знаменитых и символичных статуй, существуют и обычные городские скульптуры, которые не представляют большой исторической или культурной ценности, а созданы исключительно для украшения городских улиц. Как правило, они делаются из недорогих материалов, вроде бронзы, железа и т. д.

В заключение

Живопись, графика и скульптура — это виды искусства, которые возникли очень давно, но существуют и по сей день. Причем интерес к ним нисколько не снижается, а в некоторой степени даже возрастает.

В современном обществе есть большое количество людей, интересующихся искусством, а творения старых мастеров, как правило, находятся под охраной государства и общества.

Людям всегда нравилось созерцать красивое, доставляющее удовольствие не только для глаз, но и для мозга, подавая ему темы для размышления, поэтому многие скульптуры не просто изображают что-то, но демонстрируют какой-либо сюжет, идею и мысль. Глядя на такие произведения искусства, люди невольно начинают задумываться о том, что хотел этим передать и донести до людей ее автор.

Скульптура не только не исчезла как вид искусства, но продолжает активно развиваться и сейчас. Появляются все новые виды, стили, материалы и т. д. Ваятели со всего мира стараются, как могут, чтобы выделиться и продвинуть свое творчество.

В условиях жесткой конкуренции современным скульпторам приходится подходить более креативно к своей работе или хобби. Именно это, по мнению многих, является двигателем современного искусства в целом, а не только скульптуры.

www.syl.ru

Доклад на тему «Скульптура»


Скульптура

Скульптура воспроизводит явления жизни в объемной форме. Скульптор создает задуманный им образ из твердых материалов – камня, бронзы, мрамора, определенных пород дерева – с учетом пластических возможностей каждого из них.

Основным объектом изображение в скульптуре всегда было лицо и тело человека. В отличие от живописи и графики, изображающих не только человека, но и среду, в которой он живет, скульптура, особенно круглая, изображением среды в прошлом не интересовалась. Представлением о времени, образе эпохе скульптура в отличие от других искусств, как правило, всегда давала через непосредственное изображение человека.
Современная скульптура расширяет свои изобразительные возможности, она обращается к прямому восприятию таких явлений и граней жизни, к которым в прошлом скульпторы не обращались. Не только сам человек, но и окружающая его среда становятся непосредственным объектом интересов скульптора.
В 1952 году выдающийся наш скульптор В.И.Мухина утверждала, что скульптура не может изображать неодушевленные предметы, например, машины, материальные атрибуты среды и т.д. Но чаще именно эти стороны действительности скульпторы вводят в свои композиции. Так, например, в скульптурной группе «8-е Марта» Д. Митлянский показал не только трех человек, сидящих в президиуме собрания, и женщину – оратора, но и саму трибуну и стол, покрытый скатертью, и даже висящий над стеной лозунг «Да здравствует 8 Марта!». Скульптор ввел в свою композицию и две боковые стенки, ограждающие сцену. Или еще пример: А. Пологова в композиции «Семья колхозника Чувалова» сгруппировала членов этой колхозной семьи вокруг стола во время чаепития. И стулья, и стол, и вкомпонованный в него самовар — словом бытовая среда – все это выступает необходимым компонентом произведения. Назовем еще двухфигурную композицию А.Шатерника «Материнство»: молодая женщина и ребенок расположены на деревянном срубе (работа выполнена в алюминии), в руке женщины ветка с плодами. Но сруб здесь не просто пьедестал, и ветка – не просто образ плодоносящего дерева. Художник стремился вызвать у зрителя более глубокие ассоциации. И в том, что скульпторы проявляют большой интерес и к изображению среды и к более активной организации пространства – приметные черты современного пластического искусства.
В скульптуре с большой силой проявляется гуманистическая природа искусства. Глубокий смысл заключен в том, что искусство скульптуры хотя и знало периоды упадка, но они всегда наблюдались в эпохи господства тирании и подавления человеческой личности. Весьма симптоматичны в этом отношении слова Микеланджело, сказанные им как бы от имени своей знаменитой скульптуры «Ночь»: «Мне отрадно спать и еще отраднее быть из мрамора. Пока длится царство пошлости и тирании, не видеть и не чувствовать – высшее для меня счастье. Поэтому не буди меня. Прошу тебя, говори тихо». Великий мастер очень верно усмотрел глубокую враждебность «царство пошлости и тирании» подлинно человеческому искусству скульптуры.
В пластическом искусстве скульптуры выразительные средства подчинены задаче объемного воспроизведения человека в материале. По этому основными изобразительными средствами скульптуры являются объем, силуэт, пластика, ритм. Они используются таким образом, чтобы созданное художником произведение, просматривалось со всех сторон, а силуэт его четко рисовался в пространстве, был ограничено с ним, связан.
Произведения скульптуры выступают в виде портрета или бюста (погрудного изображения), полуфигуры и фигуры или статуи (изображения в полный рост). Самым распространенным видом скульптуры является объемная круглая трехмерная скульптура, которую можно рассматривать со всех сторон. 
Наряду с круглой скульптурой существует еще и рельефно – выпуклое изображение на плоскости. По высоте выступающих из плоскости объемов различают высокий – горельеф, низкий – барельеф и обратный вогнутый — рельеф. Они могут служить и для оформления зданий, быть детально памятника и т.д.
Примером удачного сочетания круглой скульптуры и рельефа является, скажем, памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса, установленный в Москве. Фигуры Минина и Пожарского выполнены в круглой скульптуре, а рельеф на постаменте изображает отдельные эпизоды войны.
В развитии художественной культуры особенно большое место занимает скульптура монументальная. К ней относят памятники, установленные на площадях, в парках и других общественных местах с целью увековечения выдающихся деятелей, людей науки и искусства, героев труда, а также важнейших событий. Монументальная скульптура связана с архитектурной или естественной средой: она должна хорошо просматриваться с любой точки и поэтому устанавливается на открытом месте. Ее очертания должны быть ясными и четкими, без чрезмерной детализации и вызывать у зрителя яркое впечатление. Монументальная скульптура в отличие от скульптурных произведений, находящихся в специальных помещениях, не рассчитана на близкое рассматривание.
Движение в скульптуре, как правило, более сдержано, чем в живописи: статуя должна быть устойчивой, но объемность скульптуры позволяет представить динамичность очень выразительно. Эта динамичность – важнейшее средство характеристики человека. Так, в скульптурной группе В.Мухиной «Рабочий и колхозница» фигуры не только не кажутся застывшими, но они как бы движутся, и целеустремленностью движение определяется образное решение.
Существенным элементом выразительности скульптуры является падающий на нее свет. Живописец изображает свет, а скульптор так обрабатывает материал, чтобы плоскости и грани статуи по – разному отражали свет. Он рассчитывает, как скульптура будет освещаться в различное время дня и т.д. Значение освещения как средства выразительности столь велико, что скульпторы даже считают, что свет может убить или возродить скульптуру.
Существует скульптура малых форм. К ней относятся небольшие по размеру изделия из фарфора, керамики, статуэтки. Эти произведения нередко находятся на грани скульптуры и декоративно–прикладного искусства

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *