Горький «На дне», 3 действие – краткое содержание
Обитатели ночлежки сидят на пустыре рядом с нею. Настя рассказывает грызущей семечки Наташе книжную любовную историю, уверяя, что она происходила в её собственной жизни: студент Рауль хотел застрелиться из револьвера, так как родители не разрешали ему жениться на ней. Барон хохочет: «Наташка, да ты же в прошлый раз то же самое про Гастона рассказывала! Да ведь всё это – из книжки «Роковая любовь»» [См. полный текст пьесы и её краткое содержание целиком.]
Горький. На дне. Спектакль 1952 г. См. полный текст пьесы
Настя плачет от досады. Лука с сочувственной улыбкой гладит её по голове и уводит. «Видно, вранье-то приятнее правды, – задумчиво произносит Наташа. – Я вот тоже жду кого-нибудь особенного…» – «А я уж ничего не жду, – усмехается Барон. – Всё прошло, кончено!»
«Человека приласкать никогда не вредно, – убеждает остальных вернувшийся Лука. – Всех жалеть надо!» Он рассказывает, как раз сторожил дачу одного инженера. Ночью туда полезли два вора. Выйдя с ружьём, Лука заставил их наломать веток и тут же выпороть ими друг друга. Но после этого воры стали просить у него хлебца – оба были очень голодны. Лука сжалился над ними и приютил в своей сторожке. Так они и прожили у него всю зиму. (См. Притча Луки о двух ворах.)
Слесаря Клеща не трогает рассказ Луки. Он вскакивает и треплет на себе лохмотья: «Где правда? У меня работы нет, пристанища нет, силы теперь уже нет! А я хотел по правде жить, работать! Будь она проклята, эта правда!»
Клещ в возбуждении убегает. Лука вздыхает: «Да, не всегда правдой душу вылечишь. Знал я в Сибири одного человека, который в праведную землю верил. Дескать, живут в той земле одни хорошие люди. И всё он собирался идти эту праведную землю искать. А потом один ссыльный учёный сказал ему, что на картах нигде такой земли нет. Тут человек этот рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел, надеясь в землю ту попасть, а её нету? Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый…» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. А после того пошел домой – и удавился». (См. Рассказ Луки о праведной земле.)
Все задумываются. Подходит Васька Пепел. Он подсаживается к Наташе и уговаривает, чтобы она стала его женой. Васька обещает бросить воровство, которым он стал заниматься сызмалетства, потому что отец его был вор, и самого Пепла все вокруг поэтому звали вором. «Ты, Наташа, девица строгая, хорошая, надежная, – волнуется Васька. – Очень полюбил тебя! Ты никогда меня вором не называла. Давай вместе начнём честную жизнь! Хоть и в Сибирь уедем».
Наташа колеблется. В окне ночлежки как раз появляется её ревнивая сестра Василиса. Пепел, не замечая её, продолжает объясняться Наташе в любви. Его поддерживает и Лука: «Иди за него, девонька, иди! Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это!»
«Вот и сосватались! Совет да любовь!» – злобно кричит из окна Василиса. Наташа, увидев сестру, ахает. Из дома выходит Василисин муж, хозяин ночлежки, старик Костылев. «Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? А самовар не готов? На стол не собрано?» – «Цыц! – осекает Костылева Пепел. – Она тебе больше не слуга! Теперь она – моя!»
«Тво-оя? Когда купил? Сколько дал?» – хохочут Василиса с Костылевым. Пепел дрожит от гнева. Лука убеждает Пепла уйти, зная, что Василиса хочет натравить его на Костылева.
Костылев смеётся над Лукой: «Ну что, старичок. Ты, говорят, опять хочешь идти странствовать? А человек должен на одном месте жить… Нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили… Куда кто хочет – туда и ползет. Бродяга – бесполезный человек. Хороший человек должен иметь пачпорт, а у тебя его нет. Убирайся с моей квартиры, а то ведь у моей жены дядя – полицейский».
Василиса уводит Костылева пить чай, обзывая Луку «грибом поганым». Картузник Бубнов советует Луке уходить с ночлежки: «Я и сам, может, от каторги спасся тем, что вовремя ушел. Жена у меня с одним меховщиком связалась… Мастер, он, положим, был хороший: ловко собак в енотов перекрашивал, а кошек – в кенгурий мех. Я с этим мастером раз дрался – он у меня половину бороды выдрал и ребро сломал. Я обозлился и однажды жену по башке железным аршином тяпнул. Хотел её вообще укокошить, но вовремя спохватился – ушёл! Правда, пришлось мастерскую свою на жену оставить, но я бы её всё равно пропил».
Входят Сатин с Актёром. Актёр решил бросить пить. Он хвалится, что сегодня мёл улицу, заработал два пятиалтынных – и не пропил их! Лука посмеивается. Сатин рассказывает о своей молодости: «Я был рубаха-парень, плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей. Но потом сел в тюрьму почти на пять лет: убил из-за родной сестры одного подлеца в запальчивости. В тюрьме карточному шулерству и научился».
Возвращается Клещ с опущенной головой. Жалуется Сатину: «Чтобы жену похоронить, все инструменты продал; не знаю, как теперь работать!» Сатин советует ему не унывать: «Да ты ничего не делай! Просто – обременяй землю!»
Из окна Костылевых раздаются крики. Там Василиса и Костылев бьют Наташу, а она истошно вопит. Сатин, Актёр и Лука бегут в дом. Лука кричит, чтобы позвали Пепла. Вскоре обратно на улицу из дому выбегает толпа людей, в которой Сатин и Татарин пытаются оттеснить Василису от избиваемой ею Наташи. Прибегает дядя их обеих – полицейский Абрам Медведев. Василиса орёт: «Жизни решусь, а растерзаю!» Бегущая сзади Квашня причитает: Василиса вылила Наташе на ноги кипящий самовар.
Из проулка выбегает Васька Пепел. «Абрам, держи этого грабителя!» – кричит Костылев, указывая на Ваську. Пепел подскакивает и сильным ударом сваливает Костылева на землю.
«Убили! Помер! – не своим голосом вопит Василиса, глядя на лежащего мужа. – Васька убил! Васька!» Пепел бросается и на неё, но его удерживают Сатин с Кривым Зобом. «Что, Вася, мил друг? От судьбы – не уйдешь! – торжествует Василиса. – Полиция, полиция!» – «Да это ты всё подстроила, – рвётся Пепел к ней. – Ты и раньше подговаривала меня его убить!»
«А-а… я поняла! – восклицает Наташа, услышав это. – Ты, Василий, был заодно с моей сестрой! Люди добрые! Она – его любовница… они – заодно! Она его подговорила мужа убить… муж им мешал… и я – мешала. Вот – изувечили меня!»
«Наталья, что ты!» – изумляется Пепел. – «Вот так черт! – качает головой Сатин. – Держись, Василий! Утопят они тебя!»
Василиса ведёт полицейских. Наташа мечется в беспамятстве: «Люди добрые! Сестра моя и Васька убили! Берите их, судите… Возьмите и меня в тюрьму, Христа ради!»
© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому содержанию предыдущего / следующего действия пьесы пользуйтесь расположенными ниже кнопками Назад / Вперёд. См. также полный текст «На дне», краткую и подробную биографии Максима Горького.
Краткое содержание пьесы «На Дне» по действиям (М. Горький)
Многомудрый Литрекон обратил свой взор на пьесу Горького «На дне» и пересказал ее в сокращении, чтобы вам было проще вспомнить основные события из книги в нужный момент. Сюжет драмы разворачивается в московском подвале, где доживают свой век «отбросы общества»: проститутки, бывшие и будущие каторжники, опустившиеся мещане. Всех их связывает всепоглощающая нищета, которая засасывает каждого персонажа в свою трясину.
Акт 1
Действие начинается весной в подвале, в обстановке, пронизанной нищетой. Настя читает книгу «Роковая Любовь», над чем подшучивает Барон, пока Квашня, торговка пельменями, ведёт феминистские разговоры о замужестве, её донимал ухажёр. Слесарь Клещ относится к этому скептически, хотя его жена Анна находится в предсмертном состоянии. Анна просыпается и просит дать её умереть спокойно, закончив перепалку. Барон с Квашней уходят.
Просыпается Сатин, со слов Бубнова, его недавно избили за проигрыш в карты. Актёр предупреждает его, что однажды его убьют, но тот убеждён, что уже мёртв. Сатин служил на телеграфе, Бубнов был скорняком. Анне становится хуже, Актёр помогает ей выйти на улицу. Они натыкаются на Костылёва, хозяина их ночлежки, он ищет свою жену и одобряет помощь Актёра. Посмертную. Актёр просит сократить его долг, но получает отказ. Хозяину кажется, что его жена изменяет ему с вором Васькой Пеплом, но не идёт на конфликт – он скупает у него краденое. На деле вор ухаживает за её сестрой Наташей. Актёр берёт в долг и у вора. Клещ хочет добросовестно вырваться из нищеты, но дожидается смерти жены. Но Пепел возражает ему: «Совесть на ноги вместо сапог не наденешь». Он убежден, что честного выхода из подвала нет.
Наташа приводит в комнату новое лицо, странствующего старика по имени Лука. Пепел не упускает свой шанс, оказывая Наташе внимание и хвастаясь собой, но его отвергают. Лука знакомится с постояльцами и узнаёт, что Барон действительно был аристократом, но теперь обнищал. Между тем в комнату заходит загулявший сапожник Алёшка. Своим видом и пьяными речами он вызывает сочувствие Луки и Насти, последняя зовёт Василису, и та прогоняет «щенка» на улицу. Она тайком ищет Пепла, но тот, со слов Бубнова, исчез. Она в раздражении заставляет его мести вне очереди и уходит. Луке объясняют любовный треугольник Пепла, и тот подметает за Бубнова. Входит полицейский Медведев, задержавший сапожника за нарушение спокойствия. Появляется квашня, все понимают, что полицейский – её ухажёр (другой). Она снова отрицает замужество и тепло вспоминает смерть первого мужа. Лука приводит нездоровую Анну, а в сенях начинается драка Василисы и её сестры. Их разнимают, и Лука остаётся наедине с больной девушкой.
Акт 2
Действие проходит в той же обстановке вечером. Лука проводит время возле Анны, Клещ и Актёр наблюдают за шумной игрой в карты, Медведев играет с Бубновым в шашки. К компании присоединяются двое крючников. Анна предаётся воспоминаниям о мучительном голодном прошлом, Лука утешает её как может, обещая отдых после смерти, в раю, и уходит в кухню. В это время крючник Татарин ловит Барона на жульничестве, Сатин подмечает, что все они – жулики, и разгорячённый Татарин уходит. Актёр пытается рассказать Луке стихи, но забывает начало. Пытается сослаться на отравление алкоголем, но Лука отмечает – «в любимом — вся душа», — на что Актёр отвечает, что давно пропил свою душу. Он алкоголик. Лука пытается его вразумить, рассказав о бесплатной больнице для пьяниц в одном городе, обещает сказать название, если тот воздержится от бутылки на пару дней. На миг Актёр кажется заинтересованным, но, словно проснувшись, отказывается и уходит. Анна хочет поговорить с дедушкой Лукой. Клещ тоже хотел что-то сказать, но воздержался. Анна считает, что в её состоянии есть его вина – он её бил. Лука снова утешает её ласковой смертью и райским уделом всех страждущих.
Входит подвыпивший мрачный Пепел. Анна спрашивает Луку, что её ждёт «там», он уверяет, что ничего. Медведев строго интересуется, откуда тому известно, привлекая внимание Пепла. Вор нагло вмешивается на стороне странника и между делом справляется о состоянии Наташи, шутливо угрожая полицейскому. Лука с Бубновым его освистывают, когда угроза становится уверенней. Васька рассказывает, что вором он родился, и его судьба предрешена. Он интересуется у старца, есть ли бог, но тот (с улыбкой) отошел от темы, ведь, по его мнению, есть то, во что ты готов поверить. Бубнов уходит. Входит Василиса и зовёт Ваську в его же комнату. У них состоялся неловкий разговор, и она принимает правду: герой отвергает ее, потому что у женщины его мечты должна быть душа, а у Василисы ее нет. В ответ она предлагает Пеплу сделку – он должен убить её мужа в обмен на Наташу и небольшое приданное.
Осторожно входит Костылёв и застаёт их вместе, начинается скандал, и Пепел прогоняет его. Их разговор услышал Лука. Он осторожно советует оставить эту женщину в покое – мужа она сживёт и сама, половчее него. Пусть берёт ту, что по нраву, и бежит прочь. Вскоре Лука замечает, что Анна умерла. Они пошли вдвоём в трактир за Клещом. Вору не по себе от покойников. Появляется «нализавшийся» Актёр, снова со своим стихом, что он читает в пустоту. Входит Наташа, он прощается с ней и сообщает, что уходит в поисках той самой больницы. Входят остальные, Клещ пропил свои деньги, ему не на что похоронить Анну. Ему обещают помочь.
Акт 3
Действие проходит ранней весной, на заднем дворе ночлежки, называемом «Пустырём». Присутствуют Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ, Бубнов выглядывает из окна. Настя увлечённо выдумывает любовную историю между собой и неким студентом. Барон со смехом отмечает, что у студента поменялось имя. Лука встаёт на её сторону со словами: «Не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот в чём дело!». Настя продолжает, но Барон подмечает, что эта история из её книги «Роковая Любовь». Лука успокаивает её и уводит в сторону. Барон интересуется, почему другим так нравится врать, Наташа признаётся, что любит врать себе. Барон сопереживает Наташе, Костылёв её часто бьёт (ранее его называли кровопийцей) и уходит мириться с Настей. Лука рассказывает историю из своего прошлого про то, как он пощадил воров, бывших каторжников, оказавшихся хорошими людьми. Бубнов признаётся, что не умеет врать. Клещ внезапно кричит на него. Его взгляды более материалистичны, он уходит. Бубнова это забавляет, Лука остаётся при своём.
Появляется Пепел, узнав о проблеме Клеща, осуждает его, передразнивая. После очередной дискуссии на тему лжи, Васька решительно предлагает Наташе уйти с ним и пообещал бросить воровство. Она не решается, хотя ее поддерживает Лука, а сестра подшучивает над ней из окна. Выходит Костылёв, прогоняя Наташу. Начинается перепалка, но Лука охлаждает его пыл, и вор уходит. Скоро уходит и Лука, хозяин ночлежки интересуется у него, куда он держит путь. Странник идёт куда глаза глядят, но для Котылёва это неприемлемо. Он считает, что у каждого должно быть свое место, и покидать его нельзя. Для Луки же все люди разные. Хозяин ночлежки пытается неловко угрожать оппоненту, раззадорившись, однако, Василиса вовремя зовёт его на чай.
Появляются Сатин и Актёр. Последний не оставляет мыслей о лечебнице и уже день не пил. Лука не до конца понимает Сатина и расспрашивает его о прошлом. Сатин около четырёх с половиной лет просидел за убийство подлеца, совершенное по вспыльчивости – покойник оскорбил его сестру. В тюрьме свой образ жизни и заработал, став игроком. Приходит Клещ: он продал практически всё, чтобы похоронить жену, он больше не может работать.
Наташа вновь сцепилась с сестрой. Актёр приводит Пепла, он мешает Василисе бить сестру и случайно ударяет Костылёва. Тот падает и разбивается, начинается путаница: Василиса обвиняет Пепла в убийстве, он оглашает их договор. Наташа, будучи не в себе, проклинает его.
Акт 4
Действие начинается в комнате. Лука исчез. Сатин, Барон и Настя, выпивая, обсуждали эту новость: Настя сочувствовала старику, ставшему свидетелем убийства, остальные по-своему насмехались над его философией.
Сатин считал, что ложь бывает утешительная, примиряющая, из жалости к ближнему, он знает ложь. Он говорит:
Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!
Барон так же принял сторону Луки. Сатин предлагает за него выпить. Возможно, он родился на счастье ним, говорит герой. Он напоминает Барону о былом, тот начинает вспоминать историю деда, но Настя в шутку обвиняет его во лжи снова и снова, что бы он ни говорил. Когда Сатин спрашивает её, посещает ли она Наташу в больнице, оказывается, что она тоже исчезла, как и странник. Они размышляют, что станет с Пеплом. За убийство в драке – только тюрьма, как заметил Сатин. В шутку Настя предпочла бы всех отправить в каторгу.
Сатин напился. Барон восхищён его умением рассуждать, даже в таком состоянии. «Человек — вот правда!» — говорит его собесдник. Барон признаётся, что прожил всю жизнь как в тумане, словно во сне, только и делая, что переодеваясь.
Актёр просит Татарина за него помолиться и уходит. Навеселе появляются Медведев и Бубнов. Все начинают петь и пить в буйной компании. Позднее Барон обнаружил, что Актёр повесился. Занавес.
Автор: Александр Кошуба
litrekon.ru
Краткое содержание к уроку «Максим Горький. Пьеса «На дне»»
Краткое содержание 1 акта
Пьеса начинается с разгорающейся ссоры между Квашней, торговкой пельменями, и Клещом, мужем умирающей здесь же Анны. Затем постояльцы долго выясняют, кто должен убирать помещение, потому что никому этого делать не хочется. Актер, чтобы избежать внепланового дежурства, предлагает помочь задыхающейся Анне выйти в сени, подышать воздухом. Бубнов на просьбу умирающей Анны вести себя потише отвечает: «Шум – смерти не помеха…». Бубнов – картузник, в прошлом владелец красильной мастерской, но обстоятельства изменились (его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти). И сейчас Бубнов совсем опустился, он жесток, в нем нет ни капли сострадания. Во время разговора у постели умирающей появляется Костылев. Он подозревает, что у его молодой жены есть любовник – вор Пепел – и приходит искать ее. Но Пепел прогоняет хозяина, на что Сатин советует ему убить Костылева и стать владельцем всего этого дома. Щедрый Пепел дает взаймы денег Актеру. На это Клещ зло замечает, что вору деньги легко даются, а он – рабочий человек и горд этим. Во время этого спора сестра хозяйки, Наташа, привела нового постояльца Луку. Сразу становится понятно, что девушка очень нравится Ваське Пеплу. Но это опасно. Ревнивая Василиса не раз уже била ее за это. И правда, вскоре за сценой слышно, как Василиса пытается убить Наташу.
Краткое содержание 2 акта
Вечером в ночлежке собрались почти все ее обитатели. Одни играют в карты, другие – в шашки, кто-то заунывно поет. Лука сидит у постели несчастной Анны. Он утешает ее, объясняя, что она отдохнет на том свете и больше не будет знать бед. Заодно он рассказывает и Актеру про удивительную лечебницу для алкоголиков, обещая попозже назвать город, в котором она находится. Пепел пытается выяснить у Медведева, сильно ли Василиса побила Наташу, за что слышит угрозы от полицейского. В этот момент вмешивается Лука, предлагая вору самому ехать в Сибирь, так как там хорошо тем, у кого есть голова на плечах. Чуть позже Лука подслушивает разговор Пепла и Василисы, в котором она предложила ему за деньги убить своего мужа, а затем забирать Наташу и уезжать.
Краткое содержание 3 акта
За домом, на пустыре, Настя рассказывает о своей любви с французом. Видно, что весь сюжет почерпнут из романов, которые она так любит читать. Ей не верят, она обижается, а Лука подтверждает, что если девушка верит в то, что любовь была, значит, так оно и есть. В ответ на вопрос Наташи, отчего он добрый, старик отвечает, что в мире обязательно нужно кому-то быть таким, и рассказывает историю с беглыми каторжниками, которых он приютил в холодную зиму. Лука рассказывает притчу о праведной земле. Пепел при Луке просит еще раз Наташу поверить ему и уйти с ним. Старик поддерживает парня и советует бежать вместе. Все это подслушала Василиса. А Костылев, появившийся на пустыре, велит Луке убираться из ночлежки. Вскоре становится слышно, как Костылевы бьют Наташу. Пепел же, заступаясь за нее, в драке нечаянно убивает хозяина.
Краткое содержание 4 акта
В суматохе Лука исчез. Постояльцы не могут забыть его. Кроме того, они рассказывают, что Наташа, которую в тот страшный день обварила кипятком сестра, уже вышла из больницы и больше о ней ничего не слышно. Пепел под судом, а Василиса наверняка вывернется, ведь она хитрая. Все мрачны и подавленны. Сатин, пытаясь примирить своих соседей с жизнью, пылко говорит, что все вольны в своем выборе и жалеть никого не нужно – нужно только уважать. Собравшиеся постояльцы желают петь всю ночь. Они затягивают «Солнце всходит и заходит..», но в это время вбегает Барон и кричит, что Актер повесился. Наступает тишина, и лишь Сатин вздыхает, что такая песня испорчена.
Источник
Предлагаем вам послушать аудиокнигу «На дне».
Удобно, что текст приведён полностью: диктор называет персонажей, которые произносят реплики, читает их, а также ремарки.
interneturok.ru
Краткий пересказ «На дне» Горький М.Ю. (Очень кратко)
Краткий пересказ
«На дне» Горький М.Ю. (Очень кратко)
Действие первое
Действие происходит в ночлежке. Это подвал, похожий на пещеру. Большая русская печь, на которой возится и кашляет Актер, ему около сорока лет.
За пологом надрывно и болезненно кашляет Анна, тридцатилетняя женщина. Ее муж, слесарь Клещ, работает у наковальни в этом же подвале. Настя, девица двадцати четырех лет, читает за столом растрепанную книжку. Барон жует черный хлеб. Квашня, сорокалетняя торговка пельменями, стряпает.
Сатин (ему тоже лет сорок) валяется на нарах, он только что проснулся и «рычит».
День начинается спором, криком, дракой. Ссорятся, кому мести пол. Актер отказывается: ему, видите ли, нельзя дышать пылью. Он с гордостью заявляет:
— Мой организм отравлен алкоголем!
Барон издевается над Настей, отнимает у нее книжку и смеется над названием: «Роковая любовь».
Сердобольная Квашня предлагает Анне горяченьких пельменей, но та отказывается — зачем ей есть, она все равно умирает. «Отравленный алкоголем» Актер выволакивает чахоточную Анну в сени — воздухом подышать, душно в подвале.
Сатин никак не может вспомнить, за что его вчера били. Должно быть за то, что в карты играл. От нечего делать он произносит в пространство редкие и непонятные слова: «макробиотика», «трансендентальный». Был он когда-то телеграфистом, кем только ни был, умные книги читал, да все позабыл.
В подвал спускается пятидесятишестилетний Костылев, хозяин ночлежки.
Он ищет свою жену Василису, которая в два раза его моложе. Костылев лицемерно рассуждает о доброте, о Боге, упрекает Клеща в том, что он заколотил жену до смерти… Костылев жаден, все его рассуждения — комедия, в которую никто не верит.
Хозяин ночлежки стучит в дверь комнатушки, где живет молодой вор Васька Пепел. Муж подозревает, что его Василиса находится именно у Васьки. Ночлежники переглядываются:
— Он откроет, а она — там.
Но на этот раз молодой женщины у Пепла не было, обошлось.
Васька отправляет Костылева за деньгами, которые тот должен вору за краденые часы.
Ночлежники выпрашивают у вора деньги — кто пятак, кто двугривенный. Клещ угрюм: он испытывает мрачную гордость, что уж он-то с малых лет работает, а все остальные — «без чести, без совести…»
Сатин:
—Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна, — я, может быть, буду работать… Да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!
Наташа, сестра Василисы, приводит нового постояльца — старичка по имени Лука.
Странник прислушивается к разговору о том, что честность нужна только богатым людям, а нищим совесть — только обуза.
Лука:
— Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают.
Добрая девушка Наташа, вот Анну пригрела у себя в кухне, проси Клеща быть поласковее с женой — ей ведь недолго осталось. Нравится она Ваське Пеплу куда больше своей замужней сестры, только Василиса — «баба лютая, своего не отдаст».
Жалуется Пепел на то, что «скушно бывает…». Тоска накатывает. Он пытается заставить Барона стать на четвереньки и лаять — за полтинник.
Барон:
— Сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя! Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе…
Я… бывало… проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью… кофе! Со сливками… Да!
Барон цепляется к «новенькому» — к Луке: «Ты, старик, кто такой? Странник? А документы у тебя есть?»
«Все мы на земле странники… — уклончиво отвечает старик. — Говорят, что и земля-то наша в небе странница…»
Афористичная, своеобразная, несколько лукавая речь старика привлекает к себе внимание, располагает душевно. Лука и Барон быстро примирились, сойдясь на том, что все бумажки (документы) — никуда не годятся.
Вваливается молодой пьяный сапожник Алешка, буянит. За ним — хозяйка Василиса, гонит сапожника прочь, говорит со всеми зло, придирается к тому, что не метено, грозится всех выгнать.
На самом деле она ищет Ваську, а того нет. Да еще Алешка раньше дразнил ее тем, что Васька хочет ее бросить, а Наташу взять себе. Василиса уходит.
Бубнов:
— Сколько в ней зверства, в бабе этой…
Настя:
— Озвереешь от такой жизни. Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…
Опять споры-раздоры…
Лука находит в сенях метлу и подметает помещение.
Спускается в подвал и Медведев, полицейский, дядя Василисы и Натальи. Его скоро вызывает Костылев: Василиса Наташку убивает. Все бегут на шум, кроме Луки, который утешает Анну. Больная говорит, что он похож на ее батюшку — такой же ласковый, мягкий.
— Мяли много, оттого и мягок, — смеется Лука дребезжащим смехом.
Действие второе
В подвале идет игра в карты. Барон обыгрывает татарина, передергивая карты и пряча их в рукаве. Актер жалуется Луке, что пропил свою память.
Лука:
— От пьянства нынче лечат, слышь. Бесплатно, браток, лечат… Такая уж лечебница устроена для пьяниц… Даже рады, если пьяница лечиться желает…
Актер:
— Снова? Жить снова? Ведь я могу?
Лука:
— Человек — все может… Лишь бы захотел…
Утешает Лука и Анну: «Помрешь — отдохнешь. Потому что здесь — где здесь отдохнуть человеку? Господь скажет, отведите ее, Анну, в рай…» Полицейского Абрама Медведенко Лука величает «ундером», что тому очень лестно — он ведь пока не унтер-офицер.
Является Васька Пепел. Грозится забрать Наташку. Лука советует ему бросить здешние места и отправиться в Сибирь. Не ждать, пока арестуют и сошлют, а самому отправиться, новую жизнь начать. «Хорошая сторона — Сибирь! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике».
Пепел возражает: «Ты все врешь, старик!»
Лука:
— И чего тебе правда больно нужна? Она, правда, может, обух для тебя…
Появляется Василиса. Она вызывает Ваську Пепла на разговор. Он отвечает ей честно: «И жил я с тобой, и все… А никогда ты не нравилась мне… В женщине душа должна быть…»
Василиса отвечает, что в Ваське она любила свою надежду на то, что он «вытащит ее», избавит от постылого жить со старым нелюбимым мужем.
— Ты — не гвоздь, я — не клещи! — отвечает Василий.
Василиса просит Пепла избавить ее от мужа — не самому, пусть через товарищей.
Она останется полной хозяйкой, сосватает бывшему любовнику Наташку, денег даст… И пусть уезжают! Потому что не может Василиса младшую сестру видеть — срывается, бьет.
Появляется Костылев. Бранит жену нищей, свиньей. Васька встряхивает его за шиворот… Дело может дойти до убийства. Но тут на печи намеренно громко начинает возиться Лука. Это спасает Костылева от Гибели, а Ваську — от греха и ареста.
Лука советует Пеплу гнать Василису. Из речей старика становится ясно, что жизнь он прожил богатую и не всегда праведную. И «баб знал» много — «голова лысая из-за этих самых разных баб», и — как подозревает Васька — может, и пришиб кого…
В этот момент Анна страшно хрипит и Лука читает над ней поминальную молитву: «Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими…»
— Не люблю я покойников! — вздрагивает Васька.
— За что их любить? Любить надо живых, — откликается Лука.
Похожий совет он дает и Наташе:
— Ты покойников не бойся… Опасаться надо живых…
Возвращается подвыпивший Актер. Он вспомнил стихи, которые
собирался продекламировать старику.
Это перевод Беранже:
— Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!
Актер мечтает найти лечебницу «с мраморным полом», излечиться — и начать новую жизнь. Вот только весны дождаться, настоящей весны…
«Фата-моргана! Наврал тебе старик! Ничего нет! Ни городов, ни людей… Ничего нет!» — кричит ему в ответ Сатин.
Действие третье
Ранняя весна. Только стаял снег. На засоренном разным хламом дворе сидят на бревнышках Настя, Наташа, Лука, Барон. Клещ лежит на куче дерева. Из подвального окна «выглядывает рожа Бубнова».
Настя рассказывает историю своей любви, где есть и встреча ночью в беседке в саду, и слова влюбленного студента «Ненаглядная моя любовь», и «леворверт»… Вот только имена она путает: ее Рауль в прошлый раз звался Гастоном…
Сожитель ее Барон смеется над ней: вся эта история вычитана из книжки «Роковая любовь». Но Лука уводит ее: «Раз ты веришь, что была у тебя такая любовь — значит, была…»
— Почему ты такой добрый, дедушка? — спрашивает заплаканная Настя.
Лука рассказывает ей историю. Сторожил он как-то дачу с ружьем. Залезли в окно двое с топором.
Под дулом разбойники топоры бросили. Лука заставил их наломать веток и… высечь друг друга. А они попросили хлеба Христа ради — уж и не помнят, сколько идут не евши. И не решились бы на грабеж, да кого ни просишь — никто не дает.
Лука накормил путников. «Хорошие мужики оба… Хоть и беглые каторжники…» Так они всю зиму втроем дачу и стерегли.
«Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… А человек — научит… » — такой вывод делает Лука.
Рассказывает странник притчу. Жил один человек верой в праведную землю, где люди друг дружке помогают, все у них славно-хорошо. И все он собирался уйти в эту землю.
Только один ученый развернул географические карты, долго глядел и сказал, что на всей земле нет такой праведной земли. Нигде! И что же этот человек сделал? Ударил ученого по уху, а сам пошел домой — и удавился. Потому что нельзя без веры в лучшее жить человеку.
Вор Васька проникается этим рассказом: если бы не называли его сызмальства только «вором», так и жил бы он, может быть, иначе. Он зовет Наташу с собой, потому что она — «девица хорошая, строгая». А ему такая и нужна, чтобы направлять его на путь истинный и держать в узде его горячую натуру.
Лука вставляет свое словечко: «Не сомневайся, милая! Он тебя не обидит… Ты ему нужнее, чем он — тебе!» Костылев и Василиса велят Луке немедленно убираться вон — смущает он всех, покоя нет. И паспорта у него, бродяги, тоже нет.
Василиса опять кидается бить Наталью и опрокидывает ей на ноги кипящий самовар. Васька Пепел бросается на защиту — бьет Костылева и… Тот падает мертвым. Василиса вопит: «Вяжите его!»
Наташа дико кричит: «Василиса и любовник ее — они в сговоре!»
Действие четвертое
Снова подвал. Перегородки комнаты, где жил Васька Пепел, снесены. Там теперь живет татарин. Разговор ведется о Луке. Настя говорит, что полюбила старика за его умение внушить веру в хорошее. «Жалостливый он был…» — поддерживает ее Клещ. «Он был для вас — как мякиш для беззубых…» — насмехается Сатин.
«Старик хорош был… Закон в душе имел…» — говорит татарин. «Правды он не любил… Старик-то… Верно — какая тут правда? И без нее дышать нечем…», — вздыхает Клещ.
Сатин (ударяя кулаком по столу ):
— Что такое — правда? Человек — вот правда! Он врал… Но это — из жалости к вам! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Красиво, вдохновенно. Возбуждающе лгут! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. Ложь примиряющая… Кто слаб душой — тем ложь нужна.
Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!
Сатин говорит, что как-то в беседе старик сказал ему, что все люди живут «для лучшего человека». Поэтому нужно беречь друг друга — и особенно ребятишек. «Человек — это великолепно! Это звучит гордо! Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Человек — выше сытости!»
И вновь в ночлежке поднимается плач, разгораются ссоры… Актер потихоньку выходит вон. Бубнов объявляет, что у него именины, и приносит спиртное.
Напиваются все, не исключая «будошника» Медведенко. Запевают песню: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно…»
На пороге возникает Бубнов:
— Эй, вы! Идите сюда! На пустыре… там… Актер…Удавился!
Сатин:
— Эх, испортил песню, дур-р-рак!
libaid.ru
А.М. Горький. «На дне». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 1.
Действующие лица:
Михаил Иванов Костылев, 54 лет, содержатель ночлежки. Василиса Карповна, его жена, 26 лет
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 лет.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Барон, 33 лет.
Сатин Актер }приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой зоб Татарин }крючники
Несколько босяков без имен и речей.
Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой — каменной — стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем, перед наковальней, сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер. Начало весны. Утро. |
Барон разговаривает с Квашнёй, которая горит, что никогда замуж не пойдёт, что она свободная женщина, чтобы она себя «мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский…». Вступает в разговор Клещ, говоря, что Квашня обвенчается с Абрамкой.
Замечание Бубнова Сатину: «Ты чего хрюкаешь?» Ремарка: «Сатин рычит».
Бубнов отбирает книгу у Насти, со смехом читает название книги, которую та читала: «Роковая любовь».
Квашня обвиняет Клеща в жестоком отношении к жене: «Ты вон заездил жену-то до полусмерти…».
Анна больна, она просит всех не ругаться, не кричать: «..дайте хоть умереть спокойно!» В репликах персонажей безразличие к состоянию Анны.
Клещ: «Заныла!».
Бубнов: «Шум — смерти не помеха…».
Квашня поражается, как Анна столько лет с таким «злыднем» жила, называет её «терпеливицей», «нечистым духом». Она жалеет Анну, перед уходом на базар, где Квашня торгует пельменями, она оставляет поесть Анне «горяченьких», ведь «горячее-мягчит».
Сатин не может вспомнить, что его вера бил и за что. Актёр предполагает, что за игру в карты.
Начинается спор, кому убираться. Ни Актёр, ни Бубнов не хотят. Актёр говорит, что ему вредно дышат пылью, его «организм отравлен алкоголем».
Анна предлагает мужу поесть пельменей, ведь ей уже ни к чему.
Сатин произносит трудные слова: органон, сикамбр, микробиотика, транс-сцедентальный…, говорит, что ему надоели слова, которые он слышал тысячу раз. Он говорит: «Люблю непонятные, редкие слова… Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…». «Я был образованным человеком…»
Актёр вспоминает фразу их «Гамлета»: «Слова, слова, слова!» Он говорит, что играл когда-то в пьесе могильщика. «Офелия! О… помяни меня в твоих молитвах!..» — произносит он, ударяя себя в грудь.
В разговоре с Сатиным Бубнов говорит, что был когда-то скорняком. Думал,что руки от краски не сотрутся никогда. А вот стёрлись, сейчас просто грязные. «Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!»
Актёр считает: «Образование — чепуха, главное — талант.» «А талант — это вера в себя, в свою силу…»
Но его никто не слушает, Сатин прости у Бубнова пятак.
Анне душно, она просит мужу приоткрыть дверь. На слова Бубнова выполнить просьбу жены Клещ говорит: «Ты сидишь на нарах, а я — на полу… пусти меня на свое место, да и отворяй… а я и без того простужен…»
Актёр помогает Анне выи в сени подышать воздухом.
Входит Костылёв, подозрительно осматривает ночлежку, прислушивается, что делается в комнате Пепла. Спрашивает у Клеща, не была ли здесь его жена.
Он обвиняет Клеща, что из-за него Анна «зачахла» совсем. Входит Актёр, Костылёв называет его «добрым», что на том свете ему зачтётся. На что Актёр просит на этом свете зачесть, сократить плату. На что Костылёв горит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ». Говорит красиво, а сам далеко не добр к ночлежникам, а что Актёр называет его «шельмой». Хотя Костылёв и говорит так: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…».
Костылёв достучался до Пепла, убедился, что у тог нет его жены, ушёл.
Сатин говорит, что любит воров, на что Клещ отвечает, что ворам деньги легко достаются.
Размышления Сатина о деньгах и работе: «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»
Пепел, обращаясь к Клещу, спрашивает того, почему тот всё «скрипит», ведь живут же люди без работы.
Слова Клеща: «Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…». Он возмущается, что люди живут без чести, без совести. На что Пепел говорит: «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…» Его же слова : «Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».
Входит Наташа. Представляет нового постояльца – Луку. Он говорит о своём отношении к людям: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают… так-то.» «Старику — где тепло, там и родина..».
Пепел называет Луку «знатным старичишкой». Он же говорит о том, что жалеет Наташу, плохо ей здесь.
Пепел предлагает Барону встать на четвереньки и залаять, тогда тот угостит его водкой. «Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал».
Барон спрашивает Луку, кто он такой, тот отвечает, что «странник». «Все мы на земле странники… Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница».
Пепел и Барон уходят в трактир. На слова Бубнова о бароне, что в том ещё сохранились барские замашки, Лука говорит: «…барство-то — как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…».
Входит Алёшка с гармонью, песни поёт. Его только что выпустили их полицейского участка. Он говорит о себе: «А я такой человек, что… ничего не желаю!».
Входит Василиса, выгоняет Алёшку. Неласково она встретила и Луку. Она ругается. Что не было уборки, спрашивает, не видели ли Пепел. Бубнов говорит о ней: «Сколько в ней зверства, в бабе этой!»
Настя говорит, что уйдёт отсюда, что она лишняя здесь, на что Бубнов ответил: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…».
Лука вводит Анну, говорит о человеке: «Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит…».
Слышен шум, это Василиса бьёт Наташу.
Анна называет Луку «ласковым, мягким». «Мяли много, оттого и мягок…», — говорит тот.
Продолжение следует.
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.
literatura-ege.ru