Содержание

Образ и характеристика Данко в рассказе «Старуха Изергиль» Горького, описание подвига Данко |LITERATURUS: Мир русской литературы

Легенда о Данко.
Художник И. М. Тоидзе
Данко является одним из центральных персонажей рассказа «Старуха Изергиль» Горького.

Легенда о Данко — это история, которую старуха Изергиль рассказывает в главе III произведения.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Данко в рассказе «Старуха Изергиль» Горького, описание подвига Данко.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Образ и характеристика Данко в рассказе «Старуха Изергиль» Горького


Данко — герой легенды, которую любит рассказывать старуха Изергиль:
«Я расскажу тебе про это… Тоже старая сказка. Старое, всё старое!» 
«Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко.»
Племя Данко обитало на земле много лет назад:
«Жили на земле в старину одни люди…»
Однажды племя Данко оказалось в глубине дремучего леса. Люди начали умирать от ужасного запаха, которое издавало болото:
» И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда‑то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма… Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим.»
Несчастное племя впало в тоску и отчаяние, и тогда к ним на помощь пришел Данко:
«Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. <…> Люди всё сидели и думали. <…> И ослабли люди от дум… Страх родился среди них, сковал им крепкие руки… <…> Но тут явился Данко и спас всех один.»
Данко был красивым, молодым и смелым человеком:
«Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы.»«…его смелое сердце.»
Решительный и смелый Данко не захотел сидеть сложа руки. Он повел людей за собой, не зная наверняка, найдет ли он выход. Данко лишь верил, что страшный лес не бесконечен:
«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..»
В глазах Данко люди увидели много силы и живой огонь, поэтому пошли за ним:
«Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. <…> Тогда он повел. <…> Дружно все пошли за ним – верили в него.»


В молодом и смелом Данко нашлось мужество повести за собой целое племя людей:

«Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас!»
Как настоящий вожак, Данко оставался бодр и ясен, даже когда племя выбилось из сил:
«И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда‑то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.»
В пути уставшее племя обрушилось на Данко с упрекам и грозилось убить его:
«– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!» 
«– Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они.»
Неблагодарность людей сначала разозлила Данко, но затем он почувствовал к жалость к несчастным людям:
«Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло.»
Данко любил людей. Он чувствовал свою ответственность за них и искренне желал их спасти:
«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их… <…> 
– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.»
Чтобы спасти племя, Данко совершил подвиг. Он вырвал из своей груди сердце, осветил им дремучий лес и повел людей вперед:
«И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца… <…> 
– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.»
Сердце Данко горело великой любовью к людям, как факел:
«…весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» 
«А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!»
С помощью своего пылающего сердца-факела Данко вывел племя из леса в степь. Люди обрели долгожданную свободу:
«И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой… <…> …тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…»
Достигнув цели, гордый смельчак Данко умер от своей раны:
«…гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.»
Радуясь свободе, люди не заметили смерти Данко. Его сердце было раздавлено кем-то из соплеменников. Сердце Данко угасло и рассыпалось в искры:
«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего‑то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»
Смельчак Данко совершил подвиг. Он погиб ради людей, не прося ничего в награду:
«…точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе.»
Великое горящее сердце Данко спасло жизни многих людей:
«…И думал о великом горящем сердце Данко…»
С тех пор голубые искры от горящего сердца Данко летают по степи, напоминая о его подвиге:
«Видишь ты искры? <…> Голубые? Да, это они… Значит, летают все‑таки! Ну‑ну… <…> Эти искры от горящего сердца Данко.» 
«Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» 
«Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где‑то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.»

Это был цитатный образ и характеристика Данко в рассказе «Старуха Изергиль» Горького, описание его подвига Данко и т.д.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

www.literaturus.ru

Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль Горького

В этой части произведения писатель нарисовал идеальный образ положительного героя, человека, делающего все, что только возможно для общего блага.

Горький в легенде рисует тяжелую ситуацию, в которой оказалось некое племя. Этих людей враги, оказавшиеся сильнее, прогнали с пригодных для жизни мест в лес, где они умирали от болотных испарений.

Вывести их из гиблого места вызвался молодой и красивый Данко. Он представляет собой явное олицетворение народного вождя. Он знал, что обязательно нужно уйти из этого леса и знал, куда нужно направиться. В его образе нет ни одной отрицательной черты, одни достоинства.

Многие не выдерживали тягот перехода и умирали в пути. Они начали разочаровываться в своем выборе и, естественно, обвинили во всем своего вождя. Народные массы в данной легенде представлены как люди малодушные и трусливые. Они не обладают столь сильной волей, как их предводитель. Кроме того, далее соплеменники решили обвинить в своих неудачах и убить Данко, не имея моральных сил и смелости признаться в своей трусости.

В легенде о Данко Максим Горький поднимает одну из своих ключевых тем. Он превозносит смелость и силу характера. Данко отвечает своим обвинителям, но его речь можно воспринять в качестве ответного упрека (что и происходит по ходу действия). Он сознает свою силу и обвиняет людей в отсутствии мужества и в том, что они ничего не сделали, чтобы помочь ему. Естественно, подобные слова вызывают еще большее озлобление. Здесь, возможно, реакция писателя-большевика на «отсталых» рабочих и крестьян, которые не хотят впитать правильные идеи и следовать за передовыми идеологами.

Дальнейшее описание событий легенды о Данко косвенно подтверждает подобные предположения. Он, и положено истинному борцу за идею и народное счастье, жертвует своей жизнью ради неблагодарных людей.

Горький рисует красивый образ, сердца, вырванного самим Данко, светом которого он рассеивает мрак и помогает найти правильный путь. Сердце – это образ не только жизни, но и любви. В данном случае к темным, озлобленным и слабым соплеменникам.

Писатель все же не теряет веры в народные массы. После жертвы Данко люди обретают смелость и с большей готовностью и терпением переносят трудный путь. В конце этой истории они выходят на пригодную для жизни землю, а Данко умирает. Его смертью Горький еще раз подчеркивает, что истинно смелые и самоотверженные люди идут на жертвы ради народа бескорыстно.

Вариант 2

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора.

В лице Данко Максим Горький показывает человека, который ставит на первое место интересы общества, его жизнь наполнена благородными порывами, он старается помочь всем, часто даже тем, кто этого не заслуживает. Главный герой произведения наделен лучшими человеческими качествами: доброта, честность, смелость и любовь к близким людям. Данко идет на всё ради спасения дорогих ему людей.

В легенде говорится о людях, живших в мире полном счастья и беззаботности, но наступил момент, когда явились чужие племена и прогнали людей в глубь леса. Их окружали могучие деревья, переплетенные между собой, огромные заросли, сквозь которые не мог пробиться и луч солнца. Тогда им пришлось отправиться в сложный путь на поиски нового места, где они смогли бы вновь жить, радуясь каждому лучу солнца и блестящей, играющей волнами реке. Тогда они и решили выдвигаться. В Данко они увидели сильного и смелого человека, и воскликнули: «Веди ты нас!». И он повел. На пути они встретили множество трудностей, люди выбились из сил и не могли идти дальше. «– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!».

Люди обезумели от злости, и никто даже не вспомнил о том, что именно они выбрали его, просили вести их. Его слов никто не слушал, и когда они хотели было убить его, Данко разорвал себе грудь, вытащил сердце, которое светилось ярким пламенем любви к своему народу, и поднял его над головами людей. «Идем!» — крикнул он. И люди пошли, словно зачарованные, смотря на сердце в его руках. Лес расступался перед ним и он вывел людей на широкие степные земли, а потом гордо засмеялся, затем упал, и умер. Люди же, полные радости, даже не заметили его смерти, но один человек, заметив пылающее сердце испугался и наступил на него ногой, от чего оно рассыпалось на множество искр и потухло. В этот вечер река, отражающая последние лучи заката, казалась ярко красной, как кровь, которая била из груди отважного и необычайно смелого человека — Данко.

В данном произведении автор обратил внимание на актуальную во все времена проблему — эгоизм. Главный герой был совершенно иной, не такой как все. Он стремился сделать хоть что то для людей, которые были абсолютно эгоистичны, думали лишь о себе. И ради них он отдал жизнь, пусти они того и не заслуживали. Таким образом, Максим Горький поведал о существовании человека, готового отдать жизнь за свой народ, который в минуты радости даже не вспомнил своего героя и отплатил ему тем, что уничтожил сердце, которое билось за них и спасло от верной смерти в лесной глуши.

Другие сочинения:

Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Понтий Пилат и Иешуа (встреча, разговор,спор, диалог) в романе Мастер и Маргарита

    В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова не так уж много строк, посвященных событиям связанных с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Но именно эти несколько глав становятся основой

  • Сочинение по рассказу Телеграмма Паустовского

    С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского «Телеграмма» я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика

  • Характеристика и образ Вакулы в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение 5 класс

    В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» присутствуют самые разные персонажи, как сказочные, так и реальные. Одним из таких персонажей является Вакула, обычный деревенский кузнец.

  • Образ Тоцкого в романе Идиот Достоевского сочинение

    Афанасий Иванович – один из главных героев легендарного произведения Достоевского « Идиот». Тоцкий являлся помещиком, был человеком со связями. Мужчина являлся благодетелем Настасьи Филипповны.

  • Образ и характеристика Генерала Бризжалова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

    В рассказе Чехова два главных героя: Бризжалов и Червяков. Фамилии в некоторой степени говорящие, они подчеркивают характеры этих героев. На протяжении всего рассказа чиновник действительно как бы извивается червем

sochinite.ru

Краткое содержание Горький Легенда о Данко из Старуха Изергиль

Когда-то очень давно жило на земле племя людей. Люди эти были смелыми и сильными. Но, однажды пришли на их земли враги и прогнали их оттуда. Пришлось им уйти в самую глушь леса.

В тех местах царила тьма. А от находившихся там болот исходил ужасный смрад, от которого люди умирали. В таких условиях пришлось жить теперь тем, кто привык к степным просторам.

Пойти назад и биться с захватчиками эти люди не могли, хоть и были сильны. Они боялись нарушить заветы. Идти вперед через лес – было задачей нелегкой и опасной. Так и проводили дни они свои в раздумьях. Женщины непрерывно рыдали над трупами погибших. И страх, и унылые думы – все это сковывало сердца людей. Они становились все трусливее, и ничего уже кроме уныния и боязни не звучало среди них.

Совсем уже было отчаялся народ. Уже собрались они идти на поклон иноземным племенам, не боясь рабского существования. Но, тут появился Данко.

Это был красивый и смелый юноша. В глазах его пылал огонь, а речи его призывали людей к действию. Они послушали его и решили, что он действительно лучше их всех и сможет провести племя сквозь страшный лес.

И он повел их. Путь был долог и тяжел. Многие погибли. Дорога эта очень утомила людей, и они начали роптать. Они не в силах были признаться в своей слабости, поэтому и обвиняли во всем Данко. Его считали они виновным в том, что пришлось пережить народу такие трудности и, рассвирепев, решили убить его.

Сперва Данко разгневался на них, но жалость и любовь преобладали над яростью. Он боялся, что без него этот народ вовсе сгинет. И тут он вырвал из груди своей сердце, которое пылало и осветило людям путь.

Так и шли они зачарованные вслед за храбрецом и его горящим сердцем. Шли теперь уже без упреков и ропота. Наконец, лес закончился. Данко вывел народ к новой земле. А сам он по окончании пути упал и умер.

А люди даже и не заметили гибели своего спасителя.

Самоотверженность и преданность, ни требующая ничего взамен – качество, которым обладают довольно редкие люди. Эта легенда и рассказывает о таком человеке – Данко. Он силен, смел. Он – герой и спаситель. Такое качество ставится в рассказе в пример. Но, показывается и обратная его сторона. Те, ради кого совершается жертва зачастую не ценят этого и очень скоро забывают.

Вариант 2

Много лет назад в степи, возле леса, жило несколько таборов людей. Как-то явились чужие племена и оттеснили их в лесную чащу. Там царил полумрак, кроны густых деревьев всегда закрывали солнце и небо, а корни их утопали в болотах. От этих болот исходил смрад и гниение. Люди, вдыхая дурной воздух, стали болеть и умирать.

Табор впадал в уныние, женщины и дети плакали. Мужчины стали искать выход. По ночам огромные деревья будто каменные великаны сдвигались вокруг отсветов от костра, ветер пел похоронные песни в вершинах деревьев, и весь лес глухо ворчал, будто живое существо.

Вернуться в степи и биться с врагами люди не могли, иначе погибли бы заветы, которые они оберегали. Тоскливые думы изнуряли их, страх поселился в сердцах, сковал руки, и вот родились первые трусливые слова о возвращении к врагу, чтобы стать его рабами, но жить под солнцем.

Но появился Данко, молодой дерзкий юноша. Пламенны были его речи, когда обличал он трусость и тоскливые думы. И призвал он людей идти через лес, потому что все имеет свойство заканчиваться – и когда-либо иссякнут и эти заросли и болота, и тогда снова над головами людей засияет яркое солнце и голубое небо.

Люди вскочили и увидели огонь в глазах юноши. Тогда закричали они, чтобы Данко вел табор через лес. И юноша пошел впереди.

Лес густел, в болотах все чаще гибли люди и каждый шаг стоил многих сил. Вскоре они иссякли, и тогда поднялся ропот на Данко и нарекания на его молодость и неопытность.

Однажды над лесом разразилась гроза. Стало темно и лишь изредка молнии выхватывали синим светом бредущих людей, а мокрые ветви хватали их длинными цепкими лапами, пытаясь остановить. И тогда все пали духом и от бессилия с гневом и злобой обрушились на Данко, шедшего впереди.

Рассердился юноша, видя как толпа хочет его убить, но гнев вдруг погас в груди, поскольку понял он, что без него они не выйдут.

Тогда разорвал он грудь и выхватил свое сердце, подняв над головой. Сердце пылало, и огонь его освещал дорогу. И лес замолчал, ослепленный этой великой любовью к людям. А изумленные люди бросились за Данко, забыв об усталости.

И вот лес расступился, гроза осталась позади. Юноша увидел свободную широкую степь, засмеялся и умер.

Никто не заметил его смерти, лишь один человек осторожно наступил на сердце ногой, и оно рассыпалось в искры и погасло. Искры эти иногда появляются в степи перед грозой.

Великая любовь заключается в способности принести великую жертву, не ожидая ничего взамен.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

Легенда о Данко. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Кантемир Сатиры

    Первая сатира представляет собой аргументы против науки и обучения. Лицемер Критон говорит, что из-за обучения люди стали безбожными, не соблюдают постов, сомневаются в необходимости стольких земель у церкви

  • Краткое содержание Сын артиллериста Симонова

    В своём стихе «Сын артиллериста» поэт Константин Симонов рассказал об истории, которая произошла на полуострове Среднем в годы Второй Мировой войны.

  • Краткое содержание Киз Цветы для Элджернона

    Книга представляет собой целую историю рассказов, которые описывает главный герой. Это молодой человек, Чарли Гордон, у которого задержка психического развития. Живя в Нью-Йорке и работая в пекарне уборщиком

  • Краткое содержание Розов В добрый час

    В семье научного работника Петра Ивановича Аверина и жены его Анастасии Ефремовны грядут кардинальные изменения. Старший сын Аркадий, работающий актером в театре, решил жениться

  • Краткое содержание Эдгар По Овальный портрет

    Главный герой и его камердинер останавливаются на ночь в безлюдном замке, чтобы не спать на улице. Они расположились в небольших апартаментах, которые находятся в самой дальней башне.

2minutki.ru

Сердце Данко (Отрывок из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»)

 

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали  с  трех сторон таборы этих людей, а с четвертой —  была  степь.  Были  это  веселые, сильные и смелые люди.

И вот пришла однажды тяжелая пора  явились  откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому
что лес был старый, и так густо переплелись его ветви,  что  сквозь  них  не видать было неба, и лучи солнца едва могли  пробить  себе  дорогу  до  болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот,  то  подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти  из  этого леса, и для того были две дороги: одна — назад, — там были сильные и злые враги, другая — вперед, — там стояли  великаны-деревья,  плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. 

Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером  сумраке  и  еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота… Люди всё сидели и думали. Но ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от  дум…  Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче …
Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… Но тут явился Данко и спас всех один».  

Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса,  среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди… «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
     — Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
     Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
     — Веди ты нас! — сказали они.
     Тогда он повел…»    

Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и  казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.
     «Повел их Данко. Дружно все пошли за ним — верили в него. Трудный  путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много
стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на  Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
     Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали  духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!
     Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
     — Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
     — Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крикнул  Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
     Но эти слова разъярили их еще более.
     — Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых
он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.
Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
     А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…
     — Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
     И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
     Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
     — Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
     Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали
быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.
     И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
     И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади  них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струьй из разорванной груди Данко.
     Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.
     Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»    

     — Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
     Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе. Старуха дремала. Я смотрел на нее и  думал: «Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти?» И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

newcivilization.mirtesen.ru

Образ и характеристика Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

(350 слов) В своём раннем рассказе «Старуха Изергиль» русский писатель Максим Горький пытается понять смысл человеческой жизни, вывести формулу, по которой надо жить. В каждой части повествования автор вырисовывает перед нами по одному образу. Ларра, старуха Изергиль и, наконец, Данко символизируют пути, по которым может пойти человек. Но фаворитом литератора и образцом для подражания является именно Данко. Его-то и хотелось бы рассмотреть поближе.

История этого героя повествует нам о племени людей, изгнанных врагами во тьму гиблого леса. Павшие духом, обессиленные изгнанники погрузились в тяжёлые размышления и, в конце концов, смирились со своей судьбой. Однако среди них нашёлся тот, кто не пожелал молча позволить всем им умереть, и решился спасти своих людей. Этим человеком и был Данко. Этот поступок уже категорически отличает его и от Ларры, который стремился лишь за осуществлением своих желаний, и от Изергиль, которая готова была пойти на жертвы только ради огромной, искренней любви, но, в целом, также презиравшей общество. По мнению Горького, настоящий человек не должен отворачиваться от страдания других, а обязан всеми силами помогать окружающим. Вдохновив соплеменников, Данко повёл их сквозь тьму к спасению. Но этот путь был трудным, люди устали и озлобились на героя, который привёл их на смерть. Однако столкнувшись с такой неблагодарностью, он не разочаровался в мире, не озлобился на человечество, а лишь сильнее возжелал помочь ему. Вырвав из груди своё пылающее сердце, мужчина разогнал окружающую тьму и в итоге вывел соплеменников из леса, отдав за это свою жизнь. Однако общество так и не смогло оценить жертву своего спасителя. Забыв о Данко, путники бросились из чащи, а пылающее сердце героя раздавили ногами. На первый взгляд, кажется, что освободитель напрасно пожертвовал собой ради неблагодарных и низких людей. Но именно в этом и заключается величие этого персонажа, и именно в этом Горький видит истинный смысл существования. В отличие от Ларры и Изергиль, Данко сумел найти своё счастье в служении человечеству, а значит, он жил и умер не напрасно.

Настоящий человек Горького живёт не для себя, а для других, отдаваясь этому служению без остатка. И пусть зачастую люди этого недостойны, но именно поэтому нельзя уподобляться большинству, а продолжать, несмотря на все сомнения и невзгоды, стремиться построить лучший мир.

Автор: Михаил Щепин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» Старуха Изергиль Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

    Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.

    Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.

    От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
    Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
    Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
    Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.

    Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».

    Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.

    Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.

    Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).

    Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.

    Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»


Смотрите также по произведению «Старуха Изергиль»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

М. Горький «Старуха Изергиль: Легенда о Данко»

Сегодня на уроке мы:

- поговорим о рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»;

- разберём легенду о Данко.

Рассказ «Старуха Изергиль» можно разделить на три части.

В первой части старая цыганка рассказывает легенду о Ларре, во второй части говорит о своей жизни, в третьей – вновь рассказывает легенду, о Данко. Сегодня мы будем говорить только о Данко.

В самом начале Данко ничем не выделяется из прочих своих соплеменников.

Всё это «весёлые, сильные и смелые люди». Жили они на границе могучих лесов и степи. И, надо думать, Данко был одним из лучших, раз в трудное время люди пошли за ним.

Будучи изгнанными из родных мест, люди утратили свою силу, смелость, мужество.

Они берегли свои заветы и огорчались от того, что от ядовитых болот «подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».

Когда-то отважные воины, они «ослабели от дум». Забыв о прошлом, они были готовы вернуться к врагам и стать покорными рабами:

Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых.

Но «сидели и думали» не все. И в рабство к завоевателям не все идти хотели. Данко – «молодой красавец» – был другим. Он пристыдил павших духом соплеменников горячей речью:

— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идёмте!

Данко смел и решителен. Он желает спасти своё племя. Юноша ещё молод, и молчал до сих пор, наверное, не желая говорить раньше старейших. Но старейшие растерялись, пали духом и, что самое страшное, согласились вернуться и отдать свой народ в рабство.

Этого гордая душа Данко принять не может. Он зовёт желающих идти вперёд – навстречу новой жизни, новой родине. И люди идут за ним, ведь его слова внушили им надежду на спасение.

В путь двинулись бодро, но был этот путь тяжёлым и долгим.

Чужой, жуткий лес, топкие болота, мрак и холод, гибель ослабевших – вот что сопровождало идущих. Воодушевление и бодрость сменились прежними страхом и усталостью:

Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом.

Кому охота признаваться в слабости? Вот и соплеменники Данко винят не себя, а отважного юношу:

Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шёл впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими.

Ведь так легко свалить всю вину за неудачу на того, кто идёт впереди и ведёт остальных.

— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!

Но Данко не признаёт себя виновным. Он смело становится «против них грудью» и отрицает все их обвинения. Очень резонно и справедливо говорит юный проводник:

— Вы сказали: «Веди!» — и я повёл! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но если обидно признать себя слабым, то во׳ сто крат обиднее слышать упрёки и сознавать их правоту. Этого-то простить уже никак нельзя.

— Ты умрёшь! Ты умрёшь! — ревели они.

Уже не люди, а стая хищников окружает Данко. И все они жаждут его крови:

Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.

Данко силен, он мог бы уйти один. Мог бы даже уйти, убив некоторых из них. Их гнев привычно превратился бы в трусость перед решительностью. И Данко едва так и не поступил: «тогда и в его сердце вскипело негодование».

Но Данко «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». Эта любовь заставила его повести сородичей на поиски новых земель. Эта же любовь удержала его и от гнева. Любовь к людям горит в глазах юноши, а люди принимают её за ярость против них. И стаей хищников готовятся расправиться с ним:

А они подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко.

Всё видит и понимает отважный Данко, но даже и эта подлость соплеменников не может угасить его любви к ним. Все его мысли – о людях.

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

Сердце своё отдаёт неблагодарным сородичам бесстрашный юноша.

Он вырывает его из своей груди и поднимает, как факел, над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.

И вновь Данко – во главе племени. Все бегут за ним, заворожённые необычным «светочем». И уже ничего не боятся. А когда благодатная страна открывается перед ними, сразу же забывают о проводнике с горящим сердцем.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.

Данко умирает. Он счастлив тем, что вывел людей на волю из дикого леса.

Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо.

Не нужны ему были их благодарность или извинения. Он просто любил людей всем своим горячим сердцем, всей своей чистой душой. И даже если бы остался он жив, едва ли душа и сердце его изменились.

А люди? Они сразу же забыли о Данко. Он уже был им не нужен. Солнце, чистый воздух, простор – вот они, перед глазами, а остальное всё несущественно. И «самый осторожный» погасил чудесный факел, наступив на него ногой.

Красивая и печальная легенда. Легенда о человеке с гордым, добрым и отважным сердцем. Много раз неблагодарные соплеменники оскорбляют Данко, обвиняют его в своих трудностях. Выше своих обид благородный Данко, он думает о людях. Он хочет людям добра, хочет спасти их во что бы то ни стало.

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Максим Горький

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *