Содержание

Тест по литературе Древнерусская литература 8 класс

Тест по литературе Древнерусская литература с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в 1 варианте 9 заданий, во 2 варианте 10 заданий.

1 вариант
Житие Александра Невского

Родился князь Александр по Божьей воле от отца — благочести­вого, кроткого и милостивого, великого князя Ярослава, от матери — благочестивой Феодосии, — как сказал Исайя пророк: «Говорит Гос­подь: «И ставлю князей, я возвожу их на престол». И воистину так: не княжил бы он без повеленья Божия. Рост его был выше других людей, голос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломо­нову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю; некогда, во время Осады города Атапаты, вышед­шие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружи­ной своей и укорил ее, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и князь Александр: везде побеждая, был непобедим. И вот пришел некто знатный от западной страны, от тех, что зовут себя «слугами Божьими», желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южская приходила к Соломону», желая наслушаться премудрости его. Так и этот, по имени Андреяш, повидав князя Александра, воз­вратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».
И слышал это король от страны полуночной о таком мужестве кня­зя Александра Ярославича и подумал: «Пойду завоюю землю Алексан­дрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полка­ми своими и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошел до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, — если можешь, обороняйся».
Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился серд­цем, вошел в церковь Святой Софии, пал на колено перед алтарем и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, оставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окон­чив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошел из церкви, ути­рая слезы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: «Эти — оружием, иные — конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; по­верженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И, сказав это, пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда собе­рется вся его сила, уповая на Святую Троицу.

1. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа…»?

2. Назовите термин, обозначающий психологический прием, осно­ванный на воспроизведении речи действующего лица, обращен­ной к самому себе: «И услышал король полуночной части Рим­ской страны о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

3. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «силе тяжкой», «духом ратным».

4. Как называется краткое изречение, содержащее в себе закон­ченную мысль, философскую или житейскую мудрость: «Не в силе Бог, но в правде»?

5. Как называется изобразительно-выразительное средство: «голос как труба в народе»?

6. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «разгорелся сердцем».

7. «Сила великая» короля противопоставлена в тексте «малой дружине» Александра Невского. Как называется этот художест­венный прием?

8. Какие черты личности Александра Невского представлены в этом фрагменте?

9. Кто из известных вам героев русской литературы отличался мужественностью и самоотверженностью?

2 вариант
Суд Шемякин

В некоих местах жили два брата: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудно­сти его. По некотором времени пришел бедный к богатому просить лошадь, чтобы было на чем ему себе дров привезти. Брат же не хо­тел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв ее, начал просить хо­мута, обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря: «И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута. По­шел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лоша­ди и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост. И вот бедный привел к бра­ту своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади хво­ста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил ее. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке судье. А бедный брат, видя, что брат пошел бить на него челом, пошел и сам за братом, зная, что будет все равно за ним из города посылать, а не пойти, так придется еще и приставам проездные платить.

1. «В некотором месте жили два брата…». Назовите сказочный элемент, который используется в тексте повести.

2. Каким элементом сюжета (развития действия) является сцена «порчи» лошади?

3. В тексте повести богатый брат противопоставлен убогому. Как называется этот художественный прием?

4. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­ражение: «шемякин суд»?

5. Выпишите из текста словосочетание, означающее «подавать прошение в суд».

6. Укажите род занятий героев повести.

7. История с лошадью, потерявшей хвост, вызывает смех. Как на­зывается вид комического, заключающийся в добродушной на­смешке?

8. По каким признакам противопоставлены в повести два брата? На чьей стороне автор?

9. В каких известных вам литературных произведениях встречает­ся тема суда и осуждения?

10. Какие темы и образы древнерусской литературы интересны со­временному читателю и почему?

Ответы на тест по литературе Песни
1 вариант
1. портрет
2. внутренний монолог
3. эпитет
4. афоризм
5. сравнение
6. метафора
7. антитеза
2 вариант
1. зачин
2. завязка
3. антитеза
4. поговорка
5. бить челом
6. земледельцы
7. юмор

testschool.ru

Тестовая работа по древнерусской литературе для 8 класса

Тестовая работа по древнерусской литературе для 8 класса

  1. Летописание на Руси началось:
    а) в Х веке;
    б) в XI веке;
    в) в XII веке.

  1. Первым летописцем был монах:
    а) Никон;
    б) Нестор;
    в) Сильвестр.

  1. Летопись — это:
    а) произведение древнерусской литературы, содержащее погодную запись исторических событий;
    б) исторический документ;
    в) повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях.

  1. Укажите черты, свойственные древнерусской литературе:

А) нет занимательного сюжета

Б) анонимность

В) глубокий психологизм

Г) юмористическое содержание

Д) многожанровость

Е) не допускается вымысел

  1. Укажите предполагаемых авторов «Повести временных лет»:

А) протопоп Аввакум

Б) монах Нестор

В) митрополит Илларион

Г) монах Сильвестр

Д) Боян

  1. Что входит в «Повесть временных лет»?

А) трагедии

Б) библейские сказания

В) договоры

Г) предания

Д) сказки

Е) краткие погодные записи

Ж) мифы

  1. Преобладающая идея произведений древнерусской литературы:

А) гуманистическая

Б) патриотическая

В) идея любви и дружбы

  1. В каких фрагментах «Повести…» проводится мысль о силе и мудрости

русских князей?

А) Изобретение славянской грамоты

Б) Взятие Олегом Царьграда

В) Смерть Олега от своего коня

Г) Строительная деятельность Ярослава

  1. В каких фрагментах «Повести…» говорится о смекалке, уме

русских людей?

А) Сказание о белгородском киселе

Б) Изобретение славянской грамоты

В) Месть Ольги древлянам

7. Что в X веке явилось определяющим фактором при формировании русского национального характера и самосознания?

А) языческие традиции Руси

Б) географическое положение Руси

В) православное христианство, привнесенное на Русь

8. Почему Александр Невский принял решение отказаться от покровительства Ливонского ордена в борьбе с монголо-татарами?

А) рыцари Ливонского ордена просили за свою помощь слишком много денег

Б) князь хотел сохранить православную веру на Руси

В) князь надеялся сам разгромить монголо-татар и получить всю славу и богатства

Г) хан Золотой Орды пообещал Александру Невскому земли и богатства

9.  Древнерусская литература относится к периоду: 
а) IX – XIII 
б) XI – XVIII 
в) XI- XVII 

10. Основными жанрами древнерусской литературы были: 
а) роман  б) жития 
в) повести  г) летописи  д) стихотворения 

11. Сборник летописей «Повесть временных лет» был составлен 
а) князем Владимиром  б) Нестором 
в) Александром Невским 

12. Летописный свод «Повесть временных лет» был составлен в Киево-Печерском монастыре в 
а) 1113г.  б) 1118 г.  в) 1377 г.

doc4web.ru

Контрольный тест по литературе для учащихся 8 класса.

Тест.

«Древнерусская литература» (8 класс)

  1. Когда возникла древнерусская литература?

1) в 10 веке 3) в 9 веке

2) в 11 веке 4) в 12 веке

  1. Укажите черты, свойственные древнерусской литературе:

1 нет занимательного сюжета

2) анонимность

3) глубокий психологизм

4) юмористическое содержание

5) многожанровость

6) не допускается вымысел

  1. Основными жанрами древнерусской литературы были: 

1) роман  2) жития 
3) повести  4) летописи  5) стихотворения 

  1. Преобладающая идея произведений древнерусской литературы:

1) гуманистическая

2) патриотическая

3) идея любви и дружбы

  1. Что такое летопись?

1)биографии духовных и светских лиц, канонизиро­ванных христианской церковью;

2) произведение, отличающееся поэтическим вы­мыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом;

3)историческое повествование, которое велось по годам;

4)обширное повествование в стихах или прозе о вы­дающихся

5)национально-исторических событиях

  1. Укажите предполагаемых авторов «Повести временных лет»:

1) протопоп Аввакум

2) монах Нестор

3) митрополит Илларион

4) монах Сильвестр

5) Боян

  1. Что входит в «Повесть временных лет»?

1) трагедии

2) библейские сказания

3) договоры

4) предания

5) сказки

6) краткие погодные записи

7) мифы

  1. В каких фрагментах «Повести…» проводится мысль о силе и мудрости

русских князей?

1) Изобретение славянской грамоты

2) Взятие Олегом Царьграда

3) Смерть Олега от своего коня

4) Строительная деятельность Ярослава

  1. В каких фрагментах «Повести…» говорится о смекалке, уме

русских людей?

1) Сказание о белгородском киселе

2) Изобретение славянской грамоты

3) Месть Ольги древлянам

  1. Объясните смысл наказов Мономаха:

1) «…Слушая эту грамотку, примите ее в сердце свое»;

2) «гордости не имейте в сердце и в уме, но молвите: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое вре­мя»;

3) «ни во что ставьте всеобщий почет».

  1. Что в X веке явилось определяющим фактором при формировании русского национального характера и самосознания?
    1) языческие традиции Руси

2) географическое положение Руси

3) православное христианство, привнесенное на Русь

  1. В каком городе княжил Олег?

1) в Новгороде 2) в Киеве 3) в Суздале 4) в Чернигове

  1. Как погиб Олег?

1) его укусила змея, выползшая из черепа коня

2) конь споткнулся в бою, Олег был убит врагом

3) его отравили

4) он был пленён, затем казнён

  1. Кем был Евпатий Коловрат?

1) воеводой киевского князя

2) черниговским князем

3) новгородским князем

4) воеводой рязанского князя Игоря

  1. С кем воевал Коловрат?

1) с печенегами 2) с половцами 3) с татарами 4) с кипчаками

  1. Каким оружием был убит Коловрат?

1) мечом 2) палицей 3) саблей 4) камнемётом

  1. Назовите жанр произведения «О покорении Сибири Ермаком»:

1)Басня 
2)Сказка 
3)Предание 
4)Повесть 

  1. Описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской веры – это …

1)Житие 
2)Воинская повесть 
3)Рассказ 
4)Летопись

  1. Как звали отца Александра Невского?
    1) Святослав 2) Олег 3) Ярослав 4) Рюрик

  2. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

1) Давид 2) Борис 3)Севастьян 4) Пелугий

  1. Почему Александр Невский принял решение отказаться от покровительства Ливонского ордена в борьбе с монголо-татарами?
    1) рыцари Ливонского ордена просили за свою помощь слишком много денег

2) князь хотел сохранить православную веру на Руси

3) князь надеялся сам разгромить монголо-татар и получить всю славу и богатства

4) хан Золотой Орды пообещал Александру Невскому земли и богатства

  1. Кем стал Александр в конце своей жизни?

1) послушником

2) священником

3) монахом

4) настоятелем монастыря

  1. Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту?

1) раздалось пение хора ангелов

2) умерший сам взял грамоту из руки митрополита

3) явились взявшиеся за руки Борис и Глеб

4) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу

  1. Кто был первым биографом Сергия Радонежского?

1) Нестор

2) Феофан Грек

3) Кирилл Туровский

4) Епифаний Премудрый

  1. Какое имя Сергий Радонежский носил в мирской жизни?

1) Игнатий

2) Варфоломей

3) Кирилл

|4) Дмитрий

  1. Как звали мать Сергия Радонежского?

1) Феодосия 2) Агриппина 3) Мария 4) Ольга

  1. В каком месяце родился Сергий Радонежский?

1) в мае 2) в декабре 3) в июле 4) в сентябре

  1. Картину «Видение отроку Варфоломею» создал:

а) В. И. Суриков; б) М. Ф. Нестеров; в) И. Е. Репин.

  1. Чем обычно завершалось повествование жития?

1) похвалой святому

2) нравоучительной проповедью

3) эпилогом

4) похвалой автору жития

  1. Прочитайте отрывок из повести. Какие характер­ные черты духовной литературы, встретились вам:

а) особенная лексика…; б) особенный синтаксис: …; в) эпитеты: …; г) инверсии: ….

Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония воз­вратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестан­но и милостыню творя всем людям, находившимся под их вла­стью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленно­го богатства, но богатели божьим богатством. И были они для сво­его города истинными пастырями, а не как наемниками. А горо­дом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих оде­вали, бедных от напасти избавляли.

  1. В чем особенность демократической литературы 17 века?

1)Эта литература исключительно политической направленности. 
2) Эта литература создавалась в народной среде и отражала представления народа о суде, правде, смысле жизни.
3) Эта литература о христианских заповедях. 
4) Литература, рассказывающая об исторических событиях. 

32.Что обозначает выражение «Шемякин суд»?

1) Суд богатых над бедными 
2) Несправедливый суд 
3) Жестокий суд 
4) Комичный суд

33.Художественный прием, основанный на преувеличении называется:

1)Метафора 
2)Эпитет 
3)Антитеза 
4)Гипербола
5)Сравнение
6)Олицетворение

multiurok.ru

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература», 8 класс

I. 1) Определите термины:А) Летопись. Б) Житие. В) Воинская повесть.

2) Назовите все известные вам жанры древнерусской литературы.

3) Найдите сопоставления под цифрами и буквами:

1) Санчакбей. 2) Батый. 3) Олег. 4) Епифаний Премудрый. 5) Самсон. 6) Борис и Глеб. 7) Б.К.Зайцев. 8) Соломон.

9) Черноризец. 10) Евпатий Коловрат.

А) Полулегендарный древнерусский богатырь, рязанский боярин, боролся против монголо-татарского нашествия в 13 веке.

Б) Царь Израильско-Иудейского государства в 965-928 гг до н.э. В)Военачальник в монгольской армии. Г) Сыновья князя Владимира Святославовича, святые. Д) Монах Троице-Сергиева монастыря, автор житий и посланий. Е) Русский писатель, автор «житийных портретов». Ж) Богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. З) Монгольский хан. И) Киевский князь. К) Монах.

II. Выберите верный вариант ответа.

1. Древнерусская литература появилась: а) в IX веке; б) в X веке; в) в XI веке.

2. Жанр произведения Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»: а) повесть; б) очерк; в) житие.

3. Настоящее имя преподобного Сергия: а) Кирилл; б) Стефан; в) Варфоломей.

4. Влияние монаха-старца в том, что Сергий: а) стал читать; б) замкнулся в себе; в) стал драчуном.

5. Качество, которое отличало преподобного Сергия:а) добросовестность; б) эгоизм; в) бесстрашие.

6. Преподобный Сергий жил во времена прав­ления: а) Ивана Грозного; б) Дмитрия Донского; в) Ивана Калиты.

7. Слова, которые преподобный Сергий шеп­нул великому князю: а) «Крепись!»; б) «Тебя ждет поражение!»; в) «Ты победишь!».

8. Преподобный Сергий родился близ города: а) Ярославля; б) Александрова; в) Ростова.

9. Картину «Видение отроку Варфоломею» создал:а) В. И. Суриков; б) М. Ф. Нестеров; в) И. Е. Репин.

10. Прочитайте отрывок из повести. Какие характер­ные черты духовной литературы, встретились вам:

а) особенная лексика; б) особенный синтаксис: …; в) эпитеты: …; г) инверсии: ….

Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония воз­вратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестан­но и милостыню творя всем людям, находившимся под их вла­стью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленно­го богатства, но богатели божьим богатством. И были они для сво­его города истинными пастырями, а не как наемниками. А горо­дом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих оде­вали, бедных от напасти избавляли.

www.prodlenka.org

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8 Класс

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(лекционный материал для учащихся 8 классов)

Урок 1

Цель: — показать своеобразие и многожанровость древнерусской литературы, определить её значение для современности;

— дать понятие об основных принципах изображения человека в древнерусской литературе, формировать целостное понятие об эпохе;

— прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели, плана урока.

3. Основная часть.

1) Лекция с элементами беседы.

Сегодня мы знакомимся с истоками русской литературы – древнерусской литературой.

— Как вы думаете, для чего мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что даёт эта литература современным читателям?

Долгое время, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы, поговорки, песни… И вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения…

Запись: Летопись – это произведение далёкого прошлого, «описание лет».

Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Но воспринять искусство древности непросто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современным произведениям.

Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?

Запись: Заголовок: Особенности древнерусской литературы.

Древнерусская литература возникла в X веке в связи с принятием христианства на Руси.

Древняя Русь X – XI вв. была одной из самых могущественных держав в Европе. Единое раннефеодальное государство наших предков складывалось вокруг Киева и Новгорода.

Запись: Принятие христианства при Владимире Святославиче в 988г. укрепило политические, экономические, культурные связи древнерусского государства с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей и другими европейскими странами.

В то время русский и болгарский языки лишь незначительно отличались друг от друга. Из Болгарии в Древней Руси была заимствована азбука, которую создали ещё в IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий, уроженцы города Солуни. По имени создателя Кирилла азбука получила название кириллицы.

Запись: В IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку, которая получила название кириллицы.

С появлением азбуки грамотность становилась достоянием всех слоёв общества, Писать и читать умели не только высокопоставленные лица и служители церкви, но и простолюдины. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами при раскопках в Новгороде.

В Древней Руси книга была рукописной. Рукопись изготавливалась из особым образом выделанной кожи – пергамента. Написанные листы сшивали в сборник, который переплетали в деревянные доски, обтянутые кожей или тканью. По свидетельствам литературоведов, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец – вязь киноварью, заставочный писец – заставки и буквицы, живописец иконный – миниатюры. Златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец оформляли оклад. Книжные переплёты украшались драгоценными камнями. Из этого можно заключить, что книга пользовалась на Руси любовью и почётом. В одной из древних рукописей говорится: «От книжных слов приобретаем мы мудрость. Они ведь реки, напояющие вселенную, они источники мудрости, в книгах несчётная глубина, ими мы в печали утешаемся…»

Уже первые памятники письменности Киевской Руси отличаются глубиной содержания и совершенством формы.

Как могли появиться такие зрелые произведения в самом начале существования древнерусской литературы? Они появились потому, что в Древней Руси уже существовала богатая устная народная словесность.

На XI – XIII вв. приходится расцвет древнерусской культуры. Строятся города, создаются нарядные княжеские палаты и величественные соборы. Во Владимире, Новгороде, Пскове, Суздале, Киеве, Чернигове до сих пор сохранились здания, построенные в XI – XIII вв.

По мере развития экономики, культуры и просвещения в древнерусском государством появлялось всё больше рукописных книг. Это были и переводы древнегреческих, древнеримских и византийских авторов, и книги по истории, географии, естествознанию; романы, сборники легенд и сказок.

Запись: Самая древняя из дошедших до нас книг – Остромирово евангелие, переписанное дьяконом Григорием в 1056-1057 годах.

Запись: Заголовок: Древнерусские литературные жанры XIXII веков.

Церковные Светские

1) Проповедь (поучение) – назидательная 1) Историческая повесть.

речь религиозного характера. 2) Историческое сказание.

2) Хождение – описание путешествий 3) Летописи.

к святым местам.

3) Житие – биография и подвиги святых,

прославление их духовных качеств.

Кроме переводных произведений создавались исторические труды – летописи.

Летописцы не только фиксировали то, чему сами были свидетелями, но и стремились воссоздать общую картину прошлого Русской земли.

Запись: Первым летописцем был монах Киево-Печёрского монастыря Никон.

Жизнь его была полна бурных событий, он активно участвовал в политической борьбе против Киевских князей. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, в 1073г., он составил летопись.

Труд Никона продолжили другие. В течение нескольких десятилетий создавалась многими авторами грандиозная по охвату исторических событий летопись «Повесть временных лет» (временных – минувших). В начале XII в. все записи были сведены в единое целое летописцем Киево-Печёрского монастыря Нестором. До нас дошла эта повесть переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

Запись: В 1073г. монах Никон создал «Повесть временных лет», которая была дополнена монахом Нестором, а затем доработана монахом Сильвестром.

О «Повести временных лет» пойдёт речь на следующем уроке.

Урок 2

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» КАК НАЧАЛО РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ.

Цель: — познакомить с историей создания и изучения древнейшей из дошедших до нас русских летописей;

— проанализировать отрывки из повести, отметить особенности стиля;

— прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели, плана урока.

3. Основная часть.

1) Продолжение лекции.

Доска: «Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевъ нача перье княжити, и откуда русская земля стала есть».

— так торжественно начинается древний летописный свод.

Запись: «Повесть временных лет» — древнейшая из дошедших до нас русских летописей. Она повествует о возникновении древнерусского государства, о его первых князьях – Игоре, Ольге, Святославе, Владимире.

Запись: По своему составу летописный свод включает различные жанры литературы той эпохи – повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, сказания.

Перед летописцем стояла грандиозная задача: написать историю русского государства как часть всемирной истории. Повесть отличается своеобразным юмором и художественностью, искусством диалога и рассказа, стремлением показать историю Руси на фоне мировых событий.

2) Раздаточный материал.

Из похвалы князю Ярославу и книгам

(Отрывок из «Повести временных лет)

Велика бо бываеть полза отъ учения книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть ръкы, напояющи вселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть… Аще бо поищеши въ книгах мудрости прилъжно, то обрящещи велику ползу души своей…

(Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…)

Владимир Мономах — Великий князь Киевский (1053 – 1125)

Из «Поучения» Владимира Мономаха

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь…

В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.

Если же вам придётся крест целовать, то, поверив сердце своё, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на малое время.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Если забудете это, то почаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не стыдно будет, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Для чего мы изучаем произведения древнерусской литературы?

Как отразилось на культуре Древней Руси принятие христианства?

Расскажите, какими были книги в Древней Руси.

Назовите создателей азбуки.

Что такое летопись?

Перечислите жанры древнерусской литературы.

Кто является авторами летописей?

Как называется самая древняя из дошедших до нас книг?

Как создавались летописи?

О чём рассказывает «Повесть временных лет»?

Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?

О чём говорит в своём «Поучении» Владимир Мономах?

doc4web.ru

Контрольная работа по литературе. Устное народное творчество и древнерусская литература. 8 класс.

Контрольная работа по литературе. 8 класс. Учебник под редакцией Г. И. Беленького.

Контрольная работа по устному народному
творчеству и древнерусской литературе. 8 класс. 1 вариант.

1.     
Что такое устное народное творчество?

2.     
К жанрам устного народного творчества
относятся песни лирические и…  Допишите
вид песни.

3.     
Характерная особенность некоторых народных
песен – сопоставление или противопоставление душевных переживаний с явлениями и
образами из мира природы. Как называется такой приём? Примеры.

4.     
Какие средства художественной
выразительности используются в народных песнях? Примеры.

5.     
Какие жанры произведений можно отнести к
древнерусской литературе? А – повесть, Б – стихотворение, В – житие, Г – летопись,
Д – рассказ.

6.     
По какому композиционному плану строится
житие? Перечислите все пункты.

7.     
Кто написал «Житие преподобного Сергия
Радонежского»? А – монах Нестор, Б – протопоп Аввакум, В — Епифаний Премудрый,
Г – Ермолай Еразм, Д – Пахомий Логофет.

8.     
Приверженцем «старой» или «новой» веры
был Аввакум?

9.     
Какой монастырь основал Сергий
Радонежский? А – Спасо – Преображенский монастырь, Б – Троице – Сергиева лавра,
В – Дивеевский монастырь.

10. 
Перечислите все известные Вам
канонические черты жития как жанра древнерусской литературы.

11.  Дайте краткую
художественную характеристику Сергию Радонежскому или протопопу Аввакуму.

Контрольная
работа по устному народному творчеству и древнерусской литературе. 8 класс. 2
вариант.

1.     
Что такое фольклор?

2.     
К жанрам устного народного творчества
относятся песни исторические и…  Допишите
вид песни.

3.     
Характерная особенность некоторых народных
песен – сопоставление или противопоставление душевных переживаний с явлениями и
образами из мира природы. Как называется такой приём? Примеры.

4.     
Какие средства художественной
выразительности используются в народных песнях? Примеры.

5.     
Какие жанры произведений можно отнести к
древнерусской литературе? А – поэма, Б – роман, В – житие, Г – летопись, Д –
повесть.

6.     
По какому композиционному плану строится
житие? Перечислите все пункты.

7.     
Кто написал «Житие Аввакума…»? А – монах
Нестор, Б – протопоп Аввакум, В  -
Епифаний Премудрый, Г – Ермолай Еразм, Д – Пахомий Логофет.

8.     
Как звали преподобного Сергия
Радонежского до монашеского пострига?

9.     
Какой монастырь основал Сергий
Радонежский? А – Спасо – Преображенский монастырь, Б – Троице – Сергиева лавра,
В – Дивеевский монастырь.

10. 
Перечислите все известные Вам художественные
открытия Аввакума  при написании жития. 11. Дайте краткую художественную
характеристику Сергию Радонежскому или протопопу Аввакуму.

pedsovet.org

Тест по литературе Песни 8 класс

Тест по литературе Песни с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в 1 варианте 7 заданий, во 2 варианте 8 заданий. Тест предназначен для проверки знаний по теме Устное народное творчество.

1 вариант
Вдоль по улице

Вдоль по улице метелица метет,
За метелицей мой миленький идет;
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

На твою ли на приятну красоту,
На твое ли что на белое лицо.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра-молодца меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

1. К какой группе народных песен относится эта песня?

2. Назовите термин, которым обозначается художественное опре­деление в устном народном творчестве, устойчиво сочетающееся с определяемым словом: белое лицо, добра молодца.

3. Как называется композиционный прием: в тексте трижды встречается фраза Ты постой, постой, красавица моя…?

4. Выпишите из текста два однокоренных слова, выражающих отношение героя к героине.

5. Как называется описание природы в литературном произведе­нии: Вдоль по улице метелица метет?

6. Каково состояние и настроение лирического героя этой песни?

7. Какие известные вам стихотворения русских поэтов тематиче­ски сближаются с этой песней?

2 вариант
Пугачев в темнице

Ты звезда ли моя, звездочка,
Высоко ты, звездочка, восходила:
Выше леса выше темного,
Выше садика зеленого.
Становилась та звездочка
Над воротами решетчатыми.
Как во темнице, во тюремнице
Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачев.
Он по темнице похаживает,
Кандалами побрякивает:
«Кандалы мои, кандалики,
Кандалы мои тяжелые!
По ком вы, кандалики, доставалися?
Доставались мне кандалики,
Доставались мне тяжелые
Не по тятеньке, не по маменьке —
За походы удалые, за житье свободное!»

1. К какой группе народных песен относится эта песня?

2. Назовите термин, которым обозначается художественное опре­деление в устном народном творчестве, устойчиво сочетающееся с определяемым словом: добрый молодец, темный лес.

3. Как называется композиционный прием: Доставалися мне кан­далы, доставалися мне тяжелые?

4. В тексте песни противопоставляются «кандалы тяжелые» «Житью свободному». Как называется этот художественный прием?

5. Как называется описание природы в литературном произведе­нии:

Ты звезда ли, моя звездочка, Высоко ты, звездочка, восходила -Выше леса, выше темного,
Выше садика зеленого?

6. Каково состояние и настроение лирического героя этой песни?

7. Кто из известных вам героев русской литературы ценил удаль и свободу?

8. Как русские народные песни отражают сущность фольклора (в буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость)?

Ответы на тест по литературе Песни
1 вариант
1. лирическая
2. постоянный эпитет
3. повтор
4. прекрасна, красота
5. пейзаж
2 вариант
1. историческая
2. постоянный эпитет
3. повтор
4. антитеза
5. пейзаж

testschool.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о