Конспект+презентация по обществознанию «Виновен-отвечай» (7класс)

обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

Планируемые результаты:

— личностные: в овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), в  умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,   определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

—  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

— предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,  установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:  

— личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

— регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

— познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

— коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Образовательные технологии, используемые на уроке — создание проблемной ситуации, мозговой  штурм, индивидуальная и фронтальная работа.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Включаются в деловой ритм урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

Ответьте за минуту: (Слайд 2)

1. Что такое дисциплина?

2.Почему дисциплина необходимое условие существования общества? 2-3 примера.

3. Виды дисциплины.

4.Общеобязательная дисциплина?

5.Специальная дисциплина?

6. Какие виды специальной дисциплины вы знаете?

7.Какие крупные аварии произошли по причине несоблюдения технологической дисциплины?

8.Можно ли до конца избежать техногенных аварий?

9. Что мешает способному ученику хорошо учиться?

10. Какие последствия могут быть при несоблюдении трудовой, воинской дисциплины?

Ответьте на вопрос теста:

Что из перечисленного относится к внутренней дисциплине?

1. Привычка делать уроки сразу после школьных уроков.

2. Выполнение домашнего задания для исправления оценки.

3. Обращение к родителям или друзьям с просьбой помочь в выполнении дом. задания.

4. Стремление самостоятельно разобраться с трудной задачей по математике.

5. Списывание домашнего задания в школе.

Вспоминают тему прошлого урока, актуализируют имеющиеся знания по теме «Дисциплина»

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Проблемная ситуация

Ребята, к вам обращается в своем письме ваш сверстник, послушайте.

Что произошло с подростком? Почему? О чем сегодня будем говорить? 

Тема урока – «Виновен — отвечай»

Почему в курсе общ-ия 7 класса есть такой раздел «Человек и закон»? Противоправного поведения в современной  жизни много, бывает, что и подростки совершают проступки и преступления.

 

Как сделать так, чтобы никто не оказался на месте подростка Дмитрия?

Какая цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы узнаем (Слайд 4):

  1. Знать закон смолоду. Каковы причины попадания несовершеннолетних ИТК

  2. Законопослушный человек.

  3. Противозаконное поведение.

  4. Чем проступок отличается от преступления?

Ученик  зачитывает  письмо (Слайд 3)

Формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетрадь

Мы – подростки, с 14 лет за некоторые преступления можно понести наказание.

Необходимо знать закоы, чтобы не повторялись такие ситуации.

Узнать что такое «законопослушное поведение», «ответственность за свои поступки»

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа

Как вы думаете, почему знание закона необходимо несовершеннолетним?

Причины совершения преступлений несовершеннолетними. (Слайд 5)

  • 1. Незнание закона.

  • 2. Влияние старших по возрасту.

  • 3. Недостатки воспитания.

  • 4. Слабость характера.

  • 5. Чувство безнаказанности, т.к. не были наказаны после первого преступления.

Законопослушный человек

Ребята, а кого можно назвать законопослушным человеком?

Почему законопослушный человек вызывает уважение?

Запишем в тетради определение «Законопослушное  поведение – это …(Слайд 6)

Противозаконное поведение

А как называется поведение, противоположное законопослушному? (Слайд 7)

Приведите примеры такого поведения.

Так какое же поведение является противоправным или противозаконным?

Виды правонарушений

Прочитайте в учебнике на стр. 111-112 «Путешествие в прошлое».

Как в древности люди относились к нарушителям установленных правил?

Но как установить меру, адекватность  наказания?

Из чего исходить, как добиться справедливости?

Какое наказание будет справедливым?

Юристы разделяют все нарушения на две группы в зависимости от степени вреда. (Слайд 8)

К одной группе относят преступления – наиболее вредные нарушения.

Другая группа – проступки.

Особенно строго закон наказывает за очень вредные нарушения – преступления (регулирует УК РФ): (Слайд 9)

  • против здоровья и жизни

  • против чести и достоинства человека

  • против прав и свобод

  • против собственности

  • против общественной безопасности и порядка

Проступки могут регулироваться Кодексом РФ об административных правонарушениях. К ним могут быть отнесены: (Слайд 10)

  • нецензурная брань в общественных местах

  • оскорбительное приставание к гражданам

  • нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности и т.д.

  • и другое мелкое хулиганство

Трудовой кодекс РФ (Слайд 11)

Гражданский кодекс РФ

Закон и подросток

Ребята, а почему юристы часто предупреждают, что от мелкого нарушения до крупного всего один шаг? Нужно всегда помнить о том, что эта грань – между мелким нарушением порядка и серьезным нарушением порядка – очень тонкая.

Какие наказания применяются к несовершеннолетним? (Слайд 12)

1. меры воспитательного воздействия.

2.Вызов с родителями в комиссию по делам несовершеннолетних

3. Постановка на учёт в милиции

Наложение штрафа на родителей.

При повторном нарушении с 11 лет – спецшкола; с 14 лет –ВТК(воспитательно-трудовая колония). (Слайды 13, 14)

Предлагают различные варианты ответа

Законопослушный человек уважает закон, не совершает действий, наносящих вред другим людям и обществу.

Законопослушное поведение полезно для общества.

Записывают определение

Противозаконное, противоправное

Приводят примеры

Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит  вред обществу, людям.

(записывают в тетрадь)

Читают самостоятельно.

Добиваясь справедливости, провинившегося наказывали.

В зависимости от степени тяжести содеянного.

Записывают схему в тетрадь

Работают в парах.

Приводят примеры.

Работают в парах.

Приводят примеры.

Варианты ответов могут быть разные

Записывают в тетрадь

Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Самостоятельная работа

А сейчас возьмите листочки на краю стола и в них же выполните небольшую самостоятельную работу.(Приложение 1)

Вариант I

В перечне проступков выпиши те, которые регулируются нормами права:

  1. перешел улицу в неположенном месте

  2. обидел своего товарища

  3. отказался оплатить проезд в городском транспорте

  4. оскорбил продавца в магазине

  5. купил краденое имущество

  6. отказал в помощи пожилой соседке

Вариант II

В перечне наказаний запиши те, которые применяются только за совершение преступлений.

  1. предупреждение

  2. ограничение свободы

  3. обязательные работы

  4. штраф

  5. лишение специального права

  6. лишение свободы на определенный срок

Ребята, давайте сверимся с доской (решение записано на слайде).

Выполняют задания на листах.

Сверяются с доской

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Что изучали сегодня на уроке?

Кто желает сформулировать определение «Законопослушный человек».

Отвечают на вопросы.

Законопослушный человек – это человек, который соблюдает законы и его поведение предполагает полезную для общества деятельность.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Каждому ученику раздается листок с заданиями.

Задание 1. В стране Z был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?»

Результаты опроса представлены в форме диаграммы. (Приложение 2)

Какой ответ выбрали больше всего опрошенных?

Какие мотивы соблюдения социальных норм также популярны среди опрошенных?

Нравственные или правовые основания удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм?

Используя знания, полученные на уроке проанализировать диаграмму «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?». Ответы записать в тетрадь

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Продолжите предложения:

— Теперь я знаю ..

— Теперь я могу ….

— А еще я хочу сказать ….

Учащиеся выбирают любое предложение, продолжают его.

Приложение 1.

Задание 1. В перечне проступков выпиши те, которые регулируются нормами права.

  1. перешел улицу в неположенном месте

  2. обидел своего товарища

  3. отказался оплатить проезд в городском транспорте

  4. оскорбил продавца в магазине

  5. купил краденое имущество

  6. отказал в помощи пожилой соседке

Задание 2. В перечне наказаний запиши те, которые применяются только за совершение преступлений.

  1. предупреждение

  2. ограничение свободы

  3. обязательные работы

  4. штраф

  5. лишение специального права

  6. лишение свободы на определенный срок

Приложение 2.

В стране Z был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?»

Результаты опроса представлены в форме диаграммы.

Какой ответ выбрали больше всего опрошенных?

Какие мотивы соблюдения социальных норм также популярны среди опрошенных?

Нравственные или правовые основания удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм?

infourok.ru

§ 6. Виновен — отвечай. —

1. Объясни понятия.

Законопослушное поведение — это ответственное поведение, которое характеризуется сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерное поведение — это подчиненное воле поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм, не противоречит основным принципам права и гарантируется государством.

Противозаконное поведение — это ответственное неправомерное поведение, характеризуемое сознательным неподчинением людей требованиям закона. Это такие действия человека, в результате которых совершается преступление. При этом должно быть соблюдено определенное условие. А именно: человек не только полностью осознает свои поступки, но и способен руководить ими.



2. В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?» Результаты опроса представлены в форме диаграммы.

Какой ответ выбрали больше всего опрошенных?

Больше всего прошенных выбрали ответ – совесть (24%).

Какие мотивы соблюдения социальных норм также популярны среди опрошенных?

Среди опрошенных популярны такие мотивы соблюдения социальных норм, как: стыд перед близкими (16%), боязнь суда, наказания (15%), понимание необходимости соблюдения социальных норм (15%) и страх потерять работу, достаток, положение в обществе (14%).

Нравственные или правовые основания удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм? Используя данные опроса, поясни своё мнение.

Нравственные убеждения преобладают более выраженной, так как в наше время все же многие люди являются добропорядочными гражданами и нарушение норм противоречит их нравственным убеждениям.



3. В перечне проступков обведи номера тех, которые регулируются нормами права.

1) перешёл улицу в неположенном месте
2) обидел своего товарища
3) отказался оплатить проезд в городском транспорте
4) оскорбил продавца в магазине
5) купил краденое имущество
6) отказал в помощи пожилой соседке



4. Прочитай текст и заполни схему: укажи признаки проступков и преступлений, укажи соответствующие им виды ответственности.

Любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права, называется правонарушением. Оно всегда опасно для общества, наносит ему вред. Но степень общественного вреда может быть различной. В зависимости от этого правонарушения подразделяют на две группы: преступления и проступки. Преступления — наиболее опасный вид правонарушений. Проступки, как правило, не причиняют реального, прямого вреда в данный момент, они представляют меньшую угрозу общественному порядку. Но граница между проступком и преступлением весьма тонкая. Например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии является проступком, за совершение которого предусмотрена административная ответственность. Но такой водитель может стать причиной гибели другого человека, а это уже преступление.
 



5. Заполни таблицу, используя приведённый ниже перечень преступлений (запиши номера, под которыми они указаны, в соответствующий столбец).

Примеры: 1) мошенничество; 2) убийство; 3) похищение; 4) клевета; 5) побои; 6) кража; 7) грабёж; 8) истязания; 9) оскорбление; 10) разбой; 11) доведение до самоубийства; 12) незаконное помещение в психиатрическую больницу.


 



6. В перечне видов наказаний обведи номера тех, которые при-меняются только за совершение преступлений.

1) предупреждение
2) ограничение свободы
3) обязательные работы
4) штраф
5) лишение специального права
6) лишение свободы на определённый срок



7. Пятнадцатилетний Антон систематически подкарауливал учеников начальной школы и отбирал у них деньги и понравившиеся ему вещи. Как следует квалифицировать действия Антона на основании Уголовного кодекса РФ? Может ли он быть привлечён к ответственности? Свой ответ поясни.

Он подпадают под ст.161 ч.1 УК РФ (грабеж или открытое хищение чужого имущества). По данной статье уголовная ответственность наступает с 14 летнего возраста. поэтому Антона не только можно, но и нужно привлекать к ответственности.

Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, — наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.



8. Прочитай высказывания и сравни их смысл.

«Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним» (Сенека).
«Позорно не наказание, а преступление» (И. Гердер).

Объясни своими словами смысл каждого высказывания.

1 высказывание – это высказывание говорит о том, что преступник даже если и избежит наказания, но страх останется.
2 высказывание – про то что совершение преступления позорно само по себе, независимо от наказания. Преступник действительно может не боятся наказания, а преступление гораздо позорнее чем наказание какое бы преступление не было, преступнику должно быть стыдно.

Являются ли эти высказывания дополняющими друг друга по смыслу? Поясни свой ответ.

Да, эти высказывания являются дополняющими друг друга. В первом говорится о том, что ты можешь избежать наказания, но ты будешь бояться получить его. А во втором высказывании говорится о позоре самого факта преступления. В общем, можно не быть наказанным, но совершить преступление и остаться безнаказанным — гораздо сложнее в моральном смысле.

poobschestvu.ru

Виновен — отвечай

Тема урока: «Виновен — отвечай»

Цель: Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

Задачи:

обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки» ;

развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Планируемые результаты:

личностные:

• овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

— личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая,

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.

План — конспект урока:

  1. Проверка д.з.

Тестирование по теме «Что такое дисциплина» (по вариантам)

  1. Задания по актуализации опорных знаний:

— Что такое дисциплина? Какая бывает дисциплина?

— Какие виды специальной дисциплины вы знаете? (Военная, трудовая, технологическая, школьная. )

 — Какие крупные аварии произошли по причине несоблюдения трудовой или технологической дисциплины человеком? (Например, авария на Чернобыльской АЭС, авария на химическом заводе в индийском городе Бхопале. )

 — Правильно ли будет говорить о человеческом факторе этих аварий? Можно ли избежать таких причин? (Человеческий фактор присутствует в большинстве случаев техногенных аварий. Избежать полностью этого не удаётся, так как нет производства абсолютно без участия человека. Можно говорить о снижении риска этого фактора)

 — Что мешает способному ученику хорошо учиться? (Отсутствие силы воли и самоконтроля )

— Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

— Почему люди соблюдают дисциплину?

— Как общество контролирует поведение человека?

  1. Создание проблемной ситуации.

Просмотр фрагмента мультфильма «Дядя Степа милиционер»

Формирование темы урока: (Ученики должны пояснить свой выбор, т.е. обосновать свой его. Учитель подводит к определению новой темы урока. Учитель задает наводящие вопросы):

Что показано в этом фрагменте?

— Как его называет голос за кадром?

— Как ведет себя мальчик?

— Такое поведение в обществе приветствуется? (ответ учащихся) Почему?

— Как вы понимаете фразу во фрагменте: «В отделение хотите?»?

— Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

— Может ли он нести ответственность за свои поступки? (по результатам ответов учитель подводит к проговариванию темы урока).

  1. Целеполагание.

Тема сегодняшнего урока «Виновен – отвечай».

— Запишите число и тему сегодняшнего урока (Слайд 1)

  1. «Открытие» нового знания.

— Объясните выражения, которые вы видите на слайде (Слайд 2)

Давайте посмотрим, правильно ли мы объяснили значение этих выражений (Слайд 3,4,5)

— Какое понятие объединяет данные выражения? (ЗАКОН)

-Нужно ли знание закона и почему?

— А нужно ли знать законы несовершеннолетним? Почему? Зачем?

— Если человек не соблюдает закон, нарушает правила поведения в обществе, то здесь речь пойдет о нарушениях правовых норм, т.е. правил.

И здесь речь пойдет о таком правовом понятии, как …

Правонарушение — любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права.

(Слайд 6)
В зависимости от степени общественного вреда правонарушения делят на преступления и проступки.

— Попробуйте пояснить, что мы отнесем к преступлению, а что к проступкам. Почему?

— В чем отличие преступления от проступка? (Проступок – меньшая угроза общественному порядку и людям; преступление — — опасный вид правонарушений, наиболее вредны для общества)

— А что представляет наибольшую опасность для общества? (преступление)

(Слайд 7)

Преступление – это наиболее опасный вид правонарушений, запрещённый Уголовным Кодексом РФ

  1. Физминутка

— Как вы понимаете выражение «Знать закон надо смолоду»

Нарушителями закона являются не только взрослые люди которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние.

(Слайд 9) – статистика преступления несовершеннолетними

  1. Применение нового знания. Работа в группах.

Карточка 1.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

— Почему Дмитрий Ч. совершил преступление?

— Что общего в причинах преступлений воспитанников воспитательно – трудовой колонии для несовершеннолетних (ВТК)?

«Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года).

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так можно жить.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили…

Советую всем никуда не лезть. Все когда – нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…».

Карточка 2.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующий вопрос:

— Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными? Почему?

«Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года).

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал…Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь сам. И вообще все делаешь сам.»

Карточка 3.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

— Какие выводы сделал для себя Алексей из своего печального опыта?

— Как вы понимаете слово «малолетка»?

«Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).

Когда идешь воровать – думаешь, не попадешься. С кем не разговаривал здесь – все так думали. И еще знаешь, сразу не засудят – малолетка. И точно – по первой «ходке» в суд, получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не смог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» за все сразу 2 года дали. Не советую радоваться тем, кто первый раз мио зоны проскочил. Все равно здесь будете» .

Учащиеся анализируют ситуации.

— Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Выводы:

— Чаще всего подростки удивляются, что они совершили преступление и что их ждет наказание и говорят, что они не виноваты, потому что не знали, что их поступок считается преступлением и что их могут наказать по закону?

Что бы вы могли сказать этим подросткам? ( «Незнание закона не освобождает от ответственности») (Слайд 10)

Уголовная ответственность — ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.
(Слайд 11)

Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок.: убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство.

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет

— Зачем закон наказывает? ( «Закон заставляет исправляться и несовершать правонарушений.»)

— А что такое «закон»? Это правопорядок, соблюдение прав и выполнение обязанностей.

(Слайд 12)

Уголовным кодексом РФ предусмотрен общий минимальный возраст уголовной ответственности – 16 лет.

(Слайд 13) « От тюрьмы и сумы не зарекайся» — гласит народная мудрость

  • От неприятностей, увы, никто не застрахован.

  • Однако, знание уголовного законодательства необходимо!

Чтобы оградить себя от совершения правонарушения, необходимо знать и уважать закон.

  1. Итог урока

— Что же мы узнали сегодня на уроке?

— Почему нужно знать законы смолоду?

— Почему законопослушный человек вызывает уважение в обществе?

Выставляется оценка за урок.

  1. Домашнее задание:

Параграф 10 — пересказ

— Составить памятку для своих сверстников «Учись уважать закон»

  1. Рефлексия (закончите предложения)

Сегодня:  я узнал… 
я почувствовал, что…
я приобрел…
меня удивило…

infourok.ru

§ 6. Виновен — отвечай. Обществознание 7 класс Боголюбов



Вопрос 1. Почему общество нуждается в порядке? Какова роль законов в жизни общества?

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон – это юридический документ, содержащий нормы права. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Вопрос 2. Почему законопослушный человек вызывает уважение? В каком случае наказание считается справедливым?

Законопослушный человек знает и умеет пользоваться законом. Наказание считается справедливым в таком случае, в котором соответствует тяжести и мотивам содеянного, личности виновного.

Вопрос 3. В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

В играх: прятки – нельзя подглядывать; в казаках разбойниках – держать пароль в секрете; в жмурках не подглядывать.

В жизни: законы – не убий, не укради.

Вопрос 4. Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

Предлагая нам помощь эти люди ставят себя на наше место и представляют, как бы они поступили в нашей ситуации. Юристы, адвокаты –должны всегда своему клиенту говорить правду, независимо какая ситуация и насколько она тяжелая и несмотря ни на что предлагать возможные и приемлемые пути решения проблемы помогая человеку до конца. В этом проявляется гуманизм профессионала.

Вопрос 5. Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышлёнышей»? Что ты об этом думаешь?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие — с 14. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых.

Вопрос 6. Кого называют законопослушным человеком?

Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности. Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны. Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

Вопрос 7. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.

Многие привыкли закрывать на него глаза — пусть, мол, немного пошалят. Но юристы предостерегают: от такого проступка до грубого нарушения общественного порядка — один шаг. И этот шаг зачастую такой предательски неожиданный: вроде бы и не хотел ничего плохого — и вдруг беда.

Возьмём такой случай. Любил парнишка пострелять из рогатки. Сначала целился в банку, потом в птичку, а затем в человека — пошутить хотел. Выстрелил камешком — и попал случайно в глаз. Вот и всё — предательский шаг сделан, беда пришла: человек пострадал, может быть, даже стал инвалидом на всю жизнь. Это уже нарушение закона, которое определяется как преступление против жизни и здоровья.

Вопрос 8. По каким признакам определяют противозаконное поведение?

Противозаконное поведение — это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.

Вопрос 9. Какое наказание считается справедливым?

Наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание.

Вопрос 10. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?

В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы. К одной относят преступления — наиболее вредные нарушения. Наш закон (Уголовный кодекс) содержит их перечень. Это нарушения, которые направлены против здоровья и жизни человека (убийство, побои, истязания и др.), против его чести и достоинства (похищения людей, оскорбление, клевета и др.), против прав и свобод граждан (нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда и др.). Преступления могут быть направлены также против собственности (кража, грабёж, вымогательство и др.), общественной безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия и др.).

Справедливо, что за преступления положены очень суровые наказания. Они указаны в Уголовном кодексе. Основные виды наказаний — это исправительно-трудовые работы и лишение свободы.

Другая группа — проступки. К ним относят, например, мелкое хулиганство. Закон (Кодекс об административных правонарушениях) даёт ему чёткое определение. Это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. К проступкам закон относит также и нарушение различных правил общественного порядка: дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил и т. д. За подобные нарушения наказывают предупреждением, штрафом, лишением специальных прав (вождения автомобиля и др.).

К проступкам относятся нарушения, которые причиняют вред чужому имуществу. Закон (Гражданский кодекс) требует полностью возместить причинённый ущерб. Если, например, кто-то взял чужой велосипед и сломал его, то он обязан починить или заплатить за него.

Бывают различные нарушения дисциплины по месту работы или учёбы (например, опоздания, прогулы). Согласно закону (Трудовому кодексу) за такие нарушения могут сделать замечание, объявить выговор и даже уволить, исключить.

Вопрос 11. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие — с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, за приведение в негодность транспортных средств и др.).

К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Но не надо думать, что общественно вредные действия в раннем подростковом возрасте вообще остаются безнаказанными. Безнаказанность обещают подросткам более взрослые подстрекатели: «Давай, ты же несовершеннолетний! Тебе всё равно ничего не будет!» Это подлая ложь. И конечно, предательство — прятаться за спину ребёнка. Закон считает подстрекателя соучастником преступления и сурово его наказывает.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учёт в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет — в спецшколу, а с 14 — в воспитательно-трудовую колонию (ВТК). И всё-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно, не мстит ему. Оно хочет одного — помочь оступившемуся подростку вернуться к нормальной жизни.

Вопрос 12. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

Моральное осуждение – это по большей мере наказание общества, то есть обида общества или отчуждение от общества. Моральное осуждение – это нравственный аспект, не несущий правовой (уголовной) ответственности. По закону – юридический аспект, со всеми вытекающими последствиями.

Вопрос 13. Французский учёный Пьер Буаст (1765—1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.

В частности к правопорядку и справедливости. Наказания по своей силе должно быть таким же, как нарушение. Если наказание серьёзнее, чем нарушение, тогда это, действительно, мщение, нарушение закона.

Вопрос 14. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.

За это он может выплатить денежную компенсацию за разбитые очки.

Вопрос 15. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.

Нарушение закона, т.к. он умышленно испортил чужое имущество. Мелкое нарушение закона РФ, за которое нужно привлечь к административной ответственности.

Вопрос 16. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное — будет». Кто из них прав? Объясни.

Прав второй, так как закон предусматривает ответственность за серьезное правонарушение с 14 лет.

resheba.me

Тест по обществознанию Виновен — отвечай 7 класс

Тест по обществознанию Виновен — отвечай для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Гражданина, который уверенно пользуется своими правами и добросовестно выполняет свои обязанности, можно на­звать

1) законопослушным
2) трудолюбивым
3) честным
4) справедливым

2. Какой из названных признаков не характеризует противозаконное поведение?

1) общественная опасность
2) причинение вреда гражданину или обществу
3) деятельность под контролем государства
4) законодательное закрепление

3. Формой соучастия в совершении преступления является

1) кража
2) грабёж
3) хулиганство
4) подстрекательство

4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) замечание
2) лишение права управлять транспорт­ным средством
3) запрет занимать определённые долж­ности
4) преступление
5) исправительно-трудовые работы

5. Определите, к какому виду относятся названные правона­рушения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Примеры

А) мелкое хулиганство
Б) прогул
В) грабёж
Г) побои
Д) безбилетный проезд в автотранспорте

Вид правонарушения

1) проступок
2) преступление

6. С какого возраста установлена ответственность за особо тяжкие преступления?

1) 13 лет
2) 14 лет
3) 16 лет
4) 18 лет

7. Выберите правильные высказывания.

1) Незнание закона не освобождает от ответственности.
2) Замечание, выговор и увольнение относятся к наказани­ям за нарушение уголовного законодательства.
3) Несовершеннолетние граждане, совершившие преступ­ление, могут быть направлены в специальное воспита­тельно-трудовое учреждение закрытого типа.
4) Штраф как наказание за правонарушение может быть назначен только работающему несовершеннолетнему.

8. Заполните пропуск в схеме.

2 вариант

1. Выберите юридический термин, который означает противо­законное поведение.

1) неправильное
2) негуманное
3) противоправное
4) безответственное

2. Что из названного не содержится в уголовном законодательстве?

1) запрещение действий правонарушителя законом
2) незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение
3) наказание зависит от степени вреда, причинённого лич­ности или обществу
4) замечание, выговор, увольнение — это виды наказаний за правонарушение

3. Что из названного не относится к соучастию в преступлении или к формам соучастия в преступлении?

1) преступная деятельность двух и более лиц
2) деятельность организатора преступления
3) вымогательство
4) подстрекательство

4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) ущерб
2) ограничение свободы
3) штраф
4) выговор
5) увольнение

5. Определите, к какому виду относятся названные правона­рушения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Примеры

А) хулиганство
Б) опоздание на работу
В) терроризм
Г) убийство
Д) мелкое хищение

Вид правонарушения

1) проступок
2) преступление

6. Какое наказание не предусмотрено для несовершеннолет­них Уголовным кодексом РФ?

1) штраф
2) обязательные и исправительные работы
3) лишение свободы на срок более 10 лет
4) лишение права заниматься определённой деятельностью

7. Выберите правильные высказывания.

1) Уголовное законодательство устанавливает ответствен­ность за все виды правонарушений с 16 лет.
2) Ответственность за правонарушение учитывает общест­венную опасность и вред, который оно причинило.
3) Требование возместить вред чужому имуществу содер­жит Трудовой кодекс.
4) Трудовое законодательство предусматривает такое нака­зание, как штраф.

8. Заполните пропуск в схеме.

Ответы на тест по обществознанию Виновен — отвечай
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-4
5-11221
6-2
7-13
8. преступление
2 вариант
1-3
2-4
3-3
4-1
5-211221
6-3
7-12
8. проступок

testschool.ru

методическая разработка урока по обществознанию «Виновен

Методическая разработка урока по обществознанию

«Виновен – отвечай»

1. ФИО :Кухарская Лариса Александровна, учитель истории и обществознания

МБОУ Углегорской СОШ, Тацинского района, Ростовской области.

2. Предмет: обществознание

3. Класс: 7

4. Тема урока: «Виновен — отвечай», раздел II: «Человек и закон»,

урок № 12

5. Учебник «Обществознание 7 класс». Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение 2013г.

6. Цель: Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

7. Задачи:

— обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки» ;

— развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

— воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

8. Планируемые результаты:

— личностные:

• овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

— метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

— предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

9. Универсальные учебные действия:

— личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

— регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

— познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

— коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: Открытие новых знаний.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая,

12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.

Слайд 1 «Человек и закон»

Ход урока

Ученики входят в класс и становятся в круг.(2 минуты)

Учитель:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли,

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Настроение у нас отличное.

А улыбки дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

ведь урок начинать нам пора.

Самый лучший день – сегодня, (хором)

Самый лучший отдых – работа,

Самая лучшая работа, та, которую ты любишь.

Самая большая потребность – общение.

Самое большое богатство – здоровье.

Самый большой дар – любовь.

Сегодня будем учиться – любить.

Организационный момент

Вводная беседа:

Учитель: Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы. Но у нас очень много общего. Что именно?

Все мы – люди, мы — граждане России, у всех нас есть права и обязанности, но всегда ли эти права соблюдаются.

Цель и задача : Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Человек и закон» и попытаемся выяснить почему знать закон нужно смолоду и почему законопослушный человек вызывает уважение.

Учитель: Во время урока я буду заполнять оценочный лист, где буду отмечать количество и качество ваших ответов за

Слайд №2 Оценочный лист

Фамилия, имя

Тест

Устные ответы

Работа в группе

Практическая работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2. Какая тема была на прошлом уроке? (Что такое дисциплина?)

Что такое дисциплина?
Дисциплина – это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой – либо организации.

Для того, чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока, я предлагаю 2 ученикам подготовить устные ответы по карточкам

КАРТОЧКА № 1

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

— Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

2. Для этого подумайте и поразмыслите:

— Почему люди соблюдают дисциплину?

— Как общество контролирует поведение человека?

— Что такое внешняя дисциплина?

— Приведите примеры проявления внешней дисциплины.

— На чем основана внешняя дисциплина

— Почему человек предъявляет требования к самому себе?

— Кто контролирует выполнение этих требований?

— Чем внутренняя дисциплина отличается от внешней?

— Как происходит формирование самодисциплины?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 2

  1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

— Как связаны между собой дисциплина, воля и самовоспитание?

2. Для этого подумайте и поразмыслите:

— почему самовоспитание невозможно без внутренней дисциплины?

— в чём трудность постоянного самовоспитания?

-что помогает человеку преодолевать слабость и дурные привычки?

— чего может добиться человек обладающий высокой внутренней дисциплиной?

— Что вы знаете о деятельности Антона Семёновича Макаренко?

— Почему посмотреть на результаты его деятельности приезжали посмотреть люди со всех частей света?

— Пытались ли вы заниматься самовоспитанием?

— Кто из людей, литературных героев, героев кинофильмов добился по вашему мнению, наибольших успехов благодаря огромной воле внутренней дисциплине?

3. Сделайте вывод.

Учитель: пока ребята готовятся отвечать по карточкам, все остальные ученики выполнят тесты по проверке домашнего задания на ретбуках (время на подготовку также 3 минуты).

Ребята, проведите взаимопроверку , 1 вариант, проверьте выполнение задания вашим соседом, если задание выполнено на 50% и более поднимите руку, если нет – не поднимайте руку ;

2 вариант проверьте задание у своего одноклассника,

Те, кто не набирает 50% получат возможность к следующему уроку лучше подготовиться и пройти тест заново.

Выставление отметок учителем в таблицу.

Учитель:

Теперь заслушаем устные ответы по карточкам. У вас на столах находятся планы – памятки для оценки ответа, внимательно выслушайте ответ своего одноклассника и оцените его ответ.

ПЛАН-ПАМЯТКА (слайд №3)

для оценки устного ответа

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.

5. Есть ли вывод в конце выступления?

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объёме, Речь хорошая.

Оценка «4»- в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2»- основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Выставление отметок учителем в оценочную таблицу.

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Учитель: А теперь, ребята, мы с вами посмотрим мультфильм «Дядя Степа милиционер»

Просмотр фрагмента мультфильма «Дядя Степа милиционер» (время 5.30 – 7.20)

Формирование темы урока:

— Кто показан в этом фрагменте?

— Как его называет голос за кадром?

— Как ведет себя мальчик?

— Такое поведение в обществе приветствуется? (ответ учащихся) Почему?

— Как вы понимаете фразу во фрагменте: «В отделение хотите?»?

— Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

— Может ли он нести ответственность за свои поступки? (по результатам ответов учитель подводит к проговариванию темы урока).

1.Как вы считаете мальчик виновен?(найдите ключевое слово в этом вопросе)

2.Должен он отвечать за свои проступки? Найдите ключевое слово в этом вопросе)

А теперь попробуйте сформулировать тему урока

Этап 3. Целеполагание.

(ученики называют тему урока) Тема сегодняшнего урока «Виновен – отвечай». (Слайд 4)

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Метод сброс идей в корзину)

Учитель записывает на доске пожелания учащихся.

Слайд №5 ПЛАН УРОКА

1.Знать закон смолоду.

2.Законопослушный человек.

Учитель: Мы часто задумываемся над вопросом — почему несовершеннолетние совершают преступления? Над этим вопросом задумывались и авторы учебника

Этап 4. «Открытие» нового знания (Слайд 6)

Учитель

— Найдите в тексте учебника информацию :

1 вариант: Почему несовершеннолетние совершают преступление?

2 вариант: Почему законопослушное поведение вызывает уважение в обществе?

Стр.48

Учитель:

— Так почему несовершеннолетние нарушают закон?

— Что такое законопослушное поведение?

Дети отвечают на вопросы

Учитель демонстрирует наглядные примеры:

Слад 7 законопослушное поведение

Слайд 8 противоправное поведение

Физкультминутка 2 минуты

Учитель: Ребята, вы были очень внимательны, молодцы, а теперь проведём физкультминутку, я буду задавать вам вопросы, на которые вы будете вместо ответа «Да» — вставать, вместо ответа «Нет» — сидеть:

1.В РФ паспорт выдаётся в 14 лет (Да).

2.Защита Отечества — долг и обязанность граждан РФ (Да).

3.С 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (Да).

4.С 14 лет подросток может поступать на работу с разрешения родителей(Да)

5.Состоять на учёте в военкомате должны и девушки и юноши с 17 лет(Нет).

6.Конституция РФ принята в 1993 году (Да).

7.Законы – это правила, которые устанавливает государство (Да).

8.На военную службу призываются граждане от 7 до17 лет(Нет).

9.Уважать закон – это значит соблюдать его (Да)

10.Защита Отечества – это долг и обязанность граждан РФ (Да).

Этап 5. Применение нового знания

Учитель: Продолжим занятие. Пришло время использовать полученные вами теоретические знания на практике и работать мы будем в группах. Ребята займите места за последними партами в своём ряду.

Напоминаю вам правила работы в группе. Слад №9

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

1.Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

2.Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

3.Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

4.Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

5.Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)

6.Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

7.Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный всей группой ее полномочный представитель.

8.Координатор распределяет учащихся по ролям (докладчик, хранитель времени, секретарь, исследователь)

Групповая работа учащихся с карточками

Карточка 1.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующий вопрос:

— Почему Дмитрий Ч. совершил преступление?

«Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года).

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так можно жить.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили…

Советую всем никуда не лезть. Все когда – нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…».

(вариант ответов):

Учитель : Прошу координатора ответить, кто в группе оказывал помощь в подготовке сообщения.

Выставляются «+» в оценочный лист.

Карточка 2.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующий вопрос:

— Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными? Почему?

«Из обращения воспитанника Кировоградской Воспитательно — Трудовой Колонии Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года).

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал…Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь сам. И вообще все делаешь сам.»

Предполагаемый ответ: Дураками Георгий считает тех, кто соглашается пойти на преступление в надежде, что им за это ничего не будет.

Умные, по его мнению, это те, кто подстрекал их на совершение преступления и остался безнаказанным.

Учитель: Прошу координатора ответить, кто в группе оказывал помощь в подготовке сообщения.

Выставляются «+» в оценочный лист.

Карточка 3.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

— Какие выводы сделал для себя Алексей из своего печального опыта?

— Как вы понимаете слово «малолетка»?

«Из обращения воспитанника Жигулевской воспитательно – трудовой колонии Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).

Когда идешь воровать – думаешь, не попадешься. С кем не разговаривал здесь – все так думали. И еще знаешь, сразу не засудят – малолетка. И точно – по первой «ходке» в суд, получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не смог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» за все сразу 2 года дали. Не советую радоваться тем, кто первый раз мимо зоны проскочил. Все равно здесь будете».

Предполагаемый ответ: Алексей считает, что те, кто смог избежать попадания в ВТК после первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им всё равно не избежать. Незнание законов и чувство безнаказанности оттого, что не попались, а совершении первых преступлений или не были привлечены к ответственности в силу своего возраста.

Учитель: Прошу координатора ответить, кто в группе оказывал помощь в подготовке сообщения.

Выставляются «+» в оценочный лист.

Вывод:

Учитель: Как вы думаете, что общего в причинах преступлений воспитанников воспитательно – трудовой колонии для несовершеннолетних?

Учитель: для закрепления изученной темы предлагаю выполнить практическую работу.

Практическая работа учащихся с ретбуками

Учитель: Проведём взаимопроверку, если у вашего соседа практическая работа выполнена в полном объёме, поднимите руки.

Выставление отметок учителем в оценочную таблицу.

Слайд №10 Учитель: наш урок заканчивается и я вас попрошу ответить на НАШИ ГЛАВНЫЕ вопросы:

— Почему нужно знать законы смолоду?

— Почему законопослушный человек вызывает уважение в обществе?

Выставляются отметки за устные ответы в оценочный лист.

Выставляются и комментируются оценки за урок. (2 минуты)

Этап 7. Домашнее задание: (Домашнее задание предлагается на выбор). (Слайд №12)

— прочитать §5 и подготовить мини — сочинение на тему «Что такое справедливость?»

— прочитать §5 и подготовить устный ответ на вопрос «Кого можно считать законопослушным человеком?»

Этап 6. Рефлексия

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Критерии

Отлично

Хорошо

Я могу лучше

1

Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока

2

Я высказывал свои предположения по данной проблеме

3

Я участвовал в поиске информации по теме

4

Я помогал делать вводы и заключения

5

Я помогал своей группе в выборе правильных решений

6

Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников

7

Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям

8

Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе

Учитель:

1.Если материал урока усвоен вами в полном объёме сделайте 3 хлопка;

2. Если материал урока усвоен вами, но ещё недостаточно им владеете сделайте 3 хлопка;

3.Если в усвоении материала имеются существенные пробелы сделайте 3 хлопка.

Учимся уважать закон. (Слайд №13 Памятка)

1. Помни, что законопослушные люди составляют основную часть нашего народа. А законопослушное поведение – это нормальное, привычное поведение большинства людей.

2. Никогда не забывай, что мелкое нарушение порядка не только мешает людям, но и всегда находится на грани нарушения закона.

3. Учти, закон не любит, когда его нарушают. И строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.

4. Знай, что у государства есть много способов наказать нарушителя. И делает оно это для того, чтобы восстановить справедливость.

Если останется время:

— А вы хотели бы узнать, чем закончился сюжет про дядю Стёпу, показанный в начале? (время 16.40 – 17.40)

Урок окончен. Спасибо за работу!

infourok.ru

Конспект урока по обществознанию на тему «Виновен

План — конспект урока по обществознанию ФГОС

Тема урока «Виновен – отвечай»

Цель урока:

  • Понять неизбежность справедливого наказания за совершённые преступления;

  • Охарактеризовать кто такой законопослушный гражданин;

  • Узнать, что такое противозаконное поведение.

Задачи урока:

1.Образовательные: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

2.Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

3.Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Планируемые результаты:

— личностные: в овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), в  умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,   определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

—  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

— предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,  установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:  

1.Личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

2.Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

3.Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

4.Коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока – изучение новой темы.

Методы — словесный, наглядный, индивидуальный.

 Образовательные технологии, используемые на урок — создание проблемной ситуации,  групповая работа, мозговой  штурм, индивидуальная и фронтальная работа.

Методы оценивания: контроль, самоконтроль и взаимоконтроль за правильностью выполнения задания; похвала.

Место проведения: кабинет №4

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.

Дата проведения:

Учитель, проводящий занятие: учитель истории и обществознания Татьяна Альбертовна Левашова

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Подготовительная часть

1.1. Раздача карточки, распределение детей по группам.

Для распределения по группам раздаю карточки двух цветов, рабочие листы (приложение 1).

Дополнительно карточки с надписями прокурор, адвокат, судья, следователь.

Рассаживаются по группам, изучают карточки.

1.2.Орг. момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли,

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Настроение у нас отличное.

А улыбки дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

ведь урок начинать нам пора.

Поворачиваются к гостям и приветствуют их, садятся за парты.

1.3. Создание проблемной ситуации — Просмотр фрагмента мультфильма «Дядя Степа- милиционер»

Что показано в этом фильме?

-Как ведет себя мальчик?

-Такое поведение в обществе приветствуется? Почему?

-Как вы думаете, сколько лет персонажу?

— Может ли он нести ответственность за свои поступки?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Смотрят фрагмент мультфильма.

Отвечают на поставленные вопросы.

II Основная часть

2.1. Постановка темы урока.

1.Как вы считаете мальчик виновен?(найдите ключевое слово в этом вопросе)

2.Должен он отвечать за свои проступки? (найдите ключевое слово в этом вопросе)

3.А теперь попробуйте сформулировать тему урока

Отвечают на поставленные вопросы — формулируя тему урока.

Записывают тему урока.

2.2.Постановка цели урока.

Цели урока:

-Понять неизбежность справедливого наказания за совершенные преступления

-Охарактеризовать кто такой законопослушный гражданин

-Узнать, что такое противозаконное поведение

Записывают цели урока.

2.3.Изучение нового материала.

1.К сожалению, есть люди, нарушающие закон и порядок, тем самым они причиняют вред обществу, их поведение опасно. Сегодня преступность молодеет, и большое количество несовершеннолетних попадают на скамью подсудимых. Сейчас мы прослушаем письмо 9-классника, написавшего его из воспитательно-трудовой колонии (приложение 2).

Читают письмо.

2. Какова ошибка подростка? Почему государству приходится привлекать к ответственности и наказывать несовершеннолетних? Ребята, а кого можно назвать законопослушным человеком?

 Почему законопослушный человек вызывает уважение?

 Запишите в листе определение

«Законопослушный  человек — это человек, который соблюдает законы и его поведение предполагает полезную для общества деятельность.»

Отвечают на поставленные вопросы.

Записывают определение

3. А как называется поведение, противоположное законопослушному?

Приведите примеры такого поведения.

   Запишите в листе определение

«Противозаконное поведение — это такое поведение, которое запрещено законом и причиняет вред всему обществу.»

Отвечают на поставленные вопросы.

Записывают определение.

4. Прочитайте текст, в котором описываются древние законы, которые применяли в отношении к виновным (приложение 3).

Что такое Табу? (записать на листочке)

Табу – это запрет, принятый в обществе (под страхом наказания) и накладываемый на какие-либо действия для членов этого общества.

Объясните на примере.

Что такое Талион? (записать на листочке)

Талион – это «наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть равным преступлению»

Приведите примеры.

Читают текст

Отвечают на поставленные вопросы. Записывают определение.

5. Физминутка:

Учитель называет слова (карточки у учащихся)- адвокат, учащиеся с такой карточкой должны поменяться друг с другом местами. И т.д. Когда учитель говорит встряска, просто меняются местами.

Выполнения упражнений.

6.Что такое правонарушение?

Запишите определение

«Правонарушение – это общественно-опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность»

Отвечают на поставленные вопросы.

Записывают определение.

7. К правонарушениям относят: проступки и преступления.

Запишите определения.

Преступление — совершенное общественно опасное деяние физического лица.

Проступки — нарушение, каких либо правил поведения.

Записывают определение.

8. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже фактов являются преступлениями, а какие проступками?

А) Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег, пообещав купить им ювелирные изделия, после чего скрылась.

Б) Управляя машиной, Виктор Петрович нарушил правила дорожного движения.

В) Олег без уважительной причины не явился на работу, прогулял ее.

Г) Александр в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал всем физической расправой.

Д) Ольга не выполнила работу, которую ей поручил сделать начальник отдела.

Е) Марине в магазине продали некачественный товар.

Ж) Иван и Николай совершили кражу магнитофона.

3) Ателье не сшило Ирине ко дню бракосочетания свадебное платье.

И) Николай ехал в автобусе, не купив билета.

Например,  вождение автомобиля в нетрезвом состоянии – это проступок, за которое предусмотрена административная ответственность, но такой водитель может стать причиной гибели другого человека, это уже преступление. Нецензурная брань в общественном месте это нарушение.

Отвечают на поставленные вопросы.

9.1.Подросток несет ответственность за все виды нарушений с 16 лет. Особо тяжкие преступления наказуемы с 14 лет.

9.2.Подросток совершивший преступление ставится на учет в милицию, родители оплачивают штраф или ребенка помещают в специальное воспитательно – трудовое учреждение закрытого типа.

Обсуждают.

2.4.Применение новых знаний на практике.

1. Пришло время использовать полученные вами теоретические знания на практике и работать мы будем в группах.

Работа по группам. Обсуждают.

III Заключительная

3.1. Выводы.

Вывод –  над своими поступками нужно думать,  помнить, что нельзя совершать поступки, наносящие вред какому-то человеку или обществу, нужно уважать закон. Закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.

Формулируют выводы.

3.2. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся.

— Что понравилось?

— Что я узнал нового?

— Что не понравилось?

Самооценка.

Ответы на вопросы.

3.3. Просмотр видеоролика. Рефлексия.

1. Видеоролик «Бумеранг добра»

2.«Солнышко» — На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики цвета. На лучиках надо написать пожелания одноклассникам и прикрепить их к кругу.

Смотрят видеоролик и прикрепляют подписанные лучики.

Приложение 1.

Рабочий лист

Ф. И. _____________________________________________________________________

Дата _____________________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________________

Цели урока ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Законопослушный человек- это___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Противозаконное поведение – это_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Табу- это _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Примеры:

__________________________________________________________________________

4. Талион-это _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Примеры:

__________________________________________________________________________

5. Правонарушение – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Преступление-это_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры:

__________________________________________________________________________

7. Проступок –это__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры:

__________________________________________________________________________

Выводы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Н.И Ветров « Если бы я знал закон»

Письмо , присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю.

« Сейчас , когда прошло два года моего пребывания здесь , я оглядываюсь назад и проникаю в тот день , когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством …Думал ли я о последствиях ?..Нет! Откровенно говоря , я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание».Не думайте что я не слышал этих слов раньше. Но

содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни …Поверьте мне

как хочется на свободу…»

Приложение 3.

ТАБУ 
Слово «табу» имеет полинезийское происхождение. С его помощью обозначаются исторически наиболее ранние требования- запреты. Их нарушения в виде действий или слов предполагали самые суровые кары со стороны богов или духов. Первобытные люди считали, что у истоков табу стояли их древние предки. Поэтому их нарушения, должно повлечь за собой катастрофические последствия космического масштаба. Чтобы избежать этих последствий, первобытный род должен был немедленно покарать нарушителя запрета либо смертью, либо изгнанием за пределы рода. В противном случае несчастья обрушились бы на всех, покарав таким образом и виновных, и невинных без исключений.

ТАЛИОН 
Талион, в отличие от табу, регулировавших отношения между человеком и высшими, неподвластными ему силами, обслуживал отношения между людьми. Это была универсальная формула эквивалентного воздаяния: «Жизнь за жизнь, око за око, руку за руку, ущерб за ущерб…» 

Данная формула предполагала изначальное равенство взаимодействующих сторон. Если одной из них наносился урон, то возмещен он мог быть, лишь той же ценой, в том же размере. 

Приложение 4.

Карточка 1.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

— Почему Дмитрий Ч. совершил преступление?

«Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года).

        Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так можно жить.

        Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили…

        Советую всем никуда не лезть. Все когда – нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…».

Карточка  2.

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

— Какие выводы сделал для себя Алексей из своего печального опыта?

— Как вы понимаете слово «малолетка»?

«Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).

        Когда идешь воровать – думаешь, не попадешься. С кем не разговаривал здесь – все так думали. И еще знаешь, сразу не засудят – малолетка. И точно – по первой «ходке» в суд, получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не смог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» за все сразу 2 года дали. Не советую радоваться тем, кто первый раз мимо зоны проскочил. Все равно здесь будете».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *