карточка окончание 2 класс | Самостоятельные работы по русскому языку

карточка окончание 2 класс


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Стр 1 из 32Следующая ⇒

Изменение слов.

ЧАСЫ.

Сломалась у часов стрелка. Понесли часы к часовщику. Через три часа часовщик их починил. Мы принесличасы от часовщика, и теперь они ходят исправно.

Упражнение 91. Укажите в прочитанной статье изменения выделенных слов часы и часовщик. Какой корень в этих словах? Как эти слова изменялись в рассказе? Какая часть в них изменялась и какая осталась без изменения?

час-ы, у час-ов, часовщик, к часовщик-у, от часовщик-а.

Упражнение 92. Укажите изменения выделенных слов, как это делали в предыдущем упражнении.

ПЕРЕВОЗ ЧЕРЕЗ ОКУ.

Солнце садилось, когда мы подъехали к перевозу через Оку. У перевоза толпился народ. Перевозчик привязывал паром. У парома стояли тривоза с сеном. Они воз за возом въехали на паром. За ними туда же въехал наш тарантас. Потом на паром вошли все пешеходы. Два молодых парня взялись за вёсла. Перевозчик отвязал паром. Мы медленно поплыли.



Основа и окончание.

 
три за на
воз
возвозвоз
|
| а| ом| у
   
у к на
перевоз
перевозперевозперевоз
|
| а| у| е

 

Слова для связи но смыслу с другими словами изменяют свои окончания. Окончание— изменяемая часть слова. Та часть слова, которая при связи данного слова с другими остаётся без изменения, называется основой.

 

Упражнение 93. Прочитайте примеры и укажите, как,изменяется окончание слова рука при связи его с другими словами.

1. У меня болит рука.
2. Я завязал руку.
3. Книгу я держал в руке.
4. Я махнул рукой.
5. Книга выскользнула из руки?

Упражнение 94. Составьте предложения со следующими словами; в словах укажите основу и окончание:

1) паром, у парома, перед паромом, на пароме;
2) сады, в садах, за садами;
3) перевозчик, к перевозчику, у перевозчика;

Упражнение 95. Прочитайте и выпишите столбиком все изменения слова лиса; отделите окончание от основы черточкой.

ЛИСА.

Лиса — красивый зверь. У лисы пушистый хвост. Шкурка лисы ценится дорого. За лисой охотиться трудно: она очень хитра. Охотник иногда долго выслеживает лису. О лисе сложено много сказок.

Приставки.

ПЕРЕЕЗД ЧЕРЕЗ РЕКУ.

Мост был повреждён. Езда по нему прекратилась. Пришлось ехать вобъезд и искать переезда прямо через реку. Спуск был отлогий, но въездана другой берег мы побаивались, — он был довольно крутой. Однако наша лошадка отлично справилась как с переездом через реку, так и свыездом на другой берег.

Укажите основу и окончание в выделенных словах.
Укажите корень в этих словах.
Что еще, кроме корня, есть в основах слов: объезд, въезд, переезд?

Основа слова может состоять только из корня: дом, сад, лес, сторож, волк, а может состоять из корня и приставки: покос, сосед, занос. Приставка —это часть слева перед корнем:
обь-езд, пере-езд, вы-езд.
При помощи приставок от корня образуются слова с новым значением:
стройка, постройка, пристройка, надстройка,перестройка, застройка.

Упражнение 96. Придумайте по два слова с приставками
с-, на-, у-, пере- и составьте с ними предложения.

Упражнение 97. С приставками под-, по-, до- выполните такую же работу, как в упражнении 96.

Помните: приставки пишутся со словами вместе: Мы отстроим свои города.

Упражнение 98. Объясните разницу в значениях данных слов:

написал, выписал, переписал, подписал, дописал, записал.

Упражнение 99. Спишите данные слова; отделяйте в них черточками приставки и окончания, где они есть:

а) прилет, отлёт, перелёты, налёт;
б) походы, переходы, входы, выходы, ход;
в) сады, рассада, посадка, пересадка.

Подчеркните корень в списанных словах.
Что осталось перед корнем в выделенных словах?

При-, от-, пере-, на-, по-, в-, вы-, рас- — это приставки.

Упражнение 109. Спишите данные слова; подчеркните приставки одной чертой, а корень—двумя чертами; окончании (где они есть) отделите чёрточкой.

Покосы, защита, расходы, поднос, заход, просвет, запах, изгородь, отдых, поклон, прохлада.

Образец: покосы

Запомните:
При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку:
из-ловить без-вредный рас-сказать без-умный при-ласкать пре-красный

Упражнение 101. Прочитайте статью, выпишите из неё слова с приставками; приставки подчеркните.

НАСТУПЛЕНИЕ ВЕСНЫ.

Весна долго не наступала.
По ночам морозы доходили до семи градусов.
Но вот подул тёплый ветер, и на небо набежали тучи.
Три дня и три ночи шёл тёплый проливной дождь.
К исходу третьего дня небо прояснилось. Утром солнце
съело топкий ледок, и воздух задрожал от тёплых испарений земля.
Зазеленела трава. Прилетели птицы. Вылетели из улья пчёлы и загудели над вербами.



Суффиксы.

ЛЕС.

Около нашей деревни есть небольшой лесок. Летом мы ходим туда за ягодами. Но грибов в нём мало. За грибами мы ходим в большой лес за рекой. Там мы заходим в домик к леснику. Сын лесника Боря учится в нашей школе.
Лесник знает все грибные места, а Боря нам их указывает.

лес лесок лесник лесника к леснику гриб грибок грибник грибника грибники

Укажите основу и окончание в словах, данных в столбиках.
Укажите корень в этих словах.
Что осталось еще в основе каждого слова: лесок, грибок, лесника, грибника?

Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, называется суффиксом.

 

Суффиксы вносят в слово новое значение: лесок — небольшой лес лесник — лесной сторож избушка — маленькая изба

Упражнение 102. Прочитайте предложения и укажите в выделенных словах суффиксы:

1. Терем, теремок! Кто в тереме живёт?
2. Ходит котик-коток, серенький лобок.
3. Спой, светик, не стыдись!

Упражнение 103. Спишите слова и допишите к ним другие с суффиксом -ок. Объясните, какое добавочное значение придаёт словам этот суффикс.

Котёл —котелок, молот, чугун, ветер, холод, город, сын, зуб.

Упражнение 104. Спишите слова и допишите к ним другие с суффиксом —ик. Какое добавочное значение придаёт словам этот суффикс?

Дом — домик, сад, огород, прут, рот, нос, куст, карандаш, дождь, столб, холм, стол.

Упражнение 105. Перепишите слова, вставляя суффикс -к- . Какое добавочное значение вносит этот суффикс в основное значение данных слов?

Берёза — берёзка, осина, корова, поляна, пила, картина, голова, трава, сирота.

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы: Какие части можно выделить в изменяемых словах?
Всегда ли все эти части бывают в слове?
Как называется главная часть слова? Почему корень—главная часть слова?
Как называется часть основы слова перед корнем?
Что называется окончанием слова?
Как называется вся часть слова до окончания?
Какие части бывают в основе слова?
Как называется часть слова между корнем и окончанием?
При помощи чего образуются от корня другие родственные слова?

Упражнение 106. Начертите такую же, таблицу и впишите в неё следующие слова, разделяя их на части (приставку, корень, суффикс, окончание), какие в этих словах имеются.

Вход, выход, переход, приход, расход, уход, проход.
Стрела, выстрел, стрелок, перестрелка.
Воз, возок, перевоз, перевозчик, перевозка, повозка.

Упражнение 107. Произведите всем классом разбор состава следующих слов (укажите части слов, какие знаете).

Горы. Родина. Луга. Молодец. Заморозки. Проводник. Белый, Светлый. Деревня. Грузчик. Разносчик. Низкий. Близкий. Лётчики. Переписчики. Шубка. Голубка.

В корне слова заключено основное значение слова. От корня образуются другие родственные слова при помощи приставок и суффиксов.

Коса, покос, косец, косить, косилка.
Стол, столик, столяр, застольная
(песня), столовая.

Слова, состоящие только из корня или из корня и окончания, называются коренными, или непроизводными: коса, стол.
Слова, образованные от этих корней, называются производными: покос, косец; столик, застольная.

Упражнение105. Докажите, что данные слова образованы от одного корня:

а) Гроза, грозить, грозный, грозовая (туча), угроза.
б) Езда, ездок, ездить, поезд, поезда, проезд, переезд;
в) Сказ, сказка, присказка, рассказ, пересказ, рассказчица.

Упражнение 109. Образуйте при помощи приставок производные слова от данных корней:

воз, сон, ход, нос, бел, сад.

Образец: письмо, записка, подпись, выписка, расписка, надпись, перепись, запись, пропись.

Упражнение 110. Образуйте и запишите слова от корня дел при помощи разных приставок, какие подойдут.

Помните, что приставка — часть слова и поэтому пишется всегда слитно с остальной частью слова.

Упражнение 111. Образуйте от корней груз, сад, бел, крас новые слова при помощи приставок у-, вы-, по-, на-, пере- — какие подойдут; запишите эти новые слова.

Упражнение 112. Образуйте от следующих слов: голова, корова, сторона, няня, доля, воля — новые слова при помощи Суффиксов -ушк-, —юшк-; запишите эти слова в свои тетради. Какое новое значение придают словам суффиксы -ушк-, -юшк-?

Упражнение 113. С суффиксом -ышк- образуйте новые слова от слов:ведро, перо, солнце, гнездо, зерно. Какое новое значениее придаёт словам суффикс -ышк-?

Упражнение114.Спишите слова и подчеркните в них корни.

Осина — осинник — подосиновик.
Пень — пенёк — опёнок. ?
Море — морской — моряки.
Берёза — березняк — подберёзовик.
Вода — водник — наводнение.
Варенье— варить — повар.

Запомните: При переносе нельзя отрывать от корня и присоединять к суффиксу согласную или группу согласных, если суффикс начинается также с согласной:
слав-ный древ-ний чест-ный звёзд-ный

Упражнение 115. При списывании разделите слова на группы, чтобы в каждой группе оказались слова одного корня.

Дальний, старик, краса, дым, родной, красота, даль, родовой, старость, красотка, удалить, дымчатый, старый, красивый, народ, далёкий, раскраска, природа, красавица, старина, издалека, родина, старичок.

Упражнение 116. Данные слова распределите по группам так, чтобы в каждой были слова одного корня; лес, вод, сев или кос.

Лес, вода, сев, коса, водник, косьба, посевная, подводная (лодка), косилка, лесник, посевы, покос, лесной, отсев, косцы, лесок, водяной, перелесок, косец, водянка.