Содержание

Интересные факты о Ломоносове из жизни и биографии Михаила Васильевича

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный-энциклопедист. Его личность уже давно стала хрестоматийной. О его уникальных способностях слагали легенды и мифы, ведь он добился невероятных успехов во многих областях знаний. Подборка интересных фактов о Ломоносове поможет узнать много нового о его жизни и деятельности.

Факты из жизни М.В. Ломоносова

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
  • Во многом биография Ломоносова – это жизнь, поступки и служение вопреки обстоятельствам. Так, вопреки тяжелым условиям жизни, он нашел время и обучился грамоте. Помог ему в этом С.Н. Сабельников – дьяк местной Дмитровской церкви.
  • Однажды юный Михаил случайно узнал о твердом намерении отца его женить. Он притворился больным, чтобы сватовство было отложено, и решил немедля бежать в Москву. Ночью он тайно покинул отчий дом и примкнул к обозу торговцев, которые держали путь в столицу. Путешествие было нелёгким, но ровно через три недели они прибыли в Москву.
  • Много в краткой биографии Ломоносова Михаила Васильевича интересных фактов. К примеру, один раз он подделал документы. Дело в том, что по происхождению он не мог поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Страсть к наукам подтолкнула его на совершение проступка: он выдал себя за отпрыска холмогорского дворянина.
  • Желание учиться не было прихотью или забавой. Он доказал это, став одним из лучших учеников. В награду за прилежание и усердие он вместе с двенадцатью другими выпускниками академии отправился в Петербург, а затем в Германию для дальнейшего обучения. В Европе он провёл пять долгих лет. Однако, для него они пролетели, как один день. Он там нашел то, что не мог найти в родном отечестве – новые знания и умения в таких областях, как металлургия, горное дело, физика, химия и философия.
  • Выдающиеся умственные способности, интересы и деятельность Ломоносова обогатили многие отрасли знаний. Если говорить кратко, именно он занимался исследованиями атмосферного электричества, изучал силу тяжести, объяснил, из чего состоит вещество – атомно-молекулярная теория, явился создателем теории цвета, возродил мозаичное искусство, открыл атмосферу на Венере и многое другое.
  • Если бы не покровительство русской императрицы Елизаветы Петровны, то Ломоносов был бы казнён. Дело в том, что он вёл непримиримую борьбу с академиками, потоком прибывавшими из Европы немцами, которые насаждали своё видение русской истории и искажали её до неузнаваемости в угоду своей «норманнской теории». Страсти в Российской академии наук накалялись и апофеозом «поединка» стал арест Михаила Васильевича. Суд признал доказанной вину Ломоносова и приговорил к смертной казни или наказанию плетьми.
  • Интересно отметить, что сразу после кончины великого русского ученого все документы из его архива были конфискованы и бесследно исчезли. Через несколько лет немец Миллер издал часть трудов под именем Ломоносова. Но кто истинный автор этих работ – неизвестно.
  • Вокруг имени Ломоносова всегда ходили легенды, всевозможные домыслы и слухи. Он – незаконнорожденный сын Петра Первого – это, пожалуй, один из самых невероятных и интригующих мифов. С возможным великим «предком» Михаила Васильевича явно роднили стать, буйный нрав и неуемная страсть к наукам и всевозможным преобразованиям. Говорили также, что не только уникальные способности Ломоносова помогли ему поступить в Академию, но и высокое покровительство. Но разговорами всё и ограничивалось, поскольку письменных доказательств тому не нашлось.
  • Именно о буйности нрава великого ученого рассказывали много анекдотов. Однажды поздним вечером на Васильевском острове на него напали разбойники. Их было трое. После неожиданно яростного сопротивления двое тут же скрылись с места происшествия. Оставшегося Ломоносов повалил на землю и заставил во всем признаться. Оказалось, что они матросы и решили напасть на случайного прохожего с целью ограбления. В гневе Михаил Васильевич отобрал у него одежду. Сам грабитель оказался ограбленным, а пострадавший принёс домой неожиданный трофей.

Краткая биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов — «универсальный человек», обладавший многими талантами. Это физик и химик, астроном и геолог, поэт и филолог. Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, расположенной в Архангелогородской губернии. Мальчик проживал в зажиточной семье. В девятилетнем возрасте у него умерла мать.

Начальное образование Михаил получил у дьячка местной церкви. В 14 лет юноша уже хорошо писал и читал. Жизнь с мачехой для Михаила была невыносимой. Когда отец в 1730 году захотел его женить, Ломоносов ушел в Москву. Через три недели юноша достиг цели.

Михаил хотел поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого он подделал документы и выдал себя за сына дворянина. Ломоносов был прилежным учеником. Он с удовольствием читал летописи, богословские книги, математические сочинения. В 1734 году Михаил отправился в Киев. Здесь он обучался в Киево-Могилянской академии.

В 1735 году Ломоносов уехал в Петербург. Его зачислили в университет при Академии Наук. Студент изучал математику, знакомился с экспериментальной физикой, изучал стихосложение. В 1736 году русский дипломат Иоганн Корф предложил послать пару учеников за границу. На протяжении нескольких лет Ломоносов обучался в Марбурге и во Фрайберге. Здесь студент усовершенствовал знания по химии, металлургии, немецкому языку, рисованию, фехтованию. Он начал собирать собственную библиотеку.

В 1739 году Ломоносов, пребывая в Германии, женился на Елизавете-Христине Цильх. У ученого было несколько детей. Сын и дочь умерли в раннем возрасте. В 1749 году в семье появилась дочь Елена.

В 1740 году Михаил решил возвратиться в Россию по морю. В это время его завербовали в прусскую армию. Через несколько недель он сбежал из казармы. Михаил отправился в Марбург и поселился в доме тещи. В 1741 году он вернулся в Петербург без жены. Через два года супруга нашла его через посольство и приехала в Россию.

В 1742 году Ломоносова назначили адъюнктом физического класса, а в 1745 году — профессором химии. В 1748 году Михаил Васильевич создал научно-исследовательскую и химическую лабораторию. Здесь он проводил опыты по изготовлению краски, цветного стекла. В 1753 году основали стекольную фабрику в Усть-Рудице. В 1755 году Ломоносов способствовал тому, чтобы был учрежден Московский университет. Для этого ученый составил первоначальный проект.

В 1757 году Михаила Васильевича назначили советником Канцелярии Академии наук и художеств. Он покинул казенную квартиру и переехал в собственный дом. В 1759 году Ломоносов занимался устройством Академической гимназии. В 1760 году ученый стал почетным членом Шведской королевской академии наук, а через четыре года — Академии наук Болонского института.

Ломоносов — талантливый человек, который внес существенный вклад в развитие химии, геологии, астрономии, метеорологии и искусства. Его выдающимся достижением считается молекулярно-кинетическая теория тепла. Ученый создал циркумполярную карту, написал руководство к риторике и определил, что вещества состоят из корпускул. Михаил Васильевич заложил основы физической химии, разработал технологию цветных стекол, вместе с Брауном получил ртуть в твердом состоянии.

Михаил Васильевич Ломоносов скончался 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге. Причина смерти — воспаление легких. Ученого похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Позже на могиле установили стелу из каррарского мрамора.

Краткая биография Ломоносова

Великий русский учёный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождён 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учёный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее образование.

Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живёт очень бедно, голодает, мёрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удаётся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить своё образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова.

Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведённый за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения.

В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя.

Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.

Краткая биография Ломоносова

4.3 (86.96%) 1399 votes
На этой странице искали :
  • краткая биография ломоносова
  • ломоносов краткая биография
  • биография ломоносова
  • ломоносов биография
  • Биография Ломоносова кратко

Сохрани к себе на стену!

Михаил Ломоносов краткая биография — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

 

Величественный учёный, в прямом смысле этого слова.

Краткое сообщение о жизни и творчестве Михаила Ломоносова для детей2, 3, 4, 5, 6, 7 классов


Кратко говоря о Ломоносове, следует отметить, что день его рождения в ноябре два столетия тому назад,а точнее 1711 год. По старому стилю это и   9 и 10 и даже 12 год. Его отец, рыбак, обычный крестьянин Архангельской губернии. Проживал Михаил в деревне Денисовка, что в те времена относилась к Холмогорскому уезду, устья Двины. Михаил был хоть еще и ребёнок, но уже не заменимый помощник отца. Часто уходил с ним в опасное плаванье водами Белого моря и Северного океана.


Его жизненный путь был трудным, полон опасности, что не сломало, а лишь укрепило характер мальчишки, который с каждым днём все больше и больше закалялся, и наконец, стал независимым и энергичным. А постоянное пребывание, среди красоты природы северного края, развило у ребёнка необычайную способность наблюдать. Да и  не зря рассказы о Петре Великом слушал он.  


Ломоносов Кратко говоря, стремился, научится читать. С вдохновением несколько раз прочитал Мелентия Смотрицкого, Это единственная светская книга, которую он сумел раздобыть. Но она не смогла утолить  желание и Миши к высшим наукам, и он решил уехать с обозом. А куда? Да, конечно же, в Москву. Ведь только там существовала возможность получить знания.


Так в 1731 году юный, ещё никому не известный физик, Ломоносов попал в Столицу. Времена наступили для парня сложные. Ему с трудом удалось устроиться в Сараевскую школу. И даже случился случай, где Ломоносов, краткая биография, которому не придаёт значение, проявил необычайную смекалку. К примеру. У парня порвался, кафтан, денег купить или хоть подлатать его не хватало. И как то по этому поводу студент богатеньких родителей спросил,- « Миша, а это что из твоего кафтана Мудрость выглядывает», на что Ломоносов не растерялся и ответил, — «Это не мудрость, это глупость заглядывает» Правда этот случай уже сам за себя говорит и подчеркивает, насколько юноша был умен? И с такими моментами на жизненном пути, обычному сыну рыбака, в пенатах университетов довелось столкнуться не один раз.


Проучившись немного, Михаил понял, что найти ему ответы на интересующие его вопросы у академических учителей схоластического учительствования,  просто,не найти.  Ломоносов принял решение, уйти туда, где возможно найти все о физике.

Так сельский парень стал студентом Киевской академии. Но и здесь его ожидания не оправдались, и Ломоносов вернулся в Москву для окончания Славяно-греко-латинской академии.
В конце курса, Михаил был переведён в Петербургскую академическую гимназию откуда, вскорости, был перенаправлен за рубеж, для изучения горного дела. Оказавшись в Марбурге Ломоносов стал слушателем философских лекций, которые читали философы, физики, логики, Вольф, Файсберг, Генкель. Но не сложившаяся дружба с Генкелем, принудила Михаила в 40-х годах вернуться в Марбург. Где он, в скорости женился на Елизавете Христине Цильх.


Финансовое положение студента семьянина становилось все хуже и хуже и ему пришлось покинуть город. Он долго скитался по заграницам и наконец, в 1741-м вернулся в Петербург. В Петербурге Михаила Васильевича назначили адъютантом по физике, через три года он стал профессором по химии, через 12 лет членом канцелярии в академии, а в 1759, заведующим, той самой гимназии, университетом и географическим департаментом. Говоря о Ломоносове кратко, следует отметить, что напряжённая тяжёлая, продолжительная борьба с враждебной партией повлияло на состояние Михаила Васильевича.

Его гениальность, необычайное отношение к знаниям, трудолюбие, патриотические отношение Родине, твёрдость  убеждений, только способствовали стремлению вделать открытия в мире физики, химии, астрономии. Свои работы Ломоносов представил в сборниках исследований, которые, к сожалению, исчезли после его смерти. Говорят, они пропали после того, как его навещала Елизавета I, которая и приказала, всю его документацию, забрать, якобы во дворец для изучения и хранения.


А,  4 апреля на 54 году жизни, в 1765 году, скончался раб естественных наук, физик, химик, и учёный Михаил Васильевич Ломоносов.
Похоронили раба Божьего и раба науки на кладбище при Александро-Невском монастыре.

Михаил Ломоносов-краткая биография.

Краткая биография Михаила Ломоносова: где родился и учился, деятельность русского ученого

История Российского государства помнит великое множество достойных деятелей науки и искусства. Знаменитый учёный Михаил Васильевич Ломоносов, краткая биография которого является примером целеустремлённости и трудолюбия, выделяется особо. Это был чрезвычайно одарённый человек с многосторонними талантами. Некоторые его научные труды не потеряли своей актуальности до наших времён.

Детство на Двине и юность

Выдающийся русский ученый оставил потомкам автобиографию, но многие исследователи также писали о его жизни и творчестве.

8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии появился на свет будущий академик. Он родился в семействе рыбака Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Жили они не слишком богато. Отец рыбачил, а мать занималась домом и ребёнком.

Когда мальчику исполнилось девять лет, скончалась его мать. Отец повторно вступил в брак год спустя. Федора Михайловна Ускова, новая жена Василия Дорофеевича, прожила недолго, скончавшись, в 1724 году. Третьей его супругой стала Ирина Семёновна Корельская. Взаимоотношения мачехи и пасынка не сложились, Михаил звал её «злой и завистливой мачехой».

Домашнее обучение

В детстве Миша частенько отправлялся с отцом на промысел. Эти поездки повлияли на становление его личности. Суровые условия Севера укрепили его физическое и нравственное состояние. Увиденные в путешествиях красоты окружающего мира развивали мышление и воображение мальчика. К четырнадцати годам он освоил грамоту и безошибочно писал. В те времена большинство населения Российской империи было неграмотным, а красиво писать, как это делал Михаил, умели единицы.

В родном селе он овладевал знаниями под началом дьяка Дмитровской церкви Сабельникова и односельчанина И. Шубного. Чтение книг, подаренных соседскими сыновьями, занимало досуг молодого человека. Научная вселенная покорилась ему с помощью «Арифметики» Л. Магницкого и «Грамматики» М. Смотрицкого.

Такая увлечённость приводила к ссорам с отцом и мачехой. Учителя, впечатлённые достижениями Михаила, советовали продолжать просвещение в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. 15 декабря 1730 г. Михайло тайно бежит с вереницей саней поставщиков рыбопродуктов в Москву, догнав их после трехсуточной погони по глухим дебрям в одиночку. Так Ломоносов пришёл в Москву.

Российские университеты

Московская славяно-греко-латинская академия покорилась ему через месяц после приезда. Поступлению помогла небольшая уловка. Будущий студент представился дворянином. В этом образовательном учреждении великолепно преподавали латынь, и Ломоносов идеально освоил её. Программу Академии он преодолел в течение пяти лет вместо двенадцати. Этому поспособствовали его последовательность в достижении намеченного и прирождённому прилежанию.

Ощущая недостаток преподавания в сфере физико-математических предметов и философских направлений, в 1734 году лучший студент обратился к руководителям Спасских школ (второе название Академии), где учился Ломоносов, за разрешением и финансовой поддержкой для продолжения образования в Киеве. Приглашение он получил от главы Киево-Могилянской академии архимандрита Стефана.

Обучение в этом учебном заведении разочаровало Ломоносова. Преимущественно преподавались здесь религиозные и богословские дисциплины. Но свободный доступ к огромной библиотеке скрасило пребывание в Киеве. Разочаровавшись, он возвращается туда, откуда приехал.

Учёба в Санкт-Петербурге

Скорее всего, М. В. Ломоносов стал бы священником. Но удача не отвернулась от него. В 1735 году случилось обращение к Сенату барона Корфа, президента Российской академии наук. Он выразил обеспокоенность уменьшением количества студентов и попросил организовать сбор особо талантливых учащихся образовательных учреждений государства.

Архимандриту Стефану также пришло такое послание. Он отправил сообщение об успехах Ломоносова в Москву, выбрал двенадцать учащихся, в число которых попал и Михаил. К началу 1736 года Ломоносов учился в Академическом университете Санкт-Петербурга. Его обучали самые известные преподаватели той поры:

  • профессор математики Крафт был преподавателем математически-физических дисциплин,
  • Х. Герман помогал в освоении немецкого языка.

Тогда же Ломоносов попробовал себя в стихосложении, написании небольших рассказов. Немалый интерес он обнаружил к химическим дисциплинам и минераловедению.

Немецкая поездка Ломоносова

В 1736 г. Михайло в компании с прочими талантливыми учащимися едет для совершенствования познаний в Германию, где планировалось углубить осведомлённость в точных и прикладных сферах. Ломоносов с теплотой и добротой вспоминал времена, проведённые в Марбурге. О своем преподавателе Х. Вульфе он отзывался с большим уважением.

В этом городке состоялось знакомство Михаила с Елизаветой Цильх, ставшей его супругой в 1740 г. Она была дочерью хозяйки квартиры, где жил М. В. Ломоносов . В эти времена проявилось увлечение Ломоносова иноземными языками и литературными течениями. Началось комплектование личного книгохранилища, куда собирались избранные сочинения древних литераторов и современных писателей.

В Германии ученый ведёт активную творческую работу:

  • читает лекции студентам,
  • пишет научные доклады,
  • проводит опыты,
  • постигает новые предметы.

Первые пробы пера

Годы получения образования за пределами Родины ознаменовались дебютом в написании учёных произведений:

  • «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» — первое исследование молодого учёного,
  • Второе произведение с названием «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», посвящалось структуре веществ и стало прообразом будущей молекулярной теории.

Молекулы Ломоносов назвал корпускулами. Это событие случилось в 1739 году.

Параллельно, увлекаясь литературными трудами, он начинает слагать вирши. В этом же году российские войска взяли верх над турецкой армией и Ломоносов посвящает этому событию «Оду на взятие Хотина» — первое значимое поэтическое творение. Михаил Васильевич отправляет записку на Родину, в каковой размышляет о канонах отечественной поэтической культуры. С его подачи установилась ныне существующая структура размерности стихотворений, ямб и силлабо-тонический размеры поэтических произведений.

В 1739 г. завершилось проживание в Марбурге. Это было довольно независимое существование, впереди ждала учёба под наблюдением строгого и требовательного преподавателя Генкеля в местечке Фрайбург. Он преподавал рудничное ремесло и металловедение. Ломоносов конфликтовал с педантичным наставником по поводу однообразности и нудности преподавания и по весне 1740 г. приезжает домой.

Возвращение домой

Возвратившись в Российскую Империю, Ломоносов получает должность адъюнкта на физико-математическом факультете Петербуржской научной Академии, а в 1745 г. становится профессором химических наук. В 1748 г. Михаил Васильевич основал химический класс и лабораторию при Академии и трудится здесь.

В 1748 г. здесь формируется исторический Департамент. На его совещаниях разгорелся спор Ломоносова и Г. Ф. Миллера . Он упрекает Миллера в преднамеренной недооценке российских сотрудников в учёных экспериментах. Михаил Васильевич пытается реформировать научный процесс с умыслом «приведения Академии Наук в доброе состояние», настойчиво формируя точку зрения о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его образованию.

К 1752 г. материальное положение позволило семейству Ломоносовых иметь своё жилище и оборудовать лабораторию для проведения химических экспериментов. Средств хватило даже на комплектование скромного планетария. Наблюдая за космосом, Михаил Васильевич совершил грандиозную находку. В напечатанной в 1761 г. работе «Явление Венеры на Солнце» он предположил, что планета Венера обладает своей атмосферой.

В 1753 г. в деревушке Усть-Рудица, которую ему подарила императрица, М. В. Ломоносов основал предприятие, на котором производили разноцветные живописные стекла. Начинали работу с выработки бисерных шариков и бус. Немного позже в ассортименте продукции возникли столовые наборы, канцелярские и туалетные принадлежности, стеклянная бижутерия. Доходы от производства давали возможность проводить эксперименты со стеклом, изучить способы окраски, создать красители всевозможных оттенков.

Работа в Москве

Московский Университет был открыт в 1755 году по ходатайству Ломоносова. В это учебное заведение принимали всех одарённых людей со всех уголков государства. Многочисленные проекты для прогресса Российской Империи начинались с инициативы учёного.

В 1755 году в произведении «Русская грамматика» Михаил Васильевич высказал некоторые любопытные положения по фонетическим и грамматическим правилам. В основах родной речи по сей день эти идеи являются базовыми и определяющими.

Изготовление неорганических красителей, глазури, стеклянных и фарфоровых изделий начиналось с разработки рецептуры и техпроцесса. Ломоносов открыл способ производства фарфоровой смеси. Разноцветные стёклышки он применял для изготовления мозаики. Некоторые его мозаичные панно («Полтавская баталия») и портреты по достоинству оценили в Российской Академии художеств.

В 1763 г. его творчество признали лучшие деятели искусств страны тех времён. «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел» — учебные пособия, впервые появившиеся в России для познания химических дисциплин и металлургии, вышли из-под пера Михаила Васильевича.

Международное признание

1758−1764 годы наполнены общественной и научной активностью. Географический департамент, Историческое собрание, университет и академическая гимназия при Академии наук, — везде учёный вносил непосредственный вклад в формирование национальной научной школы.

Огромное внимание уделялось проблемам демографии страны. Собственную позицию Ломоносов сконцентрировал в «Атласе Российского государства», написанного в эти годы. Способы роста деторождения, принятие иностранцами гражданства нашей державы отражены в реферате «О сохранении и размножении российского народа» (1761).

Ломоносов удостоился звания почётного доктора Шведской и Болонской академий. Но отношения в отечественной Академии оставались сложными, невзирая на авторитет среди учёных других стран и неописуемый вклад в отечественную науку и культуру. Инициативы Ломоносова по многим темам частенько встречали в штыки, сослуживцы и чиновники относились к нему враждебно.

Большая утрата

Обострение болезни и рабочие конфликтные ситуации подтолкнули его к отставке. Императрица сперва подписала прошение, но потом отменила. Таким образом, все годы жизни Ломоносова прошли в гуще научной и общественной деятельности.

На пятьдесят четвёртом году жизни Михаил Васильевич Ломоносов умер от пневмонии 15 апреля 1765 года. Похоронная церемония состоялась в Александро-Невской лавре, на Лазаревском кладбище. Всё его научное достояние по распоряжению Екатерины Великой изъяли и вывезли во дворец графа Орлова, где было утрачено. Но его открытия после смерти по-прежнему являются важнейшими и знаковыми в изучении многих наук: физики, химии, литературы, географии.

Академик Михаил Ломоносов

«Жизнь и творчество М.В. Ломоносова (какой вклад внес М.В. Ломоносов в русский язык и литературу)»

Сочинение



Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Некрасов.

Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Закончив обучение в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Германии, Ломоносов 8 июня 1741 года прибыл в Петербург.
С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. В1745 году он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. Диапазон исследований ученого необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Столь же известны его заслуги и на почве народного просвещения. Горячий патриот России, Ломоносов выступил за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
В Германии Ломоносов написал возражение Тредиаковскому и отослал в Петербург вместе с одной «На взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях. В «Письме о правилах российского стихотворства»(1739) Ломоносов смело распространил тонический принцип на все русское стихосложение. Ломоносов призывал и двустопные и трехстопные стихи. Он блестяще показал выразительные возможности ямба, и умело применил сочетание мужских и женских рифм, тогда как Тредиаковский настаивал на употреблении одних женских рифм. Не отергал Ломоносов и дактилические рифмы. Он хотел дать простор русскому стиху.
Той же заботой о свободе выражения отмечена и последующая реформа Ломоносова в области литературного языка. В 1757 году, уже в России, зрелый ученый пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей». Ломоносов в качестве основы литературного языка. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму – знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему – слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили слова простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы, и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль.
Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открывал перед поэзией широкое художественные горизонты. Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для после петровской эпохи, в кторую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.

Биография Ломоносова | Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме:

Слайд 1

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 — 1765) Подготовил Минкин Вячеслав 6 «А» класс Школа №463 Города Санкт-Петербурга

Слайд 2

Начало жизни великого учёного Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился Ломоносов 19 ноября (по старому стилю — 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была «злая и завистливая». О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать .

Слайд 3

Ломоносов в Москве В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился «в бегах». Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет.

Слайд 4

В путешествиях В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию. За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне. Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге

Слайд 5

Возвращение В Россию В июне 1741 Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом АН ,а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора химии. В 1745 он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, а в 1746 — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Одновременно занимается физикой и химией, печатает на латинском языке научные трактаты.

Слайд 6

Друзья и завистники В 1748 при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. В этом же году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Он сближается с любимцем Елизаветы графом И.И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер.

Слайд 7

Мозаики Ломоносова среди мозаичных портретов его работы — портрет Петра I; мозаика «Полтавская баталия», 1762 — 1764)

Слайд 8

Ломоносову всё удалось В 1753, Ломоносову удается получить привилегию на основание фабрики мозаики и бисера и 211 душ, с землей, в Копорском уезде. В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет. В 1756 отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1758 Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование. В 1763 избран членом Российской Академии художеств. В 1764, под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном», снаряжается экспедиция в Сибирь.

Слайд 9

Достижения Среди работ Ломоносова — работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения цветного стекла

Слайд 10

Конец жизни В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля (по старому стилю — 4 апреля) 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Изобретение Михаила Ломоносова

Маркус К. Левитт, Университет Южной Калифорнии:
«Сущность и заслуга исследования Уситало — его богато задокументированная и обильно помеченная сносками критическая реконструкция мифа о Ломоносове-ученом и его росте и реконфигурации с течением времени. установлен в более широком контексте общеевропейского восприятия научной биографии ».

Эндрю Дженкс:
«Изобретение Михаила Ломоносова потенциально может привлечь внимание многих зрителей.Для историков науки это исследование дает представление об особенностях российской ситуации и ее отличиях от почитания и самовосприятия нерусских ученых, таких как Галилей в Европе раннего Нового времени или Бенджамина Франклина в эпоху Нового времени, и их сходство с ними. Соединенные Штаты. Историки России и Советского Союза также извлекут пользу из интригующих идей этой книги о «мифогенных» качествах русской культуры, в которой культы личности — начиная с политических деятелей и заканчивая пантеоном литературных, инженерных героев и героев-космонавтов — разыгрывают такие идеи. видная роль в политике и в распространении идей о том, что значит быть русским.»

Марина Свобода:
« Своей книгой Уситало доказал, что можно оригинально написать на старую тему и сделать ее увлекательной и актуальной. Автор не только разбирает и стирает старый миф, но и восстанавливает подлинную историю ученого Ломоносова. . . . В этой книге Уситало не только углубляет наше понимание Ломоносова, но и открывает окно для более широкого изучения роли мифотворчества в развитии национального самосознания ».

Филлип Велгач:
«Книга [Уситало] мастерски демонстрирует силу национального повествования и традиций в построении истории.Новаторская книга Стивена Уситало «

» позволяет нам по-новому взглянуть на русский миф о Ломоносове, великом сыне народа. Цель автора — не быть бунтарем: он работает не для того, чтобы опровергнуть эту историю о деятеле русской культуры, а, скорее, для того, чтобы критически взглянуть на нее, пробуждая чувство сложности и двойственности ».

« Большая часть Уситало » Приветственная монография прослеживает постоянно расширяющийся миф о Ломоносове от его истоков в восемнадцатом веке до его советского распада, попутно разъясняя роль, которую этот миф сыграл в модернизации русской национальной культуры.Беспрецедентная работа Уситало, плод многолетних исследований на родине Ломоносова, представляет собой хорошо исследованную, тонко аргументированную поправку к давнему взгляду на Ломоносова как на непревзойденного «отца русской науки».

Ирина Рейфман, Колумбийский университет:
«Книга Стивена А. Уситало« Изобретение Михаила Ломоносова: русский национальный миф »- новаторское исследование научной репутации Михаила Ломоносова в культурном воображении россиян. Как каждый русский учился в школе с середины XIX века до настоящего времени, Ломоносов был эрудитом, гением, которому русская культура обязана созданием не только поэзии, но и практически всех других научных и социальных дисциплин. включая химию, физику, географию, историю и лингвистику.Автор убедительно демонстрирует мифологическую природу этой репутации и прослеживает ее возникновение от биографий Ломоносова XVIII века до творчества самого восторженного историка жизни и творчества Ломоносова XX века Бориса Меншуткина, чьи многочисленные статьи и книги укрепили и укрепили свои позиции. увековечил миф о Ломоносове как о величайшем национальном гении. Эрудированная и умело аргументированная, книга обязательно станет обязательным чтением для всех ломоносовских ученых, историков науки и литературы.»

Ломоносов,« Вечерние размышления о Величии Божьем »: анализ, краткое содержание, суть

Михаил Ломоносов — Леонардо да Винчи из русских сказок. Человек, который при жизни внес вклад в развитие многих наук, способствовал появлению высшего образования в России, написал научные труды по химии и физике, литературе и лингвистике, истории и географии. Остались чертежи вертолета и теория строения русского языка.В этой статье дается: краткое изложение од, написанных Ломоносовым в 1743 году, «Вечерние размышления о величии Бога», анализ этой оды и истории ее написания.

Ломоносов как поэт

Как блестящий ученый и государственный деятель Михаил Ломоносов известен многим. Но ведь он был еще и поэтом, и по признанию многих, пожалуй, лучшим поэтом своей эпохи. Он много сделал для развития русского языка и литературы, замечательно писал. Многие стихотворения Ломоносова сейчас включены в программу изучения литературы того периода.

Стихиями заниматься, по данным источников, Ломоносов начал в раннем возрасте. После него много произведений совершенно разных жанров: и оды, и лирические стихи, и басни, и трагедии, и стихи, наполненные патриотическим задором. Но все же, как и многие поэты той эпохи, Ломоносов отдавал предпочтение такому жанру, как ода. Рассмотрим подробнее этот жанр стихосложения.

Что такое ода?

Этот вид лирических стихотворений зародился еще в Древней Греции.Суть оды в том, чтобы выразить восторг, вызванный предметом или явлением, и передать этот экстаз исключительно возвышенным слогом, с должным пафосом. Оды могут быть посвящены вступлению императора на престол, адресованные Богу, вдохновленные грандиозными событиями, повлиявшими на историю. В переводе с греческого «ода» — это «песня». В Древней Греции самым известным поэтом, написавшим самые известные оды той эпохи, был Пиндар. Одна из главных тем, вдохновивших его на новые песни, — победители Олимпийских игр.Собственно, тогда и родилось выражение «петь героев». В Древнем Риме самым значительным поэтом, писавшим оды, был Гораций Флаккус. Проведя в этой статье для оды «Вечерние размышления о Божьем величии» (Ломоносова) анализ, мы выясним, дал ли Ломоносов от «канонов».

Ода в Российской Империи

Расцвет этого жанра в России пришелся на XVIII век. Первым в этом жанре творил один из самых известных русских поэтов «допушкинской эпохи» В.К. Тредиаковский.Основная идея оды на Руси, как и в античности, — поклонение, часто очень помпезное, а потому излишне пафосное. Вслед за Тредиаковским в этом жанре начал писать Михаил Ломоносов, а в конце восемнадцатого века — Г. Державин. Влияние этих поэтов и жанров сказывается на раннем творчестве Александра Пушкина, но в течение девятнадцатого века жанр од как один из важнейших в творчестве русских поэтов исчез. Хотя еще в начале ХХ века поэт Владимир Маяковский написал произведение «Ода революции.«Но это все же исключение, поскольку поэзия нашла себя в других формах.

« Вечернее размышление о Божьем величии »: история создания

В 1743 году, в мае месяце, Ломоносов конфликт с иностранными профессорами, работавшими в Санкт-Петербурге. Под стражу взяты Петербургская Академия наук и искусств.Михаил Ломоносов пробыл в камере ровно восемь месяцев.Исследователи его биографии отмечают, что этот период отмечен его активной работой как в науке, так и в творчестве.Именно в тюрьме Михаил Ломоносов написал стихотворение «Вечернее размышление о Божьем величии» в жанре оды.

Вообще введение в титул бога — попытка угодить царской цензуре. Мы не будем винить в этом известного русского ученого и поэта, потому что в сложных ситуациях к этому методу прибегали многие — Александр Пушкин, Державин, Достоевский, писавшие всякие похвалы и посвящения царской семье или событиям из русской истории. Ломоносов сделал то же самое, чтобы добиться скорейшего освобождения.

Но в самом произведении Михаил Ломоносов высказал несколько мыслей, вызвавших резкое возмущение церковных властей. А вот содержание оды «Вечернее размышление о Божьем величии» (Ломоносов), анализ этого произведения, основная идея — в следующих разделах. Давайте начнем.

«Вечернее размышление о Божьем величии»: краткое содержание

Почему церковным властям не понравилась ода? Давайте разберемся. В этом произведении Ломоносов, называя человека «песчинкой перед величественным и бездонным миром», не недооценивает значение человека и его возможности.

Ночь опускается на землю, она покрывает все вокруг тенью, и человек видит бездну, что звезды полны. И, видя эту бездну, человек осознает себя песчинкой в ​​бесконечной вселенной. И прежде, чем открывается бездна непостижимой бездны, человек начинает чувствовать себя песчинкой в ​​этой вселенной. «Тоня» в этой бездне, человек в поисках ответов обращается к тому, кто знает все решительно. И пусть не будут даны ответы на вопросы, человек продолжает поиски.А в «Вечерних размышлениях о величии Бога» главная идея — показать человеку именно это: никогда не сдаваться перед недостатком знаний или ответов, постоянно искать, постоянно сомневаться.

Возможно, это не понравилось церковной власти. Мужчина, по их мнению, должен быть робким, смиренным и податливым, а затем — совершенно другим образом.

Анализ произведения

Это стихотворение не просто ода. Это поэтическое размышление Ломоносова о науке.В самом деле, в стихотворении говорится о «множестве огней», а на самом деле Ломоносов утверждал о множестве обитаемых миров, пусть и на многие тысячи и миллионы километров от Земли. Часть работы посвящена северному сиянию как природному явлению, которое также изучал Михаил Ломоносов.

Ода при каждой публикации подвергалась изменениям: видно, что Ломоносов искал идеальную форму изложения своих мыслей. Впервые произведение было опубликовано в «Риторике» в 1748 году.Позже он дважды переиздавался — в 1751 и 1758 годах. Как отмечают исследователи творчества Ломоносова, в окончательном варианте поэту удалось добиться высочайшего качества «смешения» Ломоносова-поэта и Ломоносова-ученого.

Критика и оценка

В 1765 году впервые поэма была опубликована во Франции. В 1766 и 1778 годах было еще два перевода, которые были очень благосклонно приняты французскими читателями. В 1802 году в городе Ревель (ныне Таллинн) была издана ода на немецком языке.

Русский писатель XIX века Николай Гоголь писал, что «в таких произведениях Ломоносова скорее можно увидеть натуралиста, чем поэта». Плеханов вторит: «Ломоносов становится по-настоящему разумным поэтом не тогда, когда он пишет о чем-то с точки зрения мифа, а когда он смотрит на вещи как естествоиспытатель».

Значение

Ода духовному направлению выделяется среди специалистов из всего поэтического наследия Ломоносова как наиболее зрелая и совершенная не только по содержанию, но и по форме произведений.Их стиль и манера письма очень отточены Ломоносовым через очень частые изменения. И образы, написанные метафорами, по сей день остаются очень яркими и живыми.

Тема «Вечернего размышления о Божьем величии» Михаила Ломоносова часто найдет отклик в будущем — в произведениях поэтов конца XVIII — начала XIX веков, таких как Державин, Пушкин, Тютчев. Проблемы взаимоотношений человека и Бога будут беспокоить наших классиков, потому что где нет в русской литературе такие понятия, как «земное» и «небесное», встречаются повсюду.Несомненно, когда классицизм с очень жесткими канонами и формами ушел в прошлое, уступив место поэзии более реалистичной и менее возвышенной, оды как стиль по большей части также изжили себя. Но было душевное напряжение, духовные поиски, растерянность человека «посреди света», как писал в ХХ веке Арсений Тарковский. Попытки «наладить контакт» человека с Богом никуда не исчезнут не через молитвы, а через стихи. И не исчезнет череда пророков, несущих вечное, искреннее, божественное.И, начиная с «Пророка» Александра Пушкина, затем Михаила Лермонтова, русские поэты и писатели будут пророчествовать, пытаться говорить от имени Бога или пытаться договориться с ним. Но самое главное, они будут творить.

Краткое содержание «Вечерних размышлений о Божьем величии» приведено в этой статье, оно лишь подтверждает утверждение, что тема взаимоотношений Бога и человека в русской поэзии задана Ломоносовым.

Заключение

Михаил Ломоносов оставил огромный след в российской культуре и науке.Часть его исследований, несмотря на развитие науки, актуальна, его исторические произведения поражают глубиной познания, а стихи Ломоносова читаются и изучаются. Пожалуй, недостаточно назвать таких людей, которые столько сделали для своей страны для своей страны. Историка и географа, лингвиста и химика, поэта и физика можно перечислять долго, но главное, чтобы он был настоящим патриотом своей страны. В данной статье дан анализ оды «Вечерние размышления о Величии Божьем» (Ломоносова) (достаточно развернутый), краткое содержание произведения, а также основные темы творчества и факты биографии истинного художника. «большой человек для русской истории.»

p>

Project MUSE — Инженер революционной России: Юрий В. Ломоносов (1876-1952) и железные дороги (обзор)

Энтони Хейвуд написал образец биографии, превосходно демонстрирующий его десятилетия изучения хорошо задокументированной жизни Юрия. Владимирович Ломоносов (1876–1952), один из крупнейших российских инженеров-железнодорожников первой половины двадцатого века. Профессор, сторонник научных (что также может означать непрактичные или нереалистичные) проверки эффективности, старший менеджер, иногда революционер и сторонник тепловозов, Ломоносов бросал огромную тень на Россию и Советский Союз до конца 1920-х годов. когда он предпочел ссылку за границу вероятному тюремному заключению и покинул свою страну.

Железные дороги были одной из наиболее экономически важных технологий в поздний царский и ранний советский период, и Хейвуд умело описывает основные технические, финансовые, организационные и политические проблемы. управляемой государством индустриализации России. Как и в любой хорошей биографии, читатель уходит с сильным чувством контекста, а также человека. Факторы, ограничивающие возможности Ломоносова от детства до ссылки — д.ж., выбор школы, профессии, вуза и фирмы — умело объяснены и проанализированы.

Помещая Ломоносова в его особую среду, которая варьировалась от царских железнодорожных станций до временной правительственной делегации за границей и советского министерства в изгнании в Великобритании и Канаде, Хейвуд рассудительно и убедительно оценивает влияние и вклад Ломоносова на основных этапах его жизни. жизнь. В целом можно сделать вывод, что он был важен, но не так значим, как предполагалось ранее.Одна из основных причин, демонстрирующих важность личности, заключалась в том, что Ломоносов часто оказывался злейшим врагом самого себя, умудряясь постоянно враждовать с начальством и подчиненным, хотя, похоже, не со своими любовницами.

Жизнь Ломоносова после захвата власти большевиками в 1917 году проиллюстрировала дилемму, с которой столкнулись русские инженеры. Большевики с энтузиазмом приветствовали масштабные инженерные проекты по преобразованию России, иногда возлагая на них утопические надежды, в то время как царский режим относился к таким проектам с подозрением.Однако большевики также считали инженеров политически ненадежными «буржуазными специалистами», особенно после смерти Ленина. Правые антибольшевистские белые не были привлекательным выбором для образованного инженера, который хотел восстановить свою страну. Ломоносов поставил себя в неустойчивое положение, будучи проправительственным, но антикоммунистическим. Результат сделал его подозрительным для всех и никому не понравился. В самом деле, его попытка показать свою лояльность правительству в изгнании привела к тому, что он отказался от лучшего предложения, которое он когда-либо делал для прибыльной работы на Западе, в ущерб своему финансовому ущербу.

Предлагая глубокое понимание русского инженера и его времени, эта книга поднимает более широкий вопрос об аудитории. С одной стороны, Ashgate заслуживает похвалы за то, что позволил Хейвуду написать эту большую книгу. С другой стороны, он состоит из 400 страниц и, что более важно, цена в 145 долларов отпугнет всех, кроме специалистов и крупных библиотек. Что, если бы Хейвуд написал — или напишет — книгу в четверть длины и в седьмую цену? Это мгновенно значительно расширит аудиторию, включив в нее студентов колледжей, аудиторию, которая больше всего нуждается в книге, которая научит их взаимосвязи между инженерией и обществом, важности людей и сетей в формировании технологий и неизбежных проблемах нереволюционных инженеров. столкнулся в революционные времена. [Конец страницы 708]

30 удивительных и интересных фактов о Михаиле Ломоносове

Михаил Васильевич Ломоносов был российским эрудитом, ученым и писателем, внесшим важный вклад в литературу, образование и науку. Среди его открытий были атмосфера Венеры и закон сохранения массы в химических реакциях. Ниже вы найдете еще 30 удивительных и интересных фактов о Михаиле Ломоносове.

1. Его областями науки были естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы и другие.

2. Ломоносов был также поэтом и оказал влияние на формирование современного русского литературного языка.

3. Родился 19 ноября 1711 года в Денисовке в России у Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны Сивковой.

4. Ломоносовы принадлежали к роду приморских крестьян, называемых «поморами».

5. В возрасте 10 лет он начал помогать своему отцу в его ловле трески и грузовом бизнесе.В этот период он также изучал грамматику русского языка.

6. В 1720-х годах он побывал в нескольких портах Белого моря и северной части Северного Ледовитого моря.

7. Он получил возможность разбираться в морской метеорологии, ловле жемчуга, астрономии и навигации, а также приобщился к культуре таких людей, как ненцы, финны и лапландцы.

8. Паспорт Ломоносову был выдан в 1730 году, и для продолжения образования он в том же году приехал в Москву.

9. В конце концов он был принят в Славянско-греко-латинскую академию.

10. Он был блестящим учеником и после трех лет обучения был отправлен в Киев на год в Киево-Могилянскую академию.

11. Ломоносов закончил 12-летний курс за 5 лет и был лучшим в своем классе.

12. В 1736 году он получил стипендию Петербургской Академии и продолжил образование в Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге.В следующем году он вместе с несколькими сокурсниками был выбран для обучения в Марбургском университете, Германия.

13. С 1739 по 1740 год изучал химию, философию, металлургию и минералогию.

14. Он внимательно читал работы философа Роберта Бойля.

15. Известно, что он любил произведения немецкого поэта Иоганна Кристиана Гюнтера.

16. В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию и начал исследовательскую работу под руководством профессора Аммана в Санкт-Петербурге.Петербургская Академия Наук. Спустя некоторое время он был назначен адъютантом физики кафедры академии.

17. В 1745 г. он был введен в должность профессора химического факультета Петербургской Академии наук.

18. В 1748 году он опубликовал «Краткое руководство по риторике». Спустя несколько лет, в 1750 году, по приказу российской императрицы Елизаветы он написал для будущего национального театра пятиактную трагедию под названием «Тамира и Селим».

19. В 1751 году Петербургская Академия издала дебютный сборник стихов Ломоносова.

20. В 1752 году он выпустил свою поэму «О полезности стекла», а также написал свою вторую пьесу «Демофонт».

21. Ломоносов первым открыл и оценил атмосферу Венеры во время наблюдения прохождения Венеры в 1761 году в небольшой обсерватории недалеко от своего дома в Петербурге.

22. В 1762 году Ломоносов представил на форум Российской академии наук усовершенствованную конструкцию телескопа-рефлектора. Главное зеркало его телескопа было отрегулировано под углом четыре градуса к оси телескопа.

23. В 1759 году Ломоносов вместе со своим сотрудником академиком Джозефом Адамом Брауном был первым, кто зафиксировал замерзание ртути и провел с ней первые эксперименты.

24. В 1763 году он опубликовал «О слоях Земли», который является его наиболее значительным геологическим трудом.

25. Наблюдение Ломоносовым образования айсбергов привело к его новаторской работе в области географии.

26. Ломоносов гордится реставрацией древнего мозаичного искусства.

27. В 1754 году в своем письме Леонарду Эйлеру он писал, что его трехлетние эксперименты по влиянию химии минералов на их цвет привели к его глубокому вовлечению в мозаичное искусство.

28. В 1755 году Ломоносов написал грамматику, реформировавшую русский литературный язык, объединив старославянский язык с народным языком.

29. Его внучка Софья Константинова вышла замуж за русского военного героя и государственного деятеля генерала Николая Раевского.

30. Золотая медаль им. М.В. Ломоносова учреждена в 1959 году и ежегодно присуждается Российской академией наук российским и иностранным ученым.

Михаил Васильевич Ломоносов в литературе XVIII века

Ломоносов в литературе 18 века был одной из самых заметных фигур.Впрочем, как и во многих других сферах. Удивительная личность по силе таланта и его универсальности — Ломоносов. В литературе, физике, механике, металлургии, химии, географии, астрономии, лингвистике — везде он оставил свой след, сделал множество открытий. Предлагаем ознакомиться с тем вкладом, который он внес в словесное творчество.

Образование Ломоносова, особенность творчества

Его образование носило энциклопедический характер. Ломоносов знал греческий и латынь, различные европейские языки, был знаком с античным наследием и мировой литературой.Михаил Васильевич, кроме того, был силен в естествознании и церковнославянской литературе. Все это делает его вовлеченным практически во все культурные сферы своего времени. Примечательно и то, что его творчество, синтез достижений русского, европейского и древнего обществ, глубоко национально.

Борьба с «инородцами»

Ломоносов в литературе и русском языке провел множество реформ и преобразований. Одним из них была борьба с «иностранцами».Михаил Васильевич отметил, что русский язык сильно загрязнен разными иностранными словами, а также ветхими, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатство. Ломоносов решил развивать литературный язык на народной основе. Он пошел по пути сочетания ценного в русском и славянском языках.

Большую роль сыграла борьба Михаила Васильевича с «инородцами». Благодаря этому укрепился русский национальный язык. Ломоносов был знатоком многих языков и блестящим ученым.Он умел подбирать русские слова, подходящие для научных понятий. Таким образом, Михаил Васильевич заложил основу научно-технического словаря. Многие составленные им научные выражения прочно укоренились и используются сегодня.

«Витиеватый слог» Ломоносова

«Витиеватый слог», использованный в ломоносовской литературе, не является результатом «древних прививок» к родному языку, как в произведениях Тредиаковского. Это естественная попытка переосмыслить достижения древнерусской литературы в трудные для нее поворотные моменты.Это примерно конец 14 — начало 15 веков, а также примерно вторая половина 17 века. В наше время наблюдается тенденция к возрождению культуры литературного и поэтического творчества. В эти периоды появляется стиль «плетения слов», усложняющий слог. Ломоносов в литературе фактически пытается продолжить то, что когда-то пытался сделать Епифаний Премудрый, а через некоторое время Евтимий Чудовский, Епифаний Славинецкий и другие его предшественники.

Тот факт, что Михаил Васильевич очень уважительно относился к древнерусской литературе, свидетельствует о его намерении создать словарь, в который должны были входить слова, заимствованные из новгородских летописей и летописи Нестора.Кроме того, он задумал написать специальный труд о словенском языке и о том, что из него можно извлечь и использовать в письме.

Теория стилей Ломоносова

Ломоносов в литературе предпринял попытку реформировать принятую тогда «классическую» теорию трех стилей. Она его не удовлетворила. Он хотел понять древние стили древних документов и произведений. Ломоносов ввел понятия следующих стилей: пиотический, риторический, простой, дидаскалический и исторический.Часто они дополняют друг друга. Михаил Васильевич также обратился к «витиеватому стилю». В его труде «Риторика», опубликованном в 1748 году, есть глава, посвященная ему. В нем говорится, что витиеватые речи — это предложения, в которых сказуемое и подлежащее соединены «необычным» образом и, таким образом, составляют нечто «приятное» и «важное». Итак, яркость и великолепие языка Ломоносова понимается как продолжение древнерусских литературных традиций.

Значение поэзии Ломоносова

Очень много для русской литературы сделал Ломоносов.Вклад в литературу настолько велик, что можно сказать, что именно с него начинается русская литература. Это заметил известный критик Белинский Виссарион Григорьевич. Такую оценку своего творчества он дал в статье «Литературные сновидения». И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только работа по созданию русского национального художественного языка, но и его поэтические произведения открыли новую страницу М. В. Ломоносова в литературе. И не только в этом.

Можно сказать, что Ломоносов, вклад в литературу которого бесценен, открыл новый этап в истории всей русской культуры.В своей деятельности он стремился освободить культуру от классовых ограничений. Ломоносов стремился к тому, чтобы он не был связан с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.

Классицизм в творчестве Михаила Васильевича

В русской литературе вторая половина XVIII века — эпоха классицизма. Литература, создаваемая в этом направлении, призвана отражать жизнь не такой, какая она есть, а в идеальных ее проявлениях. Она должна подавать образцы для подражания. Все произведения классицизма были разделены на 3 стиля.Каждому из них соответствовали их язык, тематика и жанры.

Литературное наследие Ломоносова

Имя Михаила Васильевича тесно связано с развитием этого направления в нашей стране. Каковы заслуги в литературе такого поэта, как Ломоносов? Кратко опишем его вклад. За свою творческую жизнь поэт создал множество произведений в разных жанрах. Его перо включает и эпиграммы, и надписи, и послания, и идиллии, и басни. Кроме того, Михаил Васильевич обратился к сатиру.Что еще делал Ломоносов в литературе? Кратко описывая его заслуги, можно сказать, что он создал две трагедии и попробовал себя в «легкой поэзии». Однако его любимым жанром была ода.

Ода как жанр

Этот жанр в классицизме относится к highstyle. Ода должна прославлять важное государственное лицо или событие, прославлять то или иное событие, произошедшее в жизни страны. Этот жанр следует писать «торжественным» языком. В одежде много риторических фигур и различных дорожек.

Этот жанр особенно часто обращался в литературе Михаил Васильевич Ломоносов. Содержание од в творчестве Ломоносова определяется общественно-политическими взглядами, которые исповедовал поэт. По большей части тематика произведений Михаила Васильевича была героической и патриотической.

Основные темы Ломоносова

Тема Родины занимает центральное место в одах Ломоносова. Поэт не устает превозносить величие России, необъятность и необъятность ее просторов, изобилие ее богатств.Например, в одежде 1748 года был создан великолепный образ природы. Это произведение, посвященное восшествию на престол Елизаветы Петровны, — большой вклад Ломоносова в литературу. Краткое изложение сводится к описанию щедрости монарха.

Автор отмечает, что при Елизавете «молчание» нерушимо. В произведении мы находим персонифицированный образ природы, которая протягивает ноги к степи, обращает свой веселый взор и рассчитывает «вокруг довольства», выталкивая локтем на Кавказ.

Чтобы Отечество стало процветающим, необходимо, чтобы все слои населения много работали. Одна из главных тем в оде Михаила Васильевича — тема работы. Его должны сопровождать образование и наука. Он должен позаботиться о создании кадров русских ученых, как утверждал Михаил Ломоносов в литературе.

Михаил Васильевич считал, что для процветания науки и образования нужен мир. Во многих его одах содержится призыв к окончанию войны.Он призывает к установлению «любимой тишины». Таким образом Михаил Васильевич призывает к миру между народами, подавлению реакции, прекращению междоусобиц внутри страны.

Таким образом, он воспевает в своих произведениях величие природы и русского народа, выступает за развитие науки и образования, призывает к прогрессу в промышленности, торговле и ремеслах. Михаил Васильевич убеждает читателя в необходимости освоения природных богатств России. Он воспевает победы отечества на полях сражений.

Пропагандистская ориентация

Содержание od также определяется тем, что они имеют пропагандистскую направленность. Ломоносов выступал за просвещенный абсолютизм. Он был уверен, что осуществить программу реформ в стране сможет только просвещенный монарх. Поэтому в творчестве Ломоносова важную роль играет тема государственных деятелей страны. Поэт вкладывает в уста мудрых правителей, заботящихся об интересах нации, их тайные мысли о том, как обустроить Россию.

Идеал «просвещенного монарха»

Идеал «просвещенного монарха» наиболее полно выражен в его творчестве в образе Петра I. Ломоносов считал свое творчество образцом для подражания. Он призвал преемников Петра I продолжить его начинания.

Особенности од Ломоносова

Ломоносов строил свои оды по принципу ораторского искусства. Для них характерно обилие гипербол, метафор, восклицаний, аллегорий, неожиданных сравнений и т. Д.Также поэт использует славянские и греческие мифологические образы.

Все перечисленное придает его оде торжественно монументальный и в то же время глубоко лиричный характер. Это выдающиеся образцы классицизма.

Итак, мы кратко охарактеризовали вклад Ломоносова в литературу и русский язык. Однако это лишь малая часть его наследия. Как мы уже говорили, он оставил свой след во многих науках. Это был человек с разными интересами и талантами. Его наследие изучается по сей день, в том числе то, что сделал Ломоносов в литературе.Биография его включена в учебный курс по ряду предметов.

p>

почему это важно для развития русского языка

М.В. Ломоносов не только прекрасный поэт, но и талантливый ученый, вклад которого в науку трудно переоценить. Он не ограничивался какой-либо одной академической областью или направлением в искусстве. Один из самых больших вкладов — создание основ грамматики русского языка. Ниже мы кратко опишем теорию «трех штилей» Ломоносова, благодаря которой язык получил стилистическое оформление.Конечно, само это учение не является открытием, но именно Михаил Васильевич сумел с его помощью систематизировать русский язык.

Теория «трех штилей» Ломоносова: краткое содержание

Именно это учение относится к риторической области и использовалось в древнеримской, средневековой литературе. Но заслуга Ломоносова в том, что он адаптировал эту теорию к особенностям русского языка. В основе обучения лежат три стиля: высокий, средний и низкий.Краткое изложение теории Ломоносова «трех штилей» будет рассмотрено в таблице.

Ученый установил, что стиль напрямую зависит от изложения темы. Соответственно возвышенная тема должна обсуждаться в высоком стиле, просто по аналогии выбираются другие стили. Суть этой теории состоит в том, что главную роль в литературном языке должна быть письменная и устная речь, на которой общается большая часть общества. И чтобы он оставался понятным и правильным, нужно было следить за тем, чтобы язык не был перегружен старославянскими и заимствованными словами, которые не всегда уместны в речи.

Высокий стиль

В рассказе о теории «трех штилей» Ломоносова вкратце необходимо написать об особенностях каждого стиля. Высокий штиль состоит из слов, употребляемых в обычном русском и церковнославянском языках; Также сюда входят слова, которые используются только в церковной речи. Но одно условие было обязательным — все слова должны быть на славянском языке.

Средний стиль

К этому виду ученый был более лоялен. Показателем такого отношения является то, что, в отличие от высокого штиля, это допустимое сочетание церковнославянской и народно-пословной частей.В нем сочетаются элементы низкого и высокого стиля. Если у кайфа были четкие морфологические и фонетические границы, то этот отличается несогласованностью, поэтому специалистам сложно установить эти показатели.

Низкий стиль

Для этой разновидности характерно употребление нарицательных, общеупотребительных слов, что подразумевает невозможность использования церковных славян. Отличительной чертой низкого стиля является возможность включать слова и выражения, которых нет в славянском языке.Ниже будет кратко изложена теория «трех штилей» Ломоносова в таблице.

, трагедия
«Штыла» Используемые слова Литературные жанры
Высокие Церковные славянеизмы и слова славянского происхождения Прославление героев и подвиги стихотворения Среднее,
Слова русского происхождения и небольшая часть церковных слов, понятных каждому Драмы, сатиры, письма друзьям, элегии
Низкие Пословицы, общеупотребительные слова Комедии, песни, басни

Зачем языку была нужна эта теория

Также в теории «трех стилей» Ломоносова следует кратко рассказать о предпосылках реформы.До того, как ученый систематизировал лексический и грамматический уровни, в литературном языке было смешение всевозможных языковых элементов. Он состоял из устаревших слов, значение большинства из которых было уже непонятно обществу, и заимствованных, которых стало больше во времена Петра Великого. В результате русский язык потерял свою индивидуальность, был полон различных варварств и имел сложную синтаксическую конструкцию. Язык, лишенный национальных особенностей, без четкой структуры и систематизации, не может быть языком науки и культуры.Следовательно, реформа была необходима.

Но Михаил Васильевич не только придал русскому языку стилистическое оформление, но и определил рамки, в которых может использоваться тот или иной вид. Внедрение этой реформы вызвало общественный резонанс, в обществе разгорелась тема «старого и нового слога». А перед Ломоносовым обсуждался вопрос о том, что русский язык нуждается в изменениях. Но именно известный ученый нашел метод, наиболее эффективный в преодолении уже устаревшего двуязычия, не позволяющего развиваться литературной речи.

Вклад Ломоносова в развитие русскоязычной науки огромен, потому что именно он пытался рассматривать литературную речь с научной точки зрения. В будущем на это учение опирались многие поэты и писатели. Средний стиль был языком просвещенных людей, поэтому он настолько нестабилен, что включает в себя элементы двух других стилей. Но смешение высоких и низких стилей считалось недопустимым. Поэтому, с одной стороны, такие правила позволяли сохранить чистоту языка, с другой — сильно ограничивали писателей.И хотя, несмотря на неоднозначные оценки современников ученого, это учение стало большим шагом вперед в развитии русского литературного языка.

p >>

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ М.В. Ломоносов 1711 1765

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

М. В. Ломоносов (1711 — 1765) — Полимат — Ученый — Писатель

Молодость и семья Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии.Его отец был зажиточным крестьянином-рыбаком. — Его мать была дочерью дьякона.

Просвещение в Москве В 1730 году, в 19 лет, Ломоносов присоединился к каравану, направлявшемуся в Москву. Он поступил в Славянско-греко-латинскую академию.

Образование в Москве Он закончил двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет, получив высшее образование в своем классе. � В 1736 году Ломоносов был удостоен стипендии Петербургского государственного университета. �

Обучение за рубежом � Он был награжден двухлетним грантом на обучение за границей в Марбургском университете в Германии.

Образование за границей — Ломоносов быстро освоил немецкий язык и помимо философии серьезно изучал химию и даже начал писать стихи. Он также проявил интерес к немецкой литературе.

Возвращение в Россию Ломоносов вернулся в Россию в 1741 году. Через год он был назначен адъютантом Российской академии наук по физическому факультету. � Ломоносов стал действительным членом Академии и профессором химии в 1745 году. Он основал первую в Академии химическую лабораторию.�

Возвращение в Россию — Стремясь улучшить систему образования в России, в 1755 году Ломоносов вместе со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский государственный университет.

Физика — Он рассматривал тепло как форму движения, предложил волновую теорию света, внес свой вклад в формулировку кинетической теории газов.

Астрономия — В 1762 году Ломоносов представил на форум Российской академии наук усовершенствованную конструкцию телескопа-рефлектора.

Астрономия — Ломоносов был первым, кто выдвинул гипотезу о существовании атмосферы на Венере, основываясь на своих наблюдениях прохождения Венеры в 1761 году в небольшой обсерватории рядом с его домом в Петербурге.

Химия — Ломоносов первым зафиксировал замерзание ртути. Полагая, что природа подвержена регулярной и непрерывной эволюции, он продемонстрировал органическое происхождение почвы, торфа, угля, нефти и янтаря.

Химия — В 1745 году он опубликовал каталог из более чем 3000 минералов, а в 1760 году он объяснил образование айсбергов.

Мозаика Ломоносов с гордостью восстановил древнее искусство мозаики. В 1763 году он основал стекольный завод, который произвел первый за пределами Италии витражную мозаику. �

Мозаика — Всего было сорок мозаик работы Ломоносова. Среди лучших — портрет Петра Великого и Полтавской битвы.

Поэт В 1755 году он написал грамматику, которая изменила русский литературный язык, объединив церковнославянский с народным языком. Он написал более 20 торжественных церемониальных од, в частности Вечернюю медитацию о величии Бога.�

Известный ученый — В 1761 году он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук.

Мы помним… Он умер через год в Санкт-Петербурге. � Большинство его достижений были неизвестны за пределами России еще долгое время после его смерти. � Могила Ломоносова на Лазаревском кладбище, Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург �

Наследие Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов был российским эрудитом, ученым и писателем, внесшим важный вклад в литературу, образование и науку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *