Джованни Лоренцо Бернини — 56 произведений
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — итальянский архитектор и скульптор. Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением, и чьё влияние было непомерно сильно…». Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Также он уделял время созданию декоративных предметов, таких как лампы, столы, зеркала, и даже кареты. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.
Бернини обладал способностью не только изобразить драматическое повествование с персонажами, испытывающими сильные переживания, но и организовать масштабные скульптурные проекты, передающие неподдельное величие. Его мастерство в обработке мрамора затмило других скульпторов его поколения, в том числе его соперников, Франсуа Дюкенуа и Алессандро Альгарди, и сделало его достойным преемником Микеланджело. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Кроме того, будучи глубоко верующим человеком и работая в Риме периода Контрреформации, Бернини применял свет как театральный и метафорический инструмент в своих религиозных сооружениях, часто используя скрытые источники света, которые могли бы усилить эффект богослужений или повысить драматизм скульптурного повествования.
Бернини и его современники, архитектор Франческо Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона, сыграли ведущую роль в возникновении римской архитектуры барокко. В начале своей деятельности они вместе работали над Палаццо Барберини, в начале под руководством Карло Мадерно, а после его смерти, под руководством Бернини. Однако, в дальнейшем между ними разгорелась конкуренция за подряды, которая переросла в откровенную вражду, особенно между Бернини и Борромини. Несмотря на, возможно, бо́льшую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Петра, законченного при папе Павле V, и, после добавления Мадерно нефа и фасада, наконец освященного папой Урбаном VIII, завершившим полтора века проектирования и строительства. Проект площади Святого Петра перед собором работы Бернини стал одним из его самых успешных и новаторских проектов. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра[en] (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.
На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было связано со Святым Престолом. В ранние годы он попал в поле зрения кардинала-племянника Шипионе Боргезе, и в 1621 году, в возрасте 23 лет, был посвящён в рыцари папой Григорием XV. При восшествии на престол папа Урбан VIII, как сообщается, заметил: «Это большая удача для вас, кавалер, что вы смогли узреть, как кардинала Маффео Барберини сделали папой. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате.». Хотя при правлении Иннокентия X он не достиг больших успехов, в период правления Александра VII он восстановил своё художественное доминирование и при Клименте IX по-прежнему был в почёте.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
ещё …
Джованни Лоренцо Бернини — Детская художественная школа №1 имени П. П. Чистякова г. Екатеринбург
|
Бернини Л. Автопортрет. 1623 |
Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680) — крупнейший мастер зрелого барокко, одновременно и архитектор, и скульптор, а также и художник, и драматург, работал при 8 папах. Первой архитектурной работой Бернини стала перестройка римской церкви Санта-Бибиана (1624) совместно с Пьеро да Кортона.
В 2013 году празднуется 415 лет со дня рождения Лоренцо Бернини.
В архитектуре и скульптуре Бернини, крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Бернини решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657-1666, и др. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство.
Интерьер Собора Св. Петра с кафедрой Св Петра. Ватикан. 1626-1680 | «Экстаз Святой Терезы» капелла Корнаро, церковь Санта-Мария-делла-Витториа, Рим. 1645-1652. |
Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов — имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию. Бернини был выдающимся скульптором своего времени. Его произведениям были свойственны совершенство пластической моделировки, динамизм и экспрессивность образов. Особенно характерна его известная скульптурная композиция «Экстаз Святой Терезы» в римской церкви Санта Мариа делла Витторио, изображающая мистическое видение известной сподвижницы церкви, кармелитки Терезы, во время которого Ангел проник в ее сердце с пламенной стрелой Божественной любви. Бернини выстраивает интерьер часовни Корнаро вокруг своей скульптурной группы со Св. Терезой. Мраморный павильон с отверстием вверху, куда устремляется свет из высокого окна, иллюзионистский эффект облаков на своде, ложные трибуны, где размещены созерцающие эту сцену зрители… Невозможно достичь большей аналогии с театром.
|
Лоренцо Бернини. Площадь перед собором Святого Петра. Ватикан. |
В 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора Св. Петра и палаццо Барберини, где работают также Пьеро да Кортона и молодой Борромини. Авторитет Бернини сильно пострадал, когда под весом колоколен, которые он начал устанавливать 1637 г. на фасаде собора, здание начало проседать, колокольни пришлось снести.
Главное творение Бернини – площадь перед собором Святого Петра (смотреть панораму) — самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века. Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными четырех-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры.
|
|
Бернини Л. Фасад Церкви Сант Андреа | Скульптура в церкви Сант Андреа; схема церкви Сант Андреа. 1653. Рим. |
Одной из красивейших церквей Италии XVII в. по праву считают римскую церковь Сант Андреа, построенную Бернини в 1653г. Наиболее впечатляющие религиозно-художественные декорации, выполненные Бернини — «Трон Святого Петра» (1657-1666) — позолоченное бронзовое покрытие средневекового деревянного трона (кафедры) понтифика. Создается иллюзия, что кресло поддерживают 4 бронзовые фигуры отцов-основателей ранней церкви: Св. Амброзия, Атанасиуса, Иоанна Златоуста и Августина, над ними — золотая слава ангелов на облаках в лучах света, исходящего от Святого Духа в образе голубя в овальном окне.
В поздний период творчества Бернини закончил оформление часовни собора Св. Петра — Сантиссимо Сакраменто (1673-1674), в котором противопоставил архитектуре бронзового купола мягкие профили небесных ангелов. Самая большая из последних работ — часовня Альтиери в Сан Франческо Рипа (ок. 1674) в Риме. В нише в верхней части алтаря расположена статуя, изображающая смерть Блаженного Людовикоа Альбертони.
Материал взят из книг:
1. Большая советская энциклопедия / Бернини.
2. Электронный ресурс — История архитектуры. Лоренцо Бернини
Просмотров: 1031
⟰ наверх страницы
Джованни Лоренцо Бернини: гений на службе Ватикану
Джованни Лоренцо Бернини – один из ярчайших представителей направления барокко в архитектуре и скульптуре. Его творчество отличало сочетание религиозных чувств и человеческих страстей, эстетика его произведений была подчеркнуто театральной, яркой и выразительной. Он был признанным современниками художником, скульптором и архитектором, причем зачастую его произведения включают в себя все проявления его таланта: архитектура дополняется скульптурой, скульптура – приемами из живописи. Бернини в своем творчестве не следует полностью античным принципам построения четкой композиции, как это было свойственно художникам раннего Ренессанса, а привносит свои эффекты: динамизм, пластичность форм, использование окружающего контекста для придания большей выразительности своим произведениям.
Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 в Неаполе в семье известного скульптора Пьетро Бернини, и был седьмым из его 13 детей. В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе.
В 17 лет (в 1615 году) Бернини изготавливает для епископа Сантони его портретный бюст, впоследствии установленный на надгробии епископа. В 20 лет Лоренцо Бернини доверяют выполнить портрет самого папы Павла V. Папа Григорий XV посвящает его в рыцари.
Для виллы Шипионе Боргезе молодой скульптор изготавливает четыре больших мраморных скульптуры, которые становятся признанными шедеврами, олицетворяющими сам стиль барокко. Одна из них – статуя Давида (1623 — 1624). По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. Многие художники эпохи возрождения обращались к этому сюжету, но Давид у них был более статичен, он демонстрировал свою красоту, вызывал восхищение своей силой и благородством, например, в известной статуе Микеланжело. Но Бернини изобразил Давида не как олицетворение совершенного подвига, а как само напряжение этого подвига, в действии во всём его драматизме – это одна из отличительных черт барокко. Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622—1625) , в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево. И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие.
Ещё одним выдающимся творением Бернини становится скульптура также на мифологическую тему – «Похищение Прозерпины» (1621–1622). «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск, » – говорил Бернини, и его скульптуры доказывают это. Фигуры Прозерпины и её похитителя, бога Плутона, выполнены с удивительным вниманием к деталям, из-за чего они кажутся почти живыми. Фигура Плутона гораздо крупнее, что подчеркивает его силу и динамику всей сцены похищения.
Скульптуры Бернини принесли ему признание и расположение высших католических чинов. Папа Урбан VIII сделал его свои придворным скульптором и архитектором, открыв ему блестящие перспективы для будущих работ, многие из которых принесли славу не только самому Бернини, но и стали визитной карточкой Ватикана.
В 1629 году Бернини был назначен главным архитектором этого собора, над которым трудилось не одно поколение выдающихся творцов, среди которых Браманте, Рафаэль, Микеланжело. Сам собор строился на протяжении полутора веков и стал выдающимся произведением итальянского зодчества, крупнейшей христианской церковью в мире и визитной карточкой католического Рима. Бернини работал над внутренним убранством собора на протяжении многих лет, и его вклад в архитектурный ансамбль собора очень велик. Балдахин Святого Петра (1624–1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов. Если оценивать это сооружение формально, то можно увидеть все признаки архитектуры античного классицизма, который являлся идеалом для художников Ренессанса, однако пластичность архитектурных элементов и богатый, блещущий великолепием декор видоизменяют его, делая его ярким образцом стиля барокко.
В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Эта грандиозная композиция привлекает к себе внимание, выбиваясь из общего ренессансного стиля архитектуры собора, представляя собой яркий образец декоративного оформления в стиле барокко. Кафедра представляет собой огромный, высотой более 30 метров, реликварий, в котором хранятся остатки католической реликвии – деревянного кресла, принадлежавшего апостолу Петру. Содержание продиктовало и форму сооружения: центральная часть в форме трона поддерживается статуями святых, цоколь из каменных глыб, позолота, фигуры ангелов, и особенно окно и проникающий через него свет, подчеркнутый расходящимися золотыми лучами – всё направлено на то, чтобы подчеркнуть величие и великолепие идей католицизма.
Недалеко от кафедры находится созданное Бернини надгробие папы Урбана VIII. В центре скульптурной композиции находится бронзовая статуя Урбана, у её подножия – мраморные скульптуры добродетелей. Папа сам заказал свое надгробие, что было необычно. Но, видимо, он хотел убедиться, что после смерти его имя будет воспето самым почитаемым им художником.
Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. К храму, ставшему сердцем Ватикана, с самого времени его постройки приходило много верующих, и было решено построить перед собором большую дворцовую площадь. Воплощение этой идеи доверили Бернини. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» — символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками). Площадь окружена грандиозной колоннадой тосканского ордера, закрывающая окружающие собор постройки и придающая площади торжественный вид. Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. Овальная форма площади придаёт всей композиции пластичности – с разных точек площадь выглядит по разному, кроме того колоннада создает эффектную перспективу, позволяющую оценить величие собора Святого Петра. В центре площади был оставлен египетский обелиск, простоявший на этом месте со времен античности. В боковых секторах находятся фонтаны.
Королевская лестница – Скала Реджа (1663—1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы. Используя не слишком большое клинообразное пространство, архитектор смог добиться эффекта величественности, используя прием ложной перспективы. Нижние ступени лестницы шире, чем верхние, высота колонн по краям лестницы уменьшается по ходу движения вверх, пространство между колоннами также уменьшается. Таким образом снизу лестница кажется длиннее, чем на самом деле, а фигура папы, появляющегося на верхней площадке, кажется выше и величественней. Театральный эффект, производимый архитектурным решением лестницы, усиливается использованием освещения: расположенные над каждой площадкой лестницы фонари расставляют световые акценты, подчеркивая ритмичность лестничных пролетов.
В 1637 году Бернини предпринял неудачную попытку приукрасить фасад собора Святого Петра: он планировал надстроить по колокольне с каждой стороны фасада. Однако сразу же после возведения в 1641 году первой из башен на фасаде стали появляться трещины, в образовании которых обвинили Бернини и его колокольни. Достоверно неизвестно, действительно ли трещины были из-за надстроек, однако строительные работы сразу же были прекращены, а через некоторое время башни были снесены. Эта неудача весьма негативно повлияла на репутацию Бернини, и на некоторое время его слава главного папского архитектора померкла. Возможно, это также послужило причиной размолвок с папой Иннокентием Х, который в начале своего понтификата отдавал предпочтение соперникам Бернини – скульптору Альгарди и архитектору Борромини. Однако он продолжал работы по оформлению собору Святого Петра, и со временем репутация Бернини восстановилась.
В 1648 папа одобрил проект Фонтана Четырех Рек на площади Навона, он был построен в 1651 году и стал одним из самых знаменитых фонтанов Рима. Вокруг обелиска Бернини разместил статуи речных богов Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы, смотрящих в разные строны – каждый символизирует ту часть света, в которой протекает река и куда обращена статуя. Вода в фонтан поступала из акведука Аква Вирго. Также Бернини принадлежит авторство других великолепных римских фонтанов – Фонтана Тритона и Фонтана пчел.
Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647—1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. Скульптура изображает Святую Терезу Авильскую – монахиню, имевшую огромное влияние на католицизм того времени, она соединила в себе средневековый мистицизм и религиозность. Тереза страдала эпилепсией и была склонна к сумеречным состояниям сознания, во время молитвы у неё были видения и экстатические состояния, в своих письмах она писала, что в такие моменты ей казалось, что это ангел пронзает её сердце стрелой с огненным острием, и она чувствует одновременно и сильную боль, и величайшее наслаждение. Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры. Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами, и почти театральными ложами по краям капеллы.
Одной из последних работ в насыщенной творческой биографии Бернини стала скульптура «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони», созданная мастером в 1674 году в качестве надгробия. Блаженная Людовика была кононизирована несколькими годами ранее, скульптура из белого мрамора изображает её на ложе в момент религиозного переживания перед смертью.
Лоренцо Бернини умер в 1680 году, оставив после себя 11 детей, в том числе и Доменико Бернини, ставшим первым биографом своего знаменитого отца.
Дата публикации: 29.06.2014
© Регент Декор
Между плотью и душой: пять шедевров Джованни Бернини
«Аполлон и Дафна», (1622-1625), фрагмент. Фото: скриншот с сайта YouTube
«Аполлон и Дафна», (1622-1625), фрагмент. Фото: скриншот с сайта YouTubeВедущей фигурой в становлении римского и итальянского барокко можно по праву считать скульптора и архитектора XVII века Джованни Лоренцо Бернини. 7 декабря исполняется 421 год со дня рождения мастера, сумевшего превратить глыбы мрамора в «дышащие» фигуры.
Автопортрет, (1623). Фото: скриншот с сайта YouTubeПопулярность к Джованни Бернини пришла в возрасте восьми лет, после наброска головы Святого Петра. Тогда мальчика назвали «вторым Микеланджело». А на семнадцатом году жизни Бернини создал первый шедевр — «Мученичество святого Лаврентия» (1614-1615).
Покровитель поваров (по странной христианской иронии) был приговорен к сожжению заживо. Во время казни он почувствовал запах собственной плоти и с улыбкой обратился к карателям: «Ребята, переверните меня. С этой стороны я уже поджарился». Именно этот момент запечатлел Бернини.
«Мученичество святого Лаврентия», (1614-1615). Фото: скриншот с сайта YouTubeНикому прежде не удавалось передать юмор, рожденный в страданиях. Мученичество святого Лаврентия самое пронзительное, трагичное и одновременно жизнелюбивое произведение в истории искусства.
Над следующим произведением — «Похищение Прозерпины» (1621-1622) — работал уже не мальчик, а молодой мужчина, познавший страсть. Богиня подземного царства вздымает, пытается вырваться из объятий Плутона. Однако он крепко и бережно держит беглянку. Скульптор мастерки изобразил пальцы Плутона и юную плоть Прозерпины.
«Похищение Прозерпины», (1621-1622), фрагмент. Фото: скриншот с сайта YouTubeКомпозицию «Аполлон и Дафна» (1622-1625) ваятель закончил в возрасте 26 лет. Она позволила Бернини быть причисленным к величайшим творцам, поскольку техника пойманного момента достигает в его творении совершенства.
«Аполлон и Дафна», (1622-1625), фрагмент. Фото: скриншот с сайта YouTubeСогласно мифу, Аполлон решил овладеть нимфой, но она обратилась с мольбой к богам. Ее услышали и превратили в дерево. И это символично. Страсть, умирая, всегда превращается в бревно. Бернини сумел поймать и изобразить в камне этот момент.
«Экстаз Святой Терезы», (1647-1652), фрагмент. Фото: скриншот с сайта YouTubeОн был настоящим поклонником страсти, любил жизнь и женщин. Наверное, поэтому работы «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (1671-1674) и «Экстаз Святой Терезы» (1647-1652) имели оглушительный успех. Монахини совсем не похожи на затворниц. Посмотрев на лица молодых женщин, мы понимаем, какое буйство чувств происходит под рясами.
Скульптор потрясающе изобразил плотские наслаждения и духовные откровения. В композиции «Экстаз Святой Терезы» стоит отметить руку ангела, нежно поправляющую одежду монахини. Этот момент показывает выражение любви. Настоящее единение души и тела — это тайна, которая навсегда будет скрыта от зрителя.
«Экстаз Блаженной Людовики Альбертони», (1671-1674). Фото: скриншот с сайта YouTubeДжованни Лоренцо Бернини мечтал поймать почти неуловимые для глаз моменты, высочайшее эмоциональное напряжение. И ему это, безусловно, удалось.
Он сумел создать из мертвого и холодного камня настолько живые и пронзительные изображения. Скульптуры, которые никогда не перестанут будоражить сознание зрителей своим чувственным накалом.
Post Views: 1 786
Джованни Лоренцо Бернини — Детская художественная школа №1 имени П. П. Чистякова г. Екатеринбург
|
Бернини Л. Автопортрет. 1623 |
Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680) — крупнейший мастер зрелого барокко, одновременно и архитектор, и скульптор, а также и художник, и драматург, работал при 8 папах. Первой архитектурной работой Бернини стала перестройка римской церкви Санта-Бибиана (1624) совместно с Пьеро да Кортона.
В 2013 году празднуется 415 лет со дня рождения Лоренцо Бернини.
В архитектуре и скульптуре Бернини, крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Бернини решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657-1666, и др. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство.
Интерьер Собора Св. Петра с кафедрой Св Петра. Ватикан. 1626-1680 | «Экстаз Святой Терезы» капелла Корнаро, церковь Санта-Мария-делла-Витториа, Рим. 1645-1652. |
Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов — имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию. Бернини был выдающимся скульптором своего времени. Его произведениям были свойственны совершенство пластической моделировки, динамизм и экспрессивность образов. Особенно характерна его известная скульптурная композиция «Экстаз Святой Терезы» в римской церкви Санта Мариа делла Витторио, изображающая мистическое видение известной сподвижницы церкви, кармелитки Терезы, во время которого Ангел проник в ее сердце с пламенной стрелой Божественной любви. Бернини выстраивает интерьер часовни Корнаро вокруг своей скульптурной группы со Св. Терезой. Мраморный павильон с отверстием вверху, куда устремляется свет из высокого окна, иллюзионистский эффект облаков на своде, ложные трибуны, где размещены созерцающие эту сцену зрители… Невозможно достичь большей аналогии с театром.
|
Лоренцо Бернини. Площадь перед собором Святого Петра. Ватикан. |
В 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора Св. Петра и палаццо Барберини, где работают также Пьеро да Кортона и молодой Борромини. Авторитет Бернини сильно пострадал, когда под весом колоколен, которые он начал устанавливать 1637 г. на фасаде собора, здание начало проседать, колокольни пришлось снести.
Главное творение Бернини – площадь перед собором Святого Петра (смотреть панораму) — самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века. Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными четырех-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры.
|
|
Бернини Л. Фасад Церкви Сант Андреа | Скульптура в церкви Сант Андреа; схема церкви Сант Андреа. 1653. Рим. |
Одной из красивейших церквей Италии XVII в. по праву считают римскую церковь Сант Андреа, построенную Бернини в 1653г. Наиболее впечатляющие религиозно-художественные декорации, выполненные Бернини — «Трон Святого Петра» (1657-1666) — позолоченное бронзовое покрытие средневекового деревянного трона (кафедры) понтифика. Создается иллюзия, что кресло поддерживают 4 бронзовые фигуры отцов-основателей ранней церкви: Св. Амброзия, Атанасиуса, Иоанна Златоуста и Августина, над ними — золотая слава ангелов на облаках в лучах света, исходящего от Святого Духа в образе голубя в овальном окне.
В 1665 г. Бернини по приглашению Людовика XIV приезжал в Париж для работы над проектом королевской резиденции. Поначалу его принимали с почетом, но вскоре он настроил против себя французскую аристократию тем, что признавал только искусство Италии, принижая работы местных мастеров. Его проект для Лувра был отклонен.
В поздний период творчества Бернини закончил оформление часовни собора Св. Петра — Сантиссимо Сакраменто (1673-1674), в котором противопоставил архитектуре бронзового купола мягкие профили небесных ангелов. Самая большая из последних работ — часовня Альтиери в Сан Франческо Рипа (ок. 1674) в Риме. В нише в верхней части алтаря расположена статуя, изображающая смерть Блаженного Людовикоа Альбертони.
Материал взят из книг:
1. Большая советская энциклопедия / Бернини.
2. Электронный ресурс — История архитектуры. Лоренцо Бернини
Просмотров: 1032
⟰ наверх страницы
БЕРНИНИ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. Д. Дажина
БЕРНИ́НИ (Bernini) Джованни Лоренцо (Джанлоренцо) (7.12.1598, Неаполь – 28.11.1680, Рим), итальянский архитектор, скульптор, живописец и сценограф. Учился у отца, скульптора и архитектора Пьетро Б. (1562–1629), который переехал в Рим вместе с семьёй в 1605 или 1606. Творч. жизнь Б. связана в осн. с Римом, где он являлся ведущей фигурой в худож. жизни в период понтификатов пап Урбана VIII и Александра VII.
Дж. Л. Бернини. Балдахин (киворий) в соборе Св. Петра в Риме. 1624–33.
Крупнейший мастер барокко, Б. наиболее последовательно выразил осн. принципы эстетики и худож. языка этого стиля. Опираясь на опыт изучения античной скульптуры и творчества Микеланджело, Б. сыграл важную роль в формировании декоративной, надгробной и портретной пластики барокко. Его градостроит. проектам и архит. композициям свойственны пространственный размах, выразит. пластика крупных тектонич. форм, зрелищность и театральность в использовании перспективных эффектов, стремление к целостности ансамблевых решений. К наиболее значит. произведениям принадлежит ансамбль пл. Св. Петра (1657–63): эффектно используя мощные сдвоенные колоннады обрамляющих её боковых крыльев, Б. организует пространство овальной площади (с двумя фонтанами и обелиском) и направляет движение паломников, при котором открываются разл. архит. перспективы собора и зданий Ватикана. В церковном зодчестве Б. (ц. Сант-Андреа-аль-Квиринале, 1653–58) выразит. игра контрастных пластич. форм, сочетание скульптуры и тектонич. элементов архит. декора создают напряжение рельефной поверхности стены, а криволинейные очертания планов динамизируют восприятие интерьера, обогащают его дополнительными пластич. и пространственными эффектами.
Дж. Л. Бернини. «Аполлон и Дафна». Мрамор. 1622–25. Галерея Боргезе (Рим).
Стремление к ансамблевому сочетанию архитектуры и пластики проявилось в лучших творениях Б.-скульптора и декоратора. Одной из его ранних работ стал величественный балдахин (киворий) собора Св. Петра (1624–33), осеняющий гробницу ап. Петра и украшенный позолоченной бронзой витых колонн, декоративной скульптурой и фигурками трубящих ангелов; он составляет единое целое с исполненной Б. позднее кафедрой св. Петра (1657–66) в алтарной нише собора. Декоративный талант Б. проявился в его любви к разнообразию материалов и форм, к их живописному сочетанию. Используя мраморную полихромную инкрустацию, сочетая белый мрамор статуй с патиной и позолотой бронзы, учитывая разнообразные световые и иллюзионистические эффекты, Б. добивался яркости и эмоциональной приподнятости, величия и великолепия, которые отвечали риторич. природе иск-ва барокко. Эти качества Б. проявились в сооружении парадной лестницы (Скала-Реджа) в Ватикане (1663–1666), в ансамбле Капеллы Корнаро в ц. Санта-Мария-делла-Виттория в Риме (1647–52), алтарную нишу которой занимает «Экстаз св. Терезы» – наиболее чувственное и мистическое произведение мастера. По-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигает натуралистич. имитации блеска и мягкости кожных покровов, разной фактуры тканей, лёгкой подвижности драпировок; используя множественность точек зрения, добивается впечатления напряжённого или стремительного движения («Аполлон и Дафна», 1622–25, галерея Боргезе, Рим). В портретах-бюстах Б. сочетал психологич. остроту образной характеристики модели с декоративной пышностью и парадной репрезентативностью (кардинал Шипионе Боргезе, 1632, галерея Боргезе, Рим; Констанция Бонарелли, ок. 1635, Нац. музей Барджелло, Флоренция; герцог Франческо д’Эсте, 1650–51, Музей д’Эсте, Модена; все – мрамор).
Посетил Париж (1665) по приглашению Людовика XIV, где выполнил проект вост. фасада Лувра (не реализован) и портретный бюст короля (мрамор, 1665, Нац. музей Версаля и Трианонов).
Дж. Л. Бернини. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона в Риме.1648–51.
Творчество Б. оказало большое влияние на типы барочного надгробия, сочетающего архитектуру, скульптуру, разнообразные декоративные формы и материалы (гробницы пап Урбана VIII и Александра VII в соборе Св. Петра в Риме). Тема бренности жизни и таинства смерти нашла полное драматизма решение в статуе умирающей св. Людовики Альбертони (мрамор, 1671–75; капелла Альтьери ц. Сан-Франческо-а-Рипа в Риме). С именем Б. связана рим. традиция создания скульптурных фонтанов как важнейшего градостроит. элемента, формирующего ансамбль площади, – фонтаны Тритона на Пьяцца Барберини (1642–43) и Четырёх рек на Пьяцца Навона (1648–51). Как театральный декоратор Б. участвовал в постановках в театре Барберини, также в собств. театре, для которого сочинял комедии. Среди живописных работ – «Автопортрет» (Уффици, Флоренция).
Рим и Бернини — барокко и второе рождение Вечного города
В эпоху Бернини Вечный город превратился в огромную сцену
Джованни Лоренцо Бернини прожил долгую жизнь и заслужил все мыслимые почести. Его талант раскрылся внезапно, будто Природа пыталась наверстать что-то упущенное, а милостивый Создатель вдруг решил щедрою рукой одарить жителей потрепанного Средневековьем Рима. Похоже на правду: в мире нет другого примера столь масштабного и быстрого перевоплощения города в город искусств. Хватило всего лишь 70 лет творчества гения для того, чтобы привлечь не иссякающие столетиями потоки пилигримов, ценителей искусства и туристов.
Город Ромула и Цезаря получил второе дыхание в XVII веке. До этого его можно было лицезреть. Созерцать его нас заставил Бернини. Он создал из камня, бронзы и мрамора лучший театр в мире со множеством подмостков. Он предложил реалистам сказочно утонченную иллюзию. Тем же, кто пребывает в плену иллюзий, Бернини подарил ощущение реальности происходящего. Циники и атеисты, попав в Рим, начинают во что-то верить и креститься, а на глаза деспотов порой наворачиваются плохо скрываемые слезы. Даже просоленные тирренским ветром нагловатые чайки начали понемногу вытеснять голубей с улиц, балконов и площадей Рима: они не хотят пропустить грандиозный спектакль и решили притвориться новыми актерами пьесы имени Барокко.
Бернини — источники его вдохновенья
Скульптурная группа (слева, кликните!) Лаокоон и его сыновья, найденная в виноградниках Эсквилина (холм Оппий в Риме), стала предметом пристального внимания Микеланджело, Рафаэля и сотен художников и скульпторов XVI века. Этот образец эллинистической скульптуры II в. до н.э. поразил юного Бернини своей эмоциональностью, напряженностью и динамизмом. Страдание и страсть, обреченность и желание вырваться из плена — все это пройдет красной нитью в творениях скульптора.
Позже он включит в свои композиции ощущение времени, его скульптурные группы обретут перспективу обозрения в 360°, вступят в диалог друг с другом, а богатство переживаний будет разбавлено тонким юмором и мифологией человеческого сознания.
Скульптору в чем-то повезло: его отец Пьетро Бернини считался признанным авторитетом в творческой среде задолго до переезда из Неаполя в Рим в 1605 году по приглашению папы Павла V. Часто дети обречены плавать в фарватере славы талантливых родителей, не успев доказать себя. К счастью, Джованни Бернини демонстрировал вулканический заряд внутренней энергии и трудолюбия: это поражало современников, а отец лишь напутствовал и привлекал к совместной работе.
Камилло и Сципион Боргезе — начало творческого пути Бернини
Павел V (Камилло, 1605-1621) из династии Боргезе после своего восхождения на папский престол назначил кардиналом своего племянника Сципиона Боргезе (Каффарелли). Вполне в духе непотизма — это давало возможность укрепить могущество и влияние рода Боргезе в Европе. Был построен дворец Боргезе на берегу Тибра, а после покупки огромной территории на холме Пинчо в Риме архитектор Фламинио Понцио по заказу семьи возвел загородную виллу (Казино) с центральным строением для приема гостей (1608-1617).
По счастливому стечению обстоятельств племянник папы являлся поклонником изобразительного искусства и страстным коллекционером: он всеми правдами и неправдами добивался обогащения своей коллекции античного и современного искусства. Дом в вилле Боргезе (ныне — галерея Боргезе, главный музей Рима) превратился в культурный центр Рима — уважаемая публика, политики, будущие кардиналы и папы были частыми гостями этой «тусовки» власть имущих, а мастера тут же получали дорогие заказы. Пьетро Бернини к тому времени считался официальным скульптором папы, вот почему свой первый заказ юный Бернини получил именно здесь.
Антонио Коппола, один из приближенных папы, заказал скульптурный портрет. Четырнадцатилетний Бернини прекрасно справился с задачей: помимо внешнего сходства, ему удалось мастерски отобразить характер и душевное состояние заказчика (фото, кликните). Глубина взгляда, рука, пытающаяся освободить тело от накидки, аскетизм — все это виртуозно подчеркнуто в деталях бюста.
В это же время Бернини приходит к новаторской идее развития скульптурного портрета без натуры. Ему в дальнейшем будет достаточно эскиза или картины для того, чтобы воплотить в мраморе образ заказчика. Для этого требуется отличная визуальная память, высокая техника, скорость «конвертации» образа в трехмерный портрет и предвидение желаемого эффекта светотени.
Бернини старается быть многогранным, его не устраивают одиночные экземпляры. Он начинает создавать композиции, скульптурные группы, которые раскрываются в панораме. Это серьезный шаг в технике и философии скульптуры: отныне работы мастера приходится изучать с разных сторон. Первый яркий пример — Вакханалия. Дети дразнят фавна (1614):
Вакханалия, 1614 | Эней и Анхис, 1619 | Похищение Прозерпины, 1622 | Аполлон и Дафна, 1625 | Давид, 1624 |
Наряду с этим Бернини уверенно показывает, что владеет в совершенстве техникой состаривания предметов. Для скульпторов XVI-ХVII вв. эта тема была очень актуальной в силу желания восстановить частично сохранившиеся скульптуры античности либо приспособить их к новой композиции. Часто сами заказчики выставляли скульпторам подобные требования, поскольку это увеличивало ценность работы. В 1615 году Бернини создает скульптурную группу Амальтея с фигурами юного Зевса и сатира (слева) по мотивам древнегреческой мифологии.
Джан Лоренцо продолжает совершенствовать технику скульптурного портрета. Одну из работ он посвящает лично Павлу V: известно, что папа был очарован этим бюстом и до конца жизни хранил его на своем рабочем столе. В 1620 году Бернини создает Проклятую душу — потрясающий образец выразительности и концентрации чувства ужаса в мраморе. Затем следует бюст испанского кардинала Педро Монтойя (церковь Санта Мария ин Монсеррато, Рим), который стал заказчиком Проклятой души (Испанское посольство в Риме). В 1632 году появляется бюст Сципиона Боргезе и его реплика (галерея Боргезе).
Бюст Павла V | Проклятая душа | Педро Монтойя | Сципион Боргезе |
Папа Урбан VIII Барберини и расцвет творчества Бернини
Избрание кардинала Маффео Барберини папой римским в 1623 году можно считать условно датой рождения римского барокко. Папа был личным другом Павла V и хорошо знал Бернини. Эта преемственность обеспечила молодому скульптору широкую дорогу в будущее. Заслуга Урбана VIII состояла в том, что он привлек Бернини к архитектурному обновлению Рима. Таким образом талант скульптора вырвался на новые рубежи — на площади, базилики и фонтаны города. И в значительной степени предопределил его современный облик. Молодому Бернини было первым делом поручено проектирование бронзового балдахина над могилой святого Петра в соборе Сан-Пьетро. Понадобилось девять лет упорной работы и тонны бронзы для возведения этого кивория высотой в 29 м (см. слева).
Справедливости ради отметим, что корона балдахина была закончена его ровесником и соратником (а позднее — соперником) архитектором Франческо Борромини. Их судьбы, амбиции, демонстрации таланта переплелись в жесткой конкурентной борьбе, что стало не только стимулом для утверждения стиля барокко, но также поводом для многочисленных сплетен и кривотолков. Бернини всегда удавалось вырваться вперед на шаг или два, может быть, в силу своей раскрепощенности и легкости в общении. Тем не менее, гости Рима должны помнить (а гиды — напоминать), что барокко в Риме — плод неимоверных усилий и личных разочарований сотен талантов разного калибра.
Сам Бернини испытывал не раз настоящее разочарование. Достаточно вспомнить неудачные колокольни Пантеона, которые в народе прозвали ослиными ушами. Он соорудил их в 1627 году в качестве компенсации за снятую с Пантеона бронзу. Колокольни дали трещины и все попытки устранить причины оказались тщетными. Пришлось их разобрать.
Бернини посвятил без малого 50 лет жизни украшению интерьера собора Св. Петра и прилегающей площади. Творчество зрелого Джан Лоренцо стало органичной частью истории собора. Внимание: именно в этом волшебном месте государства Ватикан по воле гения Бернини туристов поджидает опасность синдрома Стендаля. Поэтому гиды Рима советуют посещать Ватикан и собор после ознакомительной экскурсии по городу, и это не спроста. Рим необходимо «вкушать» медленно, заботясь о своем душевном равновесии.
В 1624 году Джан Лоренцо было поручено художественное оформление интерьера собора Св. Петра, который достался ему в наследство от Микеланджело в довольно аскетическом виде. Эту непосильную задачу новоиспеченный архитектор решил путем привлечения к работам мастеров и подмастерьев в количестве более 200 человек. По логике задачи и по масштабам затеи это закончилось тем, что в арсенале мастерской Бернини сформировалась школа талантливых учеников. Пусть читателя не удивляет после этого тот факт, что Бернини (читай — ученики) сделал еще что-то там-то и еще кое-что в Риме. Бернини стал предпринимателем, а за ним уже стояла маленькая «армия» зодчих и скульпторов. Это было неизбежно, но великий мастер остался генератором новых идей.
В 1629 году Бернини отец и сын украшают Испанскую площадь знаменитым фонтаном Лодчонка (Баркачча). Это первый в Риме образец фонтана, не имеющего ничего общего с классической формой бассейна. Бернини воплотили в камень римскую легенду о наводнении 1598 года, согласно которой воды Тибра притащили в это место затонувшую бесхозную лодку.
Лодчонки подобного типа, с широкими низкими бортами, использовались для транспортировки грузов по реке.
В 1629 — 1632 гг. Бернини и его соперник Борромини работают над модернизацией дворца Барберини на улице Четырех фонтанов. Бернини завершает левое крыло дворца и украшает фасад изящными окнами. Именно здесь зарождается новая концепция площади с фонтаном.
Представьте себе на минуту великолепные площади Рима без фонтанов или завораживающего шума струящейся воды. Не кажется ли вам, что город станет вдруг безжизненным и черствым, а летний зной навсегда отобьет желание смотреть на сухие корыта фонтанов и засохшие губы нимф, тритонов и дельфинов?
Тем временем работа над интерьером собора Св. Петра продолжается. Бернини создает специальные углубления в четырех гигантских пилястрах, поддерживающих центральный купол собора, и вкладывает в них многометровые фигуры святых:
Пилястр св. Лонгина | Пилястр св. Вероники | Пилястр св. Елены | Пилястр св. Андрея |
Надгробный монумент папы Урбана VIII в соборе — еще один ответственный проект, над которым Бернини работает с 1628 по 1647 год. Здесь он впервые использует пирамидальную композицию, которая станет прототипом для других монументов в соборе Св. Петра: на вершине находится статуя сидящего и благословляющего папы, а у подножия — статуи добродетелей (в данном случае милосердия и справедливости) и саркофаг в центре.
Другим новшеством является комбинация разноцветного мрамора и бронзы. Фигура Смерти, пишущей эпитафию, впечатляет.
К концу правления Урбана VIII Бернини впадает в немилость. Поводом снова стала неудачная попытка построить колокольни (кампанилы), в этот раз — над фасадом собора св. Петра. Была построена только левая, которая тут же дала трещины. Бернини был вынужден отказаться от этой идеи.
В 1643 году он заканчивает работу над изящным фонтаном Тритона на площади Барберини. Через год на этой же площади Джан Лоренцо создает миниатюрный фонтан Пчел.
Одна из последних работ Бернини в эпоху Урбана VIII — фасад папского Дворца пропаганды веры (1644).
Затем на папский престол восходит Иннокентий X из могущественной династии Памфили, который выдвигает своим фаворитом Франческо Борромини. Кажется, что для Бернини наступает период заката. Однако…
Читайте продолжение: Рим и творчество Бернини — часть вторая: зрелое барокко
Или закажите экскурсию по работам Бернини в Риме.
Джан Лоренцо Бернини | Итальянский художник
Джан Лоренцо Бернини , (родился 7 декабря 1598 года, Неаполь, Неаполитанское королевство [Италия] — умер 28 ноября 1680 года, Рим, Папская область), итальянский художник, который был, возможно, величайшим скульптором 17-го века и выдающимся архитектор тоже. Бернини создал стиль скульптуры в стиле барокко и развил его до такой степени, что другие художники имеют лишь второстепенное значение в обсуждении этого стиля.
Популярные вопросы
Кто такой Джан Лоренцо Бернини?
Джан Лоренцо Бернини был итальянским художником, возможно, величайшим скульптором 17 века, известным разработчиком скульптурного стиля в стиле барокко.Бернини также известен своими выдающимися архитектурными работами.
Когда родился Джан Лоренцо Бернини?
Итальянский художник Джан Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе, в Неаполитанском королевстве (Италия).
Какая работа Джан Лоренцо Бернини была одной из величайших?
Величайший образец зрелого искусства Джан Лоренцо Бернини — часовня Корнаро в Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. Центральным элементом часовни является скульптура Бернини «Экстаз св.Тереза (1645–1652 гг.), Изображение мистического опыта великого испанского реформатора кармелитов Терезы Авильской.
Ранние годы
Карьера Бернини началась при его отце, Пьетро Бернини, флорентийском скульпторе с некоторыми талантами, который в конце концов переехал в Рим. Молодой вундеркинд работал так усердно, что заслужил похвалу художника Аннибале Карраччи и покровительство Папы Павла V и вскоре зарекомендовал себя как полностью независимый скульптор. На него сильно повлияло его внимательное изучение античного греческого и римского мрамора в Ватикане, а также он имел глубокие познания в живописи Высокого Возрождения начала 16 века.Его исследование Микеланджело обнаружено в Св. Себастьяне ( c. 1617), вырезанном для кардинала Маффео Барберини, который впоследствии был Папой Урбаном VIII и самым большим покровителем Бернини.
Ранние работы Бернини привлекли внимание кардинала Сципиона Боргезе, члена правящей папской семьи. Под его патронажем Бернини вырезал свои первые скульптурные группы в натуральную величину. Сериал показывает прогресс Бернини от почти случайного единственного изображения Энея, Анхиса и Аскания, бегущего из Трои (1619) до сильной фронтальности в Плутоне и Прозерпине (1621–1622), а затем к галлюцинаторному видению Аполлона и Дафны (1622–24), который предполагалось рассматривать с одного места, как если бы он был рельефным.В его Давид (1623–24) Бернини изображает фигуру, бросающую камень в невидимого противника. Несколько портретных бюстов, выполненных Бернини в этот период, в том числе портрет Роберта Кардинала Беллармина (1623–1624), демонстрируют новое понимание взаимосвязи между головой и телом и демонстрируют способность изображать мимолетные выражения лица с острым реализмом. Эти мраморные изделия демонстрируют беспрецедентную виртуозность в резьбе по прочному материалу для достижения тонких эффектов, которые обычно встречаются только в бронзовых скульптурах.Чувственное осознание Бернини текстуры поверхности кожи и волос и его новое чувство затенения порвали с традициями Микеланджело и ознаменовали начало нового периода в истории западной скульптуры.
«Давид», мраморная скульптура Джан Лоренцо Бернини, 1623–1624 гг. В галерее Боргезе, Рим.
Scala / Art Resource, Нью-ЙоркНеаполь | История и достопримечательности
Описание и климат
Поколения наблюдателей описывали Неаполь как огромный популярный театр, и это определение относилось как к аспекту многоуровневой арены города, так и к оживленной уличной жизни.Его также можно охарактеризовать как огромное здание presepio , напоминающее о многолюдной сцене традиционных неаполитанских рождественских яслей — обширной природной среде внутри самого города противопоставляется скопление жизненных сил. В тени Везувия, в пределах бухты, в неаполитанском декоре все еще преобладают разрушающиеся дворцы красного или охристого цвета и древние церкви из камня или лепнины. Несмотря на то, что узкие старые улочки, переполненные и заполненные транспортным потоком, карабкаются по склонам холмов, увенчанным новыми постройками, немногие здания в центре Неаполя все еще возвышаются более чем на 10 этажей.Три укрепленных замка — два из них на берегу моря и один на центральной возвышенности — по-прежнему определяют сердце города. Береговая линия живописного бледного замка Кастель-дель-Ово разделяется на два естественных полумесяца.
Светлый вулканический туф региона широко используется в строительстве, как и темная везувианская лава, вымощающая старые улицы. В прошлые столетия в магистратуре использовался также темный южный камень piperno , наиболее величественный вид которого был в Кастель-Нуово.Южный цвет города, перемежающийся с вечнозелеными рощами из илекса, пальм, камелий и зонтичной сосны, отражает климат, в котором балконы используются большую часть года. Высокие температуры в июле и августе часто превышают 90 ° F (32 ° C), в то время как влажная, холодная зима смягчается множеством ярких дней. Зимние температуры редко опускаются до нуля, а снег, иногда появляющийся на Везувии, редко встречается в самом городе. Южный ветер, поросший песком сирокко, периодически приносит обременительную влажность, заканчивающуюся дождем.
Планировка и архитектура
Пригород Неаполя включает мыс Позиллипо, соединяющий город с яхтенным портом Мерджеллина, на который указывает церковь Санта-Мария-дель-Парто. Соседняя церковь Санта-Мария-ди-Пьедигротта, центр ныне уменьшившегося популярного фестиваля, выходит на небольшой парк, окружающий вход в римский грот, называемый Crypta Neapolitana. Это трогательное место также содержит римский колумбарий, известный как гробница Вергилия, и гробницу поэта-романтика Джакомо Леопарди, который умер в Неаполе в 1837 году.
Карта Неаполя и его окрестностей ( c. 1900), из 10-го издания Encyclopdia Britannica .
Британская энциклопедия, Inc.От Мерджеллины, вдоль побережья Виа Франческо Караччиоло, проходит длинный общественный парк под названием Вилла Комунале, в котором находятся Зоологическая станция и Аквариум (старейший в Европе), основанные в 1872 году. Вдоль внутренней границы парка проходит Ривьера-ди-Кьяйя, отмечая то, что когда-то было береговой линией.(Название Кьяйя, вероятно, происходит от ghiaia , обозначающего гальку.) Ривьера-ди-Кьяйя, по большей части застроенная красивыми старыми дворцами, была излюбленным жилым районом для иностранных гостей в 18-19 веках. Неоклассическая вилла Пигнателли, построенная для сэра Фердинанда Эктона в 1820-х годах, теперь с ее старинной мебелью превратилась в музей. Утопленные в смежных улицах церкви Санта-Мария-ин-Портик и Ascensione a Chiaia содержат работы плодовитых неаполитанских художников 17-го и 18-го веков.
Над этим оживленным побережьем панорамный проспект Корсо Витторио Эмануэле разворачивается на северо-восток вокруг нижних склонов города, к лабиринту зоны Rione Mater Dei. Более того, процветающий район Вомеро, как и другие верхние районы города, обслуживается спиральными дорогами и фуникулером. Среди современных кварталов Вомеро вилла Флоридиана начала 19 века, в которой находится национальный музей Дука ди Мартина, с прекрасной коллекцией европейского и восточного фарфора и керамики, легко выделяется в ее обширном парке.
Площадь Пьяцца делла Виттория, чья титульная церковь посвящена битве при Лепанто (1571 г.), закрывает территорию Виллы Комунале и ведет вглубь страны к фешенебельным магазинам на площади Пьяцца деи Мартири, Виа Кьяйя и Виа дей Милле. Дорога к набережной, которая становится Виа Партенопе, проходит вдоль старинного квартала Санта-Лючия, который сильно изменился с конца 19 века в результате мелиорации земель и однообразного строительства и граничит с набережной рядом с некоторыми из лучших отелей города. Под отрогом квартала Пиццофальконе — оставшегося фрагмента несуществующего вулкана Эхия и когда-то на месте виллы римского полководца Луция Лициния Лукулла — короткая дорога ведет к морскому берегу Кастель-дель-Ово, его древние корни были заложены в средневековый город. крепость.На втором полумесяце бухты дорога в восточном направлении проходит под длинным красным флангом Королевского дворца и ведет к подножию могущественного замка Кастель-Нуово, который своими круглыми башнями возвышается над главным портом, с одной стороны, и с другой стороны. другие, большая площадь Пьяцца дель Муничипио.
Информация об исполнителе
Биография
С первых дней своего вундеркинда и до своей смерти в 1680 году в возрасте 82 лет Джан Лоренцо Бернини оставался бесспорным выдающимся скульптором своего времени.Его динамичный и яркий стиль прекрасно воплощает период барокко, символом которого он стал. Бернини преуспел во всех скульптурных жанрах (портретная живопись, скульптура надгробия, религиозные и мифологические изображения). Он был столь же изобретателен в других медиа, включая архитектуру, живопись и рисунок. Один из первых практикующих искусство карикатуры, он использовал свои быстрые наброски, чтобы подшучивать над римским папским двором. В своей всеобъемлющей виртуозности Бернини напоминает Микеланджело, еще одного плодовитого художника, переосмыслившего скульптуру.
Бернини родился в Неаполе в 1598 году. Большую часть своей взрослой жизни провел в Риме, городе, который его многочисленные архитектурные проекты со временем преобразили. В 1606 году его отец Пьетро — сам талантливый скульптор — перевез семью в Вечный город, где получил ряд папских поручений. Рим также предоставил скульпторам оплачиваемую работу по реставрации античной скульптуры, опыт, который оказал большое влияние на молодого Джан Лоренцо. Обученный в мастерской своего отца, Бернини быстро получил собственные важные заказы.Ему было чуть больше двадцати, когда кардинал Сципионе Боргезе, племянник Папы Павла V, заказал четыре монументальных мраморных группы для своей римской виллы ( Эней и Анхис 1618-1619, Плутон и Персефона 1621-1622, Аполлон и Дафна 1622). -1624 и Давид 1623-1624). Техника и натурализм, представленные в этих работах, закрепили репутацию Бернини как мастера-резчика, который превзошел свой материал и (иногда с помощью профессиональных сотрудников) превратил мрамор в плоть, листву и мех.Его известность усугубилась присуждением папского рыцарского звания и избранием principe академии художников в Риме в 1621 году.
Однако именно связи Бернини с другой папской семьей, Барберини, продвинули его карьеру. Кардинал Маффео Барберини был давним защитником скульптора. После своего избрания папой Урбаном VIII в 1623 году Барберини предпринял серию крупномасштабных проектов, в которых скульптуры Бернини сыграли определяющую роль. Одной из его первых и самых важных работ была модель Baldacchino (1624-1633), монументальный бронзовый балдахин, который отмечает место могилы Петра на пересечении базилики Святого Петра.Бернини также перепроектировал четыре центральных опоры перехода, создав ниши для четырех статуй высотой четырнадцать футов и казнив одну из них, Святой Лонгин (1628-1638).
К тому времени Бернини возглавлял обширную команду скульпторов, каменщиков, бронзовых литейщиков, рисовальщиков и инженеров. Названный «Архитектором Собора Святого Петра» в 1629 году (после смерти Карло Мадерно), он продолжал реконструировать базилику в течение следующих десятилетий, в первую очередь возведя собор Собора Петри (1655–1666), реликварий, в котором находился трон Петра, расположенный над главным зданием. алтарь.Его карьера пережила унизительный снос в 1646 году двух колокольней, которые он переделал для фасада после того, как в одной из них появились трещины. Затем он разработал круглую четырехкратную колоннаду на площади перед собором Святого Петра (1656–1667), которая радикально изменила подход к базилике, обрамив фасад и создав открытое пространство для церемоний.
Архитектурные проекты Бернини выделяются новаторским сочетанием архитектуры и скульптуры, получившим название bel composto (красивое целое), а также использованием естественного света и пространства.Это особенно заметно в часовне Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория (1647–1652 гг.). Хотя внимание всегда сосредоточено на The Ecstasy of Saint Teresa , его эффект был бы уменьшен без оправы из разноцветного мрамора, золоченых бронзовых рельефов, лепных и мраморных портретов, а также скрытого источника дневного света над центральной группой. Эта забота об обстановке, а также вкус к театральности также видны в роскошных фонтанах на площади Пьяцца Барберини ( Тритон, , 1642–1643) и площади Пьяцца Навона ( Четыре реки, , 1648–1651) и в десять мраморных ангелов, которые он создал, чтобы стоять на фоне воды и неба вдоль Понте Сант-Анджело, моста через Тибр в Ватикан (1668–1669; два ангела, которых Бернини вырезал сам, сохранились в церкви Сант-Андреа делле Фратте).Интересно, что Бернини также был художником-декоратором, драматургом и режиссером.
Хотя Бернини продолжал получать ключевые папские поручения, он никогда не имел таких же отношений с сменяющими друг друга папами, как с Урбаном VIII, и искал покровительства в другом месте. В 1665 году он был приглашен королем Франции Людовиком XIV для представления проекта нового фасада королевского дворца Лувра. Слава Бернини сделала его шестимесячное пребывание в Париже важным событием, хотя его архитектурные проекты в конечном итоге были отвергнуты, а его конный портрет короля (1669–1677) был встречен прохладно.Однако визит стал переломным моментом во франко-итальянских художественных отношениях и привел к созданию двух важных работ: дневника дворянина Поля Фреара де Шантелупа, в котором записаны наблюдения Бернини над искусством, и динамического портретного бюста Людовика XIV (1665; Версальский Дворец). Бюст олицетворяет натурализм, живость и сочетание психологической проницательности с выражением мирского статуса, которые сделали Бернини таким востребованным портретистом в Риме. В нем он, как и во всех других жанрах, установил стандарты на века.
Биография Бернини, жизнь и цитаты
Биография Джана Лоренцо Бернини
Детство
Джан Лоренцо Бернини родился в 1598 году, он был шестым из тринадцати детей Анжелики Галанте и Пьетро Бернини. Детство Бернини прошло в Неаполе, и он начал заниматься скульптурой с раннего возраста, работая в тесном сотрудничестве со своим отцом, успешным скульптором-маньеристом, который выполнял престижные заказы в Неаполе, а затем в Риме. Бернини был глубоко религиозным католиком и создал свое первое произведение в возрасте восьми лет.Его отец поощрял его мастерство, рано осознавая, каким вундеркиндом он станет. Фактически, он был предсказан «Микеланджело своего возраста», согласно сыну и биографу Джана Доменико Бернини. Это пожизненное посвящение практике привело к развитию Бернини собственного стиля, который в дальнейшем внесет большой вклад в движение барокко.
Раннее обучение и работа
Семья Бернини переехала в Рим в 1606 году, когда Папа пригласил Пьетро для работы над базиликой Санта-Мария-Маджоре.Первая скульптура Бернини Коза Амальтея с младенцем Юпитером и фавном была создана, когда Бернини было одиннадцать лет. Сообщалось, что, когда кардинал Маффео Барбенини посетил семейную мастерскую Бернини, он предупредил Пьетро Бернини быть осторожным, так как его сын скоро превзойдет своего отца. Этот период оказал значительное влияние на художественную карьеру Бернини, поскольку Рим был плавильным котлом художников всех типов, от скульпторов и художников до архитекторов, каменщиков и ювелиров. Работа для художников в Риме была бурной на протяжении большей части семнадцатого века, поскольку папы финансировали модернизацию и восстановление города.
В городе процветала репутация Бернини как художника-мастера. Кардинал Сципионе Боргезе рассказал своему дяде, Папе Павлу V, о работе Бернини, которая привела к тому, что он был нанят шестью Папами, а до него Микеланджело занимал эту должность. Это позволило ему сделать прочную карьеру, которая будет продолжаться всю жизнь. Папа Урбан VIII, как сообщается, сказал ему: «Ты создан для Рима, а Рим для тебя».
Зрелый период
Первой зрелой скульптурой Бернини была скульптура Святого Лаврентия, завершенная в 1617 году.Это было описано как «акт благочестивой преданности» его святому покровителю и продемонстрировало важность религии и темы преданности, которая продолжалась на протяжении всей его творческой карьеры. С 1618 по 1625 год Бернини плодотворно работал, создавая такие шедевры, как The Rape of Proserpina, David и Apollo and Daphne . Наряду с этими крупномасштабными скульптурами Бернини также создал портретные бюсты, запечатлевшие то, что сейчас описывается как «говорящее подобие», или запечатление человека в действии или в момент произнесения слов.Он сказал, что «белый мрамор должен принимать подобие человека, он должен иметь цвет, дух и жизнь», что отличает его бюсты от более традиционных форм и открывает путь к новому стилю. В 1629 году Бернини стал главным архитектором Фабрики Сан-Пьетро, учреждения, ответственного за поддержание базилики Святого Петра. В августе того же года умер отец Бернини, но Бернини все еще работал, укрепляя период своего господства в Риме.
Его связь с римским двором длилась пятьдесят лет вместе с тесными связями с каждым Папой.По словам искусствоведа Даниэля Пинтона, это имело большое значение, потому что «история искусства не дает других примеров с такими характеристиками, такой творческой преемственности в течение столь долгого времени, созданных одним художником». Бернини тесно сотрудничал со своим братом Луиджи и был от природы предприимчивым, оставаясь доминирующим скульптором и архитектором в городе. Он часто конфликтовал с Франческо Борромини, другим известным архитектором, который часто терял работу Бернини из-за фаворитизма Папы.Мастерская Бернини была организована как фабрика; он редко отказывался от заказов и делегировал работу своим помощникам, даже однажды сотрудничая с Борромини над балдахином Святого Петра, несмотря на их соперничество.
У Бернини был роман с женой своего помощника Маттео Бонарелли Костанца, во время которого он создал ее бюст. Это положило начало новой эре в европейской скульптуре, поскольку бюсты обычно были формальными портретами, предназначенными для гробниц, и не использовались для неофициальных портретов со времен Древнего Рима.Бюст выразил желание и близость между Костанцей и Бернини, которая в конечном итоге закончилась скандалом. Бернини был известен вспыльчивым характером, и когда он узнал, что у Костанцы был роман со своим братом Луиджи, он в ярости бросился за ним, избил его почти до смерти, а затем приказал слуге разрезать Костанцу лицо. В то время это был большой скандал в Риме, но из-за того, что он был другом Папы, Бернини не был наказан. Вместо этого ему было приказано жениться и, таким образом, заключить брак по расчету с Катериной Тезио в 1639 году.Позже у них родилось одиннадцать детей. По иронии судьбы этой запутанной истории Луиджи был изгнан из Рима, а Костанца был заключен в тюрьму по обвинению в прелюбодеянии.
Поздний период
Во время понтификата Папы Александра VII (1655-67) Бернини попытался преобразовать Рим с помощью дорогостоящего проекта городского планирования. Ему удалось воссоздать «славу Рима», начавшуюся в 15–90–149 годах 90–150 годов, и он сосредоточился на архитектуре, включая площадь, ведущую к собору Святого Петра.
Бернини некоторое время работал в Париже в 1665 году, и это был единственный значительный период времени, в течение которого он находился вдали от Рима с момента прибытия из Неаполя.Он стал популярной фигурой во Франции, его даже узнали, когда он гулял по парижским улицам. Король Людовик XIV пригласил Бернини и других итальянских архитекторов для работы над Лувром, но проекты Бернини были отклонены. Он открыто заявлял о своей неприязни к французской культуре и искусству, что затрудняло получение дальнейших заказов в Париже, и единственное произведение искусства Бернини, которое осталось с этого времени, — это бюст короля Людовика XIV. Вернувшись в Рим, Бернини создал конную статую Людовика XIV, но когда она была доставлена в Париж, Людовик XIV был недоволен ею и заменил голову.
Вернувшись в Рим, Бернини продолжал работать на Папу Александра VII, а затем на Папу Климента IX, выполняя работы по благоустройству соборов и церквей в городе. Он также создал гробницу Папы Климента IX и статую последующего Папы Климента X. Последняя работа Бернини — Salvator Mundi , законченная в 1679 году. Это мраморная скульптура Христа, которую он описал как свою «любимую», созданную из преданность. Он умер в 1680 году в возрасте восьмидесяти одного года и был похоронен вместе со своими родителями в базилике Санта-Мария-Маджоре.
Наследие Джан Лоренцо Бернини
Когда Бернини был жив, его работы восхищались новаторским представлением скульптуры новыми способами, открывая новую эру в европейской скульптуре, которая стала синонимом движения барокко. Леопольго Чиконьяра писал, что «возможно, никто, до или после Джан Лоренцо, не оставил столь глубокого следа в столь долгом периоде истории искусства; Бернини является синонимом барокко». Его работы также выходили за рамки того, что ожидалось от искусства — его работы были разработаны, чтобы воздействовать на зрителей всеми чувствами и могли помочь религиозным переживаниям, не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне.
Он оказал большое влияние на Рим, сформировав его архитектуру и оставив след, который с тех пор оставили лишь немногие художники. Бернини входит в череду великих итальянских скульпторов, наряду с Донателло, Микеланджело и Кановой.
Бернини не остался без критиков. К концу его жизни возникла реакция на расточительность его работ. Такие ученые, как Иоганн Винкельманн, считали, что искусство должно обращаться к уму, тогда как искусство Бернини чрезмерно обращалось к чувствам.Фактически, «барокко» изначально считалось уничижительным термином по отношению к театральности работ Бернини и других художников. Однако к концу 19-го и началу 20-х — 90-х — 90-х — 90-х гг. — веков историки искусства начали переоценивать творчество Бернини, положительно отзываясь о движении барокко, и за последние несколько десятилетий было проведено несколько выставок работ Бернини, ставящих его как бесспорный отец барочной скульптуры.
Бернини также оказал значительное влияние на будущих художников, поскольку его внимание к чувственности, плоти и человеческому телу открыло дорогу многим новаторам.В частности, немецкие экспрессионисты находились под сильным влиянием Бернини и искусства барокко из-за их сосредоточенности на человеческом опыте и сильных эмоциях. Современные художники также ссылались на работы Бернини, такие как Ян Гамильтон Финли и Джефф Кунс. Его технические знания продолжают изучаться, и его настойчивое требование о том, что красоту следует искать в наблюдении за природой, а не в изучении классических статуй или картин эпохи Возрождения, было шагом от традиционного подхода к созданию искусства, который продолжал практиковаться еще долго после его смерти.
Коллекции Онлайн | Британский музей
Джованни Лоренцо Бернини (Неаполь 1598-1680 Рим)
Этот поразительный портрет был впервые опубликован Марио Альберто Павоне в 2004 году.Его авторство было подтверждено Марчелло Фаджиоло дель Арко и Франческо Петруччи, которые опубликовали работу в своем каталоге raisonné за 2006 год. Надпись на реверсе — point de départ для изучения картины; Графолог Кристина ди Лео считает, что это принадлежит самому Бернини, и Петруччи согласился с этой точкой зрения.Бернини писал автопортреты на протяжении всей своей карьеры и часто использовал театральную маскировку. Он дважды изображал себя в образе Давида (Рим, Палаццо Барберини и бывшая коллекция Incisa della Rocchetta, последняя из коллекции Chigi).Его смуглая кожа на нашей фотографии соответствует описанию его сына Доменико своей внешности (Pavone, op. Cit ., P. 280). Как отмечают Петруччи и Павоне, угол наклона головы очень близко соответствует углу раннего автопортрета на вилле Боргезе в Риме. С учетом того, что прошло около двух десятилетий, сходство черт выглядит убедительно. Доктор Энн Сазерленд Харрис независимо отметила это, но отметила удивительный размер ушей, которые удобно прикрыты волосами на эскизе Боргезе: следует отметить, что второй, более поздний автопортрет на вилле Боргезе показывает, что мочки ушей уши художника действительно были довольно большими.
Этот портрет был создан в 1640 году в качестве свадебного подарка Алессандро Сири, значительного члена свиты Барберини. Алессандро и его брат Джованни Баттиста были сыновьями Франческо Сири, успешного торговца специями из Савоны, который поселился в Риме. Братья стали банкирами на службе у покровителя Бернини, Папы Урбана VIII. Алессандро женился на Аурелии Гавотти, дочери выдающейся семьи Савонезе, и в октябре того же года, наняв двух Гавотти в качестве посредников, братья приобрели дворец на Виа Гуарда в Савоне за 20 000 лир.С Gavotti Siri на короткое время были ведущими покровителями художественных проектов в городе. Бернини лично спроектировал для них алтарь в Святилище Ностра Синьора делла Мизерикордия, построенный в 1665 году.
Диапазон Бернини был огромен. Он, конечно, наиболее известен как скульптор, но его современник Бальоне, писавший в 1642 году, прокомментировал его талант художника, и в одном из Аввиси, напечатанных после его смерти, он упоминается как «Титиано деи ностри темпи». (Павоне, стр.280 и 282, примечание 23). Большинство дошедших до нас портретов маслом имеют характер эскизов. Напротив, это полотно — законченная работа. С темно-красной драпировкой трудно найти параллели на других картинах Бернини, хотя ее складки действительно обладают скульптурными качествами и вкраплениями, но могут быть намеком на брак Сири, напоминая тему Венеры и Марса. Доктор Сазерленд Харрис считает, что драпировка не является автографом, и высказывает сомнения по поводу более светлых штрихов волос и растительности на лице.
После смерти их покровителя Урбана VIII в 1644 году финансовый бизнес Siri быстро ухудшился. Алессандро умер в Риме вскоре после 1651 года, его вдова — в 1665 году. Джованни Баттиста прожил, по-видимому, до 1671 года, когда крах его бизнеса вынудил его вернуться в Савону. Работа перешла в Коллекцию Манчини, основанную Филиппо Манчини, герцогом Неверским (1641–1707), возможно, вскоре после смерти Алессандро. Он оставался у наследников Манчини до недавнего времени.
Бюст Джованни Виджевано — Джан Лоренцо Бернини
Бюст Джованни Виджевано — скульптурный портрет, выполненный из мрамора итальянским художником Джан Лоренцо Бернини.
Его часто приводят в качестве примера стиля барочной портретной скульптуры, который стал синонимом Бернини, и это один из многих бюстов, созданных художником в начале его карьеры.Принято считать, что бюст Джованни Виджевано был создан между 1617 и 1618 годами. После смерти Джованни Виджевано в 1930 году скульптура была вставлена в его могилу, которая находится в Риме, в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва — одной из основные церкви римско-католического доминиканского ордена.
Сама скульптура представляет собой портрет в натуральную величину, состоящий из головы и верхней части тела Джованни Виджевано. Стилистически он включает в себя несколько элементов торговой марки Джан Лоренцо Бернини, причем художник всемирно известен своей способностью создавать реалистичные портреты из мрамора с реалистичными качествами, которые трудно создать из одноцветного камня.Одним из способов, которыми Бернини достиг этого подвига, было добавление элемента асимметрии или движения в статичные композиции. В случае с бюстом Джованни Виджевано это во многом достигается за счет положения субъекта.
В бюсте голова Виджевано слегка повернута влево; эта особенность также наблюдается в нескольких других работах Бернини того периода, включая бюст Папы Павла, созданный в 1621 году. Это помогает добавить ощущение движения бюсту, заставляя воротник казаться немного смещенным по центру и избегая условностей статического состава.Еще одна особенность бюста, соответствующая фирменным приемам Джан Лоренцо Бернини, — это расположение глаз. Портретные скульптуры Бернини часто узнаваемы по присутствию глаз с почти интроспективным качеством, и в этом случае это достигается тем, что глаза смотрят вниз и влево.
Однако один из наиболее интригующих аспектов самой композиции находится вдали от головы бюста.Хотя многие бюсты Бернини были более традиционными и состояли исключительно из головы, плеч и верхней части туловища, этот конкретный бюст также имеет присутствие руки, добавляя ощущение движения и жизни. В данном случае рука принадлежит Виджевано и выходит из-под его мантии, чтобы сжимать ее верх. Интересно, что эта конвенция является более распространенной в греческой портретной живописи, чем в итальянской портретной живописи, что позволяет предположить, что греческие работы, возможно, повлияли на принятие этого Джан Лоренцо Бернини решения о том, как расположена скульптура.
Бюст Джованни Виджевано был первым крупным примером бюста Джан Лоренцо Бернини, в котором использовалось присутствие рук, чтобы придать ему естественные качества, но эта техника позже была применена на бюсте Томаса Бейкера (1638 г.) , Бюст Людовика XIV (1665) и Бюст Габриэле Фонсека (1668-75). Использование Бернини повернутой головы является общей чертой его работ, что можно увидеть в таких примерах, как бюст монсеньора Педро де Фуа Монтойя (1621 г.