Содержание

Образ и нравы города Калинова (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образ и нравы города Калинова (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

    А.Н. Островский вошел в русскую литературу как «Колумб» патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым она подвергается под влиянием прогресса, анализируется психология людей, особенности их взаимоотношений.
    «Гроза» — одно из таких произведений писателя. Она была создана А.Н. Островским в 1959 году и считается одним из самых новаторских пьес драматурга. Проблематика «Грозы» связана с ранними произведениями Островского, но здесь дан совершенно новый взгляд на патриархальное купечество. В этой пьесе писатель резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов.

    Для его описания автор использует прием контраста. Пьеса открывается описанием волжского пейзажа («Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид») и репликами Кулигина, который восхищается красотой этих мест: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Однако это божественная красота тут же вступает в противоречие с «делами рук человеческих» — мы становимся свидетелями очередного скандала Дикого, который на чем свет стоит ругает своего племянника Бориса: «Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».
    И далее, на протяжении всей пьесы, автор будет проводить мысль о том, что «темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души. Это в пьесе понимает лишь один персонаж – чудак Кулигин, который во многом является выразителем авторской точки зрения. На протяжении всей пьесы мы слышим от него горестные реплики: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят»; «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»; «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!» и прочее. Однако, все видя и все понимая, этот герой остается такой же жертвой «темного царства», как и все остальные жители Калинова.
    Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы?
    Всем в городе заправляют богатые купцы — Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова. Дикой – типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова.
    Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться – ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого – ведь он очень богат и влиятелен.
    Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха – тоже самодур, только в пределах собственной семьи.
    Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы – единственно верные, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами.
    В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, врут, ломают себя – делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи.
    Но Дикой и Кабаниха – это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживают «подданные» — Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин… Все эти люди воспитывались по старым патриархальным законам и считают их, несмотря ни на что, правильными. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за возможности получить наследство, вынужден терпеть унижения от Дикого. Никто из этих людей не может открыто жить так, как ему хочется, никто не пытается стать свободным.
    Лишь Катерина Кабанова совершила такую попытку. Но ее мимолетное счастье, свобода, полет, которое героиня искала в любви с Борисом, обернулось трагедией. Для Катерины счастье несовместимо с ложью, нарушением божественных запретов. А роман с Борисом был изменой, значит, не мог обернуться для чистой и светлой героини ничем, кроме гибели, нравственной и физической.
    Таким образом, образ города Калинова в «Грозе» — это образ жестокого мира, косного и невежественного, разрушающего все, что пытается сопротивляться его законам. Этот мир, по мнению Островского, губительно действует на человеческие души, калеча и уничтожая их, разрушая самое ценное – надежду на изменения, веру в лучшее будущее.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Образ и нравы города Калинова (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)


Смотрите также по произведению «Гроза»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Нравы и образ г.Калинова в пьесе «Гроза».

Готовые Домашние Задания

А.Н. Островский вошел в русскую литературу как «Колумб» патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым она подвергается под влиянием прогресса, анализируется психология людей, особенности их взаимоотношений.

«Гроза» — одно из таких произведений писателя. Она была создана А.Н. Островским в 1959 году и считается одним из самых новаторских пьес драматурга. Проблематика «Грозы» связана с ранними произведениями Островского, но здесь дан совершенно новый взгляд на патриархальное купечество. В этой пьесе писатель резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов.

Для его описания автор использует прием контраста. Пьеса открывается описанием волжского пейзажа («Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид») и репликами Кулигина, который восхищается красотой этих мест: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Однако это божественная красота тут же вступает в противоречие с «делами рук человеческих» — мы становимся свидетелями очередного скандала Дикого, который на чем свет стоит ругает своего племянника Бориса: «Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».

И далее, на протяжении всей пьесы, автор будет проводить мысль о том, что «темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души. Это в пьесе понимает лишь один персонаж – чудак Кулигин, который во многом является выразителем авторской точки зрения. На протяжении всей пьесы мы слышим от него горестные реплики: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят»; «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»; «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!» и прочее. Однако, все видя и все понимая, этот герой остается такой же жертвой «темного царства», как и все остальные жители Калинова.

Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы?

Всем в городе заправляют богатые купцы — Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова. Дикой – типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова.

Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться – ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого – ведь он очень богат и влиятелен.

Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха – тоже самодур, только в пределах собственной семьи.

Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы – единственно верные, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами.

В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, врут, ломают себя – делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи.

Но Дикой и Кабаниха – это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживают «подданные» — Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин… Все эти люди воспитывались по старым патриархальным законам и считают их, несмотря ни на что, правильными. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за возможности получить наследство, вынужден терпеть унижения от Дикого. Никто из этих людей не может открыто жить так, как ему хочется, никто не пытается стать свободным.

Лишь Катерина Кабанова совершила такую попытку. Но ее мимолетное счастье, свобода, полет, которое героиня искала в любви с Борисом, обернулось трагедией. Для Катерины счастье несовместимо с ложью, нарушением божественных запретов. А роман с Борисом был изменой, значит, не мог обернуться для чистой и светлой героини ничем, кроме гибели, нравственной и физической.

Таким образом, образ города Калинова в «Грозе» — это образ жестокого мира, косного и невежественного, разрушающего все, что пытается сопротивляться его законам. Этот мир, по мнению Островского, губительно действует на человеческие души, калеча и уничтожая их, разрушая самое ценное – надежду на изменения, веру в лучшее будущее.

Сочинения по теме:

1soch.ru

Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н.Островского «Гроза») Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

    Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире.
    Н.А. Добролюбов.

    Драма «Гроза» А.Н.Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, писатель обличает духовные и нравственные проблемы России середины XIX века.
    Действие пьесы происходит на берегу Волги, в небольшом городе Калинове.
    В этом городе основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.
    Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха, самые богатые люди в городе, угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться.
    Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него – червяк: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
    Ханжество и лицемерие определяют поведение власть имущих. Добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. А Дикой не против прикрыть свою жадность маской раскаяния. Сначала он «изругал» мужика, пришедшего за деньгами, а «после прощения просил, в ноги кланялся, … при всех кланялся».
    Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Дикой не собирается ставить в городе громоотводы, считая, что гроза – Божье наказание, Кабанихе поезд кажется «огненным змием», на котором нельзя ездить, а сами горожане думают, что «Литва с неба упала». Но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи своей» далеко не ходили, но «слыхать – много слыхали».
    Город Калинов стоит в очень живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте. Построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то… ходят туда наряды показывать».
    Безразличны калиновцы и к окружающим их людям. Поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными. Пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки.
    Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают…»
    Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Это Варвара, Борис, Тихон. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
    Одним из немногих, кто осознает атмосферу, сложившуюся в городе, является Кулигин. Он прямо говорит о необразованности и невежестве горожан, о невозможности честным трудом заработать деньги, критикует жестокие нравы, царящие в Калинове. Но и он не способен выступить с протестом в защиту своего человеческого достоинства, считая, что лучше уж стерпеть, покориться.
    Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни».
    Единственным человеком, не побоявшимся бросить вызов «темному царству», является Катерина. Она не хочет приспосабливаться к окружающей жизни, но единственный выход, который она видит для себя, – это смерть. По словам Добролюбова, гибель главной героини – это «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».
    Таким образом, Островский мастерски показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, где подавляется любое стремление к свободе. Читая «Грозу», мы можем провести анализ купеческой среды того времени, увидеть ее противоречия, понять трагедию того поколения, которое больше не может и не хочет жить в рамках старой идеологии. Мы видим, что кризис деспотичного, невежественного общества неотвратим и конец «темного царства» неизбежен.


Добавил: Arbel

185229 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)


Смотрите также по произведению «Гроза»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Город Калинов в пьесе «Гроза» Островского, главные герои пьессы

Меню статьи:

Местом действия пьесы Н. Островского «Гроза» территориально обозначены границы небольшого городка Калинова.

Жизнь в любом маленьком городке имеет свои сложности. В первую очередь это связано с тем, что жители городка лично или посредственно знают друг друга. Жизнь в небольших населенных пунктах, как правило, лишена значительного количества событий, поэтому личная жизнь его жителей становиться активным предметом для обсуждения и сплетен.

Особенности жизни в Калинове заключаются в специфических взглядах его жителей.

Кабановы

Одним из значимых семейств города является семья Кабанихи. В ее состав входят сын с невесткой, дочка и сама Кабаниха. Муж старой Кабанихи умер несколько лет назад. В главе семейства стоит Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в простонародье называют «Кабаниха». Женщина обладает авторитарным типом характера. Она пропагандирует старые порядки и авторитарные отношения в семье. Кабаниха не принимает и не осознает различия в темпераментах и характерах людей, оценивает всех своей меркой, чем привносит в жизнь окружающих, в частности своих родных, горе.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Катерины в драме А. Островского “Гроза”, девушки, обладающей добрым и кротким нравом, но пострадавшей от тирании и злобы окружающих.

Тихон Иванович Кабанов – сын Кабанихи. В целом это хороший человек, который способен испытывать симпатию и сострадание к людям, но он очень зависим от своей матери и часто выполняет ее волю, даже в тех случаях, когда считает ее действия неправомерными.

Варвара Ивановна Кабанова – сестра Тихона и дочь Кабанихи. Она доброжелательная девушка, ей не чужды понятия дружбы и искренней любви.

В отличие от своего брата, девушка обладает хитростью и незаурядным умом, что позволяет ей обманывать свою мать, облегчает жизнь девушки в условиях домашней тирании.

Катерина Кабанова – невестка Кабанихи, жена Тихона. Необычная, мечтательная натура. Она, как и все в доме Кабановых, терпит незаслуженные унижения со стороны матери мужа.

Катерина заметно отличается от других жителей города своей искренностью и добротой, но при этом не обладает стойкостью характера, что приводит ее к физической гибели.

Савел Дикой

Савел Прокофьевич Дикой по своему поведению и авторитаризму сроден со старой Кабанихой. В городе он считается уважаемым человеком, но заслуги Дикого вполне сомнительны – его слава и заслуги, в первую очередь, заключаются в его неуважительном отношении к окружающим. Дикой часто обманывает людей, он может не заплатить своим работникам деньги, постоянно ввязывается в ссоры и скандалы, часто бранит своих родных и слуг. Не всегда Дикому удается поквитаться с предметом своего гнева. Если этим объектом стал какой-то важный чиновник, по отношению к которому поведение Дикого было бы не позволительным, принесло бы немало хлопот Савелу Прокофьевичу, то Дикой сдерживается, но затем срывается на своих работниках или родных. Все в городе недолюбливают Дикого за его скверный характер, но открыто противостоять ему решаются только единицы.

Борис Григорьевич

Неким образом сродни с образом Катерины в пьесе оказывается образ Бориса Григорьевича – племянника Дикого. Молодой человек – круглый сирота. Его бабушка оставила ему и его родной сестре наследство, но получить они его могут только с разрешения дяди, поэтому Борис старается всеми возможными способами угодить дяде и получить наследство. Борис влюбляется в Катерину Кабанову, это чувство взаимно. После обличения их любовной связи Борис проявляет трусость и между любовью и возможным получением наследства выбирает второе.

Кулигин

Образ Кулигина, по факту, является единственным лучом света в темном и алчном обществе Калинова.

Кулигин не отличается ни знатным происхождением, ни богатством. Он мечтательная натура, открытая для новшеств. Целью его жизни стало создание вечного двигателя. Он единственный человек во всем обществе, живущий в гармонии с самим собой.

Кулигин не стремится к власти или обогащению он привык жить честно и доброжелательно относиться к людям. Именно этот персонаж способен обличить все пороки Калинова, что и делает в своем монологе.

Кудряш

Ваня Кудряш – еще один необычный персонаж в городе. Он единственный человек, способный дать отпор Дикому. По своему характеру Кудряш грубый и не романтичный человек, но при этом он обладает веселым нравом. Некоторое время Иван втайне встречается с Варей Кабановой, а затем убегают с ней от злой и сварливой Кабанихи.

Природа Калинова

Калинов – это небольшой городок на берегу Волги. Его ландшафт активно противопоставляется обстановке и настрою местных жителей. Природа Калинова прекрасна – гладь реки, зелень в теплое время года, снежные пейзажи зимой, однако не все жители способны это заметить.

Предлагаем читателям познакомиться с героями пьесы “Бедность не порок” в пьесе А. Островского.

В большинстве случаев люди заняты своими проблемами (истинными или ложными), сконцентрированы на конфликтных ситуациях своих личных или других людей.

Обстановка в городе в целом

Основные слова, которыми можно охарактеризовать общий настрой жителей, сконцентрированы вокруг слов «жадность», «грубость», «злость». Помещики в большинстве своем случаев охвачены жаждой обогащения. Осуществляют они эту свою мечту нечестным путем – так, Дикой может не заплатить деньги за работу своим работникам, обмануть кого-либо.

Фактически значимость и благородство людей меряется в городе финансовой меркой – чем больше у человека денег, тем лучше к нему отношение окружающих, при этом его моральный облик не берется во внимание. Ради денег люди обманывают, предают и отказываются от своего личного счастья, считая, что обрести истинное счастье можно только будучи состоятельным человеком.

В большинстве случаев жители города – это ограниченные люди. Их ограниченность заключена в консервативности взглядов и неумении принимать новые тенденции в развитии и отношениях в обществе. Если в городе появляется человек, отличный по мировоззрению от общепринятой тенденции, то такой человек автоматически считается ненормальным, люди к нему относятся недружелюбно. В результате, такой человек оказывается перед выбором – стать таким как все, или же и дальше противостоять массовому наплыву. Терпеть и противостоять общественному мнению могут только единицы.

Люди в городе малообразованы, они считают это нормой и не видят причин что-то менять. Все новости и информацию, горожане узнают их слухов и выдумок – редко кто занят чтением газет или книг.
Помещики города враждуют между собой, они часто клевещут на других помещиков, всячески стараются усложнить жизнь своим «противникам».

Семьи богачей неотъемлемо связаны с таким понятием как тирания – главы этих семей очень авторитарны по отношению к своим родным. Жизнь членов этих семейств становится испытанием, при этом такое положение вещей активно скрывается от общества.

Таким образом, жизнь в городе Калинове подчинена своим порядкам и негласным правилам. В целом, обстановка в городе напряженная и недружелюбная – люди не готовы проявлять друг к другу симпатию или сострадание. Практически все они терпят унижение, но при этом не видят причины поддержать или препятствовать развитию тирании – принцип «дедовщины» активно распространился серди его жителей. Природа города противопоставляется настрою его большинства жителей – в городе всегда есть чем полюбоваться, но редко кто из жителей способны заметить эту красоту.

Город Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города, быт и нравы обителей

5 (100%) 2 votes

r-book.club

Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н.Островского «Гроза») Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

    Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире.
    Н.А. Добролюбов.

    Драма «Гроза» А.Н.Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, писатель обличает духовные и нравственные проблемы России середины XIX века.
    Действие пьесы происходит на берегу Волги, в небольшом городе Калинове.
    В этом городе основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.
    Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха, самые богатые люди в городе, угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться.
    Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него – червяк: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
    Ханжество и лицемерие определяют поведение власть имущих. Добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. А Дикой не против прикрыть свою жадность маской раскаяния. Сначала он «изругал» мужика, пришедшего за деньгами, а «после прощения просил, в ноги кланялся, … при всех кланялся».
    Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Дикой не собирается ставить в городе громоотводы, считая, что гроза – Божье наказание, Кабанихе поезд кажется «огненным змием», на котором нельзя ездить, а сами горожане думают, что «Литва с неба упала». Но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи своей» далеко не ходили, но «слыхать – много слыхали».
    Город Калинов стоит в очень живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте. Построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то… ходят туда наряды показывать».
    Безразличны калиновцы и к окружающим их людям. Поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными. Пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки.
    Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают…»
    Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Это Варвара, Борис, Тихон. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
    Одним из немногих, кто осознает атмосферу, сложившуюся в городе, является Кулигин. Он прямо говорит о необразованности и невежестве горожан, о невозможности честным трудом заработать деньги, критикует жестокие нравы, царящие в Калинове. Но и он не способен выступить с протестом в защиту своего человеческого достоинства, считая, что лучше уж стерпеть, покориться.
    Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни».
    Единственным человеком, не побоявшимся бросить вызов «темному царству», является Катерина. Она не хочет приспосабливаться к окружающей жизни, но единственный выход, который она видит для себя, – это смерть. По словам Добролюбова, гибель главной героини – это «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».
    Таким образом, Островский мастерски показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, где подавляется любое стремление к свободе. Читая «Грозу», мы можем провести анализ купеческой среды того времени, увидеть ее противоречия, понять трагедию того поколения, которое больше не может и не хочет жить в рамках старой идеологии. Мы видим, что кризис деспотичного, невежественного общества неотвратим и конец «темного царства» неизбежен.


Добавил: Arbel

185229 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)


Смотрите также по произведению «Гроза»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Образ и нравы города Калинова (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

А.Н. Островский вошел в русскую литературу как «Колумб» патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым она подвергается под влиянием прогресса, анализируется психология людей, особенности их взаимоотношений.
«Гроза» — одно из таких произведений писателя. Она была создана А.Н. Островским в 1959 году и считается одним из самых новаторских пьес драматурга. Проблематика «Грозы» связана с ранними произведениями Островского, но здесь дан совершенно новый взгляд на патриархальное купечество. В этой пьесе писатель резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов.
Для его описания автор использует прием контраста. Пьеса открывается описанием волжского пейзажа («Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид») и репликами Кулигина, который восхищается красотой этих мест: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Однако это божественная красота тут же вступает в противоречие с «делами рук человеческих» — мы становимся свидетелями очередного скандала Дикого, который на чем свет стоит ругает своего племянника Бориса: «Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».
И далее, на протяжении всей пьесы, автор будет проводить мысль о том, что «темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души. Это в пьесе понимает лишь один персонаж – чудак Кулигин, который во многом является выразителем авторской точки зрения. На протяжении всей пьесы мы слышим от него горестные реплики: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят»; «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»; «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!» и прочее. Однако, все видя и все понимая, этот герой остается такой же жертвой «темного царства», как и все остальные жители Калинова.
Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы?
Всем в городе заправляют богатые купцы — Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова. Дикой – типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова.
Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться – ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого – ведь он очень богат и влиятелен.
Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха – тоже самодур, только в пределах собственной семьи.
Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы – единственно верные, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами.
В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, врут, ломают себя – делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи.
Но Дикой и Кабаниха – это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживают «подданные» — Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин… Все эти люди воспитывались по старым патриархальным законам и считают их, несмотря ни на что, правильными. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за возможности получить наследство, вынужден терпеть унижения от Дикого. Никто из этих людей не может открыто жить так, как ему хочется, никто не пытается стать свободным.
Лишь Катерина Кабанова совершила такую попытку. Но ее мимолетное счастье, свобода, полет, которое героиня искала в любви с Борисом, обернулось трагедией. Для Катерины счастье несовместимо с ложью, нарушением божественных запретов. А роман с Борисом был изменой, значит, не мог обернуться для чистой и светлой героини ничем, кроме гибели, нравственной и физической.
Таким образом, образ города Калинова в «Грозе» — это образ жестокого мира, косного и невежественного, разрушающего все, что пытается сопротивляться его законам. Этот мир, по мнению Островского, губительно действует на человеческие души, калеча и уничтожая их, разрушая самое ценное – надежду на изменения, веру в лучшее будущее.

< Предыдущая   Следующая >

myessay.ru

«Образ и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)»

А. Н. Островский вошел в русскую литературу как «Колумб» патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым она подвергается под влиянием прогресса, анализируется психология людей, особенности их взаимоотношений.

«Гроза» — одно из таких произведений писателя. Она была создана А. Н. Островским в 1959 году и считается одним из самых новаторских пьес драматурга. Проблематика «Грозы» связана с ранними произведениями Островского, но здесь дан совершенно новый взгляд на патриархальное купечество. В этой пьесе писатель резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов.

Для его описания автор использует прием контраста. Пьеса открывается описанием волжского пейзажа («Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид») и репликами Кулигина, который восхищается красотой этих мест: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Однако это божественная красота тут же вступает в противоречие с «делами рук человеческих» — мы становимся свидетелями очередного скандала Дикого, который на чем свет стоит ругает своего племянника Бориса: «Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».

И далее, на протяжении всей пьесы, автор будет проводить мысль о том, что «темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души. Это в пьесе понимает лишь один персонаж — чудак Кулигин, который во многом является выразителем авторской точки зрения. На протяжении всей пьесы мы слышим от него горестные реплики: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят»; «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»; «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!» и прочее. Однако, все видя и все понимая, этот герой остается такой же жертвой «темного царства», как и все остальные жители Калинова.

Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы?

Всем в городе заправляют богатые купцы — Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова. Дикой — типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова.

Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться — ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого — ведь он очень богат и влиятелен.

Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха — тоже самодур, только в пределах собственной семьи.

Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы — единственно верные, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами.

В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, врут, ломают себя — делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи.

Но Дикой и Кабаниха — это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживают «подданные» — Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин… Все эти люди воспитывались по старым патриархальным законам и считают их, несмотря ни на что, правильными. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за возможности получить наследство, вынужден терпеть унижения от Дикого. Никто из этих людей не может открыто жить так, как ему хочется, никто не пытается стать свободным.

Лишь Катерина Кабанова совершила такую попытку. Но ее мимолетное счастье, свобода, полет, которое героиня искала в любви с Борисом, обернулось трагедией. Для Катерины счастье несовместимо с ложью, нарушением божественных запретов. А роман с Борисом был изменой, значит, не мог обернуться для чистой и светлой героини ничем, кроме гибели, нравственной и физической.

Таким образом, образ города Калинова в «Грозе» — это образ жестокого мира, косного и невежественного, разрушающего все, что пытается сопротивляться его законам. Этот мир, по мнению Островского, губительно действует на человеческие души, калеча и уничтожая их, разрушая самое ценное — надежду на изменения, веру в лучшее будущее.

www.allsoch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *