Содержание

Вопросы к рассказу Бунина Темные аллеи


Практическая работа № 1.
Своеобразие лирического повествования в прозе Бунина.
Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи».
Задание 1. Ответьте на вопросы (устно):
Где и в какое время года произошла встреча героев рассказа?
Как выглядела частная горница, в которой остановился путешествующий военный?
Как ведет себя приезжий до встречи с хозяйкой горницы и как после того, как он узнал в ней покинутую им когда-то девушку?
Почему усталость и рассеянность исчезли, когда он узнал свою бывшую возлюбленную?
Что мы узнаем о любви героев в молодости из их разговора? Почему они расстались?
Какие чувства герои испытывают герои друг к другу теперь?
Почему приезжий передумал пить чай и тотчас после разговора уехал?
С каким чувством вспоминает старик-военный свою встречу с хозяйкой горницы?
Задание 2. (письменно) «Главное впечатление от «Темных аллей» — поэтичность любовной стихии – создается чувством родства авторского «я» к герою, внутренним лиризмом текста, образами красоты природы, воссоздаваемой восприятием героя, символически звучащими мотивами звездного, вселенского, спецификой художественного времени – временной отдаленности происходящего, наконец, магической аурой памяти, откладывающей в сердце, как слезу жемчуга в раковине, драгоценный опыт былого». (Г.В. Адамович)
Как вы думаете, почему рассказ «Темные аллеи» начинается с осеннего пейзажа? Какой внутренний настрой он создает?
В чем специфика времени в рассказе?
Как вы понимаете смысл метафоры «память, откладывающая в сердце драгоценный опыт былого»?
Задание 3. ( письменно) «В «Темных аллеях»… поистине совершенства достигает бунинское искусство стилиста: выразительность чувственной детали, оригинальность психологизма – умение передать душевное состояние персонажа в образах видимого, чаще всего природного мира, всплывающих в потоке сознание и созерцания героя, — поразительная компактность форм повествования, гибкость их взаимопереходов и «крепость» словесного рисунка». (Л.В. Крутикова)
В чем в рассказе «Темные аллеи» проявляется оригинальность бунинского психологизма?
Найдите детали портрета, поведения героев «Темных аллей», передающие их душевное состояние.
Согласны ли вы с тем, что повествование в рассказе поразительно компактно? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 4. Почему рассказ И.А. Бунина называется «Темные аллеи»?

Приложенные файлы

schoolfiles.net

Тест по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

Проверить знания обучающихся по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

Просмотр содержимого документа
«Тест по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».»

Тест по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

1. В какое время происходят описываемые действия в рассказе?

1) осенью

2) зимой

3) весной

4) весной

2. Кто приехал в тарантасе?

1) старик

2) молодой человек

3) женщина

4) девушка

3. Кем был по профессии приехавший человек?

1) военным

2) полицейским

3) врачом

4) инженером

4. В сходстве с каким русским императором сравнивают героя?

1) Александр I

2) Александр II

3) Николай I

4) Николай II

5. Что сбросил на лавку, войдя в горницу, герой?

1) шинель

2) перчатки

3) шляпу

4) картуз

6. Как звали главного героя рассказа?

1) Николай Алексеевич

2)Пёрт Михайлович

3) Владимир Степанович

4)Александр Семёнович

7. Как звали главную героиню?

1) Вера

2) Галина

3) Надежда

4) Нина

8. Сколько лет не виделись друг с другом герои?

1) 20

2) 25

3) 30

4) 35

9. Какие стихи читал герой в молодые годы героине?

1) про синие горы

2) про голубые небеса

3) про тёмные аллеи

4) про красные закаты

10. Сумела ли простить героя героиня?

1)да, простила

2) нет, не простила.

Ответы:

1-1

2-1

3-1

4-2

5-1

6-1

7-3

8-3

9-3

10-2

kopilkaurokov.ru

«Всякая любовь — великое счастье» (по рассказу И.Бунина «Темные аллеи»)

Разделы: Литература


Цели:

  • создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства сделать вывод о своеобразии его творчества
  • продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения
  • воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами

Средства обучения: портрет И. Бунина, иллюстрация к произведению, музыкальное оформление, мультимедийная установка.

Запись на доске:

Кто любит, счастлив
Пусть хоть распят он.
К. Бальмонт

Словарь:

  • Распят — пригвожден к распятию
  • Распятие — символ страдания
  • Книга Иова — библейская книга, учащая терпению.
  • Иов — библейский страдалец.

Предварительное задание к уроку:

  1. Прочитать рассказ «Темные аллеи»
  2. Придумать 1 вопрос, который вы хотели бы задать главным героям.
  3. Задание по группам:
    1 группе — сообщение — рассказ о Николае Алексеевиче
    2 группе — о Надежде

Ход урока

I.

Ребята, темой нашего урока я выбрала слова И.А. Бунина «Всякая любовь великое счастье». На предыдущем уроке мы говорили о любви трагедийной. Вспомним название этого рассказа и ответим на вопрос:

«Почему расстались герои этого рассказа?» (Рассказ называется «Холодная осень». Причиной расставания была война).

— В этом рассказе звучит вызов против несовершенства мира. Сегодня наше знакомство продолжится, и мы обратимся к еще одному произведению И. Бунина «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей», и название его навеяно стихотворением поэта XIX века Н.П. Огарева:

Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Ребята, меня волнует такой вопрос:

Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

— Вы правы, на самом деле о героях Бунина нельзя сказать словами А. А. Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя — как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.

II. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

1. — Обратимся к тексту самого рассказа. Выявим основные темы рассказа. (любовь, предательство, расплата)  

— Кто является главным героем? (он и она, мужчина и женщина)

— Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

— Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат)

2. — Представим слово двум группам. Они расскажут о главных героях до момента расставания.

I группа: Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

П группа: Николенька… Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей — господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»

Была чудесная весна
Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Вопросы первой группе.

— Как сложилась судьба Надежды после расставания?

(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

— Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

— Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?

(- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил.

— А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

— Почему такая женщина не вышла замуж?

(Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).

Вопросы второй группе.

— Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

(Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

— Помнил ли он о своей первой любви?

(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

— Что понял герой после разговора с Надеждой?

(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей…).

3. — Ученики, не входящие в эти группы, подготовили каждой группе по вопросу. Предоставим им слово.

Вопрос, адресованный группе, которая подготовила рассказ о Надежде:

— Почему же вы, Надежда, не остановили своего любимого, ведь вы его любили, любите и будете продолжать любить?

(Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь).

Вопрос, адресованный группе, которая подготовила выступление о Николае Алексеевиче.

— Почему вы так быстро уехали? Не задержались, не продолжили мгновения встречи?

(Продлевать минуты встречи все равно, что продлевать мгновения своего подлого поступка)

Вопрос ко всем ученикам:

— Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

4. — Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

— А как вы можете представить эту осень?

(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

— А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?

(Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

— Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

— О чем это говорит?

(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

— Значит, любовь — это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

— Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?

(Темные аллеи — название рассказа — мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

III.

— Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье…», что любовь — это закон мироздания. Об этом и стихотворение современника великого прозаика К. Бальмонта «Люби».

Кто не любил, не выполнял закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

IV.

— Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли последнюю строчку этого стихотворения:

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Согласны ли вы этим утверждением?

Домашнее задание:

Напишите мини-сочинение, взяв за основу слова К. К. Бальмонта, которые и будут формулировкой темы сочинения.

А в завершении послушайте стихотворение А. Ахматовой «Я не любви твоей прошу», которое поможет вам в работе над сочинением. (Стихотворение звучит на музыкальном фоне, Л. Бетховен «Лунная соната»).

Домашнее задание.
Образец мини-сочинения.

Рассказ И. Бунина «Темные аллеи» с такой силой передает драму людей, познавших подлинную любовь, что продлись она еще дольше, сделала бы обоих счастливыми.

Любовь — высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление ее духовной значимости не остается безнаказанным. Герой, предав любимую, несчастлив всю свою жизнь.

А героиня рассказа? Счастлива ли она? Да, я думаю, она познала истинные моменты счастья и счастлива по сей день. Героиня рассказа одинока, но не согласна с мнением героя о том, что с годами все проходит, как это сказано в библейской книге Иова «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Эта книга учит терпению. А кто терпит — страдает. Героиня рассказа Бунина тоже страдает, но оттого, что «не любить она не может». Где же источник силы, который помогает выстоять, выдержать жизненные испытания? А источник силы — это любовь!

А. Ахматова

Я не любви твоей прошу,
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты.
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней
Когда же счастья гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет так постыло
В мою торжественную ночь не приходи
Тебя не знаю!
И чем тебе смогла б помочь?
От счастья я не исцеляю.

4.05.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Вопросы по «Тёмные аллеи»(И. Бунин) и «На дне»(М. Горький)

1.В рассказе «Темные аллеи» эту вспышку любви переживают Надежда и Николай Алексеевич, простая крестьянка и барин. У них не может быть будущего. Они знают это, но не хотят этому верить.
2.Бунин утверждал, что любовь остается в сердце только тогда, когда влюбленных разлучают. Теряя друг друга физически, они сохраняют частичку души любимых в своем сердце.
3.Неразделенная любовь – это тоже боль, но и в этой боли есть свое счастье. Счастье того, что существует такой человек, ради которого ты сделаешь все. Которым ты можешь любоваться, пусть даже издали, и испытывать счастье и радость просто видя его.

1.Первая проблема пьесы Горького « На дне» — философский спор о правде. Вторая — что лучше для обитателей ночлежки? 1) Ложь во спасение Луки. 2) Правда Сатина. Третья — ложь-якорь, держащий людей на “дне”.
Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки — вера в человека: “Человека уважать надо! ”. Вера может заменить реальную правду, так как она помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Лука сеет слова утешения и надежды, но все его обещания ложны. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда.
Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека! ”. Из философии Луки Сатин берет веру в человека: “Человек — вот правда! ”, но без жалости.
В этом вопросе автор на стороне Сатина, сторонника горькой правды. Я согласен с такой позицией. Во- первых, зачастую такая правда полезна самому человеку, стоящему перед выбором— солгать или сказать правду. Например, чистосердечное признание смягчает вину заключенного. Во- вторых, сладкая ложь может навредить человеку.
Я считаю, что лучше воспринимать все сложности и горести жизни в таком виде, какие они есть, а не заблуждаться в сладкой лжи, чтобы потом разочароваться в ней

otvet.mail.ru

Контрольные вопросы по произведению И. Бунина «Темные аллеи» (9 класс)

1. Кто сидит в тарантасе?

Молодой тридцатилетний мужчина с гладко выбритым лицом

Студент в дырявом пальто, увлеченно читающий книгу

Стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником

2. На какого императора похож военный?

На Александра ?

На Николая ?

На Александра ??

3. Как зовут военного?

Николай Алексеевич

Алексей Николаевич

Николай Петрович

4. Кем оказывается хозяйка постоялого двора, на котором останавливается Николай Алексеевич?

Бывшей крепостной его отца

Свою бывшую любовь, с которой он не виделся тридцать лет

Его бывшей гувернанткой

5. Кем была Надежда тридцать лет назад?

Крепостной

Гимназисткой

Гувернанткой

6. Как Надежда жила все эти годы?

Она вышла замуж и родила троих детей

Ей дали вольную, и она выучилась на учительницу

Ей дали вольную, но она не вышла замуж и не завела семью, потому что все эти годы любила Николая Алексеевича

7. Какие стихи читал Надежде Николай Алексеевич во времена их молодости?

Про рыцарей и прекрасных дам

Про темные аллеи

Про вечную любовь

8. Что говорит Надежде Николай Алексеевич, когда просит ее уйти?

Чтобы она его простила

Чтобы Бог его простил

Чтобы Бог его простил, а она его, видно, итак простила

9. Как Надежа прощается с Николаем Алексеевичем?

Она говорит, что никогда его не простит

Она целует его руку

Она просит его начать все сначала

10. Кем представляет Надежду Николай Алексеевич, уезжая с постоялого двора?

Той молодой девушкой, которую когда-то любил

Хозяйкой постоялого двора

Своей женой и матерью его детей

11. На кого была похожа Надежда?

12. Кому из героев принадлежат слова: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело»?

13. Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

Был женат, но жена ему изменила и бросила;

  1. В какое время происходят описываемые действия в рассказе?

15. Сумела ли простить героя героиня?

infourok.ru

Урок художественного восприятия произведения (по рассказу Бунина «Темные аллеи»).

 

Задача— непосредственное общение с произведениями искусства, целостные, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умения слушать или читать художественное произведение; развитие художественной зоркости; воспитание культуры эстетических и нравственных чувств, влияющих и на всё поведение учащихся.

Главная задача урока— активизация именно художественных впечатлений и переживаний учащихся.

Научный анализ должен углублять художественное восприятие.

 

Цель урока– выявить своеобразие концепции любви писателя и определить функцию пейзажа в рассказе Бунина «Тёмные аллеи».

 

ХОД УРОКА

1.     Слово учителя.

Обратите внимание на эпиграф урока: “Под плоскостью, по которой ходит человек две бездны – смерти и любви, и тонкий ледок может обломиться в любую минуту”. На прошлом уроке, обсуждая рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско”, говорили о бездне смерти, силе роковой и неподвластной человеку. А сегодня обсудим влияние на жизнь другой, неподвластной разуму, развивающейся по своим законам, силе любви.

В течение тысячелетий человек осмысливает отношения мужчиныи женщины, и каждый писатель предлагает свое видение любви. Мы будем говорить о любви-болезни у Маяковского, о любви-саморастворении у Куприна. А какова любовь в рассказах Бунина?

Итак, тема урока — “Темные аллеи” любви в цикле рассказов И. Бунина.

Сегодня мы попробуем понять своеобразие бунинского художественного воплощения любви, понять философию любви, а также определить функцию пейзажа.

Цикл рассказов “Темные аллеи” был издан в 1943 году в Нью-Йорке. Большинство рассказов — в период Великой Отечественной войны, память помогала вернуться в другое время.

Класс делится на 3 группы: литературоведы, аналитики, чтецы.

Выразительное чтение художественного текста дает возможность непосредственно в момент восприятия ощутить авторское воздействие, проникнуть душой в его замысел.

 

1. Вопрос учителя.

Ответ аналитиков.

— Дома вы прочитали несколько рассказов. Как вы думаете, почему эти рассказы можно объединить в цикл? (Рассказы можно объединить в циклтематически, их объединяет разные лики любви)

 

2. Вопрос учителя.

Ответ литературоведов.

Чтецы: подбирают отрывки из текста. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.

— Почему цикл назван “Темные аллеи? Какие ассоциации возникают? (1. Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные. 2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни. 3. Место тайных свиданий, запретной любви. 4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом. 5. Любовь и смерть рядом.)

3.

— Цикл открывается рассказом “Темные аллеи”, написанным в 1938 году. Он задает общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всего цикла. Обратимся к рассказу. Каковы ваши впечатления?

 

4. Задание учителя.

Чтецы: подбирают отрывки из текста и анализируют. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.

— Почему рассказ начинается с небольшой пейзажной зарисовки? Какова функция пейзажа? (Осень. Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя.)

Говоря о пейзаже, нужно отметить, что во многих рассказах Бунина часто упоминается «дорога». «Дорога» — это номинация, с которой начинается или вокруг которой развёртывается повествование.

Задание ученикам: найдите в тексте упоминание дороги. («В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями…подкатил закиданный грязью тарантас…»)

 

5.Вопрос учителя.

Ответ литературоведов.

Чтецы: подбирают отрывки из текста. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.

Вопрос: что вы знаете о символике цвета? Что означает жёлтый цвет в рассказе «Тёмные аллеи»? Подтвердите цитатами из текста. (Бледный жёлтый цвет солнца становится знаком опустошённости, утраты, следствием горя. После неожиданной встречи, напомнившей герою дни молодости, он вновь возвращается в тяжёлых раздумьях к своей неуспокоенной жизни. И в это время – «к закату проглянуло бледное солнце», «низкое солнце жёлто светило на пустые поля».)

 

Слово учителя.

Говоря о пейзаже надо рассмотреть и портрет.

— В одном абзаце даны два портрета. Какие художественные детали подчеркнуты? (Оба героя одного возраста, но они противопоставлены (союз “а”), крестьянин похож на разбойника, а седок – на Александра II. Таким образом, подчеркнуто социальное положение каждого. Это портреты – впечатления с элементами психологического анализа. Обращено особое внимание на взгляд, подчеркнуты эпитетами“строгий и усталый”.)

— Портрет главного героя динамичный. Как второй портрет дополняет первый? (Рефреном звучат слова “стройный”, одежда подчеркивает социальный статус, но внешняя красота не сочетается с усталым видом и бледной худой рукой, что говорит о несложившейся жизни.)

 

7. Вопрос учителя.

Ответ аналитиков и литературоведов.

Чтецы: подбирают отрывки из текста. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.

— Как представлена героиня? Зачет использовано многосоюзие “тоже”? (Это портрет – сравнение с героем, подчеркнута внешняя красота.)

— Почему портрет героини так натуралистичен? (Повествователь любуется героиней, его восхищает женское тело.)

— Как характеризует женщину постоялый двор? (Хорошая хозяйка.)

— Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича? (Он – любовь всей ее жизни.)

— Каково душевное состояние героя? Почему он покраснел? (Читатель сразу может предположить об их прошлых отношениях, интрига скрыта.)

— Как и почему меняется душевное состояние героя? (Воспоминания о любви возвращают его к жизни, усталость и рассеянность исчезают, появляется решимость.)

 

8. Вопрос учителя.

Ответ аналитиков и литературоведов.

Чтецы: подбирают отрывки из текста. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.

— Один из психологических приемов раскрытия характера – это диалоги. Как построен диалог бывших влюбленных? (Всего по пять реплик произносят герои, и их бывшие отношения, вся жизнь героини, как на ладони.)

— Почему их диалог переходит в спор? Что они говорят о любви? (Разные взгляды на настоящую любовь в жизни человека. Герой воспринимает любовь как обыкновенную историю, а героиня – смыслом жизни).

 

9. Вопрос учителя.

Ответ аналитиков и литературоведов.

Чтецы: подбирают отрывки из текста. Задание по выразительному чтению: найти интонационный рисунок чтения, передающий главное настроении фрагмента.

— Как раскрывается характер Надежды в небольшом монологе? (Твердая, страстная, верная, преданная.)

— Как характеризует героя эта история? (Бессердечный, романтичный, слабохарактерный.)

— Что помнят герои об их любви? Почему Надежда вспоминает с недоброй улыбкой? (Он соблазнял красивыми словами, бессердечно бросил, для нее темные аллеи – боль на всю жизнь; для него – красивая девушка, давшая ему лучшие минуты.)

— Почему история героя умещается в один абзац? Как в монологе он характеризует свою жизнь? Почему все его отношения “обыкновенная пошлая история”? (Рассказывать нечего. Истинного счастья не было. Не способен любить, отдавать себя.)

— Почему герою становится все труднее общаться, и он просит Надежду уйти? (Мучает совесть.)

— Почему героиня не может простить его? (Для нее лучшие минуты в жизни – не простые слова.)

— Почему герой испытывает противоречивое состояние? (Не способен на поступок.)

— Как мужики оценивают Надежду? (Баба – ума палата. Но крута!)

— Какую причину называет герой, объясняя невозможность их отношений? (Социальную.)

-Какой мотив воплощен в рассказе? (Мотив вечного пути в поиске счастья.)

 

10. Вопрос учителя.

Ответ аналитиков.

— Какие пласты можно выделить в рассказе? (1. Социальный. 2. Психологический. 3. Философский.)

 

Обобщающий вывод учителя

1.Концепция любви Бунина: ОН и ОНА, внезапность любовного озарения, страстность, кратковременность, трагический исход.

2.Пейзаж,  кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя.

3. Время, пространство и цвет становятся ощутимыми элементами художественной структуры с того момента, как возникает возможность противопоставления в пределах повествования. Появляются три, определяющие весь текст оппозиции: «вся история человечества – одно мгновение жизни», «весь необъятный мир – одно конкретное место на земле», «всепоглащающая темнота – яркая вспышка».

 

ext.spb.ru

Тест по произведению»Темные аллеи»

Тест по творчеству И.А.Бунина и рассказу «Тёмные аллеи» (9класс)

1.Укажите годы жизни И.А. Бунина

а. 1860-1904 

б. 1865-1921 

в. 1870-1953 

г. 1899-1960

 2 . И.Бунин родился

а. в Нижнем Новгороде

б. в Москве

в. в Воронеже

г. в Таганроге

3.По социальному положению Бунин был

а. купцом

б. разночинцем

в. дворянином

г. мещанином

4. Кто занимался образованием Бунина после его выхода из гимназии?

а.гувернантки

б. родители

в. брат Юлий

г. профессор Нестеров

5. Бунин дебютировал

а. как поэт

б. как критик

в. как прозаик

г. как драматург

6. За границей И.Бунин написал уникальную книгу из 38 новелл о любви:

а. «Темные аллеи»

б. «Грамматика любви»

в. «Солнечный удар»

г. «Митина любовь»

7. Академическая Пушкинская премия была присуждена Бунину за

а. роман «Жизнь Арсеньева»

б. цикл рассказов «Тёмные аллеи»  

в. сборник стихов «Листопад»

г. рассказ «Суходол» 

8.В 1920 г. теплоход «Спарта» навсегда увёз Бунина из России в

а. Америку

б. Германию

в. Францию

г. Италию

9.Нобелевская премия была получена Буниным

а. 1925 г.

б. 1915 г.

в. 1933 г.

г. 1938 г.

10.Какой из перечисленных рассказов Бунина не был создан в эмиграции?

а. «Натали»

б. «Антоновские яблоки»

в. «Солнечный удар»

г. «Темные аллеи»

11.Назоваите основную тему цикла рассказов «Тёмные аллеи»

а. тема России

б. тема свободы

в. тема любви

г. тема смысла жизни

12. Николай Алексеевич из рассказа «Темные аллеи» оставил Надежду

а. из-за разницы в социальном положении

б. так как полюбил другую

в. так как был женат

г. из-за решения родителей

13.В рассказе «Темные аллеи» главные герои встречаются

а. после 20 лет разлуки, вызванной ее замужеством

б. после многих лет, проведенных им на дипломатической службе

в. более 30 лет после того, как он ее бросил

г. после разлуки, вызванной войной

14.Устами Надежды из рассказа «Темные аллеи» Бунин утверждает

а. что вечная любовь невозможна

б. что женщина способна на вечную любовь

в. что любви нет

г. что любовь не умирает со смертью предмета любви

15.Бунин похоронен

а. в Петербурге на Волковом кладбище

б в Москве в Новодевичьем монастыре

в.на кладбище Сент- Женевьев де Буа под Парижем

г. в Италии в католическом монастыре

Ответы

1-в

2-в

3- в

4-в

5-а

6-а

7-в

8-в

9-в

10-в

11-в

12-а

13-в

14-г

15-в

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *