Содержание

Анализ стихотворения Державин Памятник 9 класс

Пожалуй, нет ни единого поэта, который бы хоть раз за всё своё творчество не обращался к теме вечности. Наоборот нужно отметить, что поэты во все времена очень любили именно эту тему, ведь она дает безграничное количество фантазии, так как размышлять о вечном можно бесконечно.

Стоит отметить, что среди поэтов, которые наиболее сильно любили данную тему был и Державин Гавриил. У данного поэта есть не одно, и даже не два произведения, посвященных вечности.

В 1795 года Гавриил написал одно из своих знаменитых произведений «Памятник». Первое, что хочется отметить, так это то, что изначально данное произведение носило название «К музе». А теперь давайте более подробно изучим данное стихотворение.

И так, начать анализ данного стихотворения нужно, безусловно, с того, что данное стихотворение написано в лучших традициях древнегреческой поэзии. Однако, несмотря на этот весьма весомый факт, нужно так же добавить, что большинство критиков в области художественной литературы посчитали данное произведение слишком вызывающим и даже вульгарным.

Тем не менее, автор произведения сумел выдержать всяческие нападки со стороны критиков, советуя им не обращать внимание на наружность, а заглядывать в душу произведения. А именно стараться вникнуть и понять основную суть стихотворения.

Данное стихотворение имеет 5 строф и 20 строчек. Написано оно при помощи перекрестной рифмы и содержит большое количество различных литературных способов и приемов, которые делают его более выразительным и красочным.

Так же нужно отметить, что данным стихотворением автор хотел подчеркнуть не свои собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые появлялись в момент создания данного произведения.

В заключение хотелось бы сказать, что порой за внешними словами нужно суметь увидеть главный смысл и главную задумку автора. На примере данного стихотворения это можно отчетливо проследить, так как не многие смогли с первого момента понять главный смысл произведения, и совершенно напрасно.

В каждом стихотворении, произведении и так далее скрывается куда более глубокий смысл, нежели может показаться на первый момент.

Анализ стихотворения Памятник Державин

В 1795 году знаменитым поэтом Г.Р. Державиным было написано стихотворение «Памятник». Оно играло большую роль для развития литературы. Ведь тема, которая была затронута в этом произведении, часто поднималась будущими поколениями поэтов и писателей в своих шедеврах. Для автора — это стихотворение является высказанным итогом прожитых лет. В нем он дал осмысление пройденного им творческого пути. Многие литературоведы и критики отмечают стихотворение своего рода поэтическим манифестом.

О чем же «Памятник»? Державин здесь впервые высказывает свой взгляд к такой проблеме, как взаимоотношения поэта и толпы. Можно провести параллель между автором и лирическим героем стихотворения. И тот, и другой видят свои заслуги в творчестве, которое они дарят миру. Именно искусство — это тот памятник, который останется после смерти человека в памяти других людей на века. Лирический персонаж — это гордый человек, который жаждет справедливости. Его можно назвать сильным духом, так как он отстаивает свои слова и не боится произносить вслух непостижимые в те времена мысли. Лирический герой выступает перед читателями человеком, который готов перейти любые преграды, чтобы добиться своей цели.

Стоит подчеркнуть, что Державин — первый поэт, который в своих стихах заговорил о собственной славе и личных заслугах. Он вносит в поэзию автобиографичность. Здесь же поэт обращается к бессмертию. Оно даруется каждому творящему искусство. Ведь созданные шедевры способны оказывать сильное влияние на людей, которые в будущем будут обращаться к написанным строчкам.

Державин считал, что истинная задача искусства, в том числе и литературы, это распространять просвещение. Именно взращивая любовь людей к литературе, к научным знаниям, можно исправить их нравы и наставить на правильный, единственно верный путь развития.

Удивительно то, что в своём стихотворении автор не побоялся говорить правду. Он искренне выражает свои идеи по поводу политики и представителей власти. И здесь же подчеркивает «свою заслугу». Ведь до Державина никто не осмеливался описывать монархов «забавным слогом». Поэтому это новшество способно несколько преобразить отечественную литературу и изменить отношение людей к ней, как к говорящей правду.

Развитие в «Памятнике» происходит неторопливо. Ведь автор хочет выделить особенность и торжественность момента и поднятой проблемы. Для этого Державин использует в качестве литературных приемов множество эпитетов и метафор для создания полных и богатых образов. Он употребляет слова возвышенного стиля, поднимая тем самым поэзию над обыденным миром и восхищаясь ею.

9 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Памятник

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Клятва

    Когда началась Великая Отечественная война, поэзия была востребована и просто необходима не только для тех, кто защищал Родину, но и непосредственно для тех, остался по другу сторону. Жены, матеря и дети, жили в неведении, ужасе, страхе

  • Анализ стихотворения Гиппиус Бессилие

    Всеми известная поэтесса Зинаида Гиппиус, а также её муж Дмитрий Сергеевич Мережковский, были российскими идеологами символизма, его яркими примерами, а также просто прекрасными писателями и поэтами. Помимо любви их союз был очень

  • Анализ стихотворения Есенина Чары

    Есенин всегда описывал образы природы, любви и страдания. Доказательством этому возможно отыскать в большом количестве поэзий. «Чары» эта поэзия написана в 1916 году, поэт написал его в ранние годы. В этом году было написано

  • Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога 6 класс

    Стихотворение начинается с эпиграфа. В нем мальчик Ваня задает своему отцу, генералу, вопрос о том, кто построил железную дорогу. На что тот отвечает ему, что это сделал граф Клейнмихель. Разговор этот происходит в вагоне поезда.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Узник 9 класс

    Самое известное стихотворение Лермонтова – «Смерть поэта». Оно было написано в 1837 году как реакция на гибель Пушкина от пули Дантеса. Стихотворение это было встречено властями неодобрительно, и Лермонтов за него жестоко поплатился:

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс

Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность и уникальность своего творчества.

Стихотворение «Памятник» было написано в 1759 году. Свои произведения поэт сравнивает с памятником «чудесным, вечным» и тем самым указывает на то, что поэт бессмертен в своих произведениях. Он рассуждает о том, какую роль играет поэзия для будущих поколений и современников, как воздействует на них.

Главной идеей произведения является мысль автора о том, что цель искусства и литературы сложно переоценить, потому что именно она воспитывает просвещение, любовь к прекрасному и другие важные для достойного человека качества. Все произведения Державина отличаются удивительной искренностью, и Памятник не является исключением. Он без всякого стеснения и робости высказывает свое мнение о власти и поясняет, каковы именно его заслуги перед русской литературой.

Стихотворение написано очень лаконично и ритмично (первая строчка с третьей, вторая с четвертой), поэтому читать и учить его довольно просто. И также подобное написание позволяет прочувствовать глубину затрагиваемой автором темы.

Многочисленное использование различных насыщенных эпитетов (неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой) и «громких» слов, таких как — возгордись, возгласить, несчётных, еще больше укореняют в сознании читателя мысль, что данное произведение важно не только для самого автора, но и для каждого из нас.

Нельзя, конечно, не обратить внимание на восклицательные предложения, которые автор необыкновенно гармонично располагает по всему стихотворению (в начале и ближе к концу), что помогает нам на протяжении всего чтения находится в, своего рода, боевом настроении. Лирический герой у Державина сразу вызывает довольно сильные эмоции у читателя. Предстает как человек сильный, упертый, уверенный в своей правоте. Именно это, как мы понимаем, помогает ему добиваться поставленных целей.

Анализ стихотворения Памятник Державина

В стихотворении Державина «Памятник» читателю представлено некое рассуждение о своих заслугах и их значимости. Оно поражает своей глубиной и масштабностью. Отчасти поэт предстает в образе человека, который своими поэтическими наставлениями выражает чувства и мысли высших сил, являясь своего рода посредником между человеком и божественным началом. Многие критики сочли написание данного стихотворения, как проявление высокомерия и чрезмерной заносчивости, но, стоит отметить, Державин говорит не только о себе, но и о творчестве в целом.

