Содержание

Срочно нужно ответить на вопросы по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» 1. Зачем приезжает из Парижа в свое имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик? 2. Почему все ощущают неловкость после монолога Гаева, обращенного к шкапу? Не произносит ли подобный монолог Раневская? 3. Как и почему реагируют Раневская и Гаев на деловое предложение Лопахина разбить на месте вишневого сада дачные участки? 4. Кем и зачем затеян нелепый бал? «В желтых ботинках». Содержится ли в этом шуточном ответе разгадка характера Лопахина? Наверное, не случайно Чехов упоминает о желтых башмаках Лопахина, скрипящих сапогах Епиходова, калошах Трофимова… Прокомментируйте поведение Лопахина в действие третьем. 6. Вишневый сад куплен, судьба его решена еще в третьем действии. Почему необходимо еще одно действие? 7. В финале четвертого действия соединяются в один аккорд все мотивы. Что значит стук топора по дереву? Что значит странный, словно с неба, звук, похожий на звук лопнувшей струны? Почему в финале появляется забытый в запертом доме Фирс? Какое значение вкладывает Чехов в заключительную реплику Фирса? 8. Каков конфликт пьесы. Расскажите о «подводном течении» пьесы.

Срочно нужно ответить на вопросы по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» 1. Зачем приезжает из Парижа в свое имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик? 2. Почему все ощущают неловкость после монолога Гаева, обращенного к шкапу? Не произносит ли подобный монолог Раневская? 3. Как и почему реагируют Раневская и Гаев на деловое предложение Лопахина разбить на месте вишневого сада дачные участки? 4. Кем и зачем затеян нелепый бал? 5. Почему Лопахин покупает сад? Актер Леонидов, первый исполнитель роли Лопахина, вспоминал: «Когда я допытывался у Чехова, как надо играть Лопахина, он мне ответил: «В желтых ботинках». Содержится ли в этом шуточном ответе разгадка характера Лопахина? Наверное, не случайно Чехов упоминает о желтых башмаках Лопахина, скрипящих сапогах Епиходова, калошах Трофимова… Прокомментируйте поведение Лопахина в действие третьем. 6. Вишневый сад куплен, судьба его решена еще в третьем действии. Почему необходимо еще одно действие? 7. В финале четвертого действия соединяются в один аккорд все мотивы. Что значит стук топора по дереву? Что значит странный, словно с неба, звук, похожий на звук лопнувшей струны? Почему в финале появляется забытый в запертом доме Фирс? Какое значение вкладывает Чехов в заключительную реплику Фирса? 8. Каков конфликт пьесы. Расскажите о «подводном течении» пьесы.

Ответы:

1.Раневская приезжает из Парижа потому что имение выставлено на продажу из-за долгов. Все они (т.е. действующие персонажи) оказываются в доме потому что Вишневый сад является символом «дворянизма».Чехов,чувствуя грядущие перемены,воплотил в вишневом саде застарелую жизнь.Все персонажи условно делятся на 3 поколения.Именно поэтому все они оказываются в доме. Гаев и Раневская являются прообразами старой жизни,Лопахин-предприимчивого «настоящего»,Трофимов и Аня-будущего. 2.Гаев высокопарно,используя высокий пафос обращался к шкафу,к-рый является низким пафосом. В его монологе чувствуется глупость, «приправленная» высокими речами. 3. Раневская и Гаев одинаково отрицательно реагируют на предложение Лопахина. 4. Бал затеян Раневской. Это отражает ее беспечность и праздный образ жизни- можно даже сказать что это бал во время чумы. 5. Лопахин предприниматель, «новый человек».Его поведение деловито,он знает чего хочет и как этого добиться. Он хочет «вдохнуть новую жизнь» в существование вишневого сада-в старом,первичном виде сад больше не может существовать. Здесь идет отсылка к судьбе России-привычной и старой она уже быть не может и в дело вступают вот такие Лопахины,который стараются сохранить естество,но сделать переустройство. 7. Стук топора по дереву означает неизбежное переустройство как вишневого сада,так и России. Звук лопнувшей струны-конец дворянства,которое держалось натянуто,вот-вот готового лопнуть. 8. Как такого,острого конфликта в пьесе нет. Но существует внутренний конфликт,скрытый в мирной обстановке-это конфликт 3 поколений(Раневская и Гаев-прошлое, Лопахин-настоящее, Трофимов и Аня-будущее). Герои пьесы не слышат друг друга,живут разрозненно. Пьеса построена на ощущении перемен,»порога в будущее».

cwetochki.ru

Срочно нужно ответить на вопросы по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», литература

10-11 класс

1. Зачем
приезжает из Парижа в свое имение
Раневская? Почему в день приезда в доме
оказываются Лопахин, Петя Трофимов,
Пищик?
2. Почему
все ощущают неловкость после монолога
Гаева, обращенного к шкапу? Не произносит
ли подобный монолог Раневская?

3. Как
и почему реагируют Раневская и Гаев на
деловое предложение Лопахина разбить
на месте вишневого сада дачные участки?
4. Кем
и зачем затеян нелепый бал?
5. Почему
Лопахин покупает сад? Актер Леонидов,
первый исполнитель роли Лопахина,
вспоминал: «Когда я допытывался у
Чехова, как надо играть Лопахина, он
мне ответил: «В желтых ботинках».
Содержится ли в этом шуточном ответе
разгадка характера Лопахина? Наверное,
не случайно Чехов упоминает о желтых
башмаках Лопахина, скрипящих сапогах
Епиходова, калошах Трофимова…
Прокомментируйте поведение Лопахина
в действие третьем.
6. Вишневый
сад куплен, судьба его решена еще в
третьем действии. Почему необходимо
еще одно действие?
7. В
финале четвертого действия соединяются
в один аккорд все мотивы. Что значит
стук топора по дереву? Что значит
странный, словно с неба, звук, похожий
на звук лопнувшей струны? Почему в
финале появляется забытый в запертом
доме Фирс? Какое значение вкладывает
Чехов в заключительную реплику Фирса?
8. Каков
конфликт пьесы. Расскажите о «подводном
течении» пьесы.

Pupsico1977 12 июня 2013 г., 10:54:35 (5 лет назад) Veliarrr

12 июня 2013 г., 12:06:13 (5 лет назад)

1.Раневская приезжает из Парижа потому что имение выставлено на продажу из-за долгов. Все они (т.е. действующие персонажи) оказываются в доме потому что Вишневый сад является символом «дворянизма».Чехов,чувствуя грядущие перемены,воплотил в вишневом саде застарелую жизнь.Все персонажи условно делятся на 3 поколения.Именно поэтому все они оказываются в доме. Гаев и Раневская являются прообразами старой жизни,Лопахин-предприимчивого «настоящего»,Трофимов и Аня-будущего.

2.Гаев высокопарно,используя высокий пафос обращался к шкафу,к-рый является низким пафосом. В его монологе чувствуется глупость, «приправленная» высокими речами.
3. Раневская и Гаев одинаково отрицательно реагируют на предложение Лопахина.
4. Бал затеян Раневской. Это отражает ее беспечность и праздный образ жизни- можно даже сказать что это бал во время чумы.
5. Лопахин предприниматель, «новый человек».Его поведение деловито,он знает чего хочет и как этого добиться. Он хочет «вдохнуть новую жизнь» в существование вишневого сада-в старом,первичном виде сад больше не может существовать. Здесь идет отсылка к судьбе России-привычной и старой она уже быть не может и в дело вступают вот такие Лопахины,который стараются сохранить естество,но сделать переустройство.
7. Стук топора по дереву означает неизбежное переустройство как вишневого сада,так и России. Звук лопнувшей струны-конец дворянства,которое держалось натянуто,вот-вот готового лопнуть.
8. Как такого,острого конфликта в пьесе нет. Но существует внутренний конфликт,скрытый в мирной обстановке-это конфликт 3 поколений(Раневская и Гаев-прошлое, Лопахин-настоящее, Трофимов и Аня-будущее). Герои пьесы не слышат друг друга,живут разрозненно. Пьеса построена на ощущении перемен,»порога в будущее».

Ответить

literatura.neznaka.ru

Зачем приезжает из Парижа в свое имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик

takya.ruстраница 1Материал к опросу по пьесе «Вишневый сад»

Действие первое


  1. Зачем приезжает из Парижа в свое имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик?

  2. Образы основных героев пьесы сотканы из противоречий. В чем, по-вашему, противоречивость облика Лопахина (Раневской, Гаева, Трофимова, Вари)?

  3. Почему все ощущают неловкость после монолога Гаева, обращенного к шкапу? Не произносит ли подобный монолог Раневская?

  4. Как и почему реагируют Раневская и Гаев на деловое предложение Лопахина разбить на месте вишневого сада дачные участки?

  5. В чем смысл сопоставления двух лакеев — Фирса и Яши?

Действие второе


  1. Сравните декорации 1-го и 2-го действий. В чем смысл такого контраста: цветущий сад — заброшенное кладбище? Какой мотив хотел усилить автор?

  2. Сцене разговора Раневской, Гаева, Лопахина, Трофимова, Вари и Ани предшествует сцена с участием Шарлотты, Дуняши, Яши и Епиходова. В чем значение такой параллели? Сравните содержание разговоров в той и другой сценах, подумайте, нет ли среди участников обеих сцен «двойников».

  3. Какова роль Шарлотты и Прохожего в этом действии и в общей атмосфере пьесы? Согласны ли вы с таким пониманием образа Шарлотты: она подчеркивает своей нелепостью несерьезность, нелепость всей жизни Раневской, всего ее дома. Шарлотта — «душа всей этой нелепости. Только при водевильном отношении к жизни можно было взять в дом гувернанткой, воспитательницей дочери… акробатку и фокусницу»
    (В. Ермилов)?
    Комический это персонаж или трагический? Прохожий — персонаж, появляющийся ниоткуда и уходящий в никуда, в пьесе он не принимает никакого участия. Зачем он нужен?

  4. Как объясняет каждый из героев свою неудовлетворенность жизнью?

  5. Как звучит в этом действии тема вишневого сада? Почему Раневская и Гаев не хотят слышать о проекте Лопахина? Почему Аня признается Трофимову, что уже не любит вишневого сада, как прежде?

Действие третье


  1. Кем и зачем затеян нелепый бал?

  2. Кто произносит в пьесе слово «недотепа»? Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать недотепами?

  3. Почему Лопахин покупает сад? Актер Леонидов, первый исполнитель роли Лопахина, вспоминал: «Когда я допытывался у Чехова, как надо играть Лопахина, он мне ответил: «В желтых ботинках». Содержится ли в этом шуточном ответе разгадка характера Лопахина? Наверное, не случайно Чехов упоминает о желтых башмаках Лопахина, скрипящих сапогах Епиходова, калошах Трофимова… Прокомментируйте поведение Лопахина в действие третьем.

Действие четвертое


  1. Вишневый сад куплен, судьба его решена еще в третьем действии. Почему необходимо еще одно действие?

  2. В финале четвертого действия соединяются в один аккорд все мотивы. Что значит стук топора по дереву? Что значит странный, словно с неба, звук, похожий на звук лопнувшей струны? Почему в финале появляется забытый в запертом доме Фирс? Какое значение вкладывает Чехов в заключительную реплику Фирса?

  3. Читая пьесу, обратите внимание на то, какую роль выполняет в ней музыкальное оформление. Заметим, что в первом действии «далеко за садом пастух играет на свирели», во втором действии Епиходов играет на гитаре и поет «Что мне до шумного света…», в кульминационной сцене третьего играет еврейский оркестр, а в четвертом действии музыки нет, но слышен стук топора. Можем ли мы только по музыкальным символам судить, как будут развиваться события?

Вопросы и задания для обобщения


  1. «У Чехова никогда жанр произведения не определяется историей и финалом чьей-нибудь одной судьбы. Так и в «Вишневом саде». Общая идея и эмоциональная тональность пьесы определяется не историей нелепых хозяев вишневого сада, а историей смены общественных форм. При этом настоящее — то, что несет с собой Лопахин, отнюдь не радостно и ничем не компенсирует гибели человечности и красоты. Кризисность не снимается, она лишь приобретает иные формы. Тот порыв в будущее, который выражен в речах Трофимова, в устремленности Ани, остается порывом. Он не облекается в конкретные формы и не может подавить главное в пьесе — горькую мысль автора об антигуманности и антиэстетичности капитализма. Естественно, что при этом гибнущая красота вдвойне поэтизируется и бросает отблески на связанных с ней людей» (Т. Шах-Азизова).

Подумайте, насколько применим это вывод к анализу отдельных сцен пьесы. Дайте трактовку финала. При подготовке ответа вы можете опираться на следующие вопросы:

  • Выходит ли Лопахин победителем в схватке со временем?

  • Какую роль в финале играет образ вишневого сада?

  • Какую роль в последнем действии пьесы играет такой художественный образ, как звук оборванной струны?

  1. Прокомментируйте слова исследователя. «В таком двояком освещении — изнутри и извне — происходит все наполнение ролей каждого лица. С одной стороны, пьеса стремится оттенить и выдвинуть субъективную важность, серьезность и значительность той сосредоточенности, которая волнует данное лицо, а с другой — показать всю ее относительность, эмоциональную неразделенность и удивляющую или смешную странность в глазах других лиц» (А.Скафтымов)

Герои пьесы: кто они?

  1. «Вишневый сад» — пьеса о людях, не только потерявших прекрасное имение, но и утративших ощущение времени. Проследите, как этот мотив подкрепляется репликами героев, сетующих на то, что «всюду опаздывают».

  2. Дайте характеристику Раневской и Гаеву. Как вы думаете, зачем в пьесе нужен образ Симеонова-Пищика?

  3. Сравните два высказывания о Пете Трофимове. Какое из них ближе авторской трактовке образа?

  • Современник Чехова В. Н. Барановский восторженно писал драматургу: «Знаете, как только я увидел этого «вечного» студента, услышал его первые речи, его страстный, смелый, бодрый и уверенный призыв к жизни, к этой живой, а не все разлагающей и уничтожающей, призыв к деятельной, энергичной и кипучей работе, к отважной, неустрашимой борьбе… я испытал такое наслаждение! В антрактах после каждого акта я замечал на лицах всех присутствующих на спектакле такие сияющие, радостные и веселые улыбки, такое оживление…»

  • М. Горький оценил образ иначе: «Дрянненький студент Трофимов красно говорит о необходимости работать и — бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников».

  1. Можно ли считать Аню образом, символизирующим светлое будущее? Согласитесь ли вы с высказыванием В. Ермилова: «В пьесе есть только один образ, который не противоречит красоте вишневого сада, а мог бы гармонически слиться с ним»?

  2. Какую роль отводит автор образу Епиходова? Вдумайтесь в характеристику, данную этому герою литературоведом 3. Паперным: «Мы сталкиваемся с совершенно особым, непривычным соотношением между главными и второстепенными персонажами. «Епиходовское» — не только суть данного образа, но и нечто более широкое, охватывающее всех персонажей пьесы». Все герои по-своему несчастливы — в этом трагифарс комедии.

  3. О Шарлотте Чехов писал: «Это лучшая роль, остальные же мне не нравятся». Почему автор придал ей такое значение? Как поведение и шутки этой героини выражают авторское отношение к героям и ко всему происходящему?

  4. Какую смысловую нагрузку несут в пьесе образы Фирса, Яши, Дуняши?

  5. Чехов писал одному из своих корреспондентов: «Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела… никого не обвинил, никого не оправдал…» Прокомментируйте эти слова применительно к героям «Вишневого сада».

Смотрите также:
Зачем приезжает из Парижа в свое имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик

57.61kb.

1 стр. Пьер Боннар родился 3 октября 1867 года в Фонтене-о-Роз, буржуазном пригороде Парижа. Знаменит как французский живописец и график

37.62kb.

1 стр. Х-версии. Громкие дела

14.77kb.

1 стр. Как взаимодействуют разноимённые и одноимённые полюсы магнитов?

10.75kb.

1 стр. Олимпиада по литературе 6 класс

25.02kb.

1 стр. Луч­шее, что есть в жиз­ни, воз­мож­ность за­ни­мать­ся де­лом, ко­то­рое сто­ит то­го

45.72kb.

1 стр. Петя. Вася, ты сколько книг прочитал

241.11kb.

1 стр. В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание. В 1826 Аксаковы переселились в Москву

19.85kb.

1 стр. 1 Триангуляция (Triangle setup)

75.57kb.

1 стр. Правда о вреде энергетиков для организма Что такое энергетические напитки новые наркотики?

71.27kb.

1 стр. Сценарий тематического развлечения для детей 5-7 лет «День космонавтики!»

75.65kb.

1 стр. Урок по теме «Почему надо есть овощи и фрукты и зачем надо мыть руки?»

35.74kb.

1 стр.

takya.ru

Срочно нужно ответить на вопросы по пьесе А.П. Чехова…

Ответ оставил Гость

1.Раневская приезжает из Парижа потому что имение выставлено на продажу из-за долгов. Все они (т.е. действующие персонажи) оказываются в доме потому что Вишневый сад является символом «дворянизма».Чехов,чувствуя грядущие перемены,воплотил в вишневом саде застарелую жизнь.Все персонажи условно делятся на 3 поколения.Именно поэтому все они оказываются в доме. Гаев и Раневская являются прообразами старой жизни,Лопахин-предприимчивого «настоящего»,Трофимов и Аня-будущего.
2.Гаев высокопарно,используя высокий пафос обращался к шкафу,к-рый является низким пафосом. В его монологе чувствуется глупость, «приправленная» высокими речами.
3. Раневская и Гаев одинаково отрицательно реагируют на предложение Лопахина.
4. Бал затеян Раневской. Это отражает ее беспечность и праздный образ жизни- можно даже сказать что это бал во время чумы.
5. Лопахин предприниматель, «новый человек».Его поведение деловито,он знает чего хочет и как этого добиться. Он хочет «вдохнуть новую жизнь» в существование вишневого сада-в старом,первичном виде сад больше не может существовать. Здесь идет отсылка к судьбе России-привычной и старой она уже быть не может и в дело вступают вот такие Лопахины,который стараются сохранить естество,но сделать переустройство.
7. Стук топора по дереву означает неизбежное переустройство как вишневого сада,так и России. Звук лопнувшей струны-конец дворянства,которое держалось натянуто,вот-вот готового лопнуть.
8. Как такого,острого конфликта в пьесе нет. Но существует внутренний конфликт,скрытый в мирной обстановке-это конфликт 3 поколений(Раневская и Гаев-прошлое, Лопахин-настоящее, Трофимов и Аня-будущее). Герои пьесы не слышат друг друга,живут разрозненно. Пьеса построена на ощущении перемен,»порога в будущее».

Оцени ответ

reshebka.com

Срочно нужно ответить на вопросы по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» 1. Зачем приезжает из Парижа в свое имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик? 2. Почему все ощущают неловкость после монолога Гаева, обращенного к шкапу? Не произносит ли подобный монолог Раневская? 3. Как и почему реагируют Раневская и Гаев на деловое предложение Лопахина разбить на месте вишневого сада дачные участки? 4. Кем и зачем затеян нелепый бал? «В желтых ботинках». Содержится ли в этом шуточном ответе разгадка характера Лопахина? Наверное, не случайно Чехов упоминает о желтых башмаках Лопахина, скрипящих сапогах Епиходова, калошах Трофимова… Прокомментируйте поведение Лопахина в действие третьем. 6. Вишневый сад куплен, судьба его решена еще в третьем действии. Почему необходимо еще одно действие? 7. В финале четвертого действия соединяются в один аккорд все мотивы. Что значит стук топора по дереву? Что значит странный, словно с неба, звук, похожий на звук лопнувшей струны? Почему в финале появляется забытый в запертом доме Фирс? Какое значение вкладывает Чехов в заключительную реплику Фирса? 8. Каков конфликт пьесы. Расскажите о «подводном течении» пьесы.

Срочно нужно ответить на вопросы по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» 1. Зачем приезжает из Парижа в свое имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик? 2. Почему все ощущают неловкость после монолога Гаева, обращенного к шкапу? Не произносит ли подобный монолог Раневская? 3. Как и почему реагируют Раневская и Гаев на деловое предложение Лопахина разбить на месте вишневого сада дачные участки? 4. Кем и зачем затеян нелепый бал? 5. Почему Лопахин покупает сад? Актер Леонидов, первый исполнитель роли Лопахина, вспоминал: «Когда я допытывался у Чехова, как надо играть Лопахина, он мне ответил: «В желтых ботинках». Содержится ли в этом шуточном ответе разгадка характера Лопахина? Наверное, не случайно Чехов упоминает о желтых башмаках Лопахина, скрипящих сапогах Епиходова, калошах Трофимова… Прокомментируйте поведение Лопахина в действие третьем. 6. Вишневый сад куплен, судьба его решена еще в третьем действии. Почему необходимо еще одно действие? 7. В финале четвертого действия соединяются в один аккорд все мотивы. Что значит стук топора по дереву? Что значит странный, словно с неба, звук, похожий на звук лопнувшей струны? Почему в финале появляется забытый в запертом доме Фирс? Какое значение вкладывает Чехов в заключительную реплику Фирса? 8. Каков конфликт пьесы. Расскажите о «подводном течении» пьесы.

shpora.org

История жизни Раневской в пьесе «Вишневый сад» Чехова: судьба и прошлое героини |LITERATURUS: Мир русской литературы

— это главная героиня знаменитой пьесы Чехова «Вишневый сад».




История жизни Раневской в пьесе «Вишневый сад»


Родители Раневской были богатыми помещиками и давали балы:
«…Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы…»
В молодости Раневская выходит замуж за «не дворянина». Родственники Раневской выступают против этого неравного брака:
«…Тетка очень богата, но нас она не любит. Сестра, во‑первых, вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина…»
Муж Раневской делает долги, много пьет и умирает от пьянства. Он умирает за 6 лет до событий в пьесе:
«…Шесть лет тому назад умер отец…»
«…вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, – он страшно пил…»
Через месяц после смерти мужа у Раневской погибает 7-летний сын Гриша:
«…через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки…»



После смерти мужа Раневская встречает другого мужчину. Это происходит за 6 лет до событий в пьесе:
«…на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, – это было первое наказание, удар прямо в голову, – вот тут на реке… утонул мой мальчик…»
После смерти сына Раневская уезжает за границу. Она не может находиться в имении и видеть реку, в которой утонул ее сын:
«…я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки. Я закрыла глаза, бежала, себя не помня…»
Возлюбленный Раневской вслед за ней едет за границу. За границей возлюбленный начинает болеть. Раневская ухаживает за ним 3 года, пока он болеет. А затем возлюбленный разоряет Раневскую и уходит к другой:
«…а он за мной… безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться… Так глупо, так стыдно…»
«…бога ради: ведь он обобрал вас!..»
Всего Раневская проводит за границей 5 лет. Она живет во Франции (на Лазурном Берегу и в Париже):
«…Любовь Андреевна прожила за границей пять лет…»«…Дачу свою около Ментоны* она уже продала…» (*Ментона — город на Лазурном Берегу Франции)«…Приезжаем в Париж <…> Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие‑то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы…»
Когда Раневская приезжает в Россию, ее возлюбленный шлет ей телеграммы из Парижа. Он говорит, что болен, и просит ее вернуться в Париж:
«..(Достает из кармана телеграмму.) Получила сегодня из Парижа… Просит прощения, умоляет вернуться… (Рвет телеграмму.)..»
Раневская любит своего возлюбленного даже после всего, что он сделал. Она прощает ему все:
«…Это из Парижа телеграмма. Каждый день получаю. И вчера, и сегодня. Этот дикий человек опять заболел, опять с ним нехорошо… Он просит прощения, умоляет приехать, и по‑настоящему мне следовало бы съездить в Париж, побыть возле него…»
Раневская не понимает, что ее возлюбленный — негодяй:
«…Ведь он негодяй, только вы одна не знаете этого! Он мелкий негодяй, ничтожество…»

Раневская не может жить без своего возлюбленного. Она хочет быть с ним:

«…но что же делать, голубчик мой, что мне делать, он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство? И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю… Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу…»
Раневская и ее брат Гаев накапливают большие долги. Когда Раневская приезжает в Россию, имение с вишневым садом выставляют на торги:
«…двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона…» 
Хороший знакомый, купец Лопахин, советует Раневской вырубить вишневый сад, чтобы сдавать участки в аренду:
«…выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! <…> если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода…»
Но Раневская и ее брат не хотят вырубать вишневый сад. Но при этом они ничего не делают, чтобы спасти сад и все имение:
«…Дачи и дачники – это так пошло, простите…» 
В результате, Лопахин покупает имение с вишневым садом. Семья Раневской вынуждена съехать из имения. Лопахин тут же вырубает вишневый сад:
«…Я купил имение, где дед и отец были рабами…» 
После истории с вишневым садом Раневская возвращается к возлюбленному в Париж:
«…Через шесть дней я опять в Париже. Завтра сядем в курьерский поезд и закатим, только нас и видели…» (Яша о поездке во Францию)
В Париже Раневская, судя по всему, живет все так же легкомысленно. Она тратит деньги ярославской тетки:
«…Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твоя ярославская бабушка на покупку имения – да здравствует бабушка! – а денег этих хватит ненадолго…»

Это была история жизни Любови Андреевны Раневской в пьесе «Вишневый сад» Чехова, судьба и прошлое героини в цитатах.

www.literaturus.ru

Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад».

Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад».

 

В пьесе «Вишнёвый сад» есть одна особенность, необычная для русской драматургии XIX в. Пьеса написана в прозе, на бытовом материале, а что может быть менее поэтическим, чем торги, залоги, долги, которые составляют стержень драматического действия? Но прочтите несколько небольших отрывков из «Вишнёвого сада» вслух и вслушайтесь в интонацию и ритм звучащих реплик.

«Далеко за садом пастух играет на свирели. Трофимов идет через сцену и, увидев Варю и Аню, останавливается.

Варя. Тесс… Она спит… спит… Пойдём, родная.

Аня (тихо, в полусне). Я так устала… все колокольчики… Дядя… милый… и мама и дядя…

Варя. Пойдём, родная, пойдём… (Уходят в комнату Ани.) Трофимов (в умилении). Солнышко мое! Весна моя!»

«В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре.

Аня (задумчиво). Епиходов идёт… Гаев. Солнце село, господа. Трофимов. Да.

Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя…

Любовь Андреевна. О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!,. Прощай!..

 

Голос Ани весело, призывающе: «Мама!..» Голос Трофимова весело, возбуждённо: «Ау!..»

Любовь Андреевна. В последний раз взглянуть на стены, на окна… По этой комнате любила ходить покойная мать.., Гаев. Сестра моя, сестра моя!..»

Какую роль играют в этих репликах словесные повторы? Эти маленькие отрывки звучат как обычная повседневная речь или в этот момент в пьесе возникает какая-то иная интонация?

 

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Ещё один драматургический приём, который использует Чехов в пьесе, — это система лейтмотивов, т. е. какой-то образ (зрительный, звуковой, словесный) или даже какой-то крошечный эпизод повторяется и варьируется на протяжении пьесы. Рассмотрим три примера.

Пример 1. Сравните три отрывка и подчеркните в них ключевое слово:

«Любовь Андреевна. О сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!». (1-е действие.)

«Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле неё колодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья». (Из ремарки ко 2-му действию.)

«Л юбовь Андреевна. И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю… Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу». (3-е действие.)

Пример 2. Сравните два отрывка и подчеркните общее в них:

«Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздаётся отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». (Ремарка из 2-го действия.)

«Ф ирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу… А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал… (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел… Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил… (Ложится.) Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотёпа!,. (Лежит неподвижно.)



Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

(Конец 4-го действия, последние слова пьесы.)

Пример 3.Сравните четыре отрывка и назовите общий мотив, который их связывает.

«Л о п а х и н. Пришёл поезд, слава богу. Который час? Д у н я ш а. Скоро два. (Тушит свечу.) Уже светло.

Л о п а х и н. На сколько же это опоздал поезд? Часа на два, по крайней мере». (Начало 1-го действия.)

«Л о п а х и н. Да, время идёт.

Гаев. Кого?

Л о п а х и н. Время, говорю, идёт». (1-е действие.)

«Л о п а х и н. Надо окончательно решить время не ждёт. Вопрос ведь совсем пустой. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!» (2-е действие.)

«Л о п а х и н. На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом. Строиться хо­рошо. (Поглядев на часы, в дверь.) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь». (4-е действие.)

Какую роль в пьесе могут играть лейтмотивы?

 

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Материал к опросу по пьесе «Вишневый сад»

 

Действие первое

1. Зачем приезжает из Парижа в свое имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик?

2. Образы основных героев пьесы сотканы из противоречий. В чем, по-вашему, противоречивость облика Лопахина (Раневской, Гаева, Трофимова, Вари)?

3. Почему все ощущают неловкость после монолога Гаева, обращенного к шкапу? Не произносит ли подобный монолог Раневская?

4. Как и почему реагируют Раневская и Гаев на деловое предложение Лопахина разбить на месте вишневого сада дачные участки?

5. В чем смысл сопоставления двух лакеев — Фирса и Яши?

 

 

Действие второе

1. Сравните декорации 1-го и 2-го действий. В чем смысл такого контраста: цветущий сад — заброшенное кладбище? Какой мотив хотел усилить автор?

2. Сцене разговора Раневской, Гаева, Лопахина, Трофимова, Вари и Ани предшествует сцена с участием Шарлотты, Дуняши, Яши и Епиходова. В чем значение такой параллели? Сравните содержание разговоров в той и другой сценах, подумайте, нет ли среди участников обеих сцен «двойников».

3. Какова роль Шарлотты и Прохожего в этом действии и в общей атмосфере пьесы? Согласны ли вы с таким пониманием образа Шарлотты: она подчеркивает своей нелепостью несерьезность, нелепость всей жизни Раневской, всего ее дома. Шарлотта — «душа всей этой нелепости. Только при водевильном отношении к жизни можно было взять в дом гувернанткой, воспитательницей дочери… акробатку и фокусницу» (В. Ермилов)? Комический это персонаж или трагический? Прохожий — персонаж, появляющийся ниоткуда и уходящий в никуда, в пьесе он не принимает никакого участия. Зачем он нужен?

4. Как объясняет каждый из героев свою неудовлетворенность жизнью?

5. Как звучит в этом действии тема вишневого сада? Почему Раневская и Гаев не хотят слышать о проекте Лопахина? Почему Аня признается Трофимову, что уже не любит вишневого сада, как прежде?

 

 

Действие третье

1. Кем и зачем затеян нелепый бал?

2. Кто произносит в пьесе слово «недотепа»? Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать недотепами?

3. Почему Лопахин покупает сад? Актер Леонидов, первый исполнитель роли Лопахина, вспоминал: «Когда я допытывался у Чехова, как надо играть Лопахина, он мне ответил: «В желтых ботинках». Содержится ли в этом шуточном ответе разгадка характера Лопахина? Наверное, не случайно Чехов упоминает о желтых башмаках Лопахина, скрипящих сапогах Епиходова, калошах Трофимова… Прокомментируйте поведение Лопахина в действие третьем.

 

 

Действие четвертое

1. Вишневый сад куплен, судьба его решена еще в третьем действии. Почему необходимо еще одно действие?

2. В финале четвертого действия соединяются в один аккорд все мотивы. Что значит стук топора по дереву? Что значит странный, словно с неба, звук, похожий на звук лопнувшей струны? Почему в финале появляется забытый в запертом доме Фирс? Какое значение вкладывает Чехов в заключительную реплику Фирса?

3. Читая пьесу, обратите внимание на то, какую роль выполняет в ней музыкальное оформление. Заметим, что в первом действии «далеко за садом пастух играет на свирели», во втором действии Епиходов играет на гитаре и поет «Что мне до шумного света…», в кульминационной сцене третьего играет еврейский оркестр, а в четвертом действии музыки нет, но слышен стук топора. Можем ли мы только по музыкальным символам судить, как будут развиваться события?

 

Вопросы и задания

1. «У Чехова никогда жанр произведения не определяется историей и финалом чьей-нибудь одной судьбы. Так и в «Вишневом саде». Общая идея и эмоциональная тональность пьесы определяется не историей нелепых хозяев вишневого сада, а историей смены общественных форм. При этом настоящее — то, что несет с собой Лопахин, отнюдь не радостно и ничем не компенсирует гибели человечности и красоты. Кризисность не снимается, она лишь приобретает иные формы. Тот порыв в будущее, который выражен в речах Трофимова, в устремленности Ани, остается порывом. Он не облекается в конкретные формы и не может подавить главное в пьесе — горькую мысль автора об антигуманности и антиэстетичности капитализма. Естественно, что при этом гибнущая красота вдвойне поэтизируется и бросает отблески на связанных с ней людей» (Т. Шах-Азизова).

Подумайте, насколько применим это вывод к анализу отдельных сцен пьесы. Дайте трактовку финала.При подготовке ответа вы можете опираться на следующие вопросы:

ü Выходит ли Лопахин победителем в схватке со временем?

ü Какую роль в финале играет образ вишневого сада?

ü Какую роль в последнем действии пьесы играет такой художественный образ, как звук оборванной струны?

 

2. Прокомментируйте слова исследователя. «В таком двояком освещении — изнутри и извне — происходит все наполнение ролей каждого лица. С одной стороны, пьеса стремится оттенить и выдвинуть субъективную важность, серьезность и значительность той сосредоточенности, которая волнует данное лицо, а с другой — показать всю ее относительность, эмоциональную неразделенность и удивляющую или смешную странность в глазах других лиц» (А.Скафтымов)

3.

Герои пьесы: кто они?

1. «Вишневый сад» — пьеса о людях, не только потерявших прекрасное имение, но и утративших ощущение времени. Проследите, как этот мотив подкрепляется репликами героев, сетующих на то, что «всюду опаздывают».

2. Дайте характеристику Раневской и Гаеву. Как вы думаете, зачем в пьесе нужен образ Симеонова-Пищика?

3. Сравните два высказывания о Пете Трофимове. Какое из них ближе авторской трактовке образа?

ü Современник Чехова В. Н. Барановский восторженно писал драматургу: «Знаете, как только я увидел этого «вечного» студента, услышал его первые речи, его страстный, смелый, бодрый и уверенный призыв к жизни, к этой живой, а не все разлагающей и уничтожающей, призыв к деятельной, энергичной и кипучей работе, к отважной, неустрашимой борьбе… я испытал такое наслаждение! В антрактах после каждого акта я замечал на лицах всех присутствующих на спектакле такие сияющие, радостные и веселые улыбки, такое оживление…»

ü М. Горький оценил образ иначе: «Дрянненький студент Трофимов красно говорит о необходимости работать и — бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников».

4. Можно ли считать Аню образом, символизирующим светлое будущее? Согласитесь ли вы с высказыванием В. Ермилова: «В пьесе есть только один образ, который не противоречит красоте вишневого сада, а мог бы гармонически слиться с ним»?

5. Какую роль отводит автор образу Епиходова? Вдумайтесь в характеристику, данную этому герою литературоведом 3. Паперным: «Мы сталкиваемся с совершенно особым, непривычным соотношением между главными и второстепенными персонажами. «Епиходовское» — не только суть данного образа, но и нечто более широкое, охватывающее всех персонажей пьесы». Все герои по-своему несчастливы — в этом трагифарс комедии.

6. О Шарлотте Чехов писал: «Это лучшая роль, остальные же мне не нравятся». Почему автор придал ей такое значение? Как поведение и шутки этой героини выражают авторское отношение к героям и ко всему происходящему?

7. Какую смысловую нагрузку несут в пьесе образы Фирса, Яши, Дуняши?

8. Чехов писал одному из своих корреспондентов: «Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела… никого не обвинил, никого не оправдал…» Прокомментируйте эти слова применительно к героям «Вишневого сада».

 


Дата добавления: 2015-07-16; просмотров: 1473 | Нарушение авторских прав


ОТ СЛОВА К ЗРЕЛИЩУ | Своеобразие конфликта в чеховской драме. | Действующие лица и авторское отношение к ним. | Монолог Лопахина из третьего действия |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.014 сек.)

mybiblioteka.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *