Конструктор Василий Иванович Калашников

Родился конструктор 30 октября (11 ноября) 1849 г. в городе Углич Ярославской губернии. Василий Калашников окончил 3 класса угличского уездного училища в 1860 году и отсюда в одиннадцать лет отправился на Николо-Абакумовский судостроительный завод, куда удалось ему устроиться конторским мальчиком. Чрезвычайная пытливость ума юного Калашникова и пристрастие его ко всяким механизмам были замечены сразу же. Узнал об этом хозяин верфи. Побеседовав с юношей, он обнаружил у него необыкновенную тягу к знаниям и решил определить Василия в ученики к механикам.
  С 1865 года работал чертёжником на механическом заводе в городе Рыбинске.


В навигацию 1869 года повзрослевший Василий Калашников плавает в должности машиниста на буксирном пароходе «Восток». По окончании навигации он предлагает владельцу парохода проект полной переделки паросиловой установки, но получает отказ. Весной 1870 года Калашников добирается до Нижнего Новгорода, где начинает работать на заводе Колчина, располагавшемся на берегу Волги под Откосом в Фабричной слободе.

Уже в 1872 году тут по его проекту и под его руководством был построен пароход «Истобенец», на котором он установил самостоятельно разработанные им высокоэкономичные паровые машины с двойным расширением пара, названные «компаунд». Через год для известного нижегородского предпринимателя Рагозина Василий Иванович создал комплект оборудования нефтеперегонного завода. Осенью 1875 года расположившийся рядом с предприятием Колчина первый не только в России, но и во всем мире завод по производству нефтяных смазочных масел, используя оборудование конструкции Калашникова, выпустил первую свою продукцию… Весть об удачном эксперименте облетает весь научный мир.

Еще большую славу Калашникову приносит изобретение паровой машины с двумя последовательно работающими цилиндрами. За этот механизм Курбатовский завод удостаивается Большой золотой медали на Всероссийской промышленной выставке 1882 года.
В 1885-м году Калашников представляет на Нижегородской кустарной выставке новое изобретение — форсунку для более экономного сжигания мазута в топках, за что получает золотую медаль Русского технического общества. А в 1886 году с завода выходит пароход "Всеволод" с машиной тройного расширения пара. Калашников первым в мире создает пароходные машины компаунд тройного расширения мощностью в 400, 800 и даже 1000 лошадиных сил!

Прослышав о талантливом самоучке, Максим Горький просит Владимира Короленко познакомить его с Калашниковым. Друзья едут на Курбатовский завод и обнаруживают Калашникова... в машинном отделении, где тот возится у котла прямо во фраке! Оказывается, заподозрив в машине неполадку, инженера срочно вызвали с какого-то званого обеда. Горький был так впечатлен увиденным, что тут же дал Калашникову прозвище – «человек с форсунками».

Тридцати лет Калашников женился на дочери фабриканта Александре Александровне, урожденной Смирновой. Это был старинный род, к которому принадлежал известный краевед Дмитрий Николаевич Смирнов. Молодые люди прекрасно подошли друг другу.  Александра Александровна хорошо играла на рояле и пела, а Василий Иванович подпевал ей. Сам он часто исполнял под гитару старинную песню «Вот на пути село большое…». Любил театр, где слушал великого Шаляпина… Познакомился с Владимиром Короленко. Все вокруг было ему интересно, многое он хотел постигнуть и во многом преуспел.

В 1887 году в городе было открыто первое в России учебное заведение для речников — Нижегородская речная школа, в создании которой принимал активное участие Калашников, став затем преподавателем изученных им самостоятельно механики и геометрии.

Рассказывают, что Калашников, ступив на пароход, по характеру дрожания люстр в пассажирских помещениях мог определить, в каком узле или механизме следует устранить неисправность. Одним из важнейших его изобретений явились «форсунки Калашникова» для распыления нефти в топке парового котла, которые получили распространение на пароходах по всей Волге.

Василий Иванович долгое время возглавлял Нижегородское отделение Императорского технического общества. В 1894 году стал редактором журнала «Нижегородский вестник пароходства и промышленности». Редакция находилась на Ильинке. Когда Максим Горький поселился на этой улице, он стал соседом Калашникова. Одно время их портреты были выставлены рядом в витрине фотоателье Дмитриева. 

В 1896 году, во время проведения Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде Калашникову за изобретения и книгу «Записки конструктора» были присуждены диплом первого разряда и грамота  о почетном потомственном гражданстве. На выставке экспонировалась построенная по его проекту паровая машина парохода «Орел».

Одно время Василий Иванович работал главным механиком Сормовского завода, где было спущено на воду несколько пароходов, построенных при его активном участии. Затем он основал свою судостроительную верфь на Мочальном острове, которая вскоре, к сожалению, была продана. Предпринимателя из Калашникова, увы, не получилось. 

После роспуска Государственной думы он написал в Петербург графу Игнатьеву: «Ваше сиятельство, предохранительный клапан закрыли, а шуровать продолжаете, как бы давление пара не превысило предела упругости материала». Механик Калашников весьма образно, но четко сказал, что может произойти в России.

...Как и многие неординарные люди, Калашников слыл оригиналом. Авторитетов для него не существовало. Все восхищаются Шаляпиным? А он до хрипоты будет кричать «браво» малоизвестному артисту. На званом ужине все демонстрируют любовь к заморским яствам? Василий Иванович требует подать гороху!
Никогда изобретатель не заискивал и перед власть предержащими. Когда завершилась выставка 1896 года, нижегородский губернатор Баранов задумался: кому отдать оставшиеся от мероприятия деньги. Калашников заявил, что деньги должны поступить в фонд технического общества.
– Что это за общество такое? – будто бы пренебрежительно заметил Баранов.
– Оно носит название Императорского, ваше превосходительство! – парировал Василий Иванович.
Баранов не нашелся, что ответить, и деньги отдал.

Помимо того, что Василий Иванович Калашников создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок, впервые применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара, ему еще принадлежат и др. изобретения: форсунка для распыливания мазута,пароперегреватели, воздуходувные машины и т. п.

Применение своим талантам Калашников нашел и в следующих проектах:

  • в 1873 году Василий Иванович создает оборудование для нефтеперегонного завода – первого в мире по производству нефтяных смазочных масел. Первыми в России завод выпустил и нефтеналивные баржи, которые также разработал Калашников. Так началась история танкерного флота России.
  • В 1887 году в Нижнем при активном участии Калашникова было открыто первое в России учебное заведение для речников — Нижегородская речная школа.
  • Когда в верхней части города была смонтирована водонапорная башня, куда предполагалось подавать воду по трубам с Оки насосами, Василий Иванович категорически заявил, что английские насосы на гору воду не поднимут. Так оно и произошло. А вот с водонапорными установками изобретения Калашникова дело пошло веселее. С их помощью вода подавалась «на гору» в течение 46 лет – до 1926 года, пока их не заменили более мощными дизелями.
  • В 80-90-е годы Калашников создает проект постоянного — вместо плавучего, «плашкоутного» – моста через Оку. Однако денег на его строительство в городской казне не нашлось.
  • Калашников первым создал автомат для электросварки листового железа.
  • В 1884 году он изобрел «снаряд для углубления мелей и чистки фарватеров».

Имя изобретателя Василия Калашникова с 1949 года носит Рыбинское речное училище.

Коромыслов Александр

Лицей № 86

21 января 2014 | 446 просмотров

old-yar.ru

Василий Калашников — Энциклопедия Нижнего Новгорода

Народные герои одобряют эту статью
Поэтому рекомендуют продолжать текст в том же духе
Василий Иванович Калашников

Василий Иванович Калашников (1849 — 1908) — механик, конструктор, судостроитель, теплотехник. Один из родоначальников производства завода "Термаль".

Выдающийся русский механик, конструктор, судостроитель, теплотехник и при всем том самоучка Василий Калашников родился в древнем городе Угличе. Здесь он окончил три класса уездного училища и отсюда в одиннадцать лет отправился на Николо-Абакумовский судостроительный завод, куда удалось ему устроиться конторским мальчиком.

Чрезвычайная пытливость ума юного Калашникова и пристрастие его ко всяким механизмам были замечены сразу же. Узнал об этом хозяин верфи. Побеседовав с новоявленным Кулибиным, он обнаружил у него необыкновенную тягу к знаниям и решил определить смышленого отрока в ученики к механикам.

В навигацию 1869 года повзрослевший Василий Калашников плавает в должности машиниста на буксирном пароходе «Восток». По окончании навигации он предлагает владельцу парохода проект полной переделки паросиловой установки, но получает отказ. Весной 1870 года Калашников добирается до Нижнего Новгорода, где начинает работать на заводе Колчина, располагавшемся на берегу Волги под Откосом в Фабричной слободе.

Уже в 1872 году тут по его проекту и под его руководством был построен пароход «Истобенец», на котором он установил самостоятельно разработанные им высокоэкономичные паровые машины с двойным расширением пара, названные «компаунд». Через год для известного нижегородского предпринимателя Рагозина Василий Иванович создал комплект оборудования нефтеперегонного завода.

Осенью 1875 года расположившийся рядом с предприятием Колчина первый не только в России, но и во всем мире завод по производству нефтяных смазочных масел, используя оборудование конструкции Калашникова, выпустил первую свою продукцию… Тридцати лет Калашников женился на дочери фабриканта Александре Александровне, урожденной Смирновой. Это был старинный род, к которому принадлежал известный краевед Дмитрий Николаевич Смирнов. Молодые люди идеально подошли друг другу. Консерваторка Александра Александровна хорошо играла на рояле и пела, а Василий Иванович подпевал ей.

Сам он часто исполнял под гитару старинную песню «Вот на пути село большое…». Любил театр, где слушал великого Шаляпина… Познакомился с Владимиром Короленко. Все вокруг было ему интересно, многое он хотел постигнуть и во многом преуспел.

Когда в верхней части города была смонтирована водонапорная башня, куда предполагалось подавать воду по трубам с Оки насосами, приобретенными в Англии, Василий Иванович категорически заявил, что насосы «на гору воду не поднимут». Вода, действительно, не пошла. Городская управа была вынуждена заказать заводу Курбатова водонапорные установки конструкции Калашникова. Эти установки без переделок и крупных ремонтов работали десятки лет.

В 1887 году в городе было открыто первое в России учебное заведение для речников — Нижегородская Речная Школа, в создании которой принимал активное участие Калашников, став затем преподавателем изученных им самостоятельно механики и геометрии.

Одним из важнейших его изобретений явились «форсунки Калашникова» для распыления нефти в топке парового котла, которые получили распространение на пароходах по всей Волге. Василий Иванович долгое время возглавлял Нижегородское отделение Императорского технического общества. В 1894 году стал редактором журнала «Нижегородский вестник пароходства и промышленности». Редакция находилась на Ильинке. Когда Максим Горький поселился на этой улице, он стал соседом Калашникова.

Одно время их портреты были выставлены рядом в витрине фотоательеДмитриева.

В 1896 году, во время проведения Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде Калашникову за изобретения и книгу «Записки конструктора» были присуждены диплом первого разряда и грамота о почетном потомственном гражданстве. На выставке экспонировалась построенная по его проекту паровая машина парохода «Орел».

Одно время Василий Иванович работал главным механиком Сормовского завода, где было спущено на воду несколько пароходов, построенных при его активном участии. Затем он основал свою судостроительную верфь на Мочальном острове, которая вскоре, к сожалению, была продана.

Предпринимателя из Калашникова, увы, не получилось.

Продажа верфи, арест сыновей, ставших революционерами, надломили здоровье Василия Ивановича, он тяжело заболел.

Умер Калашников от паралича сердца и был похоронен в Крестовоздвиженском монастыре. В 1971 году его прах перенесли на старое городское кладбище. В городе есть несколько мемориальных досок, в том числе и на доме по ул. Ильинской, 58. Здесь находилась редакция первого в мире журнала по речному делу «Нижегородский вестник пароходства и промышленности».

Интересные факты[править]

  • После роспуска Государственной Думы Калашников написал в Петербург графу Игнатьеву: «Ваше сиятельство, предохранительный клапан закрыли, а шуровать продолжаете, как бы давление пара не превысило предела упругости материала». Мастер Калашников весьма образно, но четко сказал, что может произойти в России.
  • Рассказывают, что Калашников, ступив на пароход, по характеру дрожания люстр в пассажирских помещениях мог определить, в каком узле или механизме следует устранить неисправность.

Смотрите также[править]

www.nnov.ec

Калашников, Василий Иванович - это... Что такое Калашников, Василий Иванович?


Калашников, Василий Иванович

(30 окт. 1849 — 13 февр. 1908) — рус. изобретатель, механик и теплотехник. С 1865 работал чертежником на механич. з-де в Рыбинске. Здесь усиленно занимался самообразованием. С 1872 работал на з-дах (гл. обр. судостроит.) в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) в качестве конструктора и гл. механика. К. создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок. Разработанные им рациональные конструктивные формы паровых машин впоследствии были подтверждены теоретич. исследованиями рус. ученых А. А. Радцига, Ф. А. Брикса. Н. А. Быкова. К. впервые применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара, добившись высоких экономич. показателей и снижения веса установок на единицу развиваемой мощности. Он построил такие двигатели для неск. десятков пароходов, разработал более чем для 100 пароходов проекты переоборудования машин простого расширения в машины с многократным расширением пара. Им был предложен также вертикальный паровой котел (на 12 атм) с горизонтально располож. паросборником, длительное время применявшийся в судовых установках. К. принадлежат и другие изобретения: экономичная форсунка для распыливания мазута, пароперегреватели, воздуходувные машины и т. п. В 1886 К. основал журнал "Нижегородский вестник пароходства и промышленности", с 1894 стал его редактором. В 1879 К. был избран пред. механич. отдела Нижегородского отделения Рус. технич. об-ва, а в 1897 — пред. этого отделения. На Всероссийской пром. выставке в 1882 в Москве К. был награжден медалями за малогабаритную судовую паровую машину (з-д Курбатова получил за эту машину большую золотую медаль) и за паровой котел, а на выставке 1896 в Нижнем Новгороде — дипломом первого разряда за пожарный пароход, проекты судовых паровых машин с четырехкратным расширением пара и за книгу "Записки конструктора...". Высоко оценивали деятельность К. писатели В. Г. Короленко и М. Горький.

Соч.: Избранные труды, М.—Л., 1952; Записки конструктора и атлас пароходных машин Волжского бассейна, Нижний Новгород. 1896.

Лит.: Данилевский В.В., Жизнь и деятельность Василия Ивановича Калашникова, "Известия Акад. наук СССР. Отделение технич. наук", 1950, [№] 5, Иконников С. А., Василий Иванович Калашников — выдающийся механик, конструктор и судостроитель, там же; Калашников В. В. и Шехтер М. В., Выдающийся русский механик-судостроитель В. И. Калашников, М., 1950; Данилевский В. В., Жизнь и деятельность В. И. Калашникова, в кн.: Труды по истории техники, вып. 1, М., 1952.

Большая биографическая энциклопедия. 2009.

  • Калашников, Вас Вас.
  • Калашников, Влад. Петр.

Смотреть что такое "Калашников, Василий Иванович" в других словарях:

  • Калашников Василий Иванович — [30.10(11.11).1849, Углич, ‒ 13(26).2.1908, Нижний Новгород], русский изобретатель ‒ механик и теплотехник. Окончил 3 класса угличского уездного училища (1860). С 1865 работал чертёжником на механическом заводе в г. Рыбинске, а с 1872 ‒ на… …   Большая советская энциклопедия

  • КАЛАШНИКОВ Василий Иванович — (1849 1908) российский изобретатель, механик и теплотехник. Создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок, первый применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара …   Большой Энциклопедический словарь

  • Калашников Василий Иванович — (1849 1908), российский изобретатель, механик и теплотехник. Создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок, первым применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара. * * * КАЛАШНИКОВ Василий Иванович КАЛАШНИКОВ… …   Энциклопедический словарь

  • Калашников, Василий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Калашников. Василий Иванович Калашников (30 октября (11 ноября) 1849(18491111), Углич  13 (26) февраля 1908, Нижний Новгород)  российский конструктор. Василий… …   Википедия

  • Калашников Василий Иванович — Василий Иванович Калашников (30 октября (11 ноября) 1849 Углич  13 (26) февраля 1908 Нижний Новгород)  российский конструктор. Василий Калашников окончил 3 класса угличского уездного училища (1860). С 1865 работал чертёжником на механическом… …   Википедия

  • Калашников Анатолий Иванович — Анатолий Иванович Калашников А. И. Калашников Дата рождения: 5 апреля 1930(19300405) Место рождения …   Википедия

  • Василий Иванович Калашников — (30 октября (11 ноября) 1849 Углич  13 (26) февраля 1908 Нижний Новгород)  российский конструктор. Василий Калашников окончил 3 класса угличского уездного училища (1860). С 1865 работал чертёжником на механическом заводе в г. Рыбинске, а с 1872 … …   Википедия

  • Калашников, Василий — Василий Иванович Калашников (30 октября (11 ноября) 1849 Углич  13 (26) февраля 1908 Нижний Новгород)  российский конструктор. Василий Калашников окончил 3 класса угличского уездного училища (1860). С 1865 работал чертёжником на механическом… …   Википедия

  • Голосов, Василий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Голосов. Голосов Василий Иванович Дата рождения …   Википедия

  • Талалаев, Василий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Талалаев. Талалаев Василий Иванович Дата рождения 18 сентября 1918 …   Википедия

dic.academic.ru

В.И. Калашников. Значение имени в истории страны

МБОУ Шиморская средняя общеобразовательная школа

городской округ г. Выкса

Нижегородской области

Конкурс «Время, вперёд!»

Номинация

«Значение имени в истории страны:

знаменитые нижегородцы на благо Родине»

Выполнил: Рощин Владимир, ученик 10 класса (15 лет)

МБОУ Шиморская средняя общеобразовательная школа

городского округа г. Выкса

Руководитель: Шищляева Валентина Александровна,

МБОУ Шиморская средняя общеобразовательная школа,

учитель физики и информатики

Талантливый русский

конструктор-самоучка

«…русский человек всегда жил с рекой душа в душу…»

В.Ю.Ключевской

Василий Иванович Калашников

На одной из улиц древнего волжского города Углича стоит дом в три окна, построенный без малого триста лет назад. Называют его угличане «Дом с изразцами». На фасаде сохранилась небольшая чугунная доска с надписью «Угличского мещанина Ивана Васильевича Калашникова».

Он родился в Угличе 30 октября (11 ноября) 1849 г. в старом родовом доме мещан Калашниковых. Здесь же окончил трехклассное городское училище, где показал себя любознательным и на редкость способным учеником. Но материальное положение семьи не позволило ему продолжить учебу.

Фамилия Калашникова в свое время была широко известна по всей Волге, а в Нижнем Новгороде сына угличского мещанина Калашникова — Василия Ивановича знали по прозвищу «механик». Этот талантливый человек рано ушел из отцовского дома «в люди» (в 11 лет). Высокоодаренный, с малых лет он усидчиво занимался самообразованием.

В юношеские годы он сделался образцовым чертежником. В этой роли Калашников скоро стал известен на волжских судостроительных заводах.

Настойчиво изучал высшую математику, теплотехнику, пароходное машиностроение, судостроение.

В 16 лет появляется его первая работа "Детальные чертежи котлов, аппаратов и машин", в которой помимо профессионально выполненных чертежей, Калашников представил и свои собственные расчеты и замечания о недостатках в конструкции судов, плавающих по Волге.

Эта работа получила высокую оценку у специалистов.

В 1870 году Калашников переезжает в Нижний Новгород и поступает чертежником на завод Ивана Савельевича Колчина, вероятно по рекомендации Муфтелеева. Вскоре переходит на должность механика. В этой роли Калашников скоро стал известен на волжских судостроительных заводах.  Здесь он проработал без перерыва 18 лет.

Задавшись целью обновить пароходные паровые двигатели, он переделывает их на машины двойного, потом тройного и четверного расширения в которых с большим эффектом используется упругость пара. Наконец он конструирует новый тип паровой машины для мелководных рек. В результате творческой работы Калашникова, резко сократился расход топлива в котлах и, благодаря этому, уже в то время отечественное котлостроение на много лет опередило заграничное.

Когда в 1870 году Калашников приехал в Нижний, пальма первенства в судостроении принадлежала заводу братьев Колчиных (впоследствии — Курбатовых, а потом — и «Термаль»). Хозяева предоставляют инженеру полную творческую свободу, и уже через два года Василий Иванович построил пароходную паровую машину с двойным расширением пара — так называемый компаунд, который установил на колчинском пароходе "Истобенец". Весть об удачном эксперименте облетает весь научный мир. Корифеи мирового судостроения смогли сконструировать нечто подобное только спустя 15 лет. Еще большую славу Калашникову приносит изобретение паровой машины с двумя последовательно работающими цилиндрами. За этот механизм Курбатовский завод удостаивается Большой золотой медали на Всероссийской промышленной выставке 1882 года. В 1885-м году Калашников представляет на Нижегородской кустарной выставке новое изобретение — форсунку для более экономного сжигания мазута в топках, за что получает золотую медаль Русского технического общества. А в 1886 году с завода выходит пароход "Всеволод" с машиной тройного расширения пара. Калашников первым в мире создает пароходные машины компаунд тройного расширения мощностью в 400, 800 и даже 1000 лошадиных сил!

Прослышав о талантливом самоучке, Максим Горький просит Владимира Короленко познакомить его с Калашниковым. Друзья едут на Курбатовский завод и обнаруживают Калашникова... в машинном отделении, где тот возится у котла прямо во фраке! Оказывается, заподозрив в машине неполадку, инженера срочно вызвали с какого-то званого обеда. Горький был так впечатлен увиденным, что тут же дал Калашникову прозвище – «человек с форсунками». Вообще, об инженерном чутье Калашникова ходили легенды. Так, утверждали, что по одному тому, как дрожат на корабле люстры, Василий Иванович мог определить, в каком механизме судна имеется неисправность.

Максим Горький

Форсунка

В 1890 году Василий Калашников переходит на Сормовский завод. Здесь он осуществляет свою давнюю мечту — создает машину с четверным расширением пара, которую вместе с котлом высокого давления устанавливает на пароходе «Богатырь». Изобретатель уже вынашивает идею создания машины с шестикратным расширением пара, как вдруг в 1894 году на сормовский завод приходит новый владелец, у которого, как оказывается, совершенное иное видение развития предприятия...

На сормовской судоверфи. 1915-16 гг.

45–летний механик решает, что хватит работать «на чужого дядю» и организовывает на Мочальном острове собственную верфь. За полтора года на воду спускаются четыре буксирных парохода, оснащенных машинами четверного расширения пара, а также пожарный пароход «Князь Юрий», предмет особой гордости изобретателя. Еще бы! Корабль–«огнеборец» был быстроходнее всех волжских судов, мог буксировать против течения 13 барж одновременно и близко подходить к мелям. Приближается 1896–й год. На носу — Всероссийская промышленно–художественная выставка. Курбатовы, преемники братьев Колчиных, предлагают Калашникову спроектировать к выставке машины и котлы для парохода «Орел». В результате Курбатовский завод удостаивается высшей награды — Государственного герба. Порцию рукоплесканий получает и изобретатель – ему присуждают диплом за «Князя Юрия» и проекты судовых паровых машин с четырехкратным расширением пара.

А.О. Карелин. Вид на Нижегородскую Ярмарку,

Мочальный Остров и причалы на Оке . 1870-е годы

За пять лет — с 1898 по 1903 год — верфь Калашникова спускает на воду 15 судов. Казалось бы, впереди — годы процветания. Но неожиданно грядет экономический кризис, и бизнес Калашникова прогорает. В поисках средств к существованию Василий Иванович устраивается на скудно оплачиваемое место техника страхового общества. Новая работа связана с постоянными разъездами, а у Калашникова больное сердце...

Снаряд для размыва мелей,

приводимый в движение паровым двигателем

В феврале 1908 года Калашников умирает от паралича сердца.

Похоронили инженера-самоучку в Крестовоздвиженском монастыре. Однако в 1971 году его прах перенесли на старое городское — ныне Бугровское – кладбище. В 1957 году на месте, где предположительно находилась могила, был установлен памятник выдающемуся механику.

Его могила на Бугровском кладбище

Применение своим талантам Калашников нашел еще и в следующих проектах:

  • В 1873 году Василий Иванович создает оборудование для нефтеперегонного завода – первого в мире по производству нефтяных смазочных масел. Первыми в России завод выпустил и нефтеналивные баржи, которые также разработал Калашников. Так началась история танкерного флота России.
  • В 1887 году в Нижнем при активном участии Калашникова было открыто первое в России учебное заведение для речников — Нижегородская речная школа.
  • Когда в верхней части города была смонтирована водонапорная башня, куда предполагалось подавать воду по трубам с Оки насосами, Василий Иванович категорически заявил, что английские насосы на гору воду не поднимут. Так оно и произошло. А вот с водонапорными установками изобретения Калашникова дело пошло веселее. С их помощью вода подавалась «на гору» в течение 46 лет – до 1926 года, пока их не заменили более мощными дизелями.
  • В 80-90-е годы Калашников создает проект постоянного — вместо плавучего, «плашкоутного» – моста через Оку. Однако денег на его строительство в городской казне не нашлось.
  • Калашников первым создал автомат для электросварки листового железа.
  • В 1884 году он изобрел «снаряд для углубления мелей и чистки фарватеров».

Водонапорная башня

Калашников сохранял всегда и везде веру в отечественную технику.

Основные взгляды Василия Ивановича на задачи судостроения и переоборудования парового волжского речного флота не раз им высказывались в его «Атласе пароходных машин волжского бассейна», в публичных выступлениях и письмах, в его книге «Записки конструктора».

Английский инженер Джонс, вершивший делами судостроения на Курбатовском заводе, наблюдая за развитием русской отечественной техники, в конце концов, вынужден был заявить: «Теперь мне нечего делать на Волге, у вас есть Калашников». К этому времени на Волге с гордостью произносили имя Калашникова как основоположника отечественной судоходной техники. И уже вся русская пресса после 15-й Всероссийской выставки 1882 года писала: «Пароходные котлы, пароходная машина Калашникова завоевали себе прочное место в мире техники».

Вид на слияние Волги и Оки и Нижний базар, 1890-е гг.

В 1898 году указом императора  главному механику завода Курбатова и угличскому мещанину Василию Ивановичу Калашникову присвоено звание потомственного почетного гражданина Нижнего Новгорода.

Используемые источники

  • http://www.nizhnyfoto.ru/foto/rasn/str1.php
  • http://www.kokina.ru/art2009-39.htm
  • http://www.krest.nnov.ru/
  • http://sormovo.riverships.ru/shipbild.htm
  • http://letopisi.ru/index.php/
  • http://visituglich.com/info/famous_uglich_citisens/Kalashnikov.html
  • http://www.biografija.ru/biography/kalashnikov-vasilij-ivanovich.htm

multiurok.ru

Биография Михаила Калашникова - РИА Новости, 23.12.2013

В 1938 году Михаил Калашников был призван в ряды Красной армии. Окончив школу механиков-водителей танка, проходил срочную службу в Киевском Особом военном округе. В армии он разработал инерционный счетчик для учета фактического количества выстрелов из танковой пушки, изготовил специальное приспособление к пистолету ТТ для повышения эффективности стрельбы через щели в башне танка, создал прибор для учета моторесурса танкового двигателя.

За последнее изобретение командующий Киевским венным округом генерал Георгий Жуков наградил Калашникова именными часами.

В июне 1941 года Калашников для внедрения изобретения в производство был отправлен в Ленинград (ныне Санкт-Петербург).

Великую Отечественную войну (1941-1945) Михаил Калашников начал в августе 1941 года командиром танка. В октябре 1941 года в боях под Брянском он был тяжело ранен. Находясь в шестимесячном отпуске по состоянию здоровья, старший сержант Калашников разработал свою первую модель пистолета-пулемета.

Опытный образец был изготовлен на станции Матай в мастерских железнодорожного депо.

Первым из оружейных специалистов оценил опытный образец начальник Артиллерийской академии имени Дзержинского, генерал-майор Анатолий Благонравов, который выявил недоработки конструкции, но, отметив талантливость начинающего разработчика, рекомендовал направить Калашникова на техническую учебу.

В июле 1942 года Калашников был направлен на научно-испытательный полигон стрелкового и минометного вооружения (НИПСМВО) Московского военного округа, где пистолет-пулемет прошел полномасштабные испытания, но вследствие дороговизны производства и отдельных недостатков на вооружение не поступил.

До 1944 года Калашников, помимо пистолета-пулемета, разработал ручной пулемет и самозарядный карабин, на вооружение эти образцы также не поступили.

В 1945 году он принял участие в конкурсе на разработку автомата под патрон образца 1943 года. По результатам конкурсных испытаний в 1947 году автомат АК-47 был рекомендован для принятия на вооружение Советской армии.

В 1948 году Михаил Калашников был командирован на военный завод города Ижевска для освоения образца и изготовления войсковой партии автоматов. В это время он также работал над проектом самозарядного карабина.

После успешной всесторонней эксплуатации автоматов АК-47 в войсках, в начале 1949 года постановлением правительства он был принят на вооружение, на Ижевском машиностроительном заводе был начат его массовый выпуск. Автомат получил официальное название — "7,62-миллиметровый автомат Калашникова образца 1947 года (АК)". В начале 1949 года Калашников получил орден Красной Звезды и Сталинскую премию первой степени "за разработку образца вооружения".

С 1949 года Михаил Калашников работал в отделе главного конструктора Ижевского машиностроительного завода.

В феврале 2012 года при реорганизации предприятия Калашников был переведен в штат НПО "Ижмаш" на должность главного конструктора — начальника конструкторского бюро по стрелковому оружию Конструкторско-технологического центра предприятия.

Помимо АК-47 конструктор создал модернизированный автомат АКМ калибра 7,62 миллиметров и модернизированный автомат со складывающимся прикладом АКМС. После перехода на калибр 5,45 миллиметров были разработаны модели автомата Калашникова АК-74, АКС-74У, АК-74М.

Михаил Калашников был известен и как конструктор пулеметов. Среди его разработок ручные пулеметы РПК и РПКС калибра 7,62 миллиметров со складывающимся прикладом; ручные пулеметы РПК-74 и РПКС-74 калибра 5,45 миллиметров со складывающимся прикладом. В начале 1960-х годов был поставлен на вооружение образец единого пулемета под винтовочный патрон 7,62х54 миллиметров.

Всего в конструкторском бюро Калашникова создано более сотни образцов боевого оружия.

В начале 1970-х годов Калашниковым был создан охотничий самозарядный карабин "Сайга", сконструированный на базе автомата.

В 1971 году по совокупности исследовательско-конструкторских работ и изобретений без защиты диссертации Калашникову была присвоена ученая степень доктора технических наук.

Генерал-лейтенант Михаил Калашников — дважды Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий. В 2009 году к 90-летию конструктора президент РФ Дмитрий Медведев присвоил Калашникову звание Героя России.

Среди многочисленных наград Михаила Калашникова – три ордена Ленина, орден "За заслуги перед Отечеством" II степени, ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медали. Михаил Калашников — кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Калашников был почетным членом (академиком) Российской академии наук, Академии ракетно-артиллерийских наук, Российской инженерной академии; действительным членом — академиком Международной академии наук, индустрии, образования и искусства США, Международной академии информатизации, почетным профессором Ижевского государственного технического университета, ряда других крупных научных учреждений.

Михаилом Калашниковым были написаны несколько книг воспоминаний: "Записки конструктора-оружейника" (1992), "От чужого порога до Спасских ворот" (1997), "Я с вами шел одной дорогой: Мемуары" (1999), "Калашников: траектория судьбы" (2004), "В вихре моей жизни" (2007), "Все нужное — просто" (2009). Был членом Союза писателей России.

В Ижевске с 2002 года существует Межрегиональный общественный фонд имени М.Т. Калашникова, который ведет работу по популяризации деятельности известного конструктора и других российских оружейников.

В 2012 году имя Михаила Калашникова было присвоено Ижевскому государственному техническому университету.

В августе 2013 года НПО "Ижмаш" было переименовано в ОАО "Концерн "Калашников".

15 ноября 2013 года в родном селе конструктора Курья открылся музей Михаила Калашникова, он получил статус филиала Алтайского государственного краеведческого музея.

Михаил Калашников был женат, его супруга Екатерина Калашникова (1921-1977) работала техником-конструктором, помогала мужу выполнять чертежные работы.

В их семье родились четверо детей: дочери Нелли (1942), Елена (1948), Наталья (1953-1983), сын Виктор (1942).

23 декабря 2013 года Калашников скончался после продолжительной болезни.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Михаил Тимофеевич Калашников - Время СССР

Калашников Михаил Тимофеевич — конструктор стрелкового автоматического оружия; начальник конструкторского бюро Ижевского машиностроительного завода, полковник-инженер; заместитель главногвыдающийсяо конструктора ПО «Ижмаш», полковник-инженер; главный конструктор — начальник бюро по стрелковому оружию ОАО «Концерн «Ижмаш», генерал-лейтенант.

Родился 10 ноября 1919 года в селе Курья ныне Курьинского района Алтайского края в многодетной крестьянской семье Тимофея Александровича (1883-1930) и Александры Фроловны (1884-1957) Калашниковых. В 1936 году, окончив среднюю школу в селе Курья, уехал в Казахстан, где поступил на работу учеником в железнодорожное депо станции «Матай», а затем с октября 1936 по сентябрь 1938 года работал в городе Алма-Ата (ныне — Алматы) техническим секретарём политического отдела 3-го железнодорожного отделения Туркестано-Сибирской железной дороги. Член ВЛКСМ в 1936-1947 годах.

В сентябре 1938 года М.Т.Калашников был призван в ряды Красной Армии, служил в Киевском особом военном округе, окончил школу механиков-водителей танка. На действительной военной службе он проявил себя как воин-изобретатель: изготовил специальное приспособление к пистолету ТТ для повышения эффективности стрельбы из него через щели в башне танка, разработал инерционный счётчик для учёта количества выстрелов из танковой пушки, создал прибор учёта ресурса танкового двигателя. За последнее изобретение в январе 1941 года командующий Киевским особым военным округом генерал армии Г.К.Жуков вручил красноармейцу М.Т.Калашникову именные часы и отдал распоряжение командировать армейского изобретателя в Москву — в одну из частей Московского военного округа, на базе которой проводились сравнительные испытания прибора. Распоряжением начальника Главного бронетанкового управления РККА М.Т.Калашникова командировали на один из ленинградских заводов, где счётчик после отработки рабочих чертежей предстояло запустить в серию. Опытный образец прибора успешно выдержал лабораторные испытания в заводских условиях. В Главное бронетанковое управление РККА отправлен отчёт, подписанный главным конструктором завода, где отмечалось, что по сравнению с существующими приборами этот проще по конструкции, надёжнее в работе, легче по весу и меньше по габаритам. Этот документ был датирован 24 июня 1941 года.

С началом Великой Отечественной войны с конца июня по август 1941 года командир танка старший сержант М.Т.Калашников участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе 108-й танковой дивизии Брянского фронта. В августе 1941 года в боях под городом Брянск он был тяжело ранен и контужен.

С августа 1941 года по апрель 1942 года М.Т.Калашников находился на излечении в эвакогоспитале города Елец ныне Липецкой области. Там, в госпитальной палате, у него возникла идея создания пистолета-пулемёта. Получив шестимесячный отпуск по состоянию здоровья, приехал на станцию «Матай» и в мастерских железнодорожного депо изготовил пробный образец. Второй образец был изготовлен в эвакуированном в Алма-Ату Московском авиационном институте в мастерских факультета стрелково-пушечного вооружения. В апреле 1942 году М.Т.Калашников направляется для дальнейшего прохождения службы на Центральный научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения Главного артиллерийского управления Красной Армии (согласно учётной карточке члена КПСС — с апреля 1942 по февраль 1949 года он работал в Москве конструктором отдела изобретательства Министерства Вооружённых Сил СССР).

Калашников с товарищами.

В июне 1942 года опытный образец пистолета-пулемёта был отправлен на отзыв в город Самарканд (Узбекистан), где в то время находилась в эвакуации Артиллерийская академия имени Ф.Э.Дзержинского. И хотя один из ведущих преподавателей этой академии крупнейший учёный в области баллистики и стрелкового вооружения, будущий дважды Герой Социалистического Труда, генерал-майор артиллерии А.А.Благонравов не рекомендовал пистолет-пулемёт М.Т.Калашникова для приёма на вооружение, тем не менее, он высоко оценил изобретательский талант старшего сержанта.

Автомат Калашникова (образца 1947 года).

В 1944 году М.Т.Калашников разработал образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. В 1947 году изобретатель усовершенствовал свой автомат и одержал победу в конкурсных испытаниях. После доработки, автомат в 1949 году был принят на вооружение Советской Армии под названием «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года» (АК). В 1949 году М.Т.Калашников был удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Конструктор Калашников за работой (1949).

В 1949 году М.Т.Калашников переезжает в столицу Удмуртской АССР (ныне — Удмуртская Республика) город Ижевск и работает на Ижевском машиностроительном заводе — с февраля того же года до августа 1957 года ведущим конструктором, а с августа 1957 до августа 1967 года — начальником конструкторского бюро (КБ). Член КПСС с июня 1953 года (кандидат — с июня 1952 года).

Возглавляемый М.Т.Калашниковым коллектив конструкторов унифицировал на базе АК целый ряд образцов автоматического стрелкового оружия. На вооружение были приняты: 7,62-мм модернизированный автомат (АКМ), 7,62-мм ручной пулемёт (РПК).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1958 года за модернизацию автомата и создание ручного пулемёта начальнику КБ Ижевского машиностроительного завода Калашникову Михаилу Тимофеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1960-1970-х годах на базе АК-47, АКМ и РПК на вооружение был принят целый ряд унифицированных образцов стрелкового автоматического оружия: АКМ, под патрон 5,45×39, разновидности со складывающимися прикладами (АКМС и РПКС), 7,62-мм пулемёт (ПК, ПКС — на станке), 7,62-мм пулемёт для танка (ПКТ) и бронетранспортёра (ПКБ). Впервые в мировой практике была создана серия унифицированных образцов стрелкового вооружения, идентичных по принципу работы и единой схеме автоматики. Стрелковое автоматическое оружие, созданное М.Т.Калашниковым, отличается высокой надёжностью, эффективностью, простотой в обращении. Ему впервые в истории создания стрелкового оружия удалось добиться оптимального сочетания ряда качеств, которые бы обеспечивали высокоэффективное применения и исключительную надежность автомата в бою, а именно: короткий узел запирания, вывешенный затвор, предварительное страгивание гильзы после выстрела, исключающее отказ при извлечении стреляной гильзы, низкая чувствительность к загрязнению и возможность безотказного применения в любых климатических условиях. М.Т.Калашников не только создал лучший в мире автомата, но впервые разработал и внедрил в войска ряд унифицированных образцов автоматического стрелкового оружия.

В 1964 году за создание комплекса унифицированных пулемётов ПК, ПКТ, ПКБ М.Т.Калашникову и его помощникам А.Д.Крякушину и В.В.Крупину была присуждена Ленинская премия.

С августа 1967 по апрель 1975 года М.Т.Калашников — заместитель главного конструктора Ижевского машиностроительного завода (с апреля 1975 — «Производственное объединение «Ижмаш»).

В 1969 году, в год 50-летнего юбилея со дня рождения, конструктору было присвоено воинское звание «полковник-инженер», а в 1971 году по совокупности исследовательско-конструкторских работ и изобретений учёный совет Тульского политехнического института присвоил ему учёную степень доктора технических наук без защиты диссертации.

С апреля 1975 по май 1979 года полковник-инженер М.Т.Калашников — заместитель главного конструктора производственного объединения «Ижмаш».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года за выдающиеся заслуги в создании новой техники заместитель главного конструктора ПО «Ижмаш» Калашников Михаил Тимофеевич награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

С мая 1979 года главный конструктор — начальник конструкторского бюро по стрелковому оружию производственного объединения «Ижмаш» (в начале 1990-х годов преобразовано в АО «Ижмаш», а позже — в ОАО «Концерн «Ижмаш» ОАО «Ижевский машиностроительный завод»).

Михаил Тимофеевич Калашников в 1987 году.

Кроме стрелкового оружия для Вооружённых Сил, КБ под руководством М.Т.Калашникова разработало большое количество оружия для спортсменов и охотников, которое отличает не только его прямое назначение и технические характеристики, но и красота. Охотничьи самозарядные карабины «Сайга», сконструированные на базе автомата Калашникова, завоевали огромную популярность у любителей охоты в нашей стране и за рубежом. Среди них: гладкоствольная модель «Сайга», самозарядный карабин «Сайга-410», «Сайга-20С». Более десятка модификаций карабинов выпускаются и ныне. Указом Президента РФ от 6 июня 1998 года № 657 группе из семи конструкторов, среди которых — знаменитый оружейник М.Т.Калашников — была присуждена Государственная премия РФ в области литературы и искусства 1997 года, в области дизайна — за коллекцию спортивного и охотничьего оружия.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 3-го (1950-1954) и 7-10-го (1966-1984) созывов.

После распада СССР заслуги ставшего легендарным конструктора-оружейника получили высокую оценку в Российской Федерации. Указом Президента РФ от 28 октября 1994 года № 2022 полковнику-инженеру М.Т.Калашникову было присвоено воинское звание «генерал-майор», а через восемь дней Указом Президента РФ от 5 ноября 1994 года № 2061 за выдающиеся заслуги в области создания автоматического стрелкового оружия и значительный вклад в дело защиты Отечества он был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (№ 1). Указом Президента РФ от 7 октября 1998 года № 1202 за выдающийся вклад в дело защиты Отечества он был удостоен высшей награды страны — возрождённого ордена Святого апостола Андрея Первозванного (№ 2).

В 1999 году М.Т.Калашникову было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант».

Указом Президента Российской Федерации № 1258 от 10 ноября 2009 года за выдающиеся заслуги в деле укрепления обороноспособности страны главному конструктору — начальнику бюро по стрелковому оружию ОАО «Концерн «Ижмаш» Калашникову Михаилу Тимофеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия — медали «Золотая Звезда».

Заслуженный ветеран, легендарный конструктор стрелкового оружия, перешагнувший 94-летний рубеж, жил, в ставшем ему родным городе оружейников Ижевске, и продолжал плодотворную работу в ОАО «Концерн «Ижмаш» ОАО «Ижевский машиностроительный завод».

Скончался после тяжёлой продолжительной болезни 23 декабря 2013 года.

Награды и звания М. Т. Калашникова

Награждён российскими орденами Святого апостола Андрея Первозванного (7.10.1998, № 2), «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (5.11.1994, № 1), «За военные заслуги» (2.11.2004), советскими 3 орденами Ленина (20.06.1958, 10.11.1969, 16.01.1976), орденами Октябрьской Революции (25.03.1974), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (1.07.1957), Дружбы народов (30.08.1982), Красной Звезды (17.08.1949), Почётным именным оружием от Президента РФ (1997), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе белорусским орденом Почёта (24.11.1999), казахским орденом Дружбы 1-й степени (2003), высшей наградой Венесуэлы — орденом «Звезда Карабобо» 1-й степени (2006).

Лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии 1-й степени (1949), Государственной премии РФ (1997), премии Президента РФ (2003).

Заслуженный работник промышленности СССР (1989), заслуженный деятель науки и техники Удмуртской АССР (1979), Почётный академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук (1993), Почётный профессор Ижевского государственного технического университета (1994), Почётный член Российской инженерной академии (1994), Почётный академик Инженерной академии Удмуртской Республики (1995), Почётный член Международной академии наук, индустрии, образования и искусств США (1996), академик Международной академии информатизации (1997), Почётный академик Академии информатизации Республики Татарстан (1997). Удостоен звания «Человек-легенда» и награды «Золотой Пегас» от общественной организации «Российский национальный Олимп» (2000), серебряной статуэтки Фортуны с золотым мечом (2001), награждён медалью «Символ Науки» (2007). Член Союза писателей России. За литературное творчество Калашников получил диплом лауреата Всероссийской литературной премии «Сталинград» (1997).

Почётный гражданин Ижевска (1988), Удмуртской Республики (1995), Алтайского края (2.09.1997) и села Курья Алтайского края.

Документы, которые свидетельствуют о первых шагах М.Т.Калашникова как конструктора, были рассекречены только в 2004 году. Эти документы сейчас хранятся в ижевском музейно-выставочном комплексе стрелкового оружия имени М.Т.Калашникова.

sovtime.ru

Михаил Калашников - биография, фото, видео

Михаил Тимофеевич Калашников (10 ноября 1919 г., с. Курья, Алтай — 23 декабря 2013) — российский конструктор стрелкового оружия. Стал знаменитым благодаря созданию АК.

Детство и юность

Будущий конструктор родился в обычной крестьянской семье. Он был 17-тым ребенком. В 1930 г., когда отец Михаила был признан кулаком, Калашниковых сослали в Томскую область.

Ещё в детстве юный Калашников интересовался техникой, исследуя устройство различных механизмов. Кроме того, он увлекался геометрией и физикой. Стоит отметить, что учителями будущего конструктора были ссыльные политические переселенцы, большинство из которых имело университетское образование. По окончании 7-го класса Михаил решил вернуться на Алтай. Уже в родной Курье он начинает знакомиться с устройством оружия, собственноручно разобрав пистолет браунинг. В возрасте 18 лет Михаил покидает родное село и переезжает в Казахстан. Здесь он стал учётчиком в железнодорожном депо.

История конструктора

Несмотря на годы, Калашников может легко набросать эскиз любой детали. Ещё в годы творческой молодости он мог изготовить пробные детали собственными руками. При этом всегда оставался самокритичным. Возможно, в этом качестве и состоит секрет успеха самого известного российского конструктора оружия. Рассмотрим главные вехи его профессиональной жизни.

1938 г. – Калашников призван в армию. Здесь он становится механиком-водителем танка. Михаил Калашников служил в 12-той танковой дивизии, которая располагалась в г. Стрый (Украина). Уже тогда он проявил констркторские способности, разработав счётчик выстрелов из танковой пушки, счётчик моторесурса танка, приспособление к пистолету ТТ. С докладом о своих изобретениях Калашников выступал перед генералом Георгием Жуковым. Позднее конструктор отмечал, что если бы не война, то он возможно и не стал бы изобретателем.

1941 г. – Калашников в звании старшего сержанта становится командиром танка. Но вскоре он был тяжело ранен. Находясь в госпитале, решил создать собственный образец автоматического оружия. Делая наброски и чертежи, Михаил Тимофеевич анализировал собственные впечатления и мнения товарищей по оружию, а также информацию из книг местной библиотеки. Особенно пригодились советы лейтенанта-десантника, который до начала войны работал в НИИ, поэтому был хорошо знаком с системами стрелкового оружия.

В связи с долечиванием Калашников вернулся в Матай. Здесь он создал свой первый образец модели пистолета-пулемёта. Затем его командировали в Алма-Ату, где был изготовлен более совершенный образец. Позднее этот образец был представлен А. Благонравову (ученый в области стрелкового оружия). Оценка ученого был отрицательной, тем не менее, Благонравов отметил оригинальность разработки и рекомендовал Калашникова для дальнейшего обучения. Вскоре упомянутый пистолет-пулемёт был представлен в Главном Артиллерийском управлении. Отметив его как достаточно удачную конструкцию, специалисты всё же не рекомендовали принимать данный пистолет-пулемёт на вооружение, объяснив это технологическими причинами.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

1942 г. – начал работать в Центральном научно-исследовательском полигоне стрелкового вооружения ГАУ.

1944 г. – создал образец самозарядного карабина. Данное оружие не пошло в серию, но послужило прототипом для будущего автомата.

1945-1947 гг. – разработка АК. Данный автомат сразу же был принят на вооружение.

1948 г. – молодого конструктора направили на Ижевский мотозавод для организации изготовления дебютной партии «АК». Здесь было создано 1,5 тыс. автоматов, которые успешно прошли все испытания. Впоследствии на указанном предприятии под руководством Калашникова был разработан не один десяток образцов автоматического стрелкового оружия.

1950-тые – созданы автоматы АК и АКН. Приняты на вооружение АК 7,62 мм, АКМ, АКМС, АКМСУ, АКМН и АКМСН. Также был принят на вооружение ручной пулемет Калашникова (РПК).

1960-е – разработан РПКС, РПК74 и РПКС74. В 1962 г. на вооружение принят пулемет Калашникова танковый (ПКТ) 7,62 мм, а также бронетранспортёрный пулемет ПКБ и ПКМБ.

1969 г. – конструктору присвоено звание полковника.

1970-е – началось производство оружия калибра 5,45 мм: АК-74, АК74Н, АК-74, АКС74, АКС74У, АКС74УН и АКС74УБ. Также налажено производство РПК74, РПКС74, РПК74М и РПК74Н. Кроме того, была изготовлена первая партия самозарядных охотничьих карабинов.

1971 г. – Калашников стал доктором технических наук.

1989 г. – конструктор решил познакомиться с Ю. Стоунером — создателем автомата M16. В Америке Калашникова встретили как кинозвезду.

1991 г. – принят на вооружение АК74М калибра 5,45 мм.

1994 г. – Михаилу Тимофеевичу присвоили звание генерал-майора.

1999 г. – конструктор стал генерал-лейтенантом.

Интересные факты

Калашников является единственным россиянином, который был одновременно удостоен звания Героя России и дважды звания Героя Социалистического Труда.

В детстве Михаил мечтал стать поэтом. Его предвоенные стихотворения опубликованы в газете «Красная Армия». Кроме того, он увлекается классической музыкой, регулярно посещая дни музыки П. И. Чайковского.

При разработке АК Калашников познакомился с будущей женой — чертёжницей Екатериной Моисеевой. Жена изобретателя умерла в 1977 г. У Михаила Тимофеевича есть сын Виктор и две дочери – Елена и Нелли. Третья дочь Наталья трагически погибла в 1983 г.

В связи с частым посещением полигонных стрельб и тира Михаил Калашников получил нарушение слуха, которое не удалось восстановить даже при помощи современной медицины.

Калашников является академиком 16 российских и зарубежных академий. Кроме того, он имеет 35 авторских свидетельств на изобретения.

В 2011 г. Никас Сафронов отметил, что в мире Россию знают по 4-м символам: матрёшка, водка, икра и Калашников. При этом автор всемирно известного автомата живёт достаточно скромно: на 3-м этаже без лифта, с женщиной, ухаживающей за ним. Также названный художник считает, что государство за бесценок продавало лицензии на изготовление АК.

Калашников продолжает оставаться коммунистом. Он отмечает, что благодаря Коммунистической партии его поколение победило в войне, построило мощное государство, создало лучшие образцы техники и проложило дорогу в космос. По мнению конструктора, советским наследством Россия живёт поныне. Он считает, что даже сегодня российские коммунисты продолжают оставаться созидательной силой.

В 1980 г. в селе Курье Калашникову установили прижизненный бронзовый бюст. Также есть памятник в Ижевске. В последнем городе существует «Музей М. Т. Калашникова».

Именем конструктора названы:

  • проспект в Ижевске;
  • награда Министерства экономики России;
  • премия Союза научных и инженерных организаций;
  • алмаз весом 50,74 карата, найденный в 1995 г;
  • кадетская школа Воткинска;
  • аудитория при военной кафедре Горного института Санкт-Петербурга;
  • Ижевский государственный технический университет.

В 2009 г. президент Уго Чавес наградил Калашникова высшей наградой Венесуэлы (копия шпаги Симона Боливара).

stories-of-success.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о