Тест «Орфоэпия» — Русский язык

Раздел «Орфоэпия»

Умение: правильно ставить ударение в словах.

Задания базового уровня

1.Списать слова, поставить в них ударение.

Договор, звонит, торты, баловать, каталог, квартал, щавель, кухонный, колледж, эксперт, жалюзи, кинокартина.

2.В каком слове ударение падает на первый слог?
1. звонят
2. поняла
3. партер
4. торты
3.В каком слове неверно указано ударение?
1. шофЁр
2. отнялА
3. звОнит
4. пОняли

4.Прочитать слова, записать по алфавиту, расставить в словах ударение.

Банты, шофер, закупорить, документ, каталог, красивее.

5.Прочитать слова, расставить в них ударение, выписать слова с ударением на второй слог.
Банты, шофер, документ, красивее, портфель, звонит, поняли.

Задания повышенного уровня

1.Дописать пропущенное слово.

1.Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки разных слов, называется …

(морфемой) 2. Редукция характерна для … (гласных) звуков.3. Замена звонкого согласного на конце слова и перед глухим согласным парным ему глухим называется … (оглушением). 4.Орфоэпия изучает … (нормы современного русского литературного произношения). 5. Все гласные под ударением находятся в … (сильной) позиции.

2.Прочитайте текст. Спишите. Расставьте ударение в тексте.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. Когда вода закипела, старушка стала с сосредоточением помешивать варево. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера

.

3.Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

После прочтения текста самостоятельно выполните следующие тестовые задания.

1. В каком слове ударение падает не на последний слог?

А. Начался.

Б. Жалюзи.

В. Включен.

Г. Торты.

2. В каком случае ударный гласный выделен неверно?

А. Откупоренный.

Б. Банты.

В. Шарфы.

Г. Завсегдатай.

3. В каком из этих слов постановка ударения определяется контекстом?

А. Избалованный.

Б. Ирис.

В. Красивее.

Г. Туника.

4. В каком из этих слов ударение падает на второй слог?

А. Бармен.

Б. Банты.

В. Танцовщица.

Г. Начался.

5. В каком из этих слов ударный гласный выделен верно?

А. Декольтированный.

Б. Досуг.

В. Избалованный.

Г. Красивее.

6. В каком из этих слов возможны два варианта постановки ударения?

А. Ополоснутый.

Б. Безудержный.

В. Закружится.

Г. Щегольские.

7. В скольких словах ударение падает на второй слог?

Туника, красивее, танцовщица, избалованный.

А. В одном.

Б. В двух.

В. В трех.

Г. В четырех.

Раздел «Орфоэпия» (Ответы)

Умение: правильно ставить ударение в словах.

Задания базового уровня

1.Списать слова, поставить в них ударение.

Договор, звонит, торты, баловать, каталог, квартал, щавель, кухонный, колледж, эксперт, жалюзи, кинокартина.

2.В каком слове ударение падает на первый слог?
1. звонят
2. поняла
3. партер
4. торты
3.В каком слове неверно указано ударение?
1. шофЁр
2. отнялА
3. звОнит
4. пОняли

4.Прочитать слова, записать по алфавиту, расставить в словах ударение.

Банты, документ , закупорить, каталог, красивее, шофер,

5.Прочитать слова, расставить в них ударение, выписать слова с ударением на второй слог.
Банты, шофер, документ, красивее, портфель, звонит, поняли.

Задания повышенного уровня

1.Дописать пропущенное слово.

1.Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки разных слов, называется … (морфемой) 2. Редукция характерна для … (гласных) звуков.3. Замена звонкого согласного на конце слова и перед глухим согласным парным ему глухим называется … (оглушением). 4.Орфоэпия изучает (нормы современного русского литературного произношения). 5. Все гласные под ударением находятся в … (сильной) позиции.

2.Прочитайте текст. Спишите. Расставьте ударение в тексте.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помог

али, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на ог
онь. Когда вода закипела, старушка стала с сосредоточением помешивать варево. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспомин
ая тёплые августовские вечера.

3.Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тун

ике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

После прочтения текста самостоятельно выполните следующие тестовые задания.

1. В каком слове ударение падает не на последний слог?

А. Начался.

Б. Жалюзи.

В. Включен.

Г. Торты.

2. В каком случае ударный гласный выделен неверно?

А. Откупоренный.

Б. Банты.

В. Шарфы.

Г. Завсегдатай.

3. В каком из этих слов постановка ударения определяется контекстом?

А. Избалованный.

Б. Ирис.

В. Красивее.

Г. Туника.

4. В каком из этих слов ударение падает на второй слог?

А. Бармен.

Б. Банты.

В. Танцовщица.

Г. Начался.

5. В каком из этих слов ударный гласный выделен верно?

А. Декольтированный.

Б. Досуг.

В. Избалованный.

Г. Красивее.

6. В каком из этих слов возможны два варианта постановки ударения?

А. Ополоснутый.

Б. Безудержный.

В. Закружится.

Г. Щегольские.

7. В скольких словах ударение падает на второй слог?

Туника, красивее, танцовщица, избалованный.

А. В одном.

Б. В двух.

В. В трех.

Г. В четырех.


Ключ к тесту: 1Г, 2В, 3Б, 4В, 5А, 6В, 7В

6

multiurok.ru

Задание: Расставить ударения в выделенных словах. Вечер

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №323

учитель русского языка и литературы

Овчинникова Инна Владимировна

Тема: Подготовка к ЕГЭ. Обособление определений (11 класс).

Цели:

● обобщение знаний учащихся об обособленных определениях, их стилистической роли и приложениях;

● отработка навыка постановка знаков препинания;

● работа по замене причастных оборотов придаточными определительными предложениями (предупреждение речевых и грамматических ошибок).

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.

Запишите число, классная работа.

II. Орфоэпическая разминка (работа с текстом на карточках -3 минуты).

-Начнем урок с орфоэпической разминки.

Задание: Расставить ударения в выделенных словах.

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь cвой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

Взаимопроверка.

III. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала, актуализация знаний (фронтальный опрос).

1. Какие члены предложения называются определением?

2. Чем отличаются определения в предложениях:

Серебряный месяц показался из-за тучки.

Массивная цепь из серебра была единственным украшением костюма.

3. Чем выражаются согласованные и несогласованные определения?

4. Чем отличаются определения в предложении:

Белое (нераспространенное) облачко, плывущее (распространенное) в лазури, — это тоже родина.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1.Повторение теоретических сведений и анализ предложений.

Причастный оборот и определительная придаточная часть сложноподчиненного предложения может образовывать синонимические конструкции, отсюда — возможность их взаимозамены. В некоторых случаях использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание, где нужно, элементы книжного стиля, придает особую окраску. В ряде случаев использование причастных оборотов служит основным средством стилистической правки. Это, прежде всего, способствует устранению скопления союзных слов, которые возникают в неоднородных придаточных частях сложноподчиненного предложения.

— В КИМах в части А (А 26) есть задание на замену придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова «который» и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение «который» является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Возьми папку, которая лежит на диване. — Возьми папку, лежащую на диване.).

2. Если местоимение «который» является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом «который» нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом.

(Она подарила мне колье, которое купила в городе. — Она подарила мне колье, купленное в городе.)

3.Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Учащиеся, которые выполнили задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов. — Учащиеся, выполнившие задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов.).

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.(Учащиеся, которые выполнят задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов.).

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено существительным или прилагательным. (Девочки боялись сторожа, который был очень сердит.).

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. ( Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать,)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Машина, на которой мы ехали, часто ломалась.)

5. Нельзя заменить, если при сказуемом стоит частица «бы». (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражение.)

6.Нельзя заменить, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Мой дядя был из тех людей, которые ничему не верили.).

2. Выполнить устно упражнение 362 (В.Ф. Греков), стр. 185, 4 предложения, дать определение обособленных членов предложения (это такие члены предложения, значение которых особо подчеркивается с помощью интонации обособления и выделительных пауз. Эти члены предложения содержат дополнительную информацию, могут быть распространенными и одиночными, на письме выделяются запятыми, реже тире.).

— Кто помнит, в каких заданиях ЕГЭ есть обособленные члены предложения?

V. Закрепление материала.

1. Выполните задание в формате А21. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, выберите правильный ответ.

Снежок(1) выпавший ночью (2)и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм(4) ещё более скользким.

  1. 1,2,3 2)2,3 3)2,4 4)1,3

2. Работа по культуре речи

Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте себя (демонстрация предложения сначала с ошибкой, затем без ошибки)

а). По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.

(По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)

б). Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.

(Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)

в). Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

(Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)

3. Самостоятельная работа

Тест

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

Задание: В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Вариант 1.

1. Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга.

2. Заканчивая свою речь, хочу особо отметить того гимнаста, который выступал первым.

3. Городок, из которого к нам пришло письмо, вскоре избавится от вредных выбросов.

4. Из письма, которое придёт скоро, вы узнаете обо мне очень многое.

5. Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди.

6. Сегодня мы побывали всей семьёй на выставке, которая посвящена памяти выдающегося художника.

7. Фотография, которая висит над телевизором, очень дорога мне.

8. Яркие звёзды, которые сверкали бы ещё долго, закрылись тучками.

9. Мы познакомились с девушкой, которая была хозяйкой этого дома.

10. Мимо нас пронесли цветы, запах которых невозможно забыть и сейчас.

Ответы: 2, 3, 4,5, 8, 9, 10.

Вариант 2.

1. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам.

2. Я знаю край, в котором всё обильем дышит.

3. Мы свернули на дорогу, которая вела к реке.

4. Дети подошли к сосне, которую трудно было не заметить среди елей.

5

5. Возьми книгу, которая лежит на верхней полке.

6. Лесок, в котором долженствовало происходить побоище, находился в четверти мили от Ганау.

7. Картины, которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены, стопками положили на стол.

8. Она мечтала о том, какая у неё будет интересная жизнь после замужества.

9. За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал бы, что не любит море.

10. В лесу, который темнел вдалеке, росли только сосны.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9

4.Работа с текстом (карточки). Спишите, выделите орфограммы, графически выделите обособленные и необособленные определения.

Стояла безлунная звездная ночь ранней южной осени. Прекрасна и таинственна была эта ночь. Не (большая) затене…ая рощей река чуть (чуть) светлела и бесшумно катились ее прохладные чистые не (встречающие) пр…град воды. Едва заметно шевелился низкорослый густой кустарник подступавший здесь к самому берегу.

А.Фадеев.

VI. Итоги урока.

-Когда обособляются определения?

-Когда можно заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Рефлексия.

-Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

Тяжела ты, шапка Мономаха.

Повторение-мать учения.

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился — зря прожил день.

VII. Домашнее задание.

  1. Упражнение 243 (для слабых учащихся)

  1. Выписать из повести В.Некрасова «Сашка» 10 предложений с обособленными определениями (для сильных учащихся).

Список литературы.

  1. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

  2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. –45-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 286 с.

  3. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др.; Отв. Ред. И.В. Галактионова и Е.И. Литневская. – 3-е издание, исправленное. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 560 с.

  4. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 520 с.

gigabaza.ru

НачалсЯ, начАлся или нАчался: куда ставить ударение в глаголах? — Образование

30 октября 2013 13:06

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к правилам постановки ударения в глаголах.

Одна из наиболее напряженных точек ударения в употребительных глаголах — это формы прошедшего времени.

Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть — сидЕла, стонАть — стонАла, прЯтать — прЯтала, начинАть — начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остается на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и другие. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли — жилА; ждать — ждал — ждАло — ждАли — ждалА; лить — лил — лИло — лИли — лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и тому подобные).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить — вЫжила, вЫлить — вЫлила, вЫзвать — вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остается на основе: слАла, послАла, стлАла.

И еще одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться — началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться — принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Что касается произношения глагола «звонить» в спрягаемой форме, то орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.


Ключевые слова: русский язык

Вы не авторизованы, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Материалы по теме
Как правильно: одноврЕменно или одновремЕнно? 21 августа 2014 16:23
Видеотрансляция, макроэкономика и мини-юбка: как правильно писать сложные слова? 20 ноября 2013 15:45
Как правильно: разыскной или розыскной? 19 ноября 2013 12:38
Как правильно: машет или махает? 18 ноября 2013 12:32
Как правильно: много помидор или помидоров, носок или носков, чулок или чулков, грузин или грузинов? 14 ноября 2013 13:52
Как правильно: пятиста или пятисот, трехстам или тремстам? 13 ноября 2013 18:56
Как правильно: обеспЕчение или обеспечЕние? 12 ноября 2013 15:01
Казахские слова прочно прописались в русских словарях 11 ноября 2013 13:10
Как правильно: новорождЕнный или новорОжденный? 8 ноября 2013 15:01
Как правильно: удовлетворять потребности или удовлетворять потребностям? 7 ноября 2013 15:31
Как правильно: конъектура или конъюнктура? 6 ноября 2013 12:40
Как правильно: скучаю по вам или скучаю по вас? 5 ноября 2013 11:42
СогнУтый или сОгнутый: как правильно поставить ударение в причастиях? 1 ноября 2013 11:01
Сильнее, стройнее, красивее: куда ставить ударения в прилагательных? 31 октября 2013 14:10
Как правильно: контроль за, контроль над или контроль чего? 29 октября 2013 14:53
Как правильно: по завершению или по завершении? 28 октября 2013 17:29
Как правильно: мемориал жертв или мемориал жертвам? 25 октября 2013 15:21
Как правильно: ноль или нуль? 24 октября 2013 16:43
Как правильно: сколько времени или который час, до скольких или до скольки? 23 октября 2013 14:41
Куда поставить ударение в слове «зонты»? 22 октября 2013 13:11
Куда падает ударение в слове «торты»? 21 октября 2013 12:32
Извините или извиняюсь — как правильно просить прощения? 18 октября 2013 14:42
Как правильно: завкафедры или завкафедрой, заведующая детсада или заведующая детсадом? 17 октября 2013 12:55
Как правильно: гололед или гололедица? 16 октября 2013 13:49
Когда употреблять слово российский, а когда русский? 15 октября 2013 12:01
Как правильно: зрительский или зрительный зал? 14 октября 2013 13:08
Как правильно: запасный или запасной? 11 октября 2013 14:18
Как правильно: согласно приказу или согласно приказа? 10 октября 2013 17:15
Как правильно: в отпуске или в отпуску, в аэропорте или в аэропорту? 9 октября 2013 15:57

www.ekburg.ru

«НАЧАЛА», «НАЧАТА» — правильное ударение на какой слог?

В гла­голь­ных фор­мах жен­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла «нача­ла» и «нача­та» уда­ре­ние ста­вит­ся на глас­ный «а» окон­ча­ния.

Слово «нача­ла» явля­ет­ся одним из труд­ных в пра­виль­ной поста­нов­ке уда­ре­ния. В раз­го­вор­ной речи слы­шат­ся раз­ное про­из­но­ше­ние:

«нАчала», «начАла» и «началА».

Как пра­виль­но ста­вить уда­ре­ние в дан­ной лек­се­ме с точ­ки зре­ния орфо­эпи­че­ской нор­мы рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка?

На какой слог ударение в слове «начала»?

Чтобы выяс­нить, на какой слог ста­вить уда­ре­ние в инте­ре­су­ю­щей нас гла­голь­ной фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода, раз­де­лим её на фоне­ти­че­ские  сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков:

на-ча-ла.

Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют столь­ко же сло­гов.

Ударение в слове «начать»

Исходной фор­мой ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва явля­ет­ся гла­го­ла «начать», в про­из­но­ше­нии кото­ро­го так­же про­сле­жи­ва­ют­ся коле­ба­ния в поста­нов­ке уда­ре­ния:

«нАчать» или «начАть»?

Этот инфи­ни­тив пра­виль­но ска­жем, выде­лив голо­сом глас­ный вто­ро­го сло­га:

на-ча́ть

Это уда­ре­ние на глас­ном «а» сохра­ня­ют дее­при­ча­стия и при­ча­стие:

  • нача́в соби­рать­ся;
  • нача́вший дело;
  • нача́вшись с утра.

Глагол «начать» демон­стри­ру­ет непо­сто­ян­ство уда­ре­ния в рус­ских сло­вах и их фор­мах. В его фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни уда­ре­ние раз­но­мест­ное, срав­ним:

нача́ть — на́чал, начала́, на́чало, на́чали.

Ударение в сло­ве «нача­ла» ста­вит­ся на глас­ный «а» тре­тье­го сло­га или окон­ча­ния.

Аналогично у мно­гих гла­го­лов в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни удар­ным явля­ет­ся окон­ча­ние.

Понаблюдаем за пра­виль­ной поста­нов­кой уда­ре­ния:

  • нача́ть — начала́
  • поня́ть — поняла́
  • приня́ть — при­няла́
  • быть — была́
  • брать — брала́
  • приподня́ть — при­под­няла́
  • догна́ть — догнала́
  • предприня́ть — пред­при­няла́
  • подо­ждать — подо­ждала́.

Правильное ударение в слове «начата»

В крат­кой фор­ме стра­да­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни жен­ско­го рода повто­ря­ет­ся та же ситу­а­ция с поста­нов­кой уда­ре­ния. Понаблюдаем:

нача́ть — на́чат, начата́, на́чато, на́чаты.

Как видим, уда­ре­ние с глас­но­го зву­ка вто­ро­го сло­га в неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла пере­ме­ща­ет­ся на пер­вый слог в фор­мах стра­да­тель­но­го при­ча­стия муж­ско­го, сред­не­го рода и мно­же­ствен­но­го чис­ла, а затем ухо­дит на глас­ный тре­тье­го сло­га в фор­ме жен­ско­го рода:

на-ча-та́

Правильно ска­жем: «нача́ть», «нача­ла́» и «нача­та́».

Как запомнить ударение в слове «начата»?

Чтобы усво­ить нор­ма­тив­ное уда­ре­ние в этом сло­ве, вос­поль­зу­ем­ся стишками-подсказками:

Большая суе­та́
Вокруг нас нача­та́.

Машина ста­ла не чиста́ —
Помывка быст­ро нача­та́.

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ


russkiiyazyk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *