Содержание

Итальянский фашизм и германский нацизм

Причины установления тоталитарных режимов

Одни государства имели опыт демократической политики и смогли обеспечить постепенное распространение либеральной де­мократии и её институтов вширь, то есть осуществляли интегра­цию масс в демократию. Так произошло в Великобритании, Фран­ции, США, Скандинавских странах.

Другие страны в силу ряда об­стоятельств, в частности из-за отсутствия демократического опыта и традиций, этого сделать не смогли. Германия, Италия не отлича­лись значительным развитием демократических институтов. Кро­ме того, в Италии и Германии имело место обострённое чувство национальной ущемлённости, вызванное итогами Первой мировой войны и Версальским миром. Этим активно воспользова­лись правые радикалы, жаждавшие исторического реванша.

Лидер итальянских фашистов Муссолини заявил: «Идеи ли­берализма, социализма, демократии принадлежат XIX в. и своё от­жили. Индивидуализм, характерный для XIX в., должен уступить место коллективизму, и поэтому XX в. должен стать столетием вла­сти государства как выразителя интересов масс».

Определённую роль сыграло и существование в Германии и Италии «левой опасности». На 1919-1921 гг. в Италии пришлось так называемое красное двухлетие, когда левые силы практически парализо­вали страну. Отказ предпринимателей выполнять требования рабочих приводил к стихийным захва­там предприятий. Отряды фашистских активистов взялись самостоятельно наводить порядок, посколь­ку либеральное государство не желало репрессий, боясь спровоцировать гражданскую войну. Левые си­лы в Германии олицетворяла КПГ, имевшая к момен­ту прихода Гитлера к власти около 100 мандатов в рейхстаге и являвшаяся третьей партией в немец­ком парламенте после нацистов и СДПГ.

Ещё одной причиной установления тоталитарных режимов пра­вого толка была активная пропаганда, успеху которой способство­вало и объективно тяжёлое социальное и политическое положение в этих странах. Нацистские и фашистские демагоги гарантировали успешный выход из кризиса и решение всех проблем. Исключи­тельную роль в установлении тоталитарных режимов в Италии и Германии сыграл милитаризм вчерашних фронтовиков. Именно благодаря военизированным отрядам итальянских «сквадристов» и нацистских «штурмовиков» Муссолини и Гитлер установили свои режимы.

Общие черты фашизма и нацизма

Сходство между итальянским фашизмом и германским нацио­нал-социализмом заключалось в том, что обе идеологии носили то­талитарный характер и предполагали полный контроль государст­ва над всеми сферами жизни людей. Общим для двух идеологий был также культ вождя: в Италии — дуче, в Германии — фюрера.

Отличия фашизма и нацизма

Итальянский фашизм и германский национал-социализм разде­ляло многое, например само представление о роли государства. Нацистский лозунг «Партия управляет государством» никогда не являлся актуальным в Италии, где партия играла подчинённую роль. Кроме того, итальянский фашизм не носил ярко выраженного террористического характера, в то время как нацизм создал нечто совершенно беспрецедентное: нацистскими преступниками была спроектирована и выстроена бюрократизированная система унич­тожения людей по расовому признаку — такого в человеческой ис­тории ещё не было.

Главной и определяющей чертой, отличающей идеологические устремления итальянских фашистов, было возрождение блеска и величия древнего государства, Римской империи.

В то же время в основе политической программы немецких на­ционал-социалистов была идея завоевания жизненного пространст­ва для немцев-арийцев. Это рассматривалось как первый шаг к уста­новлению мирового господства избранной расы.

Расизм и антисемитизм

Расизм

После завоевания Эфиопии в 1936 г. Муссолини встал на пози­ции расизма, доказывая превосходство итальянцев перед представи­телями чёрной расы. В апреле 1937 г. в Италии были приняты законы о сегрегации (принудительном отделении): темнокожим запрещалось пользоваться общественным транспортом, предназна­ченным для белых, питаться в кафе и ресторанах для белых, пользо­ваться магазинами для белых, им было даже запрещено появляться на центральной улице Аддис-Абебы или просто пересекать её. В де­кабре 1937 г. аналогичные расовые законы вводятся для арабов, ко­торые составляли основное население итальянской колонии Ливия.

В отличие от Муссолини, Гитлер никогда не проявлял склонно­сти к расизму.

Антисемитизм

Одним из краеугольных камней идеологии национал-социалистов являлся антисемитизм. Начало преследованию евреев положил бойкот, объявленный им 1 апреля 1933 г., и после­дующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работав­ших в государственных учреждениях. Систематическое истребле­ние этого народа относилось к периоду 1939-1945 гг.

В фашист­ской Италии, напротив, не отмечалось преследования евреев по каким бы то ни было идеологическим соображениям. Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев. Но они не но­сили массового характера и были вызваны лишь желанием Муссо­лини угодить Гитлеру.

Тоталитаризм и церковь

Итальянский фашизм зарождался как атеистическое и антиклерикальное движение, но затем пошёл на компромисс с церковью. Католическая церковь получила по Латеранскому договору, заключённому в феврале 1929 г., даже больше власти и влияния, чем прежде. Наряду со значительными государст­венными дотациями она приобрела далеко идущие права вмешательства и конт­роля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 г. оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением.

В Германии национал-социалисты укрепляли связи с протестантской еван­гелической конфессией и стремились ограничить влияние католической церк­ви. Однако говорить о прочном союзе государства и церкви в Германии не при­ходится. Религиозный компонент не играл никакой роли в идеологии нацио­нал-социалистов. Фактически можно говорить о новоязыческом компоненте, который продвигался усилиями идеолога нацизма А. Розенберга.

Экономическая политика

Приходя к власти, тоталитарные лидеры оказывались перед не­обходимостью реализовывать свои обещания относительно выво­да экономики из кризиса. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Меры государственного регулирования осуществлялись тогда и в фашистской Италии, и в нацистской Германии. В Италии в 1933 г. был создан Институт промышленной реконструкции (ИРИ), кото­рый контролировал деятельность 120 предприятий с 280 тыс. на­ёмных работников. Антикризисные мероприятия в Германии связывались с милитаризацией народного хозяйства, которая фи­нансировалась из государственного бюджета. Государство осущест­вляло общественные работы (строительство автобанов, осушение болот и др.). Все эти меры позволили ликвидировать безработицу. Значительное внимание нацисты уделяли крестьянству. Принятый закон о наследственных дворах не разрешал ни при каких услови­ях отнимать землю у крестьян. Но эту землю нельзя было прода­вать, дарить и дробить при наследовании. Устанавливалась твёр­дая цена на сельскохозяйственную продукцию.

Проводя такую экономическую политику, фашисты и нацисты не трогали структуры рыночной экономики, но зато активно стре­мились «примирить» рабочих и предпринимателей пропагандой общих национальных целей. В Германии существовала единая кор­порация (фашистский профсоюз), которая регулировала отноше­ния между рабочими и предпринимателями. В Италии была создана корпоративная система по образцу средневековых цехов, которая объединяла по отраслевому принципу в более чем 30 корпорациях всех рабочих и предпринимателей. Все вопросы организации оп­латы труда решались внутри этих корпораций, а не в открытом классовом противостоянии, как прежде. С помощью этих мероприя­тий итальянские фашисты и германские национал-социалисты рассчитывали обезопасить себя от угрозы распространения проле­тарской революции.

Картинки (фото, рисунки)

  • Выступление Муссолини с трибуны
  • Адольф Гитлер
На этой странице материал по темам:
  • Что общего и чем различаются итальянский фашизм и германский национал-социализм

  • Сравнение фашизма и нацизма

  • Что такое фашизм и нацизм

  • Отличие тоталитаризма в итаоии и германии

  • Сравните итальянский фашизм и германский национал-социализм

Вопросы к этой статье:
  • Почему тоталитарные режимы утвердились в одних странах и не смогли установиться в других?

  • В чём проявилось влияние Первой мировой войны на процесс возникновения и установления тоталитаризма?

  • Охарактеризуйте социальную базу тоталитарных режимов.

  • Сравните итальян­ский фашизм и германский нацизм.

  • Что было общего у итальян­ского фашизма и германского нацизма?

  • Какие отличия были у итальян­ского фашизма и германского нацизма?

  • Почему в Италии и Германии утвердились тота­литарные режимы?

  • Можно ли утверждать, что настоящий социализм был построен именно в Германии?

wikiwhat.ru

Главные отличия фашизма от национал-социализм

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса — это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

russian7.ru

Итальянский и немецкий фашизм

Итальянский и немецкий фашизм, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ… 3

Глава 1. Итальянский фашизм.. 4

Глава 2. Немецкий фашизм… 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 14

Список литературы:. 15

ВВЕДЕНИЕ

28 октября 1922 года итальянский король поручил Муссолини формирование правительства. Через неделю в Петрограде открылся IV конгресс Коммунистиче­ского Интернационала. Ведущий деятель конгресса Карл Радек комментировал успех Муссолини после его «похода на Рим» сле­дующими словами: «В победе фашизма я вижу не только механи­ческую победу фашистского оружия, а величайшее поражение социализма и коммунизма после начала эпохи мировой револю­ции». Радек обратился к делегатам конгресса со следующим на­стоятельным предупреждением: «Если наши товарищи в Италии, если социал-демократическая партия Италии не поймет оснований этой победы фашизма и причин нашего поражения, то нам пред­стоит встретиться с длительным господством фашизма»1 .

Председатель Коммунистического Интернационала Зиновьев исходил из еще более пессимистической оценки положения: «Мы должны уяснить себе, что происшедшее в Италии — не местное явление. Нам неизбежно придется столкнуться с такими же явле­ниями и в других странах, хотя, может быть, и в других формах. Вероятно, мы не можем избежать такого периода более или менее фашистских переворотов во всей Центральной и Средней Евро­пе»2 .

Через одиннадцать лет эти пророческие предсказания Радека и Зиновьева должны будут исполниться. В Германии пришел к вла­сти Гитлер, во многих других странах Европы возникли сильные фашистские партии. Захват власти итальянским фашизмом 28 октября 1922 года и немецким национал-социализмом 30 января 1933 года можно и в самом деле рассматривать как «величайшие поражения» социализма и коммунизма.

Рассмотрим историю развития фашизма в Италии и Германии.

Глава 1. Итальянский фашизм.

Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Здесь он и зародился. Возникновение и рост итальянского фашизма были определены и обу­словлены специфическими экономическими, социальными и поли­тическими проблемами, возникшими уже в 19-м столетии и обост­ренными течением и исходом Первой мировой войны.

Среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Нигде не было такой безработицы и нищеты.

Первые фашистские организации возникают в Италии вскоре, по окончании мировой войны.

Хотя Италия испытала в Первой мировой войне ряд тяжких поражений, она была одной из держав-победителей. Италия получила Южный Тироль и Истрию с Триестом, но ей пришлось отказаться в пользу Югославии от далматинского побережья, так­же входившего в ее требования, тогда как Фиуме (Риска) был объ­явлен вольным городом. Общественное мнение Ита­лии возмущенно реагировало на такое решение союзников и на предполагаемую нестойкость итальянского правительства.
Перед лицом этих националистических эмоций итальянское правительство не решилось энергично вмешаться, когда итальянские войска под предводительством поэта Габриеле Д’Аннунцио не выполнили приказа об отходе и 12 сентября 1919 года своевольно оккупировали город Фиуме. В течение 16 месяцев Д’Аннунцио, присвоивший себе титул «начальника», хозяйничал в городе, развив уже тогда все элементы политиче­ского стиля фашистской Италии. Сюда относятся массовые шест­вия и парады его сторонников в черных рубашках под знаменами с изображением мертвой головы, воинственные песни, приветст­вие по древнеримскому образцу и эмоциональные диалоги толпы с ее вождем Д’Аннунцио.
Организация фронтовиков «Боевые отряды» («Fasci di combattimento»), основанная Муссолини в Милане 23 марта 1919 года, при­няла политический стиль Д’Аннунцио за образец. 7 ноября 1921 года Муссолини сумел объединить свое движение в не особенно крепкую партию (Национальную фа­шистскую партию, НПФ, Partito Nazionale Fascista) и за поразительно короткое время организовать мас­совое движение, которое уже в начале 1921 года насчитывало почти 200 000 членов.
Это зависело и от личности самого Муссолини , и от пропагандируемой им идеологии , содержавшей, наряду с национа­листическими, также некоторые социалистические элементы. Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, наряду с националистами и бывшими социалистами, главным образом участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прежние партии и намеревавшемся их заменить, единственную еще неиспытанную политическую силу, от которой они ожидали радикального решении не только национальных, но и своих личных проблем. Чем более неопределенно и даже противоречиво звучали требования фашистского движения, тем более они производили эффект.
Еще действеннее, чем программа фашистов, была их политиче­ская тактика , по существу продолжавшая мировую войну граж­данской войной. Представители и исполнители ее предприятий, чаще всего завершавшихся насилиями, были «squadri» («отряды» — итал.), отряды, состоявшие из учеников и студентов, а также бывших солдат итальянских элитных и штурмовых подразделений, arditi («отважные, дерзкие» — итал.).

Правительство и полиция не только не мешало фашистам, но даже поощряло их. Фашизм получает могущественных покровителей в лице Всеобщей конфедерации промышленников и помещичьих союзов.

Вечером 27 октября 1921 года Муссолини отдал приказ собравшимся в Неаполе «скуадри» начать поход на Рим. Хотя чернорубашечники были вовсе не вооружены или недостаточно вооружены, полиция и военные опять не вмешивались.

Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч: достаточно было открыть стрельбу «на четверть часа»» как предлагал королю генерал Бадольо. Но король и его камарилья приняли иное решение: глава партии «шакал» Муссолини был назначен пре­мьер-министром Италии.

28 октября 1921 года Муссолини стал главой правительства, но его положение казалось крайне шатким. Из 535 депутатов парла­мента лишь 35 принадлежали к Национальной фашистской партии, к которой, впрочем, с начала 1923 года присоединилась Националистическая партия. Муссолини пришлось пойти на коалицию, в которую вошли, кроме уже упомя­нутых националистов, также либералы, демократы и «пополари» (popolari – популисты, итал.— «народная партия»).
Парламент­ские союзники фашизма проявили готовность принять (8 ноября 1923 года) так называемый «закон Ачербо» (legge Acerbo). По это­му закону любая партия, набравшая на выборах наибольшее число голосов, но не менее 25%, получала две трети мест в парламенте. На выборах 5 апреля 1924 года фашисты вместе с либералами, выступавшими общим списком с ними, получили почти две трети всех мест и теперь бесспорно гос­подствовали в парламенте. Впрочем, этот успех на выборах был достигнут прежде всего с помощью террористических мер и благо­даря финансовой поддержке со стороны промышленного объеди­нения «Конфиндустрия».

Власть Муссолини основывалась, с одной стороны, на поручен­ной ему королем должности главы правительства (capo del governo), а с другой — на подчиненной ему как «вождю фашизма» (duce del fascismo) единой фашистской партии с ее милицией и многочис­ленными зависящими от нее организациями.

2 октября 1925 года были учреждены фашистские корпорации , соединявшие работодателей и работников, что положило конец свободе профсоюзного движения. В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находился представитель фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал “сам” Муссолини; он же возглавил министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата) и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись).

Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом, с тем, что от него осталось. Вместо него была создана “палата фашистских организаций и корпораций”. Члены ее назначались Муссолини.

За этим в начале ноября 1925 года последовали «высшие фашистские законы», расширившие власть главы правительства за счет парламента, который был отныне полностью подчинен исполнительной власти.

Дальнейшими законами были распущены городские собрания де­путатов, отменена свобода собраний и объединений, свобода печа­ти и были уволены политически неблагонадежные служащие.

“Чрезвычайные законы” следовали один на другим:

Þ они запретили профессиональные союзы (за исключением огосударственных фашистских) и политические партии (за исключением

mirznanii.com

Германский нацизм и итальянский фашизм

Почему германский нацизм – не фашизм, и как отличить близнецов поневоле?

Пожалуй, каждый нормальный человек согласится с утверждением, что ответственность за развязывание самой масштабной войны в истории человечества – Второй мировой – несёт фашизм. И, несмотря на полное отсутствие консенсуса по вопросу о том, кому принадлежит главная заслуга в разгроме фашизма, все сходятся в едином мнении, что эта война представляла собой общемировую битву с фашизмом. Подобная уверенность основана на широко распространённом заблуждении, отождествляющем германский нацизм (и ставший причиной развязывания войны) с фашизмом, в то время как эти два политических течения имеют значительно больше отличий, чем сходств. Здесь следует отметить, что, как и во многих других случаях, всё дело в терминологии.

    Почему-то так сложилось, что все крайне правые идеологии (германский нацизм в том числе), появившиеся после «первенца» — итальянского фашизма — стали также именовать фашистскими. Однако сходство некоторых из них так же обманчиво, как сходство подсолнечного масла с машинным: оба жидкие, скользкие, цвет одинаковый, а от неосторожного употребления внутрь последствия различные. Интересно, что подобная терминологическая редукция произошла не сразу. Поначалу и немецких крайне правых называли нацистами, и испанских – фалангистами, и аргентинских – перонистами. Впоследствии всё свалили в кучу и как в общественном сознании, так и в научном дискурсе, установилась добрая традиция путать, в частности, нацистов с фашистами. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти парни совершенно по-разному смотрят на мир. Так в чем же разница?

 

 

Сразу оговорюсь, что в дальнейшем под фашизмом я буду подразумевать только итальянский фашизм.

 

Начиная разговор об отличиях нацизма от фашизма, в первую очередь нужно отметить, что фашизм, в отличие от нацизма, никогда не представлял собой стройной идеологии. Итальянский фашизм был напичкан массой самых разных, порой противоречащих друг другу, идей, риторических уловок, эмоциональных демагогем и пропагандистских вбросов. Именно поэтому итальянский фашизм, будучи, без сомнения, диктаторским, никогда не был тоталитарным режимом. Он не был подчинён одной единственной цели и уж тем более не имел даже чисто теоретических средств её достижения. Он лепился на ходу, став, скорее, политическим пугалом, нежели серьёзной идеологией. Другое дело – нацизм. Ему, конечно, тоже были присущи эмоциональность и демагогизм, риторическая нечистоплотность и пропагандизм, но всё же, нацизм всегда сохранял теоретическую основательность и последовательность. Если в отношении к религии фашизм достаточно быстро сменил гнев на милость, включив Церковь в свою «систему координат», то германский нацизм до конца был антиклерикален. Если фашизм умудрялся неведомым образом совмещать идею революции, культ государства и прославление монархии, то для нацизма все перечисленное было одинаково неприемлемо на всех этапах его существования. Если фашизм был одержим идеей «современности», футуризмом (что отразилось и в искусстве), то нацизм, напротив, был исключительно антимодернистским, для него с самого начала был характерен культ традиции. Если фашизму был присущ антисемитизм в форме бытовой ксенофобии и геноцид евреев был поддержан им лишь формально, то нацизм с самого начала подошёл к решению «еврейского вопроса» с научной амбициозностью и точностью, создавшей расовую теорию и бюрократической педантичностью, сформулировавшей «окончательное решение» и организовавшей его исполнение. Кстати, последнее обстоятельство делает нацизм уникальным и отличным от всех других форм крайне правых идеологий. Испанский фалангисты называли расизм ересью, а французские фашисты называли преследование евреев самой большой ошибкой Гитлера.

Подводя итог и конкретизируя ответ на поставленный в подзаголовке вопрос, можно отметить следующие отличия нацизма от фашизма:

 

1.      Наличие в нацизме расовой теории.

Это отличие является принципиальным, ибо расовая теория, определяя врага, апеллирует к его расовой принадлежности, то есть утверждает принципиальную невозможность его переубеждения или перевоспитания, и, как следствие, требует его физического уничтожения. Ничего подобного в фашизме не было.

 

2.      Культ народа в нацизме против культа государства в фашизме.

Для нацизма высшей ценностью был народ (арийская раса), в то время как фашисты ставили превыше всего государство как форму организации общества.

 

3.      Антихристианский, полуязыческий характер нацизма.

Нацисты серьёзно конфликтовали с Церковью, постепенно усиливая давление на её представителей, в то время как в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Языческий и полумистический характер нацистского режима выражался во многом: от применения языческой символики (свастика, как известно, является языческим символом, применявшимся в разное время в культурах различных, в том числе и славянских, народов), до увлечения нацистских лидеров восточными религиями, христианскими ересями, оккультизмом, а также вполне реальными поисками весьма мифического Грааля.

 

4.      Антимодернистский характер нацизма.

Нацизму был присущ культ традиции и неприятие модернизма, с характерным для такого неприятия презрением к капиталистическому устройству, наступление которого тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, «бредил» современностью и активно дружил с капиталистами, финансировавшими деятельность правящей партии. Это отношение к модерну отразилось и на проведении культурной политики: в то время пока в Италии расцветал футуризм, нацисты резко осуждали любые проявления «современного» искусства.

 

Разумеется, отличия нацизма от фашизма не ограничиваются этими четырьмя пунктами, но они представляются мне ключевыми.

 

 

P.S. Выдающийся итальянский писатель Умберто Эко в своём замечательном эссе «Вечный фашизм» выделяет 14 типических характеристик фашизма. Изучив эти характеристики, я пришёл к выводу, что восемь из них присущи современной российской политической системе. Если верить утверждению Эко о том, что «достаточно наличия даже одной из них, чтобы начинала конденсироваться фашистская туманность», то у нас есть повод для беспокойства. Если кому-то интересно, могу изложить свои мысли по этому поводу.

 


vegall.livejournal.com

В чём отличие фашизма от нацизма?

Давайте разберемся, в чем же разница между «фашизмом» и «нацизмом», кто из них действительно развязал самую страшную войну в истории и почему «немецко-фашистских полчищ» на самом деле никогда не существовало. Почему евреев и цыган уничтожали – нацисты, а спасали – фашисты. Удивительно? Давайте разбираться.

В современном обществе принято отождествлять термины «национализм» и «фашизм». Однако это не совсем верно. Эти два понятия были объединены в годы Великой Отечественной войны в СССР. В Советском Союзе национал-социалистов стали называть «фашистами», что вызвало недоумение у многих пленных немцев.

На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга.

 

 

В теории нацизма расовая принадлежность является принципиальной. Враг определяется в соответствии с его национальностью. Утверждается невозможность его переубеждения и воспитания, требуется только полное физическое устранение. В фашизме ничего подобного не было. Во времена Третьего Рейха нацисты серьезно конфликтовали с Церковью, в то же время в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Нацисты были по сути своей язычниками и мистиками. Это выражалось в широком применении языческих символов и повальном увлечении нацистских лидеров оккультными науками, восточными религиями, христианскими ересями, а также поиском Священного Грааля.

Нацизму был характерен культ традиций и неприятие чего-то нового. Капиталистическое устройство общества тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, активно дружил с капиталистами, которые в то время активно финансировали деятельность правящей партии. В 1933 году Гитлер и его нацистская партия сожгли рейхстаг и обвинили в этом своих противников – коммунистов. Начались жесткие репрессии, и, победив на выборах 30 января 1933 года, партия Гитлера пришла к власти.

 

 

В Италии фашизм пришел к власти в 1922 году после победы Муссолини на выборах, до этого партия фашистов имела места в парламенте. У фашизма в Италии и нацизма в Германии существует много схожего. В обеих странах были созданы концлагеря, куда помещали недовольных правящим режимом. Оба государства начали активно вмешиваться в экономику. Массовые репрессии стали основной опорой правительства, создавались тайные полиции и поощрялись донесения.

 

Фашизм

 

Обычно современный обыватель знает, что фашизм зародился в Италии, и что первым фашистом, вставшим во главе государства, был, соответственно, Бенито Муссолини. К сожалению, на этом знания у большинства заканчиваются. И дальше в массовом сознании почему-то следуют Гитлер и концлагеря. Но возьмите, почитайте совершенно открытый документ – «Манифест фашизма», появившийся еще в 1919 году. Он небольшой и удивительно напоминает… концепцию социального государства Республика Беларусь. Почитайте сами.

И вот что принципиально важно. Фашизм, идеологию которого не создал, но развил Муссолини, был совершенно интернационален. И провозглашал сотрудничество между разными классами общества вместо классовой борьбы, характерной для социализма/коммунизма, а позднее и для нацизма.

Мало кто знает: к середине 30-х годов в Национальной фашистской партии, которой руководил Муссолини, состоял каждый третий еврей Италии. «До 1938 года официально на руководящих ролях было 746 евреев-фашистов. По разным оценкам исследователей членами фашистской партии Муссолини было 10% евреев». «Евреи были среди видных деятелей фашистской партии Италии. … Министром финансов был еврей Гвидо Юнг, внешней политикой Италии руководил еврей Фульвио Сувич, а биографом Муссолини была наполовину еврейка Маргарита Царфати. Муссолини поначалу отвергал идею главенствующей расы как «отъявленную чепуху, глупую и идиотскую». В 1923 году в беседе с главным раввином Рима Анджело Сачердоти он заявил, что итальянское правительство не намерено следовать антисемитской политике – ни сейчас, ни в будущем. В официальном коммюнике по этому поводу было сказано, что “итальянское фашистское движение никогда не встанет на путь антисемитизма. Своими поступками … антиеврейские организации порочат саму фашистскую идею”.

 

 

В 1932 году Муссолини заклеймил антисемитизм как “германское зло”, резюмировав, что “…в Италии не существует еврейского вопроса, поскольку он не может существовать в стране с разумной системой государственного правления”», – сами почитайте. 31 марта 1933 года Муссолини в письме Гитлеру отстаивает собственную точку зрения на еврейство, считая, что семитская раса не противоречит арийской. То есть до 1936 года Муссолини мог бороться с антисемитизмом внутри фашистского движения. Конечно, после начала Второй Мировой войны Гитлер сильно давил на Муссолини, стараясь привить итальянскому диктатору свои взгляды. Но Бенито сопротивлялся.

«С убийством Дольфуса, Муссолини пытался дистанцироваться от Гитлера, отвергнув большую часть расизма (в частности, нордицизм и германицизм) и радикального немецкого антисемитизма. Муссолини в этот период отклонил биологический расизм, по крайней мере в нацистском виде, а вместо этого выделил усиленное «италианизирование» частей итальянской империи, которую он хотел построить», – пишет «Википедия».

И только после оккупации части итальянской территории вермахтом и создания марионеточной Итальянской социальной республики в 1943 году немцы приступили к массовому уничтожению евреев в Италии. Сегодня историки в большинстве своем сходятся во мнении: если бы Муссолини не вышел со своим фашизмом за пределы Италии, если бы не влез в войну, не заключил союз с Гитлером, то жил бы долго и счастливо и умер своей смертью. Как Франко или Салазар. Потому что Муссолини провел в Италии очень разумные экономические и социальные преобразования. Например, Италия при нем стала первой страной в Европе, в которой женщины получили право голоса. Быть может, и сегодня итальянцы считали бы его эксцентричным, но эффективным главой государства.

Но Муссолини был дурак дураком, когда дело касалось внешней политики. Одержимый дурацкой манией возрождения Римской империи, он ввязался в войны в Ливии, Эфиопии, напал на Грецию. Потом заключил союз с Гитлером и ввязался во Вторую Мировую. А потому неудивительно, что плохо кончил.

 

 

Нацизм

 

Когда читаешь «Майн кампф» Гитлера – видишь тяжелый бред психически больного человека. «Нацисты заимствовали от фашистов римский салют, ритуалы, зрелища. Нацизм, в отличие от фашизма, был расистским движением, и нацисты использовали свастику как символ арийской расы, чтобы показать свое превосходство», – резонно поясняет «Википедия».

Гитлер называл себя «учеником» Муссолини, но сам Муссолини презирал фюрера. Ключевое отличие нацизма (германского) от фашизма (итальянского) – в том, что фашисты просто хотели создать «единообразное общество» и возродить некое подобие Римской империи (абсолютно интернациональной, замечу). А нацисты – физически уничтожить сперва несогласных (социалистов, коммунистов, церковных служителей), а затем и «низшие расы» (евреев, цыган, славян).

Мне сложно сказать, почему относясь свысока ко всем «ненордическим» расам, немцы (те из них, которые стали приверженцами нацистов) особо ненавидели евреев и цыган. Это тема для других исследований. Только приведу один пример из истории. «Именно во время 1-го крестового похода произошли первые массовые преследования евреев в Европе. В мае 1096 года германская армия численностью около 10000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, отправилась на север через долину Рейна – в противоположном Иерусалиму направлении – и устроила массовую резню евреев в Майнце, Кельне, Бамберге и других городах Германии».

 

 

В отличие от многих политиков, чиновников, учителей и (увы!) журналистов, юристы – авторы законодательных актов – неплохо различают фашизм и нацизм. Например, во многих странах Европы запрещена нацистская символика, но никто не запрещает фашистскую. То есть свастика – запрещена, фасции (пучок прутьев с ликторским топориком) – разрешены. Подобная ситуация – в странах, в которых запрещена как нацистская, так и коммунистическая символика. Например, в Литве или в Украине. Украинский закон так и называется: «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики».

Похожий закон есть в России – там запрещена нацистская символика. Правда, в России юристам сложнее – каждый суд по-своему решает, что считать нацистской символикой, а что – нет. Отсюда и масса спорных вопросов. Но в любом случае, опять же, запрещена нацистская символика. Но не фашистская.

 

[источники]
Источники:
http://mediakritika.by/article/2992/fashizm-vs-nacizm-razbiraemsya-po-ponyatiyam
https://pikabu.ru/story/chem_otlichaetsya_fashizm_ot_natsizma_4775776

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=14340.

masterok.livejournal.com

Фашизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.

Фаши́зм (итал. fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, объединение) — обобщённое название политических движений и идеологий, проповедующих форму правления диктаторского типа[1][2], характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании)[3][4], антилиберализм[5], ксенофобию, реваншизм и шовинизм, антикоммунизм, вождизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию[6], этатизм и, в

ru.wikipedia.org

В чем разница между фашизмом и нацизмом? — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. Первоначальная разница между фашизмом и нацизмом
  2. Главная доктрина фашизма
  3. Доктрина национал-социализма
  4. Роль человека в фашизме и нацизме
  5. Нация или раса?
  6. Идеология тоталитаризма в фашизме и нацизме
  7. Отношение фашизма и нацизма к классовой борьбе
  8. Отношение нацистов и фашистов к религии

Не все даже считающие себя довольно образованными люди понимают, в чём состоит разница между фашизмом, нацизмом и национализмом. Идеология фашизма была разработана, как известно Бенито Муссолини, а национал-социализм получил распространение в Германии и был взят на вооружение Адольфом Гитлером.

Чаще всего национал-социализм называют фашизмом или немецким (германским) фашизмом. Среди наших соотечественников понятия национал-социализма и фашизма прочно срослись в единое целое, возможно, так и казалось с точки зрения коммунистической идеологии, проповедовавшей противоположные принципы интернационализма. Тогдашние идеологи не слишком вдавались в тонкости этих идеологий, видя в них единое зло, поэтому смешивали сами эти понятия.

Первоначальная разница между фашизмом и нацизмом

Тоталитарное движение фашизм появилось в Италии (итальянское слово «fascio» можно перевести как связка, пучок, союз, объединение). Фашизм появился после окончания Первой мировой войны, а его эмблемой стала известная римская фасция – связка прутьев.

Гитлер позднее взял учение Муссолини за основу, добавил в неё больше расизма, в результате чего получилась новая философия национал-социализма или сокращённо нацизма.

Однако между этими двумя учениями есть существенная разница, поскольку национализм, который присутствует в обоих из них, имеет разную тональную окрашенность. В основе обеих идеологий лежит шовинизм.

Но шовинизм в фашизме направлен на усиление института государства, единение всех наций под идеей реставрации могущества былой Римской империи. При этом личность оставалась бы под полным контролем (физическим и духовным) того же государства. В нацизме же шовинизм вылился в идею превосходства одной нации над всеми остальными.

Расовая идея, доминирующая в нацизме, доходит до антисемитизма. Остальные нации согласно ей также имеют какое-либо отношение к евреям и запачканы этой связью.

Главная доктрина фашизма

Основное положение доктрины фашизма Муссолини определил как учение о сущности государства, его целях и задачах. Государство для фашизма является таким абсолютом, перед которым отдельные личности и их группы становятся «относительным», поскольку их нельзя представить вне государства. Эта идея была конкретизирована в провозглашённом Муссолини лозунге, который он произнёс в 1927 году в Палате депутатов: «все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства».

Видео о разнице между фашизмом и нацизмом

Доктрина национал-социализма

Нацисты совершенно в другом видели назначение государства, которое должно быть лишь средством для сохранения нации. Мало этого, главной задачей и целью нацизма было не сохранение этого «средства», а постепенный отказ от него с последовательной метаморфозой государства в общество будущего.

Каким же виделось это общество будущего идеологам нацизма? Оно обязательно должно было действовать на принципах расового неравенства.

Поэтому главной начальной целью было очищение немецкой (или арийской) расы, после чего её чистота должна была неукоснительно сохраняться и поддерживаться.

Государство же было лишь промежуточным этапом, нужным на первых порах, пока ведётся строительство общества будущего. Кое-что здесь было позаимствовано даже у Маркса и Ленина, ведь они также отводили государству временную роль на пути строительства также лишённого государственности коммунистического общества. Таким образом, Гитлеру удалось сделать невообразимую компиляцию из доктрины Муссолини и коммунистических идей. В результате получился монстр, осуществляющий безжалостный контроль как изнутри, ведя тотальный контроль всех индивидуумов внутри государства, так и снаружи, сделав из немецкого народа орудие войны, подчинения и уничтожения прочих наций.

Роль человека в фашизме и нацизме

При решении национального вопроса также заметна разница между фашизмом и нацизмом. Фашисты применяли здесь корпоративный подход: для достижения своей конечной цели – создания абсолютного государства, они вполне допускали сотрудничество разных классов и наций.

Нацизм же в лице своих апологетов больше упирал на расовый подход: лишь одна высшая раса должна господствовать над остальными, а все «недочеловеки» должны ей беспрекословно подчиняться.

Это подтверждается и высказываниями лидеров крайне националистических движений, к которым, безусловно, относятся фашизм и национал-социализм. Муссолини называл фашизм такой исторической концепцией, где роль человека сводилась только к активному участию духовного процесса в социальной и семейной группе, в истории, где все нации сотрудничают.

Гитлер же наотрез отказывался признать равноправными с немецким другие народы и ставил задачу поработить их.

Нация или раса?

Идеология нацизма опирается на понятие расы, при этом под расой в Германии той поры понимался конкретный тип людей. Для сохранения чистоты арийской расы принимались специальные законы, делались попытки выведения чётко определённого физиологического типа.

Муссолини же считал понятие расы не реальным, а на 95% состоящим из чувства. То есть, в этом вопросе фашизм и нацизм также принципиально расходятся. Понятием «раса» Муссолини вообще не пользовался, предпочитая ему термин «нация», который как нельзя лучше подходил к понятию «государства». Напротив, Гитлер считал понятие «нация» пустым и устаревшим, называя его политическим орудием либерализма и демократии, и стремясь его упразднить.

В основу национальной политики нацизма лёг антисемитизм. В фашистской Италии в то же самое время евреев не преследовали по идеологическим соображениям. Идеология фашизма была полностью свободна от антисемитизма. Нацистскую теорию антисемитизма и расизма Муссолини открыто осуждал. Кстати, дуче и фюрер очень не любили, если их доктрины путали.

Видео о разнице между фашизмом, нацизмом и национализмом

Идеология тоталитаризма в фашизме и нацизме

Вначале Муссолини, а позднее Гитлер написали свои знаменитые произведения, в которых излагались доктрины руководимых ими режимов. Труд Муссолини назывался «Доктрина фашизма», а Гитлера – «Моя борьба». Эти книги должны были заменить у населения Италии и Германии Библию, убеждая каждого человека в преимуществе и справедливости изложенных в них идей.

Личность в условиях тоталитаризма обязана раствориться, а все устремления должны быть увлечены либо государством, как в случае с фашизмом, либо обществом будущего, о чём грезили национал-социалисты. Тоталитаризм неотделим от террора. В Италии этим занимались чернорубашечники, а в Германии – различные коричневые штурмовые отряды, СС, «Народный трибунал», Гестапо и прочие органы нацистской юстиции. В этом отношении различие между фашизмом и нацизмом было как раз минимальным, из-за чего оба режима были справедливо отнесены к проявлениям тоталитаризма в двадцатом веке.

Отношение фашизма и нацизма к классовой борьбе

Фашистами был выдвинута идея о «единстве нации», привлекательная тем, что она противопоставлялась классовой борьбе, связанным с нею партийным склокам – всё это считалось следствием прогнившей демократической системы. Фашисты были уверены, что на смену парламентской демократии должно прийти корпоративное государство, в основе которого лежали корпорации (профессиональные группы), являющиеся функциональными единицами государства. Объединяясь, корпорации образуют один национальный организм, жизнь которого протекает гладко.

Поэтому неудивительно, что среди сторонников Муссолини было много этнических евреев, которые порой занимали очень высокие посты в государстве. Аналогичных взглядов придерживались и фашистские режимы, которые появились в соседних Испании и Португалии. Поэтому они смогли спокойно пережить войну, которую у нас называли войной с фашизмом.

Совсем другая картина получилась с нацизмом, который в псевдонаучных потугах обмеривал черепа и вычислял долю «арийской крови», пытаясь вычленить признаки «расы господ». В отношении же планов радикального переустройства мира нацисты оказались намного примитивнее фашистов.

Отношение нацистов и фашистов к религии

В вопросах теологии разница между фашизмом и национал-социализмом также была значительная. В государствах, где правили фашистские режимы, институт церкви сохранил огромное влияние и авторитет. Нацисты же к церкви относились презрительно, считая священников конкурентами в борьбе за умы населения.

А Вы знали, в чем разница между фашизмом и нацизмом? Считаете ли Вы эти идеологии схожими? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.rutvet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *