Брак Жорж (1882 — 1963) (кубизм)

Жорж Брак родился в пригороде Парижа — прославленном импрессионистами Аржантейле; здесь его отец владел мастерской по декорированию интерьеров.Жорж обучался ремеслу декораторов в Гавре, затем в Париже в Школе изящных искусств.

Здесь он впитывает новые веяния в живописи. Увлеченный искусством Матисса, в 1906 году примыкает к «фовистам» и создает серию пейзажей, которые словно вбирают в себя всю силу южного солнца и яркость красок Прованса. Отличительной особенностью этого периода является не только особая декоративная красота работ Брака, но также большая, чем у фовистов, конструктивность композиции.

Уже тогда на него сильно стало влиять искусство Сезанна и Пикассо — это приводит к радикальному изменению стиля Брака. Вместо прежних текучих форм появляются мощные геометрические объемы («Дома в Эстаке»). Буйство красок, праздничное горение цвета сменяются аскетичной гаммой приглушенных желтовато-охристых, зеленых и серо-голубых тонов, как у Сезанна. Именно тогда в речи художников появилось выражение

«кубы», породившее название новому направлению в XX веке.

С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо. В это время он пишет в основном натюрморты, в которых «кубы» «Домов в Эстаке» начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста. Грани эти имеют свою окраску и направленность, кажутся то выступающими, то углубленными, светящимися или затемненными; мягкие живописные мазки сочетаются с острыми контурами. Художник не изображает объект, а стремится передать пластические ощущения и представления о нем. Однако отказ от реального изображения предметов приводил к выхолащиванию образного содержания живописного произведения. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной «натурой». Теперь картина не «аналог» предмета, а некая «новая реальность»,

произвольно созданная художником. На чистой поверхности холста разыгрывалась свободная игра окрашенных в яркие локальные краски цветовых плоскостей, реалистических контурных прорисовок предметов, надписей и элементов «вмонтированной» в композицию «живой» натуры — в виде коллажа или живописной имитации кусков газеты, обоев, этикеток и т.д. С помощью этих приемов не только привлекались новые декоративные эффекты, но создавалось общее ощущение жизни современного города.

После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Начиная с 20-х годов Брак использует лишь отдельные стилевые моменты и приемы кубизма и отказывается от его абстрактных тенденций. Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только «видимое», но и «мыслимое». Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, «опредмеченной» поэзией. Живописный язык, используя поэтические «тропы», проникается особой духовностью, стремится передать в зримых формах не столько облик, сколько внутреннюю сущность явлений.

Ведущим жанром в таорчестве Брака 20-х годов остается натюрморт. Он создает многопредметные композиции, где используются разнообразные выразительные средства. Главная отличительная черта его работ — изысканный строгий колорит, неповторимая гармония глубоких и богатых оттенками желто-коричневых, черных и зеленых тонов, дополненных белым, красным или синим.

Наряду с натюрмортами Брак пишет в 20-е годы портреты и серию обнаженных, захватывающих своей мощной пластикой, широтой ритма и красотой колорита. Одновременно с этими женскими образами в его искусстве впервые появляются античные персонажи — «канефоры», девушки со священными дарами в виде плодов и цветов. Эти образы сочетают в себе монументальность с почти бесплотной легкостью.

В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). В дальнейшем его живопись обретает новую поэтическую и пространственную широту, а также особую утонченность линий и колорита, наполняется светом. Он пишет ряд морских видов, пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым контуром.

Творчество Брака не ограничивается живописью и графикой. Он создавал витражи, утонченную и экспрессивнуюю скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой, был театральным декоратором, а также мастером прикладного искусства, автором высокохудожественных и современных по стилю ювелирных украшений.

cvetamira.ru

Жорж Брак — один из основоположников кубизма

«Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются, и которые мы ошибочно принимаем за что-то неизменное. Вещи в себе вовсе не существует. Они существуют лишь через нас».

Жорж Брак

Студия VIII

Португалец

Полулежащая обнаженная на пьедестале

Пейзаж в Эстаке

Жорж Брак — французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с Пикассо считается создателем кубизма.
Родился 13 мая 1882 года в Аржантёй в семье художника-декоратора. У своего отца Жорж получил первые навыки в малярном деле. Дед мальчика также занимался отделочными работами и тоже внес свою лепту в его обучение.

Мелодия виолончели

Виолончель и кларнет на столе

Виолончель и подсвечник

Работы декоратора не хватало для воплощения обширных художественных замыслов юного художника, он начал обучение профессиональным основам рисования в гаврской Школе изящных искусств. В Париже молодой человек подтвердил свои декораторские умения и получил сертификат, подтверждаюший его навыки. В 1900-1901 годах учился в Технической школе в Париже. В 1902-1904 годах посещал занятия в Школе изящных искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции, изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна.

Гавань в Антверпене

Три лодки

Анемоны

Лодки

Ciotata

Гавань в Ла-Сьота.

Брак – один из главных героев раннего авангардизма. Известно, что глядя на его картину, Матисс впервые употребил слово «кубики». И, глядя на нее же, критик Луи Воксель образовал от этого слова «кубизм». Однако, художник сильно проявил себя на ниве искусств еще до кубизма.

Гавань

Гавань в Нормандии

Гитара и ноты

Гитара и фрукты

В 1903 году в парижской Школе изящных искусств Брак удачно познакомился с активно движущимися в сторону фовизма Дюфи и Фриезом. «Матисс и Дерен указали мне путь», — говорил он впоследствии об этом времени.

Пасьянс

Голова женщины

Гитара, фрукты и кувшин

Две кефали

Жёлтая салфетка

Нужно заметить, что Брак, в отличие от большинства фовистов, озабочен не только расположением цветовых пятен на плоскости картины, но и построением пространства, что благотворно скажется потом, в его кубизме.

Стакан, графин и газета

Женщина за мольбертом

Кларнет и бутылка рома на каминной полке

Палитра Брака окончательно раскрепостилась в Эстаке, среди средиземноморской красочной несдержанности. Техника стала более разнообразной, вплоть до пуантилизма. Брак удачно выставил шесть эстакских пейзажей в Салоне независимых и все их продал. Но скоро всему этому пришел конец – в Париж уже приехал Пикассо.

Виадук в Эстаке

Дома в Эстаке

Дом в Эстаке

Большие деревья в Эстаке

Две вещи перевернули сознание Брака-фовиста: большая выставка Сезанна в 1907 году и знакомство с Пикассо тогда же.
Сезанновская выставка была откровением для многих. Сезанн, можно сказать, вернул в тогдашнее современное искусство пространство и объем. Пикассо же показал пути развития нового искусства.

Стул

Голубой умывальник

Натюрморт с Бандерильи

Познакомил их Аполлинер – он привел Брака в мастерскую Пикассо, где стояли почти законченные «Авиньонские девицы». «Ты пишешь картины, как-будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину», — сказал он автору. Тем не менее, Брак оценил всю прелесть предлагаемых Пикассо возможностей. Художники стали большими друзьями. Брак и Пикассо двигались вперед ощупью, не имея никаких определенных целей, кроме нежелания делать как раньше и желания делать как никто прежде. Позже Пикассо говорил: «Когда мы начинали писать кубистически, в наши намерения не входило изобретать кубизм. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих. Ни один из нас не составлял особого плана сражения, и наши друзья – поэты — внимательно следили за нами, не давая никаких предписаний». Поэты упомянуты тут потому, что, живя там же, в Бато-Лавуар, они принимали живейшее участие в обсуждении того, в какую сторону можно двинуть современное искусство. Особенно – Аполлинер.

Вскоре после первого визита к Пикассо Брак делает как бы ответ на «Девиц».

Большая обнаженная

Мужчина с гитарой

Выглядит картина менее смелой, чем работа Пикассо. В частности, в ней нет такой отчаянной новации, как несколько точек зрения. Но ближайшим же летом, в 1908 году, Брак снова уехал в Эстак и написал там классические вещи раннего кубизма.

Читающая женщина

Кларнет и бутылка рома на каминной полке

Португалец

Дальнейшие периоды творчества Брака полностью совпадали с фазами развития кубизма. Так как он сам их формировал, совместно с Пикассо. До Первой мировой войны, их работы оказывались иногда малоотличимы друг от друга. Основоположники кубизма даже по-доброму шутили, когда один основоположник подписывал своим именем работу второго основоположника, чем внесли некоторую неразбериху в последующую атрибуцию их работ.
Несомненным новаторством Брака являлось введение в картину разных буквиц, цифр, музыкальных знаков и обрывков фраз, что создавало странное сочетание двух изначально разных смысловых пространств – как бы изображенного реального и знакового, которые, становились в работе одним пространством.

Сакре-Кёр

Натюрморт с Бандерильи

Кларнет

Мандола

С началом Первой мировой войны Жорж Брак был отправлен на фронт и в мае 1915 года получил ранение в голову. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году. С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942; «Камины», 1922-1927; «Биллиарды», 1944-1952). Его колорит высветляется, строится на тонких градациях охристых, голубых, серых, оливковых, терракотовых оттенков. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов.

Натюрморт с кларнетом

Натюрморт на столе

Натюрморт на камине

Круглый стол

Камин

Обнажённая

Vanitas

Круглый стол

В честь Баха

С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже, изредка совершая поездки в другие европейские страны. Не оставляя жанра натюрморта, он обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере. Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства; «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной; статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства).

Графин и рыбы

Натюрморт

Натюрморт с гитарой

Натюрморт с виноградом

Музыкантша

Аквариум

В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему. Он расписывает в 50-х годах лапидарными изображениями птиц плафон этрусского зала в Лувре и создает множество подобных графических изображений. Образ летящей птицы превращается в искусстве Брака в олицетворение природы, в символ свободы, духовного полета и самого творчества.

Кулон «Прокрида»

Гермес

Брошь «Филоктет»

Голова в профиль

Летят

В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг; «Лодка», 1960, частное собрание).
Жорж Брак вошел в историю искусства 20 века как один из основоположников кубизма и как продолжатель классической традиции ясной, гармонично уравновешенной формы.

Мастерская I

Лимоны

Лежащая обнаженная (Купальщица IV)

Умер Брак в Париже 31 августа 1963. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер. Картины Брака представлены в лучших музеях мира.

Женщина у зеркала

Студия

Студия 5

Круглый стол

Художник и его модель

Упаковочный ящик

Ночь

Женщина с мандолиной

У моря

Обнажённая сидящая спиной

 

Текст подготовила Валерия Ольховская

www.bl-school.com

Жорж Брак – непоследний человек в кубизме

Истории известно немало имён, чьи обладатели стояли у истоков великих открытий и начинаний, однако оказались в тени чужой славы. Один из таких гениев – французский художник Жорж Брак (Georges Braque, 1882-1963). Он был одним из основателей такого направления искусства как кубизм, основоположником которого зачастую единолично называют только его друга Пабло Пикассо, что в корне ошибочно.

Жорж Брак — член небезызвестной группы, называвшей себя фовистами и включавшей такие имена как Анри Матисс, Андре Дерен и Рауль Дюфи. Кроме того, он стал одним из первых представителей так называемой «Парижской школы» (Ecole de Paris). Имя Жоржа Брака непосредственно связано не только с живописью, но и со скульптурой, графикой и сценографией.

 

Стоит отметить, что Жорж Брак был выходцем из простой семьи ремесленников. Получая профессию маляра, подобно отцу и деду, он параллельно изучал живопись по вечерам в местной Школе изящных искусств. Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе. Чуть позже, переехав из родного города Аржантёй в Париж, Брак также выучился на декоратора. Впоследствии эти знания пришлись как нельзя кстати: Жорж проявил себя во всех областях, включая работу по оформлению потолка в этрусском зале Лувра и создание церковных витражей.

Ранние работы Брака тяготели к импрессионизму, однако после знакомства с фовистами он примкнул к их течению. Картины, принадлежащие периоду до 1908 года, были достаточно просты и понятны зрителю, но им явно не хватало дерзости и новаторства. Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани. А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями. Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника.

 

Что же произошло в 1908 году? В жизнь Брака ворвался кубизм. Поистине, не постучался, не попросился, а именно ворвался – стремительно и безоговорочно. И причиной тому стало близкое знакомство с Пикассо. От былой неоформленности и плавности линий в работах мастера не осталось и следа, на смену им пришла чёткая выверенность, продуманность и точность форм, передающих изображение.

Кубизму было свойственно изображать трёхмерное тело как ряд причудливо совмещённых воедино плоскостей. Вместе со своими друзьями-единомышленниками Хуаном Грисом и Пабло Пикассо он стоял у истоков этого спорного, но завоевавшего популярность направления искусства, и по праву может считаться его сооснователем.

Всего за один год манера письма Брака из понятной и посредственной превратилась в нечто «неосмысляемое» для зрителя, искромётное. «Сидящая женщина» (Seated woman), написанная в 1907 году, и полотно «Голова женщины» (Head of a woman) 1909 года – это словно работы кисти разных авторов. Даже восприятие художником женского образа коренным образом изменилось с приходом нового направления, захватившего мастера – и это всего за два года, если не меньше.

 

Поначалу кубизму этого мастера было свойственно почти монохромное изображение действительности в чётко выверенных геометрических выражениях. Вероятно, причиной была осторожность и неуверенность автора. Но зато чуть позже Брак начал уверенные эксперименты с цветом, перспективой, освещением и фактурой – и добился в этом явного успеха.

К сожалению, его исканиям не дано было продлиться долго. Первая мировая война не обошла стороной жизнь художника. После полученного на фронте тяжелого ранения к живописи Брак смог вернуться только в 1917 году. Следует отметить, что в этот период творчества он был особенно склонен писать натюрморты, среди которых «Натюрморт с гитарой» (Still life with guitar, 1919). Вторая мировая война стала для Жоржа Брака ещё бо́льшим потрясением. Помимо выпавших на долю всей страны трудностей, художник пережил тяжелейшую болезнь в 1945 году.

 

 

К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios). Эти полотна считаются венцом творчества мастера, его лучшими произведениями и бесценным наследием французской живописи. Они представляют собой новый тип натюрмортов, наполненных различными атрибутами искусства, расположенными в обширных пространствах. Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт. Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника.

 

Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма. Ему хватило дерзости не раз сменить не только стиль живописи, но и направление деятельности, пройдя путь от простого маляра до известного ещё при жизни художника. Брак оказал влияние на многих современников, среди которых были Хосе Давид Альфаро Сикейрос и Вильгельм Лундстром. Однако на его долю выпало и немало испытаний, среди которых — две войны, подкосившие здоровье мастера и, вероятно, так и не давшие ему полностью раскрыть весь творческий потенциал.

artifex.ru

Жорж Брак: жизнь и творчество художника

Жорж Брак (1882 — 1963) – французский художник.

Содержание

Биография Жоржа Брака

Творчество Брака

Работы художника

Картины Жоржа Брака

Библиография

Биография Жоржа Брака

Родился Жорж Брак в простой семье маляра. С детства наблюдая, как изменяется пространство с помощью красок, подросток решил пойти дальше отца и поступил учиться в Гаврскую Школу изящных искусств (1897 – 1899 гг.), потом поехал в Париж, в академию Эмбера и в столичную Школу изящных искусств (1902 – 1903 гг.).

Живя в Париже, работая в музеях и завязывая знакомства с художниками, Брак особенно полюбил живопись Матисса и в связи с этим примкнул к художественному направлению фовистов.

Творчество Брака

В биографии Жоржа Брака увлечение искусством произошло в 1905 году, когда он заинтересовался фовизмом. В то время он находился под влиянием Сезанна.

После встречи с Пикассо, оба художника одновременно начали изучать формы, структуры. Результат, полученный в итоге исследований, являлся направлением, прозванным кубизмом.

В работе «Nude» (1907-1908, Париж) Брак продемонстрировал аналитическую фазу движения с острым ощущением структуры, аккуратным методом разбиения на объекты. В 1911 году художник представил типографические буквы на холсте, вскоре начал работать в стиле коллажа.

После Первой Мировой войны, во время которой Брак был ранен, он ушел от раннего угловатого кубизма. Далее в своей биографии Жорж Брак стал развивать более привлекательный криволинейный стиль, особенно часто изображая спокойную жизнь.

Его работы демонстрируют сдержанность, тонкость в замысле и цвете (например, «The Table»).

Картины Брака представлены в лучших музеях Европы и США.

Работы художника

  • The Port of Antwerp. 1906
  • View from the Hotel Mistral, L’Estaque. 1907.
  • Still Life with Musical Instruments. 1908.
  • Road near L’Estaque. 1908.
  • Harbor. 1908-09.
Гавань в Нормандии
Голова женщины
Музыкальные инструменты

  • Guitar and Fruit Dish. 1909.
  • Le Sacre-Coeur. 1909-10.
  • Harbor in Normandy. 1909.
  • Head of a Woman. 1909.
  • The Candlestick. 1911.

Библиография

  • Einstein C. Georges Braque. Paris: Éditions des Chroniques du jour; New York City: E. Weyhe, 1934
  • Hofmann W. Georges Braque: his graphic work. New York: H.N. Abrams, 1961
  • Cogniat R. Georges Braque. New York: H.N. Abrams, 1980

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, ru.wikipedia.org, 2mir-istorii.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Жорж Брак: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Жорж Брак: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Брак Жорж Картины биография Braque Georges

Брак Жорж (Braque Georges) (1882–1963), французский живописец, график, скульптор, сценограф, один из основателей кубизма, автор многих декоративно-изящных композиций. Родился Жорж Брак 13 мая 1882 в Аржантей-сюр-Сен в семье маляра. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897-1899), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902-190З). В академии Эмбера Брак познакомился с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Серьезное увлечение искусством модернистов произошло в 1905 году, когда он заинтересовался фовизмом. В то время он находился под влиянием Сезанна.

В 1907 году состоялось знакомство Брака с Пикассо. В последующие годы в тесном сотрудничестве двух художников был выработан новый метод, положивший начало направлению кубизма. В работе «Обнаженная» (1907–1908, Париж) художник Жорж Брак продемонстрировал аналитическую фазу движения с острым ощущением структуры, аккуратным методом разбивания на объекты. В 1909-1911 годах, в период «аналитического кубизма», колорит Брака ограничен узкой гаммой глухих тонов, натурные формы рассекаются на мелкие призматические грани, образующие подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1910, Нью-Йорк, Музей С. Гугенхейма; «Португалец», 1911, Базель, Художественный музей).

В композиции следующей, «синтетической» фазы кубизма художник включает графические знаки (цифры, типографические буквы, ноты, отрывочные надписи) и коллаж (наклейки газетных обрывков, рекламных объявлений, обоев и клеенки с имитацией различных текстур). Предметы расщепляются на отдельные качества: цвет, рисунок, фактура отслаиваются от изобразительной формы, обретая автономность. Визуальные знаки разных регистров зрительно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных образно-смысловых комбинаций («Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Кельн, Музей Людвига; «Стол музыканта», 1913, Базель, Художественный музей; «Гитарист», 1914, Париж, Национальный музей современного искусства).

После Первой Мировой войны, во время которой Брак получил ранение в голову, он ушел от раннего угловатого кубизма. Далее в своем творчестве Жорж Брак стал развивать более привлекательный криволинейный стиль, особенно часто изображая спокойную жизнь. Его колорит высветляется, строится на тонких градациях охристых, голубых, серых, оливковых, терракотовых оттенков. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов. Картины Брака демонстрируют сдержанность, тонкость в замысле и цвете, например, работа «Список».

Картина Жоржа Брака «Кларнет и бутылка рома на камине».
Буквы и линии, треугольники и четырехугольники разбросаны по поверхности холста как будто в беспорядке, и композиция кажется на первый взгляд абстрактной. На самом деле. картина была тщательно продумана. Она представляет камин, на котором разместились кларнет и бутылка рома. Страница нот приколота булавкой к стене. Брак не столько воссоздает иллюзию реального пространства на плоской поверхности холста, пользуясь средствами перспективы и светотени, сколько вызывает представление об объеме и глубине, показывая все грани предмета одновременно. Написанные приглушенными оттенками коричневого и серого плоские грани соединяются друг с другом, создавая кубистический образ. Этот новаторский способ изображения реального мира был изобретен Браком и Пикассо в первом десятилетии XX века. Впервые за пять столетий эти художники радикально изменили восприятие искусства. В 1949–1956 годах Брак создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности.

Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). В живописи и графике 1950–х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953; «Расправив крылья», 1956-61, Париж, Национальный музей современного искусства). В 1950–х годах Брак исполнил ряд декоративных работ: занимался церковными витражами, оформил потолок в этрусском зале Лувра. В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг; «Лодка», 1960, частное собрание). Начиная с кубизма, искусство перестало быть простой имитацией окружающего нас мира. Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. Брак вошел в историю искусства 20 века как один из основоположников кубизма и как продолжатель классической традиции ясной, гармонично уравновешенной формы. Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер. Картины Брака представлены в лучших музеях Европы и США.


smallbay.ru

Жорж Брак. «Метаморфозы» — 0valia


Ко Дню рождения Жоржа Брака.

Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882 — 31 августа 1963) — французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор.
Родился Брак в Аржантёе (департамент Сена и Уаза) в семье художника-декоратора.
В 1897-1899 посещал вечерние курсы по классу живописи в Школе изящных искусств города Гавра.
В 1900–1901 учился в Технической школе в Париже.
В 1902–1904 обучался в Школе изящных искусств и в Академии Эмбера, активно посещал музеи и частные коллекции, изучал живопись, египетскую и греческую скульптуру, знакомился с творчеством импрессионистов.
В начале творческого пути был близок импрессионизму, более всего его вдохновлял Коро, однако в скором времени, испытав влияние Матисса и Дерена, обратился к фовизму. Брак с восторгом принял идеи использования чистых ярких цветов в живописи для передачи сильных эмоций и переживаний.
В мае 1907 года Брак принимает участие в Салоне Независимых. В том же году художник открывает для себя живопись Сезанна, посетив большую ретроспективную выставку, организованную вскоре после смерти одного из крупнейших представителей постимпрессионизма. Эта выставка сильно повлияла на многих авангардных художников Парижа, в том числе и на молодого Брака. Она дала импульс к возникновению новых теорий и форм, предвосхитив появление кубизма.
Встреча с Пикассо в конце 1907 года стала знаменательной для Брака. Он резко меняет художественную манеру, стремясь к лаконизму живописных средств и геометризации предметов. Этот период стал временем активных экспериментов со зрительным восприятием, разложением форм на составляющие, соединением различных техник.
В 1909—1912 годах Брак вместе с Пикассо работает над теоретическим обоснованием кубизма, став одним из основателей этого течения. Художники вместе исследовали грани нового направления, все более углубляясь в аналитический и синтетический кубизм, разрабатывая технику коллажа и продолжая сотрудничество вплоть до Первой мировой войны.
В 1915 году Брак был тяжело ранен в ходе военных действий и вернулся к живописи только в 1917. Видение художника оставалось кубистическим, однако в палитре стали появляться спокойные тона, а в жанрах — пейзажи (марины и сельские виды).
Начиная с 1930-х годов Брак постепенно отходит от кубизма. В своем творчестве он стремится обозначить главные тезисы своей художественной философии, выявить знаменатель личных достижений. Брак пишет натюрморты, обращаясь к нейтральной палитре и уделяя особое внимание работе с объемами.
Начиная с 1947 года его работа часто прерывается болезнью, однако в 1949-1956 годах Брак создает серию «Мастерские» — восемь картин в которых художник стремится объединить все наиболее важные поиски и темы своего творчества. Частым мотивом для Брака становится образ птицы. В 1952-1953 годах он воплотил его в росписи потолка Этрусского зала в Лувре.
В эти годы Брак создал также картоны для витражей в капеллах Сен-Доминик в Варанжевиле и Сен-Бернар в Сен-Поль-де-Вансе.
В конце жизни Брак приходит к выводу, что в живописи им сказано все или почти все, и решает обратиться к прикладным формам.
Художник предлагает влиятельному и известному ювелиру и шлифовщику драгоценных камней Эгеру де Левенфельду создавать украшения, скульптуры малых форм и декоративные ткани с использованием излюбленных мотивов собственного живописного творчества.
Их сотрудничество начинается в 1961 году с создания кольца с камеей «Геката», сделанного по гуашному наброску Брака. Удовлетворенный первым результатом их совместной деятельности, художник рисует и передает де Левенфельду около 110 гуашевых эскизов, ставших источником идей для следующих ювелирных изделий.
В этих работах Брак верен темам, увлекавшим его в последние годы – зооморфные фигуры, фантастические птицы, головы с двойными профилями, сюжеты, взятые из античной мифологии. Де Левенфельд мастерски справляется с вверенным ему материалом – играет с контрастными фактурами, смело совмещает драгоценные и полудрагоценные материалы.
Результат — коллекция, вместившая в себя все важнейшие идеи Брака, его видение формы, его любовь к смелым сочетаниям, сам дух великого экспериментатора от искусства. Эта коллекция, как и серия гуашевых эскизов, получила название «Метаморфозы» и в 1963 году была представлена в Лувре. Брак стал первым художником, выставка которого состоялась в этом музее при жизни.
Выставка имела большой успех и 35 лет демонстрировалась в 160 выставочных залах по всему миру, после чего все права были переданы де Левенфельдом его другу Арману Израэлю, который в настоящее время является почетным хранителем Музея ювелирного искусства Жоржа Брака.
Через десять лет после смерти Брака Арман Израэль и Эгер де Левенфельд решили создать во Франции музей, который стал бы своеобразным посвящением гению кубизма. 13 июля 1994 года во французском городе Сан-Дие-дэ-Вож (Saint-Die-des-Vosges) был открыт «Музей ювелирных изделий Жоржа Брака и Эгера де Левенфельда».
В 2001 году, после смерти де Левенфельда, Арман Израэль подарил музею часть своей личной коллекции. Теперь Арман Израэль подумывает о расширении выставочных пространств до таких размеров, чтобы они смогли вместить еще несколько личных собраний.
В 2003 году, в честь 40-летия со дня смерти Брака, музей был официально переименован в «Музей Жоржа Брака».

Эскиз «Геката».

Кольцо «Геката». Золото, камея.Брошь «Геката». Золото, бриллианты, синяя эмаль.

Эскиз «Прокрида».


Кольцо «Прокрида». Серебро, позолота, синяя эмаль.Кулон «Прокрида». Золото, синяя эмаль.

Эскиз «Фаэтон».


Брошь «Фаэтон». Золото, бриллианты.Скульптура «Фаэтон». Бронза.

Эскиз «Геба».


Брошь «Геба». Золото, бриллианты.Скульптура «Геба». Керамика.

Эскиз «Алфея».


Кольцо «Алфея». Золото, камея.Брошь «Алфея». Серебро, позолота.

Эскиз «Бореады».


Брошь «Бореады». Золото, синяя эмаль.

Скульптура «Бореады». Бронза.

Эскиз «Гера».


Брошь «Гера». Белое и желтое золото, бриллианты, сапфиры.Запонки «Гера». Золото, бриллианты.

Эскиз «Идия и Аретуза».

Брошь «Идия и Аретуза». Золото.

Кольцо «Идия и Аретуза». Золото.

Эскиз «Пелиас и Нелей».


Брошь «Пелиас и Нелей». Золото, синяя эмаль.Скульптура «Пелиас и Нелей». Бронза

Эскиз «Персефона».


Кольцо «Персефона». Золото, камея.Скульптура «Персефона». Керамика

Эскиз «Пирос».


Брошь «Пирос». Золото, бриллиант.Скульптура «Пирос». Керамика

Эскиз «Гермес».


Брошь «Гермес». Золото, изумруды.Скульптура «Гермес». Бронза, мрамор.

Эскиз «Аталанта».

Скульптура «Аталанта». Позолота, черный мрамор.

Эскиз «Эосфор».

Брошь «Эосфор». Белое и желтое золото, рубины.

Эскиз «Гея».

Брошь «Гея». Золото, синяя и зеленая эмаль.

Эскиз «Колесница медеи».

Скульптура «Колесница медеи». Бронза.

Эскиз «Гилас».

Часы «Гилас». Серебро, позолота, сапфир.

Эскиз «Гелиос».

Скульптура «Гелиос». Серебро, позолота, топаз.

Эскиз «Икар».

Колье «Икар». Золото, бриллианты, яшма.

Эскиз «Илия».

Скульптура «Илия». Керамика.

Эскиз «Ирис».

Брошь «Ирис». Золото, сапфир.

Эскиз «Лампетия».

Брошь «Лампетия». Золото, рубин.

Эскиз «Плеяды».

Брошь «Плеяды». Золото, бриллианты.

Эскиз «Левкотея».

Брошь «Левкотея». Золото, белая и красная эмаль.

Эскиз «Филоктет».

Брошь «Филоктет». Золото, изумруд.

Эскиз «Посейдон».

Колье «Посейдон». Золото, бриллианты.

Эскиз «Питон».

Скульптура «Питон». Керамика.

Эскиз «Скамандр».

Брошь «Скамандр». Серебро, позолота.

Эскиз «Титон».

Брошь «Титон». Золото, зеленая эмаль, бриллиант.

Эскиз «Селена».


Скульптура «Селена». Бронза.

Эскиз «Деметра».

Гобелен «Деметра».

Эскиз «Эгла».

Гобелен «Эгла».

Жорж Брак и Эгер де Левенфельд. 1963 год.


0valia.livejournal.com

Жорж Брак | История живописи вики

Жорж Брак
Имя при рождении:

Georges Braque

Дата рождения:13 мая 1882
Место рождения:

Аржантей

Дата смерти:31 августа 1963
Место смерти:

Париж

Жанр:

французский жудожник, график, сценограф, скульптор и декоратор

Стиль:

фовизм, кубизм

Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантей — 31 августа 1963, Париж) —французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор.

    Биография и творчествоПравить

    Из семьи ремесленников. Учился в художественной школе Гавра и академии Эмбера в Париже. Познакомился здесь с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Начинал как художник-декоратор. Был близок к фовизму, испытал влияние Матисса и Дерена, выставлялся в Салоне независимых в 1906 г. В 1907 г., после открытия для себя живописи Сезанна и встречи с Пикассо, резко изменил художественную манеру, стремясь к лаконизму живописных средств и геометризации предметов. В 1909 -1912 гг. работал вместе с Пикассо над теоретическим обоснованием кубизма и стал одним из основателей этого течения. Участвовал в Первой мировой войне, в 1915 г. был тяжело ранен и смог вернуться к живописи только в 1917г. В дальнейшем искал большей просветлённости и гармоничности изображения, его известной декоративности. Создал несколько серий («Купальщицы» и др.), активно работал в жанре натюрморта. В 1934 г. вышла первая монография о художнике— книга Карла Эйнштейна. Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. В 1949-1956 гг.создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. В 1950-х гг. исполнил ряд декоративных работ: занимался церковными витражами оформил потолок в этрусском зале Лувра. Сквозной мотив позднего творчества Брака— летящая птица. Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. Умер Брак в Париже 31августа 1963 г.

    МолодостьПравить

    Жорж Брак родился в Аржантей, Валь-д’Ойз (Argenteuil, Val-d’Oise.). Он вырос в Гавре и был обучен быть маляром и декоратором, как его отец и дед. Однако, он также серьезно изучал живопись по вечерам в Школе изящных искусств, в Гавре, примерно с 1897 по 1899. В Париже он выучился декоратором и был награжден сертификатом в 1902 году. В следующем году он принял участие в Академии Гумберта, также в Париже, и творил там до 1904 года. Именно здесь он встретил Мэри Лоренсин и Франсис Пикабиа.

    ФовизмПравить

    Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Они использовали яркие цвета и свободные структуры формы для захвата наиболее интенсивной эмоциональной реакции. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз. В мае 1907 года 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. В том же году, стиль Брака начал медленную эволюцию, как он попал под сильное влияние Поля Сезанна, который умер в1906 году, и чьи работы были выставлены в Париже в первый раз в больших масштабах. Ретроспективная выставка в Осеннем салоне значительно повлияла на направление авангарда в Париже, что привело к появлению кубизма.

    КубизмПравить

    Картины Брака в 1908 — 1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. В картине «Дом в Эстаке» («House at L’estaque»), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Таким образом, Брак обратил внимание на саму природу зрительных иллюзий и художественные представления. Начиная с 1909 года, Брак начал работать в тесном сотрудничестве с Пабло Пикассо, который развивался с аналогичным подходом к живописи. В то время Пикассо находился под влиянием Гогена, Сезанна, масок африканский племён и иберийской скульптуры, а Брак в основном был заинтересован в развитии идеи Сезанна— множества перспективных точек зрения. Галерея

    ru.jivopis.wikia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *