Содержание

Гоголь с пистолетом и шутер «Война и мир» « Год Литературы 2018

Артем Новиченков рассказал о роли видеоигр в жизни подростков

Текст: Сурен Аванесьян
Иллюстрация: кадр из игры Discworld Noir по Терри Пратчетту

Если ученик предпочитает настоящему роману его краткое изложение, то сможет ли компьютерная игра заставить его открыть книгу и прочитать? Если сегодня играют все, от маленького ребенка, которому смартфон заменяет соску, до седовласого пенсионера, который разгадывает судоку и раскладывает пасьянсы на планшете, то, может, пришло время обучать компьютерным играм в школе? О том, как можно соединить главное увлечение всех подростков и великую литературу, на книжной ярмарке Нон/Фикшн рассказал писатель, литературовед, преподаватель НИУ ВШЭ, методист в проекте «Учитель для России» Артем Новиченков

Свою лекцию Артем начал с воспоминаний о своей работе в школе.

— Работая в школе, я понимал: школьники очень даже увлекаются компьютерными играми, для них это очень важная часть жизни. Но сегодня я не буду рассказывать вам о том, как устроены видеоигры, и даже не о моей любви к ним,

— заинтриговал он слушателей и


предложил взглянуть на игры как на один из наиболее показательных способов понять подростка.


— Ведь в поведении в видеоигре, в выборе персонажей и тактик проявляется личность подростка, его мысли, иногда — опасения, связанные с окружающим миром, — добавил Новиченков.

Популярность видеоигр у учащихся средней и старшей школы лектор объясняет тем, что у подростка появляется право выбора. Только он и никто другой несет ответственность за развитие сюжета. И это, оказывается, очень важно.

— Сегодняшний подросток почти не делает самостоятельных выборов, — утверждает Новиченков. — Сюжетные видеоигры дают ему эту необыкновенную возможность выбирать. Книга, например, такой возможности дать не может.

В контексте ответственности за развитие сюжета литературовед вспомнил серию игр «Ведьмак» и ее последнюю часть — игру «Ведьмак 3: Дикая Охота».

— Если распечатать весь внутриигровой текст, получится толстый 500-страничный роман, причем написанный очень хорошим языком, обладающий хорошим сюжетом, — объясняет Новиченков.

И это не считая сложной, многоступенчатой системы выбора, от которой зависит концовка игры. 

Если вспомнить, что «Ведьмак» разрабатывался по мотивам романов Анджея Сапковского, возникнет вопрос: а почему бы не представить в формате видеоигр другие книги? Произведения русских классиков, например? Пускай даже для начала эти игры будут однопользовательскими, а сюжет — самым простым по исполнению, линейным. Можно будет придумать квесты про отдельные детали произведения, создать систему достижений. Так у учителей появится еще один способ знакомства школьников с произведениями.


— Вы только представьте игру про Гоголя, где он в дождливую погоду бегает по Малороссии и убивает чертей из пороховых пистолетов,


— описывает недалекое компьютерно-игровое будущее уроков литературы Новиченков. — Или про Пушкина: тут можно было бы не только экшен сделать, но и светскую историю вставить. А миры Достоевского отобразить — это же вообще было бы невероятно. Если создают Call of Duty (серия шутеров от первого лица. — Прим. ред.) по Второй мировой войне, почему нельзя по «Войне и миру» создать глобальную игру, где игрок выбирал бы, за кого играть: за Болконских, Курагиных или Ростовых. Или какую-нибудь RPG (ролевую игру. — Прим. ред.) про Гринева с возможностью выбора судьбы Пугачева. Бестселлером стала бы игра по «Мастеру и Маргарите». Я всеми руками за. Уверен, мы к этому придем.

Правда, Артем Новиченков ясно понимает, что у нас в стране найдется очень много противников этой идеи. Еще в самом начале лекции он посетовал на сложившийся в России стереотип: читать целый день — хорошо, играть целый день — плохо.

— Найдутся родители, которые скажут: «Ни в коем случае нельзя опошлять русскую классику». Но тиражи Сапковского возросли в сотни раз, когда «Ведьмак» приобрел популярность. Пусть сюжет будет немного видоизменен, это нормально. Мы живем в мире интерпретаций, так что это естественно, да и первоисточник все равно никто не изменит

, — пытается он переубедить скептиков.

Вспомнил Новиченков и о бесконечных и часто безрезультатных попытках родителей оторвать детей от мониторов.

— Родители переживают, что из-за погони за удовольствием в видеоиграх ребенок вырастет неудачником, не получит профессию, что ничего у него не получится, — рассказывает он. — Они начинают запрещать ребенку играть в видеоигры. Но на самом деле они борются не с причинами, а со следствием. Ребенок опять не учится никакой ответственности, он ничего не выбирает.


Поэтому одна из главных задач родителей, по его мнению, — информировать своих детей, а не принуждать их.


— Это не так просто, — соглашается Новиченков. — Это очень сложный выбор. Ведь ты понимаешь, что ребенок может себе вредить, не понимать чего-то. Но мне кажется, что в этом и есть родительский талант — доверять своему ребенку, давать ему возможность выбора.

Похоже, в наше время просто невозможно ограничивать подростка принуждением, стоя с ремнем возле экрана компьютера. Родители должны сделать так, чтобы дети сами чувствовали разницу между хобби и манией, чтобы выбирали интересные с точки зрения смысла и сюжета игры. Цензура в этом плане немыслима.

В конце лектор обратился ко всем родителям с просьбой не ставить сразу крест на мечтах детей стать киберспортсменом. Он напомнил, что


выбор профессии — очень сложный этап в жизни любого подростка, и отношение родителей к этому выбору крайне важно.


— Стремление попасть в киберспорт не должно расцениваться слишком серьезно: скорее всего, со временем оно пропадет. Другое дело, что это показатель целеустремленности подростка — вот что важнее, — говорит Новиченков. — Играть — это естественно. Сопротивляться естественному не нужно.

Ссылки по теме:
Капитан Майнкрафт и дети из кубиков — 16.09.2017
Модный библиотекарь — 01.09.2017
Стих вместо Warcraft — 28.09.2017

Отрезанные от книг — 22.03.2017
Главное не текст, а ученик — 29.11.2017

04.12.2017

godliteratury.ru

Материал для беседы «Война и мир в повести Н.В.Гоголя » Тарас Бульба»

Беседа «Война и мир в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» для учащихся 7 класса

1 ведущий: Чем дальше от нас гоголевское время, тем ярче вырисовывается перед нами необыкновенный художественный мир писателя, тем удивительней неповторимый гоголевский язык.

Звучат «Половецкие пляски» А.Бородина

Замечательный русский критик В.Г.Белинский назвал это произведение «поэмой о любви к Родине»

Согласны ли вы с этим? Почему?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

В повести «Тарас Бульба» автор воспроизводит не столько исторические события, сколько пытается сформулировать понятия мира и войны не только как состояний общества, но и внутреннего состояния человека.

Кто из героев, по вашему мнению, олицетворяет мир, а кто – войну? Кто из них вам ближе по мироощущению, по духу?

ОТВЕТЫ РЕБЯТ.

Олицетворение войны и мира .– Тарас и Андрий. Образ Остапа не столь интересен автору, т.к. он зеркальное отражение образа отца – Тараса.

Звучит симфония «№ 2 си-минор «Богатырская» А.Бородина

2 ведущий: Опишите Тараса Бульбу. Каким вы его представляете?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Тарас в повести – сама воинственность. Война для него – образ жизни, образ мыслей, всё измеряется только этой меркой. Где впервые проявляется воинственность Тараса?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ( встреча с сыновьями, отношение к жене)

Бранное дело – вот то, чему служит Тарас. А каким представлен в повести Андрий?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Андрия одарил Гоголь Духовностью, которая неведома другим героям. Он красив и внешне и внутренне, силен и миролюбив. Автор проводит его через многие испытания, в которых его герой проявляет себя не только как юноша-романтик, но и как храбрый, сильный воин, ни в чём не уступающий ни отцу, ни старшему брату. Но вместе с жаждой подвига душа его была доступна и другим чувствам, в частности, любви к женщине.

А что, по-вашему, означает слово «мужество»?

ОТВЕТЫ РЕБЯТ.

Чтец: В доказательство этого хочется привести цитату Аристотеля : «Мужествен тот, кто осмысленно устремляется ради добра в опасность, усмиряя свой страх». А русский философ Н.Шелгунов считает, что «мужество соседствует с мягкостью характера, и мужественный человек способен на великодушие»

1 ведущий: После встречи с сыновьями Тараса не покидает мысль о том, чтобы быстрее приехать в Сечь. И вот они едут по степи

Звучит «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского

А как Н.В.Гоголь описывает степь? Как изменяется она днём и ночью? Какие звуки слышатся? Каков смысл пейзажа?

ЗВУЧАТ ОТРЫВКИ НАИЗУСТЬ (СТЕПЬ ДНЁМ И НОЧЬЮ)

Степь – это насыщенное жизнью, цветением, звуками, запахами пространство. А как много птиц! И все они вольные степные птицы, полёт которых ещё больше подчёркивает безмерность окружающего пространства. А.П.Чехов назвал Н.В.Гоголя «степным царём»

Звучит «Степь» Ю.Капли

Приехав с сыновьями в Сечь, единственное о чём думал Тарас, как поднять её на «отважное предприятие»? Что собой представляет Сечь?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Сечь – формирование военное, поэтому законы в ней царят агрессивны на первый взгляд, но справедливы до тех пор, пока существует страх наказания. Именно впечатление от совершённой казни и есть то, что не даёт казакам воровать, грабить, убивать.

А какими вы представляете людей, собравшихся в этой «странной республике»?

ОТВЕТЫ РЕБЯТ.

Демонстрируется слайд картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

2 ведущий:

А вот как художник изобразил запорожцев. Соответствует ли это вашему представлению?

ОТВЕТЫ

Это те, кто сами собой бросили отцов и матерей и бежали из родительского дома, те , кто не могли удержать в кармане своём копейки: не вынесшие из школы ни одной буквы. Очевидно низкий уровень образования, моральных и нравственных ценностей – вот причины, определившие, что главным для этих людей стал лозунг «Всё равно, где бы ни воевать, только бы воевать» Именно развязанная война стала причиной многих трагедий, в том числе и смерти всех троих Бульбашей.

А как вы думаете, кто начинает войны? Кому они нужны?

ОТВЕТЫ

Особое внимание Н.В.Гоголь уделяет описанию того, как именно удалось Тарасу поднять на войну Сечь. И здесь точка зрения автора однозначна: не народы и государства начинают войну, а отдельные люди. Все конфликты начинаются только потому, что есть люди, готовые начать войну. И этот человек в повести – Тарас. Он обманом, хитростью смещает несговорчивого кошевого атамана, заменяя его более лояльным, нарушает христианскую клятву, данную султану, и поднимает Сечь на войну.

Звучит «Арагонская охота» М.Глинки

Автор подробно описывает осаду города, причём мирного, в котором нет военных формирований, жители которого не нападали ни на кого. И причина всех страданий – казаки, неравная и ненужная война. Именно эту страшную истину понимает Андрий, попав в город.

Что заставляет Андрия остаться на стороне горожан?

ОТВЕТЫ

Войдя в город по подземному ходу, Андрий ужаснулся тому, что увидел. Страшные жертвы голода были почти на каждом шагу. Андрий поражается, узнав, что съедено всё: ни коня, ни собаки, ни даже мыши не найдёшь во всём городе.

1 ведущий: Давайте порассуждаем: действительно ли Андрий изменник? Представьте, что бы об этом сказал прокурор, адвокат? (РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ – РЕЧИ ПРОКУРОРО И АДВОКАТА)

Таким образом, предательство Андрия является таковым только с точки зрения Тараса, но с общечеловеческих позиций его действия можно назвать единственно достойными человека. Его измена – это не измена Родине, а измена идеалам войны, отстаиваемых его отцом и братом, во имя мира.

А ведь Н.В.Гоголь , так же как и Андрий, любил польку, любил Рим, но это не мешало ему остаться русским и не считать изменой слова «Отчизна есть то, чего ищет душа наша»

2 ведущий:

Повесть заканчивается трагически: все трое героев погибают. Распятый Тарас умирает на возвышении и принародно, как и Остап, которому Гоголь даровал поистине красную смерть. Оставшись один – с горсткой таких же, как он, казаков, Остап ищет в чужой толпе хоть одно лицо, на которое он в муках мог бы опереться. Слава отца поднимают упавший дух Остапа, и она же казнит Андрия.

Чтец: «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! – сказал Тарас и , отступивши шаг назад, снял с плеча ружьё. Тарас Выстрелил. Как хлебные колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова»

2 ведущий: Андрий умирает одиноким, и даже труп его остаётся брошенным на растерзание птицам. Если мученическая смерть Остапа и Тараса – это воздаяние за все зверства ими совершённые, то смерть Андрия – это наказание, которое стоило смерти, и которое смерть сделала для него выходом, спасением, а не карой.

1 ведущий:

А те6перь давайте выясним, с каким из предложенных выражений вы согласны и почему?

Итак, «Бульба – отрицательный герой, символ жестокости. Он отстаивал интересы войны, идеалы насилия, а это неизменно ведёт человека к разрушению – нравственному, духовному, а затем и физическому. Мученическая смерть Тараса и Остапа – это воздаяние за все зверства, ими совершённые»

Или «Бульба – положительный герой, символ свободы и удали. Богатырскими чертами наделены Остап и другие казаки. Для них нет ничего святее, чем Отчизна, и во имя её Остап умирает, умирая, казаки знают, что их смерть не напрасна, она лишь усилит в народных массах гнев и ненависть к угнетателям»

ОТВЕТЫ РЕБЯТ

Произведения Н.В.Гоголя иллюстрируют 2 века. Сменились поколения художников, а образы гоголевской прозы прошли долгий путь. Основоположником считается А.Агин. Впрочем, и он не первый. Известны рисунки, приписываемые самому писателю.

Особое место в кругу иллюстраторов занимает Е.Кибрик, создавший целый цикл литографий к повести «Тарас Бульба».

Демонстрация слайдов с репродукциями с картин Е.Кибрика

2 ведущий:

Сегодня обсуждались поступки гоголевских героев. Порой мы приходили к разным мнениям, но как бы то ни было , завершим мы сегодняшнюю беседу слова русского философа Иоанна Кронштадского «Мир есть целостность, здравие души, потеря мира – потеря здравия душевного»

Звучит «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского

intolimp.org

«Война и миръ» или «Война и мiръ»

Как Лев Николаевич Толстой назвал роман:

или

Однажды, на уроке литературы, учительница сказала нам, что в старой орфографии, когда русская азбука насчитывала 35 букв (см. В. И. Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка»), некоторые слова, которые произносились одинаково, имели различное написание, и от этого менялся смысл. Так, слово «мир», написанное так, как оно пишется сейчас, действительно означало мирное время, без войны. А написанное через «и с точкой» («i») — мир в смысле вселенной и человеческого общества.

В то время мы изучали роман Л. Н. Толстого «Война и мир», и, продолжая обсуждать «и» с точкой, учительница сказала нам, что Лев Николаевич назвал свой роман так: «Война и мiръ», так как противопоставлял войну и общество, войну и людей.

Этот рассказ так поразил мое воображение, что я запомнила его, и всю жизнь была уверена, что так оно и есть. И вот недавно, желая ввязаться в спор по отстаиванию своей точки зрения, я стала искать подтвержающие факты в Интернете.

Что же там нашлось? Масса рефератов, которые переписывают вышеупомянутое друг с друга (конечно, здорово, но недостоверно), болтовня в форумах (мнение мирян против мирных в отношении 10:1), справка на gramota.ru, которая меняет свое мнение, и — никаких фактов! Ну, чисто мнения, и все тут!

На одном форуме писали, что вот, оказывается, этот роман — это исследование влияния войны на людские поступки и судьбы. На другом — возмущались, что «мiръ» — это не человеческое общество, а сельская община, и Толстой не мог назвать свой роман «Война и мiръ», так как писал не про сельскую общину, а про высший свет.

Единственное достоверное сообщение на эту тему я нашла у Артемия Лебедева с изображением первой страницы издания 1874 года, откомментированное словами: «Ну что может быть проще, чем просто взять да посмотреть, как это было?»

Давайте последуем этому совету.

Во-первых,

посмотрим в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля: что на самом деле означают слова «миръ» и «мiръ»?

МИР (написанное с i) (м.) вселенная; вещество в пространстве и сила во времени (Хомяков). || Одна из земель вселенной; особ. || наша земля, земной шар, свет; || все люди, весь свет, род человеческий; || община, общество крестьян; || сходка. В последнем знач. мир бывает сельский и волостной. Класть на миру, давать приговор на сходке; на сельском миру бывает по мужику от дыма, на волостном миру или кругу по два хозяина от сотни. Миры, земли, планеты. Встарь считали годы от сотворения мира, нашей земли. Идти в мир или по-миру, с сумою. На миру и смерть красна, на людях. Жить в миру, в мирских заботах, в суетности; вообще в свете; пртвоп. жизнь духовная, монашеская. Мир, Бог на-помочь! оклик бурлаков, Волгою, при встрече судов; ответ: Вам Бог на-помочь! Мир волна. Мир золотая гора. В мире, что в море. В миру, что в омуте (ни дна, ни покрышки). Мир во зле (во лжи). На что мир ни зинет, то и гинет, о зависти. Глупый разум по миру пускает. Богатый в пир, убогий в мир (по миру). По миру не ходим, и нищим не подаем. Пристроила детей: одного по миру пустила, другого свинопасу в науку отдала. В мир (по миру) идти, и тестом брать. Мир крещеный, да мешок холщевый: под одним окном выпросить, под другим съесть. Мир тонок, да долог. У мира животы и тонки, да долги. Что на мир не ляжет, того мир не подымет. Про мир пирога не испечешь; на мир вина не напасешься. На весь мир (на всех) не угодишь. В миру, что на пьяном пиру. с миру по нитке, голому рубаха. Один мира не съест. В миру, как в пиру: всего много (и добра, и худа). И в пир, и в мир, всё в одном (об одежде). Ни в пир, ни в мир, ни в добрые люди. В мире жить — с миром жить. (полный текст статьи, изобр. 1,2 Мб.)

МИРИТЬ кого, с кем, примирять, соглашать, устранять ссору, улаживать несогласие, вражду, заставляя сделаться полюбовно. Начто с тем мириться, кто не умеет браниться! Самому идти мириться — не годится; а посла заслать — будут люди знать. Кобыла с волком мирилась да домой не воротилась. <…> Мир отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие. Мир заключен и подписан. У них в доме мир и благодать. Принять кого с миром, проводить с миром. Мир вам! От привета нищих: мир дому сему. Мир вам, и я к вам! Добрые люди на мир бранятся. В день пир, а в ночь со стенами и порогами мир. Сосед не захочет, так и миру не будет. Усопшему мир, а лекарю пир. Чернышевский (насильственный) мир (у калужан, которых усобицы прекратил Чернышев, при Петре I).(полный текст статьи, изобр. 0,6 Мб.)

Во-вторых —

энциклопедии, а также ссылки и списки работ Л. Н. Толстого, составленные дореволюционными исследователями его творчества.

  1. Энциклопедический словарь, том XXXIII, издатели Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, С.‑Петербург, 1901

    Статья про графа Л. Н. Толстого начинается на странице 448, и там единственный раз встречается название «Война и мир», написанное через «i»:

    Заметьте, что встречающееся в конце цитаты второе упоминание романа набрано с буквой «и».

    И далее:





  2. Боднарский Б. С. «Библиография произведений Л.Н.Толстого», 1912, Москва, стр.11:
  3. там же, стр. 18:
  4. Библиографический указатель творений Л. Н. Толстого, составил А. Л. Бем, 1926 г. (начато набором в 1913 г. — окончено печатанием в сентябре 1926 г.), стр.13:
  5. Граф Л. Н. Толстой в литературе и искусстве. Составил Юрий Битовт. Москва, 1903 г.:

    стр. 116:

    стр. 124:

    обратите внимание на стр. 120:

    и

    В сопоставлении с остальными упоминаниями (полный текст стр.116–125, изображение 0,8Mb) это похоже на опечатку.

В-третьих,

титульные листы дореволюционных изданий романа:

I

Первое издание: типография Т. Рис, у Мясницких ворот, дом Воейкова, Москва, 1869:

II

Издание к 100-летию Бородинской битвы: издание т-ва И. Д. Сытина, Москва, 1912:

III

Издательство И. П. Ладыжникова, Берлин, 1920:

IV

Издание Винницкого, Одесса, 1915:

V

ПЕТРОГРАД. Тип. Петр. Т-ва Печ. и Изд. дела „Труд”, Кавалергардская, 40. 1915:

Легко заметить различие в написании названия романа на обложке и на первой странице.

И в заключение цитата из «Описания рукописей художественных произведений Л. Н. Толстого», Москва, 1955, (составители В. А. Жданов, Э. Е. Зайденшнур, Е. С. Серебровская):

„Замысел «Войны и мира» связан с начатой в 1860 г. повестью о декабристе. В наброске предисловия к журнальной публикации первой части будущего романа «Война и мир» Толстой писал, что, когда он начал повесть о декабристе, ему необходимо было, чтобы понять своего героя, «перенестись» к его молодости, а «молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года». Приступив к созданию романа из эпохи 1812 г., Толстой еще раз отодвинул действие своего романа, начав его с 1805 года.”

Подводя итог

Л. Н. Толстой назвал роман «Война и мир», другая же версия является красивой, но — увы! — легендой, порожденной досадной опечаткой.


Другие источники Интернета:

«О КАКОМ „МИРЕ” ИДЕТ РЕЧЬ В „ВОЙНЕ И МИРЕ”?», автор — кандидат филологических наук Н. Еськова.

peace-and-world.narod.ru

«Война» и «Мир» в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Урок литературы в 7 классе

«Война» и «Мир» в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели урока:

образовательная: продемонстрировать расстановку сил в повести, подготовить обучающихся к дальнейшему восприятию понятия «герой литературного произведения»;

воспитательная: способствовать формированию общечеловеческих качеств (любви к родителям, уважительному отношению к женщине и т.д.)

развивающая: развивать творческие способности обучающихся, например через инсценировку.

 

Ход урока

1.      Актуализация мыслительной деятельности.

1.1.            Беседа.

·         Какие произведения Н.В. Гоголя уже изучали?

·         Чем запомнились его произведения? (Неповторимый язык, невероятный украинский колорит, удивительные герои и т.д.)

1.2.            «Опережающее» задание, подготовленное под руководством учителя учеником или группой учеников.

·         История создания повести «Тарас Бульба»

·         Отражение исторических событий в произведении.

2.      Проверка первичного восприятия текста.

2.1.            Блиц-опрос с последующей взаимопроверкой

·         Кто такие ляхи? (поляки)

·         Что такое горилка? (водка)

·         Что такое кулиш? (каша)

·         Где долгое время находились братья? (бурса)

·         Во что они были одеты? (длиннополые свитки)

2.2.            Лексическая работа.

·         Объясните значение непонятных слов: бурса, свитки.

·         Какие ещё слова, возможно, вызвали затруднение? Почему?

3.      Аналитическая работа с текстом.

3.1.            Инсценирование эпизода, заранее подготовленное учениками под руководством учителя

·         Встреча отца с сыновьями

3.2.            Оценивание

·         Удалось ли актёрам раскрыть характеры героев? Докажите свою точку зрения.

3.3.            Аналитическая беседа

·         Какие черты характера Тараса раскрываются уже в первой сцене?

·         Как проявляет себя каждый из сыновей?

·         Вспомним этот эпизод в киноверсии повести. Как думаете, почему Остапа  сыграл именно Владимир   Вдовиченков, а Андрия – Игорь Петренко? Чем, по вашему мнению, руководствовался режиссёр в выборе актёров? А кто из актёров, с вашей точки зрения, ещё больше подходит на эти роли? Почему?

·         Дома готовили цитатные характеристики героев. Зачитайте цитаты, характеризующие Тараса. Какого человека видим перед собой?

Вывод, который делают ученики под руководством учителя: Тарас даже в мирной жизни – воин. Он не видит смысла в своём существовании без войны и воинского товарищества, которые заменили ему семью, мирный труд. С самого начала повести автор показывает общее и разное в характерах братьев: за внешней схожестью скрывается разный внутренний мир. Если Остап – зеркальное отражение своего отца, то Андрий награждён ещё и человеческими качествами, помимо «бранной тревоги».

3.4.            Составление сравнительной характеристики братьев, которая оформляется в таблицу.

·         Какими братьев видим в бурсе?

·         Через какие поступки раскрывается характер Остапа? Хотелось бы вам дружить с таким человеком? Почему?

·         Через какие поступки раскрывается характер Андрия? Хотелось бы вам дружить с таким человеком? Почему?

·         Как характеризует каждого из сыновей отношение к матери?

Вывод, который делают ученики под руководством учителя.  Герои повести представляют собой два мира: Тарас и Остап – люди непокорные, смелые, грубые, созданные лишь для «бранной тревоги», а Андрий, помимо боевых качеств обладает тонкой душой, открытой для «мирных» чувств: любви к матери, к женщине, к прекрасному, т.е. в нём больше человечности.

4.      Слово учителя (итоговый вывод урока)

Таким образом, разделив основных героев на два непримиримых лагеря, «войну» и «мир», автор обозначил суть конфликта, говоря о разрушительности войны и созидательности мира. Война, по мнению автора, — всегда трагедия, несущая смерти, разруху, голод, ломающая жизни людей, разъединяющая семьи.  А ведь именно «бранная тревога» — основа жизни большинства героев повести. Значит, они творят зло, которое когда-нибудь вернётся к ним, словно бумеранг.

5.      Домашнее задание:

·         перечитать главы 2-4

·         составить цитатное описание Запорожской Сечи

·         индивидуально подготовить доклад на историческую тему «Быт и нравы Запорожской Сечи»

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Война и мир пересказ, Лев Толстой – Referaty.com

“Война и мир” – это эпический роман о русском народе в период между 1805 и 1815 годами, временем войны с Наполеоном. Это произведение считается одним из лучших произведений, когда-либо написанных. В нем представлены целых 559 героя, затронуты ключевые события войны, а также описаны известные исторические персонажи. Тем не менее, основной темой является жизнеописание двух аристократических семей: Ростовых и Болконских.

В начале романа читатель бегло знакомится с главными героями в описании званого вечера. Среди них есть Пьер Безухов, внебрачный сын богатого графа, и Андрей Болконский, сын бывшего военного главнокомандующего. Вскоре Андрей был ранен в битве и объявлен умершим. После полного восстановления он вернулся домой, узнал, что его жена Елизавета, родила сына, а сама умерла в родах. Оставив сына на воспитание своей набожной сестре Марии, Андрей приступает к работе над реформами Российского государства.

Между тем, Пьер, единственный наследник своего отца, в скором времени женился на девушке по имени Элен, толком не узнав её. После свадьбы он узнал об измене своей жены, вызвал её любовника на дуэль и застрелил его. После произошедшего Пьер разочаровался и утратил веру, в конечном счёте вступил в ряды масонов. Андрей влюбился в Наташу Ростову, девушку из обедневшей дворянской семьи. Но его отец, узнав об этом, пришёл в ярость и потребовал отложить свадьбу на год. Влюблённые согласились, и Андрей уехал из города.

После его отъезда Наташа влюбилась в Анатолия Курагина и планировала тайно выйти за него замуж. Андрей узнал об этом и разорвал с ней помолвку. Убитая горем, Наташа пыталась покончить жизнь самоубийством и сильно заболела. Пьер ухаживал за ней, и неожиданно для себя, влюбился в неё. Он решился нарушить свой обет и взять её в жены, в то время, как Россия была атакована войсками Наполеона, а Москва была эвакуирована.

Война и мир пересказ

Действие начинается в Июле 1805 года в Санкт-Петербурге на званом вечере Анны Павловны Шерер – приближенной и близкой подруге вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Большая часть основных персонажей романа представлены по приезду в гости к ней. Пьер Безухов – внебрачный сын состоятельного графа, умиравшего в госпитале после очередного инсульта. После смерти матери Пьер учился за границей. Он великодушен и благороден, считает, что ему будет трудно влиться в петербургское общество. Всем известно, что отец больше всего любил Пьера из всех своих внебрачных детей. Компаньон Пьера – Андрей Николаевич Болконский, супруг Елизаветы, привлекателен и любим обществом. Он разочарован петербургским обществом, жена кажется ему глупой пустышкой, и он сбегает на фронт в качестве адъютанта князя Михаила Илларионовича Кутузова в назревающей войне против Наполеона.

Сюжет переносится в Москву, прежнюю столицу России. Здесь чувствуется разница с европеизированным Петербургом. Дается описание семьи Ростовых. Князь Илья Андреевич Ростов и княгиня Наталья Ростова озадачены своими многочисленными денежными тратами. У них четверо детей. Тринадцатилетняя Наташа (Наталья Ильинична) охвачена страстью к Борису Друбецкому, будущему офицеру армии. Двадцатилетний Николай Ильич влюблен в свою кузину, Софию Александровну. Соне пятнадцать лет, она сирота, воспитывается в доме Ростовых. Старшая наследница, Вера Ильинична, холодная и высокомерная особа, готовится к предстоящей свадьбе с русско-немецким офицером, Адольфом Карловичем Бергом. Петя (Пётр Ильич) самый младший, ему девять лет. Как и родной брат, он так же неосторожен и безрассуден, мечтает пойти служить при достижении подходящего возраста. В поместье Болконских под названием Лысые Горы князь Андрей уходит на войну и оставляет свою запуганную беременную жену с капризным отцом, князем Николаем Андреевичем, и набожной сестрой, Марией Николаевной Болконской.

Вторая часть начинается с описания подготовки к русско-французской войне. В ходе Шёнграбенского боя, Николай Ростов был посвящен в гусары. Борис Друбецкой знакомит его с князем Андреем. Над ним Николай решил подшутить. Он также глубоко проникся ораторскими способностями царя Александра. Николай играл на деньги в азартные игры и подружился с офицером, Василием Дмитриевичем Денисовым. Он узнает, что такое быть беспощадным. Болконский, Ростов и Денисов участвовали в душераздирающей битве под Аустерлицем. Андрей был ранен, пытаясь уберечь российский штандарт.

Битва под Аустерлицем является значимым событием романа. Во время боя Андрей был схвачен врагами, где он даже встретил самого Наполеона. Толстой описывает Аустерлиц как раннее испытание для России. Офицеры сражались за такие несущественные вещи как слава или известность.

Вторая книга начинается c быстрого возвращения Николая Ростова в Москву в компании Денисова, офицера Павлоградского полка. Он проводит зиму дома, за это время Наташа расцвела в прекрасную молодую девушку. Денисов начинает ухаживать за ней, тем не менее, она отвергла его предложение. Несмотря на то что мать просила его жениться на обеспеченной девушке, даже спасти шаткое положение семьи, Николай так и не сделал это. Он предпочел свою бывшую возлюбленную и кузину, бедную Соню.

Пьер Безухов после получения наследства превратился из нескладного подростка в самого завидного жениха всей Российской Империи. Отчасти осознавая, что поступает неправильно, он все же женился на Элен (Елена Васильевна Курагина), красивой, но неблагочестивой дочери князя Курагина. Элен по слухам была в инцесте со своим братом Анатолием. Она сказала Пьеру, что никогда не согласится родить ему ребенка. Также она была уличена в связях до брака с Долоховым, который высмеял Пьера. Пьер вышел из себя и вызвал Долохова на дуэль.

Непостижимым образом (в свете того что Долохов опытный дуэлянт), Пьер ранит Долохова. Элен отрицает свою причастность. Пьер уверен, что она лжет и бросает ее. В отчаянии он присоединяется к Масонам и отрекся от всего, что было.

Образ Пьера противопоставлен образу князя Андрея Болконского. Андрей восстанавливается после смертельных ран в военном госпитале, и возвращается домой. Узнав, что Елизавета умерла, Андрея посещает чувство вины за то, что он не относился к ней лучше. У него остался сын Николенька.

После тяжелой утраты князь Андрей решает не возвращаться в армию, а остается на страже родного поместья, делая авантюрные попытки, которые смогли бы решить вопросы, связанные с ответственностью за число погибших на российской стороне. Пьер приезжает к нему с расспросами, где есть Господь в этом аморальном мире.  Пьер озабочен вопросами панентеизма, и жизни после смерти. Элен умоляет его вернуться, он же, следуя закону всепрощения, соглашается. Элен преподносит себя петербургскому обществу как светскую львицу.

Князь Андрей надеется донести свои взгляды о войне до Императора, надеясь повлиять на него или же на его окружение. Тем временем юная Наташа попадает на свой первый бал, где встречает князя и покоряет его своим эффектным появлением. Андрей считает, что он снова обрел смысл жизни. Он наносит Ростовым несколько визитов и предлагает Наташе свою руку и сердце. Но как бы то ни было, отец Андрея расстраивает свадьбу и ставит молодым условие ждать один год. Князь Андрей уезжает за границу, дабы залечить новые душевные раны, а Наташа остается в расстроенных чувствах. Граф Ростов забирает её и Соню в гости к друзьям в Москве.

Наташа посещает Московскую оперу, где знакомится с Еленой и её братом Анатолием. Анатолий женат на полячке. Тем не менее, он очарован Наташей и решает во что бы то ни стало, заполучить её сердце. Анатолий добивается сердца девушки, и предлагает сбежать вместе. Наташа пишет письмо княгине Марии, сестре Андрея, тем самым разорвав помолвку. В конце концов, Соня срывает их планы. Сначала Пьер был насторожен по отношению к поведению Наташи, однако позже признал, что влюблён в нее. Великая Комета 1811-12 разрезала ночное небо, и жизнь обрела для Пьера новый смысл.

Князь Андрей холодно реагирует на разрыв помолвки. Он говорит Пьеру, что гордость не позволит ему восстановить всё что было. Сконфуженная Наташа предпринимает попытку самоубийства, оказывается на грани жизни и смерти. С помощью семьи она находит в себе силы жить дальше. В это время Россия находится под влиянием предстоящей встречи между войсками Наполеона и российских вооруженных сил. После прочтения Откровения святого Иоанна Богослова, Пьер всё больше склоняется к мысли, что Наполеон – Антихрист.

Старый князь Болконский погибает, защищая свои владения от французских захватчиков. Плохо организованная подмога приходит на помощь Болконским в то время, как Николай Ростов подавляет зарождающийся крестьянский бунт. Он очарован княгиней Марией и вспоминает свои обещания Соне.

По возвращении в Москву одержимый войной Пётр выясняет, как убедить своих родителей отпустить его в армию. Наполеон описан в романе как выдающийся стратег. 400-тысячное войско в конце лета добирается до Смоленска.

Пьер решает покинуть Москву и наблюдать за Бородинской битвой в составе артиллерийско-технической группы. Он начал помогать им с перевозкой амуниции. Среди суматохи он узнал, что такое настоящая война; солдаты под руководством Евгения де Богарне напрямую атаковали русские войска, в то время как Мишель Ней и Луи-Николя Даву открыли перекрестный огонь из навесных орудий, расположенных на Семёновской высоте. Сражение переросло в кровавую бойню и завершилось взаимным прекращением военных действий. Как бы то ни было, русские одержали триумфальную победу, разгромив якобы мощные войска Наполеона. На следующий день русские отступили назад, позволив Наполеону наступать на Москву. Среди раненых оказались Анатолий Курагин и князь Андрей. Анатолий потерял ногу, а у Андрея было осколочное ранение в живот. Оба признаны погибшими, однако их семьи никто не стал оповещать, что это вовсе не так.

Семья Ростовых до последнего оттягивала свой отъезд из Москвы, пока не стало ясно, что Кутузов отдал французам город, и москвичам остается или бежать, или сражаться. Граф Ростопчин, нынешний Верховный главнокомандующий Москвы, пропагандировал среди граждан веру в религиозные символы, дабы в случае необходимости, собрать народное ополчение. Прежде чем уехать из города, он призвал граждан сжечь город. У Ростовых оставалось мало времени, чтобы решить, что брать с собой. В конце концов, Наташа предлагает вывезти раненых с Бородинской битвы. Ей было неизвестно, что в числе раненых окажется и князь Андрей.

В то время, когда армия Наполеона вошла в опустевшую, пылающую Москву, Пьера посетила эксцентричная идея убить Наполеона. Чтобы остаться незамеченным, он оделся как работник. Но на выезде из Москвы он увидел семью Наташи. Она усмехнулась и улыбнулась ему, и он в полной мере понял, что любит её.

Пьер спас жизнь французского офицера на Бородинском поле, но был взят в плен французами при попытке покушения на Наполеона, защищая даму от нападения со стороны боевиков французской армии. Пьер узнает одного из заключенных, крестьянина Платона Каратаева. В лице Каратаева Пьер видит всё что искал раньше, он обрел значимость в жизни, просто общаясь с ним. Он вынужден наблюдать, как французы убивают мирных жителей, и отступают из Москвы в суровую зиму. Измученного лихорадкой Каратаева застрелил французский солдат, Пьер был освобожден русскими. Мечты Пети Ростова осуществились – он своими глазами видел небольшое столкновение французов и русских.

На пути из Москвы в Ярославль Ростовы приютили Андрея. Он помирился с Марией и Наташей. На этом вся суть его жизни была потеряна, он вскоре скончался.

В заключении романа, жена Пьера, Элен, умерла от передозировки абортивного средства. Пьер вернулся в Москву вместе с Наташей, когда город реконструировали после войны. Наташа сообщила о смерти князя Андрея и Платона Каратаева. Пьер и Наташа пытаются разделить друг с другом скорбь по утрате. Благодаря княжне Марии Пьер осознал всю свою любовь к Наташе и женился на ней.

Далее следует эпилог в двух частях. Первая часть начинается со свадьбы Пьера и Наташи в 1813 году. Граф Ростов умирает, оставив старшему сыну поручение спасти семью от банкротства. Изначально отрицая возможность брака по расчету, но осознавая необходимость, он в скором времени женился на Марии. Её деньги спасли семью от нищеты.

Чуть позже Николай и Мария решили переехать в Лысые Горы, взяв с собой его мать и Соню. Они также занялись воспитанием сына князя Андрея, Николая Андреевича (Николеньки) Болконского. В каждой семье есть ошибочные предположения и суждения – Пьер и Наташа, Николай и Мария остались преданы своим супругам. Пьер и Наташа приехали в Лысые Горы в 1820 году. Надежды и юношеский максимализм Николеньки и Пьера способствовали возникновению идеи восстания декабристов. Первый эпилог заканчивается обещанием Николеньки завершить то, что начал его покойный отец.

Вторая часть эпилога содержит критику рассказчика по каждому историческому факту. Теория решающей роли выдающейся личности в истории утверждает, что некоторые необычные случаи являются следствием деятельности “святых” и прочих необычных людей. Толстой утверждает, что это не является реальностью, такие случаи обычно являются следствием реальных событий.  Или вполне возможно, что необычные ситуации являются последствием действий большого количества людей. Забегая вперед, он утверждает, что эти несущественные случаи являются следствием обратного отношения и естественного отбора, суждение должно быть основано на разуме и логике, свобода должна быть “ощущением”, и только такой путь может быть верным.

Характеристика и анализ героев

Пьер Безухов – критики утверждают, что Толстой сочувствует персонажу, как изгою в российских высших слоях общества. Его отличает прямолинейность и способность выделиться среди других, в отличие от того же Курагина. Несмотря на то, что гости Анны Павловны сочли Пьера бескультурным и тяжёлым в общении, эта “тяжесть” лишь подчеркивает характерное ему смирение. Читатель видит его любовь к развлечениям, когда он, будучи в изгнании из светского общества, проявляет великодушие и благородство по отношению товарищам после получения наследства.

Пьер хоть и проницателен, но подчиняется вовсе не разуму, как может показаться Андрею. Вспышки энтузиазма могут впоследствии причинить ему вред, а интимный вопрос сделал его жертвой эгоистичной и своенравной Элен. Его неразумная поездка в Москву и убежденность в том, что именно он должен убить Наполеона, демонстрирует его предрасположенность к совершению безрассудных поступков.  Но есть в его чувствах и то, что вызывает неоспоримое уважение: его поиски смысла жизни становятся основной темой романа.  Его женитьба на Наташе есть кульминация доброты и морали.

Андрей Болконский – имеет такой же мятежный дух, как и Пьер; контрастирует со своим компаньоном, что делает его специфичным персонажем и затрагивает жизненную философию Толстого. У Андрея исключительная смекалка и аналитические способности, что читатель может наблюдать при обращении с его недвижимостью. Он стремится к своему народу, возвращаясь на войну даже после того, как он чуть не погиб под Аустерлицем, и помогает Сперанскому подготовить Гражданский кодекс России. Андрей, однако, ограничен в своих чувствах, это можно проследить по его отношению к Лизе. Что бы ни было, разум Андрей представляет собой научный подход и эмоциональное истощение.

В отличии от Пьера, Андрей свободен от поиска значимости жизни, однако ему тяжело простить другим их грехи. В моменте, когда Андрей знакомится с Пьером, тот касается его руки; Андрей интуитивно отшатывается, избегая телесного контакта. Это физическая реакция отражает отказ Андрея от прикосновений, на протяжении всей его жизни. В конце концов, даже любовь к Наташе не смогла его изменить.

Наташа Ростова – является самым страстным представлением Толстого о воплощении жизненного духа и силы, желания полностью прочувствовать жизнь. Полная противоположность Элен, первой жены её супруга. Наташа восторженная и непринужденная, в то время как Элен грубая и несговорчивая. С самого своего рождения, Наташа очаровывает каждого, кто встретит её, начиная от гостей семьи Ростовых до Андрея Болконского, Анатолия Курагина и наконец, Пьера Безухова. Несмотря на всю свою прелесть, она не дразнит мужчин.

Где бы она не была, танцуя в полях или сидя в театре, Наташа пробуждает желание своим естественным поведением. Её простота может показаться даже бесхитростной как в случае, когда она была готова сбежать с Анатолием. Тем не менее, она искупила свои промахи, и даже Андрей, будучи обиженным, на смертном одре всё же смог её простить. Взгляды Наташи не столь научно-философские, как у Пьера, но в конце романа они не ощущают разницы.

Генерал Кутузов – предводитель русских войск против Наполеона. Он уже старый, обрюзгший и без одного глаза, но тем не менее, великолепный стратег и ученый, и Толстой не скрывает своего восхищения по отношению к нему.

После Бородинского сражения Кутузов останавливает парад и наклоняется перед иконой, тем самым демонстрируя скромность, совершенно не присущую Наполеону. Кутузов не стремится к признанию. Он стесняется превозносить победы России на Бородинском поле, отчасти в свете того, что истина всегда более невероятна, чем кажется изначально. Такое загадочное сознание вызывает и у читателя, и у Толстого неоспоримое одобрение.

Платон Каратаев – несмотря на то что Платон появляется лишь в паре глав этого колоссального романа, он завоевал уважение читателей и критиков, которое продолжалось от выхода книги в свет, в советское время, и вплоть до наших дней. Один из немногих простых работяг, которому Толстой даёт глубокий индивидуальный образ. Толстой утверждает, что Платон – идеал основной массы российского пролетариата.

Платон живет в то время, когда отвергают прошлое до такой степени, что не могут вспомнить, что было сказано пару минут назад. Он живёт интуицией, но не разумом, фонтанирует русскими пословицами, которые резонируют с пониманием. По большему счету его образ контрастирует с образом Пьера, который был совершенно обескуражен от ответов Платона. На примере Платона показано простое человеческое стремление к счастью.

Лев Толстой биография

Лев Толстой, российский писатель, родился с 1828 году. Сочетая в себе глубину социального и морального мыслителя, он был одним из величайших писателей социально-бытового жанра того времени. Сын дворянина, осиротел в 9 лет. Его обучали учителя – выходцы из Германии и Франции. В возрасте 16 лет он поступил в Казанский университет, но быстро разочаровался и вскоре бросил учёбу. После кратких и тщетных попыток улучшить условия жизни крепостных в своем имении, он полностью погрузился в легкомысленное времяпрепровождение высшего общества Москвы.

В 1851 году Толстой поступил на службу к своему брату на Кавказ, где он познакомился с казаками. Чуть позже его зарисовки казачьей жизни увидели свет в романе “Казаки”, опубликованном в 1863 году. Толстой завершил два некогда начатых автобиографических романа, и признание не заставило себя долго ждать.

После возвращения  в Санкт-Петербург (ныне Ленинград), Толстого заинтересовало образование крестьян, и он начал давать уроки в местной начальной школе. Это способствовало развитию прогрессивного образования.

В 1862 году он женился на 18-летней Софье Андреевне Берс, девушке из интеллигентной московской семьи. В последующие 15 лет он вырастил большую семью, в конечном счете, имея 19 детей. За это время он выпустил два своих самых знаменитых романа – “Война и мир” (1869) и “Анна Каренина” (1877).

В откровенном романе “Исповедь” Толстой описывает духовное беспокойство и долгий путь к нравственной и социальной определенности. Он нашел их в двух принципах христианского Евангелия: любовь к человеку и устойчивость к силам зла. В самодержавной России Толстой бесстрашно критиковал социальное неравенство и принудительную форму политической и церковной власти. Его сочинения, переведенные на многие языки, завоевали сердца во многих странах мира во всех слоях общества. Многие посетили его, прося советы.

В возрасте 82 лет, все чаще мучаясь от несоответствия между его учением, финансовым благополучием и драками с женой, Толстой поздно ночью ушёл из дома. Он заболел три дня спустя и скончался 20 ноября 1910 года, на захолустной железнодорожной станции. На момент смерти он уже был признан во всем мире, благодаря своей нравственности. Он был человеком, чья сила и неподвластность времени, универсальный характер искусства продолжают находить отклики в сердцах людей и по сей день.

www.referaty.com

«Война и мир» Толстого как роман-эпопея

«Война и мир» Толстого как роман-эпопея

Толстой начал работу над романом в 1863 году, сразу после того как прошел пятидесятилетний юбилей со дня победы над французами в Отечественной войне 1812 года, а закончил в 1869 году.

Толстой довольно долго шел к идее «Войны и мира». Сначала он задумывал произведение под названием «Декабристы», главным героем которого должен был стать декабрист Волхонский-Лобазов, возвращающийся из сибирской ссылки. По замыслу автора, этот энергичный мужчина преклонного возраста должен был очень сильно выделяться на фоне потерявших «дум высокое стремление» соотечественников, не способных на решительные действия. Учитывая, что в центре произведения находилось бы описание российской общественной и бытовой жизни того времени, а основой романа являлось подобное сатирическое противопоставление, «Декабристов» можно было бы назвать социально-психологическим романом.

Но события 1825 года привели автора к 1812 году, ведь именно общественный подъем после победы над Наполеоном породил восстание декабристов. Таким образом, Толстой приходит к идее нового произведения — исторического романа «Три поры», в котором процесс формирования и становления характера главного героя протекал на фоне исторических событий начала XIX века.

Толстой, работая над этим произведением, увлекается изображением зарисовок Отечественной войны, и роман начинает все более походить на историческую хронику, где факты выстроены в строгой хронологической последовательности. Так автор понимает, что история стала уже самостоятельным предметом повествования, а произведение все более напоминает героическую поэму. Так появляется задумка произведения под названием «Все хорошо, что хорошо кончается». Этот роман уже включает в себя не только описание жизни дворянского общества, но и зарисовки крестьянского быта. Там уже встречаются знакомые герои — Ростовы, Безухов и Болконский. Это предпоследняя версия романа Толстого, и после отказа от этого варианта автор начинает работу над «Войной и миром». Таким образом, в произведении сохранились признаки жанров всех предыдущих замыслов: романа, героической поэмы, а также исторической хроники, где народ — главный герой истории, а Отечественная война — не фон, а идейный и композиционный центр произведения.

«Эпический род мне становится один естественен», — записывает Толстой в дневнике 3 января 1863 года, незадолго до начала написания романа. Через два с половиной года (30 сентября 1865) Толстой записал в своем дневнике: «Есть поэзия романиста: 1) […] 2) в картине нравов, построенных на историческом событии — Одиссея, Илиада, 1805 год», то есть он проводил параллель между трудами Гомера и своим романом.

Толстой ценил эпопею за то, что в ее центре находятся судьбы не одного или нескольких героев, а всего народа и даже народов. В 1868 году Толстой написал статью «Несколько слов о книге «Война и мир»», где пытался ответить на вопрос, чем же именно является его роман. Размышляя о жанре, он писал: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее — историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». И далее Толстой пишет, что проблема с определением жанра, с которой столкнулась «Война и мир», свойственна для многих других произведений: «История русской литературы со времени Пушкина не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести». То есть, по словам Толстого, все великие произведения русской литературы не укладываются в традиционные представления о европейском романе.

В ХХ веке литературоведам все же удалось сойтись в вопросе жанрового определения романа: они назвали произведение романом-эпопеей, в первую очередь потому, что «Война и мир» — цельное художественное произведение, но в нем много можно увидеть черты многих романов.

  1. Исторический роман. Читатель понимает, что это историческое произведение, когда видит ссылку на прошлое, а также встречает в романе реальных исторических личностей, таких как Кутузов, Наполеон, Александр I. Толстой во время работы над романом пользовался многими историческими источниками. Например, автор обращался к книгам о масонстве, к трудам историков войны (как к русским, так и к французским) и к историческим хроникам. Но взаимодействие Толстого с историками более напоминает спор, чем полноценное сотрудничество, именно поэтому автор часто обращается к воспоминаниям современников — к работам русских и французских мемуаристов.
  2. Психологический роман. Современникам казалось странным соединение исторического и психологического произведений. По такому пути шел А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» и в драме «Борис Годунов». В романе Толстого много вымышленных героев, но для них были прототипы: Денисов — Денис Давыдов; прототипом старого князя Болконского является дед Толстого по матери — Волконский и т. д. Толстой строил героев так, чтобы их поступки и образ мыслей не вступали в противоречие с реальными героями эпохи, то есть нет никакого противоречия между поступками реальных героев и вымышленных. Н. Г. Чернышевский очень точно определил особенности психологизма Толстого. По его словам, автора «Войны и мира» интересует «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души». Критик назвал «диалектикой души» подробное воспроизведение в художественном произведении чувства в движении: процесса зарождения чувства, затем развития, потом передачи другому герою. Перед читателями пройдут этапы духовных исканий главных героев, таких как Пьер Безухов, Андрей Болконский и Наташа Ростова.
  3. В романе есть также черты батального романа. Толстой очень подробно описывает Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, количество солдат, расположение войск, потери убитыми и пленными и так далее.
  4. Черты любовного или семейного романа также присутствуют в «Войне и мире» в большом количестве. В романе можно насчитать более десяти любовных линий, каждая из которых описывается достаточно подробно.

В «Войне и мире» можно также увидеть черты многих других романов, например воспитательного романа, светского, московского, петербургского и так далее. Разнообразие направлений сюжета, большое количество персонажей и сюжетных линий, охват большого временного промежутка, обращение к историческим источникам и наличие в произведении реальных исторических личностей позволяют со всей уверенность назвать «Войну и мир» романом- эпопеей.

Здесь искали:
  • ВОЙНА И МИР КАК РОМАН ЭПОПЕЯ
  • война и мир как роман эпопея сочинение
  • сочинение война и мир как роман эпопея

sochineniye.ru

Лев Толстой «Война и мир»: общий анализ романа

 

Роман «Война и мир» заслуженно считается одним из самых впечатляющих и грандиозных произведений мировой литературы. Роман создавался Л. Н. Толстым, на протяжении долгих семи лет. Произведение имело большой успех в литературном мире.

Название романа «Война и мир»

Само название романа носит весьма двойственный характер. Сочетание слов «война» и «мир» можно воспринимать в значении войны и мирного времени. Автор показывает жизнь русского народа до начала Отечественной войны, ее размеренность и спокойствие. Далее идет сравнение с военным временем: отсутствие мира выбило с колеи привычный ход жизни, заставило людей изменить приоритеты.

Также слово «мир» можно рассматривать как синоним слова «народ». Такая интерпретация названия романа гласит о жизни, подвигах, мечтах и надеждах русской нации в условиях военных действий. Роман имеет множество сюжетных линий, что дает нам возможность вникнуть не только в психологию одного конкретного героя, но и увидеть его в различных жизненных ситуациях, оценить его поступки в самых разноплановых условиях, начиная от искренней дружбы, заканчивая его жизненной психологией.

Особенности романа «Война и мир»

С непревзойденным мастерством автор не только описывает трагические дни Отечественной войны, но и смелость, патриотизм и непреодолимое чувство долга русского народа. Роман насыщен множеством сюжетных линий, разнообразием героев, каждый из которых, благодаря тонкому психологическому чутью автора, воспринимается как абсолютно реальная личность вместе со своими духовными поисками, переживаниями, восприятием мира и любви, что так свойственно всем нам. Герои переживают сложный процесс поиска добра и правды, и, пройдя его, постигают все тайны общечеловеческих проблем бытия. Герои обладают богатым, но довольно противоречивым внутренним миром. 

В романе изображается жизнь русского народа в период Отечественной войны. Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию наполеоновской армии. В романе — эпопее мастерски совмещены картины грандиозных исторических событий и жизни русского дворянства, которое так же самоотверженно боролось с противниками, пытавшимися захватить Москву. 

В эпопее также неподражаемо описаны элементы военной теории и стратегии. Благодаря этому, читатель не только расширяет свой кругозор в области истории, но и в искусстве военного дела. В описании войны, Лев Толстой не допускает ни одной исторической неточности, что является очень важным в создании исторического романа. 

Герои романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания. 

Каждый герой романа путем долгих исканий, находит свой смысл жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему настоящих ценностей и жизненных идеалов – то, что он так долго и бесполезно искал в масонских ложах.

Роман, благодаря своему глубокому смыслу и широкому сюжетному охвату,  завоевал своих поклонников во многих странах мира. Для русского человека, это произведение является своеобразным библейским историческим повествованием, которое не позволяет забывать о минувших подвигах народа.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: А.С. Пушкин «Медный всадник» — анализ поэмы, образы в поэме
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspСалтыков-Щедрин «История одного города»: сатира, гротеск и пафос

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *