Этапы урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД | ||||||||||
Организационный этап |
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | — Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? (Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем | ||||||||||
2.Проверка домашнего задания | Индивидуальный опрос На прошлом уроке мы рассматривали среды обитания. Приведите примеры различных сред обитания. Как организмы приспосабливаются к жизни в этих средах обитания? Класс делиться на три группы Напоминаю, что есть главные в группах…… Каждая группа получает групповое задание (задания лежат на столах). (Приложение 1) (Слайд 1) Тексты заданий на столах. Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…………Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………… Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле (приложение 2) Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных — приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц). Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники (приложение 3) Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………… Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием. Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием ( приложение 4) Обсуждение заданий групп (Слайды 2-6). Какая среда не нашла места в ваших заданиях? Какие характеристики у этой среды? Мы повторили среды обитания живых организмов, немного ошибок было в организменной среде, на следующем уроке мы еще к ней вернемся. Перед вами лежат маршрутные листы по группам, возьмите их, напишите свою фамилию. В графе проверка домашнего задания каждый оцените ваши знания по теме «Среда обитания» по 3-х балльной системе 3 –все знаю; 2-есть пробелы; 1-требуется помощь учителя. (оценки ставим честно, потому что по ним я определю степень вашего понимания материала | Проводит контроль знаний | Выполняют задание | Регулятивные УУД: контроль знаний | ||||||||||
3.Актуализация знаний | Перед вами на моем столе лежит растение. Оно завяло. Как вы думаете, почему оно завяло? (Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды) Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? А почему? Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы.(Слайд 7) Итак , какая тема сегодняшнего урока? Экологические факторы(Слайд 8) Как вы думаете: что мы будем изучать? Поставьте цель урока Цели урока:
| Учитель формулирует проблемный вопрос | Отвечают на вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют цели урока. Сформулируйте цель на уроке: узнать о…. | Познавательные УУД: Анализ, обобщение, классификация. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Подведение под понятие. Коммуникативные УУД: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||||||||||
4.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | Перед вами лежат маршрутные листы, возьмите их, запишите тему урока Записывает число, тему урока в маршрутные листы | Регулятивные УУД: Самоопределение, смыслообразование ,целеполагание, | ||||||||||||
5.Изучение нового материала | Учитель: теперь мы переходим к следующей части нашего плана урока. Откройте учебник стр. 78, быстро пролистайте параграф и ответьте на вопрос: Что может влиять на среду обитания, на живые организмы которые в ней обитают? (Неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.) Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются факторы живой и неживой природы и антропогенные факторы. Эти факторы называют экологическими. Откройте словарики и запишите определение (Слайд 9) работа в группах: 1 группа — охарактеризовать факторы неживой природы, привести примеры с помощью учебника стр.78 2 группа — охарактеризовать факторы живой природы, привести примеры с помощью учебника стр.78-80 3 группа — охарактеризовать антропогенные факторы, привести примеры с помощью учебника стр.80 (Слайд 10) составляем схему на отдельных листах (приложение 5) (Слайд 11) Отчет групп. (Ответы учащихся 1 группы, а остальные группы фиксируют схему в своих листах) (Ответы учащихся 2 группы, а остальные группы фиксируют схему в своих листах) Несколько десятков тысячелетий назад на Земле появился антропогенный фактор, расскажите о нем (Ответы учащихся 3 группы, а остальные группы фиксируют схему в своих листах) Ребята чем мы занимались на данном этапе урока? Оцените свою работу в группе, поставьте оценку в маршрутных листах. | Объяснение материала. Обсуждает вопросы. | Ответы уч-ся Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; | ||||||||||
Физкультминутка. | сидя за столами под музыку | Включает музыку. Устная оценка учителя | ||||||||||||
6.Первичная проверка понимания | А вот какое влияние оказывает на живые организмы антропогенный фактор мы увидим с помощью видеофрагмент нефть Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокращению и гибели видов живых организмов.) А как влияют экологические факторы на самого человека? | Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; Коммуникативные УУД: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций; Регулятивные УУД: – волевая саморегуляция в ситуации затруднения | ||||||||||||
7.Первичное закрепление |
В это время 1 и 2 группы работают с разноуровневыми вопросами в маршрутных листах (приложение 6) -вопросы уровня А оцениваются на оценку «3» -вопросы уровня Б оцениваются на оценку «4» -вопросы уровня С оцениваются на оценку «5» Ребята вы письменно отвечаете на 3 вопроса из каждого уровня на оценку 5, на оценку 4 – 2 вопроса из уровня А и Б, на оценку 3 – 1 вопрос из уровня А. После выполнения задания 3 группой проверка осуществляется по флипчарту. Ребята поставьте оценку в маршрутных листах, не забывайте, что я оценку легко проверю по флипчарту. А 1и 2 группы тоже выставляют себе оценки по этому этапу урока
Работа у доски Подходите к столу берите карточку с записью и прикрепляйте в нужную колонку. (приложение 7) Теперь мы с вами новый материал закрепили, откройте дневники. | Индивидуальная работа | Познавательные УУД: Анализируют, обобщают контроль; – коррекция; – оценка. | |||||||||||
8.Домашнее задание | 1. выучить параграф 18 2. Творческое задание: написать мини-сочинение на тему « Экологические проблемы нашей местности» объем -1 тетрадный лист. (Слайд №13) | Записывают домашнее задание | ||||||||||||
9.Рефлексия | В маршрутных листах учеников табл. (Слайд 14)
| Предлагает ответить и оценить свою работу. | Отвечают и оценивают свою работу. Сдают выполненные задания. | Регулятивные УУД: Самооценка знаний и достигнутых целей Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, | ||||||||||
10. Итог. | (Слайд 15) Вывод: Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь. По ходу изучения темы каждая группа составляла схему экологических групп Давайте составим кластер (схему) «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» пользуясь вашими записями вместе (направляет и подсказывает на доске) (Слайд 16) Подведите итог урока пользуясь вашими кластерами. И самый главный вопрос урока: Как можно снизить отрицательное влияние человека на природу? Все ваши работы в маршрутных листах сдайте я их проверю, и посмотрю как вы справились с работой. | Составление кластера «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, |
kopilkaurokov.ru
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1.Организационно-мотивационный цель: включение учеников в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие учеников | Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу | Регулятивные Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации. . | |
2.Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Тексты заданий на столах. Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…………Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………… Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных — приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц). Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………… Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием. Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием Какая среда не нашла места в ваших заданиях? Какой вывод можно сделать? Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? Условия среды называются экологическими факторами). | Определяет группы, объясняет ход выполнения заданий. Организует фронтальную работу, задает вопросы. | Работают с заданиями, участвуют в обсуждении проверочных вопросов, Отвечают на вопросы Организменная со своими условиями и живущими в ней организмами Вывод: каждая среда имеет свои условия. Нет. Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой обитания. Записывают в тетрадь (условия среды называются экологическими факторами). | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы. |
3. Постановка учебной задачи цель: формулирование темы. | Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы. Как вы думаете: что мы будем изучать? | Учитель читает стихотворение Задает вопросы | Слушают стихотворение. Определяют тему. «Экологические факторы и их влияние на организмы» записывают в тетрадь. | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. |
4. «Открытие «новых знаний» цель: изучить особенности экологических факторов | несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие? (Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы — биотические и влияние деятельности человека на природу — антропогенный. Слайд. Растения по отношению света выделяют Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Слайд. Значение воды для организмов. Поддерживает процессы жизнедеятельности. Влаголюбивые, засухоустойчивые. Температура как фактор также оказывает влияние. Растения:теплолюбивые, холодоустойчивые. Слайд. Теплокровные, хладнокровные животные Работа с учебником: прочитать §5 1 группа: абзац «абиотические факторы». 2. группа: абзац «биотические факторы». 3. группа: рассмотрите рисунки. Что отражают они. | Составляет схему Факторы среды (из терминов: факторы среды, абиотические, биотические, антропогенные) Фкторы среды | Отвечают на вопрос Называют факторы. факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы — биотические влияние деятельности человека на природу — антропогенный. Записывают в тетради Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые растения Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Теплолюбивые, холодоустойчивые растения Теплокровные, хладнокровные животные | Коммуникативные умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность |
Физкультминутка | Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою – три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. | |||
5. Первичное закрепление цель закрепить знания об экологических факторах | Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными, конкурирующие Учитель: Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках? 1. Стой, плотва и караси! И пощады не проси: Я – хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду. (Щука – плотва и караси, хищничество) 2. Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Цветок – пчела, симбиоз) 3. Кровь попить у детворы Любят летом комары, Потому, что кровососы — Надоеды – пискуны. (Комар – человек, паразитизм) 4. Однажды на ужин испробовать волк, вдруг захотел червяка. — Тьфу… Гадость какая! Он завопил. — Посижу на диете пока. (Волк – дождевой червь, нейтрализм) А может человек влиять на окружающую природу. Просмотр фрагментов о воздействии человека на природу. Вывод: в ходе сегодняшнего урока мы выяснили, что живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Текст на столах учеников. Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь | Демонстрирует слайды Слайд. Влияние растений на окружающую среду. Предлагает отгадать загадки. Какой вывод можем сделать. | Ответы учеников: свет, тепло, вода, рельеф, состав почвы, соленость, радиация, ветер. 1.Хищничество 2.симбиоз 3.паразитизм 4.нейтрализм Высказывают свои мысли. Загрязняют воздух, воду, почву, вырубают леса, Делают вывод и отвечают на вопрос. (ЭКОЛОГИЯ) | Коммуникативные: Регулятивные Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты Познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; работа с учебником – анализ иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий. |
6.Самостоятельная работа по проверке знаний | 1.Заполните схему. 2. Почему растение № 1 более развито, чем растение №2 (рис. 14 на стр. 25) | Предлагает заполнить и проверить. (слайд) | Заполняют схему: | Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
8. Рефлексия цель: обобщение по теме, составление синквейна | Составьте синквейн на тему «Экологические факторы» «Среда жизни» | Составляют синквейн, выступают, анализируют | Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, | |
9. домашнее задание. | § 5, РТ №18. повторить§1-4 (основное содержание главы стр.28). Выбрать для себя дополнительное задание. 1.примеры биотических взаимоотношений. 2. Примеры негативного влияния человека в нашем микрорайоне. 3.Составьте план сообщения «Роль зелёных растений для жизни на нашей планете». | Комментирует задание, подчеркивает ее дифференцированность, обращает внимание на основное содержание главы на стр.28 | Записывают, просматривают содержание заданий. |
multiurok.ru
«Экологические факторы среды» (5 класс)
Учитель: Корниенко Александр Иванович
Класс: 5
Предмет: биология. ФГОС (линия учебников Пасечник В.В.)
Тема: «Экологические факторы и их влияние на организмы».
Тип урока: «открытия» нового знания
Дидактическая цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.
Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
РегулятивныеУУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.
Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.
Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Оборудование: презентация, таблицы, видеофрагменты.
Технологическая карта урока:
1.Организационно-мотивационный цель: включение учеников в деятельность на личностно-значимом уровнеПриветствие учеников
Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу
Регулятивные
Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации.
2.Актуализация знаний.
Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Постановка проблемы:
1. Выполняют тест.
2. 2-3 уч – ся работают устно.
На прошлом уроке мы изучали среды обитания!
— Назовите характерные особенности любой среды обитания??(можно показать картинки животных разных сред жизни)
Какой вывод можно сделать?
Могут ли живые организмы
существовать обособленно, без окружающей среды?
Определяет группы, объясняет ход выполнения заданий. Организует фронтальную работу, задает вопросы.
Работают с заданиями, участвуют в обсуждении проверочных вопросов,
Отвечают на вопросы
В каждой среде существуют свои живые организмы при определенных условиях!
Вывод: каждая среда имеет свои условия.
Нет. Организмы неразрывно вязаны с окружающей их средой обитания.
Отсутствие определенных условий приводит к гибели живых организмов.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы.
3. Постановка учебной задачи
цель: формулирование темы.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Цветы, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года – Это факторы природы.
Как вы думаете: что мы будем изучать?
Экологическими факторами называют условия среды, в которых живут организмы
Сформулируйте цель урока?
Учитель читает стихотворение
Задает вопросы
Задает вопросы
Слушают стихотворение.
Определяют тему. «Экологические факторы и
их влияние на организмы»
записывают в тетрадь.
Изучить какие факторы среды выделяют и их особенности?
Личностные:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
4. «Открытие «новых знаний»
цель: изучить особенности экологических факторов
несмотря на многообразие экологических факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы.
В тексте учебника стр. 25-26 найдите названия этих факторов?
Работа с учебником: прочитать §51 группа: абзац «абиотические факторы».
2. группа: абзац «биотические факторы».
3. группа: антропогенные факторы
Заполнение схемы в
Тетради, на Д!:
абиотические
биотические
антропогенные
Отвечают на вопрос
Называют факторы.
факторы неживой природы –
абиотические,
факторы живой природы – биотические;
влияние деятельности человека на природу — антропогенный.
Записывают на листах А4,
Из представленных рисунков выбирают те, на которых отображены их факторы среды и объясняют свой выбор.
По одному выступающему от группы!
Коммуникативные
умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельнось
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
5. Первичное закрепление
цель закрепить знания об экологических факторах
6. Закрепление:
Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными, конкурирующие
Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?
1. Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я – хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
(Щука – плотва и караси, хищничество)
2. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Цветок – пчела, симбиоз)
3. Кровь попить у детворы
Любят летом комары,
Потому, что кровососы —
Надоеды – пискуны.
(Комар – человек, паразитизм)
4.Однажды на ужин испробовать волк,
вдруг захотел червяка.
— Тьфу… Гадость какая!
Он завопил.
— Посижу на диете пока.
(Волк – дождевой червь, нейтрализм)
2. Почему растение № 1 более развито, чем растение №2 (рис. 14 на стр. 25)
Вывод: в ходе сегодняшнего урока мы выяснили, что живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом.
Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают.
Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку.
Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь?
1. Назовите тему урока?
2. Назовите факторы среды?
3. Достигли ли мы цели урока?
Ответы учеников:
1.Хищничество
2.симбиоз
3.паразитизм
4.нейтрализм
Анализируют картинку
Делают вывод и отвечают на вопрос. (ЭКОЛОГИЯ)
Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи
Регулятивные Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты Познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; работа с учебником – анализ иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой
Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
7. Рефлексия
цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.
1. Поднимите руки те, кто понял материал сегодняшнего урока!
2. Поднимите руки те, кто не понял о чем шла речь на уроке!
3. Поднимите руки те, кто может себя похвалить!
Предлагает ответить и оценить свою работу.
Отвечают и оценивают свою работу. Сдают выполненные задания.
Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их.
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
8. домашнее задание.
§ 5, повторить§1-4 (основное содержание главы стр.28). Примеры негативного влияния человека в нашем микрорайоне.
3.Составьте план сообщения «Роль зелёных растений для жизни на нашей планете».
Комментирует задание, подчеркивает ее дифференцированность, обращает внимание на основное содержание главы на стр.28
Записывают, просматривают содержание заданий.
infourok.ru
УРОК БИОЛОГИИ 5 КЛАСС «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ 5 КЛАСС (ФГОС) 2014 г.
ФИО учителя(полностью) Крутских Лилия Ивановна
Место работы МКОУ Верхнехавская СОШ №1
Должность Учитель биологии
Предмет БИОЛОГИЯ
Класс 5 класс
Тема и номер урока в теме Ур№___ Экологические факторы среды
Тип урока комбинированный
Базовый учебник: Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. «БИОЛОГИЯ 5 класс» Издательский центр «Вента-Граф»2012 г.
ЦЕЛЬ УРОКА: — формирование общего представления об экологических факторах;
— выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновение экологических проблем;
— продолжить воспитание эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.
ЗАДАЧИ УРОКА:
-помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем;
-способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;
-способствовать самовыражению и развитию чувств и эмоций учащихся;
-способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке.
-обучающие: познакомить учащихся с многообразием экологических факторов и влиянием экологических факторов на живые организмы.
-развивающие: развивать навыки работы с цифровыми ресурсами, умения выделять главное; развивать логическое мышление, память, речь, навыки работы в парах и группах, способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся
-воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.
Планируемые результаты
предметные результаты:
учащиеся должны знать экологические факторы, их влияние на живые организмы.
учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.
метапредметные результаты:
учащиеся должны уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;( Регулятивные УУД)
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;( Коммуникативные УУД)
умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь
оценивать работу одноклассников.
личностные результаты:
учащиеся должны уметь:
высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;
анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;(Позновательные УУД)
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран,
мультимедийное пособие НАВИГАТОР, карточки для игры
.
Структура и ход урока
№
Этап урока
Название
используемых ЭОР
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
УУД
Время
(мин.)
I
Организационно- мотивационный
Цель – активизация учащихся
Приветствует учащихся
Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.
Мотивирует учащихся на работу
Приветствуют учителя.
Встали ровно, повернулись.
И друг другу улыбнулись Вспомнить правила поведения на уроке:
Если хочешь отвечать надо руку поднимать и конечно же вставать.
Девиз:
У того кто учится,
Всё всегда получится!
Коммуникативные УУД:
Сотрудничество с учителем и сверстниками
1 мин
II
Актуализация знаний
Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Вспомним, что было задано на дом?
Что такое среда обитания?
Какие среды жизни вы запомнили?
В
П
Н
О
Приложение №1
Поменялись с соседом и проверили его работу
Отвечают на вопросы
ПРОВЕРЯЮТ
ОЦЕНИВАЮТ
СДАЮТ ЛИСТОЧКИ
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
умение организовать выполнение заданий учителя и самопроверка.
Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя
5 мин
III
Мотивация к учебной деятельности и целеполагание
Цель: формулирование темы.
Вывод-переход:
И так, каждая из сред обитания отличается условиями жизни. Условия среды, которые оказывают воздействие на организм называют факторами среды
Читаю стихотворение
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Цветы, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года – Это факторы природы.
Задаю вопрос
Как вы думаете: что мы будем изучать?
Какова цель урока?
Слушают стих
Отвечают на вопрос.
Определяют тему. «Экологические факторы среды» записывают в тетрадь.
Сформулируйте цель на уроке: узнать о….
Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Личностные:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: Самоопределение,
Смыслообразование
2мин
IV
Изучение нового материала
Цель -познакомить учащихся с основными экологическими факторами
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Мультимедийное учебное пособие НАВИГАТОР
Прак. Раб. «Влияние факторов неживой природы на растение»
Мультимедийное учебное пособие НАВИГАТОР
«Влияние живых организмов друг на друга»
Давайте вспомним, какая бывает природа?
Факторы природы или среды могут быть факторами неживой природы и живой природы
Факторы неживой природы называют АБИОТИЧЕСКИМИ
Факторы живой природы называют
БИОТИЧЕСКИМИ
Задание Выписать из стихотворения факторы в нужные столбцы
Снег кружится,
Снег ложится —
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички.
Выпал снег — упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки…
Проверяем, что получилось
А теперь познакомимся поближе с абиотическими факторами и их влиянием на живые организмы и проведём интерактивную практическую работу
Вывод№1 факторы неживой природы не всегда положительно влияют на живой организм
А теперь посмотрим видеоролики и познакомимся с биотическими факторами
Какие типы биотических факторов вам запомнились? Приведите примеры?
Живая и неживая
Записывают в тетрадь
Зачитывают ответ
1-ый ученик
2-ой ученик
3-ий ученик
Смотрят
Отвечают ,
записывают в тетрадь
Познавательные умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, умение анализировать, сравнивать, классифицировать
Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их.
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
Познавательные: умение работать с мультимедийным оборудованием, делать выводы и обобщать
5 мин
5 мин
5 мин
V
ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
(потягивание, руки вверх)
Мы попрыгаем немного.
(прыжки на месте)
И пройдемся по дороге.
(ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно.
(дети садятся за парты)
Проводят самостоятельно
2 мин
VI
Первичное закрепление
Цель закрепить знания об экологических факторах
Мультимедийное учебное пособие НАВИГАТОР
«Влияние на живые организмы, деятельности человека»
Учитель: Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?
1. Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я – хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
(Щука – плотва и караси, хищничество)
2. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Цветок – пчела, симбиоз)
3. Кровь попить у детворы
Любят летом комары,
Потому, что кровососы —
Надоеды – пискуны.
(Комар – человек, паразитизм)
4. Два организма взаимнополезны,
связаны вместе ну просто железно. Жить в одиночку огромный вопрос? Такое сожительство есть (симбиоз)
5. В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.
Соберем грибов и ягод, будем бегать, и играть, и нарвём цветов красивых, соберём еловых шишек.
Ведь природа так красива!
Сколько у неё излишек!
Отгадывают
Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
5 мин
Влияние человека в последние столетия стало очень сильным и его выделили в отдельную группу, которую назвали антропогенными факторами(от греч. antropos- «человек» и genes- «порождённый»)
Какой же может быть деятельность человека (смотрим видео — и слушаем сообщение с +)
ВОТ ПЕРЕД НАМИ ВЕСЫ Антропогенные факторы могут бить
+ и –
Давайте приведём примеры и посмотрим, какие факторы перевесят? Как вы думаете почему?
(Текст учебника)
Вывод №2 И так мы познакомились с факторами среды.
Какие бывают факторы среды?
Выписывают в тетрадь или на доске
Абиотические
Биотические
Антропогенные
5 мин
Добавочное время
А почему эти факторы называются экологические?
Что такое экология?
Экология(греч «ойкос»-дом, «логос»-учение)- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой
Какие из экологических факторов являются главными? Для этого проведём игру, «Кто на планете главный?»
Вывод№3 Все экологические факторы взаимосвязаны между собой. Исключение одних факторов ведёт за собой исключение других факторов. Среди абиотических факторов самые важные свет, влага и тепло. Среди биотических велико значение растений и человека
Завершающий этап:
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все (вместе)
природу сохраним!
Отвечают
Записывают в тетрадь
Ученики выходят к доске и перемещаются или приседают по очереди. Класс рассуждает.
5-7 мин
VII
VIII
Самостоятельная работа
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Мультимедийное учебное пособие НАВИГАТОР
«мультимедийный лабиринт или тест»
Раздаю листы с заданиями ВОПРОСНИК по пройденной теме
ИЛИ
мультимедийный
лабиринт или тест
Подписывают и
заполняют
5-7 мин
IX
Рефлексия
Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.
Все хорошо поработали
Молодцы!
Но кто же среди вас был более активен,
кто был лучшим?
2 мин
X
Д/з
&18 стр.78-81 термины
Записывают в дневник
1 мин
ВОПРОСНИК
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ
I Допишите предложение или вставьте пропущенное слово:
Условия среды, которые оказывают воздействие на организм называют_____________________________
Факторы неживой природы называют_____________________________________
Факторы живой природы называют_______________________________________
Воздействие человека на природу называют ____________________________________фактором
II Т Е С Т :
1) ФАКТОР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ А) свет Б) гриб В) температура Г) вода
2) ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ НАЗЫВАЮТ А) хищничество Б) симбиоз В) паразитизм Г) конкуренция
3) К АБИОТИЧЕСКОМУ ФАКТОРУ ОТНОСИТСЯ А) пожар Б) освещённость В)травоядность Г)симбиоз
III Оцените правильность суждений (да + нет- )
1 Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно
2 Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы биотических факторов
3 Деятельность человека нейтрально влияет на окружающую среду
4 К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер.
IV Установите соответствие(только цифры):
1)ВЛАЖНОСТЬ, 2)РАСПАШКА СТЕПЕЙ, 3)МОРОЗ , 4) ХИЩНИК , 5) ДОЖДЬ, 6) ЗАПОВЕДНИКИ, 7) ГРАД, 8)ТРАВОЯДНОСТЬ,
9) СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, 10) ПОМЁТ ЖИВОТНЫХ, 11) ВЫРУБКА ЛЕСА, 12) ТЕМПЕРАТУРА, 13) ПОСТРОЕНИЕ ПЛОТИНЫ, 14) ГРИБОКОРЕНЬ
Экологические факторы неживой природы__________________________________________________________________
Экологические факторы живой природы___________________________________________________________________
Антропогенный факторы ________________________________________________________________________________
V ЗАДАНИЕ В ФОРМЕ СВОБОДНОГО ОТВЕТА
Опишите ситуацию, когда вода (очень важная для жизни) выступает как неблагоприятный, губительный экологический фактор для живых существ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Какое воздействие на живые организмы оказывают люди, посещая летом лес или парк?
Примеры положительного воздействия:____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Примеры отрицательного воздействия:__________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
VI КРОССВОРД
1. УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЖИЗНИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
2. ТАК НАЗЫВАЮТ ВСЕ ФАКТОРЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
3,4 ФАКТОРЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
5.СРЕДА ОБИТАНИЯ ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ
6. ТАК НАЗЫВАЮТ ТЕЛА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
7, 8, 9 ТИПЫ БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
www.metod-kopilka.ru
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».
Биология 5 класс. Урок № 5.
Предмет: Биология
Класс: 5 класс
Базовый учебник:Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.
Тема урока:«Экологические факторы и их влияние на живые организмы».
Цель: Сформировать у учащихся понятие об экологических факторах. Показать влияние экологических факторов на живые организмы. Подвести учащихся к выводу о взаимосвязях в природе.
Результаты обучения:
Предметные: учащиеся умеют определять понятия «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.
Метапредметные: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Личностные: формируются элементы экологической культуры.
Тип урока:Урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент. | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. |
2 | Проверка знаний. | Учитель задает вопрос ученикам: — Охарактеризовать среды обитания (кратко) — Сообщить учащимся оценки за самостоятельную работу. Разобрать правильное решение. | Ученики устно рассуждают на поставленные вопросы. Разбирают ошибки. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (Осознание проблемной ситуации) | Учитель фиксирует на доске план изучения новой темы: Что такое экологические факторы. Виды экологических факторов. | Обучающиеся слушают рассказ учителя, записывают план урока в тетрадь |
3 | Изучение нового материала. | Создает условия для изучения новой темы. Разбивает учащихся на команды, дает каждой команде свое задание. (чтение текста и дальнейший пересказ). Диктует определения под запись учащимся, показывает презентацию. Экологические факторы – условия среды, оказывающие определенное влияние. Абиотически факторы – факторы неживой природы, прежде всего климат: солнечный свет, температура, рельеф, свойства почвы, ветер и т.д. Биотические факторы – формы влияния живых организмов друг на друга – опыление насекомыми растений, конкуренция, паразитизм и т.д. Антропогенные факторы – влияние человека на природную среду – распашка земель, вырубка лесов, охота, рыболовство, строительства фабрик и т.д. | Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, и друг друга. Читают текст. Записывают в тетрадь определения: экологические факторы, абиотические факторы, биотические, антропогенные. Обсуждают услышанное. |
4 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию в форме самостоятельной работы: Учитель раздает небольшую самостоятельную работу ученикам на 5 минут. | Обучающиеся письменно на местах, самостоятельно выполняют работу, сдают учителю работы. |
www.prodlenka.org
Конспект урока и презентация «Экологические факторы» 5 класс
Тема урока «Экологические факторы: биотические и антропогенные»
Цель: сформировать представление о биотических и антропогенных экологических факторах, разных формах взаимодействия между организмами: отрицательными, положительными
Планируемые результаты:
Предметные: Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.
Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и взаимооценки. Постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоили, и то, что еще нужно изучить
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Личностные: Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе
Ход урока
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
— Что вы изучали на прошлом уроке?
— Давайте проверим, как вы запомнили определения с урока. Мы вам будем называть определение, а вы должны назвать к какому фактору оно относится (задание зачитывается по рядам):
1) Факторы неживой природы, которые влияют на жизнь организмов, называются ……… (абиотические).
2) Факторы, которые связаны с деятельностью человека, называются ………. (антропогенные).
3) Факторы, которые связаны с деятельностью живых организмов и их влиянием друг на друга, называются …….. (биотические).
— Какие факторы вы уже изучили? (абиотические).
— Какие сегодня будем изучать? (биотические, антропогенные)
3.Мотивация и целеполагание.
— В природе все соединены тысячами тончайших, но очень крепких нитей – экологическими связями. И чтобы разумно воздействовать на природу, нужно как следует изучить и понять взаимодействие этих связей, иначе можно навредить всему живому.
4. Открытие новых знаний.
— Посмотрите на экран и скажите, с какими факторами мы сейчас познакомимся (на картинках изображены бабочка на цветке, хищник и жертва, паразитизм, конкуренция).
— С какими же факторами мы начнём знакомство? (с биотическими).
— На какие две группы их можно разделить? (полезные и вредные; положительные или отрицательные).
Запишите в тетрадь заголовок «Биотические факторы».
1.Взаимополезные (записать в тетрадь):
1)Отгадайте загадки:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
У лесной дорожки Солнышко на ножке.
Серединка золотая, а юбочка белая. (Ромашка)
Вызвать 3-х учеников, каждому дать картинку – 2 цветка и бабочка. Каждый должен объяснить свою роль в этом взаимоотношении.
— Запишите первый пример – Насекомое и цветок.
2)Посмотрите на картинку на экране. Между какими организмами взаимодействие? (гриб и дерево)
В чем польза грибу? (растение создает органические вещества и делится с деревом).
В чем польза дереву? (грибы всасывают грибницей воду и минеральные соли и делятся с деревом)
— Отгадайте кроссворд, в котором ключевое слово будет название взаимовыгодного сожительства двух организмов.
1.Газ, который необходим для дыхания.2.Животное, которое питается другим
животным.
3.Водное животное, тело которого на
90 % состоит из воды.
4.Наука о живых организмах.
5.Белые нити, из которых состоит тело
гриба.
6.Среда обитания, в которой животные
имеют обтекаемую форму тела.
7.Наука о животных
К
2
5
6
И
Х
3
4
Г
В
7
С
И
М
Б
И
О
З
Л
Щ
Е
И
Ф
Д
О
О
Н
Д
О
Ы
Н
О
Р
И
У
Л
А
Л
О
К
З
О
Я
О
Д
А
Г
Г
И
И
Я
Я
— Запишите второй пример – Симбиоз (гриб и дерево).
2. Полезноотрицательные (записать в тетрадь):
1)Вызвать 10 человек, раздать им буквы, ученики должны составить слово (паразитизм).
— Объясните, кому польза, а кому вред.
— Посмотрите на экран и выберите пример паразитизма (трутовик и дерево)
— Запишите в тетрадь пример – Паразитизм.
2)Вызвать 11 человек, раздать им буквы, ученики должны составить слово (хищничество).
— Объясните, кому польза, а кому вред.
— Посмотрите на экран и выберите пример хищничества (
— Запишите в тетрадь пример – Хищничество.
3. Взаимоотрицательные:
— Посмотрите видеофрагмент. – Что это за взаимоотношения? (конкуренция)
– Кому причиняется вред?
— За что могут конкурировать животные между собой? (за пищу, за территорию)
— Запишите в тетрадь пример – Конкуренция.
Просмотр мультфильма «Экологическая корова»
— О чем этот мультфильм? (о том, что человек загрязняет окружающую среду).
— Как называются экологические факторы, которые связаны с деятельностью человека? (антропогенные).
— Откройте стр.99 в учебнике и скажите, как человек влияет на окружающую среду.
— А знаете ли вы положительное влияние человека на природу? (заповедники, парки, мероприятия по охране природы)
5.Закрепление.
— Составить поговорку, используя шифр.
6.Домашнее задание: п.26 пересказ.
infourok.ru
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1. | Вводная беседа о целях и задачах урока | Принимают участие в беседе, обдумывают вопросы учителя, формулируют ответы | Умение поставить цель и сформулировать задачи для ее выполнения | В ходе беседы дополняют ответы товарищей | Умение коллективно мыслить, слушать и слышать товарищей, уважать мнение другого | Принимают участие в беседе, обдумывают вопросы учителя, формулируют пункты плана, по которым будут действовать | Умение планировать порядок действий для достижения поставленных целей |
2. | Проверка знаний Характеристика сред обитания организмов Обсуждение составленных учащимися планов п.4 |
Ответы четырех учащихся с использованием таблиц и других средств наглядности | Умение коценрировать внимание, развитие памяти и внимания | В ходе беседы дополняют ответы товарищей | Умение коллективно мыслить, слушать и слышать товарищей, уважать мнение другого | ||
3. | Изучение нового материала Экологические факторы среды. Объяснение с элементами беседы. |
Слушают рассказ учителя. Заполнение схемы «Экологические факторы» | Умение коценрировать внимание, развитие памяти и внимания | ||||
4. | Обсуждение положений инструкции на с. 27 учебника «Как работать с текстом учебника» | Изучают инструкцию на с. 27 учебника «Как
работать с текстом учебника» Участвуют в фронтальной беседе |
работа с текстом и иллюстрациями учебника,. | Обсуждение практической деятельности | Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | Принимают участие в беседе | Умение планировать порядок действий для достижения поставленных целей |
5 | Закрепление знаний об экологических факторах. Просмотр видеофильма «Природные сообщества», перед просмотром ставит перед учащимися вопросы. | Просмотр видеофильма «Природные сообщества», отвечают на вопросы | Развитие памяти, логического мышления, умения находить ответы на поставленные вопросы. | В ходе беседы дополняют ответы товарищей | Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении | ||
6. | Подведение итогов урока. Задание на дом. В учебнике изучить п.5. Ответить на вопросы в конце параграфа; в рабочей тетради выполнить зад. 18, 19, 20. | Высказывают мнение о выполнении задач, поставленных в начале урока, о намерениях более полного изучения пройденной темы, записывают задание на дом | Навыки познавательной деятельности, | Обсуждение достигнутых результатов | Сотрудничество с одноклассниками |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai