Тест «Былины» (7 класс)

Тест по теме «Былины» — 1в.

  1. К какому роду литературы относятся былины?

А. Лирика

Б. Драма

В. Эпос

  1. Соотнесите былинные эпитеты с определяемыми словами:

А.берёза 1. великая

Б.дорожка 2.покляпая

В.сила 3.шёлковая

Г.плёточка 4.прямоезжая

  1. Город, в котором произошёл первый бой Ильи Муромца?

А. Чернигов

Б. Киев

В. Новгород

4. Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе?

А. Воеводою

Б. Князем

В. Защитником

5. Как долго сиднем сидел Илья Муромец?

А. 30 лет и 3 года

Б. 40 лет и 3 года

В. Полвека

6. Вспомните отчество Ильи Муромца:

А. Иванович

Б. Сафронович

В. Селянинович

7. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца?

А. Князь Владимир

Б. Добрыня Никитыч

В. Святогор – богатырь

8. Из какой былины взяты строки:

А тут ли оратай – оратаюшко

Гужики шелковые повыстегнул,

Кобылу из сошки повывернул.

Они сели на добрых коней, поехали…

А. «Добрыня и Змей»

Б. «Вольга и Микула Селянинович»

В. «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

9. Какой город не мог упоминаться в былинах?

А. Киев

Б. Муром

В. Чернигов

Г. Москва

10. Главной целью былин было:

А. сохранение исторической памяти о событиях прошлого, о том, чему автор сам был свидетелем, или слышал, или читал об этом;

Б. Возвеличение Руси , прославление её героического прошлого, славной истории русского народа.

11. Можно ли представить конкретную историческую обстановку, героев, события, читая былины?

А. Да

Б. Нет

12. Объясните значение устаревших слов:

А. Гужики

1. Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет

Б. Булатный

2.Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой

В.Сафьян

3. О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Г. Соловый

4.Из старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью стали

13. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?

А. Сто вёрст

Б. Триста вёрст

В. Пятьсот вёрст

14. Где родился Илья Муромец?

А. Родом он из села Карачарово

Б. В славном городе Муроме

В. В стольном Киев – граде

15. Какие качества богатыря являются первостепенными?

А. физические

Б. нравственные

16. Какой из перечисленных признаков былины не соответствует истине?

А. былина – исконно русский жанр.

Б. былина – правдивый исторический рассказ.

В. Былина родственна мифу.

Г. Былина рисует картину мироздания.

17. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?

А. Под городом Муромом

Б. У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста

В. Между Новгородом и Москвой

18. Что значит «отправился за получкою»?

А. Значит поехал кого – то наказывать;

Б. Значит — забирать неотданные долги;

В. Значит — за данью.

Тест по теме «Былины» — 2в.

  1. Выбрать определение жанра былины:

А. Жанр русского фольклора; эпическая песня героико – патриотического содержания, повествующая о богатыряхи исторических событиях средневековой Руси.

Б. Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого – либо исторического события или исторической личности.

В. Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

2. Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?

А. Побивает силушку великую под Черниговом;

Б. Побеждает царя Калина;

В. Защитил киевского князя от набегов татар.

3.Какому богатырю соответствует данное описание:

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя.

У оратая сапожки да зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры…

А. Илья Муромец

Б. Микула Селянинович

В. Вольга Святославович

4. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?

А. Одихмантия; «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».

Б. сын Змея Горыныча;

В. Сын царя Калина.

5. Объясните значение устаревших слов:

А. Заколодела

1. Принадлежность для упряжи

Б. Кольчуга

2. Старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец

В. Палица

3. Дорога, заваленная сухими деревьями

Г. Сбруя

4. Старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом

6. Кто исцелил Илью Муромца?

А. Калики перехожие

Б. Добрыня Никитыч

В. Старушка – знахарка

7. Какая былина заканчивается такой концовкой:

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

А. «Три поездки Ильи Муромца»

Б. «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

В. «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»

8. Кого на Руси называют крестовыми братьями?

А. Тех, кого вместе крестили;

Б. Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестами;

9. Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев — Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича.

С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском?

А. С Добрыней Никитичем;

Б. с Алёшей – Поповичем.

10. «А тут стали мужички с меня грошей просить». Что это значит?

А. Значит просить милостыню;

Б. Это сбор пожертвований для малоимущих;

В. Так называлась пошлина, которую взимали горожане с путников, проезжающих через их город.

12. На какие группы делились былины?

А. Новгородские;

Б. Московские;

В. Киевские;

Г. Владимирские.

13.Соотнесите существительные и прилагательные, чтобы получить словосочетания, употребляемые в былинах:

А. Конь 1. чисто

Б. Дружинушка 2. буйная

В. Головушка 3. хоробрая

Г. Поле 4. добрый

14. С каким фольклорным жанром у былины много общего?

А. с народной песней;

Б. со сказкой;

В. с балладой.

15. Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)

А. Святогор – богатырь;

Б. Алёша – Попович;

В. Микула Селянинович;

Г. Добрыня Никитыч;

Д. князь Владимир.

16. Как у Ильи Муромца появился богатырский конь?

А. Странники помогли;

Б. Святогор – богатырь подарил;

В. Встретил в чистом поле.

17. Сколько богатырей было у князя Владимира?

А. три

Б. двенадцать

В. один

18. Чьи интересы защищал Илья Муромец?

А. интересы князя;

Б. интересы народа;

В. свои собственные интересы.

multiurok.ru

Тест к уроку литературы 7 кл по теме былины


Вариант 1
К какому роду литературы относятся былины?
К лирике
К эпосу
К драме
Кто является главными героями былин?
Богатыри
Крестьяне
Князья
Рыцари
Что нехарактерно для былины?
Использование приема гиперболы
Использование постоянных эпитетов
Точная передача исторических фактов
Песенно-стихотворная форма
Какой город в былинах не упоминается?
Киев
Новгород
Чернигов
Москва
Какой худ. прием использован в приведенном отрывке?
Потом стал-то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить,
Положил тут их я ведь до тысячи…
Эпитеты
Сравнение
Гипербола
Метафора
Вариант 2
Укажите определение былины.
Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности
Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
Чему посвящают свою жизнь главные герои былин — богатыри?
Крестьянскому труду
Защите и прославлению родной земли
Служению князю
Утверждению своей силы и храбрости
Укажите неверное высказывание
Былины достоверно рассказывают о реалиях древнерусского быта.
В былинах есть зачины и концовки.
В былинах часто используются постоянные эпитеты.
Для былин характерно использование приема иносказания.
О ком рассказывается в былинах новгородского цикла?
О княжеской дружине
О богатырях
О купеческом сословии
О крестьянах
Какой худ прием использован в приведенном отрывке?
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был по сто пуд…
Гипербола
Олицетворение
Эпитеты
Сравнение
Ключ к тесту
Вариант 1:1-2, 2-1,3-3,4-4,5-3
Вариант 2: 1-1,2-2,3-4,4-3,5-1

educontest.net

Тест по литературе для 7 класса по теме: «Былины»

Былины

Система уроков литературы в 7 классе

 Слайд 2

Цели уроков:

  • Познакомиться с былинами разных циклов

  • Узнать художественные особенности былин

  • Написать сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри»

  • Применить свои знания на практике: сочинить стилизацию былины «Добрыня в нашем городе»

 Цель 1 урока:

Слайд 3

Искусство народных

мастеров стало легендой,

его власть простёрлась

и на наше время.

В. Аникин

 (Далее идут слайды, нацеленные на повторение знаний по фольклору. Тестовые задания развивают интерес к урокам литературы и закрепляет знания, полученные в предыдущих классах)

Тест

(Эпитет, гипербола)

(Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)

  • Спи, усни.
    Бай, бай, бай!

(колыбельная)

(скороговорка)

(сказка)

(песня)

  • Во стольном было городе во Киеве,
    У ласкова князя у Владимира.
    Как было пированье — почестен пир
    На многие князи, на бояры…

(былина)

(пословица)

Слайд 13

Вспомним жанры фольклора

(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)

Слайд 14

(далее учащиеся знакомятся с былинами как жанром фольклора, с жанровыми особенностями)

 Слайд 15

Задание: Запишите определение в тетрадь

Былина — жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.

На севере былины назывались стбрины, стбринки

Слайд 16 (информационный)

Сказители былин

Былины — это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Слайд 17

(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)

Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.

Слайд 18 (информационный)

Владимиро-Суздальский период

Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.

Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 19

Васнецов «Богатыри»

Три богатыря — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович —эпические герои — герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Слайд 20

Сходство и отличия сказки и былины

(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь)

 Слайд 21

Задание

Посмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)

Слайд 22

«Богатырский словарь»

  • Колчан — футляр для стрел

  • Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец

  • Палица — старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом

  • Ножны — футляр для меча или кинжала

  • Шлем — воинский доспех, защищающий голову

  • Сбруя — принадлежность для упряжи

  • Щит — округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

(данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)

Слайд 24

Предыстория былины

(учащиеся просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в Киеве

Слайд 25

Домашнее задание

  • Выучить теоретический материал, записанный на уроке

  • Читать былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче

Цель 2 урока:

  • Проверить знания о жанровых особенностях былин

  • Познакомиться с содержанием былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник

  • Проанализировать былину с точки зрения языковых и композиционных особенностей

  • Выявить основные черты образа Ильи Муромца

Слайд 26

Проверим домашнее задание

  • Что называется былиной?

  • Былина — жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.

  • Кто такой эпический герой?

  • эпические герои — герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

  • В чём сходство былины и сказки?

  • Существовали в устной форме, существуют с древних времён

(далее идут тестовые задания: учащиеся из 2-ух черт должны найти черты былины. Игровая форма развивает интерес к уроку и служит более твёрдому усвоению теоретического материала)

Слайд 31

Проверим внимание!

  • Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?

  • У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста

  • Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?

  • Пятьсот вёрст

  • Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе? 

  • Воеводою

  • Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?

  • Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».

  • Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?

  • Побивает силушку великую под Черниговом

Слайд 32

Объясните значение слов:

(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)

  • Стольный

  • столичный город

  • Прямоезжая

  • Прямая

  • Заколодела

  • Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)

  • Лазоревый

  • Красивый

  • Величать

  • Называть или прославлять (в зависимости от контекста)

  • В особину

  • Отдельно

  • Воспеть

  • Прославить в песне

Слайд 33

Ответьте на вопросы:

(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)

  • Почему так названа былина?

  • Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?

  • К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?

  • Вспомните, что такое гипербола

  • Найдите в тексте гиперболы

  • С какой целью они используются в былине?

  • Какими чертами обладает Илья Муромец?

Слайд 34

Задание

Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.

  1. Отъезд Ильи Муромца в Киев

  2. Победа в первом бою

  3. Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике

  4. Встреча с Соловьём-Разбойником

  5. Победа Ильи Муромца

  6. Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром

  7. Рассказ Ильи Муромца

  8. Сомнения князя Владимира

  9. Два приказа Соловью-Разбойнику

  10. Расправа с Соловьём-Разбойником

Слайд 35

Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)

  1. «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»

  2. «…побил он эту силу всю великую»

  3. «Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу»

  4. «Засвистал-то Соловей да по-соловьему»

  5. «Ему выбил право око со косицею»

  6. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать»

  7. «А я ехал-то дорожкой прямоезжею»

  8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься»

  9. «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»

  10. «И он срубил ему да буйну голову»

Слайд 36

Заполните таблицу примерами из текста

(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов)

 Слайд 37

Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма «Илья Муромец»

 Слайд 38

Ответьте на вопросы:

  • Какими здесь предстают три богатыря?

  • Они могучие и дружные.

  • Чем они отличаются друг от друга?

  • Илья самый старый и мудрый, но своенравный, Добрыня дипломат, Алёша Попович самый молодой и задиристый

  • Как князь Владимир хочет встретить посланца Калина-царя?

  • С дарами и с хлебом-солью

  • Чем возмущён Илья Муромец?

  • Он не желает пресмыкаться перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идти

  • Какие черты он демонстрирует в этом эпизоде?

  • Илья демонстрирует непокорность, гордость и своенравие

Слайд 39

Домашнее задание

  • Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»

  • Сочините былину «Добрыня в нашем городе», используя языковые средства былин.

  • Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко

Следующий урок — урок изучения Новгородских былин

Цель 3 урока:

  • Познакомиться с содержанием былин «Вольга и Микула Селянинович» и «Садко»

  • Выявить идеи произведений

  • Выявить основные черты образов героев

  • Познакомиться с гиперболой и троекратным повтором

Слайд 41

Из истории данной былины

Былина о Вольге и Микуле — новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Слайд 42

Объясните значение  устаревших слов:

  • Гужики

  • Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой

  • Булатный

  • Из булата — старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью

  • Сафьян

  • Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет

  • Соловый

  • О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 43

Исторический комментарий

  • Что значит «отправился за получкою»?

  • Значит за данью

  • «А тут стали мужички с меня грошей просить». Что это значит?

