Михаил Лермонтов — Звезда: читать стих, текст стихотворения полностью
Вверху одна
Горит звезда,
Мой ум она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет.
Таков же был
Тот нежный взор,
Что я любил
Судьбе в укор;
Мук никогда
Он зреть не мог,
Как та звезда,
Он был далек;
Усталых вежд
Я не смыкал,
Я без надежд
К нему взирал.
Анализ стихотворения «Звезда» Лермонтова
Раннее творчество Михаила Юрьевича Лермонтова особенно богато на любовную лирику. Произведение «Звезда» посвящено теме неразделенной любви.
Стихотворение написано примерно в 1831 году. Его автору в этот момент исполнилось 17 лет, он обучается в Московском университете, усердно читает биографию Д. Байрона, переживает безответное чувство к Е. Сушковой. Впрочем, если произведение относится ко второй половине 1831 года, то, вполне возможно, имеется в виду совсем другая мучительница его сердца – Н. Иванова. Вначале она была поверенной в его отношениях с Е. Сушковой, затем ее дружеское участие вызвало в нем нечто большее, чем просто признательность. Впрочем, совсем короткое время поэт пребывал в уверенности, что любим. Возможно, ни ее, ни, тем более, ее семью уже не устраивала просто романтическая история. Требовался жених, а не воздыхатель. По жанру – любовная лирика, по размеру – двустопный ямб с перекрестной рифмовкой, без деления на строфы. Лирический герой – сам влюбленный поэт. Интонация подавленная, меланхоличная. Ни восклицаний, ни вопросов, ни многоточий. Недостижимая и яркая звезда сравнивается со взором девушки. «Вверху» первой строки словно возвращается в финале: к нему взирал. Инверсия: горит звезда. «Таков же был»: похоже, вся описываемая история в прошлом. Эпитетов немного: нежный взор, усталых вежд. «Судьбе в укор»: видимо, имеется в виду, что юный поэт любил красавицу вопреки всем обстоятельствам и ее очевидному равнодушию. «Мук зреть не мог»: характер девушки ему представляется легким, жадным до развлечений. Его угрюмый вид ее не трогал. Бессонными ночами герой созерцает небесную звезду и вспоминает звезду своего сердца. Стихотворение глагольно, но это не придает ему особого динамизма, поскольку произведение относится к сфере чувств, тем более, уже прошедших. Сама форма его крайне необычна. Молодой поэт самостоятельно проходит школу стихосложения того времени. Ориентиром ему, безусловно, служит поэзия А. Пушкина. У того, кстати, есть несколько стихотворений, созданных в подобном размере. Такая форма диктуется желанием соблюсти заданный ритм. Лексика возвышенная, но значение большинства слов понятно из контекста. Пояснений могут потребовать разве что «вежды» (веки). Во второй половине стихотворения заметны отрицания в той или иной форме: никогда, не мог, не смыкал, без надежд.
Стихотворение «Звезда» М. Лермонтова — пример его юношеского творчества, поиска новых форм, возможностей с наибольшей силой передать свои переживания.
Михаил Лермонтов — Благодарность: читать стих, текст стихотворения полностью
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Анализ стихотворения «Благодарность» Лермонтова
Стихотворение «Благодарность» Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1840 году, в уже поздний период его творчества, незадолго до гибели поэта в 1841 году во время дуэли. Некоторые критики считали, что это произведение Лермонтов мог посвятить одной из своих возлюбленных. Действительно, местоимение «тебя» было написано с большой буквы, что могло указывать на конкретного человека, однако позже выяснилось, что поэт сделал это специально, дабы ввести в заблуждение цензоров, которые и правда решили, что стихотворение посвящено женщине. На самом же деле, внимательно прочитав произведение, становится понятно, что оно обращено к миру и к Богу. Это некого рода стихотворение-молитва, которые, к слову, уже появлялись в его творчестве и раньше. Но в данном случае «благодарность» не стоит воспринимать в прямом смысле. В каждой строчке чувствуется печальная ирония слов автора. Лермонтов говорит о том, насколько сложна и непредсказуема жизнь, сколько в ней боли и страданий. В последних строках поэт просит, чтобы ему не пришлось долго благодарить. Буквально — просит Бога о смерти, об окончании его мучений.
Стихотворение «Благодарность» написано пятистопным ямбом, мужская рифма чередуется с женской. На строфы оно не разделено для создания целостного восприятия. Но также можно сказать, что стих делится на две части по смысловой нагрузке. Первая — благодарность лирического героя, вторая — просьба.
Среди художественных средств, использованных Лермонтовым, важную роль играют метафоры («отрава поцелуя», «мучения страстей», «жар души, растраченный в пустыне»), а также повторы: «за все, за все» в первой строке и, более того, дальше шесть строчек из восьми начинаются с одного и того же предлога «за». Автор перечисляет, за что он благодарен. Эпитет здесь всего один — «тайные мучения».
Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова считали, что вызов Богу, заключающийся в последних двух строчках, указывает на чрезмерную гордость или даже гордыню лирического героя. Она не позволяет ему видеть свои собственные недостатки, оставляя винить во всём окружающий мир. Того, к кому обращена «Благодарность», он даже не называет.
Короткие стихи Лермонтова для детей — Стихи, картинки и любовь
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
*****
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
*****
Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
*****
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
*****
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
*****
Весна
Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей.
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.
*****
Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Зови надежду сновиденьем, Неправду — истиной зови, Не верь хвалам и увереньям, Но верь, о, верь моей любви! Такой любви нельзя не верить, | Светись, светись, далекая звезда, Чтоб я в ночи встречал тебя всегда; Твой слабый луч, сражаясь с темнотой, Несет мечты душе моей больной; Она к тебе летает высоко; И груди сей свободно и легко… Я видел взгляд, исполненный огня | Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками На полуюные поля,— Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей; Гляжу, природа молодеет, Но молодеть…Читать далее | Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы шли дорогою одною, Нас обманули те же сны. Но что ж!— от цели благородной Оторван бурею страстей, Я позабыл в борьбе бесплодной Преданья юности моей. Предвидя вечную разлуку, …Читать далее | Я видел юношу: он был верхом На серой борзой лошади — и мчался Вдоль берега крутого Клязьмы. Вечер Погас уж на багряном небосклоне, И месяц в облаках блистал и в волнах; Но юный всадник не боялся, видно, Ни ночи, ни росы холодной; жарко …Читать далее | Пускай толпа клеймит презреньем Наш неразгаданный союз, Пускай людским предубежденьем Ты лишена семейных уз. Но перед идолами света Как ты,…Читать далее | Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! | Вверху одна Горит звезда, Мой ум она Манит всегда, Мои мечты Она влечет И с высоты Меня зовет. Таков же был Тот нежный взор, Что я любил Судьбе в укор; Мук никогда Он зреть не мог, Как та звезда,…Читать далее |
Стихи лермонтова для детей 4 класса
ЛистокДубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская,
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и жёлт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
***
И скучно и грустно, и некому руку подать
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…
Два великана
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец —
И рукою дерзновенной
Хвать за Вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал;
Посмотрел — тряхнул главою…
Ахнул дерзкий — и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
***
Прощай, немытая Россия…
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
***
Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
***
Кинжал
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.
И черные глаза, остановясь на мне,
Исполненны таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
***
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
***
Выхожу один я на дорогу…
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
***
Дума
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Нам миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
***
«На севере диком стоит одиноко…»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
***
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
10 фактов из биографии Михаила Лермонтова
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте [email protected].
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Поэзия со вкусом: как писать стихи грамотно
Кто из нас хотя бы раз не пробовал сочинять стихи? Кому из нас потом не бывало смешно или даже стыдно их перечитывать? Киевская поэтесса Лила Перегуда рассказывает, как оставить свой след в поэзии так, чтобы не было мучительно больно.
Абсолютных критериев качества в поэзии нет – в эпоху постмодерна нет ничего невозможного, и любой аспект произведения может быть переосмыслен или разрушен для создания новой образности. Однако есть несколько пунктов, которые условно отделяют стихотворение от просто текста, написанного в столбик.
Выдержанность формы – неважно, классической или авангардной. Намеренная смена рифмовки или размера в конкретном моменте могут быть художественным приемом, подчеркивающим, например, смену темы. Но когда во всем произведении «хромает» ритм, искажены ударения и формы слов, «расхлябаны» рифмы (в духе «весна-пришла») и скачет размер – быть беде:
Вот завод!
Тракторы колхозам дает.
Много тракторов в год
Дает этот завод.
[Здесь и далее примеры приводятся исключительно для учебно-практической иллюстрации теоретических тезисов, автор и редакция не имеют цели оскорбить чье-либо творчество – прим.ред.]
В стихотворении должен быть выдержан сюжет — фактический или эмоциональный. Если произведение бессвязно и сумбурно, не объединено даже общими ассоциациями или духом, не имеет окончания или начала, если его можно прочесть в обратном направлении и ничего не поменяется по смыслу – значит, перед вами не поэзия.
Стихотворение не должно быть банальным. В данном пункте плохо — это:
- Очевидные и частиречные рифмы (рифмуется глагол с глаголом, или прилагательное с прилагательным в одной форме) любимый-хранимый, мрії-надії, сияет-озаряет, любовь-вновь;
- Затасканные сравнения и метафоры: глаза как два океана; рыдает скрипка, танцуют фонтаны, склонилась муза над плечом. Молодые поэты часто грешат целыми букетами образов, избитых до синяков: дождь как символ грусти, одинокая ночная дорога (обычно автостопом), всевозможные волки, вóроны и кошки, олицетворяющие уникальность автора во враждебном мире;
- Тривиальные темы – «я такой особенный», «весна – время любви», «меня бросили», «любите родину», «старость у порога», «поэт и толпа», далее по тексту, тысячи их. Обо всем этом когда-то писали впервые, но сейчас нужен настоящий гений, чтобы хоть как-то оживить все вышеперечисленное. Гении почему-то чаще интересуются другими темами.
В произведении не должно быть фактических, стилистических и других речевых ошибок. Создавая сравнения или новые слова, желательно учитывать законы языка и логики. Иначе получится такое:
Стоят березы, как в строю солдаты,
Одеты в подвенечные наряды.
или:
А власть официоз готовит,
И ты уж вот она стоишь!
Рты раскрыли, воздух ловят,
Ты — озаряешь и светишь!
Последний пример мучительно нагляден: тут есть неправильные ударения, лексическое смешение просторечного и делового стилей, бессвязная конструкция, две глагольные рифмы и пафосная тема.
Список можно продолжать более специфическими пунктами, но остановимся пока на этом. Дальше начинаются тонкие нюансы, порой переходящие во вкусовщину: например, кто-то любит тоническое стихосложение и сложные рифмы, а кому-то это кажется корявым, и наоборот.
Никто не хочет специально писать плохие стихи – и все равно год за годом они наводняют редакции журналов, любительские литературные вечера, а то и полные концертные залы. Почему так происходит?
- Причина первая и самая очевидная — отсутствие опыта. Нельзя просто так взять и написать шедевр, если весь предыдущий творческий опыт сводится к сочинению «Как я провел лето». Это поправимо: кто-то учится быстрее, кто-то медленнее, но учатся все.
- Вторая по распространенности проблема – недостаток чтения, особенно в детстве и юности, когда формируется чувство вкуса и словарный запас. При наличии большого таланта такой автор старательно изобретает велосипеды на пути к собственному стилю, при отсутствии – выдает дикую смесь Бальмонта с Лепсом и Ахматовой с Аллегровой:
Я думала – у нас с тобою точка.
Но ты поставил только запятую,
И подрастает незаметно дочка…
И впереди маячит многоточье…
- Отсутствие самокритики. Обидеть поэта может каждый, убежать не каждый сможет. Некоторые ранимые души научились ловко отбиваться от конструктивных замечаний и годами не замечать своего невысокого уровня, обычно при поддержке узкого круга друзей, а иногда и соседей по палате.
- Отсутствие конкуренции. Казалось бы, благоприятная среда для творческой натуры, никто не ткнет носом во вторичную аллюзию или сбитую рифмовку. Но если не с кем себя сравнить и некуда расти, можно и заплесневеть. Увы, частая проблема провинциальных поэтов, как бы высокомерно это ни звучало. Сложно не почить на лаврах, когда ты выше всех вокруг на голову, а дальше только классики.
- Отстутствие совести – назовем это так. Человек понимает, что его уровня хватает, чтобы получать сотни лайков от восторженных школьников, а большего ему и не надо. Массовая литература состоит из таких личностей чуть менее чем полностью.
Игра в классику
Начинающим стихотворцам очень полезно читать классику: увидеть, какие темы уже неоднократно поднимались, какие формы и приемы давно использовались, как со временем менялось представление о поэзии. Это поможет не набивать все шишки самостоятельно и не открывать ненужные Америки, а заодно развить чувство вкуса и подучить историю.
У этого метода есть и свой подвох: классика имеет свойство устаревать, а читатель по инерции считает ее непререкаемым авторитетом, что создает трудности при оценке собственных сочинений. К тому же, чем ближе к современности, тем больше споров о том, считать ли конкретного автора классиком, особенно если он еще жив. Из-за этого многие останавливаются на начале-середине ХХ века, поскольку дальше «все сложно».
Чтобы не терять связь с современностью, полезно иногда читать и сегодняшние бестселлеры – далеко не вся массовая литература «страдает» высоким качеством, но кое-чему можно научиться и у нее, главное – не переборщить.
Плюсы: хорошая иллюстрация основ стихосложения, понимание литературного процесса, возможность учиться на чужом опыте.
Минусы: опасность застрять в прошлом веке, большой объем материала, пессимизм («Где они и где я!»).
Метод подражания. Убивать ли пересмешника?
Просто прочитать и чисто теоретически усвоить чужие приемы получится далеко не у каждого. Скорее, наоборот — после прочтения яркого автора в голове будут вертеться строки, удивительно похожие по стилистике и проблематике. И это вовсе не плохо, если рассматривать их как тренировку для освоения нового материала. Главное — вовремя оттолкнуться и полететь дальше. Практически все известные поэты начинали с подражаний, постепенно развивая собственный почерк.
Опасность этого пути состоит в том, что постмодерн потакает игрокам с чужими текстами, убаюкивая тягу к новизне. В наши дни откровенно вторичный поэт может добиться неплохих успехов, только вот будет ли это настоящей поэзией?
Плюсы: помогает привыкнуть к новым приемам, дает опыт и поле для экспериментов в стилизациях.
Минусы: риск вторичности.
Литературоведческий анализ. Горе от ума
Чужую поэзию можно не только копировать, но и разобрать на части и посмотреть, что там у нее внутри. Этим занимается теория литературы. Она предоставляет готовые «запчасти» для творчества – литературные приемы и схемы.
Для продвинутого автора это будет огромным подспорьем: зная все хитрости вроде метафор, аллитераций и инверсий, проще выразить желаемое на бумаге, не повторяя предшественников. Мало того, из этих кирпичиков можно построить стихи не только на родном языке, но и на достаточно знакомом иностранном.
Но многие знания порождают и многие печали. Самая распространенная ошибка теоретиков – излишне перегруженные, неестественные тексты. Некоторые образы и приемы могут входить в моду и кочевать по стихам разных авторов, что выглядит порой комично. И главный парадокс: чем больше вы углубляетесь в детали, тем больше вам их не хватает. Хочется, подобно футуристам, плюнуть на бумагу и расписаться в собственной беспомощности. Приходится заново отыскивать вдохновение под грудой технических нюансов.
А еще становится сложнее воспринимать чужую поэзию. Находятся недостатки у классиков, шероховатости в любимых песнях. Зато открывается новое удовольствие – поиск тонкостей, которые вы раньше не замечали.
Плюсы: самостоятельная разработка стиля и поэтического инструментария, возможность сознательно избежать распространенных ошибок.
Минусы: сложность материала, искусственность конструкций, погоня за модой, творческий застой, впадение в снобизм.
Все на одного. Конкурсы и фестивали
Поэту очень важно слышать мнение других творческих и компетентных людей, сравнивать свои стихи с чужими. Для этого подойдут и сетевые ресурсы, но эффективнее всего живое общение на всевозможных литературно-поэтических мероприятиях. Даже если на фестивале нет жюри, можно попросить более опытных коллег о критике.
Это метод для смелых и здравомыслящих: жюри нередко расходится во мнениях, критики страдают то снобизмом, то вкусовщиной, а собратья по перу могут откровенно завидовать. Но также велик шанс найти того, чье мнение действительно поможет улучшить качество произведений. В творческой изоляции же есть риск не только остановиться в развитии, но и деградировать.
Плюсы: свежий взгляд, опыт выступлений, творческое общение.
Минусы: резкая критика может вообще отбить охоту писать, форматные для конкурсов стихи не всегда являются лучшими; чем выше уровень, тем больше вкусовщины и предвзятости.
Это далеко не все способы улучшить свою поэтическую форму. Существуют литературные школы, мастер-классы и кружки, вузы, в конце концов. Вы можете выбрать себе наставника, чьи стихи вам нравятся, и консультироваться у него, пока не будете довольны результатом. Впрочем, всегда есть одно «но».
При должном старании фактически любой может научиться сочинять неплохие стихи: красиво подбирать рифмы, находить уместные сравнения и точные метафоры, подыскивать экзотические темы. Но никто, кроме вас, не сможет наполнить их принципиально новым содержанием — тем, что отличает поэзию как вид литературы от просто стихов. Увидеть в простом сложное, а не свести сложность к мишуре поверх очередной банальности: именно для этого нужен талант, именно это заставляет жюри награждать более слабых в технике, но искренних авторов, а не ловких пустозвонов.
Есть ли это в каждом человеке? Возможно.
Есть ли это в вас? Рискните и узнаете.
Читать далее: Уличные музыканты. История, традиции, современность
Текст: Лила Перегуда
Оформление: Елена Зублевич
Обреченный молодой человек — Атлантика
Проследить скрытое влияние Пушкина может быть более полезным, чем относительно откровенные следы Байрона. Перед своей бессмысленной смертью Пушкин, к бесконечному отвращению Лермонтова, начал идти на компромисс с царем и истеблишментом. Даже в стихотворении, написанном Лермонтовым о подозрительном конце своего героя Пушкина («Смерть поэта»), он сердито спрашивал о том, как он стал мягким: «Почему он пожал руку никчемным клеветникам? / Почему он поверил лжи. слова и лесть? »
Герой романа Пушкина «Евгений Онегин » получил свое имя от реки Онеги на севере России.«Герой» лермонтовского «Герой нашего времени » Григорий Печорин был назван в честь реки Печоры, что несколько севернее. Один российский критик заметил, что в то время как Онега плавно впадает в море, Печора бурная и бурная. Очевидно, это было частью вымышленного плана Лермонтова — быть более далеким и экстремальным, чем его предшественник. Это становится очевидным, когда в результате фантастического процесса подслушивания и совпадения Печорин узнает, что дуэль, на которую его должны спровоцировать, также будет подготовкой для его убийства.В ответ он принимает стратегию, которая позволяет ему убить своего противника, Грушницкого, с не большим угрызениями совести, чем он чувствовал бы при убийстве таракана. Его небрежное замечание доктору Вернеру и пейзажу, когда труп Грушницкого падает в овраг, является шедевром лаконичного: « Finita la commedia! »
Можно предположить, что Лермонтов заставил Печорина сделать то, что Пушкин не мог: раскрыть заговор против его жизни, а затем действовать с безжалостностью и хладнокровием, чтобы убедиться, что это был убийца.Это делает еще более жутким то, что он был неспособен к такому решению в своей жизни и смерти. Царь Николай I осудил Герой нашего времени в неуклюжем письме своей жене. (Как однажды выразился Энтони Пауэлл, выдающийся изобретатель литературных и социальных совпадений: «Несмотря на огромные размеры России, количество людей, которые фактически управляли вещами в политическом, социальном и культурном плане, было очень мало. может быть настоящей занозой для самого царя.Когда Лермонтов был доставлен на поле чести, он, по-видимому, отказался стрелять в дурака, спровоцировавшего дуэль. Убитый на месте, он никогда не слышал заявленного царя комментария: «Собачья смерть для собаки». Его непоколебимость. Однако безразличие к этому случаю основывалось на двух хорошо отрепетированных сценариях девятнадцатого века: высокомерный аристократ на эшафоте и стоический революционер перед расстрельной командой. Декабристы, в своем роде, восхищались обеими моделями и подражали им.
Один оставшийся вопрос, вероятно, никогда не будет прояснен.Дорис Лессинг лукаво намекает на это в своем предисловии к переводу Аплина. «Я часто задаюсь вопросом, — говорит Печорин, — почему я так упорно стремлюсь завоевать любовь молодой девушки, которую не хочу соблазнять и никогда не выйду замуж. Какой смысл в этом женском кокетстве?» «Женское кокетство» здесь не в женском. Набоков делает то же самое, но по-другому, отмечая:
Лермонтов был на редкость неуместен в своих описаниях женщин. Мэри — это обобщенная юная фигура повести, без каких-либо попыток индивидуализации, за исключением, возможно, ее «бархатных» глаз, которые, однако, забываются в ходе повествования.Вера — всего лишь призрак, с фантомной родинкой на щеке; Бела, восточная красавица на крышке коробки рахат-лукума.
Комплекс Казановы — беспокойное и неизбирательное преследование женщин, которые на самом деле не нужны, — иногда подозревают как маскирующий симптом подавляемого гомосексуалиста. Бешеная деятельность Байрона в этой сфере (или я имею в виду в этих сферах?) Давно стала самостоятельной темой. Пауэлл упоминает, что, хотя дуэль, на которой был погашен Пушкин, очевидно, была связана с предполагаемой супружеской изменой его жены, «в вовлеченных кругах были также скрытые гомосексуальные настроения.»
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов (15 октября 1814 г. — 27 июля 1841 г.), русский писатель и поэт-романтик, которого иногда называют «поэтом Кавказа», был самым важным персонажем в русской поэзии после смерти Александра Пушкина до его собственной смерти на дуэли. четыре года спустя, в возрасте 26 лет. В одном из своих самых известных стихотворений, написанных 1 января 1840 года, он описал свою поэзию как «железный стих, пропитанный горечью и ненавистью».
Лермонтов родился в Москве в респектабельной семье тульского правительства, вырос в селе Тарханы (в Пензенской губернии), где сейчас хранятся его останки.Его семья ведет происхождение от шотландских Лермонтов, один из которых поселился в России в начале 17 века, во времена правления Михаила Федоровича Романова.
Однако семья долго не жила, и отец Лермонтова, Юрий Лермонтов, как и его отец до него, пошел на военную службу. Достигнув звания капитана, он женился на шестнадцатилетней Марии Арсеньевой, к большому разочарованию ее матери, Елизаветы Алексеевны. Через год после свадьбы, в ночь на 3 октября 1814 года, Мария Арсеньева родила Михаила Лермонтова.Вскоре после его рождения между отцом и бабушкой Лермонтова вспыхнул некий разлад, и, не выдержав, Мария Арсеньева заболела и умерла в 1817 году. После смерти дочери Елизавета Алексеевна всю свою заботу и внимание уделяла маленькому Михаилу и его воспитанию, всегда в страхе, что отец рано или поздно сбежит с ним.
В детстве Лермонтов слушал рассказы о преступниках Поволжья, и его воображение восхищалось их якобы огромной храбростью и дикой деревенской жизнью.К сожалению, в десятилетнем возрасте он заболел, и Елизавета Алексеевна, чтобы вылечить его, увезла его в Кавказский край. Там юный Лермонтов впервые влюбился в девушку, которую позже описал как имеющую золотые волосы и «пару ангельских глаз».
Интеллектуальная атмосфера, в которой он рос, мало чем отличалась от той, которую испытывал Пушкин, хотя доминирование французского языка начало уступать предпочтение английскому, и Ламартин разделял свою популярность с Байроном.В раннем детстве Лермонтов получил образование у француза Гендро; но Гендрот был плохим педагогом, и Елизавета Алексеевна
решила отвезти Лермонтова в Москву, чтобы лучше подготовить его к гимназии. В Москве Лермонтов был представлен Гете и Шиллеру немецким педагогом Леви, а вскоре после этого, в 1828 году, он поступил в гимназию. Михаил проявил себя как невероятно талантливый ученик, однажды полностью завладев представлением на экзамене, сначала безупречно прочитав стихи, а затем успешно исполнив пьесу для скрипки.В гимназии он также познакомился с поэзией Пушкина и Жуковского, а одна из его подруг, Катерина Хвостовая, позже описала его как «женатого на здоровенном томе Байрона». Этот друг когда-то был объектом привязанности Лермонтова, и ей он посвятил некоторые из своих ранних стихотворений. В то время у Лермонтова наряду с поэтической страстью появилась склонность к ядовитому остроумию, жестокому и сардоническому юмору. Его способность рисовать карикатуры соответствовала его способности придавить кого-то хорошо нацеленной эпиграммой или прозвищем.
После академической гимназии, в августе 1830 года, Лермонтов перешел в Московский университет. Тем же летом разыгрался последний трагический акт семейного разлада. Глубоко потрясенный отчужденностью сына, Юрий Лермонтов навсегда покинул дом Арсеньевых, но вскоре умер. Смерть отца на такой ноте была ужасной утратой для юного Михаила, и это отражено в нескольких его стихотворениях: «Простите меня, мы еще встретимся?» и «Ужасная судьба отца и сына».
Карьера Лермонтова в университете была недолгой. Находясь там, он был известен своей отстраненностью и высокомерным нравом; Михаил добросовестно посещал лекции, но часто читал книгу в углу аудитории и редко участвовал в студенческой жизни. Его пребывание в университете подошло к концу из-за розыгрыша, устроенного группой студентов против отвратительного профессора Малова. Однажды, после того как профессор начал лекцию своей любимой фразой «человек, который», группа студентов, уже собравшихся туда с разных факультетов, стала аплодировать и кричать: «Фора! Отлично!» При этом Малов свернулся, сполз с трибуны и быстро вышел на улицу, где ученики последовали за ним и бросили в него пару туфель.Побывавший на этом «мероприятии» Лермонтов дорого заплатил за это, и некоторые считают это причиной его отъезда.
События в университете заставили Лермонтова серьезно пересмотреть свой выбор карьеры. С 1830 по 1834 год он учился в кадетском училище в Санкт-Петербурге, а со временем стал гвардейским офицером. Там Лермонтов получил возможность продемонстрировать свою невероятную силу и шутливый характер: он и еще один младший офицер завязывали узлы стальные шомполы, как если бы они были простыми веревками, пока генерал Шлиппенбах не поймал их на этом задании.Когда он поймал их на этом, он пришел в ярость от такого незрелого поведения. В это время он начал писать стихи, подражающие Пушкину и Байрону. Он также проявлял большой интерес к русской истории и средневековым эпосам, что нашло отражение в Песне купца Калашникова, его длинном стихотворении Бородино, стихах, обращенных к городу Москве, и серии популярных баллад.
К своему собственному гневу и гневу народа по поводу потери Пушкина (1837) молодой солдат дал выход в страстном стихотворении, последняя часть которого была явно адресована придворным внутренним кругам, но не самому царю.Поэма почти обвиняет могущественные «столпы» российского высшего общества в соучастии в убийстве Пушкина. Без стеснения в словах это общество изображалось как клика корыстных ядовитых негодяев, «сбивающихся на трон в жадной толпе», «палачей, убивающих свободу, гений и славу», готовых подвергнуться апокалиптическому суду Божьему. Вырубая репрессивную атмосферу России 1830-х годов, как молния из неподвижного неба, стихотворение имело силу библейского пророчества.
Однако царь, похоже, нашел в обращении больше дерзости, чем вдохновения, так как Лермонтов был немедленно отправлен на Кавказ в качестве драгунского офицера.Десятилетним мальчиком он был на Кавказе с бабушкой и оказался дома с чувствами глубже детских воспоминаний. Суровые и непоколебимые достоинства горных соплеменников, с которыми ему приходилось сражаться, не меньше, чем пейзаж скал и самих гор, были близки его сердцу; царь сослал его на родину.
Лермонтов побывал в Санкт-Петербурге в 1838 и 1839 годах, и его возмущенные наблюдения за аристократической средой, в которой модные дамы приветствовали его как знаменитость, послужили поводом для его пьесы «Маскарад».В остальном его безответная привязанность к Варваре Лопухиной была зафиксирована в романе «Княгиня Лиговская», который он так и не закончил. Его поединок с сыном французского посла привел к тому, что его вернули в армию на Кавказе, где он отличился в рукопашном бою у реки Валерик.
К 1839 году Лермонтов завершил свой единственный полномасштабный роман «Герой нашего времени», пророчески описывающий дуэль, на которой он погиб.
25 июля 1841 года в Пятигорске однополчанин Николай Мартынов, ставший объектом шуток Лермонтова, вызвал Лермонтова на дуэль.Дуэль произошла через два дня у подножия горы Машук. Лермонтов сознательно выбрал для дуэли край пропасти, так что, если кто-то из участников будет ранен, он упадет и его судьба будет предрешена. Лермонтов был убит первым выстрелом Мартынова. Большая часть его лучших стихов была обнаружена в его записной книжке посмертно.
Жизнь Лермонтова следует рассматривать как одну из самых эпических и драматических в истории литературы. После нападения на царя как на соучастника фактического убийства Пушкина, сам Лермонтов пал на дуэли, которая, по мнению многих, также была результатом царского заговора, призванного подавить зарождающееся восстание.Его основные работы, которые многие россияне легко цитируют по памяти, в целом страдают низким качеством перевода с русского на английский — поэтому Лермонтов остается в значительной степени неизвестным англоязычным читателям. Но его стихотворение «Мцыри» («Новичок») рассказывает историю молодого человека, который считает, что опасная свобода намного предпочтительнее защищенного рабства, и говорит так же красноречиво, как все, что написано Томасом Джефферсоном для духа американской революции.
Поэтическое развитие Лермонтова было необычным.Его самая ранняя неопубликованная работа, которую он распространял через своих друзей в армии, была в высшей степени порнографической с элементами садизма. Его последующая репутация была омрачена этим настолько, что признание знакомства с поэзией Лермонтова было недопустимо для любой молодой женщины из высшего сословия на протяжении значительной части XIX века. Эти стихи были опубликованы только один раз, в 1924 году, в составе научного издания полного собрания сочинений Лермонтова (под редакцией Ираклия Андроникова).
При жизни Лермонтов опубликовал только один небольшой сборник стихов (1840 г.).Три тома, сильно изуродованные цензурой, были опубликованы через год после его смерти. Его короткие стихи варьируются от возмущенно патриотических произведений вроде «Отечества» до пантеистического прославления живой природы (например, «Один я отправился в дорогу …»). Ранние стихи Лермонтова некоторые назвали ребячливыми, потому что, несмотря на его ловкое владение языком, обычно он больше нравится подросткам, чем взрослым. Но, как и Перси Биши Шелли, с которым его часто сравнивают, он попытался проанализировать и выявить более глубокие причины этого метафизического недовольства обществом и собой.
Назад к русским писателям и поэтам
Герой нашего времени, Демон, Песня купца Калашникова, Смерть поэта, Беглец, Мцыри и др .: Лермонтов, Михаил, Роббинс, Дж., Дойч, Бабетта, Ярмолинский, Аврам, Каменный Блэквелл, Алиса, Дикинсон Бьянки, Марта, Уиздом, Дж. Х., Мюррей, Марр, Уилсон, Чарльз Томас, Брейли Ходжеттс, EA: 9798674225812: Amazon.com: Книги
Проза и поэзия Михаила Лермонтова — это сборник, который содержит два произведения прозы и тридцать девять стихотворений переведены на английский язык, в том числе:
- Ашик-Кериб
- Герой нашего времени
- Демон
- Русалка
- На смерть Пушкина (альтернативный перевод: Смерть поэта)
- Песня купца Калашникова
- Дезертир (альтернативный перевод: Беглец)
- Черкесский мальчик (альтернативные переводы: Мцыри, Послушник)
Поэт-романтик Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве, Россия и вырос в в Пензенской губернии его богатая бабушка по материнской линии.Его мать, аристократка, умерла, когда ему было три года после тяжелого и тяжелого брака, а его отец, отставной армейский офицер, был разлучен с Лермонтовым после смерти матери бабушкой. В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет, где он два года учился среди одноклассников, включая Константина Аксакова, Николая Станкевича, Виссариона Белинского и Александра Герцена, прежде чем уйти в 1832 году и поступить в Гвардейское училище в Санкт-Петербурге.
Лермонтов — автор поэм-повествований Корсар (1828), Ангел (1831), Жена Тамбовского казначея (1838), Беглец (1846) и много переработанного романтического шедевра. Демон (1839) и первый русский психологический роман Герой нашего времени (1840).Лорд Байрон оказал большое влияние на Лермонтова, и в его ранних стихах часто фигурировал байронический герой. Интерес Лермонтова к русскому средневековью привел к созданию исторических стихов, а его любовь к русской деревне проявлялась в ярких образах и персонажах. Поэзия Лермонтова отличается романтической остротой, а его лиризм вызывал восхищение у Антона Чехова, который сказал: «Я не знаю лучшего языка, чем язык Лермонтова».
О смерти Александра Пушкина Лермонтов написал скандальную и широко популярную элегию Смерть поэта (1837), которая подняла его на новый уровень славы.Эта элегия обвинила высокие суды в причастности к смерти Пушкина и стала причиной ареста Лермонтова и ссылки на Кавказ на два года. В 1838 году по заступничеству бабушки и поэта Василия Жуковского Лермонтов вернулся в Москву, где критики назвали его наследником Пушкина. Он много писал в это время и пользовался литературной славой и дружбой. Однако его сильная личность и хвастовство также породили несколько врагов.
U.R. Боуи о русской литературе: ЛЕРМОНТОВ И ГОГОЛЬ
В 2014 году исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова.Так что во всем русскоязычном мире люди собираются вместе, чтобы отметить его короткую жизнь и почитать его стихи.
Всегда интересно созерцать встречи между великими писателями, размышлять о том, что они могли сказать друг другу. В 1878 году Толстой и Достоевский сидели в одном лекционном зале и слушали доклад Соловьева. Они никогда не встречались, ни в тот день, ни в какой-либо другой, но если бы у них был мех, наверняка бы полетел.
Вот три великих русских писателя, Лермонтов, Пушкин и Гоголь, изображенные в совмещении на монументе «Тысячелетней истории России» в Великом Новгороде.Такого разговора никогда не было, потому что трое из них никогда не встречались. Однако Гоголь и Пушкин знали друг друга, хотя и не были большими друзьями, и Пушкин предоставил Гоголю сюжеты для некоторых из его самых известных произведений.
Лермонтов и Гоголь встречались только дважды, в течение двух дней подряд в Москве, 9 и 10 мая 1840 года. Лермонтов явился на вечеринку, посвященную именинам Гоголя 9 мая. Она проходила в саду историка и публициста Погодина. у которого тогда жил Гоголь.На следующий день они снова встретились на собрании, организованном Е.А. Свербеева.
Весной 1840 года Гоголь был самым известным русским писателем того времени, а Лермонтов, уже очень уважаемый за свои стихи, только что опубликовал лучший ранний реалистический роман в русской литературе (Герой нашего времени ).
Каждый из них был в пути в другом месте в то время, когда они встретились. Гоголь вскоре вернулся в свой любимый Рим, а Лермонтов, еще в армии и сосланный из Санкт-Петербурга.Петербург из-за его непослушания был направлен на Кавказ, где через год был убит на дуэли.
Что они сказали друг другу при встрече? Никто не знает. По-видимому, ничего особенного, поскольку ни один из двух писателей не записал ни единого слова из этого разговора.
Взаимодействие между рифмой и ударением в Онегинской строфе на JSTOR
AbstractВ этом эссе обсуждается рифма и ритм в слогово-акцентном стихе, в котором термин «ритм» относится к формированию ударения внутри строки.Рифма и ритм изучались изолированно, но не существует исследований, которые обеспечивали бы строгую основу для корреляции их эффектов. Это эссе, основанное на тщательном статистическом анализе пушкинского «Евгения Онегина», показывает, что ритм отдельных строк может имитировать рифмованные структуры внутри строфы. Кроме того, мы прослеживаем эволюцию строфы Онегина в русской литературной традиции, раскрывая пути, которыми скрытые трансформации поэтической формы отражают сдвиги в истории литературы от позднего романтизма к модернизму.
Информация о журналеStyle затрагивает вопросы стиля, стилистики и поэтики, включая исследования и теорию анализа дискурса, литературных и нелитературных жанров, повествования, фигурации, метрик, риторического анализа и педагогики стиля. Материалы могут быть получены из таких областей, как литературная критика, критическая теория, компьютерная лингвистика, когнитивная лингвистика, философия языка, а также исследования риторики и письма. Кроме того, Style публикует обзоры, рецензии-эссе, опросы, интервью, переводы, перечисляющие и аннотированные библиографии, а также отчеты о конференциях, веб-сайтах и программном обеспечении.
Информация об издателеЯвляясь частью Университета штата Пенсильвания и отделом библиотек и научных коммуникаций Университета Пенсильвании, издательство Penn State University Press обслуживает университетское сообщество, граждан Пенсильвании и ученых всего мира, продвигая научное общение по основным дисциплинам гуманитарных наук гуманитарные и социальные науки. Пресса объединяется с выпускниками, друзьями, преподавателями и сотрудниками, чтобы вести хронику жизни и истории университета.И как часть учреждения, предоставляющего землю и поддерживаемого государством, Press выпускает как научные, так и популярные публикации о Пенсильвании, призванные способствовать лучшему пониманию истории, культуры и окружающей среды штата.
Права и использование Этот предмет является частью коллекции JSTOR.
Условия использования см. В наших Положениях и условиях
Авторские права © 2015 Государственного университета Пенсильвании. Все права защищены.
Запросить разрешения
Михаил Лермонтов и герой нашего времени
Михаил Лермонтов (1814-41) жил и работал в тени Пушкина. Его стихотворные формы, его предмет и его смерть в бессмысленной дуэли (27 лет) на каждом шагу наводят на мысль о его старшем современнике. Последние четыре года своей жизни он был широко признан наследником Пушкина, величайшим ныне живущим поэтом России. Но Лермонтова очень стоит прочитать ради него самого.Единственный рассказ Лермонтова, Герой нашего времени (1840), представляет собой серию из четырех приключений Печорина, предполагаемого героя названия. Все приключения происходят на истерзанной войной кавказской границе и включают в себя контрабандистов и чеченских бандитов, похищения людей, русскую рулетку и дуэли — захватывающие вещи. Почему же Печорину всегда так скучно?
В этом главная ирония романа — все приключения — результат скуки Печорина, его борьбы с бессмысленностью своей жизни.В результате всегда получается какая-то катастрофа. Печорин сеет хаос, просто чтобы чем-то заняться, оставляет за собой след жертв. Вот пример того, как он действует. Печорин пытается украсть княжну у своего друга Грушницкого, ради спорта:
«За все эти дни я ни разу не отошел от своей системы. Юной княжне начинает нравиться мой разговор. Я рассказал ей о некоторых странных происшествиях в моя жизнь, и она начинает видеть во мне незаурядного человека Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает ее пугать.В моем присутствии она не решается заводить сентиментальные споры с Грушницким и уже несколько раз отвечала на его выпады насмешливой улыбкой; но каждый раз, когда к ней подходит Грушницкий, я принимаю скромный вид и оставляю их наедине. В первый раз она была этому рада или пыталась так представить; во второй раз она рассердилась на меня; в третий раз она рассердилась с Грушницким ». (стр. 121, издание Ardis)
В данном случае получается одна из величайших, самых безумных сцен дуэлей в русской литературе.
Герой нашего времени имеет косвенную, современную структуру. Рассказчик, похожий на Лермонтова, сначала слышит длинный рассказ о Печорине, а потом случайно встречает его. Затем последние три рассказа — собственноручно Печорина, из его дневников. Итак, читатель начинает издалека, но все ближе и ближе подходит к Печорину.
Герой Лермонтова является родственником Вертера Гете и любого числа байронических героев, и его собственные потомки снова будут замечены в некоторых главных героях Толстого, Тургенева и Достоевского, а также в любых других персонажах, которые спрашивают: «Какой в этом смысл? »
Это размещено на сайте Russian Reading Challenge.Я не уверен, что это более полезно или хорошо написано, чем статья Лермонтова в Википедии, но такова жизнь.
Длинная глава «Принцесса Мэри» — это самый ранний неанглоязычный рассказ, действие которого происходит в курортном городе. В Англии я думаю о Джейн Остин и Тобиасе Смоллетте. Кого я забываю?
Герой нашего времени Михаил Лермонтов
искусство
Михаил Лермонтов
Михаил Лермонтов Герой нашего времени (1840) изменил правила игры в сейсмической пропорции русской литературы.Это был новаторский психологический роман, в котором читателям предстал мрачный и незабываемый главный герой — Печорин, его байронический «Герой». Лермонтов ломал и создавал литературные условности, чтобы дать обществу изображение созданного им монстра. Его центральный посыл, хотя и мрачный, находит выражение в литературной новизне Лермонтова и его способности развлекать и потрясать своего читателя! Возможно, более значимая как литературная веха, чем шедевр, это мощное произведение, которое стало катализатором моей страсти к творчеству Толстого, Достоевского и Чехова.Если не великий русский классик, то для меня это чрезвычайно значимый роман и увлекательное чтение!Помимо новаторских литературных приемов, которые использует Лермонтов, чтобы заинтересовать и спровоцировать своего читателя, возможно, успех романа зависит от способности его автора заставить нас признать Печорина продуктом больного общества. Что еще более важно, Лермонтов хочет, чтобы мы пожалели печорина, несмотря на его чудовищно человеконенавистнические проступки, и оставили наше презрение к самому обществу. Сочувствие Печорину и его аморальному характеру или его принуждение отказаться от морали в пользу дьявольских забав абсолютно необходимы для того, чтобы книга донесла свой смысл до самого конца.
Посмотрим правде в глаза — литературному монстру сложно посочувствовать. Яго Шекспира, на мой взгляд, был нигилистом, восхищавшимся своей способностью вызывать разрушение других. Сэмюэл Тейлор Кольридж описал монологи Яго как «охоту за мотивами беспричинной злобы»; поэтому он не может заслужить нашего понимания или жалости. Шелли Франкенштейн (1818) тоже чудовище. Общество сторонится этого измученного существа, которое по понятным причинам мотивировано местью как своим преследователям, так и своему создателю.Существо, несомненно, заслуживает сострадания, но наша жалость — не более чем интеллектуальная уступка. Готический хоррор Шелли затрагивает огромные вопросы и оставляет меня потрясенным, но не взволнованным.
Что касается Печорина, хотя он тоже совершенно чудовищен и разделяет гнусную хитрость и садистские аппетиты Яго, сама его человечность затмевает мою, возможно, отстраненную реакцию на Франкенштейна. Мотивы Печорина понятны, хотя и непростительны с моральной точки зрения. Следовательно, его мучения вызывают умеренное сочувствие и жалость к его положению и таким, как он.Лермонтов использует отзывы своих читателей об этой мерзости человека, чтобы поднять с общества ковер и обнажить то, что находится под ним. Чем больше мы потрясены Печориным, тем больше мы вынуждены говорить о том, почему он так безжалостно аморален.
Хотя роман не автобиографичен, небольшое понимание его автора проливает много света на его главного героя и темы. Лермонтов родился в 1814 году в Москве, и годы его становления прошли под репрессивной опекой его аристократической бабушки в ее дворянском имении.К четырнадцати годам он сочинял поэтические стихи, полные жалоб на изоляцию и разбитые надежды. Позже несчастные любовные связи усугубили его отчуждение и горечь. После формального образования он поступил в Русское кавалерийское училище и впоследствии был зачислен в Гусарский полк. Будучи молодым офицером в Санкт-Петербурге, он испытывал сильное пренебрежение к приличному обществу и все больше разочаровывался в своей жизни и обществе в целом. Благодатная почва для посадки семени Печорина в его сознании.
Реакция Лермонтова на смерть Пушкина привела к тому, что в 1837 году он опубликовал Смерть поэта . Это было жестокое обличение русского общества и привело к ссылке в полк на Кавказ. Теперь он считается литературным наследником Пушкина, и он продолжал публиковать стихи, глубоко критикующие общество. Вскоре после ссылки он вернулся в Санкт-Петербург только для того, чтобы убить на дуэли сына французского министра. Его немедленно отправили обратно на Кавказ. Двенадцать месяцев спустя он поссорился с русским майором, в результате чего произошла еще одна дуэль и его смерть в возрасте двадцати шести лет.Его литературная карьера длилась всего двенадцать лет. «Герой» написан в последние пару лет его жизни, действие происходит на Кавказе 1830-х годов. Лермонтов излил свое презрение к обществу в свой мятежный романтический роман и поднял зеркало этого общества в образе Печорина.«Герой» был знаковым в русской литературе. Созданный под сильным влиянием романа Пушкина в стихах «Евгений Онегин » (1831 г.), он был радикально оригинальным и, возможно, является первым психологическим романом в русской литературе.Примечательно, что Лермонтов впервые использовал прозу, а не стихи, чтобы создать пять эпизодов из жизни своего отважного главного героя. Каждый из них завершен сам по себе, но постепенно добавляет сложности и содержательности своему персонажу. «Журнал» Печорина находится в центре романа, давая шокирующую аналитическую информацию о его вымышленном авторе. Окружающие виньетки красочно изображают персонажей и пейзажи романа, но все они фокусируют наше внимание на урбанистически замаскированной подлости главного героя.Поскольку эти эпизоды сливаются воедино, хотя и лишены сюжета, книга больше похожа на роман, чем на сборник рассказов.
Лермонтов оказал влияние на Толстого, предполагая психологический, аналитический метод последнего и его интуитивное восприятие природы. Он предвосхитил Достоевского, борясь с природой зла и сложностью человеческой личности. Даже Чехов был в долгу перед Лермонтовым и признал его, сославшись на эпизод романа («Тамань») как на образец искусства написания рассказов.Лермонтов направил русскую литературу на путь, по которому прозаические романисты создали одни из самых великолепных произведений в литературном каноне. Неплохо для парня, у которого была печально короткая литературная карьера!
Лермонтов отошел от русской литературной традиции и превратил Печорина в байронического героя. Он взял модель сильного человека, не имеющего отношения к миру, и сосредоточил свое внимание на иллюстрации фундаментального противоречия. Печорин энергичен, очень умен и неукротим.Однако, как и сам Лермонтов, он считает, что жизнь и общество сами по себе не соответствуют его ожиданиям. Он становится чудовищно озлобленным, циничным и практически инертным. Его скука — это собственное проклятие и зловонная почва, в которой разлагаются его характер и душа. Печорин — двадцатипятилетний дворянин, который не обнаружил в жизни ничего достойного своих талантов и энергии и, таким образом, растрачивает их на бессмысленные приключения и жестокие преследования. Лермонтов хочет, чтобы его читатель понял это и содрогнулся.Так что же на самом деле делает этот измученный монстр, чтобы оправдать наше смятение? Он разбивает сердца двух влюбленных женщин и, в случае с Белой и Грушницким, заставляет их заплатить за свои чувства жизнью. Да, смерть Белы трогает нашего упрямого злодея, но не меняет его. Вера — единственный персонаж в книге, который проникся сквозь черствую внешность Печорина, и даже она страдает от его рук, как мышь веселому и злобному коту. Глубоко обеспокоенный, он мучает практически всех, кого встречает — «как мухи к распутным мальчишкам».Он показывает себя манипулятивным, жестоким и безжалостным в погоне за отвлечением.
Лермонтов предлагает нам внимательно присмотреться к мотивам поведения Печорина. Это нацелено на то, чтобы сместить фокус читательского возмущения с Печорина на общество, с следствия на причину. В своем собственном дневнике Печорин признает свою вампирскую природу как мотив, заставляющий его питать свое эго за счет боли других. Расстроенное чувство честолюбия и обида Печорина по отношению к жизни вызвали у него хищническую горечь.В его душе засела посредственность, заставляя его отвернуться от добра, чувств, сострадания и идеализма. Единственный путь, оставшийся для его отравленной жизненной силы, — это следовать его самым темным импульсам и развлекаться мелкими забавами и поступками подлинного зла. Он, как и Лермонтов, был жертвой жестокого репрессивного общества Николая I.
Как пишет автор в предисловии, «таким должен быть герой нашего времени», «характеризуемый решительным бездействием или же тщетной деятельностью».Хотя у Лермонтова не было лекарства от этой «болезни», он считает, что общество несет полную ответственность за таких людей, как Печорин, не рожденных злом, а сделанных злом. На мой взгляд, общество было неприветливым монстром Лермонтова, а Печорин — целительным предупреждением против его зла.
Это роман значительного литературного новаторства. Это также отличное чтение, если не pièce de résistance русской литературы! Лермонтову удалось создать глубоко провокационного монстра.