Викторина по русскому языку 4-5 класс c ответами

К 5 классу школы большинство прилежных учеников владеют достаточно обширными знаниями для проведения викторины по русскому языку 4-5 класс. Подготовить такую викторину имея хорошо оснащенный кабинет русского языка совсем не сложно, достаточно будет развесить на стенах и доске некоторое количество дополнительных плакатов и украсить доску заманчивым ярким объявлением с приглашением принять участие в викторине для школьников с ответами.

Перед началом викторины школьников лучше разделить на команды, если в викторине принимают участие два класса, то перемешивать их не стоит, образовав команды из их состава. Играть могут не все, часть учеников может выступить в качестве судей, внимательно следящих за тем, кто из команды соперников первым дал правильный ответ.

Викторина по русскому языку, для учащихся 4-5 классов

Вопросы для викторины

Тур 1. Разминка

  • Сколько букв в русском алфавите?

(33)

  • Сколько букв было в российском алфавите в начале XIX века?

(36)

  • На какие буквы делится алфавит?

(на гласные и согласные)

  • Как называются элементы русского языка, которые слышатся, но не видятся?

(звуки)

  • Назовите на какой вопрос отвечает в предложении подлежащее?

(кто?, что?)

  • Какое количество гласных букв в русском алфавите?

(10)

  • Какая часть речи в предложении обозначает действие?

(глагол)

  • При помощи какой части слова связываются все слова в предложении?

(окончание)

  • Какое количество согласных букв содержится в русском алфавите?

(21)

  • Назовите две буквы в русском алфавите, не имеющие звуков?

(мягкий и твердый знаки)

  • Кто изобрел кириллицу?

(Кирилл и Мефодий)

Тур 2. Слоги – слова

Ведущий викторины раздает детям заранее подготовленные материалы, в виде листочков с разбросанными по ним слогами и предлагает составить слоги в слова. Варианты данной работы могут быть следующими:

  1. Ли, мо, ма, н, ре, ма, ле;
  2. К, па, ни, па, га;
  3. Со, во, с, да, на;
  4. Мо, о, ре, зе, ро;
  5. Зе, ш, р, ка, но, ф;
  6. О, д, к, но, ве, рь;
  7. Ко, бо, ра, бль, ро, в;
  8. Ко, ку, ро, ри, ца, ва;
  9. К, ро, ди, вать, ван.

Задание может выполняться по вариантам, кто первый сдает листик с правильно выполненным заданием, тот и признается победителем.

Тур 3. Рисование

Викторина по русскому языку 4-5 класс выйдет более интересной, если включить в ее состав конкурс на лучшее изображение букв русского алфавита на бумаге, или доске. Разрешено использование древнерусской вязи и других украшений для того, чтобы буква выглядела краше и лучше. Полученные рисунки можно развесить на доске и предоставить судьям право выбрать из них три самых лучших, исполнители которых должны получить хорошие отметки.

Тур 4. Практическая часть

В этой части викторины ученикам придется немного поднапрячься, поскольку от этого будет зависеть то, чем завершиться игра.

  1. Разобрать слово «кувшинка» по составу

(кувшин – корень, к – суффикс, а – окончание)

  1. Осуществить синтаксический разбор предложения: Ранней весной расцвел первый подснежник.

(повествовательное, не восклицательное,  простое, двусоставное, не осложненное)

  1. Фонетический разбор слова «лошадь»

(л – согласная, звонкий, мягкий; о – гласная, ударная; ш – согласная, глухая, твердая; а – гласная, безударная; д – согласная, звонкая, твердая; ь – мягкий знак)

Тур 5. Вопросы на знание правил русского языка

  1. Какие слова считаются однокоренными, приведите примеры?

(слова с одним корнем, пример – лист, лиственница)

  1. Монолог – это…, диалог – это…

(монолог – речь одного человека, диалог –разговор двух и более лиц)

  1. Назовите то, как в предложении могут меняться глаголы?

(глаголы в предложении меняются по времени, числу, лицу и  роду (в прошедшем времени))

  1. Охарактеризуйте сложное предложение?

(сложным считается предложение, в котором имеется более двух сказуемых, или же двух подлежащих)

Завершить викторину можно выставлением оценок и награждением победителей.

Читайте также:

ВИКТОРИНА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ВИКТОРИНА СТРАНЫ МИРА, С ОТВЕТАМИ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

razvitiedetei.info

Викторина по русскому языку для 5 класса


«Викторина — это игра в ответы на вопросы из разных областей знания» — так толковый словарь русского языка раскрывает значение этого слова.

Игры и викторины привлекательны для школьников любого возраста. О целесообразности их проведения говорить излишне. Викторины, как и другие игровые формы, расширяют процесс познания, обеспечивают более глубокое проникновение в литературный и лингвистический материал, происходят в ситуации психологической раскованности, помогают почувствовать себя успешным.

Викторина может быть устной или письменной, проводиться на уроке или во внеурочное время.

Викторина по русскому языку для 5 класса

1.Как называются элементы русского языка, которые слышатся, но не видятся?

2.Какое количество гласных букв в русском алфавите? А сколько гласных звуков?

3.Сколько раз встречается звук С в предложениях:

Через поле и лесок

подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

4.При помощи какой части слова связываются все слова в предложении?

5.Как называется изменение глагола по лицам и числам?

6.Исправьте речевые ошибки в предложениях: А) Он переживал радостное счастье. Б) Девочка оробела и испугалась. В) Скорый поезд прибыл с Крыма.

7.  Соберите слова, которые спрятались в других словах:

А)Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ .

Б)Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ .

8. Определите в прямом или переносном значении употреблено каждое прилагательное:

круглый столик, чёрная зависть, круглый год, круглая сумма, прозрачная вода, острое слово, прозрачный намёк, чёрный карандаш, острый нож, светлая мысль.

9. Объясните, что обозначают фразеологизмы: находить общий язык – …, прикусить язык – …,придержать язык –…

10.Напишите небольшое сочинение на тему «Мой любимый учебник» (7-8 предложений)

Ответы на задания викторины

по русскому языку

Ответы на вопросы викторины по русскому языку.

5 класс

1.Звуки речи (1 балл)

2.10 букв, 6 звуков в русском алфавите. (2 балла)

3. 6 раз: через, лесок, голосок, скажешь, здесь, слышно

(2 балла)

4.При помощи окончания связываются слова в предложении.(1 балл)

5.Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.(1 балл)

6.А) Он испытывал радость. Б) Девочка испугалась.

В) Скорый поезд прибыл из Крыма. (3 балла)

7.Под – снеж – ник – и, двор – ов – ый (2 балла)

8.Прямое значение: круглый столик, прозрачная вода, острый нож, чёрный карандаш.

Переносное значение: чёрная зависть, круглый год, круглая сумма, острое слово, прозрачный намёк, светлая мысль.

(5 баллов)

9.Находить общий язык – понимать друг друга, прикусить язык – замолчать, придержать язык – не говорить лишнего. (3 балла)

10. Сочинение (5 баллов)

Всего 25 баллов


multiurok.ru

Предметная неделя по русскому языку. Викторина для учащихся 5-6 классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-6 классах.

Викторина.

Ц е л ь: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

Оборудование: жетоны, раздаточный материал, проектор, компьютер.

I. Ответы на вопросы (по слайду).

Сколько согласных букв в русском языке, а сколько гласных? (10 – гласные, 21 – согласные.)

Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета.)

Что обозначает глагол? (Действие)

Что обозначает имя существительное? (предмет)

Уберите лишнее слово: кататься, убираться, войти, выход

Уберите лишнее слово: книга, игрушка, прибавить, постер.

     

    Продолжите поговорки, пословицы:

      — без труда…

      — не пойман…

      — сколько волка не корми

      — смелость города…

      — семь раз измерь…

      — слово не воробей…

      — дело мастера…

      — глаза боятся…

      8. Подберите синонимы к слову говорить

      (глаголить, произносить, сказать, молвить и т.д.)

      9. Подберите синонимы к слову красивый

      (прекрасный, симпатичный, пригожий, хороший, привлекательный и т.д.)

      10. В какой строке пишется вместо пропущенных букв О:

      А. дремуч..го, свеж..го

      Б. рыж..го, бледнолиц..го

      В. чуж..го, больш..й (В)

      11. В каком случае после шипящих не пишется Ь?

      А. мороз жгуч..

      Б. русская реч..

      В. высокая рож.. (А)

      12. Укажите глагол со значением «трудовые действия»

      А. решать задачу;

      Б. косить траву;

      В. проявлять характер.

      13. Укажите глагол со значением «настроение человека»:

      А. печалиться,

      Б. просыпаться;

      В. стареть.

      II. Задания.

      1. Сколько фразеологизмов в тексте?

      С ног до головы.

      — Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда— руку даю на отсечение— он сразу перестанет распускать руки!

      2. Кто быстрее, кто больше?

      Сообразительность (Составить слова)

      Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.

      3. Назовите слово по его лексическому значению.

      1.Место стоянки судов (пристань)

      2.Глава государства (президент)

      3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

      4.Человек, совершивший подвиг (герой)

      5.Руководитель предприятия (директор)

      6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

      7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

      8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

      9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

      10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

      4. Игра «Переводчик»

      1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.

      Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)

      Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)

        2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.

        Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).

        Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Викторина по русскому языку (5 класс)

                ВИКТОРИНА  ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ  В 5 –Х  КЛАССАХ

          ЦЕЛЬ:  1. Повторить пройденный материал за 1 полугодие по русскому языку;

                       2. Развить интерес учащихся к русскому языку;

                       3. Пробудить творческие способности учащихся, развить неординарное мышление.

           

             ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА!

          Сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.

          А в самом начале хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:

                                  

                    Я люблю свой родной язык:

                    Он понятен для всех,

                    Он певуч,

                    Он, как русский народ, многолик

                    Как держава наша могуч.                  А. Яшин.

           

          Многие писатели, ученые говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.

             Для начала необходимо разделиться на две команды. Итак мы разделились на команды и сейчас команды пусть придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку.

          Также следует выбрать капитанов команд, ими станет тот, кто ответит правильно на вопрос:

          1 команда: Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу?

          2 команда: Сколько  нужно взять «Я», чтобы получить имя девочки?

          Итак, капитанов выбрали. За каждое, правильно выполненное задание команда будет получать 1 балл.  В итоге победит  та команда, которая наберет большее количество баллов.

           

          Перейдем к заданиям:

           

          ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

          1.       Какие члены предложения вы знаете?

          2.       Какие члены предложения являются главными?

          1.       Подлежащее –это…

          2.       Сказуемое – это…

           

          СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

          1.        дома, у, траве, утка, по, гуляла, дворе, во.

          2.       у, гостим, бабушки, мы, лето, в, каждое деревне.

           

          АЛФАВИТ

          1.        Сколько букв в алфавите?

          2.       Сколько букв в алфавите от А до Я?

          1.       Сколько гласных букв в алфавите?

          2.       Сколько согласных?

          1.       Какие буквы не дают звуков?

          2.       С каких букв никогда не начинаются слова?

           

          Конкурс  «Придумай и сосчитай».

          1.       Слово из 3 букв и 3 звуков;

          2.       Слово из 4 букв и 4 звуков;

          1.       Имя девочки, в котором з слога;

          2.       Имя мальчика, в котором на один слог меньше:

          1.       Сколько слогов и букв в слове Петр?;

          2.       Сколько слогов и букв в слове Алеша?

          1.       Сколько букв и звуков в слове « ЯБЛОКО?

          2.       Сколько букв и звуков в слове  «ЕНОТ?»

           

          СОСТАВ СЛОВА.

          1.       Назвать все части слова;

          2.       Какая часть в слове является главной ?

          1.       Какие две части слова служат для образования новых слов;

          2.       Какая часть слова служит для связи слов в предложении

          1.       Укажи части слова в слове «ЗИМНИЙ»;

          2.       Укажи части слова в слове «ПРЕКРАСНОЕ»

          1.       Как превратить большой дом в маленький?

          2.       Как превратить длинную дорогу в очень длинную?

           

          ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

           

          1.       Какая часть речи отвечает на вопросы кто?, что? и что обозначает?

          2.       Как изменяются имена существительные?

          3.       Какого рода бывают существительные?

          4.       Сколько вы знаете склонений имен существительных?

                 ФИЗМИНУТКА

           

          НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО И ДОКАЖИТЕ:

          1.       Носок, мозоль, георгин, помидор.

          2.       Глушь, тишь, шалаш, ночь.

          1.       Ворона, Аленка, куница, лиса;

          2.       Река, озеро, заяц, дорога.

           

          КОНКУРС «СОСТАВЬ СЛОВЕЧКО»

                  1 команда                          2 команда

                  кута —                                     нокь

                   кашок                                   асил

                   шадоль                                 синьяв

                   вел                                         ведьмед

          (1.    Обобщить к какой части речи относятся;

          (2.    И на какой вопрос отвечают?

           

          КОНКУРС «КТО БЫСТРЕЕ» (Задание выполняют вместе две команды)

           

          В данных словах зачеркнуть  слово МОРЕ и прочитать название морских обитателей:

           

          -кмореамморебалмореа (камбала)

          -оммореамморер              (омар)

          -кремореветморека          (креветка)    ( исключите лишнее слово)

          -моремеморедумореза    (медуза)

           

          Ребусы.

           

          Релаксация: Интересно ли вам было на уроке?

                                  Почему?

           

          Итог урока:  Итак  мы подсчитываем баллы. Посмотрим .чья команда победила и набрала больше очков.

           

           

          infourok.ru

          Презентация «Викторина по русскому языку для 5 класса»

          Описание презентации по отдельным слайдам:

          1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:

          №1 В каком времени года не живет буква «е»? А) Лето Б) Осень В) Зима Г) Весна

          4 слайд Описание слайда:

          №2 Что обозначает имя существительное? А) Предмет Б) Признак В) Действие Г) Признак признака

          5 слайд Описание слайда:

          №3 Какой из предметов не умеет дышать? А) Собака Б) Шкаф В) Крот Г) Кот

          6 слайд Описание слайда:

          №4 с помощью чего человек выражает свои мысли? А) жестов Б) криков В) шипения Г) слов

          7 слайд Описание слайда:

          №5 Что значит сделать фонетический разбор слова? А) звукам Б) составу В) значению Г) членом предложениям

          8 слайд Описание слайда:

          №6 Как пишется слово х…р…шо? А) ара Б) ора В) аро Г) оро

          9 слайд Описание слайда:

          №7 В каком из слов пишется после ц буква и? А) цыпленок Б) цыган В) цитрон Г) на цыпочках

          10 слайд Описание слайда:

          №9 Какой из этих терминов не является языковым? А) синоним Б) орфограмма В) суффикс Г) расстояние

          11 слайд Описание слайда:

          №10 Сколько гласных букв в алфавите? А) 9 Б) 10 В) 11 Г) 12

          12 слайд Описание слайда:

          №11 Какой из данных признаков обозначает материал? А) зеленый Б) деревянный В) лисий Г) радостный

          13 слайд Описание слайда:

          №12 В каком слове одна буква «л»? А) аллея Б) троллейбус В) воллейбол Г) алеет

          14 слайд Описание слайда:

          № 13 Как и что называют главными членами предложения? А) основа грамматическая Б) смысл предложения В) все,кроме второстепенных членов Г) самое нужное

          15 слайд Описание слайда:

          №14 Как изменяются наречия? А) не изменяются Б) по падежам В) по числам Г) по временам

          16 слайд Описание слайда:

          №15 Кто был создателем славянского алфавита? А) Кирилл и Мефодий Б) Борис и Глеб В) Афанасий Никитин Г) Минин и Пожарский

          17 слайд Описание слайда:

          №16 Какая буква самая молодая в русском алфавите? А) «Ъ» Б) «Я» В) «Ф» Г) «Ё»

          18 слайд Описание слайда:

          №17 Какая часть самая малочисленная и включает лишь несколько десятков слов? А) наречие Б) числительное В) местоимение Г) предлог

          19 слайд Описание слайда:

          №18 Кто составил «Толковый словарь живого великого русского языка» А) Ожегов Б) Эфрон В) Даль Г) Чуковский

          20 слайд Описание слайда:

          №19 Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний? А) птичье молоко Б) разбитое корыто В) рог изобилия Г) журавль в небе

          21 слайд Описание слайда:

          №20 Как называются в языке слова близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие нечего общего по смыслу? А) синонимы Б) омонимы В) антоним Г) паронимы

          22 слайд Описание слайда:

          №21 Что за часть речи описана в следующем предложении А) прилагательное Б) существительное В) местоимение Г) глагол Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!

          23 слайд Описание слайда:

          №22 Как называется искусство красивого письма? А) пиктография Б) каллиграфия В) скоропись Г) клинопись

          24 слайд Описание слайда:

          №23 Какую записку оставил Винни-Пух на дверях своего домика для Кристофера Робина? А) «я ушол» Б) «прихади зафтра» В) «доживем до понедельника» Г) «щасвирнус»

          25 слайд Описание слайда:

          №24 Как называется наука, которая изучает происхождение слов? А) фразеология Б) лингвистика В) этимология Г) сравнительное языкознание

          26 слайд Описание слайда:

          №25 Как называются слова, которые совсем недавно появилось в нашей речи? А) неологизмы Б) неандертальцы В) ниагарцы Г) нео

          27 слайд Описание слайда:

          №26 Сколько омонимов имеет слова «коса»? А) два Б) три В) четыре Г) пять

          28 слайд Описание слайда:

          №27 Что такое синтаксис? А) часть слова Б) звук В) раздел науки о языке Г) постоянный признак

          29 слайд Описание слайда:

          №28 Мирный труд – это: А) предложение Б) слово В) сводная конструкция Г) постоянный признак

          30 слайд Описание слайда:

          №29 Какое из словосочетаний является сочинительным? А) быстро бежать Б) день и ночь В) торопиться в школу Г) красивое платье

          31 слайд Описание слайда:

          №30 Какое, по характеру главного слова, словосочетание « прыгать с трамплина» А) именное Б) наречное В) глагольное Г) частичное

          32 слайд Описание слайда:

          №31 Зеленеет трава – это: А) словосочетание Б) простое предложение В) вводная конструкция Г) сложное предложение

          33 слайд Описание слайда:

          № 32 В повествовательном предложении заключается: А) суждение Б) требование В) вопрос Г) приказ

          34 слайд Описание слайда:

          №33 С помощью чего в предложении выражаются восторг и радость: А) мимика Б) интонации В) жестов Г) взгляда

          35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда:

          Курс повышения квалификации

          Курс повышения квалификации

          Курс повышения квалификации

          Найдите материал к любому уроку,
          указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

          Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

          Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

          Выберите учебник: Все учебники

          Выберите тему: Все темы

          также Вы можете выбрать тип материала:

          Общая информация

          Номер материала: ДВ-262472

          ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

          Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

          Подать заявку на курс

          Похожие материалы

          Вам будут интересны эти курсы:

          Оставьте свой комментарий

          infourok.ru

          Викторина по русскому языку для учащихся 5 класса

          Викторина по русскому языку для учащихся 5 класса

          1. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

          а) водит; б) пашешь; верит; г) смех

          2. В каком слове ударение падает на первый слог?

          а) цемент; б) фарфор; в) цепочка; г) хвоя

          3. Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?

          Дождик льёт – кругом вода, Задрожал водопровод.

          Мокнут столб и провода, Протекает небосвод –

          Мокнут кони и подвода, На земле водоворот,

          Дым над крышами завода, А по лужам у ворот

          От бегущих быстрых вод Дети водят хоровод.

          Задрожал водоотвод. (П. Яхнин)

          4. В книге К. Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха «съела собаку» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

          5. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

          Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

          6. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.

          7. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

          8. Сколько грамматических основ в следующем предложении?

          Алый бархат вечереет, Жаждет зелень и июль

          Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет.

          (В. Брюсов)

          9. Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?

          Нёс медведь, шагая к рынку, Дрался вырванной осиной,

          На продажу мёда крынку, Мог ли в ярость он не впасть,

          Вдруг на Мишку – вот напасть — Если осы лезли в пасть.

          Пчёлы вздумали напасть. Жалили куда попало,

          Мишка с армией осиной Им за это и попало.

          (В. Козловский)

          10. Прочитайте текст, выполните задания.

          Старина.

          Старина – как сердцевина в дереве.

          Она окружена более поздними кругами. Внутренние круги неживые. Живёт только самый большой, самый поздний круг. Он дышит, гонит соки, растёт.

          Огромное дерево: люди берутся за руки, чтобы обхватить его. Обхватят вдвоём и смотрят на ветки, на листья, на птичьи гнёзда под облаками.

          Самый близкий к людям, обхватившим дерево, — живой круг. Но если вынуть из древа старые, меньшие круги.… Один большой круг не удержит веток, листьев, птичьих гнёзд и сомнётся, как бумажный.

          Задания к тексту:

          1. Докажите, что настоящее описание является иносказательным;

          2. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

          3. Закончите текст (напишите вывод)

          Ваш ответ должен иметь вид целостного и композиционного завершения текста.

          Ответы

          Викторины по русскому языку для учащихся 5 класса

          1. б) пашешь (1 балл)

          2. г) хвоя (1 балл)

          3. Вода, вод, водоотвод, водоворот – однокоренные слова (1 балл)

          4. «Собаку съел» — имеет большой опыт, навык, основательные знания.

          Мальчик напрасно испугался, так как он понял фразу в прямом смысле.

          (3 балла)

          5. Пятитомник – (1 балл)

          6. Седой туман, бархатный голос, прямой вопрос. (3 балла)

          7. Превратятся в имена существительные. (1 балл)

          8. Четыре грамматические основы (1 балл)

          9. Омофоны (2 балла)

          10. Эссе (10 баллов)

          infourok.ru

          Викторина по русскому языку для 5-7 классов

          «Знай свой язык».

          Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7 классов.

          Авторская разработка учителя русского языка и литературы

          МОУ СОШ №2 г. Воронежа Рязанцевой Марины Михайловны.

          Цели: прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру; развивать любознательность, познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету; учить общению со сверстниками и единомышленниками, формировать чувство коллективизма.

          Оформление: на доске высказывания о слове С.И.Ожегова и В.И. Даля.

          Ход игры.

          1.Оргмомент. Участники игры делятся на две команды. Ведущий – учитель.

          Жюри – старшеклассники.

          2.Вступительное слово учителя:

          С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся).

          Заглянем в словарь:

          «Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». С.И.Ожегов.

          А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».

          И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

          3.Разминка. (Вопросы задаются командам быстро, отвечает вся команда.

          Если ответа нет, то может ответить другая команда.)

          1.Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «Ц»).

          2.Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце).

          3.В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет).

          4.В каком слове буква А повторяется сорок раз? (Сорока).

          5.Что находится между горой и оврагом? ( Союз И).

          6.Какое государство можно носить на голове? (Панама).

          7.Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).

          8.Из какого полотна не сшить рубашки? (Железнодорожного).

          9.Какой город летает? (Орёл).

          10.Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).

          11.Какая мушка не летает? (У ружья).

          12.На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).

          13.Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).

          14.Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

          4. Конкурс знатоков норм русского языка:

          Учитель: Расставьте правильно ударение в словах (по 1 человеку от команды):

          1 команда – агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнер, тефтели, кухонный,

          украинский, красивее.

          2 команда – мельком, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал, августовский,

          кружево, копировать.

          Учитель: Пока выполняется это задание, остальным членам команд предстоит ответить

          на вопросы:

          Как говорить правильно:

          — Я извиняюсь или извините, пожалуйста?

          — Я кладу или ложу?

          — Мы не хотим или не хочем?

          — Сколько времени или который час?

          — Телефон звонИт или звОнит?

          — ГрушОвый или грУшевый?

          5. Конкурс знатоков пословиц.

          Учитель: В нашей речи часто употребляются пословицы и поговорки, которые создал

          наш народ. А сможете ли вы определить, о какой поговорке идёт речь?

          (Отвечает вся команда)

          — В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха).

          — Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезешь).

          — Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту? (Положить зубы на полку).

          — Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).

          — Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг)

          — О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог даёт).

          Учитель: Мудрость предков звучит на различных языках по-разному. Попробуйте

          подобрать к пословицам разных народов соответствующие по смыслу русские

          пословицы. (Отвечает вся команда).

          — Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».( Поспешишь – людей

          насмешишь.)

          — Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи – век учись).

          — Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». (Тише едешь – дальше

          будешь).

          — Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь.

          Как аукнется, так и откликнется).

          — Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда

          не вытянешь и рыбку из пруда).

          — Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони

          недалеко падает).

          — Удмуртская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит –

          не поймаешь).

          — Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело – гуляй смело).

          Учитель: Продолжите поговорку. (Отвечает вся команда).

          — Сам пропадай…(а товарища выручай).

          — По одёжке встречают…(по уму провожают).

          — Семь раз отмерь…(один раз отрежь).

          — Глаза страшатся…(а руки делают).

          — С кем поведёшься…(от того и наберёшься).

          — Грамоте учиться…(всегда пригодится).

          — Любишь кататься…(люби и саночки возить).

          — Не зная броду…(не суйся в воду).

          — Что посеешь…(то и пожнёшь).

          — Кто не работает…(тот не ест).

          6. Конкурс фразеологизмов.

          Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Их источники различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из сказок, легенд, песен. Знаете ли вы, что означают фразеологизмы и откуда они пришли в нашу речь? (Отвечает вся команда):

          — Остаться у разбитого корыта. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

          — Слона-то я и не приметил. (И.С.Крылов. Басня «Любопытный»).

          — Сизифов труд. (бесполезный, напрасный труд).

          — Авгиевы конюшни.(очень загрязнённое место).

          — Ахиллесова пята. (слабое, уязвимое место).

          — Троянский конь. (неожиданное предательство).

          Учитель: Замените фразеологизм синонимом:

          — Делать из мухи слона (преувеличивать).

          — Два сапога – пара (очень похожи).

          — Заблудиться в трёх соснах (не разобраться в чём-то простом).

          — После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).

          — Во всё горло (очень громко).

          — Повесить нос (огорчиться).

          — Ходить на голове (шалить, беситься).

          — С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).

          — Ни в зуб ногой (ничего не знать).

          — Путаться под ногами (мешать).

          — Плевать в потолок (бездельничать).

          Учитель: Подобрать как можно больше фразеологизмов со значением «быстро». (Задание выполняет команда письменно в течение определённого времени одновременно).

          Предполагаемый ответ: во все лопатки, во весь дух, изо всех сил, на всех парах, на всех парусах, очертя голову, сломя голову, со всех ног, что есть духу, что есть силы).

          7. Конкурс знатоков орфографии.

          Учитель: Любите ли вы разгадывать кроссворды? А нужно ли знать орфографию, чтобы это делать? Давайте проверим. (Каждой команде даётся кроссворд. Пока команды разгадывают кроссворды, жюри подводит предварительные итоги.)

          1. Молодые побеги растения.

          2. Мальчик, юноша.

          3. Человек, выращивающий растения.

          4. Количество лет, которые прожил человек.

          5. Растениеводство, животноводство – это … сельского хозяйства.

          6. Увеличение, прибавление в количестве.

          7. Сросшееся что-либо в одно целое.

          8. То, что всходит из семени при проращивании.

          9. Как иначе называется древесный гриб.

          10. Что измеряют в человеке.

          11. Берёзовая … .

          12. Человек, дающий деньги в долг под проценты.

          13. Густо разросшиеся кустарники, деревья.

          Ответы: 1- поросль, 2 – подросток, 3 – растениевод, 4 – возраст, 5 – отрасль,

          6 – прирост, 7 – сросток, 8 – росток, 9 – нарост, 10 – рост, 11 – роща,

          12 – ростовщик, 13 – заросли.

          8. Подведение итогов. Награждение победителей.

          infourok.ru

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *