Содержание

Характеристика образа Стародума в пьесе “Недоросль”

Фонвизин в пьесе “Недоросль” воплотил только свое представление о “честных людях”, какими они должны быть, но и свои наблюдения над теми, в ком он видел их живое олицетворение. Конкретность биографии “Стародума единственного из действующих лиц комедии, чья жизнь может быть прослежена в своих основных вехах,- возможность установления некоторого различия во взглядах между ним и Правдиным, наличие реальных черт передового русского офицерства в образе Милона. Все это указывает на то, что писатель старался избежать безличности в их обрисовке, пытался их индивидуализировать. Тем не менее, очевидно в силу присущей им дидактико-моралистической тенденции, положительным персонажам “Недоросля” все же недостает жизненной убедительности и художественной полноты. Это зависело от того, что сама окружающая

действительность еще не давала материала для полноценных образов-типов.
Самый значительный из выведенных в комедии Фонвизина положительных образов – бесспорно Стародум. Именно он выступает единомышленником автора по всему кругу затронутых в “Недоросле” социальных, политических, нравственных и педагогических вопросов. Примечательно, что из биографии Стародума мы не узнаем одного: был ли он сам помещиком (Правдин владел “деревеньками” в том же наместничестве, что и Простаковы). Зато нам известно, что, не ужившийся при дворе, Стародум отправился в Сибирь, “в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро”. В предпринимательстве Стародума нашел отражение реальный процесс экономической жизни русского дворянства второй половины XVIII века, привлекавшей к себе большое внимание Фонвизина (еще в 1766 году он перевел французский трактат “Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному”). Обогащение Стародума на золотых приисках имело своей целью обеспечить будущее своей племянницы. Говоря Софье: “Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность жениха достойного”, Стародум не связывает ее благосостояния с владением крепостными душами.
Среди художественных особенностей “Недоросля”, живо воспринятых на слух современниками Фонвизина, был исключительно красочный и резко индизидуализированный язык персонажей. По свидетельству театрального критика того времени, каждый из них “в своем характере изречениями различается”.
“Недоросль” был написан Фонвизиным в то время, когда лучшие умы России пытались извлечь для себя уроки из недавних событий крестьянской войны 1773-1775 годов, отдать себе отчет в тех причинах, которые едва не привели феодально-дворянское государство, по словам Фонвизина, “на самый край конечного разрушения и гибели”. Подавив сопротивление народа, самодержавное правительство Екатерины II вступило на путь дальнейшего укрепления и расширения привилегий господствующего класса. Крестьянские массы оказывались еще более бесправными и фактически беспомощными перед лицом закона. В этих исторических условиях вопросы, поставленные в “Недоросле”, приобретали особую политическую остроту и злободневность. Вот почему путь “Недоросля” на сцену не был легким. Современники вспоминали о “стрелах злобных”, с помощью которых лица, почувствовавшие себя задетыми в комедии, попытались воспрепятствовать ее постановке. По-видимому, для устранения этих препятствий Фонвизину, со своей стороны, пришлось обратиться к чьему-то влиятельному покровительству.
24 сентября 1782 года состоялась премьера спектакля на сцене Вольного российского театра. Сам автор принимал непосредственное участие в режиссуре. По его свидетельству, в пьесе “не изменено ни одного слога” и “успех был полный”. Один из очевидцев рассказывал, что “сцены комические возбуждали в зрителях мимолетный смех, а серьезные обращали на себя все внимание публики, которая в то время любила такие разглагольствия на сцене, если они были наполнены колкими замечаниями на светские обычаи и слабости того времени”. Воспитательное воздействие пьесы Фонвизина, в частности, проявилось и в том, что многие, узнав себя в Простаковых, тогда же изгнали учителей, подобных Вральману.
“Недоросль” Фонвизина, комедия “истинно общественная” и “народная”,- единственная из всех пьес отечественной драматургии XVIII века, прочно утвердившаяся в репертуаре российского театра.

rus-lit.com

Образ Стародума в комедии "Недоросль": характеристика, биография, цитаты

Образ Стародума в комедии «Недоросль» невозможно понять без сюжета пьесы. О том, как развивались события и почему в тех или иных ситуациях герой проявлял великодушие, расскажет статья.

Предыстория основных событий

Сначала автор знакомит читателя с семьей Простаковых. Произведение начинается с того, что хозяйка дома ругает слугу за то, что тот плохо пошил кафтан для любимого сыночка Митрофана. На сцене появляются и другие, такие же уникальные личности - господин Простаков, который постоянно слушает супругу, и брат женщины, который тоже не отличается добротой.

Среди всего этого балагана приятно поражает их дальняя родственница - юная Софья. У девушки изящные манеры и мягкий характер. Хозяйка дома планирует выдать красавицу замуж за своего вышеупомянутого брата Скотинина.

Но все меняется, когда персонажи узнают, что дядя барышни, которого они давно считали мертвым, неожиданно присылает письмо. В нем он отмечает, что свое большое состояние желает передать племяннице. Поэтому госпожа Простакова меняет план и хочет женить своего непутевого сына на девушке.

Между тем в селе появляется офицер Милон, который искренне влюблен в Софью. Красавица также не безразлична к славному мужчине.

Симпатия к неизвестному гостю

Очень многогранный образ Стародума в комедии «Недоросль». Первое впечатление о нем складывается еще до его появления на сцене. Большинство из персонажей настолько недалекие, неграмотные и дикие люди, что читатель сразу проникается симпатией к неизвестному герою. На фоне жадной госпожи Простаковой, ее безвольного мужа, неразумного сына и корыстного брата дядя Софьи кажется рассудительным и добрым человеком. Об этом свидетельствует письмо, которое он написал племяннице. Мужчина отмечает, что очень скучал по своим родным и жалеет о том, что не мог держать с ними связь. Также герой сообщает, что он может послужить примером того, как следует честно зарабатывать большие деньги.

Не чужда ему и щедрость. Свои богатства решает отдать племяннице Стародум. «Недоросль» (характеристика каждого персонажа этой комедии требует отдельной статьи) - произведение, в котором чувства плавают на поверхности. Поэтому среди людей, ценящих деньги выше чувств, неизвестный читателю герой вызывает большую симпатию.

Загадочная фигура

Впервые этот человек появляется в третьем действии. Он долго разговаривает с давним приятелем Правдиным. Из этого диалога мы узнаем больше о Стародуме. Оказывается, первое впечатление не было ложным. Мужчина на самом деле очень мудрый и добрый. Он рассказывает, что его отец, который служил у Петра Великого, воспитывал сына по старым законам. К людям тогда обращались на «ты». А «вы» - это те, которые считали себя достойными нескольких. А сейчас, как говорит гость, «многие не стоят одного».

Освещается и воспитание Стародума. «Недоросль» - комедия, где сравниваются два поколения. Так, герой вспоминает, что в его детстве учили только одному: главное в жизни - оставаться человеком. Было незачем «чужим умом набивать пустую голову». А особу без души, даже ученую, можно приравнять к животному.

Узнает читатель и историю персонажа. Много лет назад героя предал один граф, которого он считал другом. Тот человек хитростью и коварством обошел его на службе. Поэтому, вернувшись с войны, Стародум решил избегать подобных людей и мест, которые могут «инфицировать» его злобой и лицемерием. Он говорил: «Врач не пособит, разве сам заразится».

Мудрый наставник

Далее дядя встречается с племянницей, которую называет «дочкой сердца». Он отмечает, что для него будет большой радостью вырвать добрую девушку из семьи, где царит жадность. Говорит, что вызволит «невинность из сети коварства».

Здесь внимательный читатель понимает, как похожи эти два персонажа комедии «Недоросль». Биография Стародума приобретает новые черты. Так, мы узнаем о том, что мужчине около 60 лет и он поехал в Сибирь, потому что там можно честно заработать деньги. Также дядя заявляет, что, руководствуясь природными желаниями, бедным не будешь, а человеческими мотивами – постоянно будет чего-то не хватать.

Не меньше мудрости и в следующих репликах персонажа. Он отмечает, что умному ребенку деньги не нужны, а глупое дитя они не спасут. Мужчина не соглашается с тем, что богатство ведет к уважению. Единственное почитание, которое признает герой, - душевное.

После этого короткого знакомства читателя с особой образ Стародума в комедии «Недоросль» не оставляет места для сомнений. Его несомненная мудрость - закон для разумной Софьи.

Философия в беседе

Между тем госпожа Простакова и ее брат затевают драку перед гостем. Когда женщина узнает о том, что этот человек - тот самый богатый дядя, то начинает ползать перед ним. Но мужчина остается равнодушным к лицемерию. Он объявляет, что завтра забирает племянницу в Москву и там выдаст замуж за того, кого она посчитает достойным. Стародум уверен, что выбор его дочери будет в любом случае правильный.

Барышня читает книгу, и дядя говорит про автора: «Тот пером своим нравов развращать не станет». Далее герой беседует с Софьей. Их разговор похож на философский трактат. Они размышляют о простых, но важных вещах для добропорядочной жизни. Здесь мужчина выступает учителем для девушки. Его слова умные, а содержание их - простое. Он легко объясняет ей разницу между настоящим счастьем и тенью, должностью и благородством. Советует по части семейной жизни: «Имей к мужу дружбу, которая на любовь бы походила». Поэтому читателю рисуется абсолютно четкий образ Стародума в комедии «Недоросль».

Роковая встреча

Далее дядя говорит о том, что девушке нужно подобрать хорошего мужа. Ему в Москве расхваливали офицера по имени Милон. Но про себя герой говорит, что брак возможен только в том случае, если его приемная дочь будет согласна.

Через мгновение происходит знакомство этих двух людей. Как оказалось, между ними много общего. Стародум и Милон не жалели сил ради Отечества и считают, что главное в человеке - душа. Впоследствии все узнают, что молодые люди влюблены, потому дядя дает свое благословение на брак офицера и племянницы.

Один из самых любимых героев пьесы для всех поколений - Стародум («Недоросль»). Характеристика этого персонажа позволяет сделать вывод, что он имеет много общего с Милоном. Возникает впечатление, что автор знакомит читателя с образом дяди в молодости через портрет офицера.

Разоблачение злых намерений

Имеет этот герой и хорошее чувство юмора. Когда он «внимательно» слушает госпожу Простакову и Скотинина, то откровенно насмехается над их жадностью. Те так тщательно пытаются заморочить голову богатому гостю, что не замечают важную деталь: дядя сразу раскусил коварный план. Далее мужчина признается, что его племянница уже обручилась с Милоном.

Но упрямая Простакова не останавливается. Она пытается похитить Софью и тайно обвенчать ее с сыном. Но поднимается громкий крик, и офицер спасает свою возлюбленную. Госпоже грозит суд, но в который раз проявляется добродушие дяди и племянницы, и они прощают хитрую женщину.

Вводит и другую линию в пьесу Денис Фонвизин («Недоросль»). Стародум и другие персонажи узнают, что из-за плохого поведения хозяйки село переходит под контроль справедливого Правдина.

Неутомимая доброта

Немалую мудрость проявляет Стародум и два его соратника к учителям, работавшим с Митрофаном. Профессору, который требовал деньги за потраченное время, они отказали. Второму преподавателю, который отказался от средств, потому что ничему не смог научить парня, выплачивают компенсацию. А в лице третьего учителя, который на самом деле был кучером, гость узнает своего бывшего слугу - шарлатана, притворявшегося профессором. Мудрый человек забирает его к себе, чтобы дать ему работу.

Когда Простакова говорит, что ее жизнь не имеет смысла, богатый гость отвечает, что это наказание за зло.

Веселая, глубокая и интересная комедия «Недоросль». Цитаты Стародума актуальны и в сегодняшнем обществе. Такой герой, как и его принципы, всегда будет актуален.

fb.ru

Образ Стародума в комедии Недоросль: характеристика, биография, цитаты

Образ Стародума в комедии «Недоросль» невозможно понять без сюжета пьесы. О том, как развивались события и почему в тех или иных ситуациях герой проявлял великодушие, расскажет статья.

Предыстория основных событий

Сначала автор знакомит читателя с семьей Простаковых. Произведение начинается с того, что хозяйка дома ругает слугу за то, что тот плохо пошил кафтан для любимого сыночка Митрофана. На сцене появляются и другие, такие же уникальные личности - господин Простаков, который постоянно слушает супругу, и брат женщины, который тоже не отличается добротой.

Среди всего этого балагана приятно поражает их дальняя родственница - юная Софья. У девушки изящные манеры и мягкий характер. Хозяйка дома планирует выдать красавицу замуж за своего вышеупомянутого брата Скотинина.

Но все меняется, когда персонажи узнают, что дядя барышни, которого они давно считали мертвым, неожиданно присылает письмо. В нем он отмечает, что свое большое состояние желает передать племяннице. Поэтому госпожа Простакова меняет план и хочет женить своего непутевого сына на девушке.

Между тем в селе появляется офицер Милон, который искренне влюблен в Софью. Красавица также не безразлична к славному мужчине.

Симпатия к неизвестному гостю

Очень многогранный образ Стародума в комедии «Недоросль». Первое впечатление о нем складывается еще до его появления на сцене. Большинство из персонажей настолько недалекие, неграмотные и дикие люди, что читатель сразу проникается симпатией к неизвестному герою. На фоне жадной госпожи Простаковой, ее безвольного мужа, неразумного сына и корыстного брата дядя Софьи кажется рассудительным и добрым человеком. Об этом свидетельствует письмо, которое он написал племяннице. Мужчина отмечает, что очень скучал по своим родным и жалеет о том, что не мог держать с ними связь. Также герой сообщает, что он может послужить примером того, как следует честно зарабатывать большие деньги.

Не чужда ему и щедрость. Свои богатства решает отдать племяннице Стародум. «Недоросль» (характеристика каждого персонажа этой комедии требует отдельной статьи) - произведение, в котором чувства плавают на поверхности. Поэтому среди людей, ценящих деньги выше чувств, неизвестный читателю герой вызывает большую симпатию.

Загадочная фигура

Впервые этот человек появляется в третьем действии. Он долго разговаривает с давним приятелем Правдиным. Из этого диалога мы узнаем больше о Стародуме. Оказывается, первое впечатление не было ложным. Мужчина на самом деле очень мудрый и добрый. Он рассказывает, что его отец, который служил у Петра Великого, воспитывал сына по старым законам. К людям тогда обращались на «ты». А «вы» - это те, которые считали себя достойными нескольких. А сейчас, как говорит гость, «многие не стоят одного».

Освещается и воспитание Стародума. «Недоросль» - комедия, где сравниваются два поколения. Так, герой вспоминает, что в его детстве учили только одному: главное в жизни - оставаться человеком. Было незачем «чужим умом набивать пустую голову». А особу без души, даже ученую, можно приравнять к животному.

Узнает читатель и историю персонажа. Много лет назад героя предал один граф, которого он считал другом. Тот человек хитростью и коварством обошел его на службе. Поэтому, вернувшись с войны, Стародум решил избегать подобных людей и мест, которые могут «инфицировать» его злобой и лицемерием. Он говорил: «Врач не пособит, разве сам заразится».

Мудрый наставник

Далее дядя встречается с племянницей, которую называет «дочкой сердца». Он отмечает, что для него будет большой радостью вырвать добрую девушку из семьи, где царит жадность. Говорит, что вызволит «невинность из сети коварства».

Здесь внимательный читатель понимает, как похожи эти два персонажа комедии «Недоросль». Биография Стародума приобретает новые черты. Так, мы узнаем о том, что мужчине около 60 лет и он поехал в Сибирь, потому что там можно честно заработать деньги. Также дядя заявляет, что, руководствуясь природными желаниями, бедным не будешь, а человеческими мотивами – постоянно будет чего-то не хватать.

Не меньше мудрости и в следующих репликах персонажа. Он отмечает, что умному ребенку деньги не нужны, а глупое дитя они не спасут. Мужчина не соглашается с тем, что богатство ведет к уважению. Единственное почитание, которое признает герой, - душевное.

После этого короткого знакомства читателя с особой образ Стародума в комедии «Недоросль» не оставляет места для сомнений. Его несомненная мудрость - закон для разумной Софьи.

Философия в беседе

Между тем госпожа Простакова и ее брат затевают драку перед гостем. Когда женщина узнает о том, что этот человек - тот самый богатый дядя, то начинает ползать перед ним. Но мужчина остается равнодушным к лицемерию. Он объявляет, что завтра забирает племянницу в Москву и там выдаст замуж за того, кого она посчитает достойным. Стародум уверен, что выбор его дочери будет в любом случае правильный.

Барышня читает книгу, и дядя говорит про автора: «Тот пером своим нравов развращать не станет». Далее герой беседует с Софьей. Их разговор похож на философский трактат. Они размышляют о простых, но важных вещах для добропорядочной жизни. Здесь мужчина выступает учителем для девушки. Его слова умные, а содержание их - простое. Он легко объясняет ей разницу между настоящим счастьем и тенью, должностью и благородством. Советует по части семейной жизни: «Имей к мужу дружбу, которая на любовь бы походила». Поэтому читателю рисуется абсолютно четкий образ Стародума в комедии «Недоросль».

Роковая встреча

Далее дядя говорит о том, что девушке нужно подобрать хорошего мужа. Ему в Москве расхваливали офицера по имени Милон. Но про себя герой говорит, что брак возможен только в том случае, если его приемная дочь будет согласна.

Через мгновение происходит знакомство этих двух людей. Как оказалось, между ними много общего. Стародум и Милон не жалели сил ради Отечества и считают, что главное в человеке - душа. Впоследствии все узнают, что молодые люди влюблены, потому дядя дает свое благословение на брак офицера и племянницы.

Один из самых любимых героев пьесы для всех поколений - Стародум («Недоросль»). Характеристика этого персонажа позволяет сделать вывод, что он имеет много общего с Милоном. Возникает впечатление, что автор знакомит читателя с образом дяди в молодости через портрет офицера.

Разоблачение злых намерений

Имеет этот герой и хорошее чувство юмора. Когда он «внимательно» слушает госпожу Простакову и Скотинина, то откровенно насмехается над их жадностью. Те так тщательно пытаются заморочить голову богатому гостю, что не замечают важную деталь: дядя сразу раскусил коварный план. Далее мужчина признается, что его племянница уже обручилась с Милоном.

Но упрямая Простакова не останавливается. Она пытается похитить Софью и тайно обвенчать ее с сыном. Но поднимается громкий крик, и офицер спасает свою возлюбленную. Госпоже грозит суд, но в который раз проявляется добродушие дяди и племянницы, и они прощают хитрую женщину.

Вводит и другую линию в пьесу Денис Фонвизин («Недоросль»). Стародум и другие персонажи узнают, что из-за плохого поведения хозяйки село переходит под контроль справедливого Правдина.

Неутомимая доброта

Немалую мудрость проявляет Стародум и два его соратника к учителям, работавшим с Митрофаном. Профессору, который требовал деньги за потраченное время, они отказали. Второму преподавателю, который отказался от средств, потому что ничему не смог научить парня, выплачивают компенсацию. А в лице третьего учителя, который на самом деле был кучером, гость узнает своего бывшего слугу - шарлатана, притворявшегося профессором. Мудрый человек забирает его к себе, чтобы дать ему работу.

Когда Простакова говорит, что ее жизнь не имеет смысла, богатый гость отвечает, что это наказание за зло.

Веселая, глубокая и интересная комедия «Недоросль». Цитаты Стародума актуальны и в сегодняшнем обществе. Такой герой, как и его принципы, всегда будет актуален.

autogear.ru

Характеристика образа Стародум - Фонвизин

Стародум – дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа И. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия “Стародум” означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С. и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: “Служил он Петру Великому”, “Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время” (д. 3, явл. I).
Роль С. в комедии – резонер. В драматических

произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений – чаще всего семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой. Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в “Недоросле” становятся формой изложения политической программы. Речи С. напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.
В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С. заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения. Функция “избавителя” несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: “Вот злонравия достойные плоды!” – д. 5, явл. последнее), но зато усилена функция С. – политического мыслителя. Положительные герои из его речей должны “теоретически” осознать, почему “злонравие” восторжествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели – уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.
Дворянскую праздность С. считает недостойной дворянина, а воспитание его полагает делом государственным; главное – возвратить дворянству его истинное содержание. Тут С. (и Фонвизин), под влиянием опыта российской жизни, расходятся с идеями французского просвещения. ” Просвещение” и “воспитание” не сводятся для резонера и автора к “просвещению ума”, “воспитанию разума”. С. говорит: “Невежда без души – зверь”. Но без души и “просвещеннейшая умница – жалкая тварь” (д. 3, явл. I). К чему приводит необразованность ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: этому посвящена комедия. Примером же умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит товарищ молодости С, граф. “Он сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило” (д. 3, явл. I). Однако патриотический призыв С. к графу послужить отечеству на полях сражений встречает холодный отпор. Фигура горе-учителя Цыфиркина являет пример противоположный: учитель арифметики необразован, но у него есть душа, и С. сочувствует бывшему воину, прощая ему недостаточность познаний. Французские “мудрецы”, по мысли Фонвизина, поставили на первое место ум (разум) и забыли душу. Разум не нашел опоры в чем-либо, кроме себя, и, оставленный в небрежении, может служить как добру, так и злу. Напротив, от воспитания души лежит прямой путь к воспитанию чести, благородства. Такое воспитание берет разум своим помощником, добивается, чтобы человек делал для других то, чего желал бы для себя. Рационализму Запада С. противополагает русский опыт, русскую традицию и русское представление о сущности просвещения. Поэтому воспитание молодых людей должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и своим критерием положить благо отечества.
Фонвизин стремился всячески оживить фигуру резонера. Он “дал” С. подробную биографию, сообщил о его службе и отставке, о том, что он долго жил в Сибири и своим трудом нажил состояние. Следуя велению сердца и своим убеждениям, С. хочет устроить счастье Софьи и делает ее наследницей. Как ближайший родственник, С. берет на себя заботу о Софье и желает ей достойного жениха. При этом он отказывается принуждать девичье сердце. Предупреждая появление С, Простакова, а затем и Правдин говорят о его “угрюмости”, “грубости” (д. 2, явл. V). Однако Правдин, знающий С, называет эти суровые черты “действием его прямодушия”. Прямой нрав С. сказывается и на его отношении к людям (“кого уж и полюбит, так прямо полюбит”, “А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек”). С. с высоты своего опыта (ему шестьдесят лет, за его плечами большая жизненная школа) проницательно, почти с первого взгляда, понимает, что за дом у Простаковых, каков нрав хозяйки, каковы учителя у Митрофана й как жилось Софье до его приезда. Лесть Простаковой напрасна: С. не терпит угодничества.
Предъявляя к людям большие требования, С. и себя подвергает строгому нравственному суду. Наконец, С, вопреки “суровой” репутации, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, не чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комизм положений и речей. Он может быть трогателен, возвышен, исполнен гнева и сострадателен (не желая зла Простаковой, он прощает ее и проявляет участие в ее судьбе).
Современниками С. воспринимался как учитель жизни. Об успехе персонажа у публики свидетельствует название журнала “Друг честных людей, или Стародум”, задуманного Фонвизиным, но не осуществленного, в котором писатель обращался к своему герою: “Я должен признаться, что за успех комедии моей “Недоросль” одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает”.

rus-lit.com

Стародум - биография персонажа,пьеса "Недоросль", образ и характеристика,внешность, идеи, цитаты и афоризмы

Стародум: история персонажа

Персонаж комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина. Богатый дядюшка Софьи, честной, доброй и образованной девушки, на которой госпожа Простакова мечтает женить собственного сына, недоросля Митрофана. Причина этому — богатство Стародума, которое Простакова желает присвоить.

История создания

Денис ФонвизинДенис Фонвизин

Первые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене. Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов — статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица Екатерина Вторая. Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.

На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу. В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре. Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.

«Недоросль»

Персонажи комедии "Недоросль"Персонажи комедии "Недоросль"

Стародум — дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.

Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно. Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком. Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем — не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.

Стародум — умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.

МитрофанушкаМитрофанушка

Отец героя служил еще при Петре Великом. Тогда царили простые нравы и люди обращались друг к другу на «ты». Стародум воспитан в старых традициях, сама говорящая фамилия героя отсылает к тому, что тот «думает по-старому». На героя не производят впечатления чины, и тот говорит с людьми просто и с искренностью, не обращая внимания на статус собеседника. Сам герой за чинами не гонится. Стародум покинул императорский двор без наград и богатства, но сохранив неповрежденными собственные принципы.

Стародуму свойственно прямодушие, которое люди иногда принимают за грубость, потому что герой не кривит душой, никогда не хитрит и говорит людям то, что думает. В других герой тоже ценит главным образом сердечность и «душу», как приучил героя отец. При этом герой с возрастом стал сдержанным человеком и перестал подчиняться первому порыву. В молодости Стародум был импульсивнее, о чем жалеет, считая, что если бы лучше владел собой, биография могла бы сложиться иначе.

Стародум и СофьяСтародум и Софья

Герой повидал жизнь и способен разглядеть дурного человека. К негодяям герой относится без любви и называет себя «другом честных людей». Герой неравнодушен к людским несчастьям и не терпит несправедливости. Стародуму случалось, возмутившись отсутствием правосудия, уйти в отставку. При этом герой великодушен, умеет прощать людям неблаговидные поступки и не хочет ничьей погибели. Например, герой прощает подлость Простаковой.

Собственное состояние герой завещал племяннице Софье — единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком. При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона — возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы. Стародум учит Софью собственному мировоззрению.

Стародум — пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.

Цитаты

Стародум стал выразителем авторских идей. В словах персонажа скрыты мысли Фонвизина по разным вопросам и общественно-политические взгляды автора. Герой высказывается, к примеру, о знатности и богатстве:

«Я согласен назвать счастливым знатного и богатого. Да сперва согласимся, кто знатен и кто богат. У меня мой расчет. Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества».
«Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

О добродетели:

«Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может».

О крепостном праве:

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

О воспитании молодого дворянина:

«Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».
Стародум и ПравдинСтародум и Правдин

В других афоризмах Стародум высказывает авторские взгляды на государство и службу отечеству:

«Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству...
Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних».
«Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
«Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...
Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания».

Или говорит об эпохе Петра Великого, которую считает образцом, в отличие от современного герою екатерининского общества с его продажными и льстивыми вельможами:

«Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного».

24smi.org

Сочинение на тему Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»

Фонвизин в пьесе «Недоросль» воплотил только свое представление о «честных людях», какими они должны быть, но и свои наблюдения над теми, в ком он видел их живое олицетворение. Конкретность биографии “Стародума единственного из действующих лиц комедии, чья жизнь может быть прослежена в своих основных вехах,- возможность установления некоторого различия во взглядах между ним и Правдиным, наличие реальных черт передового русского офицерства в образе Милона. Все это указывает на то, что писатель старался избежать безличности в их обрисовке, пытался их индивидуализировать. Тем не менее, очевидно в силу присущей им дидактико-моралистической тенденции, положительным персонажам «Недоросля» все же недостает жизненной убедительности и художественной полноты. Это зависело от того, что сама окружающая действительность еще не давала материала для полноценных образов-типов. Самый значительный из выведенных в комедии Фонвизина положительных образов - бесспорно Стародум. Именно он выступает единомышленником автора по всему кругу затронутых в «Недоросле» социальных, политических, нравственных и педагогических вопросов. Примечательно, что из биографии Стародума мы не узнаем одного: был ли он сам помещиком (Правдин владел «деревеньками» в том же наместничестве, что и Простаковы). Зато нам известно, что, не ужившийся при дворе, Стародум отправился в Сибирь, «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро». В предпринимательстве Стародума нашел отражение реальный процесс экономической жизни русского дворянства второй половины XVIII века, привлекавшей к себе большое внимание Фонвизина (еще в 1766 году он перевел французский трактат «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»). Обогащение Стародума на золотых приисках имело своей целью обеспечить будущее своей племянницы. Говоря Софье: «Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность жениха достойного», Стародум не связывает ее благосостояния с владением крепостными душами. Среди художественных особенностей «Недоросля», живо воспринятых на слух современниками Фонвизина, был исключительно красочный и резко индизидуализированный язык персонажей. По свидетельству театрального критика того времени, каждый из них «в своем характере изречениями различается». «Недоросль» был написан Фонвизиным в то время, когда лучшие умы России пытались извлечь для себя уроки из недавних событий крестьянской войны 1773-1775 годов, отдать себе отчет в тех причинах, которые едва не привели феодально-дворянское государство, по словам Фонвизина, «на самый край конечного разрушения и гибели». Подавив сопротивление народа, самодержавное правительство Екатерины II вступило на путь дальнейшего укрепления и расширения привилегий господствующего класса. Крестьянские массы оказывались еще более бесправными и фактически беспомощными перед лицом закона. В этих исторических условиях вопросы, поставленные в «Недоросле», приобретали особую политическую остроту и злободневность. Вот почему путь «Недоросля» на сцену не был легким. Современники вспоминали о «стрелах злобных», с помощью которых лица, почувствовавшие себя задетыми в комедии, попытались воспрепятствовать ее постановке. По-видимому, для устранения этих препятствий Фонвизину, со своей стороны, пришлось обратиться к чьему-то влиятельному покровительству. 24 сентября 1782 года состоялась премьера спектакля на сцене Вольного российского театра. Сам автор принимал непосредственное участие в режиссуре. По его свидетельству, в пьесе «не изменено ни одного слога» и «успех был полный». Один из очевидцев рассказывал, что «сцены комические возбуждали в зрителях мимолетный смех, а серьезные обращали на себя все внимание публики, которая в то время любила такие разглагольствия на сцене, если они были наполнены колкими замечаниями на светские обычаи и слабости того времени». Воспитательное воздействие пьесы Фонвизина, в частности, проявилось и в том, что многие, узнав себя в Простаковых, тогда же изгнали учителей, подобных Вральману. «Недоросль» Фонвизина, комедия «истинно общественная» и «народная»,- единственная из всех пьес отечественной драматургии XVIII века, прочно утвердившаяся в репертуаре российского театра.

Сочинение на тему Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»
Фонвизин Д.И.
Стр. 1

Сочинение на тему Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»
Фонвизин Д.И.
Стр. 2

my-soch.ru

Характеристика образа Стародума в пьесе “Недоросль”

Фонвизин в пьесе “Недоросль” воплотил только свое представление о “честных людях”, какими они должны быть, но и свои наблюдения над теми, в ком он видел их живое олицетворение. Конкретность биографии “Стародума единственного из действующих лиц комедии, чья жизнь может быть прослежена в своих основных вехах,- возможность установления некоторого различия во взглядах между ним и Правдиным, наличие реальных черт передового русского офицерства в образе Милона. Все это указывает на то, что писатель старался избежать безличности в их обрисовке, пытался их индивидуализировать. Тем не менее, очевидно в силу присущей им дидактико-моралистической тенденции, положительным персонажам “Недоросля” все же недостает жизненной убедительности и художественной полноты. Это зависело от того, что сама окружающая

действительность еще не давала материала для полноценных образов-типов.
Самый значительный из выведенных в комедии Фонвизина положительных образов – бесспорно Стародум. Именно он выступает единомышленником автора по всему кругу затронутых в “Недоросле” социальных, политических, нравственных и педагогических вопросов. Примечательно, что из биографии Стародума мы не узнаем одного: был ли он сам помещиком (Правдин владел “деревеньками” в том же наместничестве, что и Простаковы). Зато нам известно, что, не ужившийся при дворе, Стародум отправился в Сибирь, “в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро”. В предпринимательстве Стародума нашел отражение реальный процесс экономической жизни русского дворянства второй половины XVIII века, привлекавшей к себе большое внимание Фонвизина (еще в 1766 году он перевел французский трактат “Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному”). Обогащение Стародума на золотых приисках имело своей целью обеспечить будущее своей племянницы. Говоря Софье: “Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность жениха достойного”, Стародум не связывает ее благосостояния с владением крепостными душами.
Среди художественных особенностей “Недоросля”, живо воспринятых на слух современниками Фонвизина, был исключительно красочный и резко индизидуализированный язык персонажей. По свидетельству театрального критика того времени, каждый из них “в своем характере изречениями различается”.
“Недоросль” был написан Фонвизиным в то время, когда лучшие умы России пытались извлечь для себя уроки из недавних событий крестьянской войны 1773-1775 годов, отдать себе отчет в тех причинах, которые едва не привели феодально-дворянское государство, по словам Фонвизина, “на самый край конечного разрушения и гибели”. Подавив сопротивление народа, самодержавное правительство Екатерины II вступило на путь дальнейшего укрепления и расширения привилегий господствующего класса. Крестьянские массы оказывались еще более бесправными и фактически беспомощными перед лицом закона. В этих исторических условиях вопросы, поставленные в “Недоросле”, приобретали особую политическую остроту и злободневность. Вот почему путь “Недоросля” на сцену не был легким. Современники вспоминали о “стрелах злобных”, с помощью которых лица, почувствовавшие себя задетыми в комедии, попытались воспрепятствовать ее постановке. По-видимому, для устранения этих препятствий Фонвизину, со своей стороны, пришлось обратиться к чьему-то влиятельному покровительству.
24 сентября 1782 года состоялась премьера спектакля на сцене Вольного российского театра. Сам автор принимал непосредственное участие в режиссуре. По его свидетельству, в пьесе “не изменено ни одного слога” и “успех был полный”. Один из очевидцев рассказывал, что “сцены комические возбуждали в зрителях мимолетный смех, а серьезные обращали на себя все внимание публики, которая в то время любила такие разглагольствия на сцене, если они были наполнены колкими замечаниями на светские обычаи и слабости того времени”. Воспитательное воздействие пьесы Фонвизина, в частности, проявилось и в том, что многие, узнав себя в Простаковых, тогда же изгнали учителей, подобных Вральману.
“Недоросль” Фонвизина, комедия “истинно общественная” и “народная”,- единственная из всех пьес отечественной драматургии XVIII века, прочно утвердившаяся в репертуаре российского театра.

.

studentguide.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о