Урок обществознания в 9 классе «Политические режимы»
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?
— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.
— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.
— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.
После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».
И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое.
Понятие «политический режим».
Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».
Политический режим – это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.
Политический режим – это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.
(Запись определения в тетрадь)
Задание 2. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».
(Запись готовой схемы в тетрадь).
Понятие «политическая власть».
Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.
(Запись таблицы в тетрадь)
ВопросыТипы политических режимов
тоталитаризм
авторитаризм
демократия
Кто правит?
правящая партия во главе с вождем
власть одной группы, одной партии, её лидер — общенациональный вождь
народ, избранные представители
Каковы взаимоотношения власти и общества?
власть полностью бесконтрольной со стороны общества
права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются;
сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей
власть подконтрольна обществу
Какие средства используются для осуществления власти?
карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей
армия, церковь, поддерживаются традиции
выборы, референдумы
Примеры стран.
фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея
государства Азии, Африки, Латинской Америки
Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки.
Подведение итогов урока.
Что означает слово «Политический режим»?
Каковы основные типы политических режимов?
Чем характеризуется тоталитарный режим?
Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
Подготовка в ЕГЭ.
Выберите правильный ответ. Что из перечисленного относится к форме политического режима?
республика
уния
авторитаризм
монархия
Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А. Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан и равенство всех перед законом.
Б. В современном мире сохранились государства с чертами тоталитаризма.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
уважение к правам человекавыборность высших должностных лиц
полный контроль над гражданами
принцип разделения властей
идеологическая свобода
стремление контролировать личность
отсутствие многопартийности
применение репрессий против собственных граждан
сохранение свободы экономической деятельности
создание обстановки страха
контроль над политической и частной жизнью граждан
преобладание обязанностей над правами
обожествление политических лидеров
бесконтрольность власти со стороны общества
А) демократический
Б) тоталитарный
В) авторитарный
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.Задавание домашнего задания.
Параграф 3. Провести письменный анализ, ответив на в. 2 рубрики «В классе и дома»
infourok.ru
Конспект урока и Презентация по теме «Политические режимы» — Бойко Анна Владимировна
Урок. «Политические режимы» 9 класс.Тип урока: урок изучения нового.
Цели:
— раскрыть сущность и основные черты политических режимов, ;
— продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами;
— развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;
— формировать у учащихся отношение к политическим системам;
— коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация
Основные понятия: политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
Речевая разминка.
II. Изучение нового.
Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?
— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.
— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.
— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.
После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».
И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»
Запись темы и плана в тетрадь.
ПЛАН:
1. Понятие «политический режим».
2. Типы политических режимов.
1. Понятие «политический режим».
Задание 1.
Работа по Карточке.Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».
Политический режим —
Политический режим — это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.
Политический режим — это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.
(Запись определения в тетрадь)
Задание 2. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».
(Запись готовой схемы в тетрадь).
2. Понятие «политическая власть.»
Задание 3. Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.
(Запись таблицы в тетрадь)
III. Обобщение
IV. Закрепление
Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.
Фронтальный опрос:
— Что означает слово «Политический режим?»
— Каковы основные типы политических режимов?
— Чем характеризуется тоталитарный режим?
— Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
— Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
Задание 2. Выберите правильный ответ. Что из перечисленного относится к форме политического режима?
1) республика
2) уния
3) авторитаризм
4) монархия
Задание 3. Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А. Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан и равенство всех перед законом.
Б. В современном мире сохранились государства с чертами тоталитаризма.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 4. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.
V. Итог урока.
1. Рефлексия.
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.
Скачать конспект урока можно здесь.
Скачать презентацию для урока можно здесь.eztea.ru
Урок по обществознанию в 9 классе на тему «Политические режимы»
УРОК ПО ТЕМЕ
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»
(9 класс)
Цели урока: 1. Определять понятия, называть основные типы и признаки политических режимов.
2. Развивать коммуникативную компетенцию
3. Формировать мировоззрение на основе гуманизма и демократических ценностей.
Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятием политический режим, типами и
признаками политических режимов.
2. Развивать у учащихся умения по обработке и структурированию информации; работать в группе и парами.
3. Различать основные признаки политических режимов, раскрывать на примерах различные типы политических режимов.
Форма проведения – Комбинированный урок в технологии деятельностного подхода (сочетание индивидуальной, групповой и парной работы с использованием интерактивных методов).
Участники – учащиеся 9 класса.
Оборудование: учебники, карточки-задания для групп, схемы, компьютерная презентация.
На доске: тема урока, эпиграф, понятия урока (политический режим, демократический
режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, непосредственная
демократия, представительная демократия).
Подготовительный этап (домашнее задание по группам):
1. Работа над текстом с ошибками и исправление их.
Эпиграфы к уроку: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».
Н.А. Бердяев, русский философ I половины XIX в.
« Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нем правят худшие»
И. А. Ильин, русский философ I половины XIX в.
ХОД УРОКА.
Блок I. Проверка знаний по изученному ранее материалу
А. Каждой группе раздается задание по составлению схемы «Современные формы правления» – работа всей группой. Слайд 1.
Б. Работа у доски с понятиями (к размещенным на доске определениям подбирается понятия расположенные на столе) – по 1 человеку от 2-х групп.
В. Работа с признаками государства (на компьютерном слайде к предложенным расшифровкам подбираются признаки) – 1 человек от 3-ей группы. Слайд 2.
Г. Проверка домашнего задания «Текста с ошибками» (каждая группа получила текст
из 10 предложений, в котором допущено 6 ошибок. Необходимо было найти и исправить
эти ошибки) – учитель зачитывает правильный вариант, а группы сверяют свою работу.
Блок II. Формирование мотивации.
Учитель: — На предыдущих уроках мы ответили с Вами на два из трех вопросов:
Что такое государство?
Кто может быть источником власти в государствах?
Но! Облик государства останется неполным без ответа на третий вопрос – какой?
(учащиеся делают предположения)
Как осуществляется эта политическая власть?
Вопрос? – Предположите тему сегодняшнего урока.
Слайд 3. Тема, план изучения темы и основные понятия урока.
Блок III. Изучение нового материала
Учитель: Чтобы дать определение «политическому режиму», подумайте, с чем у Вас ассоциируется это понятие? (учащиеся озвучивают свои ассоциации, учитель записывает на доске).
Затем учитель вместе с учениками выводит определение
Учитель: Что определяет режим, на что он влияет, что зависит от него – вот вопросы, ответы на которые помогают уяснить суть того или иного политического режима.
Слайд 4. Сущность (содержание) политического режима.
Учитель: Политические режимы разделяются на демократические и антидемократические …
Слайд5 . Схема «Типы политических режимов».
Учитель: Нам необходимо познакомиться с характеристиками основных политических режимов. Для этого каждая группа работает с учебным материалом по одной из форм политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный) и отбирает материал в соответствие с предложенной таблицей.
Задания для групп:
1) Выделите главные характеристики политического режима (согласно
предложенной таблице).
2) Попытайтесь сформулировать определение данного политического режима.
3) Попробуйте вывести формулу политического режима одной фразой (содержащей
сущность).
По окончанию работы: 1) учащиеся озвучивают выбранные характеристики
2) озвучивают свои определения и формулу
Работа сверяется с таблицей на Слайде 5. «Типы политических режимов»
Слайд 6. Определения
Слайд 7. Формулы политических режимов
Учитель: Вы познакомились с основными политическими режимами, записали их определения и характерные черты. Однако, в абсолютно чистом виде политические режимы редки. Во всяком обществе постоянно присутствуют и взаимодействуют в разных формах либеральные и тоталитарные тенденции.
Безусловно, демократия – тот режим, который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и народа на власть, однако, и он не является идеальным.
Задание для работы в парах: Попробуйте выявить недостатки современной демократии (- зависимость от мнения общества; — огромные затраты на избирательные компании; — злоупотребление правами и свободами; — возникновение множества течений и объединений, которые наносят вред человеку; — утрата традиционных ценностей).
Блок IV. Закрепление изученного материала.
Проводится тестовый опрос.
Домашнее задание.
1. Логическое задание: а) Почему тоталитарные режимы достаточно недолговечны (по
историческим меркам)?
б) Можно ли экспортировать демократию?
2. Творческое задание – Сделать презентацию на тему: а) «Политические режимы в лицах
и странах»; б) «Узнай режим по фотографиям, картинке,
карикатуре»
infourok.ru
Конспект урока обществознания в 9 классе на тему «Политические режимы»
План-конспект урока по теме: «Политические режимы».
« Лучшие должны править во всех государствах
и при всех режимах. Всякий режим плох, если
в нём правят худшие».
И.А. Ильин, русский философ
Цель занятия: дать характеристику понятию «политический режим»
Задачи: познакомить обучающихся с понятиями «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия;
Развивать умения систематизировать информацию; применять знания в решении познавательных задач;
Развивать критическое мышление, умение анализировать тексты;
Воспитывать политическую культуру.
Планируемый результат: давать характеристику понятиям «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия», «политический режим»;
Применять полученные знания при решении творческих задач;
Извлекать информацию из источников
УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;
Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I-этап «Организационно- мотивационный» | |
1.Актуализация знаний обучающихся (тесты по теме государство- приложение № 1 2.Постановка целей и задач урока 3.Делит класс на три группы | Выполняют тесты. Оценивают работу сверстника (соседа по парте) Планируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами |
II-этап «Информационно-деятельностный | |
1.Объясняет понятие политический режим Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти | ,записывают определение в тетрадь. |
2. организует работу в группах ( выдаёт задание) 1 группа — тоталитарный режим 2 группа – авторитарный режим 3 группа — демократический | Работают с документами и учебным материалом: 1 – приложение 1,учебник стр. 2 – приложение 2, учебник стр. 3 – приложение 3, учебник стр Отвечают на поставленные вопросы, заполняют свою часть таблицы (приложение 4) |
3. организует проверку и коррекцию приобретённых знаний обучающихся по теме. Демократия (от греч.demos — народ + kratos – власть) — политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия. Основные признаки демократии: 1. Источник власти –народ 2. Разделение властей 3. Правовое государство 4. Гражданское общество 5.Демократические выборы 6. Политический плюрализм 7. Конкурентная многопартийная система 8. Легальная оппозиция 9. Отсутствие цензуры 10 Действия армии и спецслужб регулируются и ограниченны законом 11. Поддержание правопорядка-функции милиции и суда 12.Нет общей идеологии 13.Церковь отделена от государства Тоталитаризм Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Церковь под жестким контролем государства
| 1. анализируют проработанный материал 2. формулируют основные понятия, записывают их в тетрадь. 3. заполняют оставшуюся часть таблицы 4. вносят необходимые коррективы 5. осуществляют оценивание проделанной работы |
III – этап «рефлексия» | |
1.предлагает обучающимся сформулировать используя набор слов и тексты кейсов основные правовые принципы политических режимов. Закон, разрешено, запрещено,приказано, все, не, что, политика, кроме. 2. при необходимости корректирует работу | Выполняют творческое задание Демократия- «Разрешено все , что не запрещено» Авторитаризм — «Разрешено все , кроме политики» Тоталитаризм- Запрещено все, что не приказано» |
IV – этап домашнее задание | |
Задаёт и комментирует домашнее задание §3, понятия. | Задают вопросы по существу полученного задания. |
Тест по теме «Государство»
1. Не является признаком государства:
1) государственный суверенитет;
2) наличие института референдума;
3) сбор налогов с населения.
2. Функции государства можно разделить:
1) на главные и второстепенные;
2) на внутренние и внешние;
3) на политические и экономические.
3. Закончите определение:
«Унитарное государство – это государство …..
1) части которого объединены одной религией и одними культурными традициями;
2) в названии которого есть слово «союз»;
3) состоящая из единиц, не имеющих своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладающих суверенитетом.
4. Выделите законодательные органы РФ:
1) Правительство РФ; 2) Федеральное собрание;
3) Президент РФ; 4) Прокуратура.
5.Какому понятию соответствует определение:
«Форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы имеют собственные конституции, три ветви власти, при этом образуются единые для всех единиц органы государственной власти, устанавливается единое государство, единая денежная единица».
1) конфедерация; 2) федерация; 3) унитарное государство.
6. Что относится к признакам любого государства:
1) Суверенность 2)Многопартийность 3)Верховенство права
4)Выборность высших органов власти.
7. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, называется:
1)Парламентской республикой 2)Абсолютной монархией 3)Конституционной монархией
4)Президентской республикой
А8. Унитарное государство:
1.Представляет собой союз суверенных государств
2. Допускает существование правительств и законодательных органов в территориальных единицах
3.Предполагает существование собственных конституций в территориях
4. Исключает любые формы политической суверенности входящих в него территорий
9. Глава государства Н. избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства – премьер-министр. Какую форму государства иллюстрирует данный пример:
1.Парламентскую республику 2. Абсолютную монархию 3. Президентскую республику 4. Парламентарную монархию
10. Любое государство характеризуется:
1).Возможностью осуществлять легальное принуждение
2. Взаимной ответственностью государства и личности
3. Многопартийностью
4. Разделением властей
Ответы к тесту по теме «Государство»
1
2
3
2
2
1
2
4
1
1
Приложение 2.
Тоталитаризм
И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ
Что такое тоталитарный режим?
Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в
жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и
принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый».
Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того,
что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и
нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все
планировать, все предписывать…
Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен;
тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.
Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю
жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй
совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление —
всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и
наказуемой…
Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948—1954 гг. — М., 1992. — Т. 1. —
Вопросы и задания:
1. Выявите по тексту признаки тоталитарного режима и поясните их.
2. Какие положения текста свидетельствуют о том, что тоталитарный порядок поддерживается с помощью карательной системы? Поясните свой ответ.
3. Каково положение личности при тоталитарном режиме? Аргументируйте ответ.
4. Докажите, что «тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство».
5. Приведите примеры тоталитарных режимов.
Приложение 3.
А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика
© Интерпракс, 1995.
Термин «авторитаризм», несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности….По справедливому наблюдению С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, — это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов (33). В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и не-демократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные.
Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой (34). Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными «аргументами» в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть.
….В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, — таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп.
Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — ее главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным (35).
ВОПРОСЫ:
1. В чём заключается смысл правления при авторитарном режиме?
2. Какие инструменты воздействия используются при авторитаризме?
3. Что представляет угрозу для авторитарного режима?
Приложение 4
Каутский К. “От демократии к государственному рабству”
Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии — правительством — централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т.е. парламента, — все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, марки, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.
ВОПРОСЫ:
Чем современная демократия отличается от тех, которые существовали в ранние периоды истории человечества?
Каковы основные условия демократии?
Что является наибольшей опасностью для существования демократии?
Насколько мысли автора остаются актуальны сегодня?
Пятигорский А.М. Избранные труды Приложение 5
Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Иными словами, демократия — не определенный режим или система власти, а скорее важнейшая предпосылка для такого режима и такой системы… История ХХ века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана не-свободными людьми…Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению… Идеал “абсолютно частной жизни” может обернуться на пороге ХХI века новым тоталитаризмом…
ВОПРОСЫ:
С чего начинается демократия?
Насколько актуальны мысли автора о демократии для современного мира и России?
Должен ли человек участвовать в политической жизни? Согласны ли Вы с мыслями автора по этому вопросу?
Приложение 6
Характеристика политических режимов
Вопросы для сравнения | тоталитаризм | авторитаризм | демократия |
Возможности власти | Всеобъемлющее государство, тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества | Отношения государства и личности строятся больше на принуждении чем на убеждении, руководство сферами общественной жизни не столь тотально | Народу принадлежит верховенство власти в установлении власти и контроля за ней |
Кому принадлежит власть? | Единый властный центр, власть бесконтрольна со стороны общества, особая роль правящей партии с вождем | Процесс передачи власти насильственен, не опираются на поддержку народа, монополия одной партии , одной группы. Роль парламента незначительна | Народ правит государством через общее народное собрание |
Существование политической оппозиции | Оппозиция власти уничтожалась | Допускает либерализацию общественной жизни, допускает ограниченный плюрализм. Мирится с существованием оппозиции | существует |
Права и свободы граждан | Свобода граждан опасна и нетерпима | Подавляет основные гражданские права, могут основные права декларироваться но в основном нарушаются | Политическая свобода граждан |
Методы политического действия со стороны государства | Карательная система, массовый террор, устрашение и подавление воли | Широко используются вооруженные силы для удержания власти, нет чрезмерной жестокости, поддерживается церковь, традиционный уклад | Свобода средств массовой информации, активная работа общественных организаций |
multiurok.ru
Конспект урока по теме «Политические режимы» 9 класс
Урок : 7-8 9а класс 17.10.17г., 24.10.17г.
Тема урока: Политические режимы.
Цель:- раскрыть сущность и основные черты политических режимов,
- развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук,
- формировать у учащихся отношение к политическим системам,
Тип урока: освоения новых знаний и формирования новых навыков.
1. Организационная часть
2. Проверка домашнего задания.(тест)
Тест по теме
«Форма правления»
1. Форма правления – это
А. способ осуществления государственной власти
Б. отношения между центральными и местными органами власти
В. организация высших органов власти
2. Не является видом монархии
А. конституционная Б. президентская В. абсолютная
3. Разновидностью республиканской формы правления не является
А. президентская Б. абсолютная В. парламентская
4. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»? А. абсолютную монархию Б. сословно-представительную монархию
В. конституционную монархию
5. В парламентской республике правительство несёт ответственность перед
А. президентом Б. народом В. парламентом
6. К признакам любого государства относится
А. федеративное устройство Б. наличие публичной власти
В. республиканская форма правления
7. Какая из функций является внутренней функцией современного государства?
А. поддержание общественного порядка
Б. отстаивание государственных интересов на международной арене
В. противодействие международному терроризму
8.Форма правления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека, осуществляющего единоличное правление, называется:
1)ограниченная монархия 2) абсолютная монархия
3) президентская республика 4) парламентская республика
9. Верны ли следующие суждения о формах правления?
А. Формы правления различаются по способу организации верховной власти.
Б. Формы правления различаются по методам и способам осуществления в стране государственной власти и управления. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Правительство РФ осуществляет власть:
1)законодательную 2) законосовещательную 3) исполнительную 4) судебную
11. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц и их отстранение от должности называется:
1)иерархия 2) инаугурация 3) суверенитет 4) импичмент
12. Президент является главой государства, формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Это черты: 1)абсолютной монархии 2) ограниченной монархии 3) президентской республики 4) парламентской республики
13. В Российской Федерации парламент состоит из двух палат:
1)Федеральное Собрание и Госуд. Дума 2) Государственная Дума и Совет Федерации
3) Совет Федерации и Государствен. Совет 4)Государственный Совет и Правительство
14. Найдите черты сходства и отличия абсолютной монархии и ограниченной монархии
1)во главе государства стоит один человек 2) вся полнота власти принадлежит только монарху 3) существует выборный законодательный орган власти 4) монарх лично назначает главу правительства 5) является формой правления государства
Черты сходства — Черты отличия —
3. Представление темы урока.
Подготовка к восприятию темы.
Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?
— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.
— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.
— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.
После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».
И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»
Политический режим – совокупность средств и методов осуществления политической власти.
То есть это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляет свою власть. Эти способы и средства могут быть очень разными.
Политические режимы | ||
Демократические | Антидемократические | |
ДЕМОКРАТИЯ | Тоталитарный режим | Авторитарный режим |
4. Изучение нового материала.
1. Тоталитарный режим.
Комментированное чтение: стр. 20 – 22
Тоталитаризм (от лат.весь, целый, полный) ввел в лексикон лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини.
Девиз: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства»
Основная черта этого режима – тотальный контроль государства над всеми сферами жизни». В таком обществе процветает взаимная слежка и доносительство. Как правила в государстве единственная правящая партия, во главе с вождем. Оппозиция уничтожалась.
Порядок поддерживается с помощью карательной системы, массового террора, устрашение населения.
Такие режимы установились в 1920 – е года в фашистской Италии, в 1930 – е годы в нацистской Германии. В СССР, при Сталине, также был тоталитарный режим.
Как вы думаете, почему вообще, возможным стало появление таких режимов?
Стремление населения к стабильности
Нежеланию населения брать ответственность за свой выбор, стремление к «твердой руке» управления.
Такие настроения , как правило, вызывались экономическим кризисом (Германия, Италия) или ускоренной модернизацией экономики (СССР).
К счастью, по историческим меркам, тоталитарные режимы оказались недолговечны. Сегодня, такие режимы сохранились лишь в нескольких странах (например Северная Корея).
2. Авторитарный режим.
Комментированное чтение: стр. 22 – 23
Авторитаризм (от лат.власть, влияние).
Авторитарные режимы существовали ещё в древнем мире (например Персия, Египет), в средневековье (все абсолютные монархии Европы) есть они и в современном мире (многие развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки).
Имеет общие черты с тоталитарным режимом:
— монополия на власть одной партии
— лидер партии – общенародный вождь
— парламента нет или роль его незначительна
— оппозиция уничтожается
— власть опирается на армию
— права и свободы граждан нарушаются
Отличительные черты:
— отсутствует чрезмерная жестокость власти
— есть небольшая свобода экономической деятельности
— автономия частной жизни человека
— власть опирается не только на армию, но и на церковь
— поддерживаются традиции и патриархальный уклад жизни.
3. Демократия.
Комментированное чтение: стр. 23
Демократия – (от греческого народовластие)
— власть подконтрольна обществу (народ выбирает власть)
— свобода слова
— наличие политической оппозиции
— работа общественных организаций
— принцип разделения властей
— равенство всех перед законом
Выборы – народ определяет кому доверить власть в государстве.
Референдум – всенародное голосование по наиболее значимым вопросам общественной жизни.
Вопросы | Типы политических режимов | ||
тоталитаризм | авторитаризм | демократия | |
Кто правит? | правящая партия во главе с вождем | власть одной группы, одной партии, её лидер — общенациональный вождь | народ, избранные представители |
Каковы взаимоотношения власти и общества? | власть полностью бесконтрольной со стороны общества | права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются; сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей | власть подконтрольна обществу |
Какие средства используются для осуществления власти? | карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей | армия, церковь, поддерживаются традиции | выборы, референдумы |
Примеры стран. | фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея | государства Азии, Африки, Латинской Америки | Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки. |
5. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Закрепление знаний учеников:
Вопросы на стр. 25
Рефлексия:
Составляем таблицу «Инсерт»
Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».
Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу знать об этом больше |
2. Оценивание результатов урока.
6.Домашнее задание.
Читать параграф 3. Выучить новые понятия
Общие черты тоталитаризма и авторитаризма — монополия на власть одной партии — лидер партии – общенародный вождь — парламента нет или роль его незначительна — оппозиция уничтожается — власть опирается на армию — права и свободы граждан нарушаются | Отличительные черты: — отсутствует чрезмерная жестокость власти — есть небольшая свобода экономической деятельности — автономия частной жизни человека — власть опирается не только на армию, но и на церковь — поддерживаются традиции и патриархальный уклад жизни. |
multiurok.ru
Конспект урока по обществознанию на тему «Политические режимы» (9 класс)
Урок 4.
Раздел 1. Политика.
Тема урока: Политические режимы.
Структура урока:
Организационная часть.
1. Проверка домашнего задания.
Представление темы урока и ожидаемых результатов. Мотивация учебной деятельности.
Основная часть. Изучение нового материала.
1. Тоталитарный режим.
2. Авторитарный режим.
3. Демократия.
4. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока
2. Оценивание результатов.
5. Домашнее задание.
Цель урока: Сопоставлять различные типы политических режимов.
Планируемые результаты :
Термины, понятия, персоналии: тоталитарный режим, авторитарный режим, демократический режим.
Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства
Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы
Оборудование: Учебник, доска, мел, раздаточный дидактический материал, компьютер.
Тип урока: освоения новых знаний и формирования новых навыков.
1. Организационная часть
1. Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа. Фамилия, имя________________________________________________________
Что такое государство?_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Перечислите признаки государства :
А)_______________________________________
Б)_______________________________________
В) _______________________________________
Г) _______________________________________
Д)_______________________________________
3. По форме правления государства делятся на монархии и республики:
Какими бывают монархии?
1)____________________________________
2)____________________________________
Республики бывают:
1)____________________________________
2)____________________________________
4. Чем отличается унитарное государство от федеративного?______________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
5. Что такое гражданство?_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
2. Представление темы урока.
Представление темы урока и ожидаемых результатов.
Давайте подумаем, какова роль политики в жизни общества? Почему устройство политической власти в разных странах отличается? Что такое демократия? Во всех ли странах демократическое устройство? Итак, сегодня на уроке мы поговорим о различных политических режимах.
Кто знает, что такое политический режим?
Политический режим – совокупность средств и методов осуществления политической власти.
То есть это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляет свою власть. Эти способы и средства могут быть очень разными.
- Антидемократические
ДЕМОКРАТИЯ
Тоталитарный режим
Авторитарный режим
3. Изучение нового материала.
1. Тоталитарный режим.
Комментированное чтение: стр. 20 – 22
Тоталитаризм (от лат. весь, целый, полный) ввел в лексикон лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини.
Девиз: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства»
Основная черта этого режима – тотальный контроль государства над всеми сферами жизни». В таком обществе процветает взаимная слежка и доносительство. Как правила в государстве единственная правящая партия, во главе с вождем. Оппозиция уничтожалась.
Порядок поддерживается с помощью карательной системы, массового террора, устрашение населения.
Такие режимы установились в 1920 – е года в фашистской Италии, в 1930 – е годы в нацистской Германии. В СССР, при Сталине, также был тоталитарный режим.
Как вы думаете, почему вообще, возможным стало появление таких режимов?
Стремление населения к стабильности
Нежеланию населения брать ответственность за свой выбор, стремление к «твердой руке» управления.
Такие настроения , как правило, вызывались экономическим кризисом (Германия, Италия) или ускоренной модернизацией экономики (СССР).
К счастью, по историческим меркам, тоталитарные режимы оказались недолговечны. Сегодня, такие режимы сохранились лишь в нескольких странах (например Северная Корея).
2. Авторитарный режим.
Комментированное чтение: стр. 22 – 23
Авторитаризм (от лат. власть, влияние).
Авторитарные режимы существовали ещё в древнем мире (например Персия, Египет), в средневековье (все абсолютные монархии Европы) есть они и в современном мире (многие развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки).
Имеет общие черты с тоталитарным режимом:
— монополия на власть одной партии
— лидер партии – общенародный вождь
— парламента нет или роль его незначительна
— оппозиция уничтожается
— власть опирается на армию
— права и свободы граждан нарушаются
Отличительные черты:
— отсутствует чрезмерная жестокость власти
— есть небольшая свобода экономической деятельности
— автономия частной жизни человека
— власть опирается не только на армию, но и на церковь
— поддерживаются традиции и патриархальный уклад жизни.
3. Демократия.
Комментированное чтение: стр. 23
Демократия – (от греческого народовластие)
— власть подконтрольна обществу (народ выбирает власть)
— свобода слова
— наличие политической оппозиции
— работа общественных организаций
— принцип разделения властей
— равенство всех перед законом
Выборы – народ определяет кому доверить власть в государстве.
Референдум – всенародное голосование по наиболее значимым вопросам общественной жизни.
4. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Закрепление знаний учеников:
Вопросы на стр. 25
Рефлексия:
Составляем таблицу «Инсерт»
Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».
Я это зналЭто для меня абсолютно новое
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше
2. Оценивание результатов урока.
5.Домашнее задание.
Читать параграф 3. Выучить новые понятия.
Самостоятельная работа. Фамилия, имя________________________________________________________
Что такое государство?_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Перечислите признаки государства :
А)_______________________________________
Б)_______________________________________
В) _______________________________________
Г) _______________________________________
Д)_______________________________________
3. По форме правления государства делятся на монархии и республики:
Какими бывают монархии?
1)____________________________________
2)____________________________________
Республики бывают:
1)____________________________________
2)____________________________________
4. Чем отличается унитарное государство от федеративного?______________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
5. Что такое гражданство?_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа. Фамилия, имя________________________________________________________
Что такое государство?_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Перечислите признаки государства :
А)_______________________________________
Б)_______________________________________
В) _______________________________________
Г) _______________________________________
Д)_______________________________________
3. По форме правления государства делятся на монархии и республики:
Какими бывают монархии?
1)____________________________________
2)____________________________________
Республики бывают:
1)____________________________________
2)____________________________________
4. Чем отличается унитарное государство от федеративного?______________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
5. Что такое гражданство?_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Общие черты тоталитаризма и авторитаризма— монополия на власть одной партии
— лидер партии – общенародный вождь
— парламента нет или роль его незначительна
— оппозиция уничтожается
— власть опирается на армию
— права и свободы граждан нарушаются
Отличительные черты:
— отсутствует чрезмерная жестокость власти
— есть небольшая свобода экономической деятельности
— автономия частной жизни человека
— власть опирается не только на армию, но и на церковь
— поддерживаются традиции и патриархальный уклад жизни.
Общие черты тоталитаризма и авторитаризма
— монополия на власть одной партии
— лидер партии – общенародный вождь
— парламента нет или роль его незначительна
— оппозиция уничтожается
— власть опирается на армию
— права и свободы граждан нарушаются
Отличительные черты:
— отсутствует чрезмерная жестокость власти
— есть небольшая свобода экономической деятельности
— автономия частной жизни человека
— власть опирается не только на армию, но и на церковь
— поддерживаются традиции и патриархальный уклад жизни.
infourok.ru
Политические режимы. 9 класс, обществознание
Урок 7-8 , 9 а класс, дата:___________, ______________.
Тема: Политические режимы
Надписи на доске.
1.«Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных».
(У. Черчилль)
2. «Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого». (В. Гюго)
3. «Избирательный бюллетень сильнее пули» А. Линкольн
Цели урока:
1. Воспитание толерантности, уважения к правам человека, формирование активной гражданской позиции.
2. Изучение видов политических режимов, их характерных черт, основных форм, ценностей и принципов демократии.
3. Формирование умений представлять и аргументировать свою точку зрения, применять теоретические знания на практике.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Подготовка к восприятию темы.
Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?
— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.
— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.
— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.
После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».
И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»
II. Актуализация знаний. (Фронтальный опрос)
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами начали изучать юридические формы современных государств.
Вопросы учащимся:
1. По каким признаками современные государства делятся на различные юридические формы? (По форме правления, по форме административно-территориального деления, по политическому режиму)
2. Назовите основные формы правления? Приведите примеры. (Монархия – Великобритания, Дания, Испания, Япония; республика – США, Германия, Франция, Россия)
3. Назовите основные формы административно-территориального деления (государственного устройства). Приведите примеры. (Унитарное государство — Япония, Китай, Пакистан; федерация – США, Великобритания, Россия и т.д.) (Слайд № 2)
III. Изучение нового материала.
1. Лекция с элементами беседы.
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать формы государств, и будем говорить о таком признаке, как политический режим.
Работа с понятием. Политический режим – это характер и методы осуществления государственной власти, т.е. то каким образом строятся взаимоотношения государства и общества.
Можно сформулировать несколько определений данного понятия:
Характер взаимоотношений общества и государства;
Совокупность методов и способов осуществления государственной власти;
Степень участия народа в управлении делами государства;
Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е. государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.
Выделяют 3 основных политических режима: (Приложение1)
1. Демократический 2. Авторитарный 3. Тоталитарный
Рассмотрим подробнее тоталитарный режим. Тотал – всесторонний, всеобщий. Тоталитарный режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека.
Признаки тоталитарного режима.
Наличие единственной массовой партии;
Наличие официальной господствующей идеологии;
Всесторонний контроль государства за жизнью общества;
Культ национального вождя;
Массовые репрессии;
Подчинение экономики государству
Авторитарный режим характерен для такой политической системы при которой власть имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц.
Признаки авторитарного режима:
Переходный, неустойчивый характер;
Опора на армию, бюрократию, церковь;
Жесткий контроль государства над определенными секторами общественной жизни;
Существенное ограничение прав и свобод граждан;
Поддерживается за счет личного авторитета (харизмы) национального вождя
Демократический – (demos – народ, kratia – власть) В буквальном переводе означает: власть народа.
Демократический режим – политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Основные принципы и ценности демократии. Хочу обратить ваше внимание, что все эти принципы и ценности тесно взаимосвязаны.
Право граждан участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей.
Свободные, открытые, альтернативные и всеобщие выборы.
Принятие важнейших властных решений по принципу большинства.
Равенство всех граждан перед законом.
Соблюдение прав меньшинства.
Гарантия и соблюдение прав человека.
Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.
Гарантия и соблюдение прав человека. Соблюдение прав меньшинства.
Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.
Вопросы учащимся по ходу изучения видов политических режимов.
Приведите примеры стран, в которых был установлен тоталитарный политический режим. (СССР, Фашистская Германия)
В каких странах господствовал авторитарный режим? (Чили – режим А. Пиночета, Франция после освобождения от немецко-фашистской оккупации – Президент Ш. де Голль, переросший впоследствии в демократический режим)
Что вы знаете об истории возникновения и развития демократии? (Демократия зародилась в Древней Греции, в Афинах, где впервые люди собирались на площади (Агоре) и принимали решения о политике, по главным вопросам хозяйственной деятельности. Такая демократия называется прямой или непосредственной. Т.е. народ (свободные граждане-мужчины) путем всеобщего голосования принимает важные решения для своей страны.)
Что означает понятие непосредственная демократия? (Граждане сами принимают решение по каким-либо важным вопросам, путем всеобщего голосования)
Поясните каждое положение, характеризующее демократические выборы. Какие органы власти в нашей стране формируются выборным путем? (Центральные — Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ; местные — Законодательное Собрание Пензенской области, Пензенская Городская Дума)
Что такое политический плюрализм?
Работа с текстом закона (Конституция РФ):
Таким образом, определим юридическую форму государства нашей страны. «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Конституция РФ, ст.1)
Итак, демократия осуществляется в двух основных формах:
Непосредственная – референдум – всенародное голосование по важнейшим вопросам общественной жизни, например, референдум 12 декабря 1993 г. – принятие Конституции РФ.
Представительная – выборы – процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования граждан, обладающих избирательным правом.
Устное тестирование: Повторим материал изученный нами.
1. Политический режим – это:
Порядок формирования и структура высших органов государственной власти;
Деление территории государства на части;
Совокупность методов и способов осуществления государственной власти;
Разграничение предметов ведения между федеральным центром и регионами.
2. Виды политических режимов:
Унитарное государство и федерация; 2)Тоталитарный и демократический;
3)Монархия и республика; 4)Гражданское общество и правовое государство
3. Выберите признаки тоталитарного режима:
1) Наличие единственной массовой партии;
2) Наличие официальной господствующей идеологии;
3) Право граждан участвовать в управлении делами государства;
4) Всесторонний контроль государства за жизнью общества;
5) Свободные, открытые, альтернативные и всеобщие выборы;
6) Подчинение меньшинства большинству;
4. Выберите признаки демократического режима:
1) Равенство всех граждан перед законом; 2) Культ национального вождя;
3) Соблюдение прав меньшинства; 4) Массовые репрессии;
5) Гарантия и соблюдение прав человека; 6) Подчинение экономики государству
(Приложение2)
Вопросы к учащимся:
1. Почему для нас именно сейчас актуально изучение данной темы? (В декабре 2016 года в нашей стране проходили выборы Депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ, именно так называется нижняя палата высшего органа законодательной власти в нашей стране. А в марте 2018 г. пройдут выборы главы нашего государства – Президента РФ.
2. Что означает законодательная власть? (Ветвь власти, органы которой создают и принимают законы страны.)
3. Какие государственные полномочия получает человек, ставший депутатом (право принимать законы, то есть влиять на нашу жизнь).
4. Хотели бы вы стать депутатом? Почему? (Да, нет, боюсь ответственности).
5. Какими качествами должен обладать депутат? (Порядочность, активная гражданская позиция, неравнодушие к общественным проблемам, юридическая грамотность, умение отстаивать свою позицию и т.д.
2. Деловая игра «Доверенное лицо»
Учитель: С 2007 года в нашей стране каждое третье воскресенье февраля проводится День молодого избирателя. Предлагаю на собственном опыте познакомиться с элементами процедуры выдвижения кандидатов в депутаты законодательного органа власти.
Разделитесь на группы по 5-6 человек. Сядьте так, чтобы сидеть лицом друг к другу.
Ваша задача: Представьте себе, что вы являетесь членами какой-либо политической партии. В течение 3-4 минут составить тезисы (план, конспект) своего выступления, в котором вы будете представлять человека в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы. Такого претендента вы выберете из своего класса (не из вашей группы) без всяких консультаций с ним. Ни один человек из других групп даже не должен догадаться, о ком именно вы собираетесь писать. При составлении тезисов подчеркните те качества, которые необходимы депутату. Но не стоит забывать и о человеческих качествах и достоинствах человека. Ваш портрет должен быть полным, а речь убедительной. Для этого нужно привести как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению общих проблем, умения убеждать, умения работать с текстом и т.д. Укажите реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал гражданскую позицию и т.д.
Выберите в группе 1 представителя, который будет выступать от лица всей группы. На выступление дается 1 мин… (представления кандидатур, дебаты)
После выступлений всех представителей в течение 4-х минут проходит обсуждение, участники задают уточняющие вопросы.
Работа в группах (4 мин)
Представления кандидатур. Прения и дебаты. (8 мин.)
Проводим голосование. Напишите фамилию того человека, которого хотели бы выдвинуть в качестве кандидата в депутаты печатными буквами. Передайте ваш листок членам избирательной комиссии.
Пока комиссия подсчитывает голоса, ответьте на ряд вопросов.
Вопросы учащимся:
1. Что вы испытали во время наших дебатов?
2. Как себя чувствуете на месте кандидата в депутаты?
3. С какими трудностями столкнулись в работе группы?
4. Пойдете работать доверенным лицом, когда вырастете?
IV. Рефлексия. Подведение итогов голосования:
Учитель: Слово представляется избирательной комиссии.
Ученик: По итогам голосования победил(а) …, набравший … голосов.
Второе место занял …, набравший … голосов.
Третье место …, … голосов.
Четвертое место …, …. голосов.
Учитель: Поздравляем победителей нашего голосования. Прокомментируйте ситуацию…
Спасибо всем за активную работу. Ваши оценки…
V. Домашнее задание.
1. Параграф 5 в учебнике читать, пересказывать.
2. Письменно в тетрадях выполнить проблемное задание.
Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
В одном из областных центров России принято решение не разрешать там селиться представителям народов Кавказа. Это было обусловлено тем, что ряд Кавказцев устраивали драки на рынках, недостойно себя вели, совершили ряд преступлений. Было проведено всеобщее голосование, на котором большинство жителей города высказалось «за» принятие данного местного закона.
Правомерно ли принятие данного закона? Объясните почему. Дайте не менее трех объяснений.
Какие права граждан нарушает данный закон? Используйте при ответе текст Конституции РФ. Назовите не менее трех прав.
Заключительное слово учителя: Еще раз благодарю всех за работу. Мы познакомились сегодня с основными политическими режимами, изучили базовые ценности демократии, почувствовали себя в роли кандидатов в депутаты и их доверенных лиц. Я надеюсь, вы осознали, насколько важна для общества политическая активность каждого гражданина. Ведь только при активной гражданской позиции каждого народ может стать, по-настоящему, «носителем и источником власти».
Приложение1
Вопросы | Типы политических режимов | ||
тоталитаризм | авторитаризм | демократия | |
Кто правит? | правящая партия во главе с вождем | власть одной группы, одной партии, её лидер — общенациональный вождь | народ, избранные представители |
Каковы взаимоотношения власти и общества? | власть полностью бесконтрольной со стороны общества | права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются; сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей | власть подконтрольна обществу |
Какие средства используются для осуществления власти? | карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей | армия, церковь, поддерживаются традиции | выборы, референдумы |
Примеры стран. | фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея | государства Азии, Африки, Латинской Америки | Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки. |
Приложение 2
Признак | Тип |
| А) демократический Б) тоталитарный В) авторитарный |
multiurok.ru