  • Это так называлась пошлина, которую взимали горожане с путников, или иронично о грабеже

Слайд 44 (информационный)

Князь Вольга

Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Докажите

Три дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов куст

Слайд 45

  • Как описывается внешность Микулы? Зачитайте.

  • В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.

«У оратая сапожки зелен сафьян» — это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.

«Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати» — высокий и тонкий каблук — как шило; острый, высоко загнутый носок

Следующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гипербола

Слайд 46

Троекратный повтор

Это один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?

Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря

 Слайд 47

Гипербола

Гипербола — это преувеличение.

Гиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князя

Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличения

Слайд 49 (информационный)

Садко в морском царстве

Жизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» — «это, — по словам В. Г. Белинского, — один из перлов русской народной поэзии… Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины».

Слайд 50

Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)

Слайд 51

«Садко» Задание

Посмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?

В тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам вызывается отправиться в гости к морскому царю.

Слайд 52

Домашнее задание

Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:

  1. Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)

  2. Лучшего сочинителя былины

  3. Защита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)

  4. Повторить теоретический материал

Цели 4 урока:

  • Закрепить теоретические знания о былинах

  • Развивать интерес к урокам литературы

  • Развивать умение «сказывать» былины

  • Развивать творческий потенциал учащихся

1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 54

Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)

  • Где родился Илья Муромец?

  • Родом он из села Карачарово

  • Как долго сиднем сидел Илья Муромец?

  • 30 лет и 3 года

  • Кто исцелил Илью?

  • Калики перехожие

  • Сколько их было?

  • Трое

  • Какая былина заканчивается такой концовкой:

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

  • «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

  • Кого на Руси называют крестовыми братьями?

  • Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестами

  • На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком?

  • Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)

  • Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев — Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском — с Добрыней или Алёшей?

  • С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»

  • Кто похвалялся: «Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой — прихлопну, и останется от него грязь да вода!»?

(Следующие слайды нацелены на знание текста былин)

Из какой былины взят отрывок?

Слайд 63

Васнецов «Витязь на распутье»

  • Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: «Если прямо ехать — женату быть, направо ехать — женату быть, а налево ехать — богатому стать». Две дороги Илья проехал и очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец кому-нибудь молодому?

  • «В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется».

2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 64

Разгадайте кроссворд

  1. Преувеличение (гипербола)

  2. Красочное определение (эпитет)

  3. Вид богатырского оружия, толстая палка с утолщением на конце (палица)

  4. Словесный приём в произведениях фольклора (повтор)

  5. (по горизонтали) чудище, с которым сражался Добрыня Никитич (Змей)

 5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)

6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)

7. Город, из которого родом Садко (Новгород)

8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)

9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)

9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)

10. Герой Новгородского эпоса (Садко)

11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)

3 конкурс «Лучший сказитель» (учащиеся «сказывают» отрывки былин)(от 3 до 5 баллов)

4 конкурс «Лучший иллюстратор» (учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к былинам и комментируют их (оценивается изобразительное мастерство и комментарий — от 3 до 5 баллов)

5 конкурс «Лучший сочинитель былины» (учащиеся читают свои былины-стилизации)(от 5 до 10 баллов. Оценивается знание языковых особенностей былин и их использование, разработка фабулы, оригинальность)

Фрагмент из мультфильма «Илья Муромец»

infourok.ru

Тест по теме «Былины», 7 класс

Былины

Система уроков литературы в 7 классе

 Слайд 2

Цели уроков:

  • Познакомиться с былинами разных циклов

  • Узнать художественные особенности былин

  • Написать сочинение-описание по картине Васнецова «Богатыри»

  • Применить свои знания на практике: сочинить стилизацию былины «Добрыня в нашем городе»

 Цель 1 урока:

Слайд 3

Искусство народных

мастеров стало легендой,

его власть простёрлась

и на наше время.

В. Аникин

 (Далее идут слайды, нацеленные на повторение знаний по фольклору. Тестовые задания развивают интерес к урокам литературы и закрепляет знания, полученные в предыдущих классах)

Тест

(Эпитет, гипербола)

(Былина, частушка, пословица, сказка, загадка)

  • Спи, усни.
    Бай, бай, бай!

(колыбельная)

(скороговорка)

(сказка)

(песня)

  • Во стольном было городе во Киеве,
    У ласкова князя у Владимира.
    Как было пированье — почестен пир
    На многие князи, на бояры…

(былина)

(пословица)

Слайд 13

Вспомним жанры фольклора

(учащиеся работают с таблицей, вспоминают жанры фольклора)

Слайд 14

(далее учащиеся знакомятся с былинами как жанром фольклора, с жанровыми особенностями)

 Слайд 15

Задание: Запишите определение в тетрадь

Былина — жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.

На севере былины назывались стбрины, стбринки

Слайд 16 (информационный)

Сказители былин

Былины — это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Слайд 17

(данный слайд представляет схему периодов развития былины: 1. Древнейший, где герой Святогор, 2. Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович, 3. Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец, 4. Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаевич)

Учитель озвучивает схему, комментирует, учащиеся фиксируют информацию в тетради.

Слайд 18 (информационный)

Владимиро-Суздальский период

Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей.

Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи.

Слайд 19

Васнецов «Богатыри»

Три богатыря — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович —эпические герои — герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Слайд 20

Сходство и отличия сказки и былины

(учащиеся рассматривают схему и записывают её в тетрадь)

 Слайд 21

Задание

Посмотрите ещё раз на картину и составьте небольшой словарь из слов, обозначающих снаряжение богатырей (работа выполняется самостоятельно письменно в тетради, затем проверяется с помощью следующего слайда)

Слайд 22

«Богатырский словарь»

  • Колчан — футляр для стрел

  • Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец

  • Палица — старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом

  • Ножны — футляр для меча или кинжала

  • Шлем — воинский доспех, защищающий голову

  • Сбруя — принадлежность для упряжи

  • Щит — округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

(данная работа готовит учащихся к будущему сочинению-описанию по картине)

Слайд 24

Предыстория былины

(учащиеся просматривают видеосюжет, состоящий из 3-х частей: 1. Мультфильм «Илья Муромец и Калики перехожие», 2. Аудиофрагмент «Илья Муромец и Соловей Разбойник», 3. Кадр из к/ф «Илья Муромец» Илья в Киеве

Слайд 25

Домашнее задание

  • Выучить теоретический материал, записанный на уроке

  • Читать былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче

Цель 2 урока:

  • Проверить знания о жанровых особенностях былин

  • Познакомиться с содержанием былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник

  • Проанализировать былину с точки зрения языковых и композиционных особенностей

  • Выявить основные черты образа Ильи Муромца

Слайд 26

Проверим домашнее задание

  • Что называется былиной?

  • Былина — жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.

  • Кто такой эпический герой?

  • эпические герои — герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

  • В чём сходство былины и сказки?

  • Существовали в устной форме, существуют с древних времён

(далее идут тестовые задания: учащиеся из 2-ух черт должны найти черты былины. Игровая форма развивает интерес к уроку и служит более твёрдому усвоению теоретического материала)

Слайд 31

Проверим внимание!

  • Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?

  • У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста

  • Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?

  • Пятьсот вёрст

  • Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе? 

  • Воеводою

  • Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?

  • Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».

  • Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?

  • Побивает силушку великую под Черниговом

Слайд 32

Объясните значение слов:

(данная работа направлена на усвоения значений устаревших слов)

  • Стольный

  • столичный город

  • Прямоезжая

  • Прямая

  • Заколодела

  • Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами)

  • Лазоревый

  • Красивый

  • Величать

  • Называть или прославлять (в зависимости от контекста)

  • В особину

  • Отдельно

  • Воспеть

  • Прославить в песне

Слайд 33

Ответьте на вопросы:

(беседа носит ориентировочный характер и проверяет внимание учащихся и умение рассуждать над прочитанным)

  • Почему так названа былина?

  • Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими?

  • К какому герою относятся эпитеты: удаленький, дородный, славный и как они его характеризуют?

  • Вспомните, что такое гипербола

  • Найдите в тексте гиперболы

  • С какой целью они используются в былине?

  • Какими чертами обладает Илья Муромец?

Слайд 34

Задание

Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план произведения.

  1. Отъезд Ильи Муромца в Киев

  2. Победа в первом бою

  3. Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике

  4. Встреча с Соловьём-Разбойником

  5. Победа Ильи Муромца

  6. Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром

  7. Рассказ Ильи Муромца

  8. Сомнения князя Владимира

  9. Два приказа Соловью-Разбойнику

  10. Расправа с Соловьём-Разбойником

Слайд 35

Цитатный план (данный слайд даёт возможность познакомиться с эталоном выполнения работы)

  1. «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»

  2. «…побил он эту силу всю великую»

  3. «Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу»

  4. «Засвистал-то Соловей да по-соловьему»

  5. «Ему выбил право око со косицею»

  6. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать»

  7. «А я ехал-то дорожкой прямоезжею»

  8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься»

  9. «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»

  10. «И он срубил ему да буйну голову»

Слайд 36

Заполните таблицу примерами из текста

(данный вид работы направлен на работу с языковыми особенностями былины, учащиеся выписывают примеры повторов, гипербол, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитетов)

 Слайд 37

Посмотрим ещё раз фрагмент из кинофильма «Илья Муромец»

 Слайд 38

Ответьте на вопросы:

  • Какими здесь предстают три богатыря?

  • Они могучие и дружные.

  • Чем они отличаются друг от друга?

  • Илья самый старый и мудрый, но своенравный, Добрыня дипломат, Алёша Попович самый молодой и задиристый

  • Как князь Владимир хочет встретить посланца Калина-царя?

  • С дарами и с хлебом-солью

  • Чем возмущён Илья Муромец?

  • Он не желает пресмыкаться перед невеждой и хамом, считает, что русские люди ни к кому на поклон не должны идти

  • Какие черты он демонстрирует в этом эпизоде?

  • Илья демонстрирует непокорность, гордость и своенравие

Слайд 39

Домашнее задание

  • Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»

  • Сочините былину «Добрыня в нашем городе», используя языковые средства былин.

  • Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко

Следующий урок — урок изучения Новгородских былин

Цель 3 урока:

  • Познакомиться с содержанием былин «Вольга и Микула Селянинович» и «Садко»

  • Выявить идеи произведений

  • Выявить основные черты образов героев

  • Познакомиться с гиперболой и троекратным повтором

Слайд 41

Из истории данной былины

Былина о Вольге и Микуле — новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

Слайд 42

Объясните значение  устаревших слов:

  • Гужики

  • Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой

  • Булатный

  • Из булата — старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью

  • Сафьян

  • Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет

  • Соловый

  • О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

Слайд 43

Исторический комментарий

  • Что значит «отправился за получкою»?

  • Значит за данью

  • «А тут стали мужички с меня грошей просить». Что это значит?

  • Это так называлась пошлина, которую взимали горожане с путников, или иронично о грабеже

Слайд 44 (информационный)

Князь Вольга

Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

Докажите

Три дня не мог догнать Вольга Микулу, хотя скакал за ним с дружиной, а Микула пахал; вся дружина не может вытащить сошку из земли и бросить её за ракитов куст

Слайд 45

  • Как описывается внешность Микулы? Зачитайте.

  • В портрете видно стремление авторов украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин на работу, а как боярин.

«У оратая сапожки зелен сафьян» — это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан чёрного бархата.

«Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати» — высокий и тонкий каблук — как шило; острый, высоко загнутый носок

Следующие слайды знакомят с такими языковыми особенностями былин, как троекратный повтор и гипербола

Слайд 46

Троекратный повтор

Это один из приёмов былин. Найдите в тексте троекратный повтор. Что этим повтором хотел сказать автор?

Три дня не может догнать Вольга вместе с дружиной Микулу, три раза посылает Вольга дружину, чтобы воины вытащили сошку. Этот приём показывает силу простого пахаря

 Слайд 47

Гипербола

Гипербола — это преувеличение.

Гиперболизирована внешность Микулы, он выглядит огромным и могучим человеком; преувеличена его сила, особенно при сопоставлении с силой целой дружины князя

Микула изображён великаном, а Вольга маленьким по сравнению с ним. Художник также использовал приём преувеличения

Слайд 49 (информационный)

Садко в морском царстве

Жизнь и быт древнего Новгорода отразилась в цикле новгородских былин, посвящённых Садко и Василию Буслаевичу. Былина «Садко» — «это, — по словам В. Г. Белинского, — один из перлов русской народной поэзии… Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины».

Слайд 50

Какие эпизоды былины изображены? (данный слайд знакомит с иллюстрациями к былине и проверяет знание учащимися текста былины)

Слайд 51

«Садко» Задание

Посмотрите фрагмент кинофильма и скажите, чем он отличается от текста былины?

В тексте былины Садко выпадает по жребию пойти в гости к морскому царю, а он не хочет и пускает жребий ещё два раза. В фильме же Садко показан как герой, заботящийся о своих товарищах. Он не мечет жребий, а сам вызывается отправиться в гости к морскому царю.

Слайд 52

Домашнее задание

Подготовиться к игре по былинам. Каждая команда готовит:

  1. Сказителя (кто будет сказывать отрывок из былины)

  2. Лучшего сочинителя былины

  3. Защита иллюстраций (художники выполняют иллюстрации, а потом обосновывают, что они нарисовали)

  4. Повторить теоретический материал

Цели 4 урока:

  • Закрепить теоретические знания о былинах

  • Развивать интерес к урокам литературы

  • Развивать умение «сказывать» былины

  • Развивать творческий потенциал учащихся

1 конкурс (за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 54

Блиц-турнир (команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)

  • Где родился Илья Муромец?

  • Родом он из села Карачарово

  • Как долго сиднем сидел Илья Муромец?

  • 30 лет и 3 года

  • Кто исцелил Илью?

  • Калики перехожие

  • Сколько их было?

  • Трое

  • Какая былина заканчивается такой концовкой:

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

  • «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

  • Кого на Руси называют крестовыми братьями?

  • Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестами

  • На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком?

  • Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)

  • Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев — Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском — с Добрыней или Алёшей?

  • С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»

  • Кто похвалялся: «Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой — прихлопну, и останется от него грязь да вода!»?

(Следующие слайды нацелены на знание текста былин)

Из какой былины взят отрывок?

Слайд 63

Васнецов «Витязь на распутье»

  • Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: «Если прямо ехать — женату быть, направо ехать — женату быть, а налево ехать — богатому стать». Две дороги Илья проехал и очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец кому-нибудь молодому?

  • «В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется».

2 конкурс(за каждый правильный ответ начисляется 1 балл)

Слайд 64

Разгадайте кроссворд

  1. Преувеличение (гипербола)

  2. Красочное определение (эпитет)

  3. Вид богатырского оружия, толстая палка с утолщением на конце (палица)

  4. Словесный приём в произведениях фольклора (повтор)

  5. (по горизонтали) чудище, с которым сражался Добрыня Никитич (Змей)

 5.(по вертикали) начало фольклорного произведения (зачин)

6. Река, на которой сражался Добрыня со Змеем (Пучай)

7. Город, из которого родом Садко (Новгород)

8. Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)

9. (по горизонтали) Царь, с которым сражался Илья (Калин)

9. (по вертикали) Чем заканчивается былина (концовка)

10. Герой Новгородского эпоса (Садко)

11. Столица русского государства в 11 веке (Киев)

3 конкурс «Лучший сказитель» (учащиеся «сказывают» отрывки былин)(от 3 до 5 баллов)

4 конкурс «Лучший иллюстратор» (учащиеся демонстрируют свои иллюстрации к былинам и комментируют их (оценивается изобразительное мастерство и комментарий — от 3 до 5 баллов)

5 конкурс «Лучший сочинитель былины» (учащиеся читают свои былины-стилизации)(от 5 до 10 баллов. Оценивается знание языковых особенностей былин и их использование, разработка фабулы, оригинальность)

Фрагмент из мультфильма «Илья Муромец»

kopilkaurokov.ru

Тест по теме «Былины». Литература 7 класс.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ « БЫЛИНЫ». 7 класс.

  1. К какому роду литературы относятся былины?

А) лирика Б) Драма В) Эпос

2. Выбрать определение жанра былины:

А) Жанр фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси

Б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности

В) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

3. Написать известные вам виды былин:

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

4. Соотнести названия былин с циклами:

«Садко» Киевский цикл

«Три поездки Ильи Муромца» Новгородский цикл

5. Выбрать имена, не относящиеся к « младшим богатырям».

А) Илья Муромец В) Добрыня Никитич

Б) Алёша Попович Г) Скимен-зверь

6. Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?

А) Ссора богатыря и князя

Б) Поединок богатыря, в котором он одерживает победу

В) Пир у князя

7. Каким стихотворным размером написаны былины:

А) Двухсложный ( ямб, хорей)

Б) Трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест)

В) Былинный стих

8. Выбрать определение гиперболы:

А) Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета

Б) Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам

В) Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака.

9. С какой целью Вольга Святославович отправляется в путь-дорогу?

А) мир посмотреть В) за данью

Б) на войну Г) в гостю к князю Василию

10. Соотнесите имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные.

11. Выбрать примеры употребления гиперболы.

А) «Чисто поле», « ковыль-трава», «добрый конь»

Б) «Птицей ему летать под оболока»

В) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи»

12. Соотнесите существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты»

1. Чисто а) конь

2. Добрый б) поле

3. Буйная в) дружинушка

4. Хоробрая г) головушка

13. Чьи интересы защищает Илья Муромец?

А) Интересы князя

Б) Интересы народа

В) Свои собственные интересы

infourok.ru

Контрольная работа по теме «Былины» для 7 класса

Контрольная работа содержит 20 вопросов по теме «Былины», былинам «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Былины» для 7 класса»

Контрольная работа по теме «Былины».

1. Что такое былина?

2. В какое время складывались былины?

3. Продолжите предложение: «Место действия былин –

4. Кто главные герои былин?

5. Назовите имена былинных героев:

6. Определите порядок элементов композиции былины:

кульминация

основная часть

концовка

развязка

запев

зачин

завязка

7. Перечислите художественные особенности былин.

8. Определите цикл былин, основная тема которых – защита русских земель от кочевников.

9. Определите цикл былин, герои которых Садко, Василий Буслаев и другие.

10. К какому циклу относится былина «Вольга и Микула Селянинович»?

11. Почему Микула Селянинович красиво и нарядно одет?

12. Почему Вольга называет оратая Микулу Селяниноввича по имени-отчеству?

13. Что прославляет былина «Вольга и Микула Селянинович»?

14. В каком городе происходит действие былины «Садко»?

15. Назовите героев былины «Садко».

16. Чем занимался Садко до того, как стал купцом?

17. Чем прославился Садко?

18. Кто помог Садко стать купцом?

19. Какова идея былины «Садко»?

20. Каково значение былин?

kopilkaurokov.ru

Тест по литературе 7 класс с ответами. БЫЛИНА «САДКО»

Стал Садко поторговывать, Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных Устроил Садко все по-небесному: На небе солнце — ив палатах солнце, На небе месяц — ив палатах месяц, На небе звезды — ив палатах звезды.
Потом Садко-купец, богатый гость, Зазвал к себе на почестей пир Тыих мужиков новогородскиих И тыих настоятелей новогородскиих: Фому Назарьева и Луку Зиновьева.
Все на пиру наедалися, Все на пиру напивалися, Похвальбами все похвалялися. Иной хвастает бессчетной золотой казной, Другой хвастает силой-удачей молодецкою, Который хвастает добрым конем, Который хвастает славным отчеством. Славным отчеством, молодым молодечеством Умный хвастает старым батюшком, Безумный хвастает молодой женой.
Говорят настоятели новогородские:
—    Все мы на пиру наедалися, Все на почестном напивалися, Похвальбами все похвалялися.
Что же у нас Садко ничем не похвастает? Что у нас Садко ничем не похваляется?
Говорит Садко-купец, богатый гость:
—    А чем мне, Садку, хвастаться, Чем мне, Садку, пахвалятися?
У меня ль золота казна не тощится, Цветно платьице не носится, Дружина хоробра не изменяется.
к
А похвастать — не похвастать бессчетной золотой казной: На свою бессчетну золоту казну Повыкуплю товары новогородские, Худые товары и добрые!

Задания с кратким ответом

1 вариант

1.    К какому циклу относится былина?

2.    Назовите изобразительное средство:
Стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных…

3.    Назовите прием, с помощью которого создается напевный ритм былины:
Все на пиру наедалися, Все на пиру напивалися…

4.    Как называется прием, основанный на противопоставлении?
Умный хвастает старым батюшком, Безумный хвастает молодой женой.

5.    Садко обменивается репликами с новгородскими настоятелями. Как называется такая форма речевого взаимодействия?

2 вариант

1.    На каком инструменте играл Садко?

2.    Назовите изобразительное средство:
Иной хвастает бессчетной золотой казной, Другой хвастает силой-удачей молодецкою, Который хвастает добрым конем…

3.    Назовите прием, с помощью которого создается напевный ритм былины:
Который хвастает славным отчеством. Славным отчеством, молодым молодечеством…

4.    Как называется прием, основанный на противопоставлении?
Повыкуплю товары новогородские, Худые товары и добрые!

5.    Ответ Садко новгородским настоятелям представляет собой развернутую реплику. Как называется развернутое высказывание одного персонажа?

ОТВЕТЫ

1 вариант

1.    новгородский
2.    эпитет // постоянный эпитет
3.    повтор
4.    антитеза // контраст
5.    диалог

2 вариант

1.    гусли
2.    эпитет // постоянный эпитет
3.    повтор
4.    антитеза // контраст
5.    монолог

moitvoru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *