Тест по биологии Экологические факторы среды 5 класс
Тест по биологии Экологические факторы среды для учащихся 5 класса с ответами. Тест состоит из двух вариантов в каждом по 5 заданий.
1 вариант
1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на организм, называют
1) антропогенными
2) абиотическими
3) биотическими
4) экологическими
2. Факторы неживой природы, воздействующие на организм, называют
1) антропогенными
2) абиотическими
3) биотическими
4) химическими
3. Влияние животных друг на друга является фактором
1) антропогенным
2) абиотическим
3) биотическим
4) политическим
4. Воздействие человека на живые организмы является фактором
1) антропогенным
2) абиотическим
3) биотическим
4) химическим
5. Снегопад является фактором
1) антропогенным
2) абиотическим
3) биотическим
4) химическим
2 вариант
1) антропогенными
2) абиотическими
3) биотическими
4) экологическими
2. Факторы живой природы, воздействующие на организм, называют
1) антропогенными
2) абиотическими
3) биотическими
4) космическими
3. Освещенность и влажность являются факторами
1) антропогенными
2) абиотическими
3) биотическими
4) химическими
4. Воздействие хозяйственной деятельности человека на природу является фактором
1) антропогенным
2) абиотическим
3) биотическим
4) химическим
5. Осенний листопад является фактором
1) антропогенным
2) абиотическим
3) биотическим
4) физическим
Ответы на тест по биологии Экологические факторы среды
1 вариант
1-4
2-2
3-3
4-1
2 вариант
1-4
2-3
3-2
4-1
5-3
testschool.ru
Тест по теме «Экологические факторы» 5 класс
Тест по теме «Экологические факторы» 5 класс
Вопрос 1.
Что такое антропагенные факторы:
это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга
это все те формы деятеьности человека,которые воздействую на окружающюю среду
Фотезинтез
Вопрос 2.
Вопрос биологам:Кто открыл клетку:
Ч.Чаплин
А.Никитин
Р.Гук
А.Петровский
Вопрос 3.
Биология-это от греч.-…. и сфера-…… :
биос-жизнь и сфера трубка
биос-цикл и сфера-биосфера
биос-жизнь и сфера — шар
биос греч
Вопрос 4.
Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на организм, называют:
антропогенными
абиотическими
биотическими
экологическими
Вопрос 5.
Факторы неживой природы, воздействующие на организм, называют:
антропогенными
абиотическими
биотическими
химическими
Вопрос 6.
Влияние животных друг на друга является фактором:
антропогенным
абиотическим
биотическим
политическим
Вопрос 7.
Снегопад является фактором:
антропогенным
абиотическим
биотическим
химическим
Вопрос 8.
Освещенность и влажность являются факторами:
антропогенными
абиотическими
биотическими
химическими
Вопрос 9.
Воздействие хозяйственной деятельности человека на природу является фактором:
антропогенным
абиотическим
биотическим
химическим
Вопрос 10.
Осенний листопад является фактором:
антропогенным
абиотическим
биотическим
физическим
Вопрос 11.
Наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания называется:
биология
экология
гигиена
физиология
infourok.ru
Тест по теме «Экологические факторы среды» Выберите один правильный ответ
Тест
по теме «Экологические факторы среды»
Выберите один правильный ответ:
1.Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению численности популяции речного бобра?
1) обильные дожди летом
2) увеличение численности водных растений
3) пересыхание водоема
4) интенсивный отстрел животных
(правильный ответ : 3)
2. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?
1) рубка деревьев
2) отстрел волков и лисиц
3) вытаптывание растений
4) разведение костров
(Правильный ответ: 2)
3. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам?
1) понижение температуры воздуха
2) изменение продолжительности светового дня
3) увеличение облачности
4) изменение атмосферного давления
(правильный ответ:2)
4.Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, так как он ведет
1) к накоплению в атмосфере кислорода
2) к увеличению прозрачности атмосферы
3) к увеличению плотности атмосферы
4) к накоплению в атмосфере углекислого газа
(правильный ответ: 1)
5.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют
1)абиотическими
2) биотическими
3)экологическими
4) антропогенными
(правильный ответ:3)
6. К абиотическим факторам относят
1) подрывание кабанами корней
2) нашествие саранчи
3) образование колоний птиц
4) обильный снегопад
(правильный ответ:4)
7.Пищевые связи в экосистеме называются
1) абиотическими
2) антропогенными
3) ограничивающими
4) биотическими
(правильный ответ:4)
8.Факторы,
вызывающие загрязнение окружающей
среды,
связанные с деятельностью
человека, называют
1) ограничивающими
2) антропогенными
3) биотическими
4) абиотическими
(правильный ответ:2)
9.Какие факторы называют антропогенными?
1) связанные с деятельностью человека
2) абиотического характера
3) биотического характера
4) определяющие функционирование агроценозов
(правильный ответ:1)
10.К биотическим компонентам экосистемы относят
1) газовый состав атмосферы
2) состав и структуру почвы
3) особенности климата и погоды
4) продуцентов, консументов, редуцентов
(правильный ответ:4)
Выберите один правильный ответ
Вопрос 1. Условия среды обычно определяют как:
1. экологические факторы, оказывающие влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ;
2. перемены в средообразующих компонентах или их сочетаниях, имеющие колебательный характер с восстановлением прежних условий жизни;
3. степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов;
4. баланс естественных или измененных человеком средообразующих компонентов и природных процессов;
5. сложение природных и антропогенных факторов, создающее в сумме новые экологические условия обитания организмов и биотических сообществ.
(правильный ответ:1)
Вопрос 2. Какое определение соответствует понятию «абиотические факторы среды»:
1. компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно действующие на живые организмы;
2. природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях;
3. перемена в средообразующих компонентах или их сочетаниях, которая не может быть компенсирована в ходе природных восстановительных процессов;
4. факторы, оказывающие как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы;
5. взаимосвязи между видами, при которых организмы одного вида живут за счет питательных веществ других видов.
(правильный ответ:1)
Вопрос 3. Биотические факторы среды – это:
1. совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
2. физиолого-экологическая адаптация организмов, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки;
3. соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности;
4. экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность и жизнедеятельность организмов.
5. силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов.
(правильный ответ:1)
Вопрос 4. Антропогенные факторы — это:
1. формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов;
2. совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;
3. совокупность естественно-природных особенностей существования организмов и антропогенных воздействий;
4. группа факторов, связанных как с прямым, так и опосредованным влиянием живых организмов на среду;
5. факторы, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ в период активности животных и низкие потери энергии в период зимней спячки.
(правильный ответ:1)
Вопрос 5. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:
1. абиотического;
2. биотического;
3. антропогенного;
4. вообще не экологического;
5. гидробионтного.
(правильный ответ:3)
В 4. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором
ФАКТОРЫ СРЕДЫ
А) биотические
Б) абиотические
ХАРАКТЕРИСТИКА
1) постоянство газового состава атмосферы
2) изменение толщины озонового экрана
3) изменение влажности воздуха
4) изменение численности консументов
5) изменение численности продуцентов
6) увеличение численности паразитов
(правильный ответ:А-4,5,6. Б-1,2,3.)
В 6. Установите в какой последовательности располагаются уровни организации живого:
А) биоценотический
Б) видовой
В) популяционный
Г) биогеоценотический
Д) организменный
Е) биосферный
(правильный ответ:Д,Б,В,А,Г,Е.)
С 3. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.
1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.
2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.
3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.
4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.
5. Мутуализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.
Ответы:
1-на Абиотические, Биотические и Антропогенные.
2-этоХищничество,паразитизм, конкуренция и симбиоз.
3-правильно
4-правильно
5-взаимоположительных взаимодействий(взаимовыгодные отношения между особями)
gigabaza.ru
Экологические факторы среды_5 класс
Экологические факторы, влияющие на живые организмы
Дополните определение:
Среда обитания — ………..
Место обитания – наиболее ……..
ЗАДАНИЕ
В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука
ОТВЕТ
- корень моркови, крот, червяк, личинка майского жука
- лиса, ель, гриб, медведь,
- водоросли, акула, медуза пингвин, морская звезда,
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Абиотические ( Свет, вода, температура )
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биотические ( Другие живые организмы )
Антропогенные ( Влияние человека)
ЗАДАНИЕ
Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь
ОТВЕТ
- лесной пожар, выбросы в атмосферу, сброс сточных вод в реку
- погоня за зайцем, поедание малины медведем, опыление растения
- выпавший снег, знойная жара, дождь
Домашнее задание:
- Дополнить таблицу, начатую на уроке, указав в каждой колонке не менее 10 факторов.
- Параграф 17-18 прочитать, подготовиться к устному опросу.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
videouroki.net
Контрольная работа по биологии 5 класс на тему «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»
В-1 Контрольная работа по разделу
«Разнообразие живых организмов. Среды жизни»
Часть1. Выберите 5 понятий, из числа предложенных и дайте им определение
Размножение бактерии раздражимость
Эволюция систематика вид
Биология среда обитания экологические факторы
Светолюбивые растения почва жизненная форма
Гумус природное сообщество паразиты
Часть 2. Реши тест с выбором одного правильного ответа.
1. Наука изучающая живую природу называется:
а) биология; б) экология; в) ботаника; г) география
2. Способность организмов реагировать на изменения в окружающей среде принято называть:
а) размножением; б) развитием; в) раздражимостью; г) движением.
3. Представители какого царства живых организмов способны самостоятельно производить органические вещества:
а) грибы; б) бактерии; в) растения; г) животные.
4. Для представителей какого царства характерен ограниченный рост:
а) бактерии; б) растения; в) животные; г) грибы.
5. Группа особей, сходных по строению и дающих при скрещивании плодовитое потомство, — это:
а) царство; б) род; в) отряд; г) вид.
6. Какая единица систематики характерна только для животных:
а) семейство; б) род; в) тип; г) отдел.
7. Влияние неживой природы на организмы относят к факторам:
а) антропогенным; б) абиотическим; в) биотическим.
8. Животные, поедая растения, изменяют их и среду обитания – это относят к факторам:
а) биотическим; б) антропогенным; в) абиотическим.
9. Сколько сред обитания существует в природе:
а) две; б) три; в) четыре; г) пять; д) шесть
10. В степях и пустынях растения приспособились к недостатку:
а) тепла; б) света; в) воды; г) кислорода.
11. Наличие присосок и крючков и отсутствие органов пищеварения и дыхания характерно для обитателей … среды:
а) почвенной; б) организменной; в) наземно-воздушной; г) водной.
12. Высокая плотность и подвижность характерны для … среды:
а) наземно-воздушной; б) водной; в) почвенной; г) организменной.
В-2 Контрольная работа по разделу
«Разнообразие живых организмов. Среды жизни»
Часть1. Выберите 5 понятий, из числа предложенных и дайте им определение
Размножение бактерии раздражимость
Эволюция систематика вид
Биология среда обитания экологические факторы
Светолюбивые растения почва жизненная форма
Гумус природное сообщество паразиты
Часть 2. Реши тест с выбором одного правильного ответа.
1. Все живые организмы учёные разделили на … царства:
а) два; б) три; в) четыре; г) пять; д) шесть
2. Способность организма воспроизводить себе подобных называется:
а) размножением; б) развитием; в) раздражимостью; г) движением.
3. К какому царству живых организмов относятся трутовики, дрожжи:
а) бактерии; б) растения; в) животные; г) грибы.
4. Представители какого царства появились на Земле более
3,5 миллиардов лет назад:
а) грибы; б) бактерии; в) растения; г) животные
5. Как называется наука о распределении живых организмов на группы:
а) биология; б) экология; в) систематика; г) эволюция.
6. Нименьшая систематическая группа, — это:
а) род; б) отряд; в) вид; г) семейство.
7. Какая единица систематики характерна только для растений:
а) семейство; б) отряд; в) тип; г) отдел.
8. Влияние живой природы на организмы относят к факторам:
а) антропогенным; б) абиотическим; в) биотическим.
9. Влияние света, температуры, воды на живой организм относят к факторам:
а) биотическим; б) антропогенным; в) абиотическим.
10. Какая среда обитания является самой древней:
а) водная; б) наземно-воздушная; в) почвенная; г) организменная.
11. Значительные перепады температуры характерны для … среды:
а) почвенной; б) организменной; в) наземно-воздушной; г) водной.
12. Разные виды бактерий, грибов и насекомых приспособились к жизни в …. среде:
а) наземно-воздушной; б) водной; в) почвенной; г) организменной.
13. Какие растения могут произрастать под пологом елового леса:
а) светолюбивые; б) тенелюбивые; в) теневыносливые; г) любые.
13. Какая рыба наиболее требовательна к высокому содержанию кислорода в воде:
а) ёрш; б) лещ; в) форель; г) сазан
14. Чем больше в почве гумуса, тем она:
а) больше содержит песка и глины; б) менее плодородна;
в) содержит больше воды; г) плодороднее
15. В почвенном воздухе, по сравнению с атмосферным:
а) больше кислорода и углекислого газа;
б) меньше кислорода и углекислого газа;
в) меньше кислорода и больше углекислого газа;
г) больше кислорода и меньше углекислого газа
16. Для организменной среды характерно:
а) относительное постоянство условий; б) изменчивость условий;
в) сходство условий с почвеной средой;
г) сходство условий с водной средой.
17. Между сорными и культурными растениями на огороде возникают отношения:
а) конкуренция ; б) хищничество; в) паразитизм; г) взаимовыгодные.
18. Чем являются растения в круговороте веществ в природе:
а) потребители; б) производители; в) разрушители.
19. В круговороте веществ в природе учатвуют:
а) производители и разрушители; б) потребители и разрушители;
в) потребители и производители;
г) производители, потребители и разрушители.
20. Острые когти, отличное зрение, способность к быстрому бегу – приспособления к:
а) паразитизму; б) хищничеству; в) конкуренции;
г) нет правильного ответа
ЧАСТЬ 3.
Соотнесите названия организмов с царством, к которому они относятся.
Мох сфагнум А. Животные
Зубр Б. Растения
Боровик В. Бактерии
Водоросли Г. Грибы
Дрожжи
Кораллы
Дуб
Плесень
Дизентерийная палочка
Моллюски
14. Тушканчик обитает в пустыне, а лягушка в пруду – это примеры приспособленности к условиям:
а) содержания кислорода; б) увлажнения; в) освещения;
г) температурного режима.
15. Животные, устойчивые к недостатку влаги, могут обитать в:
а) морях; б) прудах; в) лесах; г) степях.
16. Выберите ответ, где приведён пример паразитизма:
а) в кишечнике человека обитают бактерии, которые помогают в переваривании пищи;
б) птицы вьют гнёзда на ветках деревьев:
в) некоторые рыбы живут в раковинах моллюсков, не причиняя им вреда;
г) растение заразиха поселяется на корнях деревьев и кустарников и полностью питается за их счёт.
17. Среда обитания, для которой характерна изменчивость условий:
а) наземно-воздушная; б) почвенная; в) водная;
г) организменная.
18. Совокупность всех живых организмов, приспособленных к совместному существованию на одной территории, составляет:
а) растительное сообщество; б) сообщество животных;
в) природное сообщество.
19. Чем являются животные в круговороте веществ в природе:
а) потребители; б) производители; в) разрушители.
20. В какие отношения вступают лось и белка:
а) взаимовыгодные; б) негативные; в) нейтральные
ЧАСТЬ 3.
Установите соответствие живыми организмами и средой обитания.
Кальмары А. Наземно-воздушная
Берёза Б. Почвенная
Водоросли В. Водная
Крот
Кукушка
Медузы
Дождевой червь
Ящерица
Моллюски
Насекомые
infourok.ru
Тесты к теме Экологические факторы и их влияние на живые организмы по Биология 5 класс онлайн
Биология, 5 Класcы- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- ЕГЭ
- Алгебра
- Геометрия
- Математика
- Информатика
- Обществознание
- ОБЖ
web-dev01.interneturok.ru
Диагностическая работа по биологии 5 класс
Тема «Введение» вариант №1
1.Биология – это наука, изучающая
А. космические тела Б. живые организмы В. Строение Земли Г. Минералы
2.Отношения организмов между собой и окружающей средой изучает наука
А. генетика Б. цитология В. зоология Г. Экология
3.Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют:
А. атмосферой Б. гидросферой В. Литосферой Г. Биосферой
4. Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к:
А. бактериям Б. грибам В. растениям Г. Животным
5. Один из признаков, позволяющий отличить живое от неживого:
А. обмен веществ и превращение энергии Б. форма и окраска объекта
В. Разрушение объекта под действием окружающей среды Г. Изменение размера объекта
6. Совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний:
А. гипотеза Б. технология В. Научный метод Г. Научное направление
7. Сезонные периодические явления в жизни растений и животных:
А. фенология Б. вирусология В. бактериология Г. физиология
8. Наиболее сложные и разнообразные условия жизни по сравнению с другими средами характерны для:
А. водной среды Б. наземно-воздушной среды В. почвы Г. живого организма как среды
9. Наибольшим постоянством условий по сравнению с условиями жизни других средах обитания характеризуется:
А. водная среда Б. наземно-воздушная среда В. Почва Г. Живой организм как среда
10. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических:
А. влажность Б. свет В. конкуренцию за пищу Г. Температура
11. Распределите организмы в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы.
1.Сосна 2. Горбуша 3. Одуванчик 4. Жук-навозник 5.Белый гриб 6. Бактерии 7. Медведь
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
Бактерии_______ | Грибы_________ | Растения__________ | Животные__________ |
12. Распределите представленные иллюстрации с экологическими факторами в зависимости от их принадлежности к группе.
1. Вырубка леса. | 2. Борьба между особями одного вида за самку. | 3.Влияние солнечного света на рост растений. |
4. Сбор нектара пчёлами. | 5. Выброс вредных веществ заводами. | 6. Сильный ветер. Ураган. |
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
Абиотические факторы________ . Биотические факторы___________ . Антропогенные факторы________ .
13. используя рисунки 1-6, предложите вариант пищевой цепи, состоящей из четырёх звеньев.
Задание 14, 15 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
1.За многие столетия биологических знаний накопилось так много, что выделили самостоятельную науку о живой природе — биологию. В современном виде она сформировалась в ХХ веке. Большой вклад в развитие биологии в ХХ веке внесли такие всемирно известные отечественные учёные, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920), Илья Ильич Мечников (1845-1916), Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), Николай Иванович Вавилов (1887-1943), и ряд других.
2.С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от растительного и животного мира, от ресурсов природной среды. Поэтому человек вынужден был изучать окружающий его мир. Представления древнего человека об окружающей его природе не носили ещё научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени именно они послужили источником накопления биологических знаний.
3.В.И.Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека. От этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие «ноосфера», что означает «мыслящая оболочка», то есть «сфера разум». Он пришёл к выводу, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействует на неё негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.
4.Крупнейший русский учёный ХХ века Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) создаёт учение о биосфере. Он показывает, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете.
5.Таким образом современная биология – бурно развивающаяся наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты.
14. При наборе текста были перепутаны абзацы. Прочитайте текст и укажите (с помощью цифр), какой должна быть, на ваш взгляд, последовательность абзацев в тексте.
15. Кто из учёных, упомянутых в тексте, создал и развивал учение о биосфере? Какое новое понятие он ввёл в науку?
Тема «Введение» вариант №2
1.Биология – это наука, изучающая:
А. Строение объектов живой и неживой природы Б. Взаимодействие объектов живой и неживой природы
В. Жизнь во всех её проявлениях Г. Рациональные пути использования природных ресурсов
2. Для живых организмов, в отличие от объектов неживой природы, характерно:
А. клеточное строение Б. обмен веществ с окружающей средой
В. Развитие, размножение, раздражимость Г. Совокупность всех перечисленных объектов.
3. Многообразие живых организмов на нашей планете можно объяснить:
А. приспособительным характером живого к различным условиям окружающей среды
Б. единством происхождения объектов живой и неживой природы
В. единством происхождения представителей всех царств живых организмов
Г. Возможностью существования воды, как основного структурного компонента живых организмов, в трёх состояниях – жидком, твёрдом и газообразном
4. Животных изучает наука:
А. генетика Б. цитология В. Зоология Г. Экология
5. подтверждённые многократной проверкой научные данные, полученные в ходе исследования, — это
А. гипотеза Б. эксперимент В. Наблюдение Г. Факт
6. Наука, изучающая ископаемые остатки вымерших организмов:
А. систематика Б. история В. Палеонтология Г. Экология
7. Бактерии – это:
А. самостоятельное царство организмов Б. одноклеточные организмы из царств Грибы, Растения, Животные
В. Представители царства Растения Г. Представители царства Животные
8. Свойства организма реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния называется:
А. обменом веществ Б. раздражимостью В. развитием Г. саморегуляцией
9. Наибольшим постоянством условий по сравнению с условиями жизни других средах обитания характеризуется:
А. водная среда Б. наземно-воздушная среда В. Почва Г. Живой организм как среда
10. основным абиотическим фактором, влияющим на жизнь растений, обитающих в пустыне, является: А. длина светового дня Б. поедание травоядными животными
В. количество воды Г. колебание суточных температур
11.Распеределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания:
1. Дельфин 2.Крот 3.Дождевой червь 4. Лиса 5.Плоский червь (паразит) 6. Бактерии
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
Наземно-воздушная | Водная среда | почва | Другие организмы как среда |
12. На рисунке изображены примеры (по два примера) научных исследований, проводимых биологами. Распределите их в соответствии с принадлежностью к наблюдению или эксперименту.
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
Наблюдение__________________ эксперимент_______________________
13. используя рисунки 1-6, предложите вариант пищевой цепи, состоящей из четырёх звеньев.
Запишите получившуюся последовательность цифр:_________________________
1.Растения | 2.Заяц | 3.Муха |
4.насекомоядная птица (мухоловка) | 5. Хищная птица (ястреб) | 6. Лиса |
Задание 14, 15 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
1.Всемирно известному русскому учёному ХХ века, физиологу Ивану Петровичу Павлову (1849-1936) в 1904 году была присуждена Нобелевская премия в области медицины и физиологии.
2.Современная биология связана с развитием цивилизации в странах Средиземноморья. Нам известны имена многих выдающихся учёных того времени, внёсших вклад в развитие биологии. Так, Гиппократа (460 – ок. 370 до н.э.) считают основоположником медицины, Аристотеля (384 – 322 до н.э.) – основоположником зоологии, а Теофраста (372-287 до н.э.), изучавшего растения, — основоположником ботаники.
3.Первобытные люди были тесно связаны с природой. Всё, что им было необходимо для жизни, они находили в природе. Поэтому человек вынужден был изучать окружающий его мир. Многие тысячелетия накапливались знания о живых организмах. Их накапливали, развивали и обобщали учёные древнего мира.
4. В Средние века знания о живой природе активно пополнялись. Было сделано огромное количество замечательных научных открытий. Но как самостоятельная наука биология выделилась из естественных наук только в ХХ веке, когда учёные выяснили, что все живые организмы имеют общие характеристики.
5.Большой вклад в развитие биологии в ХХ веке внесли такие всемирно известные отечественные учёные, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920), Илья Ильич Мечников 91845-1916), Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), Николай Иванович Вавилов (1887-1943) и ряд других.
14. При наборе текста были перепутаны абзацы. Прочитайте текст и укажите (с помощью цифр), какой должна быть, на ваш взгляд, последовательность абзацев в тексте.
15. Кто из учёных, упомянутых в тексте, была присуждена Нобелевская премия? В какой научной области он достиг выдающихся результатов?
Критерии оценивания и ответы.
Тема Введение.
Вариант №1
Задания 1-10: за правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | б | г | г | г | а | в | а | б | г | в |
Задание 11: за полный правильный ответ ставится 3,5 балла; за неполный – по 0,5 балла, за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Ответ: А-6; Б-5; В-1; Г-2,4,7.
Задание 12: за полный правильный ответ ставится 3 балла; за неполный – по 0,5 балла, за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Ответ: А-3, 6; Б-2, 4; В-1, 5.
Задание 13: за полный правильный ответ ставится 2 балла; за неполный – по 0,5 балла, за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Ответ: последовательность пищевой цепи: 2-3-5-6.
Задание 14: за полный правильный ответ ставится 2,5 балла; за неполный – по 0,5 балла, за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Ответ: последовательность абзацев: 2, 1, 4, 3, 5.
Задание 15: за полный правильный ответ ставится 1 балла; за неполный – по 0,5 балла, за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Ответ: В. И. Вернадский; ноосфера.
ВСЕГО:22 БАЛЛОВ
Вариант №1
Задания 1-10: за правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | в | г | а | в | г | в | а | б | г | в |
Задание 11: за полный правильный ответ ставится 3 балла; за неполный – по 0,5 балла, за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Ответ: А-4; Б-1; В-2,3; Г-5,6.
Задание 12: за полный правильный ответ ставится 2 балла; за неполный – по 0,5 балла, за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Ответ: А-3, 4; Б-1,2.
Задание 13: за полный правильный ответ ставится 2 балла; за неполный – по 0,5 балла, за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Ответ: последовательность пищевой цепи: 1-3-4-5 или 1-2-6-5.
Задание 14: за полный правильный ответ ставится 2,5 балла; за неполный – по 0,5 балла, за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Ответ: последовательность абзацев: 3, 2, 4, 5, 1.
Задание 15: за полный правильный ответ ставится 1 балла; за неполный – по 0,5 балла, за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ — 0 баллов.
Ответ: И. П. Павлов, в области медицины и физиологии.
ВСЕГО:20,5 БАЛЛОВ
Сводная таблица ответов
1 вариант
Задания 1-10: Всего 10/1 баллов
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | б | г | г | г | а | в | а | б | г | в |
Задание 11: Всего 3,5/0,5 баллов
бактерии | грибы | растения | животные |
6 | 5 |
| 2, 4, 7 |
Задание 12: Всего: 3/0,5 балла.
Абиотические факторы | Биотические факторы | Антропогенные факторы |
3, 6 | 2, 4 | 1, 5 |
Задание 13: Всего: 2/0.5 балла
Ответ: последовательность пищевой цепи: 2-3-5-6.
Задание 14: Всего: 2/0.5 баллов
Ответ: последовательность абзацев: 2, 1, 4, 3, 5.
Задание 15: Всего: 1/0,5 баллов
Ответ: В. И. Вернадский; ноосфера.
2 вариант
Задания 1-10: Всего 10/1 баллов
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | в | г | а | в | г | в | а | б | г | в |
Задание 11: Всего 3,5/0,5 баллов
Наземно-воздушная | Водная среда | почва | Другие организмы как среда |
4 | 1 | 2,3 | 5,6 |
Задание 12: Всего: 2/0,5 балла.
Наблюдение | эксперимент |
3,4 | 1,2 |
Задание 13: Всего: 2/0.5 балла
Ответ: последовательность пищевой цепи: 1-3-4-5 или 1-2-6-5.
Задание 14: Всего: 2,5/0.5 баллов
Ответ: последовательность абзацев: 2, 1, 4, 3, 5.
Задание 15: Всего: 1/0,5 баллов
Ответ: И. П. Павлов, в области медицины и физиологии.
kopilkaurokov.ru