| / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Сравнительный анализ стихов А.С. Пушкина «Туча» и М.Ю. Лермонтова «Тучи» У двух величайших русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин пишет стихотворение «Туча», а в 1840 Лермонтов создает свои знаменитые «Тучи». Что объединяет и чем отличаются эти два произведения? Таким образом, туча для героя Пушкина — олицетворение чего-то грозного и неприятного, страшного, возможно, какой-то беды. Он понимает, что ее появление неизбежно, однако ждет, когда она пройдет, и все снова наладится. Для героя стихотворение естественным является состояние покоя, умиротворенности, гармонии. Чего нельзя сказать о герое лермонтовских «Туч». Для него «тучки небесные» — это и его «сестры», и, в то же время, антиподы. Мы понимаем, что в чем-то поэт ассоциирует себя с тучами: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную». Но тучи – это всего лишь небесные тела, не имеющие души, не умеющие страдать: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Возможно, в этом их преимущество – ведь они не испытают боли: «Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания». В соответствии с отношением к тучам в данных стихотворениях поэты подбирают лексические средства. У Пушкина много эпитетов. Те, которые характеризуют тучу, окрашены негативно, в унылые, строгие тона («туча рассеянной бури», «унылую тень», «таинственный гром», «алчную землю»). Этим эпитетам противопоставлены светлые, радостные эпитеты, описывающие просветленное небо («по ясной лазури», «ликующий день», «с успокоенных небес»). По тому же принципу противопоставления располагаются в пушкинской «Туче» и метафоры одушевления. Так, туча ассоциируется со злобным, разъяренным существом («ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты небо кругом облегала», «ты издавала гром и землю поила дождем»). Туче противопоставлен свежий ветер, гонящий ее с небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес». Стихотворение Лермонтова отличается значительно большим количеством эпитетов и метафор. Так, сами тучки характеризуются как «вечные странники», «изгнанники», «вечно холодные», «вечно свободные». Интересно, что почти во всех определениях туч присутствует наречие «вечно» — тем самым автор подчеркивает их бессмертие, наполненное космическим одиночеством. Кроме этих эпитетов, в стихотворении имеется и много других, тоже характеризующих тучи: «степью лазурною, цепью жемчужною», «с милого севера», «Зависть ли тайная?», «злоба ль открытая?», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные». Кроме того, «Тучи» Лермонтова насыщены и метафорами одушевления: «мчитесь вы», «Кто же вас гонит? судьбы ли решение? Зависть ли ? злоба ль?», «на вас тяготит преступление?», «или друзей клевета ядовитая?», «вам наскучили нивы», «чужды вам страсти и чужды страдания», «нет у вас родины, нет вам изгнания». Все метафоры характеризуют тучи и, в то же время, дают характеристику лирическому герою стихотворения, раскрывают нам его судьбу и его внутренний мир. О сопоставлении героя с тучами говорит нам сравнение «мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Таким образом, стихотворения Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи» совершенно различны по настроению и идейному содержанию, однако в обоих произведениях описание туч – это возможность поговорить о мире человека, его души, отношений с окружающими. В соответствии со своей идеей каждый из авторов использует и подходящие лексические средства выразительности. В обоих произведениях главную роль играют эпитеты и метафоры одушевления. Однако нужно отметить, что стихотворение Лермонтова более богато этими средствами выразительности.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Сравнительный анализ стихов А.С. Пушкина «Туча» и М.Ю. Лермонтова «Тучи» | Смотрите также по произведению «Стихотворения»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.
В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч — «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.
Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.
Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север», Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.
В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.
Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (
Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
- «Демон», анализ поэмы Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
- «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
- «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Тучи»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
goldlit.ru
М. Ю. Лермонтов «Тучи»: анализ стихотворения
Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»
Одним из самых ярких и запоминающихся произведений, относящихся к позднему этапу литературной деятельности великого русского поэта Михаила Лермонтова, является его стихотворение «Тучи», созданное им в апреле 1840 года перед второй ссылкой на Кавказ. Оно появилось под рукой гениального поэта в Петербурге, где он, чувствуя скорую разлуку с друзьями и близкими, наблюдал за ползущими в окне тучами над знаменитым петербургским Летним садом. Стихотворение вошло в единственный прижизненный сборник поэтических произведений Лермонтова, выпущенный в том же 1840 году.
Главная тема стихотворения
В основе данного произведения, написанного в период стремления Лермонтова снизить напряжение и отчужденность между собой и окружающим его миром, лежит тема, являющаяся центральной для всего его творчества – чувство одиночества, свободы и отстраненности от всех происходящих вокруг него событий. Мотив одиночества и обездоленности пересекается с мотивами тоски и пылкой любви к родной земле, которая совсем не готова отвечать поэту взаимностью, она подобно ветреной женщине непостоянна и изменчива, а любовь её зыбка и призрачна.
В стихотворении изображены страдания и душевные переживания лирического героя, которого вынудили стать изгнанником и покинуть родные для него края.
В основе стихотворения, имеющего вид диалога поэта с «тучками, небесными странниками», лежат три строфы и две основные части, существующие на базе использованного автором сравнительного метода. Поэт сравнивает тучи, которые гонит бездушный ветер, со своей судьбой, такой же изменчивой и непредсказуемой, закидывающей его в такие места и дали, что он и не может себе представить. Душа лирического героя полна умиротворения и спокойствия, он отстранен и абстрагирован от всего происходящего, покоряется судьбе предначертанной ему свыше и воспринимает окружающей его мир как нечто чуждое и враждебное. Сейчас он абсолютно свободен, наполнен чувством спокойствия и гордого одиночества, однако все может измениться в любой момент и он подобно тучам, будет отнесен безжалостным ветром судьбы «с милого севера в сторону южную (из Петербурга на Кавказ).
Мастерски изображенные образы туч «вечных странников» создают особое пронзительное звучание основного мотива изгнанничества и бесприютности: не существует на свете такой силы, которая могла бы прекратить вечный и беспрерывный бег одиноких туч по небосклону. Лирический герой ощущает себя таким же бездомным изгнанником, вынужденным постоянно одиноко брести по свой жизненной дороге в поисках счастья.
Структурный анализ стихотворения
При написании стихотворения Лермонтов использовал такой стихотворный размер как четырехстопный дактиль и трехсложная стопа с ударением на первом слоге, применена перекрестная рифмовка, характеризующаяся яркостью и поэтическим богатством (южною — жемчужною, открытая — ядовитая). Произведение приобретает яркую насыщенность и выразительность благодаря использованию таких художественных средств выразительности как эпитеты (степь лазурная, милый север, цепь жемчужная), метафорические эпитеты (нивы бесплодные, тучи свободные, вечно холодные), метафоры одушевления (кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, нивы наскучили), приемов олицетворения (тучи-странники), анафоры (повторение группы слов или фраз в начале или в конце строфы).
Данное произведение имеет глубокий философский подтекст, который заключен в идеи разобщенности человека и окружающей его природы. Данная мысль подтверждается наличием в стихотворении неясных противопоставлений таких как: природа и гонимый властями поэт-скиталец, холодность и полное безразличие туч – страдания и муки лирического героя, пламенность его чувств. Люди разучились жить в гармонии и мире с природой, они полны мирских забот, не в силах забыть обиды, умерить свои страсти и желания, поэтому, никогда не смогут подняться как вечные странники тучи на недосягаемую высоту и абстрагироваться от проблем бренного мира.
xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai