Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Деревья осенью или почему осенью листопад»

Тема урока: Деревья осенью, или почему осенью листопад?

Цели урока: 1.Понаблюдать за осенними изменениями в природе.

2. Познакомить детей с хвойными и лиственными деревьями, учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: гербарные папки, коробки с листьямиразличных пород деревьев, веточки ели, сосны.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  2. Вступительная беседа.

-Ребята, какие какое время года сейчас?

-Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

-Чем примечательна осень? (Богата дарами, это самое щедрое время года, очень красивое время года…)

III. Проверка домашнего задания:

-Я вас просила подготовить пословицы и поговорки об осени. Что вы можете рассказать о ней?

( -Весна красна цветами, а осень снопами.

-Осенью хоть холодно, да не голодно.

-Осенний день год кормит.

-Осень-запасиха, а зима-прибериха.

-Осенью и воробей богат.

-Цыплят по осени счмтают.

-Холоден сентябрь, да сыт.

-Осень говорит: «Я урожу», а весна: «Я погляжу!»)

IV. Постановка задач урока.

Учитель: Молодцы, ребята! Как много вы пословиц подготовили. Они все говорят о том, что осень богатое, щедрое время года. Я бы сегодня хотела обратить внимание на красоту, которую нам дарит осень. Посмотрите вокруг: небо голубое, чистое, солнышко светит, листья на деревьях разных цветов. Действительно, осень – замечательное время года. Именно поэтому многие поэты посвящали свои стихи осени, художники рисовали осенние пейзажи, композиторы сочиняли музыку.

А. С. Пушкин писал:

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса…

Итак, сегодня на своем уроке мы попытаемся понять причины такой красоты. Для этого Мудрая Черепаха приглашает нас к другу. Послушайте, что написано в его «Приглашении»:

Нам в дождь и зной поможет друг

Зеленый друг ,хороший

Протянет нам он сотни рук

И тысячи ладошек!

-К какому другу приглашает нас Мудрая Черепаха? (к деревьям, в лес, в парк)

V. Практическая работа: знакомство с лиственными деревьями.

Учитель: Мудрая Черепаха предупреждает о том, что собирать нужно опавшие листья, потому что когда срываете листья, можно поломать ветку и навредить дереву.

Жалко, Муравьишка убежал вперед, а то бы и он узнал много много интересного.

  1. Отгадайте, к какому дереву мы подойдем сейчас:

Стоит Алена, платок зеленый

Тонкий стан, белый сарафан (Береза)

Учитель: Подойдем поближе. Посмотрите, какая красавица, тоненькая, гибкая, кудрявая. А сколько песен, стихов о ней сложено! Из древесины березы делают лыжи, мебель, много сувениров. А вот эта белая кора – береста – долго служила людям бумагой. Вспомните, где вы слышали о берестяных грамотах.

(Сбор листочков)

-Что можете сказать о листочках, об их форме, цвете? Обратите внимание: на черешке-1 листовая пластинка. Такие листочки называются простыми.

  1. –Следующая наша остановка у дерева, у которого

Сучки рогатые

Плоды крылатые

А лист ладошкой

С длинной ножкой. (Клен)

Учитель: Да, клен – желанный гость всех парков и улиц городов, потому что является санитаром загрязненного вредными веществами воздуха. Любят его и за красивые резные листья. У клена крепкая древесина, ее широко применяют в столярном деле. Из него делают кларнет и флейты.

(Сбор листочков)

-Чем отличаются березовые листочки от кленовых? (по форме, по цвету, черешок длиннее)

-Он сложный или простой? (простой)

  1. Кто знает, как называется это дерево? (орешник)

Отгадать, что это за дерево нам поможет загадка:

Летом густой он растет

Незаметно он цветет.

А когда проходит лето

Мы едим его конфеты

Не в бумажке, а в скорлупке!

Берегите, дети,зубки! (Орешник)

-Знаменито это дерево своими плодами – грецкими орехами, в них много полезных веществ. А еще душистая листва орешника отпугивает летом насекомых.

(Сбор листочков)

-Что можете сказать об этих листочках? (Они сложнее: на черешке несколько листовых пластинок).

  1. Следующее дерево говорит так:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед! (Липа)

-Действительно, это дерево – медонос, а чай с цветочками липы – целебный, лечит от простуды, очень вкусный и душистый. Живут эти деревья более 100 лет из древесины изготовляют музыкальные инструменты, посуду, кадки, бочонки.

(Сбор листочков)

-Какие листочки вам напоминают липовые? (березовые, в форме сердечка). Что можете о них сказать? (Они простые).

  1. -Под деревом, о котором я сейчас скажу, осенью стоять опасно, потому что оно устраивает настоящий камнепад. Что это за дерево? (Каштан)

-Это очень мощное дерево, с сильной кроной, живет до 300 лет. Из каштанов готовят лекарство, древесину используют, как поделочный материал.

(Сбор листочков)

Что вы замечаете? Какие листочки у каштана? (Сложные).

  1. Игра «Разложи листья по корзинам».

(Поставить 2 корзины: в I корзину – складывают простые листья, во II – сложные. Все листья вперемешку лежат в коробке).

Выводы: Посмотрите, ребята, сколько разных листьев. Давайте разберемся, почему деревья осенью роняют листву? Как вы думаете? (Ответы детей)

Учитель: Оказывается, в клетках листьев содержится зеленый и желтый пигмент. С наступлением холодов зеленый пигмент разрушается, начинает выступать желтый, а у некоторых и красный. Все накопленные ранее полезные вещества отводятся к местам накопления, а ненужные вещества удаляются с листьями. Сбрасывая листву , деревья спасаются от засухи. Дело в том, что листья испаряют влагу. Но с наступлением холодов корням деревьев все труднее добывать влагу, и сбросив листву, деревья как бы оставляют себе небольшой запас воды. А еще оставшиеся на зиму листья и ветви с ними не выдержали бы ложащегося на них снега и ломались. Предусмотрев все это, природа и «организовала» листопад.

-А есть ли деревья, которые переживают зиму без листопада? (Да, хвойные деревья)

-Назовите их (ель, сосна, кедр)

-Давайте подумаем, почему же эти деревья не роняют свои листья – хвоинки? (Эти листья испаряют гораздо меньше влаги, они покрыты толстой кожицей. Кроме того, на иголочках не может удерживаться столько снега, сколько на лиственных, и снег легко скользит по наклонным еловым веткам.)

  1. Работа по учебнику: знакомство с хвойными растениями (стр.17)

а) Сравнение ели и сосны по кроне, хвоинкам, шишкам. Что общего ?(Не роняют листву)

б) Рассказ о лиственнице (отличие от сосны и ели – расположение хвоинок пучками, мягкая неколючая хвоя, иголки отпадают осенью, и название оттуда).

Лиственница – королева сибирских лесов. Древесина этого дерева не знает износа, она со временем становится крепче. В Московском Кремле внутренняя отделка из лиственницы и служит более 500 лет. По прочности это дерево не имеет равных.

VI. Итоги урока:

-Вот мы и наконец, встретили своего Муравьишку. Утром он поспешил, а теперь стоит и не знает ответов на вопросы Мудрой Черепахи. Поможем ему?

1. Решение кроссворда «С какого дерева этот лист?»

  1. 3.

1

2

3

4

Дуб Ель

  1. 4.

Береза Клен

2. Какой лист имеет сложную листовую пластину?

Дуб Береза Рябина Ель

  1. Какое из этих хвойных деревьев сбрасывает осенью листву?:

-сосна,

-лиственница,

-ель;

-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и Муравьишка очень доволен. В знак благодарности он вам предлагает разноцветные шарики.

VII. Самооценка и рефлексия:

-Кто считает, что очень хорошо поработал на уроке, узнал много нового – берет красный шарик.

_ Кто думает, что не очень хорошо работал, а мог бы еще лучше – берет синий шарик.

-А кто недоволен своей работой на уроке берет желтый шарик.

Подведение итогов урока учителем.

infourok.ru

Проектная работа «Деревья осенью» (презентация)

Я, Адгамова Гузель Рафисовна,  воспитатель муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Шеморданский детский сад   №2 «Теремок» Сабинского муниципального района Республики Татарстан». Я хочу ознакомить вас сегодня с проектом на тему «Деревья осенью» для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Продолжительность реализации проекта: 2 недели (28.09- 09.10). Участники проекта – дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Тип проекта: познавательно – творческий. Почему я выбрала именно этот проект?
 Во – первых я очень люблю осень.

 Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.

Это  прекрасная пора. Когда вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные,  бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами шуршат листья. Самое главное условие при выборе темы – это интерес детей, что обеспечивает мотивацию к учению. Дети очень любят осень, красоту осени. Природа -вечный источник детского разума. Во – вторых, проект мой познавательно  – творческий, т.е. дает ребенку возможность познавать, развивать творческие способности.  

          Актуальность проекта

       В условиях образовательного процесса расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействие и бережное отношение к природе. Предоставляем малышам возможность самостоятельного приобретения знаний.  Приобщаем к совместной деятельности  родителей.

    На основе изученных проблем детей поставила цель проекта.

    Цель проекта: обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.  

    Задачи:

Воспитательные:

-воспитание умения любоваться красотой осенней природы.

  — желание проявлять заботу.   

Развивающие:

— развитие у детей познавательных способностей к осенним изменениям в жизни деревьев,

— развивать воображение,творчество,познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать,обобщать.

Обучающие:

— изучать взаимодействие деревьев с окружающем миром;

 — формировать элементарные представления о жизни деревьев;

 — отражать знания,полученные опытным путём,в различных видах деятельности  (изобразительной,умственной,игровой ).

Проект «Деревья осенью» имеет три этапа.

1 этап -подготовительный. Я сформулировала цель проекта. Разработала план движения к цели (обсуждение с воспитателями, родителями). Составила план – схему проекта. Включила в план – схему проекта различные виды детской деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями. Подготовила презентацию проекта и  конспекты непосредственно образовательной деятельности на основе интеграции образовательных областей.   Организовала с детьми экскурсии: в осенний парк; по участку детского сада.

2 этап – основной. Организовала непосредственно образовательную деятельность  по темам: «Деревья осенью», «Составление рассказа о деревьях в осенний период по впечатлениям во время прогулок и экскурсий», «Рассматривание репродукции, фотографии, иллюстрации: И. Шишкин «Осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», В. Поленов «Золотая осень»; Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени: «Дуб и орешник» Л.Н. Толстого, «По лесным тропинкам» Е. Трутнева, «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Осень» А. Пушкина, «Четыре желания» К. Ушинского; «Знакомство с профессией дворника»; «Составим из осенних листьев», экскурсия в осеннюю природу.

3 этап – заключительный. Самый интересный этап.

 Организовала выставку совместных работ детей и взрослых ««Красота  деревьев осенью».

 Организовала совместную деятельность с детьми: труд по уборке листьев на участке, экскурсия в осеннюю природу, на прогулке сбор листьев для гербария и поделок, разучивание подвижных игр «Мы осенние листочки», «Раз, два, три- к березе (тополю, осине и т.д.) беги. Составление рассказа о деревьях в осенний период по впечатлениям во время прогулок и экскурсий

художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация,лепка

  • Рассматривание репродукции, фотографии, иллюстрации: И. Шишкин «Осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»

    Организовала самостоятельную деятельность детей:

  • < >

    дидактические игры: «Чей лист?», «Найди лист», «Найди дерево по семенам».

     задание :выбрать дерево,которое нравиться больше всего узнать, как оно называется: выяснить, растут ли такие деревья в нашем саду. Рассмотреть его и ответить.Какие части есть у дерева? Для чего дереву нужны — листья, корни,ствол,кора ?
    Что растёт рядом с ним ? Почему ? На занятиях по рисованию предложить нарисовать его.выйти на участок,рассмотреть деревья.Погладить  кору,прижаться к ней щекой. Какая она – теплая, холодная,шершавая,гладкая, мокрая, сухая? Обнять своё дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается ? Почему нет ? Что держит дерево в земле ? Видны ли корни ? Какие они ?

    Сотрудничество с родителями:

    — конкурс совместных работ, при организации конкурса совместных с родителями работ обнаружилось, что многие дети с родителями и дома оформили очень интересные гербарии, коллажи, картины,

    — составление загадок о деревьях осенью и издание книжки – малышки.

    Ожидаемый результат:

    — научились наблюдать за природой родного края, любоваться ее красотой,

    — закрепили названия деревьев, их строение, внешние признаки.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа «Деревья осенью» (презентация)»

Тема «Деревья осенью»

Выполнила Адгамова Г.Р. воспитатель русского языка МБДОУ «Шеморданский детский сад №2 «Теремок» Сабинского муниципального района РТ »

.

Возраст: 6-7 лет.

Тип проекта: познавательно- творческий.

Продолжительность: с 28 сентября по 9 октября 2015 года.

Цель проекта:

обобщение и систематизация

представлений у детей об

изменениях, происходящих

в жизни деревьев осенью.

в

Задачи:

Воспитательные:

— воспитание умения любоваться красотой осенней природы и

желание проявлять заботу.

Развивающие:

-развитие у детей познавательных способностей к осенним изменениям в жизни деревьев,

— развивать воображение ,творчество ,познавательный интерес , мышление, умение анализировать , сравнивать ,обобщать.

Обучающие:

— изучать взаимодействие деревьев с окружающем миром;

— формировать элементарные представления о жизни деревьев;

— отражать знания ,полученные опытным путём ,в различных видах деятельности (изобразительной ,умственной ,игровой).

Этапы реализации проекта :

I этапподготовительный этап .

  • Формулировка те м ы и цели проекта.
  • Разработка плана движения к цели.
  • Составление плана – схемы

проекта.

  • Подготовка презентации проекта и
  • конспектов непосредственно
  • образовательной деятельности.

II этапосновной этап .

  • Организация с детьми экскурсии: в осенний парк; по участку детского сада.
  • Образовательная деятельность по теме: «Деревья осенью»
  • Составление рассказа о деревьях в осенний период по впечатлениям во время прогулок и экскурсий
  • Рассматривание репродукции, фотографии, иллюстрации: И. Шишкин «Осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», В. Поленов «Золотая осень»

III этапзаключительный этап.

  • Организация выставки совместных работ детей и взрослых «Красота деревьев осенью».

.

Сотрудничество воспитателя и детей :

  • труд по уборке листьев на участке,
  • экскурсия в осеннюю природу, сбор листьев для гербария и поделок,
  • наблюдение за деревьями
  • разучивание подвижных игр «Мы осенние листочки», «Раз, два, три- к березе (тополю, осине и т.д.) беги»

.

Сотрудничество воспитателя и детей :

  • Составление рассказа о деревьях в осенний период по впечатлениям во время прогулок и экскурсий
  • художественно-продуктивная деятельность (рисование , аппликация ,лепка
  • Рассматривание репродукции, фотографии, иллюстрации: И. Шишкин «Осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»

Восприятие художественной литературы :

заучивание стихов об осени: «Дуб и орешник» Л.Н. Толстого,

«По лесным тропинкам» Е. Трутнева,

«Осень на пороге» Н. Сладкова,

«Осень» А. Пушкина,

«Четыре желания» К. Ушинского

Самостоятельная деятельность детей :

  • обследование детьми и сравнивание листьев и деревьев, наблюдение за листопадом;
  • дидактические игры: «Чей лист?», «Найди лист», «Найди дерево по семенам».
  • задание :выбрать дерево ,которое нравиться больше всего узнать , как оно называется: выяснить, растут ли такие деревья в нашем саду. Рассмотреть его и ответить .Какие части есть у дерева? Для чего дереву нужны — листья ,корни ,ствол ,кора ? Что растёт рядом с ним ? Почему ? На занятиях по рисованию предложить нарисовать его .
  • выйти на участок ,рассмотреть деревья .Погладить кору ,прижаться к ней щекой . Какая она – теплая , холодная ,шершавая ,гладкая , мокрая , сухая? Обнять своё дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается ? Почему нет ? Что держит дерево в земле ? Видны ли корни ?Какие они ?

С отрудничество с родителями:

— конкурс совместных работ, при организации конкурса совместных с родителями работ обнаружилось, что многие дети с родителями и дома оформили очень интересные гербарии, коллажи, картины,

— составление загадок о деревьях осенью и издание книжки – малышки.

Ожидаемый результат.

— научились наблюдать за природой родного края, любоваться ее красотой,

— закрепили названия деревьев, их строение, внешние признаки.

kopilkaurokov.ru

Презентация к занятию «Деревья осенью», старшая группа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Лиственный лес Хвойный лес

3 слайд Описание слайда:

Игра «С какого дерева листок»

4 слайд Описание слайда:

Игра «С какого дерева листок»

5 слайд Описание слайда:

Игра «С какого дерева листок»

6 слайд Описание слайда:

Игра «С какого дерева листок»

7 слайд Описание слайда:

Игра «Деревья и плоды»

8 слайд Описание слайда:

Игра «Деревья и плоды»

9 слайд Описание слайда:

Игра «Деревья и плоды»

10 слайд Описание слайда:

Игра «Деревья и плоды»

11 слайд Описание слайда:

Игра «Деревья и плоды»

12 слайд Описание слайда:

Игра «Деревья и плоды»

13 слайд Описание слайда:

Игра «Деревья и плоды»

14 слайд Описание слайда:

«Узнай дерево по коре»

15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-322626

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *