21. Первые войны за передел мира. Образование Антанты.

В 15 февраля 1898 г. произошло на рейде Гаваны странное событие. Там стоял американский крейсер «Мэн», который неожиданно взорвался, погибло порядка 260 человек. Американцы сразу обвинили Испанию в нападении на американский корабль, а ведь корабль – это часть территории государства. Т.о. американцы обвиняли Испанию в нападении на США.

Боевые действия развернулись на 2-х районах: 1) район Кубы и Пуэрто-Рико и 2) район Филиппинских островов, которые в тот момент тоже являлись испанской колонией. Что касается Кубы, то здесь все предельно просто – американский флот полностью блокировал этот остров, пресекая все попытки испанского флота пробиться к нему. По иному развивались события на Филиппинских островах. Американцы заключили договор с лидером Филиппинского освободительного движения Агинальдо. Суть договора была в следующем – за помощь в войне с Испанией США обещали предоставить Филиппинам независимость. В результате боевые действия на островах вели филиппинцы, которых американцы снабжали оружием. Сами же США сосредоточили основной удар на военно-морском флоте Испании, который находился в бухте Манила. В результате этих комбинированных действий власть испанцев пала, причем после победы американцы забыли о своих обещаниях.

Испания, терпя поражение за поражением обратилась к американцам, с просьбой о мире. Мирный договор был подписан 10 декабря 1898 г. в Париже. По условиям соглашения США получали Филиппины, уплатив за это Испании 20 млн. долларов, кроме того США получили Пуэрто-Рико и о. Гуам. Испания официально отказывалась от Кубы и она объявлялась независимой. Но 1 января 1899 г. Куба была оккупирована войсками США и поставлена под управление военного губернатора США.

Утверждение США на Кубе означало, что они поставили под свой контроль весь район Карибского бассейна.

Буры- это потомки голландцев и бельгийцев, которые поселились здесь еще в 17 в и создали к 19 в. несколько республик. Крупнейшая республика буров была Трансвааль. В 1886 г. в Трансваале было обнаружено золото, причем огромное количество. Золото сразу привлекло внимание английской южно-африканской компании во главе с Сесилием Россом. Англичане сумели установить контроль над большинством рудников Трансвааля. Однако вскоре они столкнулись в Трансваале с немецким влиянием. Немцы укрепившись на западном побережье, также стремились поставить добычу золота и алмазов под свой контроль. Поскольку рудники были уже в руках англичан, они сконцентрировали свое внимание на финансовой системе Трансвааля и строительстве здесь ж/д. В результате немцы стали потихоньку выдавливать английское влияние и ставить бурские республики под свой контроль. Тогда англичане стали действовать другими методами. В 1890 г. Росс стал премьером капской области. Вскоре он выдвинул программу непрерывной цепи английских колоний от Кейптауна до Каира. Эта идея нашла поддержку в Лондоне и первым государством лежавшем на пути была республика Трансвааль. В 1895 г. англичане попытались захватить Трансвааль вооруженным путем, однако вмешалась Германия. В результате Трансвааль отстоял независимость, а Росс был вынужден уйти в отставку. Но Росс, которого современники называли африканским наполеоном, не желал отказываться от своих планов. В 1898 г. он прибыл в Берлин где провел переговоры с немцами, предложив им такой своеобразный обмен – англичане не будут препятствовать усилению влияния Германии в Турции, в свою очередь немцы не должны препятствовать английской политике на юге Африки. Немцы согласились. Уже в 1899 г. началась открытая война Великобритании против бурских республик. Англичане рассчитывали, что война будет скоротечной, и они смогут помешать усилению Германии в Турции, но война затянулась до 1902 г. В итоге англичане присоединили на юге Африки бурские республики, но упустили влияние в Турции. Но так или иначе к началу 1-ой мировой войны англичане сумели создать почти непрерывную цепочку колоний от Кейптауна до Каира.

Усилению влияния России в Манчжурии препятствовала Япония. Японцы сами претендовали на эту территорию. Тем более, что после войны (1894 – 1895 гг.) с Китаем, они получили Корею. В Петербурге понимали, что с Японией придется воевать. В 1903 г. Николай IIсозвал особое совещание по делам Дальнего Востока. Большинство участников высказалось за подготовку к войне с Японией. Против этого выступил только министр финансов Ю. Витте. Витте еще в 1902 г. посетил Дальний Восток и видел в каком состоянии там находится армия. Витте предлагал не военную, а экономическую экспансию в этом регионе. Но Витте был в одиночестве. Настойчиво за войну с Японией выступал министр внутренних дел Плеве. Плеве имел ясную картину о ситуации в России. Россия стояла на гране массовых волнений, на гране революции. Плеве говорил: «России нужна маленькая победоносная война». Эта война казалась в Петербурге очень легкой, хотя в России знали, что Япония перевооружилась и имеет военные соглашения с Англией и Англия позволила создать Японии мощный флот.

В России о войне говорили много, но ничего не делали. Для России было неожиданностью нападение японского флота, и довольно удачное нападение, на русскую эскадру в Порт-Артуре, которая имела место 26 января 1904 г. В ходе русско-японской войны проявились как героизм российских военных, так и неподготовленность России к войне. Россия не выиграла ни одного сражения, в том числе и ни одного сухопутного сражения. В декабре 1904 г. пал Порт-Артур. Несколько раньше, в августе и сентябре 1904 г. российские войска потерпели поражение в Ляояне и на реке Шахе. В феврале 1905 г. российская армия потерпела поражение под Мукденом, а наиболее страшным и непонятным было поражение русской эскадры под командованием Рожественского в Цусимском проливе.

Для России это был полный разгром, для Японии торжество. Кроме того в Азии впервые увидели, что азиатское государство может противостоять европейцам. Россия продолжать войну не могла, но и Япония исчерпала все свои возможности. И здесь важную роль сыграли Американцы – они пригласили обе стороны в Портсмут. Причем российскую делегацию возглавлял Витте, которому по большому счету пришлось отдуваться.

Антанта(фр. entente — согласие) — военно-политический блок Англии, Франции и России, иначе именовавшийся «Тройственным Согласием»; сложился в основном в 1904—1907 и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны. Термин возник в 1904 первоначально для обозначения англо-французского союза, при чём употреблялось выражение l’entеnte cordiale («сердечное согласие») в память кратковременного англо-французского союза в 1840-х гг., носившего то же название.

Создание Антанты было реакцией на создание Тройственного Союза и вообще на усиление Германии и попыткой не допустить её гегемонии на континенте, первоначально со стороны России (Франция изначально занимала антигерманскую позицию), а затем и со стороны Англии. Последняя перед лицом угрозы германской гегемонии была вынуждена оставить традиционную политику «блестящей изоляции» и перейти к — впрочем, тоже традиционной — политике блокирования против самой сильной державы континента. Особенно важным стимулом для такого выбора Англии послужила германская военно-морская программа, а также колониальные притязания Германии. В Германии, в свою очередь, такой поворот событий был воспринят как «окружение» и послужил стимулом для новых военных приготовлений, воспринимавшихся как сугубо оборонительные.

Образование блока

1891—1893 — выход России из германского лагеря с целью заключения оборонительного союза с Францией.

1904 — подписание англо-французского соглашения.

1907 — подписание русско-английского соглашения.

Эти соглашения фактически оформили создание Антанты.

studfiles.net

Войны за передел мира конца 19-начала 20вв. — МегаЛекции

Основные тенденции развития мо на рубеже 19-20вв.

Международные отношения на рубеже 19-20 вв. характеризовались глубокими переменами. Ведущие страны- Великобритания, Франция, США, Германия- достигшие высокого экономического развития, стремились добиться особого положения в системе международных отношений и навязать свою волю другим государствам.

Конец 19-го начало 20-го века ознаменован появлением 4-х тенденций в развитии международных отношений.

1-я тенденция заключалась в том, что ведущие державы начали острое военно- политическое и экономическое противоборство за передел мира, за захват территорий.

Примером тому явилось испано-американская война 1898 года за Кубу, которая давно привлекала внимание американских монополий. Используя национально — освободительную войну кубинцев против испанского владычества. США захватили Кубу, Пуэрто- Рико, Филиппины, остров Гуам в Тихом океане.

К числу войн за передел колониальных территорий относится и англо- бурская война 1899- 1902 гг. в Южной Африке. Здесь голландские колонизаторы и их потомки буры образовали республики Трансвааль и Оранжевую. Вскоре в Южной Африке были найдены алмазы и сюда устремились англичане. В 1899 г началась англо- бурская война, которая закончилась победой Англии. В бывших бурских колониях вводилось английское управление.

2-я тенденция в развитии международных отношений заключалась в стремлении ведущих держав достичь военно- экономического превосходства. Это привело к созданию крупных военных союзов и к острому противоборству к Первой мировой войне 1914-1918гг.

В конце 19 в. В Европе существовал Тройственный союз- куда вошли Германия, Австро- Венгрия и Италия, в котором самым мощным партнером была Германия. Экономическая мощь Германии сопровождалась её стремлением проникнуть на Ближний Восток сталкиваясь с интересами Англии. Тройственному союзу противостояла Антанта, куда вошли Англия, Франция, Россия.

К 3-й тенденции международных отношений следует отнести усиление гонки вооружений, появление новых, более мощных видов оружия. В 1883 году американский инженер изобрел станковый пулемет. Появились автоматические винтовки, бронеавтомобили, вооруженные пулеметами и легкими пушками. Перед первой мировой войной появились разведки и бомбометания. На море создавались крупные броненосцы. Германия приступила к строительству подводных лодок для борьбы с мощным флотом Великобритании.



4-я тенденция вытекает из первых трех- резкое возрастание конфликтности в межгосударственных отношениях. Особой остроты достигла межблоковая напряженность, когда малейший повод мог привести к масштабному военному противостоянию. Примерами стали 1-ый и 2-ой марроканский кризисы 1905-1906 гг и 1911 г, Тооснийский кризис 1908г., 2 Балканские войны, 1912 -1913 гг и 1913г, вовлекшие в них все ведущие державы, которые привели к Первой мировой войне.

 

Колониальная система мира на рубеже 19-20вв.

В начале 20-го века великие державы начали борьбу за передел мира. Они стремились делить уже захваченное ранее, грабить награбленное, стремясь ухватить друг у друга более лакомые куски.

Борьба за передел мира выливалась в острые конфликты, в которые вовлекались страны Азии, Африки, которые несли огромные человеческие и материальные жертвы. Это англо-бурская война в Южной Африке, испано-американская война за Кубу и Филиппины, русско-японская война. Результатом этих войн стало изменение соотношения сил в пользу держав-победительниц (США, Англия, Япония).

Крупнейшей метрополией была Великобритания. В её колониях проживало 70% всего колониального населения. У Франции 9,5%. У Германии 2,3%. Англии принадлежали обширные территории в Африке- Египет, Судан, Нигерия. В Азии- Индия, Цейлон, Непал. В Америке Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Колониальные страны оказывались в тяжелой экономической, финансовой и военной зависимости от великих держав. Колониальные страны имели монокультурную направленность экономики, т.е выращивание одной культуры, например, чайное производство в Индии, рис во Вьетнаме, хлопок в Египте.

Западные страны вкладывали капиталы в строительство железных дорог, что приносило им высокие прибыли. Закабаление происходило путем создания в странах иностранных промышленных предприятий, особенно в добывающих отраслях. Иностранным монополиям предоставлялись концессии на разведку и добычу полезных ископаемых, которые переходили в собственность иностранных компаний.

В начале 20-го века усилилась экспансия великих держав на Африканском континенте. Англичане приступили к захвату Египта, Судана, завершили завоевание Южной Африки, где в 1910 году был образован британский доминион- под названием южно-африканский союз.

Второй по величине колониальной империей была Франция, которая в 1904 году создала единую колониальную систему- Французская западная Африка, в состав которой входили- Французская Гвинея, берег слоновой кости (Кот де Ивуар), Верхнюю Вольту (Буркина-Фасо), Мавритания, Нигер. В 1910 году была создана французская экваториальная Африка, в составе Габона, Чада и Конго. Обширными были Португальские колониальные владения, это Ангола, Мозамбик и Португальская Гвинея. Бельгии принадлежало независимое государство Конго, в 1915 г. по указу короля преобразованное в Бельгийское Конго. Двумя колониями в Африке владела Италия. Испания утратила свое былое могущество, как колониальная империя. Ей принадлежали 2 маленькие территории в западной Африке- Реомуни и Испанская Сахара.

Высокую активность в борьбе за колонии проявляли Соединенные Штаты Америки, их интересовали территории Латинской Америки, на Дальнем Востоке и Тихом океане. США отняли у Испании Кубу и Филиппины, в 1903 году захватили Панаму у Колумбии, навязали неравноправные договоры ряду латиноамериканских стран, провозгласили политику «открытых дверей» в Китае.

Жестокая эксплуатация и рабские условия труда в колониальных странах порождали недовольство и рост национально-освободительного движения в странах Азии в начале 20-го века.

 

Войны за передел мира конца 19-начала 20вв.

Все эти войны осуществлялись с одной целью — завоевание новых земель.
Конец XIX и начало XX века стали периодом первых, поначалу локальных войн и конфликтов за передел мира, ставших предвестниками I и II мировых войн, периодом формирования мощных военных блоков, вступивших в эти войны. Еще в результате франко-прусской войны 1870-1871 Германия аннексировала две французские провинции — Эльзас и Лотарингию — и возвращение их стало главной целью французской внешней политики ( наряду с колониальной ). В 1879 году был заключен Австро- Германский союз, к которому в 1882 году присоединилась и Италия ( у которой Франция в 1881 выхватила из под носа Тунис ). Так возник Тройственный союз — первый мощный блок империалистических держав. В 1898 году США провели первую войну за передел мира, отняв у пришедшей в упадок Испании последние колониальные владения. Куба была провозглашена формально независимой, Филиппины и Пуэрто-Рико стали колониями США. В 1899-1902 состоялась англо- бурская война, в результате которой Англия подчинила существовавшие в южной Африке маленькие республики, основанные здесь бурами — потомками голландских колонистов. В 1904-1905 состоялась русско- японская война, в результате которой Россия была оттеснена от участия в дальнейшем закабалении Китая. В том же 1905 году Франция и Англия договорились о своих колониальных владениях — Франция отказывалась от претензий на Египет и получила согласие англичан на подчинение Марокко. Но это вызвало резкий протест обойденной Германии. Возник I Марокканский кризис. Поскольку Россия, разбитая в войне с Японией и охваченная революцией, не могла выполнять свои обязательства по заключенному в 1890-1893 гг. франко- русскому союзу, французам пришлось уступить и согласиться на международную конференцию по Марокко.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

4. Войны за передел мира конца 19-начала 20вв.

Все эти войны осуществлялись с одной целью — завоевание новых земель.  Конец XIX и начало XX века стали периодом первых, поначалу локальных войн и конфликтов за передел мира, ставших предвестниками I и II мировых войн, периодом формирования мощных военных блоков, вступивших в эти войны. Еще в результате франко-прусской войны 1870-1871 Германия аннексировала две французские провинции — Эльзас и Лотарингию — и возвращение их стало главной целью французской внешней политики ( наряду с колониальной ). В 1879 году был заключен Австро- Германский союз, к которому в 1882 году присоединилась и Италия ( у которой Франция в 1881 выхватила из под носа Тунис ). Так возник Тройственный союз — первый мощный блок империалистических держав. В 1898 году США провели первую войну за передел мира, отняв у пришедшей в упадок Испании последние колониальные владения. Куба была провозглашена формально независимой, Филиппины и Пуэрто-Рико стали колониями США. В 1899-1902 состоялась англо- бурская война, в результате которой Англия подчинила существовавшие в южной Африке маленькие республики, основанные здесь бурами — потомками голландских колонистов. В 1904-1905 состоялась русско- японская война, в результате которой Россия была оттеснена от участия в дальнейшем закабалении Китая. В том же 1905 году Франция и Англия договорились о своих колониальных владениях — Франция отказывалась от претензий на Египет и получила согласие англичан на подчинение Марокко. Но это вызвало резкий протест обойденной Германии. Возник I Марокканский кризис. Поскольку Россия, разбитая в войне с Японией и охваченная революцией, не могла выполнять свои обязательства по заключенному в 1890-1893 гг. франко- русскому союзу, французам пришлось уступить и согласиться на международную конференцию по Марокко. 

5.Образование проивоборствующих блоков великих держав:Тр. Союз

Первые признаки новой расстановки сил и создания двух противоположных блоков появились ещё в к.XIX-н.XX в. В это время был заключён ряд соглашений и договоров с отдельными странами, которые порой носили противоречивый характер. Европейские государства постепенно активизировали свою дипломатическую деятельность.

В 1879 году, между Германией, Австро-Венгрией и Италией было заключено соглашение о создании военно-политического блока, который получил название Тройственного союза и просуществовал до 1915 года. Создание этого блока положило начало разделу Европы на несколько враждебных лагерей и сыграло важную роль в развязывании такого противостояния, как Первая мировая война. Главная роль в создании союза отведена Германии и Австро-Венгрии, позже подключилась и Италия. Подписания договора между государствами состоялось в 1882 год, а конкретнее — 20 мая, и делалось это в полной секретности. Согласно условиям договора, все его участники обязались не участвовать в других соглашениях или союзах, которые имеют какие-то цели, направленные против одного из членов Тройственного союза.

Также им обязательно нужно было проводить совместные консультации, относительно решений экономического и политического характера, а еще – обязательной являлась взаимная поддержка. Например, если Италии понадобится помощь в случае нападения на нее Франции, такую помощь обязывались оказывать всяческую поддержку. Аналогичная поддержка обещалась Германии, только ее оказывали бы Австро-Венгрия и Италия. А при варианте, начала войны с Россией, в резерве оказывалась бы Австро-Венгрия. Единственным исключением стал отказ Итальянской стороны, в ведении открытых военных действий и полном нейтралитете в случае войны с Великобританией, поскольку у Италии не было возможности противостоять военному флоту Великобритании. Возобновление договора проводилось несколько раз: в 1902 году, в 1891 году, и в 1912 году. Главной характеристикой политики стран-участниц данного союза являлась возрастающая агрессивность. А ответным маневром их противником стало создание франко-русского союза (1891—1894г), англо-французского соглашения (1904г), англо-русского соглашения (1907г), что привело к возникновению Антанты. Но в конце XIX века Италия несет большие убытки, причиной которых является таможенная война, которую Франция ведет против нее. Эти убытки заставляют Италию поменять политический курс. В 1902г ею заключено соглашение с Францией, обязательным пунктом которого является соблюдение нейтралитета при нападении на Францию Германии. Лондонский пакт приводит к тому, что в Первой мировой войне Италия поддерживает Антанту, что провоцирует распад Тройственного союза(1915г).на смену Италии в союз с Германией и Австро-Венгрией вступают Османская империя и Болгария. 

studfiles.net

Первые войны за передел мира

Но уже начались первые войны за передел мира, носившие пока локальный характер. В 1895 году Россия, Франция и Германия побудили Японию отказаться от части аннексий в Китае по Симоносекскому договору, и лишь вынужденная уступка Токио предотвратила вооруженный конфликт. Далее последовали испано-американская, англо-бурская и самая крупная — русско-японская — войны.

На рубеже XIX—XX веков ведущее место в противоречиях держав занял англо-германский антагонизм. Германия, обогнавшая Англию в промышленном отношении, бросила вызов также британскому морскому, а следовательно, и колониальному могуществу. Она возглавила Тройственный союз, в который вошли Австро-Венгрия и Италия. Готовясь к вероятному столкновению, Англия стала на путь урегулирования отношений с другими своими конкурентами (Францией и Россией) и формирования противоположной группировки — тройственной Антанты. Конфронтация двух враждебных блоков обостряла международную обстановку, расширяла рамки конфликтов, подстегивала гонку вооружений. Такова была общая картина расстановки сил на международной арене в начале XX века.

Россия была интегрирована в процессы мировой истории. Она принадлежала к числу первоклассных великих держав, выделяясь значительным своеобразием и равномерностью характеристик. Геополитическое положение евроазиатской державы, занимавшей шестую часть земной суши, с третьим в мире по численности населением (150 млн. человек), самой многочисленной армией в мире и большим (до русско-японской войны) флотом, граничившей с десятком государств, таких промышленно развитых, как Германия, и слаборазвитых азиатских стран — Османской империей, Персией и Китаем, — предопределяло ее участие в мировой политике. Вместе с тем по промышленному производству Россия находилась в одном ряду со странами среднего уровня капиталистического развития, во много раз отставая от передовых стран по потреблению основных видов продукции на душу населения. По мощи финансового капитала она далеко уступала «большой четверке», то есть Англии, Соединенным Штатам Америки, Франции и Германии. Внешняя политика России не имела достаточно прочной внутренней опоры.

Внутреннее положение страны характеризовалось социальной и политической нестабильностью, связанной со стремительными темпами модернизации феодальной в недавнем прошлом, преимущественно крестьянской страны. В результате начатой в 90-х годах индустриализации и ломки социальных и политических структур произошло своеобразное наложение друг на друга типологически разнородных социальных конфликтов, присущих феодальному, раннекапиталистическому и современному капиталистическому обществу начала XX века.

Нет меток для данной записи.

ispr.ru

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

Презентация по истории на тему «Первая мировая война» (11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Регистрационный номер: 46 . Герасимова К. А Номинация: 1. Презентации и их роль в учебно-образовательном процессе 1 . 1. Презентации в урочной деятельности учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» город Нижневартовск

2 слайд Описание слайда:

В Англии — «Великая война» в Российской империи- «Вторая Отечественная»,   «германская» в СССР — «империалистическая война».

3 слайд Описание слайда:

* ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ В ЕВРОПЕ ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

4 слайд Описание слайда:

* ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ АВСТРО-ВЕНГЕРСКАЯ ИМПЕРИЯ ИТАЛИЯ

5 слайд Описание слайда:

* ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ЦЕЛИ ГЕРМАНИИ МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО ЗАВОЕВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ В ЕВРОПЕ: УКРАИНА ПРИБАЛТИКА ЗАХВАТ КОЛОНИЙ: АНГЛИИ ФРАНЦИИ БЕЛЬГИИ УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ НА БАЛКАНАХ

6 слайд Описание слайда:

* ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

7 слайд Описание слайда:

* ЦЕЛИ: ЗАХВАТ СЕРБИИ, БОЛГАРИИ, ЧЕРНОГОРИИ, РУМЫНИИ ГОСПОДСТВО НА ЧЁРНОМ, ЭГЕЙСКОМ, АДРИАТИЧЕСКОМ МОРЯХ

8 слайд Описание слайда:

* АВСТРО-ВЕНГЕРСКАЯ ИМПЕРИЯ

9 слайд Описание слайда:

* ВОЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК АНТАНТА

10 слайд Описание слайда:

* ВЕЛИКАЯ БРИТАНИЯ ФРАНЦИЯ РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

11 слайд Описание слайда:

* ВЕЛ. БРИТАНІЯ ЦЕЛИ ВЕЛИКОЙ БРИТАНИИ УСИЛИТЬ ВЛИЯНИЕ НА: ДВУРЕЧЬЕ (ИРАК), БЛИЖНИЙ ВОСТОК СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ НЕМЕЦКИЕ КОЛОНИИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГЛАВНОГО ЭКОНОМИЧЕСОКОГО КОНКУРЕНТА – ГЕРМАНСКОЙ ИМПРЕИИ !!!

12 слайд Описание слайда:

* ВЕЛИКАЯ БРИТАНИЯ

13 слайд Описание слайда:

* ФРАНЦИЯ ЦЕЛИ ФРАНЦИИ ВЕРНУТЬ ЭЛЬЗАС И ЛОТАРИНГИЮ, ЗАХВАТИТЬ СААР, ЧАСТЬ РЕЙНА

14 слайд Описание слайда:

* ФРАНЦИЯ

15 слайд Описание слайда:

* РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ЦЕЛИ РОССИИ: КОНТРОЛЬ НАД ПРОЛИВАМИ БОСФОР И ДАРДАНЕЛЛЫ, УСИЛИТЬ ВЛИЯНИЕ НА БАЛКАНАХ, ЭКОНОМИЧЕСКИ ОСЛАБИТЬ ГЕРМАНИЮ

16 слайд Описание слайда:

* РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

17 слайд Описание слайда:

Временные рамки Первой мировой войны Для всего мира : 28 июля 1914 – 11 ноября 1918 Для России: 28 июля 1914 – 3 марта 1918

18 слайд Описание слайда:

Причины войны Противоречия между крупнейшими державами мира за передел уже поделенного мира (источники сырья, рынки сбыта, сферы влияния) Стремление правительств отвлечь народ от социальных проблем и конфликтов внутри своих стран.

19 слайд Описание слайда:

Повод к войне Убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда сербом Гавриилом Принципом. Гавриил Принцип Эрцгерцог Франц- Фердинанд со своей супругой

20 слайд Описание слайда:

Начало войны

21 слайд Описание слайда:

Война разворачивалась на двух основных театрах военных действий — в Западной и Восточной Европе, в Северной Италии, а также на Балканах (с мая 1915 года), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года) в колониях европейских государств — в Африке, в Китае, в Океании. В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер.

22 слайд Описание слайда:

Боевые действия на Западном фронте В боевые действия оказались вовлечены миллионы солдат. На стороне Антанты воевали 6 млн. человек, а на стороне Тройственного союза – 3, 5 млн. В сентябре немцы, развивая наступление во Франции, форсировали р.Марна и вышли на направление прямого удара по Парижу. Франция оказалась на грани поражения. Первый год войны

23 слайд Описание слайда:

По просьбе французских властей в конце сентября Россия, не дожидаясь окончания мобилизации, начала наступление в Восточной Пруссии и одержала победу под Гумбинненом. Немцы перебросили часть войск из Франции на Восток и Париж был спасен. Вскоре Русская армия начала наступление на Юго-Западном фронте. Немцы помогли австрийцам, но план «Шлиффена» провалился. Наступление Русской армии в 1914 году. Первый год войны

24 слайд Описание слайда:

Антанта начала морскую блокаду Германии и разгромила ее флот у Гельголанда. В конце 1914 г. к Германии присоединилась Турция, но она терпела поражения от России на Кавказе. Тройственный союз, пытаясь прекратить войну на два фронта, ударил в 1915 г. по России и его армии прорвали фронт. Россия оказалась не готовой к войне. Отправка немецких солдат на фронт. Первый год войны

25 слайд Описание слайда:

Отступая с большими потерями, русские смогли летом 1915 г. стабилизировать фронт, но Польша, Галиция и Литва были потеряны. Боевые действия перешли в стадию позиционной войны. Стремясь прорвать оборону, немцы в 1915 г. применили под Ипром отравляющие газы, а Антанта в 1916 г.- танки на р.Сомма. Но ни одна из сторон перевеса не получила. «Окопная» война. Переход к позиционной войне.

26 слайд Описание слайда:

Ситуация не изменилась даже после вступления в войну Болгарии на стороне Тройственного союза. А вскоре Италия присоединилась к Антанте. Ее попытка захватить Адриатику завершилась крахом. В 1916г. немцы начали наступление под Верденом. Но, потеряв 600 000 солдат, успеха не добились. Потери Антанты на Сомме составили 900 000 с тем же результатом. Английский танк времен Первой мировой войны. Переход к позиционной войне.

27 слайд Описание слайда:

Стало ясно, что войну выиграет не фронт, а тыл. Германия была блокирована британским флотом и в ответ начала подводную войну. В 1915 г. был потоплен американский пассажирский корабль «Лузитания» и после ультиматума США Германия приостановила подводную войну. В мае 1916 г. произошло Ютландское сражение. Немцы разбить противника не смогли. Ютландская битва. 1916 год. Борьба на истощение.

28 слайд Описание слайда:

Экономика воюющих стран перешла на выпуск военной продукции. Снабжение населения осуществлялось по карточкам. В Германии была введена всеобщая трудовая повинность. Для поднятия морального духа правительства разжигали шпиономанию. В 1917 г. союзники расстреляли Мату Хари, обвинив ее в шпионаже в пользу Германии. Военный завод в Англии. Борьба на истощение

29 слайд Описание слайда:

Летом 1916 г. в войне наметился перелом: Германия стала испытывать недостаток ресурсов. Антанта предприняла одновременное наступление на Западе и на Востоке. В результате Брусиловского прорыва Австро-Венгрия оказалась на грани катастрофы. В концу 1916 – началу 1917 гг. к Антанте присоединились Греция и Румыния. Русский генерал А.А.Брусилов Изменение соотношения сил

30 слайд Описание слайда:

В апреле 1917 г., воспользовавшись возобновлением подводной войны, в войну вступили США. Их экономический потенциал был огромен и стал решающим фактором в победе Антанты. Но после революции 1917 г. Россия заключила с немцами сепаратный мир и вышла из войны, что облегчило положение Германии. Спасательный круг с «Лузитании», потопленной немцами. Изменение соотношения сил

31 слайд Описание слайда:

У немцев оставался единственный шанс — перебросить войска на Западный фронт. В 1918 г. они предприняли здесь 5 наступлений, но, израсходовав свои силы, успеха не добились. В сентябре Антанта начала наступление, в Германии началась революция и 11 ноября 1918 г. маршал Фош подписал капитуляцию в своем вагоне в Компьенском лесу. Солдатское кладбище под Парижем. Капитуляция стран Четвертого блока

32 слайд Описание слайда:

Итоги войны Первая мировая война ускорила разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогаз, зенитные и противотанковые орудия, огнемет. Широкое распространение получили самолеты, пулеметы, минометы, подводные лодки, торпедные катера.  Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты. Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии. Также появилась «окопная тактика» ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики, работающей на военные заказы.  

33 слайд Описание слайда:

Война ускорила разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки Танк A7V Длина 8 м. Высота 3,5 м. Ширина 3,2 м. броня 10-30 мм. Максимальная скорость 9 км/ч Масса 32,5 тонн. Вооружение 57 мм. пушка + 6 пулеметов MG08/15 калибром 7,92 Двигатели 2 бензиновых Daimler мощностью 75 kW Экипаж 18 человека 13 фунтовая конная пушка QF обр. 1903 г. Калибр, мм. 76,2 (3 дюйма) Боевая масса, кг. 1014 Длина ствола, 24 калибра (1,86 м.) Угол возвышения, от -5° до +16° Угол горизонтального наведения 8° Тип и вес снаряда шрапнель; 5,67 кг. Начальная скорость снаряда, м/с. 510 Максимальная дальность стрельбы, м. 5395

34 слайд Описание слайда:

О России в Первой мировой войне Уинстон Черчиль о России в Первой мировой войне: Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году; преодоление мучительного безснарядного отступления; медленное восстановление сил; брусиловские победы; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо. Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древле Ихрод, пожираема. Оценки в постсоветской России Президент России Владимир Путин 27 июня 2012 года, отвечая на вопрос сенатора А.И. Лисицына в Совете Федерации, как Россия собирается отмечать столетие начала Первой мировой войны, обвинил большевистское руководство в проигрыше Россией Первой мировой войны — «…то результат предательства тогдашнего правительства… большевики совершили акт национального предательства…». Путин назвал проигрыш России уникальным: «наша страна проиграла эту войну проигравшей стороне. Уникальная ситуация в истории человечества. Мы проиграли проигравшей Германии, по сути, капитулировали перед ней, она через некоторое время сама капитулировала перед Антантой» — заявил Путин[

35 слайд Описание слайда:

Память о войне  День перемирия 1918 года (11 ноября) является национальным праздником  Бельгии и Франции и отмечается ежегодно. В Англии День перемирия отмечается в воскресенье, ближайшее к 11 ноября как День поминовения. В этот день поминаются павшие как Первой, так и Второй мировых войн. В первые годы после окончания Первой мировой войны каждый муниципалитет Франции возвёл памятник погибшим воинам. В 1921 году появился главный монумент — Могила неизвестного солдата под Триумфальной аркой в Париже. Главным британским памятником погибшим в Первой мировой войне является Кенотаф (греч. Cenotaph — «пустой гроб») в Лондоне на улице Уайтхолл , памятник Неизвестному солдату. Он был сооружён в 1919 году к первой годовщине окончания войны. Во второе воскресенье каждого ноября Кенотаф становится центром национального Дня поминовения. За неделю до этого на груди у миллионов англичан появляются маленькие пластиковые маки, которые покупаются у специального благотворительного Фонда помощи ветеранам и вдовам военных. В 11 часов дня в воскресенье королева, министры, генералы, епископы и послы возлагают к Кенотафу маковые венки, а вся страна останавливается на две минуты молчания. Могила неизвестного солдата в Варшаве также изначально была сооружена в 1925 году в память павших на полях первой мировой. Теперь этот монумент является монументом павшим за Родину в различные годы.

36 слайд Описание слайда:

Память о войне В России не было официального дня памяти погибших в Первой мировой войне. Особым местом памяти о войне по замыслу императора Николая II  должно было стать Царское село. Заложенная там ещё в 1913 году Государева Ратная палата должна была стать Музеем Великой войны. Однако этим замыслам не суждено было сбыться. В 1918 году в здании Ратной палаты создан народный музей войны 1914—1918 годов, но уже в 1919 году он был упразднён, а его экспонаты пополнили фонды других музеев и хранилищ. В 1938 году временная деревянная церковь на Братском кладбище была разобрана, а от могил воинов остался заросший травой пустырь. 16 июня 1916 года в Вязьме был открыт памятник героям «Второй Отечественной войны». В 1920-х годах этот памятник был уничтожен. 11 ноября 2008 года на территории Братского кладбища в городе Пушкин была установлена памятная стела (крест), посвящённая героям Первой мировой войны Также в Москве 1 августа 2004 года, к 90-летию начала Первой мировой войны, на месте Московского городского Братского кладбища в районе Сокол были поставлены памятные знаки «Павшим в мировой войне 1914—1918 годов», «Российским сестрам милосердия», «Российским авиаторам, похороненным на московском городском братском кладбище». 14 августа 2011 года в Минске было возрождено Минское Братское кладбище героев Первой мировой войны, основанное в ноябре 1914 г. и закрытое в 1932 г. На кладбище воздвигнута каменная часовня, рядом с которой размещены бронзовые плиты с именами 2500 похороненных на кладбище офицеров и солдат русской армии.   11 ноября 2011 года на кладбище был впервые отмечен День Памяти павших в Первой мировой войне.  

37 слайд Описание слайда:

Анимационные схемы Александр Худобец [email protected] Википедия Всеобщая история. Н.В.Загладин История России. Н.В.Загладин, С.И.Козленко и др. Родина. 1993. № 8-9. С. 156-157, 185, 191.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация по истории «Первая мировая война» содержит материал о формировании военно — политических блоков в Европе накануне войны, основных боевых действиях на фронтах, научно- технических итогах войны, краткая история увековечения памяти об участниках и погибших. В презентации выделены цели стран — участниц, временные рамки, повод и причины войны.

В презентации использованы анимационные картографические схемы, видеофрагмент о начале Первой мировой войны.

Презентация может быть использована на уроках истории в девятых и одиннадцатых классах как сопровождение к лекции учителя или дополнительный материал.

 

Общая информация

Номер материала: 565532

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок : «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне»

Урок : «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Автор методики С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа:

  • предварительное введение первых ( малых ) порций будущих знаний,

  • уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

  • развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

  • личностный подход педагогики сотрудничества;

  • комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

  • последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век., С.Ш. Казиев , Е.М. Бурдина. Истрия России ( в таблицах и схемах), А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

  1. Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

  2. «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

  3. Повод, причины, характер войны. Цели участников.

  4. Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

  5. Человек на войне (на основе краеведческого материала)

  6. Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? ( Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

Антанта

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

( Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке , в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

  1. Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

  2. Причины и итоги 1 Балканской войны.

  3. Почему началась Вторая Балканская война ? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г.Уэллс).

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

(словарь к учебному пособию).

пацифистского движения Жана Жореса?.

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево ( сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

  2. Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Россия

Франция Турция

Англия Япония

  1. Назвать причины войны.

  2. В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?

  3. Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Россия

Антанта

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Франция

Антанта

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Англия

Антанта

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Япония

Антанта

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Италия

Антанта

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента — Германии — и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс.офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? ( Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России, настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

  1. Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

  2. Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

  3. Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. ( журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю.Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины Ю.И.Пименова «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие — новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик Н.Д. Зелинский, выдающийся микробиолог Л.А. Тарасевич. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов Ш.М.Мунчаева «Отечественная история» ( стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

  • передача всех колоний;

  • сокращение численности вооруженных сил до 100 000;

  • Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

  • оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

  • демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

  • передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

  • репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):

  • разделение Венгрии и Австрии ;

  • передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

  • признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

  • сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;

  • репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):

4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):

  • Словакия переходит к Чехословакии;

  • Трансильвания передается Румынии;

  • Банат передается Югославии.

5. Севрский договор с Турцией (10 августа 1920г.):

  • установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

  • сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;

  • передача территорий.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

gigabaza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *