Тестирование по теме: «Эволюционный базис человечества
Documents войти Загрузить ×- No category
Related documents
Проблема познаваемости мира. 1. Словарная работа. Термин
А. Врожденные, физиологические свойства и качества индивида
Отображение в сознании 1.
М1.В. ОД.3 Современные проблемы науки, техники и технологии
ПРИМЕРНЫЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Дисциплина «Обществознание»
Вариант 2 Дайте определение понятиям: общество, роль
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Вариант 1
2) Один из признаков рыночной экономики – 1) преобладание
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 10 класс 1-ое полугодие 1 вариант. Часть 1.
Школьная олимпиада по обществознанию для 8 класса.
Познание
Социальное познание
studydoc.ru
Тесты по теме: «Эволюционное учение» 10 класс
ВАРИАНТ — 2
А – происхождение живого из неживой природы
Б – едином происхождении всего живого
В – способности всех клеток к фотосинтезу
Г – сходных процессах обмена веществ
2. К органическим веществам, входящим в состав клетки, относятся:
А – белки, жиры, углеводы
Б – КАРБОНОВЫЕ кислоты
В – АТФ
Г – анионы слабых кислот
3. Митохондрии выполняют функцию:
А – энергетическую
Б – синтез РНК
В – синтез ядрышка
Г – осуществляет связь с окружающей средой
4. Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются:
А – нуклеотиды
Б – аминокислоты
В – пептиды
Г – моносахариды
5. Метаболизм складывается из двух взаимосвязанных и противоположно направленных процессов:
А – жизни и смерти
Б – синтеза и распада
В – возбуждения и торможения
Г- поглощения кислорода и выделения углекислого газа
6. Размножение – это процесс:
А – увеличения числа клеток
Б – воспроизводство себе подобных
В – развитие организмов в процессе эволюции
Г – изменение особи с момента рождения до ее смерти
7. Онтогенез – это процесс:
А – исторического развития организмов
Б – деления клеток
В — индивидуального развития организмов
Г – эмбрионального развития
8. Социальными движущими силами антропогенеза явились:
А – естественный отбор
Б – борьба за существование
В – труд
Г – образование
9. Ведущую роль в эволюции человечества играют:
А – только социальные факторы
Б – только биологические законы
В – социальные факторы и биологические законы
Г – движущие формы естественного отбора
10. Эволюция – это:
А – учение об изменении живых организмов
Б — учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами
В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы
Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов
11. Единицей эволюционного процесса является:
А – особь
Б – популяция
В – мутация
Г – вид
12. Начало биологической эволюции связывают с появление на земле:
А – доклеточных форм жизни – вирусов
Б – клеточных форм жизни
В – биополимеров
Г – фазовообособленных систем
13. Приспособленность организмов носит относительных характер, так как:
А – любая адаптация целесообразна только в определённых условиях
Б – ароморфозы далеко не сразу обеспечивают живым организмам победу за существование
В – борьба за существование может привести к изменению вида
Г – при резких изменениях условий группа вымирает
14. Биологический прогресс характеризуется следующими чертами:
А – расширение ареала
Б – уменьшение численности вида
В – увеличением численности вида
Г – образованием новых видов
15. Ген – это
А – мономер белковой молекулы
Б – материал для эволюционных процессов
В – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка
Г – способность родителей передавать свои признаки следующему поколению
16. Хемосинтез – это процесс:
А – образования органических веществ из неорганических за счет
солнечного света
Б – расщепления органических веществ
В — образования органических веществ из неорганических за счет
энергии химических реакций
Г – деления органоидов клетки
17. Гомозиготной особью можно назвать:
А – ААВВ
Б – АА
В – ааВВ
Г – АаВв
18. Доказательством родства человека с обезьянами служат следующие факторы:
А – их скелет имеет сходное строение
Б – сходство строения белков человека и шимпанзе
В – группы крови человека и обезьян тождественны
Г – для тех других характерна двухсторонняя симметрия
Ответы
1-Б, 2-А, 3-А, 4 –Б , 5-Б, 6-Б, 7-В, 8-В, 9-А, 10-В, 11-Б, 12-Б, 13-А, 14-В, 15-В, 16-В ,
17-А, 18-Б,В
Вариант 1.
1. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?
А) Утрата шерстяного покрова слонами;
Б) Появление яиц у пресмыкающихся и их развитие на суше;
В) Удлинение конечностей у лошади;
2. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?
а) превращение листьев кактуса в колючки;
б) утрата органов кровообращения у плоских червей;
в) возникновение теплокровности;
3. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?
а) идиоадаптация;
б) ароморфоз;
в)дегенерация;
4. Какое из утверждений является верным-
а) дегенерация не бывает прогрессивной;
б) дегенерация может быть прогрессивной;
в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида.
5. Разные виды додарвиновских вьюрков возникли путем:
а) ароморфоза;
б) дегенерации;
в) идиоадаптации.
Ответ- 1б, 2а, 3б, 4б, 5в.
Вариант 2.
1. Водоросли относятся к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:
а) мхи размножаются спорами, а водоросли нет;
б) у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет,
в) у мхов есть органы, повышающие их организацию по сравнению с водорослями.
2. Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации:
а) ячеистые легкие у рептилий;
б) первичная кора головного мозга у рептилий;
в) голый хвост у бобра;
г) отсутствие конечностей у змей;
д) отсутствие корней у повилики;
е) Возникновение неполной перегородки в желудочке сердца у рептилий;
з) молочные железы у млекопитающих;
и) отсутствие кровеносной системы у цепней;
к) отсутствие потовых желез у собак;
А- И- Д- 3. В результате появления хлорофилла растения перешли:
а) к автотрофному питанию;
б) к гетеротрофному питанию;
в) к смешанному типу питания.
4. Разнообразие приспособлений объясняется:
а) только влиянием условий среды на организм;
б) взаимодействие генотипа и среды;
в) только приспособлениями генотипа.
Ответ- 1в, 2- А-а, б, е, ж. И- в, з, к. Д- д, г, и.3а, 4б.
1. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?
А) Утрата шерстяного покрова слонами;
Б) Появление яиц у пресмыкающихся и их развитие на суше;
В) Удлинение конечностей у лошади;
2. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?
а) превращение листьев кактуса в колючки;
б) утрата органов кровообращения у плоских червей;
в) возникновение теплокровности;
3. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?
а) идиоадаптация;
б) ароморфоз;
в)дегенерация;
4. Какое из утверждений является верным-
а) дегенерация не бывает прогрессивной;
б) дегенерация может быть прогрессивной;
в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида.
5. Разные виды додарвиновских вьюрков возникли путем:
а) ароморфоза;
б) дегенерации;
в) идиоадаптации.
6. Водоросли относятся к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:
а) мхи размножаются спорами, а водоросли нет;
б) у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет,
в) у мхов есть органы, повышающие их организацию по сравнению с водорослями.
7. Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации:
а) ячеистые легкие у рептилий;
б) первичная кора головного мозга у рептилий;
в) голый хвост у бобра;
г) отсутствие конечностей у змей;
д) отсутствие корней у повилики;
е) Возникновение неполной перегородки в желудочке сердца у рептилий;
з) молочные железы у млекопитающих;
и) отсутствие кровеносной системы у цепней;
к) отсутствие потовых желез у собак;
А -, И -, Д -.
8. В результате появления хлорофилла растения перешли:
а) к автотрофному питанию;
б) к гетеротрофному питанию;
в) к смешанному типу питания.
9. Разнообразие приспособлений объясняется:
а) только влиянием условий среды на организм;
б) взаимодействие генотипа и среды;
в) только приспособлениями генотипа.
Вставьте пропущенные слова:
ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.
Эволюционные изменения, которые вызывают общий подъем организации, увеличение интенсивности жизнедеятельности, дают значительные преимущества в борьбе за существование, делают возможным переход в новую среду обитания, называются ………
Сокращение численности популяции, сужение ее ареала, уменьшение числа видов характерно для ………….
Древние папоротники, древние пресмыкающиеся вымерли много миллионов лет назад, вступив на путь …………..
Мелкие эволюционные изменения, которые приводят к возникновению приспособлений у популяций к определенным условиям обитания, называются ………….
В противоположность ароморфозу идиоадаптация не сопровождается изменение основных черт организации, общим подъемом ее уровня, а характеризуется частными …………..
Возрастание численности особей в популяции, расширение ее ареала, образование новых популяций, ускорение формирования новых видов характерно для……………
Исключите лишнее:
Примеры дегенерации: а) приспособления птиц к полету, б) отсутствие органов передвижения у паразитических червей, в) утрата листьев и корня у повилики -паразита клевера, г) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня.
Примеры идиоадаптаций у растений: а) возникновение фотосинтеза, б) приспособления цветка к перекрестному опылению, в) приспособления плодов и семян к рассеиванию, г) листовая мозаика.
Примеры ароморфозов: а) возникновение теплокровности у птиц, б) формирование покровительственной окраски у насекомых, в) возникновение фотосинтеза, г) возникновение легочного дыхания.
Примеры идиоадаптаций у животных: а) формирование белой окраски у полярных животных, б) редукция пищеварительной системы у ряда паразитических червей, в) уплощение тела у придонных рыб, г) мимикрия.
Примеры идиоадаптаций: а) окраска тела под цвет грунта у придонных рыб, б) различные виды клюва у птиц в связи с разными способами добывания пищи, в) возникновение теплокровности у млекопитающих.
Задание А
Вариант 1
1. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет:
а) естественный отбор
б) искусственный отбор
в) изоляция
г) борьба за существование
2. Наиболее острая форма борьбы за существование:
а) межвидовая
б) внутривидовая
в) межвидовая и внутривидовая
г) с условиями внешней среды
3. Примером покровительственной окраски является:
а) сходство формы и окраски тела с окружающими предметами
б) подражание менее защищенного более защищенному
в) чередование светлых и темных полос на теле тигра
4. Сохранение в популяциях исходного вида особей со средним значением какого-либо признака связано с действием:
а) движущего отбора
б) стабилизирующего отбора
в) дизруптивного (разрывающего) отбора
г) борьбы за существование
5. Какое из названых «приобретений» животных можно считать ароморфозом:
а) утрата шерстяного покрова слонами
б) появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суши
в) удлинение конечностей лошади
Вариант 2
1. В направлении возникновения новых видов в природе действует:
а) наследственная изменчивость
б) межвидовая борьба
в) естественный отбор
г) искусственный отбор
2. Под борьбой за существование понимается:
а) совокупность отношений организма с другими организмами и природными условиями среды
б) конкуренцию организмов с особями своего вида
в) выживание сильнейшего в борьбе за пищу
3. Яркая окраска божьих коровок, многих видов бабочек, некоторых видов змей и других животных, обладающих пахучими или ядовитыми железами, называется:
а) маскировкой
б) демонстрирующей
в) мимикрией
г) предостерегающей
4. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией:
а) превращение листьев кактуса в колючки
б) утрата органов кровообращения у плоских червей
в) возникновение теплокровности
5. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов:
а) идиодаптация
б) ароморфоз
в) дегенерация
Задание В
Вариант 1
1. Материалом для эволюционных процессов сложит:
а) генетическая разнородность популяций
б) вид
в) приобретенные признаки полезные для вида
г) бесполезные или вредные признаки
2. Какой вид борьбы за существование происходит между большим и малым пестрыми дятлами?
а) внутривидовая
б) межвидовая
в) оба вида конкуренции
3. Истинный путь видообразование, благодаря которому появилось большинство видов организмов связан с :
а) дивергенцией исходного вида
б) преобразованием одного вида в другой
в) слиянием двух исходных видов с образованием нескольких новых и исчезновением исходных видов
г) слияние двух исходных видов с их сохранением и образованием нового вида
4. Стабилизирующая форма отбора способствует:
а) сохранению прежних видов и форм
б) уничтожению всех отклонений от стандартных
в) сохранению в популяции среднего значения признака
г) устранению результатов творческого отбора
5. Разнообразие приспособлений объясняется:
а) только влиянием условий среды на организм
б) взаимодействием генотипа и условий среды
в) только особенностями генотипа
6. Примером ароморфоза может служить:
а) покровительственная окраска
б) уплощение тела придонных рыб
в) приспособление цветов к опылению
г) появление многоклеточных организмов
7. Пример мимикрии:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика
б) ярко-красная окраска у божьей коровки
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы
8. Какое из утверждений является правильным:
а) дегенерация не бывает прогрессивной
б) дегенерация может быть прогрессивной
в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида
9. Укажите неверное утверждение «Биологический регресс ведет к…»:
а) снижению уровня приспособленности организмов к условиям обитания
б) увеличению численности вида
в) уменьшению площади видового ареала
г) сокращению численности вида
10. Какой вид организмов на сегодняшний день находиться в состоянии биологического прогресса:
а) домовой воробей
б) ехидна
в) утконос
г) гаттерия
Вариант 2
1. Движущей и направляющей силой является:
а) дивергенция признаков
б) разнообразие условий среды
в) приспособленность к условиям среды
г) естественный отбор наследственных изменений
2. Какой вид борьбы за существование привел к образованию нескольких видов галапагосских вьюрков (питающихся разной пищей)?
а) внутривидовая
б) межвидовая
в) борьба с природными условиями
3. Почему считается, что эволюционируют сначала популяция, а не вид?
а) потому, что в популяция лучше приспособлена к условиям среды
б) потому, что в популяции меньше особей
в) потому, что в популяции происходит обмен генами чаще, чем между популяциями
4. Примером действия стабилизирующей формы естественного отбора является:
а) гибель длиннокрылых и короткокрылых птиц во время бурь
б) исчезновение белых бабочек в индустриальных районах
в) выведение нового сорта пшеницы в новых условиях
5. Пример ароморфоза:
а) яркие цветы насекомоопыляемых растений
б) возникновение защитной окраски
в) уплощение тел у камбал
г) живорождение у млекопитающих
6. Пример маскировки:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика
б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы
в) ярко-красная окраска у божьей коровки
г) сходство в окраске гусеницы и бабочки-пяденицы с сучком
7. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:
а) жизнь завершается смертью
б) адаптация целесообразна в определенных условиях
в) идет борьба за существование
г) приспособление могут не привести к образованию нового вида
8. Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путем:
а) ароморфоза
б) дегенерации
в) идиоадаптации
9. Укажите неверное утверждение: «Биологический прогресс характеризуется…» :
а) возникновение приспособленности организмов к окружающей среде
б) сокращение ареала вида
в) расширение ареала вида
г) увеличение численности вида
10. Учение о формах естественного отбора в популяциях организмов разработал:
а) Ч. Дарвин
б) А. Северцов
в) И. Шмальгаузен
г) С. Четвериков
учение об изменении живых организмов
учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами
необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы
раздел биологии,дающий описание всех существующих и вымерших организмов
дивергенция признаков
разнообразие условий среды
приспособленность к условиям среды
естественный отбор
особь
популяция
мутация
вид
генетическое разнообразие популяций
вид
благоприобретенные признаки
бесполезные и вредные признаки
доклеточных форм жизни — вирусов
клеточных форм жизни
биополимеров
фазовообособленных систем
не меняются определяющие эти признаки гены
не изменяются условия среды
отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки
сохраняются «живые ископаемые»
любая адаптация целесообразна только в определенных условиях
ароморфозы далеко не сразу обеспечивают живым организмам победу в борьбе за существования
борьба за существования может привести к изменению вида
при резких изменениях условий группа вымирает
Правильно
Вопрос 3:
Правильно
Вопрос 4:
Правильно
Вопрос 5:
Правильно
Вопрос 6:
Правильно
Вопрос 7:
Правильно
Тестирование по теме «Экологические характеристики популяции»
( задания с выбором одного ответа)
1. Основной причиной для выделения группы особей в популяцию является:
1) внешнее отличие групп друг от друга
2) внутренние отличия групп друг от друга
3) изоляция групп друг от друга
4) нескрещиваемость особей
2. Особи разных популяций птиц не способны к скрещиванию между собой, если:
1) они населяют различные части ареала
2) их генофонды отличаются по ряду генов
3) они обладают разными хромосомными наборами
4) у них сильная внутривидовая конкуренция за пищу и территорию
3. Две популяции одного вида эволюционируют:
1) в разных направлениях, независимо друг от друга
2) в одном направлении, сходным образом
3) в зависимости от направления эволюции одной из популяций
4) с одинаковой скоростью
4. Обмен генами между популяциями одного вида может прекратиться скорее всего из-за:
1) ограниченности территории, занимаемой популяциями
2) изоляции ареалов
3) различий в характере пищи
4) климатических различий между ареалами
5. Колебания численности популяции связаны:
1) с изменением условий жизни (температуры, влажности)
2) с загрязнением окружающей среды
3) со средой обитания
4) с уровнем организации организмов
6. В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:
1) паразитизма
2) накопления отходов жизнедеятельности
3) хищничества
4) суровой зимы
7. Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует:
1) полный запрет на охоту
2) вселение их в новую экосистему
3) регуляция численности частичным запретом на охоту
4) полное уничтожение их врагов
8. Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:
1) сокращается 3) изменяется по сезонам года
2) увеличивается 4) поддерживается на определенном уровне
9. Популяцию характеризуют следующие свойства:
1) рождаемость, смертность
2) площадь территории
3) распределение в пространстве
4) среда обитания, условия жизни
10. Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие из:
1) одной генерации (поколения)
2) двух генераций
3) трех генераций
4) несколько генераций и потомков каждой из них
11. Заяц – беляк и заяц – русак, обитающие в одном лесу, составляют:
1) одну популяцию одного вида
2) две популяции одного вида
3) две популяции двух видов
4) одну популяцию двух видов
12. Возрастная структура популяции:
1) определяется внешними условиями
2) не зависит от жизненного цикла вида
3) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости
4) зависит от размеров популяции
13. Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:
1) в охотничьих хозяйствах
2) для медико – санитарной службы
3) в рыболовстве
14. К динамическим показателям популяции относится:
1) численность 2) плотность
3) половая структура 4) рождаемость
infourok.ru
Тест по обществознанию 10 класс Исторический процесс.(Профиль)
ТЕСТ 21 Исторический процесс и его участникиЧасть 1
1. Ход, условия и успехи человеческого общежития, жизнь человечества в ее развитии и результатах называются
1) историческим процессом 2) историческими событиями
3) исторической альтернативой 4) историческими тенденциями
2. Те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни являются
3) исторической альтернативой 4) историческими тенденциями
3. К субъектам исторического процесса не относится
1) народ 2) государство
3) промышленный переворот 4) отдельные личности
4. Марксистская теория подлинным творцом исторического процесса считает
1) народ 2) выдающуюся личность
3) государство 4) коммунистическую партию
5. Высказывание: «Как ни странно, опыт показал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы» принадлежит
1) В.О. Ключевскому 2) А.И. Герцену
3) В.И.Ленину 4) НА. Бердяеву
6. Сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества
3) элита 4) высшее общество
7. К понятию класса не относятся
1) феодалы 2) рабовладельцы
3) промышленники 4) буржуазия
8. К понятию религиозных групп не относятся
1) майя 2) протестанты
3) шииты 4) буддисты
9. Совокупность черт характера большинства членов группы, которая сложилась в результате накопленного ими опыта, называется
1) социальной стратой 2) социальным характером
3) социальной общностью 4) социальной организацией
10. Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, называются
1) общественными организациями (объединениями)
2) акционерными обществами
3) фондами
4) потребительскими кооперативами
11. Общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах власти, называется
1) религиозным объединением
2) политической партией
3) фондом
4) полным товариществом
12. Организационно-правовой формой общественного объединения не является
1) общественная организация
2) общественное движение
3) политическая партия
4) производственный кооператив
13. Постепенны
schoolfiles.net
Тест по обществознанию Природа человека 10 класс
Тест по обществознанию Природа человека для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Человек. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 5 вопросов, в части 3 — 1 вопрос (эссе).
Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)
Часть 1
1. Человек является продуктом эволюций
1) духовной и биологической
2) биологической и социальной
3) биологической и культурной
4) биологической и социально-культурной
2. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит
1) Р. Декарту
2) Б. Спинозе
3) Ж.Ж. Руссо
4) Д. Локку
3. Смысл жизни человека с нравственными исканиями связывала
1) философия Возрождения
2) немецкая классическая философия
3) философия марксизма
4) философия гедонизма
4. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека называется
1) эволюцией
2) гендерологией
3) генезисом
4) антропогенезом
5. Труд был объявлен решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное в трудах
1) Ч. Дарвина
2) Ф. Энгельса
3) Аристотеля
4) Гегеля
6. Идея переселения душ была выдвинута
1) древнекитайской философией
2) древнеиндийской философией
3) древнегреческой философией
4) философией эпохи Возрождения
7. Представление о человеке как «образе и подобии Бога» характерно для
1) древнегреческой философии
2) древнекитайской философии
3) философии христианства
4) древнеиндийской философии
8. Автором термина «категорический императив», характеризующего нравственный закон для человека, является
1) Г.Ф.В. Гегель
2) И. Кант
3) О. Конт
4) И. Фихте
9. Философия Жан Поля Сартра, считавшего, что объективному, детерминированному миру противопоставлена человеческая деятельность, которая свободна и не зависит от объективных законов, относится к такому направлению в философии как
1) экзистенциализм
2) эмпиризм
3) эмпириокритицизм
4) этатизм
10. Специфические черты, присущие отдельной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, называются
1) индивидом
2) индивидуальностью
3) личностью
4) нет верного ответа
11. Совокупность устойчивых психических качеств человека, определяющих его поступки в отношении других людей, называется
1) способностями
2) эмоциями
3) темпераментом
4) характером
12. Индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности, называются
1) способностями
2) эмоциями
3) темпераментом
4) характером
13. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, является одним из определений
1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности
14. Состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется
1) эмоциями
2) темпераментом
3) потребностью
4) характером
15. Какое понятие не употребляется при классификации потребностей человека?
1) биологические
2) духовные
3) социальные
4) приоритетные
Часть 2
1. В определение человека, данное словарем С.И. Ожегова, вставьте пропущенные слова. «Живое существо, обладающее даром __________ и речи, способностью создавать __________ и пользоваться ими в процессе общественного труда».
2. Установите соответствие между терминами и определениями.
Термины
А) мышление
Б) способности
В) индивид
Г) темперамент
Определения
1) индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности
2) совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и социальные обстоятельства
3) высшая ступень человеческого познания
4) отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами
3. Закончите фразу: «Источником активности личности являются многообразные личные и общественные __________».
4. Иммануил Кант характеризует такое явление следующим образом. Во-первых, это способность создавать то, чего нет в природе, чему нельзя научиться, то есть главным признаком является его оригинальность. Во-вторых, произведения этого человека должны являться образцовыми, а не быть бессмыслицей, хоть и оригинальной. В-третьих, такой человек не может объяснить, как он создает свои произведения, его творчество носит во многом бессознательный характер. Как называют такого человека?
5. Их делят на несколько видов: природные (связанные с врожденными задатками), общие интеллектуальные (развитая память, точность ручных движений и т.д.) и специальные (музыкальные, спортивные и прочее). О каких свойствах человека идет речь?
Часть 3 (темы эссе)
1. «Человек -это единственное животное, которое краснеет или, при определенных обстоятельствах, должно краснеть» (Марк Твен).
2. «Самая занимательная для нас поверхность на земле — это человеческое лицо» (Г. Лихтенберг).
3. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И. Гёте).
4. «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель).
Ответы на тест по обществознанию Природа человека
Часть 1
1-4, 2-1, 3-2, 4-4, 5-2, 6-2, 7-3, 8-2, 9-1, 10-2, 11-4, 12-1, 13-4, 14-3, 15-4.
Часть 2
1. мышления, орудия
2. 3142
3. потребности
4. гений
5. способности
testschool.ru
«Эволюционный базис человечества»
Обществознание. 10 класс.
Тестирование по теме: «Эволюционный базис человечества».
1 вариант.
1.По какому принципу образован ряд?
Цель, средства, действия, результат.
2.Что является лишним в ряду? Почему?
Свобода: осознанная необходимость, смягченная ответственность, независимость, возможные проявления собственной воли.
3.Установите соответствие.
Признаки Вид деятельности
1)Освоение опыта предыдущих поколений А) труд
2)Преобразование предметов окружающего мира Б) общение
3)Обмен информацией и ее преобразование в
процессе взаимодействия. В) учение
4)Осуществление реального действия воображае-
мыми средствами. Г) игра.
4.Найдите в списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.1) способность к совместной преобразовательной деятельности, 2) стремление к самореализации, 3) умение приспосабливаться к природным условиям, 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем, 5) потребность в воде, пище, отдыхе, 6) способность к самосохранению.
5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина», «мировоззрение». Составьте по два предложения с этими понятиями.
6.Тесты.
1.Верны ли суждения?
А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.
Б. Знание о мире, соответствующее познаваемым объектам признается в качестве истины.
А) верно только А, б) верно только Б, в) верны оба суждения, г) оба суждения неверны.
2.Процесс самопознания человека начинается с: а) момента рождения, б) самоузнавания, в) самооценки, г) самоанализа.
3. Гносеология-это:а) учение о бытии, б) теория познания, в) наука, изучающая мораль, г) учение о прекрасном.
4. Особенностью творческой деятельности служит : а) использование природных веществ, б) удовлетворение биологических потребностей, в) создание нового , не имеющего аналогов, г) использование орудий труда.
5.В отличие от животных , человек обладает : а) инстинктами, б) рефлексами, в) потребностями, г) сознанием.
6.Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя называется: а) воспитание, б) обучение, в) познание, Г) искусство
7. Природу добра и зла исследует область научного знания: а) этика, б) эстетика,в) психология, г) логика.
8. Особенностью познания человеком явлений общества , в отличие от познания природы, является: а) совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом, б) отсутствие объекта познания, в) наличие субъектно-объектного контакта, г) стремление приобрести истинные знания.
9. Наука отражает мир в: а) понятиях и терминах, б) художественных образах, в) символах веры, г) обыденных представлениях.
10. Несомненно, раз и навсегда установленное знание –это : а) научное понятие, б) относительная истина, в) народная мудрость, г) абсолютная истина.
7. Составьте предложение с понятием «самосознание».
Обществознание. 10 класс.
Тестирование по теме: «Эволюционный базис человечества».
2 вариант.
1.По какому принципу образован ряд?
Житейское, философское, научное, религиозное.
2. Что является лишним в ряду? Почему?
История, культурология, философия, экономика
3. Установите соответствие.
Виды познания: Формы познания.
Рациональное а) суждение, б) восприятие, в)ощущение,
Чувственное г) умозаключение.
4.Найдите в списке то, что относится к особенностям творческой деятельности: 1) характеризуется как любая сознательная деятельность, б) создает новое, в) отличается оригинальностью, г) созидательная деятельность, д) отличается неповторимостью.
5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «свобода», «познание». Составьте по два предложения с этими понятиями.
6.Тесты.
1)Верны ли суждения?
А. Знание, которое никогда не может быть опровергнуто, является абсолютной истиной.
Б.Истинны результаты только чувственного познания.
А) верно только А, б) верно только Б, в) верны оба суждения, г) оба суждения неверны.
2. Философы-эмпирики утверждают, что : а) основой познания является разум, б) невозможно обрести истинные знания, в) основу познания составляют чувства,г) процесс познания бесконечен.
3.Только научное знание: а) предполагает непосредственное наблюдение, б) не требует системы доказательств, в) основано на вере, г) предполагает выдвижение и обоснование гипотез.
4. Исследованием способов доказательств и опровержений занимается наука:а) этика, б) эстетика, в) психология, г) логика.
5. Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в: а) общении, б) семье, в) признании, г) тепле.
6. Игра, общение и познание- это: а) виды деятельности человека, б) этапы формирования личности, в) виды поведения всех живых существ, г) формы коммуникации.
7. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку, — это: а) ощущение, б) восприятие, в) сознание, г) представление.
8. Примером общения реального субъекта с иллюзорным партнером является: а) выступление политика по телевидению, б) общение двух людей через Интернет, в) отправление телеграммы, г) разговор ребенка с куклой.
9. К видам практической деятельности относится деятельность: а) прогностическая, б) социально-преобразующая, в) ценностно-ориентировочная, г) познавательная.
10. Признаком, свойственным деятельности человека и поведению животных, является: а) способность к самоконтролю, б) целеполагание, в) свобода выбора модели поведения, г) стремление к удовлетворению потребностей.
7. Составьте план ответа по теме «Деятельность».
Ключи к заданиям.
1 вариант.
1.Структура деятельности.
2. Смягченная ответственность.
3.1в,2а, 3б, 4г
4.1,2,4.
6.1в 2б 3б 4в 5г 6в 7а 8а 9а 10г
2 вариант.
1.Виды мировоззрения.
2.Гуманитарные дисциплины.
3.1а,г 2 б, в.
4. 2, 3, 5
6. 1а 2 в 3г 4г 5г 6а 7в 8г 9б 10г.
ms.znate.ru
№ | Тема урока | домашнее задание | дата | корректировка даты | ||
1 | Введение. Что изучает обществознание. | 1 | С.5, записи в тетради | |||
Раздел I. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ БАЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (12ч.) | ||||||
2 | Эволюционная цепочка человечества | 1 | § 1. Рабочий лист к уроку | |||
3 | Культурные составляющие эволюции | 1 | § 2 Рабочий лист к уроку | |||
4 | Сознание и деятельность | 1 | § 2 Записи в тетради | |||
5 | Сознание и деятельность | 1 | § 3 Рабочий лист к уроку | |||
6 | Самосознание | 1 | § 4 вопросы | |||
7 | Общественное сознание и философия | 1 | § 5 практикум | |||
8 | Знание и познание | 1 | § 6 вопросы, подготовка к проверочной работе | |||
9 | Знание и познание. Проверочная работа | 1 | § 6 | |||
10 | Система социально-гуманитарного знания | 1 | § 7 Подготовка к семинару. | |||
11 | Семинар по теме: «Эволюционный базис человечества» | 1 | Подготовка к контрольной работе. Последний срок сдачи отчетов по разделу. | |||
12 | Урок повторения по теме «Эволюционный базис человечества» | 1 | Опережающее задание к уроку по теме «Цивилизация» | |||
Раздел П. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА (11 ч.) | ||||||
13 | Цивилизация | 1 | § 8, заполнить таблицу, с.58-59, рабочий лист к уроку | |||
14 | Цивилизация | 1 | § 8 | |||
15 | Сущность культуры | 2 | § 9 | |||
16 | Искусство | 1 | §10 | |||
17 | Общественная значимость образования. Урок практикум | 1 | §11 | |||
18 | Образование в Российской Федерации. Лабораторная работа | 1 | §12 | |||
19 | Знания и умения в информационную эпоху. | 1 | §13 | |||
20 | Знания и умения в информационную эпоху. Урок-практикум | 1 | §13 | |||
21 | Религии и конфессии | 1 | §14 | |||
22 | Конфессии в России. Урок -конференция | 1 | §15 | |||
23 | Урок повторения по теме «Цивилизация и культура» | 1 | Записи в тетради | |||
Раздел III. СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС. (10 ч.) | ||||||
24 | Взгляд на общество в истории | 1 | §16 | |||
25 | Взгляд на общество в истории | 1 | §16 | |||
26 | Общество и его основные сферы | 1 | §17 | |||
27 | Общественные (социальные) институты и социальная защита. | 1 | §18 практикум | |||
28 | Общественные (социальные) институты и социальная защита. Урок практикум | 1 | §18 | |||
29 | Социальный контроль | 1 | § 19 вопросы | |||
30 | Социальный прогресс | 1 | § 20 вопросы. Опережающее задание к уроку «Глобализация» | |||
31 | Глобализация | 1 | § 21 | |||
32 | Глобализация. Урок — практикум | 1 | § 22 | |||
33 | Урок повторения по теме: «Системное строение общества. Социальный прогресс» | 1 | Подготовка к проверочной работе | |||
34 | Контрольная работа по теме «Системное строение общества. Социальный прогресс» | 1 | ||||
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ПРОШЛОМ И СЕГОДНЯ. (7 ч.) | ||||||
35 | Социальные группы | 1 | §22 | |||
36 | Этнос и этнические отношения. | 1 | §22 | |||
37 | Этнос и этнические отношения. Урок-практикум | 1 | §23 | |||
38 | Семья и брак | 1 | § 23 Посмотреть видео-лекции. Сделать краткий план | |||
39 | Семья и брак. Урок практикум | 1 | § 23 | |||
40 | Современная демографическая ситуация в России | 2 | § 24, вопросы и задания, с.222,практикум. | |||
41 | Урок повторения по теме: «Социальные группы в прошлом и сегодня» | |||||
Раздел IV СОЦИАЛИЗАЦИЯ (7 ч.) | ||||||
42 | Социальный статус и социальная роль | 1 | § 28 | |||
43 | Социальный статус и социальная роль Урок-практикум | 1 | § 28 | |||
44 | Сущность социализации | 1 | §29 | |||
45 | Юность как этап социализации | 1 | § 30-31 | |||
46 | Молодёжь и молодёжная субкультура. | 1 | § 32-33 Подготовить общую презентацию | |||
47 | Молодёжь и молодёжная субкультура. Урок-круглый стол | 1 | §32-33 | |||
48 | Урок повторения по теме: «Социализация» | 1 | ||||
Раздел VI СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ (4 ч.) | ||||||
49 | Социальная стратификация | 1 | § 34 | |||
50 | Стратификация и мобильность. | 1 | § 35 | |||
51 | Стратификация и мобильность. | 1 | § 35 | |||
52 | Урок повторения по теме: «Социализация стратификация и мобильность» | 1 | ||||
Раздел VII Общественные отношения и социальное поведение. (7 ч.) | ||||||
53 | Общественные отношения и социальное взаимодействие | 1 | § 36 | |||
54 | Конфликт и протестное движение | 1 | §37 | |||
55 | Конфликт и протестное движение Урок-практикум | 1 | §37 | |||
56 | Социальное поведение | 1 | §38 | |||
57 | Девиантное поведение. | 1 | § 39 | |||
58 | Семинар по теме: «Общественные отношения и социальное поведение» | 1 | § 40 | |||
59 | Урок повторения по теме: «Общественные отношения и социальное поведение» | 1 | ||||
Раздел VIII ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ДУХОВНАЯ СФЕРА 7ч. | ||||||
60 | Личность | 1 | §41 | |||
61 | Личность | 1 | §42 | |||
62 | Духовная жизнь человека | 1 | §43 | |||
63 | Ценность и идеалы личности | 1 | §44 | |||
64 | Ценность и идеалы личности Урок-конференция | 1 | §44 | |||
65 | Урок-практикум по теме: «Личность и её духовная сфера» | 1 | ||||
66 | Урок повторения по теме: «Личность и её духовная сфера» | 1 | ||||
67 | Обобщающий урок по пройденному материалу | 1 | ||||
68 | Обобщающий урок по пройденному материалу | 1 |
multiurok.ru
Тест по обществознанию для 10 класса по теме
ТЕМА: Древние мыслители о мире и человеке
Вариант № 1
1. Представления о мире и месте в нем человека называют:
а) идеологией в) философией
б) мировоззрением г) наукой
2.Существовало несколько сменявших друг друга исторических типов мировоззрения. Поставьте в верной хронологической последовательности:
а) религиозное мировоззрение
б) жизненно-практическое мировоззрение
в) мифологическое мировоззрение
г) философское мировоззрение
1-? 2-? 3-? 4-? 1-в, 2-а, 3-б, 4-г
3.Мифологическая форма мышления позволяет:
а) связать прошлое с настоящим и будущим
б) передать от поколения к поколению духовные ценности
в) утвердить определенные нормы поведения
г) все перечисленное выше
4. Древнейшим источником философского знания в древней Индии была:
а) «Рамаяна» в) ведическая литература
б) книга «Кодзики» г) «Махабхарата»
5.Какое место в мире отводилось человеку в nредставлениях мыслителей древней Индии?
а) первое, высшее место в мире
б) среднее положение между миром богов и духов
в) низшее положение
6.Закончите определение: «В древнеиндийской философии учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – это»:
а) йога б) дао в) карма
7.Что означает понятие» дао»?
а) эквивалент бога
б) свод законов и норм поведения человека на Востоке
в) установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении
8.Платон считал идеальным государственным устройством:
а) демократию б) тиранию в) аристократию
9.. Какие высказывания принадлежат Аристотелю?
а) « … всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-то блага … »
б) « ••• пока в государствах не будут царствовать философы … государствам не избавиться от зол … »
в) « ••• средний вид государственного строя наилучший, ибо только он не ведет к внутренним распрям … »
10.Что такое «общественный договор»?
а) переход общества от естественного состояния к « гражданскому обществу»
б) юридическое определение процедуры заключения международных соглашений
в) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми
11.Специфическими свойствами мифа можно считать
1.Единство желаемого и действительного, слова и вещи.
2.Персонификацию природных сил.
3.Синкретическое (внутренне не расчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни.
4.Возвышение и облагораживание страха человека перед бесконечностью Вселенной.
5.Индивидуально – личностный характер мифологического повествования
6.Сказочные сюжеты
А. 2, 5, 6; Б. 1, 2, 3; В.Все ответы правильны; Г. 1, 2, 3, 4
12. Человек мифологический
1. Мыслит эмоционально, у него свободно переплетаются противоположные мысли, и при этом он не ощущает противоречий.
2. Считает, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам.
3. Представляет себе мир как своеобразную матрешку, в которой семья, род, другие человеческие общности устроены подобно друг другу.
4. Все и вся персонифицирует или олицетворяет.
5. Твердо верит в прямую связь между земным и небесным, общественным и природным (космическим).
А. 1, 4, 5; Б. 2, 3, 4; В. Все ответы правuльны; Г. 1, 3, 4, 5.
13. С точки зрения Платона, справедливость — это когда
А. Все равны.
Б. Есть возможность удовлетворять потребности всех и каждого.
В. Каждый занимается своим делом.
Г. Отдельный индивид заботится об общем благе.
Д. Государство берет под свою защиту гражданские права человека
14. Когда Аристотель определял человека как «политическое животное» он тем самым хотел сказать, что
А. Только политика может обуздать зоологический индивидуализм человека.
Б. Политика — главное в жизни человека.
В. Животное начало в человеке всегда было и остается главным препятствием на пути его культурного развития.
Г. Человек — существо полисное, т. е. общественное.
Д. В политике очень много «животного».
ТЕМА: Древние мыслители о мире и человеке
Вариант № 2
1.Закончите определение: «Мировоззрение — это … »:
а) определенные знания людей о мире
б) ценности, идеалы, представления, понятия о мире
в) человеческий опыт
г) правильны все определения
2.Н а ранней стадии общественного развития основным сnособом nонимания мира были:
а) религия б) мифология в)философия
3Древние мифы о nроисхождении мира и людей делятся на:
а) мифы разрушения в) мифы развития
б) мифы творения г) мифы о героях
4.Как свидетельствуют Веды, в основе мира лежит:
а) универсальный космический порядок
б) жертвоприношение
в) «нечто одно», нерасчлененное, аморфное
5.Согласно nредставлениям философии древней Индии положение каждого социального слоя символизировал определенный цвет. Соотнесите цвет и социальное положение:
а) земледельцы и скотоводы-вайшья а-3, б-4, в-1, г-2
б) слуги-шудры
в) мудрецы-брахманы
г) воины, правители-кшатрии
1) белый цвет благости и святости
2) красный цвет — цвет власти
3)желтый цвет – цвет трудолюбия
4) черный цвет — цвет невежества
6.В nредставлениях древних китайцев человек:
а) занимает срединное положение в мире
б) должен следовать естественному ходу вещей
в) тесно связан с природой
г) все перечисленное выше
7. Назовите — положения, которые характерны для конфуцианства:
а) гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми
б) высшей ценностью считался индивид
в) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет
г) государство — большая семья, где государь и «сын Неба», и «отец имать народа»
8.Какие взгляды на общественное устройство развивал Платон? Какие — Аристотель?
1) создал учение об идеальном справедливом государстве, в котором правят философы
2) считал, что индивидуальное должно быть подчинено всеобщему
3) не отрицал частную собственность
4) разделил людей в обществе на три группы: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники
5) считал, что государству предшествует семья.
6) считал, что опорой государства должны быть средние слои общества
7) не признавал рабов гражданами государства
8)наилучшей формой правления считал « политию»
Платон — 1.2.4,7 Аристотель – 3,5,6,7,8
9.По мысли Аристотеля nравление большинства в интересах общей пользы — это:
а)аристократия б)демократия в)полития
10. Какое (какие) из следующих определений мифологии можно считать правомерным?
1. Наука о мифах.
2. Совокупность сказаний о богах и героях.
3. Система фантастических представлений о мире, обществе и человеке.
4. Бессознательно-стихийная ложь первобытного человека.
5.Праформа (первая, исходная форма) духовной культуры человечества
6. Иррациональная составляющая человеческого бытия.
А. Правомерны все ответы; Б. 1,2,3,5; В.1; Г. 4, б.
11. Тотем есть не что иное, как
А. Предмет произвольной природы, способный охранять его обладателя от опасностей и бед и приносить ему удачу.
Б. Животное или растение, считающееся предком и покровителем человека (рода).
В. Дух, персонифицирующий то или иное природное явление.
Г. Предмет, служащий вместилищем незримой, сверхъестественной силы.
12. Когда Аристотель определял человека как «политическое животное» он тем самым хотел сказать, что
А. Только политика может обуздать зоологический индивидуализм человека.
Б. Политика — главное в жизни человека.
В. Животное начало в человеке всегда было и остается главным препятствием на пути его культурного развития.
Г. Человек — существо полисное, т. е. общественное.
Д. В политике очень много «животного».
13. Что означает понятие» дао»?
а) эквивалент бога
б) свод законов и норм поведения человека на Востоке
в) установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении
14.Специфическими свойствами мифа можно считать
1.Единство желаемого и действительного, слова и вещи.
2.Персонификацию природных сил.
3.Синкретическое (внутренне не расчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни.
4.Возвышение и облагораживание страха человека перед бесконечностью Вселенной.
5.Индивидуально – личностный характер мифологического повествования
6.Сказочные сюжеты
А. 2, 5, 6; Б. 1, 2, 3; В.Все ответы правильны; Г. 1, 2, 3, 4
www.metod-kopilka.ru