Также актуальна и тема бессмертия. Любое творчество живет вечно. Он неоднократно повторяет это в своем стихотворения. Творчеству не грозит исчезновение после физической смерти, это нечто эфемерное и незыблемое, это то, что невозможно понять или проанализировать, лишь, полагаясь на чувства и ощущения, можно осмыслить то,  о чем идет речь.

Также затрагивается и тема знаний высшего порядка. Державин, буквально, между строчек, говорит о том, что все внешнее слишком незначительное, а истина и настоящая глубина чувств, мотивов и поступков – спрятана от человека, не каждый может докопаться до настоящего понимания, лишь поэзия, связанная невидимой нитью с Богом, может помочь человеку обрести смысл.

Для более яркого восприятия, автор в своем произведении использует большое количество художественных приемов. Это и эпитеты ( «вечный памятник», «чудесный памятник», «высокая лексика»), и олицетворения («часть станет жить», «слава возрастет»), также неоднократно автор использует метафору, градацию и другие художественные приемы.

Несмотря на то, что стихотворение неоднократно подвергалось критике, многие говорили о некоторой нескромности и приписывании себе несуществующих качеств, стихотворение живет уже ни один год. Самое значимый показатель талантливо написанного стихотворения – время. Действительно, в данном стихотворении затрагиваются такие темы, которые не теряют своей актуальности никогда. Даже сегодня эта тема дает почву для размышлений. Оно является поводом задуматься о бессмертии души, о творчестве, о его предназначении и смысле существования. На сегодняшний день многие из нас забывают о том, что смысл не в финансовом благосостоянии, не в стабильности и не в чем-то материальном, а в том, о чем говорит нам Державин – в творчестве и духовности, которые неразрывно связаны между собой.

Вариант 3

Памятник Державина является программным произведением, с которого многие даже начинают изучение русской классической лирики. Державин был, как говорят американцы self made man, то есть всего добивался сам, собственными усилиями. Он поднялся из самых низов и достиг существенных вершин, о чем нередко писал в собственных произведениях.

Как известно, эта лирика является во многом автобиографической и Гаврила Романович тут был первооткрывателем и эталоном жанра. Собственно Памятник является рассуждением о вечности поэта, которой он достигает через собственную поэзию.

Действительно, мысль не нова и написанное не воротишь и топором не вырубишь, слово всегда было одним из наиболее могущественных инструментов доступных человеку. В свою очередь поэт как своеобразный мастер обращения со словом, способен воздействовать на людей, мир, созидать определенные идеи. При этом Державин говорит и про «чудесный, вечный» памятник, который при помощи поэзии воздвигает самому себе, он создает творение, которое, возможно даже крепче дворцов и империй.

Кстати, Державин также говорит и о власти и привилегированном положении поэта по отношению к власти: «и истину царям с улыбкой говорить». Тут довольно значимым словом является истина, которое указывает не столько на обличение, сколько на указание верного пути, ведь истина представляет собой некий бескомпромиссный идеал, который несет благо. Дополнением к этом Державин говорит и о почитании народом, которому следует не просто уважать поэта, но и высоко ценить его роль.

Во многом Державин восхваляет себя в собственном творении, но тут отсутствует какая-либо напыщенность, по большей части только благородство, которое подчеркивается множеством эпитетов и слов наподобие: чудесный и вечный, заслугой справедливой, возгордись, дерзнул. В общем, Державин говорит не только о собственном величии, но и о величии поэта как такового, лирический герой – не только Державин, но и общий идеал поэта, который готов отстаивать собственное мнение, умеет достигать цели и в определенном смысле возвышается над обыденной действительностью, наблюдая за вечностью.

Литературный анализ

Данное стихотворение было впервые запечатлено на бумаге в 1795 году, когда Державину было пятьдесят два года и он уже находился в зрелом периоде своего творчества. В этом возрасте он уже обзавёлся поэтическим и служебным успехом, а также начал анализировать свою роль в русской поэзии и культуре.

Жанр стихотворения — ода. Но не совсем обычная ода, Державин первый из русских поэтов, хоть и косвенно, но посвятил оду себе. Это можно назвать слегка эгоистической одой; но с другой страны талант, масштаб и влияние личности поэта этого заслуживает.

Размер стихотворения: шестистопный ямб. Вид рифмовки: перекрёстная рифмовка.

Главная мысль и тема стихотворения — это вера в бессмертие как поэзии в частности, так и искусства в целом. Державин говорит нам, что человеку не обязательно возводить города, увековечивать себя в граните или быть центром внимания своей эпохе, но ему лишь нужно творить искусство и тогда его запомнят и без лишних атрибутов.

Но ко всему прочему Державин также выдвигает несколько условий к будущим поэтам: Во-первых, быть абсолютно честными всегда и везде и с кем бы то ни было. Пускай и король перед вами, или император, но коль вы поэт, то обязаны не льстить, а правдою как мечом рубить. Во-вторых, не стеснятся и даже гордиться собственными успехами и заслугами. Державин собственным примером показывает, что если вы действительно сдюжили в борьбе за славу и достигли чего-то грандиозного, то нет ничего постыдного в том, чтобы похвастаться этим. В-третьих, подобно примеру поэта из его последней строфы, безгранично, бесцельно, но перманентно, резво и яро славить, восхвалять. Ту самую соблаговоляющую в творчестве, но при том неуловимую поэтическую музу.

Для поддержания величественности и высокопарности своего стихотворения, дабы выделить его непомерную важность, Гавриил использует множество разных художественных приёмов. Эпитеты: памятник (какой) чудесный, вечный; вихрь(какой) быстротечный; слог забавный. И др. Гипербола: металлов тверже , а также выше пирамид. Метафоры: времени полет; зарей бессмертия. Олицетворения: ни гром не сможет сломить ; ; ни времени полёт ни сокрушит. Также стоит отметить общий подбор слов для этого стихотворения, многие из них считаются очень возвышенными и редкими. Стихотворение изобилует восклицанием и духом высокой поэзии.

9 класс

Анализ стихотворения Памятник по плану

Памятник

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого

    Это стихотворение «позднего» Заболоцкого, оно больше описательное, немного философское. В молодости Николай Алексеевич любил шокировать читателей своими сюжетами и сравнениями

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться

    Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов звучат как ненавязчивое дружеское наставление или поэтическое размышление

  • Анализ стихотворения Пчелы Фета

    Стихотворение «Пчёлы» А.А. Фета написано в 1854 году, когда автору было 34 года. В то время он служил в гвардейском полку унтер-офицером.

  • Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню

    Стихотворение «Я помню, любимая, помню» было написано Есениным в 1925 г. По многим свидетельствам оно было посвящено актрисе Августе Миклашевской. Поэт, как известно, был очень влюбчивым человеком, что всегда отражалось в его творчестве

  • Анализ стихотворения Черный человек Есенина

    Образ, которым является Черный человек в одноименном стихотворении Есенина, во многом напоминает нечто наподобие совести. Только как подобает хулигану и алкоголику и Есенина черная совесть

sochinite.ru

Тест по литературе Памятник 9 класс

Тест по литературе Памятник для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Назовите древнеримского поэта, чье стихотворение положено в ос­нову «Памятника» Державина.

2. К какому литературному направлению принадлежит творчество Державина?

3. Как называется изобразительное средство?
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный

4. Определите способ рифмовки.

5. Как называется средство иносказательной выразительности?
И времени полет его не сокрушит…

Задания с развернутым ответом

6. Как в стихотворении воплощена тема предназначения поэта?

7. Каков лирический герой стихотворения?

8. Чем различается поэтическое переложение древнеримского ориги­нала в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» и М.В. Ломо­носова «Я знак бессмертия себе воздвигнул»?

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
Иперьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. К какому роду литературы относится это произведение?

2. Назовите жанр торжественного стихотворения, черты которого от­ражены в «Памятнике» Державина?

3. Как называется средство иносказательной выразительности?
Чело твое зарей бессмертия венчай…

4. Определите размер, которым написано стихотворение.

5. Как называется изобразительное средство?
О муза! возгордись заслугой справедливой

Задания с развернутым ответом

6. Как в стихотворении воплощена тема предназначения поэта?

7. Каков лирический герой стихотворения?

8. Чем различается поэтическое переложение древнеримского ориги­нала в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» и М.В. Ломо­носова «Я знак бессмертия себе воздвигнул»?

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
Иперьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.

Ответы на тест по литературе Памятник
1 вариант
1. Гораций
2. классицизм
3. эпитет
4. перекрестная
5. метафора
2 вариант
1. лирика
2. ода
3. метафора
4. ямб
5. эпитет

testschool.ru

Тест по литературе Я памятник себе воздвиг нерукотворный 9 класс

Тест по литературе Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (А.С. Пушкин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется изречение, предпосланное произведению и выра­жающее его главную мысль?

2. К какой разновидности «высокой» лексики относятся слова: «пи­ит», «глава», «всяк сущий…», «доколь»?

3. Укажите название средства иносказательной выразительности:
К нему не зарастет народная тропа…

4. Укажите название изобразительного средства: «душа в заветной лире», «В подлунном мире», «гордый внук славян».

5. Определите размер, которым написано стихотворение.

Задания с развернутым ответом

6. Каков аллегорический смысл образа памятника в этом стихотво­рении?

7. В чем проявляется свобода поэтического творчества?

8. Чем различаются лирические герои стихотворений: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина и «Памятник» Г.Р. Державина?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Назовите древнеримского поэта, чья строка предпослана стихотво­рению Пушкина.

2. Укажите название средства иносказательной выразительности:
…друг степей калмык…

3. Как называется разновидность лексики, характерная для пись­менной речи, отличающаяся обобщенностью значений и экспрес­сивной окраской: «нерукотворный», «заветной», «тленье», «прах», «подлунный»?

4. Укажите название изобразительного средства:
Что чувства добрые я лирой пробуждал, // Что в мой жестокий век восславил я Свободу …

5. Укажите номер строфы, начиная с которой ритм стихотворения меняется.

Задания с развернутым ответом

6. Каков аллегорический смысл образа памятника в этом стихотво­рении?

7. В чем проявляется свобода поэтического творчества?

8. Чем различаются лирические герои стихотворений: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина и «Памятник» Г.Р. Державина?

Фрагмент стихотворения «Памятник» Г.Р. Державина для 8 задания

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Ответы на тест по литературе Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (А.С. Пушкин)
1 вариант
1. эпиграф
2. старославянизмы // архаичная // устаревшая
3. метафора
4. эпитет
5. ямб
2 вариант
1. Гораций
2. метафора
3. книжная // высокая // поэтическая //
4. эпитет
5. 4

testschool.ru

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкина А.С. (литература 9-й класс)

История создания. 

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности. Oбразцом, от которого отталкивается Пушкин, стало  известное стихотворение Державина «Памятник» (1795). При этом Пушкин не только сравнивает себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.

Жанр и композиция.

Это пушкинское стихотворение является одой. Вслед за Державиным Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, используя сходную форму и размер стиха. Как и державинское, пушкинское стихотворение написано катренами.

Основные темы и идеи.

Стихотворение Пушкина является гимном поэзии. Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно уже из первых строчек. «К нему не зарастет народная тропа» — говорит он о своем литературном «памятнике». Первая строфа является утвержденим значимости поэтического памятника по сравнению с другими способами увековечить заслуги. «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа» — означает, что слава поэта выше славы властителей.
Вторая, строфа утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков: «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит». Строка «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит» говорит о том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе.
Третья строфа, посвящена теме развития интереса к поэзии среди самых широких слоев народа, ранее не знакомых с ней, и широкой посмертной славы:
Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой,
И назовет меня веяк сущий в ней. язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Четвертая строфа несет основную мысль стихотвориния. В ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений. С точки зрения поэта, «чувства добрые», которые пробуждает в читателях искусство, важнее его эстетических качеств.
Последняя строфа — традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
У Пушкина эти строки наполнены особым смыслом. Основная мысль их в том, что поэт творит по высшей воле, а потому он несет ответственность за свое искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Богом.

Мнение. 

Пушкинский «Памятник» не только подвел итог пушкинскому творчеству, но и обозначил тот рубеж, ту высоту поэтического искусства, которая служила ориентиром всем последующим поколениям русских поэтов. Каждый раз, когда русский поэт обращается к проблеме искусства, его назначения и оценке своих достижений, он вспоминает пушкинские слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,.,», пытаясь приблизиться к его недостижимой высоте.
Я считаю, что творчество Пушкина — это неисчерпаемый источник, который дает духовные знания не одному поколению людей. Оно открывает добрые чувства, помогающие осознавать и любить жизнь.

garden-school.blogspot.com

Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс — Поэты и писатели

Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность и уникальность своего творчества.

Стихотворение «Памятник» было написано в 1759 году. Свои произведения поэт сравнивает с памятником «чудесным, вечным» и тем самым указывает на то, что поэт бессмертен в своих произведениях. Он рассуждает о том, какую роль играет поэзия для будущих поколений и современников, как воздействует на них.

Главной идеей произведения является мысль автора о том, что цель искусства и литературы сложно переоценить, потому что именно она воспитывает просвещение, любовь к прекрасному и другие важные для достойного человека качества. Все произведения Державина отличаются удивительной искренностью, и Памятник не является исключением. Он без всякого стеснения и робости высказывает свое мнение о власти и поясняет, каковы именно его заслуги перед русской литературой.

Стихотворение написано очень лаконично и ритмично (первая строчка с третьей, вторая с четвертой), поэтому читать и учить его довольно просто. И также подобное написание позволяет прочувствовать глубину затрагиваемой автором темы.

Многочисленное использование различных насыщенных эпитетов (неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой) и «громких» слов, таких как — возгордись, возгласить, несчётных, еще больше укореняют в сознании читателя мысль, что данное произведение важно не только для самого автора, но и для каждого из нас.

Нельзя, конечно, не обратить внимание на восклицательные предложения, которые автор необыкновенно гармонично располагает по всему стихотворению (в начале и ближе к концу), что помогает нам на протяжении всего чтения находится в, своего рода, боевом настроении. Лирический герой у Державина сразу вызывает довольно сильные эмоции у читателя. Предстает как человек сильный, упертый, уверенный в своей правоте. Именно это, как мы понимаем, помогает ему добиваться поставленных целей.

Анализ стихотворения Памятник Державина

В стихотворении Державина «Памятник» читателю представлено некое рассуждение о своих заслугах и их значимости. Оно поражает своей глубиной и масштабностью. Отчасти поэт предстает в образе человека, который своими поэтическими наставлениями выражает чувства и мысли высших сил, являясь своего рода посредником между человеком и божественным началом. Многие критики сочли написание данного стихотворения, как проявление высокомерия и чрезмерной заносчивости, но, стоит отметить, Державин говорит не только о себе, но и о творчестве в целом.

Также актуальна и тема бессмертия. Любое творчество живет вечно. Он неоднократно повторяет это в своем стихотворения. Творчеству не грозит исчезновение после физической смерти, это нечто эфемерное и незыблемое, это то, что невозможно понять или проанализировать, лишь, полагаясь на чувства и ощущения, можно осмыслить то, о чем идет речь.

Также затрагивается и тема знаний высшего порядка. Державин, буквально, между строчек, говорит о том, что все внешнее слишком незначительное, а истина и настоящая глубина чувств, мотивов и поступков – спрятана от человека, не каждый может докопаться до настоящего понимания, лишь поэзия, связанная невидимой нитью с Богом, может помочь человеку обрести смысл.

Для более яркого восприятия, автор в своем произведении использует большое количество художественных приемов. Это и эпитеты ( «вечный памятник», «чудесный памятник», «высокая лексика»), и олицетворения («часть станет жить», «слава возрастет»), также неоднократно автор использует метафору, градацию и другие художественные приемы.

Несмотря на то, что стихотворение неоднократно подвергалось критике, многие говорили о некоторой нескромности и приписывании себе несуществующих качеств, стихотворение живет уже ни один год. Самое значимый показатель талантливо написанного стихотворения – время. Действительно, в данном стихотворении затрагиваются такие темы, которые не теряют своей актуальности никогда. Даже сегодня эта тема дает почву для размышлений. Оно является поводом задуматься о бессмертии души, о творчестве, о его предназначении и смысле существования. На сегодняшний день многие из нас забывают о том, что смысл не в финансовом благосостоянии, не в стабильности и не в чем-то материальном, а в том, о чем говорит нам Державин – в творчестве и духовности, которые неразрывно связаны между собой.

Анализ стихотворения Памятник по плану

Анализ стихов автора:

Памятник

Возможно вам будет интересно

Элегия писалась во время ссылки Пушкина, когда он был на корабле с Раевскими из Керчи. Раевские взяли Пушкина в путешествие, дабы поэт поправил здоровье.

Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень

Марина Цветаева увлекает своей поэзией каждого читателя. У неё особенное мировосприятие. Слог Цветаевой узнаваем. Много внимания в творчестве уделяется отношениям с миром, людьми, родиной. Как и у большинства поэтов двадцатого века

Стихотворение Лебедушка похоже на балладу или сказку. Здесь птицы — главные герои: лебедь, орел. В них тоже сказочные мотивы, ведь лебедушка символизирует в народном сознании девушку

rus-poetry.ru

Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный… 9 класс

Краткий анализ

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, писатель, а также, просто очень творческий человек. Именно он и заслуживает того, чтобы его уважать, понимать со всей ясностью, так как в его произведениях присутствует искренность и иногда простота, которой иногда не хватает в реальной жизни. Одно лицемерие и зависть.

Произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» очень необычно уже хотя бы по своему смыслу и содержанию. Это произведение – велико по размеру, и оно рифмовано через каждую строку, что очень удобно. Смысл этого произведения очень высок, и его нужно понимать со всей своей ясностью, так как Пушкин в этом стихотворении пишет о себе, пишет о том, что не все его понимают, а многие – и осуждают. Пушкин в этом произведении пытается донести как до простого люду, так и до более высших чинов, что поэты – тоже люди, что они играют роль в жизни общества – очень большую, и что не всегда им бывают так легко, как может показаться. Пушкин сделал это стихотворение, которое состоит всего из пяти строф – одой, а также, чем-то вроде гимна, который должен повести за собой народы, показать, что поэты – люди, что-то светлое как маяк, который призывает к справедливости, доброте, а главное – свободе, чему очень подвластен русский дух.

Стихотворение под названием «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» призывает к ответственности за свои слова и поступки, особенно тех, кто стоит высшее простых крестьян и просто людей. Оно также доказывает, что поэты не обязаны только ублажать слух людей приятной речью и комплиментами. Поэты также должны, просто обязаны наставлять людей на путь истинный, показывая в своих произведениях – что правильно, и как выйти на свет чистый и праведный. Именно потому Пушкин провозглашает, что идет не только лирою приятной ласкать слух народа, но и справедливость восстанавливать.

Полный анализ стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Пушкина

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб. В то время Пушкину жилось довольно тяжко, его ведь уже не так признавали, как в те времена его славы. Критики стали суровее к нему относиться. А царь, тот царь, которого Пушкин любил, просто перестал его жаловать, он запретил печатать его самые лучшие работы. Естественно, что настроение стиха – грустное, и настроено, чтобы в какой-то степени обелить себя. Кроме этих проблем, Пушкин был в состоянии безденежья, и вокруг к тому же ходили сплетни по поводу его личной семейно жизни. Одним словом, ничего хорошего не было в этом 1836 году.

Именно потому Пушкин взялся писать такое произведение в тот момент. Это было непросто, но он излил все свои чувства, желания и эмоции на бумагу. Его стихотворение получилось – величественным и гордым своей красотой написания. Этим стихотворением, он как бы подвел заключительный итог своего творчества. Он пишет в своем стихе как бы критику на самого себя, но эти слова совсем не ругают себя же, а наоборот, старается всем доказать, что он не так уж плох, и что все его творчество – искренне и написано от сердца.

Только потому, что поэт понимал, что в будущем он еще больше прославиться и что его потомки поймут писателя и поэта, Пушкин выдержал все обиды и нечестные слова, сказанные против него. Но все же несмотря на то, что понимал, что в будущем его поймут лучше, Пушкин все же жалел, что его не понимают сейчас. Именно поэтому в таком духе было и написано произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Это красивое произведение, написанное от всей души, горячо и главное – искреннее. Пушкин никогда не был лицемером, и ждал этого, возможно, и от других. Теперь еще больше становиться понятней его состояние печали и удивления.

Жанр стиха критики относят в оде. Это произведение размышляет о смысле жизни и о людях, самых разных. Поэтому его относят еще и к философскому типу произведений. Размерами произведение оценивается в шестистопный ямб, оно рифмуется через каждую строчку. Строф в стихе всего пять, а самый последний куплет написан в торжественном и величественном тоне, в котором чувствуется еле заметная грусть.

9 класс

Анализ стихотворения Пушкина памятник

Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» подводит некий итог творчества поэта. Поэт анализирует, что он сделал и как это повлияет на других людей. Стихотворение написано в последние годы жизни поэта в 1836 году.

Это стихотворение раскрывает важную тему в творчестве А.С. Пушкина – божественное призвание поэта – пророка. Поэт – это не просто человек, который обличает свои мысли в рифму. Он является наместником бога на Земле, пророком, который рассказывает людям о настоящем, прошлом и будущем. Именно поэтому автор ставит себя выше общества, государства и царя. Он возносит свой памятник выше «Александрийского столпа». То есть поэт указывает на то, что даже победа над Наполеоном в 1812 году блекнет рядом с его произведениями.

Поэт говорит о том, что он всегда останется живым, потому что его душа заключенная в строки останется на устах людей. Его будут называть «всяк сущий в ней язык». Здесь поэт поднимает не только вопрос о своем величие, но и о величие своей родной страны. Он сравнивает себя с ней и говорит, что как велика страна, так же велик и он.

Так же поэт указывает на то, что он непокорен никому, кроме «веления Божьего». Поэт даже не пользуется метафорами, он открыто говорит, про свою непокорную голову. В строках этого произведения видно, что автор верен только своему божественному призванию, и считает, что его творчество независимо не от кого. 

Он предсказывает свою судьбу, говорит, что его творчество останется в вечности. Что самое главное, для этого стихотворение, что А.С. Пушкин считает, не важным то, как к нему будут относиться, и что будут говорить про его творчество: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». А главное провозглашает то, что не «нужно оспаривать глупца». Последние строки произведения можно связать с заветами для будущих поэтов, которые будут продолжать его дела: «Веленью божию, о муза, будь послушна».  Здесь снова возникает мотив подчинению только божественной силе.

Анализ стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный… по плану

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Возможно вам будет интересно

sochinite.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *