краткое содержание и герои :: SYL.ru
«Вечера на хуторе близ Диканьки» — это одно из самых известных произведений Гоголя, которое было напечатано в 1831-1832 годах. Эта проба пера молодого автора принесла ему огромную славу, и впоследствии по этой книге был снят не один фильм.
Николай Васильевич Гоголь
Гоголь был уроженцем Полтавской губернии, родился в деревне Сорочинцы. Отец его служил на почтамте и очень любил театр, поэтому и сына к нему приобщал. В десять лет Николай Гоголь начал учиться в Полтаве, и потом перешел в одну из нежинских гимназий. Уже тогда он начала мечтать об общественном поприще, на котором он мог бы приносить славу народу.
В 1828 году будущий писатель переехал в Санкт-Петербург, и там долгое время работал в Департаменте уделов. Тогда и появились его первые литературные произведения, и среди них «Вечера на хуторе близ Диканьки».
История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
Во время жизни в Санкт-Петербурге Гоголь работал в Департаменте государственного хозяйства. Денег, которые он получал на государственной службе, ему не хватало, и поэтому он решил подработать написанием повестей.
Он заметил, что читающая публика в Петербурге очень интересуется Малороссией, поэтому решил заняться созданием произведений в украинском стиле. Так появились «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вскоре познакомился с главным редактором «Литературной газеты» Антоном Дельвигом, а вскоре и с Василием Андреевичем Жуковским. И вот он начала печататься: в одном из журналов появилась его повесть «Басаврюк», чуть позже опубликовали повесть «Страшный кабан».
Знакомые Гоголя в литературной среде нашли ему работу учителя истории, причем в очень уважаемом заведении – в Смольном институте. Здесь Гоголь был занят гораздо меньше, чем в департаменте. Работа с детьми занимала у него полдня, а в оставшееся время он мог заниматься литературным творчеством. И теперь по вечерам он писал «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Собирать материал для повестей ему помогали мать и сестры. Они присылали ему подробные описания нарядов сельских жителей, начиная от дьячка и заканчивая сельским головой. Над повестями он работает летом 1831 года. Потом отдает их в типографию в Петербурге на Большой Морской, и с тех пор к нему приходит настоящий успех. Его повести читает весь Петербург.
Сорочинская ярмарка
Это произведение открывает цикл художественных рассказов, составляющих основу повести. Место действия – село Сорочинцы в Полтавской губернии. Это один из самых веселых рассказов, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Житель одной из деревень Солопий Черевик отправляется на ярмарку, чтобы продать мешки с пшеницей и пеньку. На возу он везет свою жену Хавронью Никифировну и дочку Параску. Хавронья Никифоровна довольно уродлива, тогда как все восхищаются красотой Параски, ее падчерицы. Когда все они проезжают по мосту, то сталкиваются с группой парубков, и один из них, увидев Параску, влюбляется в нее. А вот жена Солопия Черевика вызывает у него насмешку.
Прибыв на ярмарку, Солопий узнает, что все в этом году складывается неудачно, так как ярмарка сейчас находится на «проклятом месте». Оказывается, что когда-то черт потерял здесь свою красную свитку, с тех пор ищет ее. В это время Солопий видит, что его дочь Параска обнимается с парубком, и вскоре парубок договаривается с ним о свадьбе. Но мачеха Параски против свадьбы.
Огорченный парубок обращается за помощью к друзьям-цыганам, и они организовывают мнимую кражу кобылы Солопия Черевика. Черевик, связанный по рукам и ногам, дает согласие на свадьбу дочери. Заканчивается этот рассказ «Вечера на хуторе близ Диканьки» описанием свадебного торжества.
Вечер накануне Ивана Купала
Дьячок Фома Григорьевич рассказывает историю о том, как за сто лет до существования Диканьки был на ее месте более бедный хутор и ходил по нему Басаврюк – дьявол в человеческом образе. Басаврюк любил погулять в компаниях и даже дарил девушкам украшения. Но украшения эти потом были крайне неудобны при носке.
В том же селе жил козак Корж, у него была дочка Пидорка. По соседству жил бедняк Петр Безродный. Увидел Корж, что Пидорка и Петрусь любят друг друга, но не захотел отдавать дочку за бедняка. Ушел Петрусь в тоске, а Корж решил выдать Пидорку за богатого ляха.
Тогда к Петру подошел Басаврюк, предложил ему несметное богатство, но с тем условием, что тот должен будет зарезать младшего брата Пидорки Ивана. Разум у Петра помутился — и он убил безвинное дитя. Получил он богатство, женился на Пидорке, но не было ему счастья. В конце-концов он сошел с ума и сгорел в своем доме.
Пидорка ушла на богомолье в Киев, а с Басаврюком больше никто не захотел водить компанию. Потому он и мстит людям долгие годы, и в итоге закрывается шинок на дороге. Образ Басаврюка пронизывает все «Вечера на хуторе близ Диканьки». Его роль неоднозначная, так как он дает человеку богатство, но отнимает взамен душу и разум.
Майская ночь, или утопленница
Этот рассказ, украшающий собой цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», повествует о любви молодого козака Левка, сына сельского головы, к Ганне Петрыченковой. Суровый отец запрещает Левку жениться, но он сам втайне мечтает добиться любви Ганны. С горя Левко приходит на пруд, где вскоре будет строиться винница, видит старый дом с закрытыми ставнями. В полночь эти ставни открываются, из них выплывает русалка и просит Левка помочь ей (надо сказать, что русалки, лешие и водяные – это частые герои «Вечера на хуторе…»). Он должен найти среди других русалок ведьму. Левко помогает ей найти ведьму, русалка обещает отблагодарить его.
На утро Левко просыпается и находит у себя в руке письмо комиссара к его отцу, сельском голове. В этом письме приказывается женить Левка на Ганне Петрыченковой, а также провести ремонт дорог в селе. Сельский голова вынужден выполнить приказание комиссара.
Пропавшая грамота
Рассказ этот связан с именем дьячка Фомы Григорьевича, который повествует о приключениях своего деда, козака. Дед его состоял в запорожском войске, и однажды дал ему гетьман поручение отвезти к царице грамоту с указом. Грамоту дед зашил в шапку, и отправился в путь.
Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» часто рассказывает о взаимоотношениях казаков с царицей. Запорожское казачество уважало власть Екатерины Второй, хотя не всегда было согласно с ней. Доставка грамоты царице была очень важным делом. Поэтому казак и спешит в пути, но по дороге он встречает давних приятелей, решает ненадолго зайти с ними выпить в шинок.
Выясняется, что один из приятелей, козак-запорожец, давно продал душу дьяволу, и в эту ночь ему срок уходить в пекло. Он просит друзей не спать, чтобы не дать его черту. Казак пытается оставаться без сна, но в итоге засыпает. Цикл «Вечера на хуторе…», краткое содержание которого сводится к борьбе людей с нечистой силой, показывает, как мастерски владеют враждебные людям силы разными приемами, в частности, они умеют навевать сон.
Утром он обнаруживает, что пропала его шапка, в которую была зашита грамота. Выход предлагает шинкарь, правда, не бесплатно. Козак отправляется в пекло к чертям, там играет с ними в карты. Два раза проиграл, на третий раз догадался перекрестить карты — и выиграл. Дали ему коня сатанинского, и вынес его конь из пекла.
Казак доставил грамоту царице, но вот сразу освятить хату забыл, и поэтому раз в год его жена прыгала за прялкой во время сна.
Ночь перед Рождеством
Черт и ведьма воруют месяц в Рождественскую ночь, чтобы не дать людям выполнять их намерения, в частности, чтобы помешать кузнецу Вакуле прийти домой к дочери казака Чуба Оксане. Вакула любит Оксану и хочет жениться на ней, но она против. Оксана ставит условие: выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, которые сама царица носит.«Вечера на хуторе…», краткое содержание которых сводится к взаимоотношениям людей с потусторонними силами, всегда интересовали публику. Самым популярным рассказом в этом цикле можно считать «Ночь перед Рождеством».
Огорченный Вакула уходит из села, неся на плечах черта. Черт хочет, чтобы Вакула продал ему свою душу в обмен на блага земные, но Вакула принуждает черта к послушанию с помощью святого креста. Сев на черта верхом, он отправляется в Петербург, там попадает на прием к царице Екатерине Второй и выпрашивает у нее черевички.
Приехав на черте обратно в свою деревню, Вакула обнаруживает, что Оксана уже влюблена в него по уши. С помощью подарков он добивается от казака Чуба согласия на брак с его дочерью. Книга «Вечера на хуторе…», Солоха в которой вызывает любопытство читателей, очень любима народом именно из-за повести «Ночь перед Рождеством». Главный герой Вакула — обычный кузнец, который обладает всеми задатками мастера, руки у него золотые. Это не только кузнец, но и художник. Уже после того, как Вакула обзавелся семьей, он рисует на стене церкви картину Страшного Суда.
Ужасная месть
Это устрашающее душу повествование о великом грешнике, который некогда сделал много преступлений и был наказан за это. Есаул Данило Бурульбаш с молодой женой Катериной и годовалым сыном опасаются ляхов, поэтому едут в сопровождении охраны.
Тесть Данила, отец Катерины, постоянно строит ему козни. Оказывается, что это злодей, состоящий в сговоре с ляхами. Если анализировать «Вечера на хуторе близ Диканьки», то можно сказать, что «Страшная месть» — апогей цикла, рассказ о борьбе человека с колдунами. Отец Катерины оказывается главным колдуном, по вине которого гибнут муж и сын Катерины. Но он получает месть за свои проступки: мертвецы, поднявшиеся из глубин земли, грызут его.
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Сюжетом этого рассказа служит жизнь непримечательного поручика Ивана Федоровича Шпоньки, который прилежно учился в школе, потом служил, вышел в отставку с чином поручика. После смерти своего отца он приехал в имение, которое перешло ему по наследству. Хозяйством там заправляла тетушка Василиса Кашпоровна.
Тетушке приходит на ум идея женить своего племянника, и Иван Федорович отправляется в гости к соседу, у которого есть две красавицы-дочери. Тетушка решает, что Иван Федорович должен жениться на белокурой, начинает строить планы сватовства. Между тем, у самого Ивана Федоровича эта идея восторга не вызывает, и ему ночью начинает сниться, что у него в кармане жена, и в шляпе жена. На этом обрывается рукопись.
Заколдованное место
Быль эта продолжает главную тему цикла. «Вечера на хуторе близ Диканьки» посвящены взаимоотношениям человека с нечистой силой. Однажды отец с сыновьями поехал в Крым, чтобы заняться продажами, а на даче остался дед и внуки.
Вечером приехали в гости чумаки, которые знали деда. И начали все вместе плясать. Танцевал с ними и дед гопака, да только дошел до крайней грядки за огородом, как ноги у него свело судорогой. И не мог он танцевать. Это было заколдованное место.
Также дед пытался найти клад в огороде возле заколдованного места, но всякий раз что-то ему мешало. Добыв огромными усилиями котел, дед притащил его домой, но оказалось, что он набит всяким мусором. С тех пор он зарекся иметь дело с нечистой силой.
Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Повести Гоголя в двадцатом веке экранизировали, особенно популярна в этом плане «Ночь перед Рождеством». Кино «Вечера на хуторе близ Диканьки» было снято в советский период, в 1961 году. В начале 1990-х годов фильм был выпущен на видео, а потом попал и на DVD-диски.
Герои Гоголя
Уникальное свойство произведений состоит в том, что в них реалистичные, реальные герои пересекаются с мифологическими персонажами и образами. Обычные люди улаживают свои дела с помощью ведьм, чертей и русалок. Причем мифологические персонажи могут быть как друзьями, так и врагами человека. Фильм «Вечера на хуторе» ясно показывает облик как мифологических персонажей, так и людей — сельчан.
Как правило, мистические силы мстят людям, переступившим Закон Божий, а праведники получают вознаграждение. Лучшие герои «Вечеров» — это представители простого народа, которые добиваются желаемого прежде всего с помощью своей напористости и смекалки.
Экранизации «Вечеров на хуторе»
Произведения Гоголя пользовались такой популярностью, что в двадцатом веке по ним стали снимать фильмы. Кино «Вечера на хуторе» стало управлять людскими сердцами. В 1951 году по этому произведению был снят мультфильм, а в 1961 году — фильм. О том, как точно были подобраны герои, свидетельсвует фото. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (и книга, и фильмы) стали очень популярными.
В 21 веке вышла очередная экранизация повести. Первый мюзикл по мотивам «Вечеров» появился на экранах телевизоров в новогоднюю ночь, 31 декабря 2001 года. Вскоре телекомпании 15 стран захотели приобрести этот фильм. Главные роли в мюзикле сыграли Ани Лорак, Филипп Киркоров, Олег Скрипка.
www.syl.ru
Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести. Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством»
Творчество Николая Васильевича Гоголя – одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе.
Одним из таких шедевров стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Данный урок посвящен повести «Ночь перед Рождеством».
Многие сказки и легенды имеют счастливый конец. Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» полностью соответствует этому правилу. Главному герою, отважному кузнецу Вакуле, приходится пройти сложное испытание, для того чтобы завоевать сердце своей возлюбленной. В результате он получает руку и сердце своей избранницы. Легенды и народные сказки призваны вселять в человека веру в свои силы, умение и находчивость. Эта повесть не является исключением…
Николай Васильевич Гоголь (рис. 1) очень трепетно относился к культуре своего народа. Он родился в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, самом сердце Малороссии, как тогда называли Украину.
Рис. 1. Отто Моллер. Портрет писателя Н.В. Гоголя (Источник)
Окончив Нежинскую гимназию высших наук, он приехал в Петербург, мечтая «сделать жизнь свою нужною для блага государства». Им владела пылкая мечта: принести пользу человечеству, поступить на службу, которая могла бы дать «просторный круг действий».
Знакомство с Пушкиным и его друзьями помогло Гоголю найти свою дорогу – обратиться к занятиям литературой, написать «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Вскоре после прибытия в Петербург, зимой 1829 года, Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…»
interneturok.ru
описание, герои, анализ цикла произведений
Цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки» — представляет во всей красе живописную картину украинской жизни 17-18 веков. Период, в который Гоголь создавал свой шедевр, был самым счастливым в жизни автора, полного впоследствии воплотившихся грандиозных литературных планов. Наряду с всенародным признанием, цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» получил высокую оценку гениального литератора современности – Александра Сергеевича Пушкина.
История создания
Детство Гоголя прошло в одном из живописнейших мест Украины – на Полтавщине, в селе Диканька. С давних времен об этом месте ходило множество фантастических слухов и легенд. Отголоски детских впечатлений во всей полноте отразились в ряде повестей Гоголя, составивших собою единый цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1829 году автор начал работу над произведением, а в 1831-1832 годах цикл был издан и высоко оценен литературным сообществом. Отдельные повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» претерпели множество театральных постановок и экранизаций.
Анализ произведения
Описание произведения
Каждая из частей предваряется ироничным повествованием мнимого автора — пасечника Рудого Панька.
Сорочинская ярмарка. Повесть о смекалистом щеголеватом хлопце Грицке, который завоевал право жениться на богатой панночке Параске своей хитростью и находчивостью. Действие сопровождается красочным описанием ярмарки и отличается особым сатирическим живописанием образов некоторых героев.
Вечер накануне Ивана Купала. Жутковатое повествование, окутанное мистическим колоритом, гласит о том, что неправедно добытое богатство не приносит счастья его обладателю.
Майская ночь или Утопленница. Эта повесть отчасти перекликается сюжетом с «Сорочинской ярмаркой». У молодого козака Левка есть возлюбленная девушка Ганна. Чтобы воссоединиться с будущей невестой, хитрому парубку приходится обращаться к помощи мистической девушки – утопленницы Панночки.
Пропавшая грамота. Повесть пронизана фантастическим колоритом с элементами живого гоголевского юмора. Дед, у которого украли грамоту, деньги, коней и шапку, с помощью крестного знамения выигрывает краденое в карты у ведьмы.
Ночь перед Рождеством. И снова история женитьбы простого и смекалистого хлопца на прекрасной панночке. Кузнец Вакула добивается любви богатой сельской красавицы Оксаны. Свое счастье они обретают не без помощи нечистой силы. Тронутая простодушием кузнеца, царица, дарит вожделенные черевички для будущей невесты кузнеца.
Страшная месть. Рассказ, написанный в эпическо-повествовательном стиле. Жуткая история козацкого атамана Данилы Бурульбаша и его жены Катерины, вынужденной сделать страшный выбор в отношении своего отца-чародея. В финале повести колдун сполна расплачивается за свои страшные злодеяния.
Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Единственная чисто бытовая сатирическая зарисовка о мелком помещике, пытающемся заполучить свое наследство. Единственная незавершенная повесть гоголевского цикла.
Заколдованное место. Рассказ о злых шутках нечистой силы. Фантасмагорическая история о поисках и обретении «клада» в заколдованном месте.
Главные герои
Герои цикла делятся на несколько групп:
- молодые парубки, обладающие как простодушием, так хитростью и смекалкой – Грицко, Левко и Вакула;
- прекрасные панночки, родители которых очень придирчиво относятся их будущим женихам – Параска, Ганна, Оксана;
- комические персонажи показанные во всей полноте гоголевского юмора – Пацюк, Чуб, Шпонька и др.;
- нечистая сила, проделки которой часто наказывают героев некоторых рассказов цикла(Петрусь, Дед из последней повести) за их страсть к богатству, а иногда нечисть становится помощником хитрых и смекалистых персонажей в достижении их цели.
Структура произведения
Композиционно произведение представляет собой 8 повестей, расположенных в двух книгах (по 4 повести в каждой). Введением в красочный мир украинской жизни является предисловие мнимого издателя Рудого Панька, которое предваряет каждую из книг.
Подлинная поэзия, увиденная автором в жизни и преданиях украинского народа, разворачивается в самых разнообразных ее проявлениях: бытовые сцены современной жизни, исторические предания и фантастические народные легенды. Обилие фантасмагорических сцен призвано придать большую контрастность добру и злу, борьбе христианского начала и чертовщины.
Итоговый вывод
Творчество Гоголя представляет собой особую ценность – описанная с большой любовью личность простого человека ничуть не умаляется присутствием сатиры. Многие герои описаны с изрядной долей доброго юмора, почерпнутого автором в реальной жизни украинских крестьян того времени. Самобытность стиля, поэтический талант к живописанию природных красот малороссийского села, лиричность и добрый смех делают гениальный цикл молодого писателя подлинным шедевром мировой литературы
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Анализ «Вечера на хуторе близ Диканьки»
История создания
Работа Н.В. Гоголя над циклом «Вечера на хуторе близ Диканьки» началась в 1829 г. Через год в журнале «Отечественные записки» была напечатана повесть «Вечер накануне Ивана Купалы». В 1831 г. была опубликована первая книга «Вечеров…», в 1832 г. — вторая.
При создании цикла начинающий писатель широко использовал народные предания и фольклор, множество рукописных источников, произведения немецких писателей-романтиков.
Мнение современников
Самым знаменитым и характерным отзывом на «Вечера…» стала реакция типографских работников, которые, увидев автора, стали «фыркать и прыскать себе в руку». Начальник типографии признался Гоголю, что его «штучки… до чрезвычайности забавны». По поводу этого эпизода Пушкин писал: «Мольер и Филдинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков».
Пушкин приводил и более весомые аргументы в пользу «Вечеров…» : «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». В. Ф. Одоевский предрекал «большой талант». Большинство критиков отмечало простоту и правдивость начинающего автора.
Наряду с положительными высказывались и отрицательные суждения. Молодого писателя обвиняли в этнографических неточностях, «недостатках слога», неуместности изображения простонародных героев. Однако эта категория критиков была в явном меньшинстве.
Общий обзор цикла
«Вечера на хуторе близ Диканьки» состоят из двух частей, включающих восемь повестей. Все повести объединяет образ пасичника Рудого Панька, от имени которого ведутся истории. Перед каждой частью даются предисловия рассказчика и краткие словари малороссийских терминов.
Первая часть
Сорочинская ярмарка
Забавная история, произошедшая во время малороссийской ярмарки. Молодой казак Грицько, воспользовавшись помощью цыган и народным страхом перед «красной свиткой», добивается свадьбы с красавицей Параской.
Вечер накануне Ивана Купалы
Печальная повесть о бедном Петро, который от отчаяния и любви заключил договор с нечистой силой. Убив невинного ребенка, Петро добился кажущегося счастья и богатства, но в наказание сошел с ума и погиб.
Майская ночь, или Утопленница
Романтическая история о любви Левко и Ганны. Смелость и готовность на все ради любимой помогают юноше разоблачить страшную ведьму. В благодарность за это страдающая душа утопленницы избавляет Левко от наказания отца и удачно устраивает его судьбу с Ганной.
Пропавшая грамота
Одна из самых веселых повестей цикла. Дед рассказчика теряет «гетьманскую грамоту» и в поисках пропажи попадает на шабаш нечистой силы. Решающий поединок между добром и злом оборачивается игрой «в дурня». Крестное знамение помогает деду оставить главную ведьму в дураках.
Вторая часть
Ночь перед Рождеством
Самая известная повесть цикла, рассказывающая о необычных приключениях кузнеца Вакулы. Главный герой обладает всеми достоинствами молодого мужчины своей эпохи и сословия: мужеством, работоспособностью, силой, непоколебимой верой, талантом. Однако он так и не может покорить сердце гордой красавицы Оксаны. Вакула идет на поклон к нечистой силе, но не покоряется ей, а напротив, заставляет черта исполнять его желания. Ради красавицы кузнец добывает «царские черевички», но оказывается, что девушка и без подарка влюбилась в своего самого преданного кавалера.
Страшная месть
Наиболее серьезная повесть, предваряющая работу Гоголя над «Тарасом Бульбой». Трагическая смерть пана Данилы, Катерины и их сына от рук зловещего Колдуна — не просто сказка. В ее основе лежит история многолетней борьбы украинского казачества против польского порабощения.
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Повесть, в которой угадываются образы и мотивы будущих произведений Гоголя. Это первая попытка обращения писателя к критическому реализму. Образ Ивана Федоровича олицетворяет собой тип «существователя» (как его определяет сам писатель). Жизнь «существователей» бездуховна и бессодержательна, отличается мелочностью и косностью. Действенным способом борьбы с этими повседневными негативными явлениями становится сатира.
Заколдованное место
Финальная повесть подводит юмористический итог размышлениям Панька о бесперспективности борьбы человека с нечистой силой. Все усилия деда побороть бесовские чары и отыскать клад ни к чему не приводят. Дед признает свое поражение и предпочитает обходить стороной «проклятое место».
Темы и проблемы «Вечеров…»
Гоголь не просто ограничился переложением украинских преданий и легенд, а поставил перед собой задачу воссоздания поэтического облика своего народа. Писатель использовал типичные средства романтизма: противостояние добра и зла, необычность ситуаций, героические образы. В то же время он стремился изобразить живую действительность. В частности, патетичные фразы и размышления органично сливаются с яркой разговорной речью, описание изобилует бытовыми деталями и т. д.
За исключением «Ивана Федоровича…» во всем цикле огромную роль играет нечистая сила, с которой вынуждены бороться главные герои. Сказочность не обесценивает их образы, а подчеркивает лучшие качества.
В «Вечере накануне Ивана Купалы», «Страшной мести» и отчасти «Майской ночи» зло выступает в качестве беспощадной гибельной силы. В остальных повестях «бесовские чары» вызывают смех. Чего стоят только «прирученный» Вакулой черт и одураченная дедом ведьма.
Автор иронически относится и к самой вере в нечистую силу. Во многих ситуациях возникает сомнение: действительно ли герои столкнулись со проявлением сверхъестественного или стали жертвой собственного суеверия?
Особняком от изображения светлой и радостной, а порою грустной и печальной жизни простого народа стоят две повести, знаменующие переход писателя на более высокий уровень творчества. В «Страшной мести» Гоголь задумывается о великом историческом прошлом казачества. Повесть «Иван Федорович…» становится одним и краеугольных камней отечественного критического реализма, образцом художественного обличения общественных пороков.
spadilo.ru
История создания сборника Вечера на хуторе близ Диканьки Повесть Ночь перед Рождеством
История создания сборника «Вечера на хуторе близ Дика н ьки».
Автор: преподаватель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ имени П.П. Грицая ст.Солдатской»
Кетова Наталья Владимировна
Цель нашего у рока :
— расширить свои знания о Н.В.Гоголе , об истории создания его произведений;
— познакоми ться с повестью
«Ночь перед Рождеством ».
Работа с о статьёй
Читаем статью (из книги Н.С.Шер «Рассказы о русских писателях») по частям, озаглавливая каждую часть, чтобы получился план.
Как называется сборник ,в который Гоголь включил произведение «Ночь перед Рождество»:
а) » Миргород»;
б)» Вечера на хуторе близ Диканьки»;
в) » Арабески»;
Кто в произведении украл месяц на рождество:
а) Вакула;
б) Солоха;
в) черт;
Куда Солоха прятала своих нежданных гостей:
а) под стол;
б) в мешок;
в) за печку;
Что больше всего поразило Вакулу во дворце:
а) архитектура;
б) медная ручка;
в) картины;
Какие реальные лица действуют в повести:
а) Екатерина II;
б) Потемкин;
в) Суворов;
Работа с репродукциями, повторение
Обратимся к репродукциям картин Куинджи и Репина, чтобы лучше представить обстановку и место действия, народные обычаи, одежду — то, что Гоголь изобразил в своих «Вечерах …»
Выразительное чтение
Итак…»Последний день перед Рождеством прошёл» — обращаемся к повести Гоголя. Выразительно читаем описание ночи
Беседа по вопросам
— Какую роль играет пейзаж в развитии действия повести?
— Какие фантастические черты несет пейзаж?
— Почему черт украл месяц?
— За что черт был зол на кузнеца?
Работа с текстом
глава «Черт украл месяц»
Г лава вторая
« Два кума отправились в дорогу».
Домашнее задание:
-дать характеристику героям
Красавица Оксана
Казак Чуб
Солоха
Ресурсы
http://www.richcollection.ru/uploads/catalog/img_items/img_i…
http://www.tonnel.ru/calendar/kniga/762184829_tonnel.gif
http://www.antiquebooks.ru/book.php?book=79934 Гоголь
http://www.antiquebooks.ru/pic/6/3023/79934.jpg http://tychyna.kiev.ua/autotours/Poltava09.jpg
http://www.gala.com.ua/images/catalog/42765.jpg
http://www.pnz.ru/photos/2004/03/15/2313_big.jpg.ru/hudoj/repin/tvor/ris/janr/files/p00
http://www.satira.spb.ru/repertoir/noch/11.jpghttp://deniskastories.narod.ru/img/8/hv1.jpg
http://shneck.ru/2007/05/16/vechera_na_hutore_bliz_dikanki.html
http://www.slotos.ru/holidays.html
http://www.slotos.ru/img_add/f_01_ny01_22_lr.jpg
http://ictv.ua/rus/films_look.php?film_search=1&film_abc=%E2&film…
http://ictv.ua/img/programs/802479114.jpg
http://deniskastories.narod.ru/hutor.htm Еще с deniskastories.narod.ru 20
http://deniskastories.narod.ru/img/8/hv1.jpg
http://shneck.ru/film_img/6709..jpg
http://www.galeontour.com/ufiles/Image/gallery/ukraine/.jp…
http://canrecords.md/det.php?id=914
http://canrecords.md/content/products/914.jpg
kopilkaurokov.ru
История создания фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Жанр: комедия, приключения, семейное кино, сказка, экранизация
Прекрасная экранизация всеми любимого произведения Николая Васильевича Гоголя `Вечера на хуторе близ Диканьки` поставлена мастером сказочных кинопроизведений Александром Роу.. Прекрасные, удивительно точно подобранные актеры разыгрывают сказочную историю, произошедшую на хуторе близ Диканьки в «Ночь перед рождеством».
В фильме снимались: Людмила Мызникова, Юрий Тавров, Александр Хвыля, Людмила Хитяева, Сергей Мартинсон, Анатолий Кубацкий, Вера Алтайская, Дмитрий Капка, Николай Яковченко, М. Сидорчук, Александр Радунский, Георгий Милляр
Режиссер: Александр Роу
Композитор: Аркадий Филиппенко
Премьера: 8 января 1962
Когда Александр Роу сообщил в Госкино о намерении снять свой одиннадцатый фильм по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», чиновники наотрез отказались запускать в производство картину с таким названием, усмотрев в нем религиозную пропаганду. Но Роу не намерен был отказываться от задуманного, и просто переименовал свою будущую ленту в «Вечера на хуторе близ Диканьки».
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Фильм Роу по праву считается одной из лучших экранизаций произведений Гоголя. Роу, как и во всех своих картинах, удачно сочетает игровые эпизоды с анимацией, комбинированными съемками и спецэффектами, которые порой были по-настоящему революционными для своего времени.
Благодаря этому «Вечера на хуторе близ Диканьки» до сих пор смотрятся вполне современно.
Успеху фильма во многом способствовал и великолепно подобранный исполнительский состав, в который вошли как начинающие артисты — дебютант Юрий Тавров и Людмила Мызникова, для которой роль Оксаны стала первой крупной киноработой, так и их именитые коллеги: ставшая звездой экрана после «Тихого Дона» и «Поднятой целины» Людмила Хитяева, мастера комедии Сергей Мартинсон и Георгий Милляр, а также замечательные актеры Анатолий Кубацкий, Вера Алтайская, Николай Яковченко, Ирина Мурзаева, Зоя Василькова и другие.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Людмила Мызникова вспоминала, как на кастинге совершенно неожиданно для себя она опередила своих конкуренток, и о том, как ей работалось: «Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: «Вот моя Оксана!», я просто опешила. До меня перебрали около 5000 претенденток. С Юрием Тавровым (Вакулой) у нас дружба не сложилась. Мне казалось, что он чересчур замкнутый, и было тяжело играть к нему любовь. А вот плакалось в кадре легко — я скучала по дому, по маме, вспоминала киевский дом — и рыдала!».
Первоначально у создателей картины была мысль снимать натурные эпизоды в тех местах, о которых рассказывается в повести – в деревне Диканька, расположенной в Полтавской области Украины.
Но так как начало съемочного процесса было запланировано на март 1961 года, от этой идеи пришлось отказаться, и отправиться на север – на Кольский полуостров. Неподалеку от города Кировска Мурманской области, в поселке «13-й километр» в считанные дни мастера-декораторы соорудили настоящую малороссийскую деревню – хаты с плетнями и сараями и небольшую церквушку.
Кузнец Вакула (Юрий Тавров) — серьезный и основательный, но влюбленный до робости. Первая, дипломная, роль Юрия стала чинным, можно сказать, триумфальным шествием справного, воистину гоголевского парубка по экранам и сердцам миллионов.
Ведь и полвека спустя другого Вакулу как-то и представлять не желается. Равно как и прочих отождествленных с гоголевскими героями актеров из плеяды А. Роу.
Красавица Оксана (Людмила Мызникова) – кокетливая и веселая. Александр Артурович Роу увидел Мызникову, 19-летнюю студийку, в коридоре киевской киностудии (ее позвали представители «Беларусь-фильма» на пробы) и тут же пригласил на роль Оксаны в фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки». Между Роу и Людмилой на съемках сложились очень теплые отношения, режиссер по-отечески опекал молодую актрису.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Чуб, отец Оксаны (Александр Хвыля) — солидный и важный, настоящий почтенный отец. Солоха, мать Вакулы (Людмила Хитяева) – эффектная деревенская ведьма, любящая мужиков и горилку, на месте «доброй бабы» Солохи никого, кроме Людмилы Хитяевой, невозможно и представить.
И, конечно же, главный персонаж — черт в исполнении Георгия Милляра. Нос пятачком, хвостик крючком, ужасно обаятельный и проказливый. «Самый обыкновенный черт» — одна из лучших ролей Георгия Милляра.
Сьёмки происходили на Кольском полуостров в марте 1961 года. До этого в Мурманской области снимали другие северные регионы страны, снимали Сибирь, Дальний Восток.
Вчитаемся в дивные, почти поэтические строки классика: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты.
Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Где найти похожую натуру? Роу обнаружил ее под Кировском. В поселке «13-й километр» за несколько дней возвели «настоящую» деревушку. Белые хаты и плетни тонули в сугробах пушистого снега, поодаль прогуливались, перешучиваясь меж собой, парубки и гарные дивчины, среди которых находились и участвовавшие в массовке кировские рабочие, студенты, самодеятельные артисты. Вот разве что дым не шел из труб, а в остальном — все было натурально.
И в повести, и в процессе создания кинокартины больше всех досталось черту. В него перевоплотился Георгий Милляр, к тому времени уже прочно известный всему населению страны как «народная Баба-яга Советского Союза».
По Гоголю его и бьют, и используют в качестве гужевого транспорта, и окунают в прорубь. Милляр был «любимчиком» Роу, его близким другом, и режиссер хотел, насколько возможно, пожалеть актера.
Сцену с прорубью планировали делать в павильоне, но Георгий Францевич запротестовал. Поэтому снимали вживую, на взаправдашнем заполярном водоеме. Выдержавшему несколько дублей в ледяной воде Милляру впору было присваивать звание «моржа». Кроме того, костюм черта ему поначалу сшили меховой, чтобы не простудился.
Но он стеснял движения, и Милляр попросил изготовить другой костюм — холодный, но легкий и обтягивающий. В нем и работал. И, как всегда в этом фильме — сложнейший грим. Снова гумоза, пластикаты. И при этом живое, подвижное лицо. За артистом водился еще один грешок — страсть к словесному хулиганству, за что он сам себя называл «Стариком Похабычем».
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Например, актера Анатолия Кубацкого, игравшего Панаса в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», прозвал Поносом, он то декламировал фривольные стишки, то придумывал такие афоризмы, от которых юные костюмерши заливались краской.
В декабре 1961 года в большом зале Дворца культуры комбината «Апатит» состоялся общественный просмотр нового фильма. Кировчане стали первыми его зрителями. Оказывается, что спецэффекты и театрализованные премьерные показы созданы совсем не в нашем 21 веке.
Очевидцы рассказывают, что в далеком 1961 году на премьере «Вечеров на хуторе близ Диканьки» устроили такую чертовщину, что сегодняшним креативщикам и не снилось! По фойе Дома кино бегали настоящие черти и забрасывали зрителей настоящими бутафорскими снежками.
Картину представляли специально приехавшие на премьеру второй режиссер В. Д. Лосев и Чуб — он же Александр Хвыля. Отзывы о картине жителей горняцкого города, многие из которых к тому же увидели на экране себя, были восторженными.
Единственным, кто решился добавить ложку дегтя в бочку меда, стал врач В. Яновский, отметивший, что «на общем хорошем фоне фильма проскальзывают мелочи, которых могло и не быть.
Например, в мешках у кузнеца Вакулы хранился древесный уголь, но вылезший из одного из них казак Чуб оказался чистым, а Голова после пребывания в мешке стряхивает с себя что-то серое, удивительно похожее на пыль апатитового концентрата. А о черевичках можно сказать, что размеры и форма их все-таки не соответствуют сказочным — выглядят они слишком большими».
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Но в целом лента была принята чрезвычайно тепло, о чем свидетельствует и отзыв газеты «Кировский рабочий», поместившей подборку материалов о картине под общим заголовком «Очень хороший фильм!».
С названием фильма у Роу возникли проблемы. В СССР даже само слово «Рождество» не только писалось с маленькой буквы, но и как бы не одобрялось для употребления.
Поэтому забавно, что именно в разгар хрущевской антирелигиозной кампании начала 60-х годов при экранизации «Ночи перед Рождеством» режиссёром-сказочником Александром Роу было выбрано общее заглавие ранних гоголевских повестей.
По всей видимости, постановщик был вынужден усилить в трактовке рождественской язвительной фантасмагории Гоголя, прежде всего, образы дьяка, сыгранного Сергеем Мартинсоном и явно эксцентрического чёрта в исполнении Георгия Милляра.
Теперь уже трудно сказать, что подверглось новой редакции в 1970 году, поскольку мы уже имеем дело с исправленной копией, которую, кстати, ныне любят показывать на телевидении именно на Рождество.
Но достаточно подробное воспроизведение в фильме давних рождественских ритуалов, включая обряд колядования и народного веселья, поданных с юмором, как раз удивляет, если принять во внимание, что в 1961 году показ сцен празднования всё-таки религиозного торжества, пусть и в национальном преломлении, вполне мог быть воспринят властями в качестве любования и прославления якобы отживших традиций.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Интересные факты о фильме Вечера на хуторе близ Диканьки
—В 1970 году лента подверглась частичной реставрации, в результате которой некоторые реплики персонажей были незначительно изменены.
—Актер Павел Загребельный дважды участвовал в экранизациях «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в 1961 году в картине Александра Роу он снялся в роли добродия, а в 1983 году у Юрия Ткаченко сыграл Пацюка.
— Съемка сцены встречи Вакулы с императрицей проходили в Эрмитаже. Администрация музея пустила киношников снимать только по ночам, на что они с радостью согласились, так как днем было много посетителей, которые мешали бы творческому процессу.
— Александр Роу – не первый, кто осуществил экранизацию гоголевской повести. В 1913 годуВладислав Старевич снял немой фильм «Ночь перед Рождеством», в 1944 году увидела свет киноверсия оперы П. И. Чайковского «Черевички», и в 1951 году был выпущен мультфильм «Ночь перед Рождеством».
— Алксандр Роу собирался снять в роли дьяка популярного в те годы артиста эстрады Юрия Тимошенко — знаменитого Тарапуньку. Но этой задумке не суждено было осуществиться.
Обрадованный претендент порекомендовал Роу на роль Оксаны свою будущую жену — певицу Юлию Пашковскую. Режиссер, ничего не подозревавший о романтических отношениях между Тимошенко и Пашковской, так и сделал, но когда обо всем узнал, то уволил обоих.
— Для съемки самого сложного в техническом плане эпизода – полета черта по небу – был приглашен акробат из цирка, который должен был сняться вместо Милляра.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Но в результате несчастного случая дублер получил травму, и 58-летнему Георгию Францевичу пришлось исполнять высотные трюки самому. Актер, несмотря на боязнь высоты, так вошел во вкус, что выделывал головокружительные пируэты в воздухе даже при выключенной камере. Кроме того, Милляр сам сыграл в сцене, когда его персонаж оказывался в проруби, при том, что во время съемок стоял тридцатиградусный мороз.
— В фильме звучат настоящие украинские рождественские колядки, а также отрывок из православного рождественского тропаря.
— «Вечера на хуторе близ Диканьки» — вторая экранизация Александра Роу произведений Гоголя. Впервые Роу обратился к творчеству классика русской литературы в 1952 году, сняв фильм «Майская ночь, или Утопленница».
— По воспоминаниям Людмилы Мызниковой, Георгий Милляр и Людмила Хитяева не только в кадре составляли великолепный дуэт, но и после окончания рабочего дня никому из съемочной группы не давали скучать, устраивая застолья и конкурсы на лучшее исполнение украинских народных песен.
В процессе изучения гоголевского текста, режиссер-постановщик спектакля «Ночь перед Рождеством» в Пермском ТЮЗе Владимир Гурфинкель обнаружил некоторые неточности, которые использовал Александр Роу.
«Когда Вакуле в руки попались черевички, он воскликнул: «Боже мой, да в таких черевичках, неужели вы ходите на лед ковзаться?» (скользить, значит)», — говорит Владимир Гурфинкель. — «Получается, если проанализировать текст Гоголя, то наша дорогая царица подарила ему коньки».
По материалам vokrug.tv, liveinternet.ru
Разместить заметку:
1001material.ru
6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». — Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести. Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством».
Комментарии преподавателя
Николай Васильевич Гоголь (рис. 1) очень трепетно относился к культуре своего народа. Он родился в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, самом сердце Малороссии, как тогда называли Украину.
Рис. 1. Отто Моллер. Портрет писателя Н.В. Гоголя (Источник)
Окончив Нежинскую гимназию высших наук, он приехал в Петербург, мечтая «сделать жизнь свою нужною для блага государства». Им владела пылкая мечта: принести пользу человечеству, поступить на службу, которая могла бы дать «просторный круг действий».
Знакомство с Пушкиным и его друзьями помогло Гоголю найти свою дорогу – обратиться к занятиям литературой, написать «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Вскоре после прибытия в Петербург, зимой 1829 года, Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…». Он и сам тогда не знал, для чего использует полученные с родины сведения. Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках.
Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске в доме княжны Васильчиковой. Общество в то лето спасалось за городом от эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, Пушкин снимал дачу в Царском селе, а для Гоголя выхлопотано было место домашнего учителя для сына княжны. В доме было полно приживалок, и у одной из них, старушки Александры Степановны, любили собираться её подружки, чтобы вместе повязать чулки да послушать молодого автора, читавшего отрывки из своих сочинений. Однажды в комнату заглянул племянник княжны, студент Дерптского университета В.А. Соллогуб: «Я развалился в кресле и стал его слушать; старушки опять зашевелили своими спицами. С первых слов я отделился от спинки своего кресла, очарованный и пристыженный, слушал жадно; несколько раз порывался я его остановить, сказать ему, до чего он поразил меня, но он холодно вскидывал на меня глаза и неуклонно продолжал своё чтение… И вдруг он воскликнул: «Да гопак не так танцуется!..» Приживалки же, сочтя, что чтец действительно обращается к ним, в сою очередь всполошились: «Отчего не так?» Гоголь улыбнулся и продолжил чтение монолога пьяного мужика. Признаюсь откровенно, я был поражён, уничтожен. Когда он кончил, я бросился ему на шею и заплакал».
А книга уже печатается в Петербурге в типографии на Большой Морской улице. Вернувшись в августе в город, молодой автор спешит наведаться туда, чтобы самому удостовериться в том, что всё идёт хорошо. Наборщики типографии, завидев его, отворачиваются и прыскают в кулак – так рассмешила их книга, отданная им в работу.
Наконец, в начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины (рис. 2). Хвалебные отзывы, «Вечера…» идут нарасхват. А.С. Пушкин сказал об этом произведении: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности».
Рис. 2. Титульный лист сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831 (Источник)
Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха, можно готовить к печати и второй том. На этот раз в своих просьбах Гоголь не ограничивается одними записями и наблюдениями: «Я помню очень хорошо, что один раз в церкве нашей мы все видели одну девушку в старинном платье. Она, верно, продаст его. Если встретите где-нибудь у мужика старинную шапку или платье, отличающееся чем-то необыкновенным, хотя бы даже оно было изорванное – приобретайте!.. Всё это складывайте в один сундук или чемодан, и при случае, когда встретиться оказия, можете переслать ко мне».
Второй том выходит в марте 1832 года – автор на седьмом небе от счастья, о чём пишет сам в письме Данилевскому. Чуть раньше, в феврале 1832 года, происходит и ещё одно значительное событие – Н.В. Гоголь зван на обед, который дал издатель и книготорговец А.Ф. Смирдин, чтобы отпраздновать открытие нового магазина на Невском проспекте. Среди приглашённых А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч. Ещё год назад о подобном и мечтать было невозможно.
Пересказывать чудные гоголевские истории – дело неблагодарное. Скажем только, что весёлое в «Вечерах…» соседствует с жутким, леденящим кровь. Один колдун из «Страшной мести» чего стоит! Зло в этих историях может быть забавным, как чёрт в «Ночи перед Рождеством» или в «Сорочинской ярмарке», а может быть отвратительным и коварным, как ведьма, заставляющая влюблённого юношу убить младенца, дабы заполучить желанную невесту в «Вечере накануне Ивана Купала». Соседство это, неудивительное для народных сказок, всё же наводит на мысль о том, а так ли весел был сам автор? В «Авторской исповеди» Гоголь писал об этом так: «Причина той весёлости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать. Выдумывал целиком смешные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смешные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому из этого выйдет какая польза. Молодость, во время которой не приходят на ум никакие вопросы, подталкивала».
«Вечера…», несмотря на всю свою сказочность, получились удивительно реалистичными: в дело пошли не только сведения, присланные родными, но и труды по этнографии, лингвистические статьи и даже трактаты по колдовству. Сам Гоголь признавался, что не может придумывать сюжеты из ничего, ему необходима была некая канва, которую он с удивительной точностью и мастерством разворачивал в завораживающее повествование.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обращает свои взоры к милой его сердцу солнечной Украине. В жизни ее народа, в ее песнях и сказках видит он подлинную поэзию и воссоздает ее в своих повестях. Гоголь прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Отец писателя был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы украинской деревни. Видел Гоголь в детские годы и вертепы (кукольные театры) с их представлениями, полными задорного украинского юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина, к своим знакомым крестьянам, бывал завсегдатаем на крестьянских свадьбах. Интерес будущего писателя к Украине отразился и в многочисленных записях фольклора, которые он заносил в «Книгу всякой всячины», заведенную им в гимназии.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь создал глубоко лирический, прекрасный образ Украины, проникнутый любовью к ее народу. Этот образ раскрывается писателем и в пленительных поэтических пейзажах, и в описании национального характера народа, его свободолюбия, храбрости, юмора, лихого веселья. Украина в книге Гоголя впервые предстала во всей чудесной красоте, яркости и вместе с тем нежности своей природы, с ее вольнолюбивым и мужественным народом.
По определению В. Г. Белинского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» – это «поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, – все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах Гоголя».
Фантастика народных сказок и легенд в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Повесть «Ночь перед Рож&s
www.kursoteka.ru