43 Взаимосвязь общества и природы.

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек –природное существо в силу своего происхождения. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный хар-р. Таким образом, человеческое общ-во выступает в кач-ве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования. Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой. Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества. В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение к природе..Человек существует не сам по себе, а благодаря природе, и должен обеспечить такую орг-цию общ-ной жизни, при к-рой возможно гармоничное развитие общ-ва и природы.

44.Экологические проблемы совр-ти: состояние и перспективы.

Экология — это состояние дома, в котором мы живём . Экологические проблемы России в основном не отличаются от известных мировых проблем: изменение климата, в том числе ослабление озонового уровня; загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков и ядовитых веществ; загрязнение океана тяжелыми металлами и химическими соединениями; истощение и загрязнение поверхностных вод и почвы; сокращение площади лесов; снижение способности природной среды к самоочищению и самовосстановлению; образование возбудителей новых заболеваний растений, животных и человека. Экол.состояние нашей планеты ухудшается,содержащиеся вредн.вещ-ва в атмосфере воздействуют на чел.организм, что проявляется в ухудшении общего состоянияздоровья.Пром-ные предприятия и транспорт-выбросы-повышение риска ранней смерти. Смог в крупных пром-ных городах.

Пути решения Проблема сохранения здоровья является самой приоритетной из всех глобальных проблем об-ва. Активная деятельность в области приоритетных направлений устойчивого развития, реализуется в рамках государственных программ и организаций, и различных некоммерческих организаций, таких как «Центр экологической политики России», некоммерческое партнерство «Здоровое питание — здоровье нации».

45. Техника как специфическая форма культуры.

Культура-исторически определен. уровень развития об-ва и чел, выраженный в конкретных типах и и формах организации и деят-сти, в матер и духов ценностях. Техника – рез-т встречи человеческого разума с природой. Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники. Человек не мог бы существовать без техники. Техника не только играет служебную роль в обеспечении человеческих потребностей: она создает новые потребности. Техника действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего. Но вместе с тем она выступает также как часть культуры и важнейший фактор ее развития. Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека — ту искусственную, артефактную «вторую природу», В которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры. Во-вторых, она представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материальнопрактических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества. В-третьих, она создает инструментарий культуры — средства и способы деятельности в сфере культуры. В-четвертых, она выступает как культурный код — как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации. Таким образом, технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и в информационно-семиотическом аспекте — как форму получения, хранения, обработки и использования информации, форму культуры, занимающую свою нишу в культурном пространстве.

studfiles.net

Взаимодействие природы и общества

Вопрос взаимодействия общества и природы невероятно многогранен. Природа подарила человеку возможность распоряжаться своими ресурсами по мере его потребностей и возможностей. В свою очередь, человек окружил себя обществом и создал определенную систему ценностей, исходя из которой и формируется на данный момент отношение к внешней и внутренней реальности, включая отношение к природе.

Очевидно, что в среднем, отношение к природе жителя Нью-Йорка, Лондона или Москвы будет существенно отличаться от отношения жителей коренных племен Северной Америки или сибирских поселений.

Основные этапы развития отношений между природой и человеком

В целом, выделяют три основных периода взаимодействия общества и природы. Это очень большие временные промежутки, длительность которых достигает 3,5 млн. лет.

Первый период – палеолит или древнекаменный век. В течение этого этапа жизнь человека полностью зависела от природных условий. В это время люди жили собирательством, охотой, рыбалкой и не оказывали сколько-нибудь ощутимого влияния на природу.

Второй период – неолит или новокаменный век (начался около 10 тыс. лет назад). В течение долгих веков палеолита человек совершенствовался физически и нарабатывал навыки социального взаимодействия. В результате, переход к неолиту был ознаменован принципиально новым способом ведения хозяйства – производящей экономике. Теперь человек не просто присваивал конечный результат природной деятельности (уже выросшие плоды, животных и рыбу), но и сам научился земледелию и скотоводству. Степень воздействия человека на природу существенно возросла: он стал вырубать леса, рыть подземные каналы, возводить дома и целые города.

Третий период – век промышленности и технических открытий. Переход к этому этапу связывают с НТР XVIII-XIX веков. Ручной труд сменился машинным, производство достигло глобальных масштабов, человек стал производить товаров гораздо больше, чем ему необходимо. И, соответственно, использовать природные ресурсы гораздо более интенсивно, чем это было бы приемлемо для их естественного восстановления. Промышленная революция привела к тому, что изменения природных условий, которые раньше носили временный локальный характер, стали более всеобъемлющими и нередко необратимыми.

Рост промышленности и открытие новых технологий работают сразу в двух направлениях: делают человека более развитым технически, позволяют осваивать и открывать еще больше возможностей – с одной стороны, и истощают природные ресурсы, ухудшают экологическую ситуацию и отрывают человека от природы – с другой. В итоге, отношения между обществом и природой во многих странах достигли критической точки. Сегодня на Земле есть немало людей настолько зависимых от благ цивилизации, что это делает их неспособными к жизни в непосредственном контакте с природой.

Вместе с тем, использование природных ресурсов – это лишь одна из форм взаимодействия человека с природой. Помимо этого существует еще природоохранная деятельность, включающая организацию национальных парков, заповедников, заказников и памятников природы и т.п.

Отношение к природе в случае с каждым конкретным человеком – это, в первую очередь, вопрос ценностей и мировоззрения. Подтверждением этому служит большое количество «зеленый» организаций, инициатив и сообществ, выступающих в защиту природы.

Техническая революция открыла нам новые горизонты, позволила стать более независимыми от природных условий, позволила увеличить продолжительность жизни и сделать ее более комфортной. Но следует помнить, что каким бы далеко человек ни шагнул по пути технического прогресса, он остается всецело зависимым от необходимости дышать, пить воду и получать питательные вещества. То есть, именно природа предоставляет нам то, без чего мы не сможем прожить и нескольких минут.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Привидите примеры взаимодействия общества и природы. Привидите примеры взаимодействия общества и природы.

ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Одна из актуальных проблем социальной философии — проблема взаимоотношения общества и природы.
Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.
Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество» , под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.
В философских воззрениях на саму природу, ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют естественная необходимость и строгие закономерности.
Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями.
Первоначально при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античной философии природа рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека. Примерно то же мы наблюдаем и в воззрениях представителей материалистического направления того времени: человек — как совокупность атомов (Демокрит) .
Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать последнюю в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества в античные времена не позволяли оценивать природу как непосредственную цель преобразовательной деятельности человека.
В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.
В эпоху Возрождения — период расцвета культуры и прежде всего искусства — взгляды на взаимоотношения природы и общества на короткий период становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому в

otvet.mail.ru

Взаимодействие общества и природы

Человек  в  течение  жизни  получает  всё  необходимое  для  удовлетворения  своих  материальных потребностей из природы. Поэтому человек неразрывно  связан с природой. По мере развития производства, науки и техники  изменяются  орудия  труда человека. В процессе  труда и производства человек изменяет естественные свойства окружающей природы, формирует  свою «среду обитания». В связи с этим,  говоря о  взаимодействии  общества и природы, используют такие понятия, как  природная  среда, географическая  среда, техногенная  среда, окружающая среда.

Природа – вся  окружающая человека естественная реальность. Природа  бесконечна во времени и пространстве, находится в постоянном движении и развитии. Общество также является частью природы, в широком  смысле  этого понятия.

Природная среда – совокупность природных условий, составляющих естественное  окружение  человеческого общества, материальную  основу и пространственную  среду  его  производственной  деятельности. В географической литературе  под  этим  понятием  обычно  понимают  часть географической  оболочки,  в  которой  протекает  жизнь и хозяйственная  деятельность  человека.  В  качестве  синонима  используется  понятие  «географическая среда».

Географическая среда – часть географической оболочки, непосредственно  вовлеченная  во  взаимодействие  общества  и  природы  на  данном историческом  этапе.  Она  является  постоянным и необходимым  фактором  общественной  жизни и прогресса, оказывает влияние на территориальное разделение труда и  развитие  отраслей хозяйства. В свою очередь, общество оказывает  воздействие  на  географическую среду. По мере развития общества географическая среда  расширяется,  охватывая  всё  новые  пространства.

Техногенная среда – часть окружающей население среды, включающая  созданные  человеком объекты. С развитием общества техногенная среда  совершенствуется.

Окружающая  среда  –  условия  жизни  и  труда  населения,  включающие  как  природную (географическую), так и техногенную среду.

Взаимодействие  общества и природы меняется в пространстве и во времени,  становится  более  разнообразным. Если человеческая деятельность находится в гармонии с природными особенностями территории, то природная  среда  будет  сохранять  свои  наилучшие  качества. В противном случае среда жизни людей будет ухудшаться. В  ходе истории взаимоотношения общества и природы менялись,  усложнялись.

Исторический процесс роста воздействия человека на природу и изменения  взаимоотношений  общества  и  природной  среды  можно  разделить  на 5  эпох.

1. Первобытная  эпоха  –  образ  жизни людей,  не  нарушавший естественного  состояния  геосистем.  Начался  с  появлением  древнего  человека. Особенности  этого  периода:  хозяйство имело присваивающий  характер, основанный на потреблении готовых природных благ; основным  материалом  орудий  труда  был  камень;  освоены  способы  добычи огня; одомашнено  первое  домашнее животное  —  собака;  человек, подчиняясь  природе,  был  её  неотъемлемой  частью,  не  имея возможности приспособить её к своим нуждам; геосистемы обладали возможностью полного возвращения к своему естественному состоянию после прекращения  воздействия  человека.  Первобытных  людей  больше  привлекали  местности с комфортным климатом и богатыми биологическими ресурсами  (крупными  охотничьими  животными, съедобными плодами).  На этом  этапе человек не столько изменял природу, сколько приспосабливался к  ней. Примитивное  хозяйство  было  неспособно  изменить  естественные  особенности природной среды.

2. Эпоха  аграрной  революции – образ жизни людей, способствующий  нарушению  естественного состояния  геосистем  на  небольших территориях,  в  небольшой  степени.  Началась  6-8  тысяч  лет  назад. В  это время  общество совершило  переход от охоты,  рыболовства и собирательства к земледелию  и  животноводству,  т.е. к сельскому хозяйству.  Природные  ландшафты  стали  меняться  в  небольшой  степени. Особенности этого  периода:  в  результате  аграрной  (неолитической) революции  был  совершён  переход  от присваивающего к  производящему  хозяйству;  появилось представление  о возможности влияния  человека на природное окружение, его целенаправленного  изменения;  по  мере  совершенствования орудий труда гармония человека  и  природы, равновесие  в  геосистемах стало нарушаться,  стали исчезать некоторые промысловые виды  растений и животных; зародились и получили развитие некоторые отрасли  хозяйства; население переходило к оседлому  образу  жизни,  возникали  города. В густонаселенных местностях стало нарушаться  экологическое  равновесие  геосистем  в  ранге  фаций  и  урочищ,  возникли  первоначальные  экологические  проблемы. На территории современного Узбекистана во II  н.э.  были  проложены  первые  арыки,  а  в  IV–VI  веках  н.э.  –  первые  каналы.  В  IX–XIII  веках  были  построены  крупные оросительные  сооружения,  орошалось  уже  3,5- 3,8 млн.  гектаров земель.

В  это  время  росло  воздействие  общества  на  природу,  развивались  ремёсла,  расширялось  хозяйственное  использование  природных  ресурсов.  Земледелие  и  животноводство  продолжали  развиваться.  Однако  труд крестьян  оставался ручным  и  не оказывал  глубокого воздействия  на  природную  среду.  Этот  этап  относительно  длительный.  Некоторые  природные компоненты  испытывали  слабое, некоторые же  относительно сильное воздействие. Появились первые писаные законы,  нацеленные  на  охрану  окружающей  среды,  правители,  основываясь  на  религиозных  представлениях,  издавали  указы  экологического  содержания.

3. Эпоха промышленной революции –  образ жизни людей, связанный  с  хищнической  эксплуатацией  природы  в  целях  удовлетворения  материальных и духовных потребностей общества. Эта эпоха началась в XVIII веке и характеризовалась следующими особенностями: с изобретением  паровой  машины  в  1784  году  началась  промышленная  революция, в середине ХХ века – «зелёная революция», ознаменовавшая  коренной  перелом  в  сельском  хозяйстве;  резко  усилилось  экологическое  давление  на  геосистемы;  человек  превратился  в  основную  «геологическую  силу»;  возникли  региональные  геоэкологические  проблемы.  Естественные  ландшафты  стали  изменяться.  В  сферу  активного  освоения  вошли  все  материки,  кроме  Антарктиды.  В  целях  удовлетворения  растущих  потребностей  общества,  повышения  уровня  жизни населения, компенсации растущих военных расходов природные  ресурсы  эксплуатировались хищническим  образом.  Данный этапные  продолжается во многих странах.

 

4. Эпоха научно-технической революции – образ жизни, направленный на рациональное использование природных ресурсов и  сохранение  приемлемого состояния окружающей среды. Эта эпоха началась во второй  половине  ХХ  века.  На  данном этапе: сформировались и получили  развитие  экологическое  сознание и экологическая  культура;  начали создаваться  экологические  организации;  быстро  росла  численность населения; произошла научно-техническая  революция;  началось  освоение  космоса; все химические элементы периодической таблицы Менделеева  стали  вовлекаться  в хозяйственный  оборот, были  созданы  многие  синтетические материалы; возникли глобальные экологические проблемы и наметились территории с кризисной геоэкологической обстановкой; все  компоненты природы стали испытывать на себе сильное антропогенное  воздействие. Вместе с тем на данном этапе особое внимание стало уделяться охране воды, почвы, растений и животных, появились специальные экологические законы.

В нашей республике экологическое законодательство было приведено  в соответствие с  международными  стандартами.  Была  создана система  экологического контроля и управления во главе с Государственным комитетом экологии и охраны окружающей среды Республики Узбекистан.

Этот  период  характеризуется  очень  сильной  степенью  изменения  геосистем. Быстрое развитие  науки  и техники способствовало  вовлечению всё большего объёма природных ресурсов в хозяйственный оборот.  Были освоены  обширные площади под нужды сельского хозяйства, сооружены огромные промышленные предприятия,  началось  интенсивное  освоение пустынь, полярных областей, гор, Мирового океана.

5. Эпоха экологичного природопользования – образ жизни, в рамках которого сохранение здоровой и экологически чистой среды рассматривается  как равная по значимости с экономическим ростом ценность. Признаки начала этой эпохи отмечаются в некоторых развитых странах, где на государственном уровне ставятся и решаются в качестве первостепенных задачи охраны  экологической безопасности окружающей среды, воспроизводство ресурсов  осуществляется за общественный счёт, совершенствуется экологическое законодательство, формируются контуры «революции экологической культуры».  В целом эта эпоха знаменует гармоничное сосуществование и совместное  развитие общества и природы.

Внимание! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации.

geografiya.uz

Какова взаимосвязь общества и природы? Единство и противоречие между обществом и природой :: SYL.ru

Очень часто современный школьник впервые задается вопросом, какова взаимосвязь общества и природы, в 10 классе на уроках обществознания. Или же годом позже, при подготовке к экзамену по этому предмету. Попробуем поразмышлять на эту тему.

Человек, общество, природа

Термин «природа» довольно многозначен. Его можно понимать как непосредственную среду обитания человека (географическая среда или окружающая среда). Однако в контексте вопроса, какова взаимосвязь общества и природы, этот термин определяется как совокупность естественных условий существования человека и общества. Обеспечивая общество необходимыми ресурсами, природа, а точнее, контакт с ней, служит также важным фактором в развитии полноценной человеческой личности.

Человек как живое существо также является частью природы. В далеком прошлом, на заре своего существования, люди, осознавая свою зависимость от естественных сил, обожествляли их, стремились жить в гармонии с природной средой. Однако с развитием общества менялся характер взаимодействия человека и природы. По мере расширения знаний человека об окружающем мире общество все более и более обосабливалось от природной среды, стремясь как можно полнее использовать ее богатства для удовлетворения своих растущих потребностей.

Философские воззрения

Рассмотрим, как изменялись философские размышления о том, какова взаимосвязь между обществом и природой, в зависимости от исторической эпохи.

О первобытном взгляде на природу было упомянуто выше. Античные философы рассматривали природу как источник возникновения человека, как мать.

В средние века отношение к природе поменялось кардинально. Сильное религиозное влияние на все сферы жизни стало причиной возвеличивания человека как обладателя бессмертной души над «греховной» низкой природой; не поощрялось ни ее изучение в научных целях, ни творческий интерес.

Расцвет интереса к природе произошел в эпоху Ренессанса, когда воспевалось единение с природой, возврат к «золотому веку человечества».

Идеи нового времени (XVII–XVIII вв.) надолго определили отношение общества к природе. В эту эпоху бурного развития науки и промышленности такие философы, как Ф. Бэкон, говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, утверждали, что человек должен покорить природу, вознестись над ней. Эти идеи проявились в потребительском, хищническом отношении к окружающей среде и природным ресурсам.

В новейшее время (XX–XXI вв.) в условиях острого экологического кризиса все больший вес приобретает концепция «устойчивого развития», заключающаяся в сбалансированности всех социально-экономических процессов и эксплуатации природных ресурсов с действиями по защите и сохранению окружающей среды для будущих поколений.

Воздействие природы на развитие общества

Итак, какова же взаимосвязь общества и природы? Ответ на этот вопрос следует разделить на две части. Рассмотрим сначала одну сторону данной проблемы, т.е. влияние природы на формирование и развитие человеческого общества.

Природные условия, в частности географические и климатические, обеспеченность теми или иными ресурсами являются важным фактором развития общества. И русские (В.О. Ключевский), и зарубежные историки отмечали, например, значимость речных систем в процессе формирования государства. В частности, реки служили в первую очередь источником воды и удобными торговыми путями, способствуя компактному проживанию населения, расширению экономических связей. Такими же значимыми факторами являлись, к примеру, суровый или мягкий климат, плодородные почвы и др.

Важным моментом является также зависимость жизненных ритмов человека от естественных биологических циклов (смена дня и ночи, времен года, изменение фаз луны и т.д.).

Кроме того, нельзя не упомянуть, что несмотря на все достижения человечества, оно все еще зависит от природных сил. Каждый год стихийные бедствия уносят тысячи жизней.

Влияние человека на природу

Говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, стоит отметить некоторую противоречивость этих отношений. С одной стороны, чем более развито общество, тем больше природных ресурсов оно потребляет, т.е. существует проблема истощения планеты. С другой стороны, при добыче необходимых обществу ресурсов человек нарушает естественные экосистемы, что в свою очередь приводит к экологическим проблемам, которые негативно влияют на здоровье человека и условия его жизни. Таким образом, можно сказать, что чем больше человек «покоряет» природу, тем сильнее он начинает зависеть от ее состояния. Предыдущее пренебрежение к вопросам охраны природы при неограниченном потреблении ресурсов привели к экологическому кризису планетарного масштаба. И приблизительно с конца XX в. можно говорить о попытках положительного влияния человека на окружающую среду: организации систем защиты от загрязнения, охране редких и вымирающих видов растений и животных, стремлении к использованию энергосберегающих технологий и т.д.

Заключение

И все же как ответить на вопрос, какова взаимосвязь общества и природы, кратко? Важно понимать, что как бы человек ни стремился отделиться от природы, до конца это невозможно. Окружающая среда оказывает сильное влияние на развитие человеческого общества посредством географического положения, климатических условий, наличия полезных ископаемых, стихийных бедствий. А общество, в свою очередь, в погоне за прогрессом оказывает воздействие на природу, как негативное, так и «условно положительное», пытаясь исправить причиненный естественным экосистемам вред.

www.syl.ru

Билет № 5

1. Взаимосвязь природы и общества.

Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.

Природа — (в широком смысле) — весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).

               — (в узком смысле) — совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество — природа».

— Природа —I — это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы — напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы — лес, пруд; макроэкосистемы — океан, континент; глобальная экосистема одна — биосфера).

— Природа — II — преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.

— Природа — III — искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.

— Природа — IV — (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное — с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику.

            Природные ресурсы — это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

— во-первых, воздействие природы на общество,

— во-вторых, воздействие общества на природу.

В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт — все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.

Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

            Основные формы взаимодействия общества и природы:

— природопользование — использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения  экономических и духовных потребностей человека;

— охрана окружающей природной среды (ОПС) — сохранение от загрязнения, порчи, повреждения,  истощения, разрушения объектов ОПС;

— обеспечение экобезопасности — защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности   (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной   деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

studfiles.net

Билет

      Билет 5

Вопрос 1. Взаимосвязь общества и природы.

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек – часть природы, природное существо в силу своего происхождения. В самом начале своего существования человечество, т. е. первобытное общество, остро ощущало свою зависимость от природы, тесное единство с ней, боготворило силы природы (дождь, грозу, ветер и др.). Однако со временем характер взаимодействия природы и человеческого общества менялся. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный характер. Человек расширял свои знания об окружающем мире, стремился полнее использовать природные богатства для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Таким образом, человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования.

Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, хищнически используя природные богатства, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой.

Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Природная среда, географические и климатические условия и по сей день оказывают значительное влияние на развитие хозяйства той или иной страны, народа, ускоряя или замедляя темпы их развития.

И русские историки (В. О. Ключевский), и зарубежные заметили благотворное влияние рек на хозяйственную и общественную жизнь народов. Реки служили удобными торговыми путями; не позволяли населению обособляться; содействуя компактному проживанию; ускоряли процесс формирования государства. Суровый климат, богатая среда обитания замедляли темпы развития народов, отбрасывая их на периферию мировой истории.

Уже в 20-е годы ХХ века на фоне превращения деятельности человека в широкомасштабную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французским философом Т. де Шарденом вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Выдающиеся ученые считали, что в ХХ веке единство природы и человека достигнет нового качественного уровня. На основе разума человек будет руководить ходом природных процессов.

В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение  к природе. Относясь таким образом к природе, человек относится ответственно к себе, к будущим поколениям.

Человек существует не сам по себе, а благодаря природе, и должен обеспечить такую организацию общественной жизни, при которой возможно гармоничное развитие общества и природы.

.

 

rikipedia.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *