Доктор Вернер, все о персонаже
доктор Вернер – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.
Отношение к Печорину
По началу приятельское. Печорин и доктор Вернер сошлись характерами:
Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями
Доктор согласился быть моим секундантом
После дуэли осуждающее.
Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…»
Взошел доктор: лоб у него был нахмурен; и он, против обыкновения, не протянул мне руки.
Внешность доктора Вернера
Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту
Вернер был мал ростом, и худ, и слаб; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, показывая сильные неровности черепа. Черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.
Он сел в кресла, поставил трость в угол
На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воинственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного
В его одежде заметны были вкус и опрятность
Социальный статус
Врач с подпорченной репутацией
Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов.
его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных, – больные взбеленились, почти все ему отказали.
Княгиня лечится от ревматизма, а дочь Бог знает от чего; я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне (о княжне Мери и ее матери)
А вы были в Москве, доктор? – Да, я имел там некоторую практику
Он был беден
Личность доктора Вернера
Вернер, как и Печорин, личность неординарная. Что и сблизило его с главным героем. Он талантлив, умен и аккуратен, но не признан другими.
Вернер человек замечательный по многим причинам
Он скептик и матерьялист, как все почти медики
разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убежден в разных разностях
Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим
Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился на это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию
Он талантлив, умен и аккуратен, но не признан другими.
такие умные люди, как вы, лучше любят слушателей, чем рассказчиков (о Вернере)
Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим
В его одежде заметны были вкус и опрятность
я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом
Я предчувствую, – сказал доктор, – что бедный Грушницкий будет вашей жертвой
У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком
поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов
geroy-nashego-vremeni.ru
| / Характеристики героев / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Вернер Вернер — персонаж повести «Княжна Мери»; доктор, приятель Печорина. В. — своеобразная разновидность «печоринского» типа, существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа Печорина. Подобно Печорину, В. — скептик, эгоист и «поэт», изучивший «все живые струны сердца человеческого». Он невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, он не охладел к страданиям людей («плакал над умирающим солдатом»), живо чувствует их добрые наклонности. В нем есть внутренняя, душевная красота, и он ценит ее в других. В. «мал ростом и худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…». В этом отношении В.— антипод Печорина. В нем все дисгармонично: чувство красоты и — телесное безобразие, уродливость. Видимое преобладание духа над телом дает представление о необычности, странности доктора, как и его пррзвание: русский, он носит немецкую фамилию. Добрый по натуре, он заслужил прозвище Мефистофеля, потому что обладает критическим зрением и злым языком, проникая в сущность, скрытую за благопристойной оболочкой. В. наделен даром предвидения. Он, еще не зная, какую интригу задумал Печорин, уже предчувствует, что Грушницкий падет жертвой его приятеля. Философско-мета-физические разговоры Печорина и В. напоминают словесную дуэль, где противники достойны друг друга. Но в отличие от Печорина В. — созерцатель. Он не делает ни шагу, чтобы изменить свою судьбу. Холодная порядочность— вот «жизненное правило» В. Далее этого нравственность доктора не простирается. Он предупреждает Печорина о слухах, распространяемых Грушницким, о заговоре, о готовящемся преступлении (в пистолет Печорина во время дуэли «забудут» положить пулю), но избегает и боится личной ответственности: после гибели Грушницкого отходит в сторону, как будто не имел к ней косвенного отношения и всю вину молчаливо возлагает на Печорина, не подавая ему при посещении руки. (Тот расценивает поведение доктора как измену и нравственную трусость.) Добавил: 77793 / Характеристики героев / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Вернер | Смотрите также по произведению «Герой нашего времени»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
Образ и характеристика Вернера в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
Вернер – персонаж повести “Герой Нашего Времени” Лермонтова. Он встречается в главе “Княжна Мери”, и служит роль доктора и приятеля Печорина. Вернер, точно так же как и Печорин, глубокий скептик, материалист, эгоист, и человек, изучивший все необходимое “ключи к сердцу”. Он не особо симпатизирует своему времени и людям, которых оно порождает, хоть он и не холод к ним, а напротив, живо чувствует в людях душевную красоту, которая, без сомнений, присутствует и в нем.
Он невысок и худой, чем-то схожий физически с ребенком. Одна нога его длиннее другой – а голова огромна по сравнению с туловищем. Это одно из немногих отличий между ним и Печориным. В сравнении с ним, Вернер – уродлив. Обладая добротой, он с верностью носит кличку “Мефистофеля”, за что благодарит свой зоркий глаз и злой язык, с помощью которого он проникает в сущность человека, которую тот хранит за своей “маской”.
Печорин думает, что его друг наделен даром предвидения. Не имея представления о будущем, Вернер говорит, что в будущем Грушницкий падет от руки Печорина. В остальном, диалоги двух приятелей выглядят так, будто два достойных друг друга оппонента сражаются в словестной дуэли. Ещё одно отличие среди двух друзей в том, что Вернер не желает меняться. Его пристрастие – жить в привычном для жизни ритме, не изменяя его. Вернер предупреждает Печорина о заговоре Грушницкого и о возможном убийстве (и вправду, во время дуэли в пистолет Печорина специально не положат пуль), хоть и боится лишней ответственности за кого-либо. После убийства Грушницкого Печориным, тот отходит в сторону, желая не иметь ничего общего с данным поступком. Печорин, в свою очередь, распознает такие действия в Вернере как трусость и слабость, считая, что личное благополучие для доктора куда важнее их дружбы.
Вернер похож благодаря своему скептицизму на Печорина, однако его человечная душевность (Вернер плакал над умирающим солдатом) более схожая с Максимом Максимычем. В этом образе много разногласий, и любой поэт найдет в нем сочетания как крепких жизненно необходимых качеств, так и слабых. Однако, сравнивая Печорина и Вернер, второй более целостная личность, жизнеспособная, умеющая находить плюсы в людях.
Вариант 2
Вернер является военным медиком. Ведь, как известно, между друзьями должно быть много общего, и Печорин является хорошим другом героя.
«Он скептик и материалист, как все почти медики…», именно так автор описывают Вернера. И этим именно он и схож с главным героем. Можно сказать даже, что он не прочь посмеяться над людьми. Так же второстепенный герой произведения не имеет большие богатства и всегда мечтал о них. Как потом стало понятно, что для своей мечты он ничего и не хотел делать.
Так же Вернер думает о женщинах то, что их разум очень глуп и его невозможно понять. Для него они являются сложными и непонятными своими поступками. Но при этом друг Печорина внимателен к женщинам и добьются своего, хоть он внешне не сильно то и красив. Как стало вскоре известно, что он презирает то общество, в котором знатные люди. Считая их никчёмными и бесполезными людьми. Но при этом он добрый, ведь не стал бы он плакать над солдатом.
О его внешнем виде говорят, что он был не особо и приятен. Но имеет одежду достаточно по моде и всегда аккуратную. Так же обладает неглупыми мыслями, ведь именно Печорин решил, что он хороший собеседник. Поэт в нем также живет, именно его внутренний мир имеет такие черты. Не хочет жениться, ведь считает, что не готов и не сможет иметь семейную жизнь. Потом мы узнаем, что Вернер оказывается нечистый врач, то есть про него пустили слухи и тогда от него многие клиенты ушли. О будущем мы, в общем-то, его и ничего и не знаем, возможно, продолжит жить, как и раньше. Я думаю, что вполне Печорин и Вернер похожие герои, хоть и есть разница. Он все-таки пытается свои чувства оставить при себе, и остаться лучше под маской. Именно такие люди до конца себя и не раскрывают.
Военный доктор не желает добиваться чего-то и иметь цель, ему же легче просто посмотреть за происходящим. Также, когда пришло время к дуэли, он все же одобряет решение Печорина, но когда же приходит, имея грустное выражение лица. Из этого можно сделать вывод, что второстепенный герой все-таки нервничает. И когда же произошел такой случай, он не поддал руку главному герою. Я считаю, что этот герой все же с добрым сердцем, но больно как-то не решительный.
Сочинение Характеристика Вернера
Одно из моих самых любимых произведений – «Герой нашего времени». Писатель Михаил Юрьевич Лермонтов – величайший гений своего времени, внесший вклад в копилку не только русской, но и мировой литературы. Этот роман стал центральным в творчестве писателя. В этой замечательной книге, столь сильно затронувшей меня, есть множество интересных персонажей. Сейчас мы поговорим об одном из них, о докторе Вернере.
Чем примечателен этот персонаж? Сразу среди всех остальных его выделяет немецкая фамилия. Однако автор устами Печорина убеждает нас в том, что он русский. У Вернера очень непривлекательная наружность. Она контрастирует с его силой духа, проницательностью и умом. За счет чего он пользуется популярностью у женщин. Не чужда ему и доброта и сочувствие, которые проявляются в эпизоде с умирающим солдатом.
Среди молодёжи он получает прозвище Мефистофеля. Этому прозвищу он втайне радуется. Подобно Мефистофелю персонаж злоязычен и имеет способности предвидеть те или иные события. Благодаря кропотливому изучению людей, ему не составляет особого труда проникнуть в самую суть натуры собеседника. Помимо этого схожесть с Мефистофелем не заканчивается. К нему также можно применить выражение «мефистофельский смех» Так в разговоре с Грушницким, он насмехается над ним, когда тот сменяет свою солдатскую шинель на мундир. На водах же он рисует карикатуры на богатых клиентов, которых он лечит.
У доктора очень много общего с главным героем произведения – Печориным. Именно поэтому он предстает в романе его другом. Так Вернер не уступает в искусстве спора и колкости фраз Печорину, может бесконечно долго рассуждать на философские темы. Вернер является единственным интересным собеседником для главного героя в романе. Оба персонажа являются эгоистичными натурами. Но по ходу развития сюжета мы начнем замечать и отличия, которые в конечном итоге приведут даже к разрыву дружбы.
Ну и совсем Вернер открывается читателю после дуэли Печорина с Грушницким. Он даже не подаёт руки герою и холодно с ним прощается, сославшись на грозящую опасность. Он не захотел брать ответственности за всё происшедшее.
Вернер является собирательным образом русской интеллигенции тех времён. Они могли порассуждать на любую из предложенных тем, носили маску порядочности. Однако решительным действиям и активности предпочитали пассивное созерцание, и не приводящее ни к каким результатам философствование.
Другие сочинения:Образ и характеристика Вернера в романе Герой нашего времени
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
В семье обычно воспитание происходит следующим образом: родители с детства обучают ребенка простым навыкам: как одеваться, кушать, читать, писать. Далее как убирать свои игрушки, свою комнату, готовить еду, шить, стирать, держать молоток в руках.
- Сочинение на тему Лесное озеро 3 класс (сочинение зарисовка)
Однажды мы с родителями решили отправиться в лес. В лесу можно отдохнуть от городской суеты, насладиться природой и подышать свежим воздухом.
- Характеристика и образ Людмилы в поэме Руслан и Людмила Пушкина сочинение
Людмила – младшая дочь киевского князя Владимира. Она не одна в семье – у неё есть крепкие могучие братья. Девушке исполнилось 17 лет. Она красавица – лунолика, черноброва.
- Сочинение К чему ведет конфликт отцов и детей? 11 класс
Гармония в семье возможна только при отсутствии конфликта между отцами и детьми. Казалось бы, о чем могут спорить любящие и близкие друг другу люди, но как часто дочь, не соглашаясь с матерью
- Образ и характеристика Макара Чудры в рассказе Макар Чудра Горького сочинение
Макар Чудра является главным персонажем из одноименного рассказа М. Горького. Старый цыган — это олицетворение всего свободолюбивого цыганского народа, гордый и сильный человек.
sochinite.ru
характеристика и образ героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Одним из самых главных персонажей второго плана в романе «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова является доктор Вернер, которому уделяется достаточно много внимания. В начале сюжета может показаться, что он очень похож на Печорина, и это действительно так. Он проницателен, скептичен и внимателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях. При этом автор также отмечает, что он имел «злой язык», и скрывал за насмешками и иронией свои настоящие чувства и способность сопереживать. Его знакомый Печорин самостоятельно отмечал их сходство: «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Однако, Вернер оказался наглецом в большинстве случаев на словах, он безучастно относится к протесту против общества, ограничиваясь насмешками и колкими замечаниями, его можно назвать просто наблюдателем. У героя явно проявляется, внутренняя активность ему не присуща. «Доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе» — такими словами автор подчеркивает, что его персонаж достаточно пассивен и не стремится к глубокому самоанализу.
Характеристика героя
Встреча Вернера и главного героя Печорина произошла случайно в Пятигорске. «Вернер человек замечательный по многим причинам», писал Печорин в своем дневнике. Кроме того, Печорин считал его своим приятелем: «Мы, пишет Печорин, скоро сделались приятелями». Отношения этих персонажей проходят через все произведение.
Автор представлял Вернера некрасивым, что подчеркивалось такими словами: «…Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии», и тут автор явно выражал собственное отношение к этому персонажу. Уже здесь отмечается, что герой хотя и был не красив в классическом смысле, но был достаточно приятен при дальнейшем общении, и притягивал себе людей странным образом.
Лермонтов только отмечал, что у него было доброе сердце (“плакал над умирающим солдатом”), но он не привык показывать свои настоящие чувства наружу и поэтому он всегда скрывал их за насмешками и иронией.
Образ героя
(Николай Васильевич Майер на картинке, доктор и приятель Михаила Лермонтова на Кавказе, ставшим прототипом Вернера в романе «Герой нашего времени»)
С одной стороны, Вернер представляется как прагматик как все врачи, а с другой неудавшийся поэт, который не смог и стиха написать. Он мечтал стать миллионером, но был бедным и свои мечты он никак не старался реализовать, будучи весьма пассивным и бездейственным. Однако это не мешало ему иметь определенные успехи — одной из единственных страстей доктора были женщины, и, что удивительно, женщины отвечали ему взимностью: «…люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин…».
(Вернер на дальнем плане и Печорин)
У доктора Вернера не хватило силы духа, чтобы пройти весь путь для достижения конечной цели, не бояться различных препятствий. Он не отказался быть секундантом Печорина, он не считал правильным его поведение, понимая, что правда на стороне друга, он был грустный, когда пришел к нему утром перед дуэлью. Это говорит о том, что Вернер волновался и переживал. Но по окончанию дуэли, Вернер не протянул руку Печорину и невнятно попрощался с ним. Такой поступок доктора вызывал у Печорина бурю негодований: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,— а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».
Можно сказать, что Вернер в произведении был представлен достаточно умным, но не успешным, и рядом с ним все чувствовали себя одинокими. Причина тому — его сложный характер и пассивность, нежелание что-то менять в собственной жизни и предпринимать решительные меры для достижения мечты.
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Вернер как игрок в романе Герой нашего времени
Доктор Вернер — один из второстепенных персонажей в романе «Герой нашего времени», с которым М.Ю. Лермонтов знакомит читателя в главе «Княжна Мери». Вернер — это распространенная немецкая фамилия. Автор совмещает в своем герое немецкую педантичность и многогранность русской души, жаждущей авантюр.
Если Грушницкий является антиподом Печорина, то в описании доктора Лермонтов использует прием зеркального сравнения. Григорий и Вернер очень сильно отличаются внешне. Главный герой изображен статным молодым офицером, а доктор показан как мужчина средних лет, маленького роста, с некрасивой внешностью. Но их внутреннее сходство неоспоримо. Оба героя циничны, склонны к злословию, относятся к людям с видимым пренебрежением, воспринимают жизнь как игру, в которую играют от скуки. Удивительно, что Вернер, несмотря на внешние недостатки, является одним из тех людей, которые могут покорять своим внутренним обаянием. Автор подчеркивает, что доктор — человек с доброй душой, так как он способен плакать над умирающим солдатом.
Вернеру и его приятелю Печорину было откровенно скучно в светском обществе Пятигорска. Можно сказать, что дуэль с Грушницким привнесла разнообразие в их жизнь. Доктор принимал самое непосредственное участие в этой печальной истории. Именно он услышал о том, что драгунский капитан подстрекал Грушницкого зарядить только один пистолет, и сообщил об этом Печорину. Доктор был секундантом Григория, он предложил провести дуэль на обрыве, чтобы можно было обвинить черкесов в убийстве. Складывается впечатление, что Вернер не понимал до конца серьезности ситуации, воспринимал дуэль, как долгожданное приключение. Он осознал произошедшее только после смерти Грушницкого, понял, что игра зашла слишком далеко, и последствия непоправимы. Страх закрался в его душу. Когда доктор пошел предупредить Печорина о том, что власти догадываются о дуэли, то даже не подал Григорию руки при встрече. Поступил он так из опасения оказаться подозреваемым в деле об убийстве Грушницкого. Главный герой воспринял этот поступок, как малодушие и трусость. Это поспособствовало разрыву дружеских отношений между ними. Но стоит отдать должное Вернеру, вопреки страху, он отправился предупредить Печорина об опасности, что делает его по-своему благородным человеком.
geroy-nashego-vremeni.ru
Вернер (Герой нашего времени Лермонтов)
Характеристика героя
Вернер — персонаж повести «Княжна Мери»; доктор, приятель Печорина. В. — своеобразная разновидность «печоринского» типа, существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа Печорина. Подобно Печорину, В. — скептик, эгоист и «поэт», изучивший «все живые струны сердца человеческого». Он невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, он не охладел к страданиям людей («плакал над умирающим солдатом»), живо чувствует их добрые наклонности. В нем есть внутренняя, душевная красота, и он ценит ее в других.
В. «мал ростом и худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…». В этом отношении В.— антипод Печорина. В нем все дисгармонично: чувство красоты и — телесное безобразие, уродливость. Видимое преобладание духа над телом дает представление о необычности, странности доктора, как и его пррзвание: русский, он носит немецкую фамилию. Добрый по натуре, он заслужил прозвище Мефистофеля, потому что обладает критическим зрением и злым языком, проникая в сущность, скрытую за благопристойной оболочкой. В. наделен даром предвидения. Он, еще не зная, какую интригу задумал Печорин, уже предчувствует, что Грушницкий падет жертвой его приятеля. Философско-мета-физические разговоры Печорина и В. напоминают словесную дуэль, где противники достойны друг друга.
Но в отличие от Печорина В. — созерцатель. Он не делает ни шагу, чтобы изменить свою судьбу. Холодная порядочность— вот «жизненное правило» В. Далее этого нравственность доктора не простирается. Он предупреждает Печорина о слухах, распространяемых Грушницким, о заговоре, о готовящемся преступлении (в пистолет Печорина во время дуэли «забудут» положить пулю), но избегает и боится личной ответственности: после гибели Грушницкого отходит в сторону, как будто не имел к ней косвенного отношения и всю вину молчаливо возлагает на Печорина, не подавая ему при посещении руки. (Тот расценивает поведение доктора как измену и нравственную трусость.)
Другие характеристики героев по этому произведению
Печорин Бэла Вера Вулич Грушницкий Княжна Мери Максим Максимыч
www.allsoch.ru
Вернер («Герой нашего времени») — это… Что такое Вернер («Герой нашего времени»)?
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова— Доктор; хотя «его имя Вернер, но он русский». Когда-то «имел практику в Москве». «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой». «Вернер был мал ростом и худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета». — Вернер «страстно любил женщин». Он как-то сравнил их с заколдованным лесом, о котором рассказывает Тасс в своем «Освобожденном Иерусалиме». «Только приступи, — говорил Вернер, — на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что Боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение… Надо только не смотреть, а идти прямо; мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернешься назад!» Однако предостерегает Печорина «быть осторожнее» с княжной. — «…Есть случаи, — сказал Вернер хитро улыбаясь, — в которых благородный человек обязан жениться, и есть маменьки, которые, по крайней мере, не предупреждают этих случаев…» На водах «преопасный воздух»: даже Вернера хотели женить. «Именно, одна уездная маменька, у которой дочь была очень бледна». Вернер, как доктор, «имел несчастие сказать ей, что цвет лица возвратится после свадьбы». Тогда ему «со слезами благодарности» были предложены рука дочери и «пятьдесят душ». Он ответил, что «к этому неспособен». — Молодежь прозвала его Мефистофелем; «он показывал вид, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию». «Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист», «убежден только в одном, что рано или поздно, в одно прекрасное время умрет». Вместе с этим Вернер «поэт — и не на шутку: поэт на деле, всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием: так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными»; но он же «плакал над умирающим солдатом…» «Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шага»: он, по собственным словам, «скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника». У него злой язык: «я вас не поздравляю», — сказал Вернер Грушницкому, только что произведенному в офицеры. «Отчего?» — «Оттого, что солдатская шинель к вам очень идет…» «Видите ли, вы до сих пор были исключеньем, а теперь подойдете под общее правило». Под вывескою эпиграммы Вернера «не один добряк прослыл пошлым дураком; его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных, — больные взбеленились, почти все ему отказали. Его приятели, то есть все истинно порядочные люди, служившие на Кавказе, напрасно старались восстановить его упадший кредит». В числе этих приятелей был и Печорин. — Вернер и Печорин встретились в первый раз в С… среди многочисленного и шумного круга молодежи. Среди философско-метафизического разговора оба сказали какой-то «вздор», и оба сознали, «что никто ничего умнее не сказал». Они сразу «отличили в толпе друг друга»; в Пятигорске они «часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что взаимно морочат друг друга». Тогда оба «начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером». В «галиматье» Печорина Вернер открывал «идеи», Печорин убеждался, что им вдвоем нельзя разговаривать: «они читали в душе друг у друга». — Секундант Печорина на дуэли с Грушницким, Вернер долго не мог разгадать «тайны» Печорина. Последний принимал условия дуэли на шести шагах, несмотря на предупреждение Вернера, что «секунданты противника хотят зарядить пулею один пистолет Грушницкого». Для Вернера «это было немножко похоже на убийство, но в военное время, и особенно в азиатской войне, хитрости позволяются». Перед дуэлью Вернер был печален. «Послушайте, — сказал он Печорину с явным беспокойством, — вы верно забыли про их заговор?.. Я не умею зарядить пистолета, но в этом случае…» — Он называет Печорина «странным человеком» и прибавляет:»Что за охота! Подстрелят вас, как птицу». — «Я вам удивляюсь», — сказал Вернер и крепко пожал руку Печорину, когда они взбирались на узенькую площадку. — Перед самым выстрелом Вернер, «давший слово не мешать», дернул за рукав Печорина и шепнул: «пора!» — «Посмотрите, он уж заряжает… если вы ничего не скажете, то я сам…» — «Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит…» — ответил Печорин. Вернер посмотрел на него с удивлением. — «О, это другое!.. только на том свете не жалуйтесь…» — После первого выстрела «бедный доктор» был бледнее Грушницкого, «когда тот целил» Печорину в лоб. «Finita la commedia», — сказал Печорин, когда все было кончено, но Вернер ничего «не отвечал и с ужасом отвернулся». В записке Печорину он писал: «Все устроено как можно лучше…» Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете…» Когда Вернер пришел к Печорину «предупредить его», «лоб у него был нахмурен против обыкновения». Он не протянул руки. — «Прощайте. Может быть, вас ушлют куда-нибудь». Он на пороге остановился и — вышел.
Критика: «В беллетрическом смысле это лицо превосходно, но в художественном довольно бледно. Мы больше видим, что хотел сделать из него поэт, нежели что он сделал из него в самом деле». [Белинский. Соч. T. V.
Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.
literary_types.academic.ru