Как определить окончание глагола по спряжению
Окончание глагола бывает безударным. Для того чтобы определить окончание глагола, действуем по определенному алгоритму.
Глагол обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Это изменяемая часть речи. Глагол имеет множество форм настоящего, будущего и прошедшего времени в изъявительном наклонении, например:
- я пишу́;
- дедушка пи́шет;
- они пи́шут;
- мальчик писа́л;
- девочка будет писа́ть;
- мы будем писа́ть.
Алгоритм определения окончания глагола
Особое затруднение в написании доставляют глаголы настоящего времени с безударными личными окончаниями. Чтобы правильно определить, какое окончание у глагола, действуем по следующему алгоритму:
- обратимся к начальной форме глагола — неопределённой форме, или инфинитиву;
- смотрим, какая буква имеется перед окончанием -ть;
- определяем спряжение глагола;
- делаем выбор в написании личного окончания глагола первого или второго спряжения.
Примеры определения окончания глагола
Для исследования возьмем глаголы «строишь» и » затеет».
Ты строишь дом?
Какое выбрать окончание, стро-ишь или стро-ешь? Оно ведь безударное и неясно слышится гласный звук. Глагол «строишь» имеет начальную форму — строить.
У него перед окончанием -ть пишется буква «и» (это суффикс). По конечному -ить определим второе спряжение глагола.
Значит, в окончании слова «строишь» напишем букву «и». Для наглядности спрягаем глагол:
- я стро-ю — мы стро-им
- ты стро-ишь — вы стро-ите
- он стро-ит — они стро-ят.
Обратим внимание, что почти во всех формах настоящего времени глаголов второго спряжения пишется буква «и».
Сегодня на празднике клоун затеет веселую игру для малышей.
Рассмотрим, какое выбрать окончание у слова, «затеет» или «затеит»?
Обратимся к неопределённой форме — затеять. Глагол заканчивается на -ять. У всех глаголов на -ять является безударным суффикс —я—, поэтому на эти слова следует обратить особое внимание. Перечислим их:
блеять, веять, реять, лаять, затеять, сеять, чаять, таять, чуять, надеяться, отчаяться, маяться.
По конечному -ять (у других глаголов -ать, -еть, -оть, -уть, -чь, -чи, -ти) отнесем это слово к глаголам первого спряжения.
Значит, в окончании слова «зате—ет» напишем букву «е». Убедимся в этом:
- я зате-ю — мы зате-ем
- ты зате-ешь — вы зате-ете
- он зате-ет — они зате-ют.
Видеоурок
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ
russkiiyazyk.ru
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: правописание
Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробуем выяснить основные положения и правила.
Глагол как часть речи
Наш язык очень богат и многообразен. Особое место в нём занимает такая важная и порой просто незаменимая часть речи, которую мы ежедневно используем, как глагол. Именно он заставляет нашу речь быть подвижной и динамичной. Прежде чем узнать, какие окончания у глаголов 1 и 2 спряжения, разберёмся, что собой представляет эта морфологическая группа.
Эта часть речи используется очень часто и стоит на втором месте после употребления имён существительных. А всё потому, что она обозначает действие или какое-либо состояние предмета. В начальной форме отвечает на вопрос «что делать?».
Глаголы являются изменяемой группой речи по числам (бежит – бегут), а также по лицам (стираю – стираешь – стирает). Спряжение – так лингвисты называют такое явление. Каждое из них имеет свой особый состав окончаний, речь о которых пойдёт далее. В предложении глаголы могут быть самыми разными членами предложения. В основном они выполняют роль сказуемых.
1 спряжение
В зависимости от того, на какое сочетание букв оканчивается глагол, его относят к первому или ко второму спряжению. Понять это правило легко. Если перед нами слово, имеющее в основе –оть, -ять и другие (кроме -ить), то оно имеет 1 спр. Например: болтать, прыгать, краснеть, пригонять, бороться. Обратите внимание, что это именно сочетание букв, а не флексия, как неверно считают многие школьники.
Запомните: правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения поможет возведение слова в инфинитив. Именно по нему мы сможем отличить одну форму от другой. К примеру, слово «бреется» в инфинитиве будет «брить». Оно заканчивается на –ить, но тем не менее относится к 1 спр. То же самое и с глаголом «стелить». Эти слова принято относить к исключениям.
2 спряжение
Эта группа отличается от первой и другой основой, а также наличием исключений. Зная все эти тонкости, вы легко отличите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Как определить их, узнаем дальше.
Когда перед нами глагол, имеющий в начальной форме основу на -ить, можем смело утверждать, что это слово 2 спр. Например: говорить, просить, купить, приходить. Однако в эту группу также входят слова, заканчивающиеся на другую основу. Их нужно запомнить, тогда вы не испытаете никаких трудностей, определяя личные окончания глаголов I и II спряжения. Список исключений составляет 11 глаголов: гнать (в шею), дышать (носом), смотреть (на учителя), видеть (драку), слышать (в тишине), ненавидеть (войну), зависеть (от мамы), терпеть (боль), вертеть (мяч), обидеть (младшего), держать (в руках).
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения
Теперь, когда мы знаем самую основную информацию об этой части речи, нам предстоит узнать и о некоторых сложностях. Каждое из спряжений имеет свой особый набор окончаний. Изменяя глаголы по лицам, мы увидим, что к 1 спр. относятся такие, которые во множественном числе имеют флексию -ут (или -ют). Например: белеть – белеют, показать – покажут. В ед. ч. в окончании обязательно будет буква «е»: кидать – кидаешь, кидает, сеять – сеет, сеешь.
Помните, что таким образом определяют лишь флексии в безударном положении. Рассмотрим слово «жить». Казалось бы, оно оканчивается на –ить и относится ко 2 спр. Теперь поставим его во второе лицо, получим «живёшь» («живёте»), в третье – «живёт» («живут»). Этот пример наглядно показывает, что слово относится к первому спр., поскольку в единственном числе в окончании присутствует буква «е», а во мн. ч. – ут. Таким образом, делаем вывод, что с помощью инфинитива проверяем спряжение лишь тогда, когда сомневаемся в безударном положении. Именно тогда орфограмма оказывается в слабой позиции.
Практика
Для качественного закрепления любого правила необходимо выполнить ряд тренировочных заданий. Поскольку начинает изучать тему «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения» 4-й класс, упражнения необходимо давать исходя из уровня их знаний. Учащиеся ещё вернутся к этому вопросу в среднем звене. Например, в 6-7 классах. Поэтому в начальной школе даются самые простые и понятные задания, которые способны решить четвероклассники.
После изучения глагола и его спряжений стоит предложить детям попробовать определить их самостоятельно. Это может быть готовый список слов, а также текст, в котором ребятам предстоит самостоятельно заняться поиском этой части речи. Уже в старших классах можно усложнить задачу: предоставить учащимся возможность самим написать сочинение на какую-либо тему с использованием глаголов обоих спряжений в личных формах. Таким способом они смогут отразить свои знания и пробелы по пройденному материалу. После проведённой работы обязательно нужен анализ темы и рефлексия, которая поможет ребятам усвоить полученные знания.
Целесообразно использовать дидактический материал, в котором будут использоваться исключения. Только в практике дети смогут хорошо потренироваться и понять, как пишутся личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Также можно использовать карточки, на которых будут пропущены буквы в окончаниях глаголов. Например:
Снега та…т в полях.
Когда ты напиш…шь письмо?
Мы выполн…м контрольную на «отлично»!
При этом учащимся необходимо не только вставить нужную букву, но и объяснить свой выбор. Для этого попросите их прописать алгоритм определения окончания. Только после такой работы можно оценить, поняли ли дети эту сложную тему или нет.
Вывод
Изучение морфологии в школьном курсе – дело непростое. Оно требует от ребёнка не только запоминания правила, но и умения рассуждать. Наличие большого списка исключений может сбить учащегося с толку. Но при хорошей тренировке любой школьник сможет легко отличать одно спряжение глагола от другого. А из этого следует, что и с личными окончаниями этой части речи проблем возникнуть не должно.
fb.ru
Окончания глаголов 1 и 2 спряжения, правописание
Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучить эту тему? Попробуем разобраться далее.
Глагол как часть речи
Прежде чем приступить изучению окончания спряжений глаголов, необходимо разобраться в некоторых тонкостях.
Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно же, это глагол.
Без него наш язык просто невозможно представить. Трудно бы нам пришлось, если бы вдруг исчезла эта часть речи. Даже описывая статичный предмет, мы все равно ее используем. В художественной литературе глаголы используют как действенное средство художественной образности и выразительности.
Например, олицетворение, оживляющее предметы, никогда не обходится без глагола. Сравним: Стрелка часов перемещается по кругу. Часы идут. В каком случае начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ног, но, тем не менее, именно на сходстве движения и построено олицетворение. Сюда же можно отнести примеры: река несется, ветер воет, гроза бушует.
Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное ощущение.
Спряжение- это…
Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.
Почти каждая часть речи по-своему умеет изменяться. Существительные, к примеру, — по падежам и числам. Прилагательные же, помимо этого, еще меняются и по родам. Как же обстоит дело с глаголом? Его можно менять по лицам, а также числам. Именно это и называется спряжением. Каждое из них имеет свой набор личных окончаний. Зачастую их путают между собой. А мы выясним, как качественно запомнить эти нюансы и больше не совершать письменных и устных ошибок.
Стоит напомнить еще одно важное правило, к которому относится спряжение глаголов. 1, 2, 3 — бывает только склонение! А спряжений у глагола всего два. О них и поговорим подробнее.
1 спряжение
Самое большое количество вопросов в курсе изучения частей речи вызывают окончания спряжений глаголов. Определять их следует по инфинитиву. К первому принято относить такие, которые в начальной форме оканчиваются на –оть (пороть), -ать (ломать), -еть (болеть), -ять(гулять) и другие.
Но, как в любом правиле, существуют глаголы-исключения 1 2 спряжения.
Так, к первому также относят еще два слова, оканчивающиеся на —ить: брить и стелить. Это объясняется историческими изменениями этих форм.
Как мы будем определять спряжение? Очень просто: ставим слово в начальную форму. Она отвечает на вопрос «что делать?».
Например: Учащиеся делают уроки. Глагол делают приводим к начальной форме – делать. Смотрим, на что он заканчивается. В данном случае, это –ать. Соответственно, такое слово мы отнесем к первому спряжению.
2 спряжение
Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.
Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на –ить: говорить, строить, приходить. Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить, а также стелить.
В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.
Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства). Также сюда отнесем четыре слова на –ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню).
Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.
Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.
Пример: Младенец очень зависит от матери.
Глагол зависит ставим в начальную форму – зависеть. Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть, а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.
Еще один пример: Рабочие строят новый дом.
В начальной форме глагол строить оканчивается на –ить. Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.
Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.
С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.
Изменение по лицам
Теперь мы знаем, что такое спряжение глаголов. Личные окончания глаголов – следующий этап, который необходимо изучить.
Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет способность изменяться по лицам.
Напомним: что для того, чтобы определить, к 1-му, 2-му или 3-му лицу относится глагол, необходимо подставлять к нему соответствующие местоимения.
К первому лицу слово я (ед.ч.) или мы (мн.ч.): спрашиваю, пишем.
Ко второму нужно подставить ты (ед.ч.) или вы (мн.ч.): говоришь, посмотрите.
К третьему же — он( оно или она) либо они (мн.ч.).: светит, думают.
Те окончания, которые получились в результате такого изменения слов, и называют личными.
Спряжение глаголов по ударному окончанию
Далеко не во всех случаях мы будем сомневаться, как правильно писать заданное нам слово. Если в глаголе ударение падает на окончание, мы, не раздумывая, употребим его верно.
Например: говорЯт, летЯт, придЕшь.
В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает никаких трудностей.
Будьте осторожны, если слово стоит в инфинитиве. Иногда ударение может только ввести в заблуждение. Например, глагол «жить». Он оканчивается на –ить, которое является ударным. Но при этом в личной форме во мн.числе слово имеет окончание –ут (живут). А это означает, что его нужно отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово находится только в личной форме.
Сложные случаи
А что делать, когда окончание является безударным? На такой случай существует специальный набор личных окончаний, по которым мы и узнаем о спряжении.
У первого спряжения в един.числе всегда присутствует буква «е»: стараЕшься, исчезаЕшь, болтаЕшь. Во множественном всегда окончания либо -ут, либо -ют: борЮТся, покажУТся.
Их трудно определить в безударной позиции, но в таком случае придет на помощь инфинитив.
Личные окончания глаголов 2 спряжения отличаются: в единственном мы напишем букву «и»: зависИт, гонИт. Во множественном необходимо употреблять окончания –ат или –ят: строЯТ, держАТ.
Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности на письме. По этой причине необходимо ставить слово в начальную форму и по ней определять, к 1 или 2 спр. оно относится.
Вывод
Нам удалось справиться с трудной задачей и указать на тонкости определения окончаний у глаголов. Не торопитесь, когда какое-либо слово вызывает у вас трудности. Вспомните, что в инфинитиве 1 спр.имеет концовку –оть, -еть, -ять и др., а во втором только –ить. К этому правилу еще прибавьте немаленький список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.
Личные окончания просто выучите, это совсем несложно. Тогда вы не будете испытывать проблем в их правописании. В случае затруднений вы всегда сможете обратиться к нашей статье, чтобы освежить свои знания по этому вопросу.
autogear.ru
Спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Лицо и число
На уроке мы разберем спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями, а также лицо и число глаголов. Повторим полученные ранее знания о глаголе, рассмотрим окончания. Ознакомимся со схемой определения спряжения глагола и закрепим знания, полученные на уроке, выполнив задание.
На уроке мы рассмотрим спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями, а также лицо и число глаголов. Для изучения новой темы прочитайте стихотворение и обратите внимание на выделенные слова (рис. 1).
Рис. 1. Стихотворение
Выделенные слова в стихотворении – это глаголы (рис. 2).
Рис. 2. Глаголы
Для лучшего усвоения нового материала повторим все, что знаем о глаголе.
Часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, что делал?, что буду делать?, называется глаголом.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Окончания глаголов по спряжениям (рис. 4):
Рис. 4. Окончания глаголов по спряжениям
Задание 1
Определите ё или и в окончаниях глаголов (рис. 5).
Рис. 5. Задание 1
Ответ (рис. 6)
Рис. 6. Ответ
Окончания определять легко, потому что него падает ударение.
Задание 2
Образуйте от глаголов форму настоящего времени 3-го лица единственного числа (рис. 7).
Рис. 7. Задание 2
Выделим окончание и определим спряжение (рис. 8).
Рис. 8. Ответ
Задание 3
Выпишите словосочетания в два столбика: глаголы 1 спряжения и глаголы 2 спряжения (рис. 9).
Рис. 9. Задание 3
Ответ (рис. 10)
Рис. 10. Ответ
Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяется по окончанию (рис. 11).
Рис. 11. Окончания глаголов по спряжениям
Для определения спряжения глагола используйте схему (рис. 12).
Рис. 12 Схема определения спряжения глагола
Составьте пословицы. Вставьте пропущенные буквы-орфограммы, раскройте скобки (рис. 13).
Рис. 13. Задание 1
Ответ (рис. 14)
Рис. 14. Ответ
Чтобы правильно написать окончание глагола, необходимо определить, ударное оно или безударное, и воспользоваться алгоритмом, приведенным на схеме.
Список литературы
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013. –162 с.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013. –162 с.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. – 5-е изд., перераб. – М.: 2013. – Ч. 1 – 160 с., Ч. 2 – 144 с.
4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч.. – 2013. – 192 с., 192 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт bacenko.ru (Источник)
2. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)
3. Интернет-сайт russkiy-na-5.ru (Источник)
Домашнее задание
1. Что такое спряжение глагола?
2. Как определяется спряжение глагола с ударным окончанием?
3. Перечислите окончания глаголов 1 спряжения, глаголов 2 спряжения.
interneturok.ru
Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени — Правило
Упражнения к правилуГлаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (это называется спряжением).
По своим личным окончаниям глаголы делятся на два типа:
I спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет,
-ем, -ете, -ут (-ют)
II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит,
-им, -ите, -ат (-ят)
1 лицо → я гуляю, мы гуляем
3 лицо → он гуляет, они гуляют Пример 2. Проспрягаем глагол II спряжения «возить».
1 лицо → я вожу, мы возим
2 лицо → ты возишь, вы возите
3 лицо → он возит, они возят
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на -ить
(пилить, носить, дежурить)
и глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
К I спряжению относятся все остальные глаголы:
на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь
(писать, сеять, прыгнуть)
и глаголы-исключения: брить, стелить, зиждиться.
Примечание.
Глаголы-исключения с приставками также являются исключениями:
пригнать, задержать, надышаться, услышать, подсмотреть, свидеться, разобидеться, повертеть, перетерпеть, расстелить и другие.
Чтобы определить, какую гласную писать в безударном окончании, нужно:
Шаг 1. Поставить глагол в неопределенную форму.
он кол..т → колоть
ты леч..шь → лечить
Шаг 2. Определить, какая гласная стоит перед -ть.
Шаг 3. Решить, к какому спряжению относится глагол и какое личное окончание должно быть написано.
колоть → -оть → I спр → колет
лечить → -ить → II спр → лечишь
Примечание.
Под ударением пишется то, что слышится:
гляди́т, сиди́т, молчи́т, спи́т, кричи́т.
Он тащ..т → н.ф. – тащить → на -ить → II спряжение → он тащит
Ты скач..шь → н.ф. – скакать → на -ать → I спр → ты скачешь
Мы догон..м → н.ф. – догнать → на -ать → II спр, исключение → мы догоним
§87. Глаголы. Спряжение глаголов. Окончания. Выбор гласных в безударных окончаниях
Определи спряжение
В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени
- у глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): имеешь, имеет, имеем, имеете, имеют,
- у глаголов 2-го спряжения – и, а (я): смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят.
Вспомни
Ко 2-му спряжению относятся глаголы:
1) с суффиксом и в основе неопределённой формы: любить,
2) 7 глаголов с суффиксом е в основе неопределённой формы: терпеть, вертеть, обидеть,
зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть, а также их производные: посмотреть, осмотреть, высмотреть, досмотреть, насмотреться, засмотреться и другие.
3) 4 глагола с суффиксом а: гнать, держать, слышать, дышать и их производные: прогнать, догнать, выгнать, изгнать и другие.
К 1-му спряжению относятся все остальные глаголы, включая глаголы исключения: брить, стелить.
Легко запомнить исключения
7 глаголов 2-го спряжения с суффиксом е:
терпеть, вертеть, обидеть,
зависеть, ненавидеть,
и видеть, и смотреть
и их производные: посмотреть, осмотреть, высмотреть, досмотреть, насмотреться, засмотр
4 глагола 2-го спряжения с суффиксом а:
гнать, держать, слышать, дышать
и их производные: прогнать, догнать, выгнать, изгнать и многие другие.
Исключение
2 глагола 1-го спряжения с суффиксом и:
брить, стелить – глаголы 1-го спряжения: бреет, бреют, стелет, стелют , а также их производные: постелить, застелить, перестелить и другие.
— Понравилась статья?:)
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ruЧто такое спряжение глагола? Личные окончания глаголов :: SYL.ru
Что такое спряжение глагола, знает каждый грамотный человек. Но у многих до сих пор эта тема вызывает массу вопросов, ведь глагол является одной из самых загадочных частей речи, имеющей наибольшее количество морфологических признаков. О том, как в них не запутаться, расскажем подробнее.
Первое спряжение
Для того чтобы не ошибиться в правописании окончаний, необходимо знать, что такое спряжение глагола. Что понимают под этим понятием? Спряжением лингвисты называют изменение абсолютно всех глаголов по таким категориям, как лицо и число.
В зависимости от окончаний обычно выделяют два их типа, которые принято называть «первое» и «второе». Для того чтобы верно определить спряжение, ставят глагол в форму, именуемую инфинитивом, отвечающую на вопрос что делать (сделать)?
После этого сморим, на что оканчивается слово. Последние буквы «-оть», «-еть», «-ать», «-ять», «-ыть» говорят нам о том, что перед нами первое спряжение глаголов: слова полоть, болеть, думать, стрелять, намыть.
Как стоит поступить, если последним в слове будет такой постфикс, как «-ся»?
В словах бороться, ругаться, прогуляться нетрудно определить спряжение. Просто нужно отбросить суффикс «-ся», снова посмотреть, как оканчивается слово, и по тому же алгоритму определять спряжение. Слово бороться без постфикса оканчивается на «-оть», а значит, относится к первому спряжению.
Как в любом правиле, в этом тоже есть исключения. Слова брить и стелить принято относить к первому спряжению. Это связано с историческим изменением этих слов.
Второе спряжение
Для того чтобы отличить его от первого, нужно знать, как оканчиваются слова этой группы в неопределенной форме. Зная, что такое спряжение глагола, сделать это будет нетрудно. Инфинитивы, оканчивающиеся на «-ить» (кроме названных уже брить и стелить) будут относиться ко второму спряжению: говорить, смешить, ловить, любить.
Не обращайте внимание на возвратный постфикс «-ся». Он абсолютно не меняет спряжения: молиться, хвалиться, строиться.
Однако здесь нужно быть осторожнее, эта группа глаголов имеет целых одиннадцать исключений: гнать, дышать, слышать, держать, терпеть, вертеть, зависеть, смотреть, ненавидеть, видеть, обидеть. Все они, несмотря на то что не оканчиваются на сочетание «-ить», также относятся ко второму спряжению. Эти глаголы необходимо выучить, в противном случае ошибки неминуемы.
Применение правила на практике
Теперь мы знаем, к какому спряжению относится глагол, если он стоит в неопределенной форме. Но зачастую в устной и письменной речи мы употребляем эту часть речи, поставленную в нужное лицо и число.
Например, перед нами глагол «думает». Он стоит в форме 3 л. единственного числа. Необходимо определить его начальную форму: что делать? Думать – оканчивается на «-ать», к списку перечисленных исключений не относится, а потому принадлежит первому спряжению.
Еще один пример – глагол «жить». Вроде бы все понятно: окончание «-ить», а потому спряжение второе. Но здесь стоит быть осторожнее: если поставить слово в форму множественного числа 3 лица, получится «живут».
Вспомним таблицу личных окончаний глаголов: если оно ударное, то к 1 спряжению отнесем слова с окончаниями -ет в единственном числе и -ут (ют) во множественном.
Ко второму определим с -ит (единственное число) и -ат (ят) во множественном.
Таким образом, мы видим, что слово «живут» имеет личное ударное окончание «ут», а потому отнесем его к первому спряжению.
Делаем вывод, что по инфинитиву будем определять в том случае, когда окончание в личном глаголе безударное. Стоит внимательно отнестись к этому, чтобы не допускать ошибок в правописании. В слове с ударным личным окончанием проблем с орфографией не возникнет: пекУт (1 спр.), молчАт (2 спр.).
Два спряжения в одном слове
Русский язык известен своей витиеватостью в области орфографии и морфологии. Казалось бы, мы назвали обе группы спряжений, выяснили, какие исключения есть в каждой из них, узнали окончание личных форм.
Но вот перед нами слово «хочет». Окончание «-ет» подсказывает нам, что это первое спряжение. Но стоит поставить его во множественное число, и получаем «хотят». Как известно, «-ят» относим ко второму. В чем особенность спряжения глаголов? В том, что некоторые из них имеют окончания и той, и другой группы. Такие слова называют разноспрягаемыми. Кроме глагола «хотеть» к ним относится слово «бежать», а также «чтить».
Теперь, зная, что такое спряжение глагола, вы без труда определите его. Уметь правильно это делать — значит, не допускать ошибок в правописании окончаний.
www.syl.ru