И.Е. Репин: родословная гения | Художественно-мемориальный музей И.Е.Репина

Репин один из немногих русских художников оставивших после себя прекрасные мемуары. В книге  «Далекое близкое» Илья Ефимович рассказывает о своей семье, с большой любовью художник вспоминает мать и отца, старшую сестру Устю, дядей, двоюродных сестер и братьев по материнской линии Бочаровых, чугуевских друзей и знакомых. Яркие эмоциональные картинки раскрывают перед нами мир детства и юности художника. При этом Илья Ефимович до конца своих дней не знал точной даты рождения матери, происхождения своей фамилии, ошибочно отрицал свои казачьи корни.

Восстановить подробности генеалогии рода великого художника помогли бесстрастные свидетели – архивные дела из фондов украинских и российских архивов.

Представители отцовского рода Репиных впервые в чугуевских документах упоминаются  в конце 18 века. Материнский род Бочаровых имеет более глубокие местные корни, но большая распространенность фамилии усложняет выявление прямых предков.

Оба деда – Репин Василий Ефимович и Бочаров Степан Васильевич — были казаками прославленного на всю Россию Чугуевского казачьего полка. Степан Бочаров участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 и во 2-м Персидском походе 1796 года.

Жизнь чугуевцев в 18 века была подобна укладу казачьих станиц. Собственно и сам чугуевский полк  вел свое начало от переселенных сюда Петром Первым в ходе реформы армии 1700-м году донских казаков и калмыков. Несмотря на то, что служба их была регулярной, то есть оплачиваемой государством, им были пожалованы многие привилегии и вольности. Почти полтора столетия спустя  сам Репин заметил эту родственность:

 «Кстати, о казаках. В Чугуеве  стоят донские, и для меня  теперь  ясно  как  божий  день, что чугуевцы с ними родные  братья: язык, привычки, песни, типы – словом, это  те же  казаки; да  и  давно  ли  чугуевцы  перестали  быть  казаками?!»

            Особенности чугуевского наречия, воспроизведенные в воспоминаниях художника подтверждают эту догадку.

В архивных записях бабушка Анастасия Титовна Репина (в девичестве Костромытина) упоминается как  казачка или казачиха. До недавно было известно только её прозвище – Репиха. Будучи уже вдовой в почтенном возрасте она исполняла роль главы семейства.

«В украинском военном поселении, в городе Чугуеве, в пригородной слободе Осиновке, на улице Калмыцкой наш дом считался богатым. Хлебопашеством Репины не занимались, а состояли на положении торговцев и промышленников. У нас был постоялый двор.

Домом правила бабушка. Широко замотанная черным платком, из-под которого виден был только бледный крупный нос, она с раннего утра уже ворчала и бранилась с работниками и работницами, переворачивая кадки и громадные чугуны, проветривавшиеся на дворе.

Отец мой, билетный солдат, с дядей Иваней занимались торговлей лошадьми и в хозяйство не мешались».

Многие факты из воспоминаний Репина говорят о том, что семьи его предков, как и многие чугуевцы, придерживались старообрядческой веры. Воспитание детей в таких семьях основывались на крепких нравственных традициях: духовной порядочности, трудолюбия и телесной чистоплотности.

Введение военного поселения в Чугуеве в 1817 году коренным образом изменила жизнь местного населения. Чрезмерная регламентация жизни воспринималась как унижения достоинства казаков. Звание военных поселян, которые стали носить с того времени все чугуевцы считалось презренным.

            В семье деда-Репина было 5 дочерей и 3 сына, старший из которых Ефим стал отцом художника. В юности Илья исполнил портреты всех ближайших родственников. К сожалению, их местонахождение неизвестно. В конце 2010 года совершенно неожиданно в Финляндии на аукционе был продан портрет тёти Марфы Васильевны, по мужу Радовой, которая была к тому же его крестной матерью художника. Портрет её мужа мастера серебряных дел Радова  Ивана Федоровича был написан Репиным в 1876 и находится сегодня в собрании …… под названием « Мужик с дурным глазом».

            Портрет двоюродной сестры– Олимпиады Васильевны Борисовой – монахини Николаевского женского монастыря был написан в 1887 году. По её просьбе художник исполнил для монастыря одну из известнейших своих работ  «Николай Мирликийский спасает от смерти трех невинно осужденных». Удалось установить, что Олимпиада была дочерью тети Татьяны Васильевны Репиной (в замужестве Борисовой).

            Нельзя сказать, что Илью Ефимовича связывала со всеми родственниками по отцовской линии трепетная дружба, но он не оставлял их вниманием и вплоть до революции помогал материально как сестре-монахине, так и одинокой престарелой тете – Прасковье Васильевне.

            У  деда художника по матери — Бочарова Степана Васильевича и его жены Пелагеи Минаевны было 2 сына и 4 дочери, одна из которых Татьяна стала матерью художника. Родственники матери занимают в воспоминаниях Ильи особое место. Эту семью отличали очень теплые отношения. Старшие братья были талантливыми людьми. Со временем Дмитрий дослужился до звания майора кирасирского полка. Он показывали хорошие результаты в учебе и был зачислен для обучения в экспериментальную школу по методу английского педагога Ланкастера. Обучение не только предметам, но и азам методики преподавания позволило ему дать домашнее образование своей сестре Татьяне.

«Маменька рассказывала, что дядя Митя выучил ее грамоте; другие две сестры ее, Груша и Параня, были неграмотны, а маменька с дядей Митей вместе учила все его уроки; они оба проявили большую охоту к чтению, и брат Митя приносил ей книги из библиотеки кантонистов. Особенно они зачитывались Жуковским, и маменька многие из его поэм знала наизусть, например “Громобоя” и др. И часто по вечерам, когда дядя до приезда своей семьи пил с нами чай, они с маменькой вспоминали свое детство со всеми подробностями. А когда приходил дядя Федя, то непременно появлялся графинчик водочки; дяденька Федя быстро поддавался чувствительности и начинал всхлипывать, а тетя Груня сейчас же затягивала какую-нибудь старинную песенку, и вся родня скоро была в родственных слезах восторга и пела хором. С особенным чувством серьезности запевалась одна протяжная песня:

Ты взойди, солнце, над горою,

Над высокою, над крутою, над крутою…»

Надо сказать, что первым домашним учителем будущего великого художника была его мама, хорошо освоившая науку брата.

            Две младшие сестры Татьяны Степановны не были столь талантливы. Прасковья умерла молодой, оставив после себя сироту-сына Трофима  Чаплыгина. Одинокая Агрофена (тётя Груша) была доброй тетей Илье и приемной матерью Трофиму.

            Двоюродный брат Репина Трофим Петрович Чаплыгин был близким другом детства. Именно с ним  Илья Ефимович связывал свое первое увлечение рисованием.

«Красок  я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками  Он взял чистую тарелку, вывернул кисточку из бумажки, поставил стакан с водою на стол, и мы взяли устину азбуку, чтобы ее некрашеные картинки он мог раскрашивать красками Первая картинка — арбуз — вдруг на наших глазах превратилась в живую; то, что было обозначено на ней едва черной чертой, Трофим крыл зелеными полосками, и арбуз зарябил нам в глаза живым цветом; мы рты разинули. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, — чудо! чудо!

Быстро пролетали эти дни праздников с Тронькой. Мы никуда не выходили и ничего не видели, кроме наших раскрашенных картинок, и я даже стал плакать, когда объявили, что Троньке пора домой. Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так в них впился, в свои красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни.»

            Работа научных сотрудников чугуевского музея в архивах позволила восстановить родословную семьи Чаплыгиных до шести поколений. Современные представители этой ветви родственников Репина живут и работают в Санкт-Петербурге.

            В семье Ефима Васильевича и Татьяны Степановны Репиных, по воспоминаниям художника, кроме него было ещё трое детей – Устя, Иван и Василий. Как удалось установить по церковным метрическим книгам: ещё трое сыновей, рожденные до появления на свет Ильи, умерли младенцами.  Старшая сестра Устинья была ближайшим другом и советчиком маленького Ильи. Горе от её смерти в 15 лет художник помнил всю жизнь. Картина «Воскрешение дочери Иаира» принесшая Репину большую золотую медаль в Академии художеств, была написана под впечатлением этих воспоминаний. Младший брат Иванечка был болезненным и также умер в детстве. Брат Василий, проявивший талант в музыке, сделал хорошую карьеру музыканта – окончил консерваторию и играл в Мариининском театре в Санкт-Петербурге.

            Илья Ефимович Репин стал главой собственной семьи в возрасте 28 лет. Молодой Репин учился в Академии художеств, когда подружился с сыном известного архитектора Алексея Шевцова. В их доме он познакомился со своей будущей женой,  Верой Алексеевной Шевцовой. 11 февраля 1872 года  молодые обвенчались. Поздней осенью она разрешилась первенцем – дочерью, названной в ее честь Верой, через два года, тоже осенью, в Париже родилась Надя, позже в молодой семье появились Юрий и Татьяна, получившая своё имя в честь бабушки – нежно любимой маменьки Татьяны Степановны.

К сожалению, прожив в браке 15 лет супруги развелись. В 1900 году Илья Ефимович связал свою жизнь, без оформления официальных отношений, с другой женщиной – Натальей Борисовной Нордман. Переехал в поселок Куоккала в Финляндии, где построил дом по собственному проекту. 14 лет совместной жизни также  закончились разъездом и смертью Нордман от болезни.

            Старшая дочери Вера и Надя собственных семей  и детей не имели. Сын Юра стал художником,  женился и жил недалеко от отца в поселке Куоккала. Два его сына Дмитрий и Георгий, последние из носителей фамилии Репин в этой ветке родословной,  наследников после себя не оставили.

            Татьяна Ильинична после окончания гимназии училась на Бестужевских курсах. В апреле 1901 года она выходит замуж за военного, поручика Язева. Молодые покидают Петербург и отправляются к месту службы мужа. Вскоре они возвращаются, так как Николай Геннадьевич решает поступать в Инженерную академию. 22 марта 1902 года в молодой семье появляется первый ребенок, девочка, ей дают имя Татьяна. Вторая дочь Любочка умерла младенцем. Вскоре супруги расстались.

            В 1892 году, еще до семейных разладов, Илья Ефимович купил имение в Здравнево под Витебском, в современной Белоруссии. Здесь семья проводила много времени вместе.

Для двух Татьян – дочери и внучки художника- этот дом стал родным на многие годы. 12   трудных послереволюционных лет прожили они в Здравнево. Сыграли свадьбу младшей Тасеньки, здесь родились ее четверо детей, правнуки великого художника: Валентин, Кирилл, Галина, Роман.

Осенью 1918 года в помещении теперь уже бывшей репинской дачи по просьбе местных крестьян и по разрешению властей открылась школа для  детей. Учились в школе дети из окрестных деревень общей численностью до 60-75 человек, классы располагались в бывших спальнях домочадцев. Преподавали здесь трое: Татьяна Ильинична, ее дочь Татьяна Николаевна и Иван Дмитриевич Дьяконов, будущий муж младшей Татьяны.

Илья Ефимович неоднократно обращался с письмами в разные инстанции и, в частности, в отдел музеев, прося бережного отношения к дому, полного художественных произведений самого мастера и его сына Юрия, известного к тому времени художника, просил защиты и опеки для своих близких. Прошения с просьбой дать охранное удостверение дому оставались безответными. Впоследствии, после отъезда семьи здание репинской дачи было продано на дрова. С домочадцами же власти становились все непримиримее. Начинались годы раскулачивания, годы попрания всех  прав и достоинств человека. В год 80-летия художника Татьяне Ильиничне удается побывать у отца теперь уже за границей. Вместе с собой она берет в поездку внука, первенца своей Татьяны Валентина. 

Уже в 1923 году Татьяна-старшая по состоянию здоровья  перестает преподавать в школе. Над Татьяной Николаевной  так же нависает угроза увольнения – ей ставят в вину посещение церкви. На семью льются ложные донесения. Нависает угроза раскулачивания и отправки в Сибирь. В постоянной переписке с родными в Пенатах Татьяна Ильинична рассказывала о происходящих событиях, просила отца его содействия. В это время спасение семьи внучки художника и самой Татьяны Ильиничны было только в одном – выезде из страны. Так, летом 1930 года,  сначала после многочисленных просьб самого Репина, личной переписки с Ворошиловым  и другими высокопоставленными лицами и, наконец, после телеграммы сестры Веры «Приезжай скорее – папа очень болен» получено необходимое разрешение и семья Репиных-Язевых-Дьяконовых перезжает в Финляндию.

Илья Ефимович болел, болел смертельно, и вскоре, в сентябре 1930 года его не стало. Так семья осталась без самого главного человека, главного заступника и кормильца.

Надо было жить дальше…

Через полгода семью постигло новое несчастье – умерла Надежда Ильинична, средняя дочь художника.

Оставшееся наследство, а это были полотна мастера, разделили между детьми и чтобы выручить деньги, устраивали выставки-продажи.

Татьяна Ильинична вместе с семьей дочери решают перехать во Францию. Там, с 1918 года живет ее подруга детства и юности Лидия Кузнецова, по мужу Карсавина, жена известного религиозного философа Льва Платоновича Карсавина. Какое-то время семья жила в их доме. На вырученные от продажи нескольких завещанных картин деньги семья смогла купить деревенскую ферму недалеко от Бордо и вскоре переехала туда на постоянное место жительство.Пахали на коровах, выращивали пшеницу, занимались разведением домашней птицы, работали день и ночь.

В семье уже было пятеро детей, самый младший родился во Франции и назвали его Иваном. Старшие дети пошли во французскую школу и вскоре, как все дети, свободно говорили на чужом языке. А вот дома был только русский.

Вскоре случилось новое горе. Заразившись в школе, от инфекционного заболевания умирает старший сын Татьяны Николаевны Валентин.

Несмотря на скромность доходов, родители прикладывают все силы для обучения детей. Старший, Кирилл, поступает в техническую школу и впоследствии становится инженером. Становится инженером и Роман.

Последние годы своей жизни супруги Дьяконовы провели в другой части Франции. Старший сын Кирилл поселяется недалеко от города Сент-Этьен,  на юго-востоке Франции в 60 км от Лиона. Вскоре он покупает небольшой домик для своих родителей и они вместе с Галиной переезжают на новое место. К этому времени Иван Дмитриевич был уже парализован, все четверо детей оказывали посильную помощь родителям.

Многочисленные потомки Ильи Ефимовича Репина все живут во Франции, они все имеют французское гражданство и носят фамилию Дьяконофф.
В семье у старшего Кирилла четверо детей. Их имена имеют аналоги в двух языках: Иван, Надин – Надежда, Мишель – Михаил, Серж – Сергей.

Бучастая Светлана Ивановна, директор  ХММ И.Е. Репина

repin.in.ua

Репин Илья Ефимович | Русские художники. Биография, картины, описание картин

5 августа (24 июля – по старому стилю) 1814 г., в Чугуеве Харьковской губернии – 29 сентября 1930г., Куоккала.

Великий реалист. Живопись Репина знаменовала взлёт русской реалистической школы.

Родом из семьи военного поселенца. Военными поселенцами считались крестьяне в мирное время работающие на земле, но в случае необходимости призывались на службу. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Когда школа была закрыта, из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях.

В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И.Н. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру.

В 1864 году сбылась мечта молодого художника, он сдаёт вступительный экзамен и поступает в Академию художеств. Репин был образцовым студентом. Глубоко изучал академические дисциплины как: рисунок, перспектива, анатомия.

В 1869 году Репин получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». В 1871 за выпускную работу «Воскрешение дочери Иаира» — Большую золотую медаль.

Да, с одной стороны Репин по требованиям академии писал картины на библейские темы, но с другой, в это же время он пишет картину, сделавшую его известным в Европе. Это были «Бурлаки на Волге» (1870-73), картина была показана на международной выставке в Вене.

Илья Ефимович Репин женился в феврале 1872 года на дочери архитектора Вере Шевцовой. В конце того же года у них родилась дочь. Несмотря на то, что в их семье родилось ещё трое детей, семейный брак не был счастливым. Вера покинула мужа, узнав, что у него есть другие женщины, в 1884 году.

С 1873 по 1876 год Репин обучается за границей в Европе. Он был в Париже, посетил Италию и Англию. Обучение проходило за счёт Академии художеств. В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов в Париже. Репин был восхищён колоритом и светом новой живописи, но он не нашёл в ней социального смысла.

После возвращения в Россию Репин на год едет в родные места, Чугуево, где работает над картинами, сразу над несколькими полотнами, работает медленно и вдумчиво.

В 1877 русский художник снова в Москве, навещает Абрамцево подмосковное имение известного мецената Савы Морозова. Знакомится с Павлом Третьяковым.

В 1882 году Репин переезжает в Петербург. В это время он много ездит по России, набираясь новых впечатлений. Он был на Украине, в Курской губернии, на Кавказе.

Жизнь Ильи Ефимовича Репина была благополучной, недостатка в средствах он не испытывал. В 1891-92 годах организовал персональные выставки в Москве и Петербурге, которые пользовались большим успехом.

В сентябре 1894 года Репин становится профессором Академии художеств и начинает свою педагогическую деятельность. Студенты души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили о нём тёплые воспоминания. Репин продолжал писать картины, участвовал в общественной жизни страны. Так он внёс пожертвование в помощь голодающим деньгами, полученными от продажи картины в 1896 году. Он критически относился к царскому режиму, говорил о том, что странна управляется «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти».

В 1907 году профессор Репин покидает Академию.

В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой.  Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В 1917 году, после Октябрьского переворота, Финляндия заявила о своей независимости, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Однако в Советской России он оставался «своим». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Умер русский художник в Пенатах. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Пенаты были превращены в мемориальный музей. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Восстановлен в 1962 году. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.

Известные произведения Репина Ильи Ефимовича

Картина И.Е. Репина «Садко в подводном царстве» написана русским художником в 1876 году и находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Собственно эта картина являлась заказом великого князя Владимира Александровича. Репин сделал наброски в 1873 году, а закончил её в Париже, в 1876 году во время трёх дневного вояжа. Благодаря именно этому своему произведению Репин стал академиком живописи.

Садко – главный герой картины – известный персонаж новгородских былин. Из былин Садко разбогатевший государь, который снарядил торговые корабли, замерли они во время штиля, а Садко по жребию опустился на дно моря, как жертва Морскому царю. Повидав великое множество морских чудес, Садко женится по желанию Морского царя на девице Чернаве, сделав выбор по подсказке Миколы Угодника. На картине изображён момент выбора невесты.

Чернава скромная девушка, скрыта в углу, на фоне представленных красавиц для женитьбы. Садко стоит на дне и любуется проплывающими мимо него красавицами. Крамской говорил о необычайно глубокой фантазии этого полотна. Из фольклора известно, что богатства Садко принесла золотая рыбка, её мы видим на заднем плане картины. Садко изображён в богатых одеждах с гуслями.

Портрет М.П. Мусоргского (1881) находится в Третьяковской галерее, в Москве. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор, автор опер «Борис Годунов», «Хованщина». Судьба композитора трагична, он страдал алкоголизмом и в 1881 году был помещён близкими друзьями в больницу. В это время, с 14 по 17 марта Репин пишет его портрет, а 28 марта Мусоргский в возрасте 42 лет умирает.

Портрет абсолютно  реалистичен, он показывает состояние композитора в физических и душевных муках, в то же время передаёт силу духа портретируемого. Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса. Печальный взгляд Мусоргского, но в то же время полное достоинства лицо, он мужественно принимает то, что его ожидает. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. И это не скрывает Репин.

Картина «Крёстный ход в Курской губернии» написана И.Е. Репиным в 1880-83 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Курская губерния в ту пору славилась крёстными ходами, на одном из них и побывал Репин. Так он написал картину, которая была завершающим полотном в жанровой живописи Репина. Картина эта, по сути, является энциклопедией русской жизни, на ней изображена различная фактура виртуозно и мастерски, колорит поражает тонкостью цвета и оттенками. Репин смог точно подметить позы изображаемых людей. Картину «Крёстный ход в Курской губернии» купил Третьяков, однако сказал о том, что на ней нет ни одного приятного лица. На что Репин, как реалист, отвечал: «Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней “приятных” лиц?..»

В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Справа – нарядно одетые крестьяне несут украшенный лентой фонарь – они преисполнены всей серьёзностью ситуации, верующие. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун, истово верующий в чудесное исцеление. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. В конечном варианте оно одухотворённое.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И.Я. Репиным в 1878-91 годах, её можно увидеть в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Более десяти лет русский художник работал над этой картиной, внося изменения в композицию картины, уточняя её историческое содержание. В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махтуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя уничтожением казаков. На что получил насмешливое письмо. Репин запечатлел момент написания письма. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.

Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Гоголевский Андрей мягко улыбается. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец.  Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Над письмом склонился предводитель казаков. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.

Шедевр И.Е. Репина – картина «Не ждали»

Широко известное и признанное произведение И.Е. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Зритель становится участником происходящего. В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев. Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Люди изображены в группах, разделённых пространством, используется боковое освещение. Вернувшийся революционер смотрит вопрошающим взглядом на свою мать, его худое лицо практически в тени, что подчёркивает впалость глаз. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.

  • Отказ от исповеди

  • Бурлаки на Волге

  • Садко в подводном царстве

  • Портрет композитора М.П. Мусаргского

  • Запорожцы пишут письмо турецкому султану

  • Крестный ход в Курской губернии

  • Лев Толстой босиком

  • Осенний букет. Портрет дочери

  • Портрет Менделеева

  • Портрет В.И. Боткиной

  • Отдых (портрет жены)

  • Портрет П.М. Третьякова

  • Портрет В.В. Стасова

  • Заседание Государственного Совета

  • Арест пропагандиста

  • Иван Грозный и сын его Иван (Иван Грозный убивает своего сына)

rus-artist.ru

Биография Ильи Репина — биография Репина И.Я.

Дата рождения: 5 августа 1844 года
Место рождения: Чугуев, Харьковская губерния, Российская империя
Дата смерти: 29 сентября 1930 года
Место смерти: Куоккала, Финляндия

Репин Илья Ефимович – русский художник.

Илья Репин был рожден в августе 1844 в Чугуеве Харьковской губернии. Его отец Ефим Васильевич был билетным солдатом, каждый год ездил на Дон за лошадьми, которых потом продавал. Дед по отцовской линии Василий Ефимович был неслуживым казаком, вел торговлю. Отец служил в Чугуевском уланском полку, участвовал в трех войнах, имел награды. Мать Татьяна Степановна Бочарова учила детей книгам, даже организовала небольшую школу. Если денег не хватало, шила шубы на заячьем меху.

С детства Илья проявлял наклонности к рисованию, помогал матери расписывать яйца на Пасху, краски впервые увидел из рук двоюродного брата Трофима Чаплыгина. В 1855 родители отдали его в школу топографов, чья работа в то время считалась престижной. Через 2 года учебное заведение закрыли, Репин стал учеником в иконописной мастерской Бунакова. В 16 лет юноша уехал из родного города, стал работать в кочевой иконописной артели. В 1863 работал неподалеку от родного города Крамского. Услышав о его истории обучения, Репин тоже поехал в Петербург.

Он принес свои рисунки в Академию, но там ему ответили, что он не умеет создавать штрихи и тени, не владеет растушевкой. Илья решил учиться, снял комнату, устроился в вечернюю рисовальную школу, став там лучшим учеником. Повторно пришел в Академию, сдал экзамен и прошел вступительные испытания. У него не было денег платить за учебу, но эту проблему решил меценат Прянишников. В Академии Репин учился 8 лет, в 1869 познакомился с критиком Стасовым, своим учителем считал Крамского.

В 1865 получил серебряную медаль за эскиз Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян, в 1869 – малую золотую медаль заИов и его братья, в 1871 – большую золотую медаль за Воскрешение дочери Иаира. В 1868 увидел бурлаков на Волге и стал писать одноименную картину. В 1873 он ее закончил, картина произвела успех. В 1871 взял заказ на картину Собрание русских, польских и чешских композиторов, закончил, картина была представлена в Славянском базаре в 1872. В 1872 женился, у него родилась дочь Вера, на крестинах которой присутствовал Мусоргский.

Брак длился 15 лет, в нем появилось еще 2 дочери и сын. В 1887 супруги развелись. Он писал картины жены, детей. Двое стали художниками, жили с отцом до его смерти. Сын Репина Юрий был расстрелян после Великой отечественной войны. В апреле 1873 художник путешествовал по Европе, жил в Париже, Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе. В 1876 написал картину Садко, за которую получил звание академика. В феврале 1878 был принят в общество передвижников, стал писать картину Царевна Софья. Ее показали на выставке 1879. В 1871 стал поддерживать Серова, взял его в семью, был наставником.

В 1874 написал портрет Тургенева, но он был неудачным, в 1879 повторил попытку, но и вновь она не удалась, впрочем, как и у всех художников, пытавшихся написать портрет писателя. В 1883 закончил монументальную картину Крестный ход в Курской губернии. В 1880 познакомился со Львом Толстым, в 1887 написал портрет Лев Толстой на пашне, позже было создано еще несколько портретов великого писателя. В 1881 написал портрет Мусоргского. В 1872 познакомился с Третьяковым, они стали друзьями, в 1882 был написан его портрет.

Осенью 1882 вернулся в Петербург, жил там до 1900 года. В 1885 написал картину Иван Грозный и сын его Иван, в 1888 – Не ждали, в 1884 – портрет Гаршина, в 1891 на персональной выставке представил картину Запорожцы пишут письмо турецкому султану. В 1894 познакомился с художником Бенуа, в 1899 включился в его выставочный проект Мир искусства. Репин стал членом редколлегии одноименного журнала, но вскоре ушел оттуда из-за конфликта с Дягилевым.

В 1894 стал руководителем живописной мастерской в Академии художеств, проработал там до 1907. В 1884 впервые получил царский заказ – в 1886 , в 1903 написал картину Речь Александра III к волостным старшинамЮбилейное заседание Государственного совета в соавторстве с Кустодиевым. Весной 1900 женился на писательнице Наталье Нордман, переехал в Финляндию. В июне 1914 жена скончалась от туберкулеза. В 1915 стал писать мемуары, после 1918 остался в Финляндии.

В 1925 хотел съездить в Москву на выставку его картин в Русском музее, но не получилось. Через год к нему приехала делегация во главе с его учеником Исааком Бродским, они уговаривали его переехать на родину, но он отказался. В сентябре 1930 Репин скончался.

Достижения Ильи Репина:

• Серебряная медаль, малая и большая золотая медаль за картины

Даты из биографии Ильи Репина:

Август 1844 – рождение
1855-1857 – обучение в школе топографов
1876 – академик
Сентябрь 1930 – смерть

Интересные факты Ильи Репина:

• Ученик Крамского, наставник Серого
• Дружил с Корнеем Чуковским
• Был иллюстратором

the-biografii.ru

Илья Ефимович Репин — биография и картины (1844

Портрет матери, Репин, 1867

Автор: Репин
Выставлена в музее: Национальная галерея (Прага)
Год: 1867

Портрет матери — Илья Ефимович Репин. 1867. Холст, масло. 62,5х50

  На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Эта ранняя работа молодого живописца была исполнена во время каникул, когда он, тогда еще студент Петербургской Академии художеств, гостил у родителей на Харьковщине в слободе Осиновке.

  Картина, написанная с вниманием и любовью, создает образ сильной и серьезной, но в то же время доброй и мудрой женщины, к которой зритель сразу же проникается симпатией и уважением. Доброжелательное лицо Татьяны Степановны теплым золотистым тоном ясно выделяется на густой тени фона, а ее платье и шаль выполнены темно-синим и голубыми цветами. Все это производит очень яркое впечатление, небольшое полотно выглядит монументально и торжественно, на нем — волевая и умная женщина, настоящая хозяйка дома.

  В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.

Портрет К. П. Победоносцева, Репин, 1903

Автор: Репин
Выставлена в музее: Русский музей
Год: 1903

Портрет Константина Петровича Победоносцева — Илья Ефимович Репин. 1903. Холст, масло. 68,5х53

  При всей широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего портретистом. Глубокий знаток людей и психолог, он умел увидеть в своих произведениях сущность индивидуального человеческого характера, раскрывая в то же время в создаваемом им образе черты, типичные для целого общественного слоя, в характеристике отдельной личности позволяя увидеть приметы эпохи.

  Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно—грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины, избежав ложной помпезности. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.

  В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Исполненные в свободной широкой манере, чаще всего за один — два сеанса, эти этюды являются одним из самых высших достижений в творчестве Репина.

  Портрет Победоносцева принадлежит к числу лучших из них. Среди высокопоставленных сановников самодержавия Победоносцев был одним из самых страшных деятелей. Убежденный реакционер, беспощадный душитель любых ростков свободы, он олицетворял собой все мракобесие своего времени. Внешне корректный, сдержанный, сухо вежливый, он был как бы лишен естественных человеческих чувств. Таким и представил его в своем портрете Репин.

  Тончайшими, едва уловимыми оттенками цвета, свободными, будто даже небрежными, но в действительности подчиненными точно выверенному рисунку мазками, запечатлены, а точнее — выявлены сухие, чуждые улыбке губы, холодный взгляд полуприкрытых веками глаз, весь ханжеский облик человека, неспособного к живому душевному движению, опустошенного и беспощадного.

  Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет — одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.

Картина «Бурлаки на Волге», Репин

Автор: Репин
Выставлена в музее: Русский музей
Год: 1870-1873

Бурлаки на Волге — Илья Ефимович Репин. 1870-1873. Холст, масло. 131,5×281

  Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.
   Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характе­ром, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.

Крестный ход в Курской губернии, Репин

Автор: Репин
Выставлена в музее: Третьяковская галерея
Год: 1880-1883

Крестный ход в Курской губернии — Илья Ефимович Репин. 1880-1883. Холст, масло. 175×280

  Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» — произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, — на Одиннадцатой передвижной выставке. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. За ними — толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.

  Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.

На дерновой скамье, Репин, 1876

Автор: Репин
Выставлена в музее: Русский музей
Год: 1876

Работа великого мастера изображает жаркий полдень. Перед нами семья, спасающаяся от летней жары в тени деревьев. Природная беседка обустроена удобной скамьей из дерна. Изображенная группа, без сомнения, позирует художнику.

  Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Центральная группа словно недовольна своей ролью. Внимание художника тяготит их. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина — жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) — принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя — дочки Репина) ведет себя естественно и органично.

  Декорацией сюжета картины выступает жаркое лето, сдобренное буйной зеленью, что придает работе атмосферу беззаботного отдыха и тихого семейного счастья.

Мужичок из робких, Репин, 1877

Автор: Репин
Выставлена в музее: Нижегородский государственный художественный музей
Год: 1877

Мужичок из робких — Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

  Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться…

  Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика «себе на уме». Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели…

Картина Репина «Не ждали»

Автор: Репин
Выставлена в музее: Третьяковская галерея
Год: 1884

Не ждали — Илья Ефимович Репин. 1884. Холст, масло. 160,5х167,5

  Одна из самых знаменитых картин Репина, благодаря школьным хрестоматиям и учебникам, известна каждому школьнику. Сюжет работы — возвращение ссыльного революционера домой после заключения. Картина наполнена густой и тягучей атмосферой. Изображенное мгновение позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все — и напряженная нерешительность, испуг, восхищение, радость, страх… Перекрестие взглядов — ключ к сюжету.

  Центральная фигура — ссыльный. Его глаза особенно выразительны на фоне изможденного лица, в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем, очевидно, что ссылка не сломала революционера, он остался верен своим взглядам.

  Навстречу главному герою устремлены взгляды всех присутствующих: от откровенно испуганного до восхищенного у детей; полный сдержанного осуждения — горничной; любопытный у кухарки.

  Интересна единственная фигура на картине, глаз которой мы не видим — это женщина (мать?) в черном. Ее взгляд скорее угадывается по ее позе: напряженной и статичной.

  Складывается ощущение, что уже в следующую секунду ситуация разрешится: присутствующие бросятся обнимать своего внезапно вернувшегося родственника, или, напротив, отвернутся от него и попросят больше не беспокоить. Разрешение ситуации автор оставляет за рамками своей работы. Перед нами мгновение принятия решения…

Портрет Третьякова, Репин, 1883

Автор: Репин
Выставлена в музее: Третьяковская галерея
Год: 1883

Портрет Павла Михайловича Третьякова — Илья Ефимович Репин. 1883. Холст, масло. 98х75,8

  Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Перед нами основатель галереи русской живописи, успешный предприниматель, меценат, замечательный человек. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Высокий лоб, печальные темные глаза, идеально ровный нос, ухоженная борода… Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.

  Изображен Третьяков среди картин своей галереи. Без своего собрания русской живописи он и сам как бы не существует. Известно, что последними словами Третьякова перед смертью были слова о необходимости беречь коллекцию. Дело всей его жизни стало частью его самого, смыслом самой жизни великого русского мецената.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Репин

Автор: Репин
Выставлена в музее: Русский музей
Год: 1880-1891

Запорожцы пишут письмо турецкому султану — Илья Ефимович Репин. 1880-1891. Холст, масло. 203х358

  Сюжет этого шедевра великого русского художника хорошо известен: Запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Сохранился и текст этого ответа, полный самых изысканных оскорблений в адрес «владыки блистательной Порты». Перед нами этакий «мозговой штурм» — процесс сочинения ответа султану.

  Композиция картины представляет собой четко выраженный центр, вокруг которого автор выстраивает несколько «кругов», наполненных разным смысловым содержанием.

  В центре — писец. Едва ли не единственный из изображенных владеющий грамотой. Судя по одежде — это семинарист из казаков, который взялся изложить ответ запорожцев на бумаге. Создание этого письма явно доставляет ему удовольствие. Свою радость писец выражает достаточно сдержанно, как подобает человеку «ученому».

  Рассмотрим «ближний круг». Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Еще секунда и новая строка послания будет придумана… Далее по часовой стрелке — казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа.

  Во внешнем «круге» особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Они словно противопоставлены друг другу. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. То тут, то там изображены тревожные, серьезные, испуганные лица. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери… Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. В его взгляде осуждение и тревога… Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага — главные качества воинов Запорожского казачества.

Картина «Иван Грозный убивает сына», Илья Репин

Автор: Репин
Выставлена в музее: Третьяковская галерея
Год: 1885

Иван Грозный убивает сына — Илья Ефимович Репин. 1885. Холст, масло. 199,5х254

  Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Впечатление, которое она производит на зрителя, просто ошеломляющее. Сама ситуация чудовищна. Царь Иван Грозный убил своего сына Ивана, тем самым прервав династию Рюриковичей, правившую Русью с IX века.

  Момент прозрения и осознания содеянного предстает перед зрителем во всем трагизме. Царь в панике, перед нами не самодержавный властитель, а обезумевший от горя и ужаса старик. Крепко вцепившись в мертвое тело сына он пытается закрыть рану на его виске, из которой еще бежит алая кровь. Он отчаянно пытается поправить непоправимое.

  Они противопоставлены друг другу — фигуры мертвого сына и живого царя. Композиционно картина выстроена так, что поначалу внимание приковывает мертвое тело, еще секунду назад полное сил, энергии, жизни. Затем зритель видит безумные глаза отца-убийцы. Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мертвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мертвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.

  Атмосферу липкого ужаса довершает обстановка царских покоев: красные ковры, опрокинутое кресло, орудие убийства (царский посох), красные стены. Создается впечатление, что кровь везде. Едва заметна тень свидетеля преступления в дверном проеме. Еще мгновение и в покоях появятся люди, чтобы скрыть все следы убийства.

  Интересная деталь — рама на стене. Художник предоставляет зрителю самостоятельно додумать назначение этой рамы. В сумерках покоев ее разглядеть невозможно. Картина? Зеркало? Икона? Скорее зеркало, которое не отражает происходящего. Поскольку в зеркале не отражается нежить — в это верили славяне с незапамятных времен.

Портрет Мусоргского, Репин, 1881

Автор: Репин
Выставлена в музее: Третьяковская галерея
Год: 1881

Портрет М. П. Мусоргского — Илья Ефимович Репин. 1881. Холст, масло. 69х57

  Среди портретов кисти Репина, эта работа занимает особое место. Как известно, мастер писал этот портрет за несколько дней до смерти великого композитора, что придает работе особую драматичность и глубину.

  Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. В его глазах читается печаль, тоска. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного — лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом.

  Фон на портрете «пустой», свободный от всяких деталей. Можно подумать, что Мусоргский изображен на фоне облаков. Создается ощущение грандиозности и величия изображаемого. Он сам как его музыка: особенная, неукротимая, мощная, неповторимая. Эта музыка звучит в его глазах. Там же и незаконченные произведения, невоплощенные идеи, музыка, которую он уже никогда не сочинит…

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

Автор: Репин
Выставлена в музее: Третьяковская галерея
Год: 1887

Портрет Льва Николаевича Толстого — Илья Ефимович Репин. 1887. Холст, масло. 124х88

  Портрет производит яркое и сильное впечатление. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца — легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Глаза ясные и добрые. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя.

  Светлый и чистый фон усиливает впечатление. Книга в руках, деталь символичная, неслучайная. Перед нами писатель в момент размышления о прочитанном, в момент зарождения новой, гениальной идеи. Глядя на портрет, любой способен почувствовать величие и духовную монументальность Толстого.

Портрет В. С. Сурикова, Репин, 1877

Автор: Репин
Выставлена в музее: Третьяковская галерея
Год: 1877

Портрет художника Василия Ивановича Сурикова — Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 62,5х215

  Портрет Сурикова кисти Репина — несомненная удача художника. Мастер психологического портрета отлично передает характер, темперамент своего коллеги.

  Репинский Суриков полон сил и амбиций. Черные волосы, модная бородка, пухлые красные губы, чуть полное лицо, черные глаза — рассказали о полноте здоровья, о расцвете сил героя. Во взгляде заметно едва уловимое смущение, вызванное непривычностью выполняемой роли натурщика. У зрителя складывается ощущение, что Суриков вот-вот начнет шевелиться, утомленный неподвижностью.

  Белоснежный воротничок, черный галстук, пиджак… Суриков — человек с безупречным вкусом, франтоватый и умеющий хорошо одеваться. Нейтральный зеленоватый фон разрушает бордовая спинка кресла, гармонирующая с цветом губ героя, подчеркивая яркую внешность и неординарность личности.

  Чувствуется, что Репин с глубоким уважением, с некоторым даже трепетом, относится к своему коллеге.

Портрет Андреева, Репин, 1904

Автор: Репин
Выставлена в музее: Третьяковская галерея
Год: 1904

Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева — Илья Ефимович Репин. 1904. Холст, масло. 76х215

  Судя по всему, портрет писателя Андреева остался незавершенным. Перед нами скорее проработанный эскиз, нежели законченная работа. Впрочем, возможно, это прием, которым воспользовался художник, чтобы передать суть характера писателя: непостоянство, склонность к иррациональному, иллюзорному.

  Перед нами молодой мужчина в вышитой рубашке, с русской бородой, богатой шевелюрой и затуманенным взглядом. В глазах героя тоска, пустота и некоторое уныние. На лице нет ни тени улыбки, губы сжаты. Поза не свободна и расслабленна, а, напротив, чувствуется какое-то внутреннее напряжение.

  Цветовая гамма портрета сдержанна. От белого до неопределенно зеленого (фон). Незаконченность фона, нервные, небрежные мазки, подчеркивают атмосферу нервозности и напряжения. Складывается впечатление, что художнику передалась некая энергетика Андреева.

Биография:
   И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

  Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в Петербург, где собрался поступить в Академию художеств.

  Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был И. Н. Крамской, который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

  Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще, будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, потом написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

  Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в Париж художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1887 года уже становится жителем Москвы.

  В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной «Запорожцы», завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

  1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

  Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой переехали в местечко Куоккала, где прожили последние три десятка лет жизни великого художника. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.



Серия сообщений «Живопись русских художников»:
Часть 1 — Михаил Александрович Врубель
Часть 2 — Художник Николай Фешин. Живопись, которую «не всякий может»…

Часть 16 — Русская живопись. Художник Астальцев Виктор Владимирович
Часть 17 — Картины русских художников. ( Трапеза)
Часть 18 — Илья Ефимович Репин — биография и картины (1844- 1930)



Серия сообщений «Живопись русских мастеров»:
Часть 1 — Любимые русские художники Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844 -18 июля 1927)
Часть 2 — Художник Василий Перов (1833–1882)

Часть 12 — Джон Callcott Хорсли — русский Академический художник
Часть 13 — Русский художник Неврев Николай Васильевич (1830-1904 )
Часть 14 — Илья Ефимович Репин — биография и картины (1844- 1930)

eva-k2.livejournal.com

Краткая биография Репина Ильи Ефимовича

Имя великого художника Ильи Репина знакомо чуть ли не каждому. В его честь названо множество музеев, улиц и галерей. Отдельного внимания заслуживает краткая биография Репина. В ней наиболее четко и ярко описаны самые важные события в жизни великого мастера.

Детство и юность

Репин Илья Ефимович родился 5 августа 1844 года на территории современной Украины. Будущий художник появился на свет в небольшом городке Чугуеве на Харьковщине. Отцом Ильи Репина был военный поселенец.

Мальчик рано начал увлекаться искусством. Уже в возрасте тринадцати лет он занялся живописью. Наставником Репина был иконописец и портретист Иван Михайлович Бунаков, который тоже проживал в Чугуеве. Как позже признавался сам художник, учитель возымел колоссальное влияние на формирование его стиля. Репин неоднократно называл Бунакова самым лучшим из чугуевских мастеров. Илье Ефимовичу даже приписывают такие слова: «Иван Михайлович был поистине невероятным художником и занимал место в одном ряду с Гольбейном».

Уже с самого начала своей творческой деятельности Репин получает хорошие отзывы о творчестве. Его картины пользуются большой популярностью в его родной округе. Желая развиваться и дальше, молодой живописец принимает важное в жизни решение попытать счастья в Петербурге. В этом славном городе на Неве и имеет свое продолжение краткая биография Репина.

Учеба и признание

После переезда в Санкт-Петербург художник продолжает учиться в Рисовальной школе. Там судьба сводит мастера с Иваном Николаевичем Крамским. Впоследствии он становится учителем молодого Репина.

В 1863 году удача улыбается талантливому художнику, и Илья Ефимович поступает в Академию художеств. Там мастер показывает недюжинные творческие способности, чем завоевывает уважение коллег и наставников. Среди известных учителей Репина был и Рудольф Казимирович Жуковский.

Уже спустя недолгих шесть лет молодой художник получает свою первую награду, чем и значится краткая биография Репина. Это была Малая золотая медаль за написанную им картину «Иов и его друзья».

Поиски в творчестве

С 1870 года Репин отправляется на пароходе вниз по реке Волга. Время, отведенное для этого путешествия, художник использует с пользой для творчества. В поездке копилка мастера пополняется многочисленными зарисовками и эскизами. Позднее некоторые из них легли в основу одного из самых важных в творчестве мастера полотен – «Бурлаки на Волге». Этот холст писался целых три года и возымел огромное значение для тогдашней культурной и политической жизни. Стоит заметить, что его создание осуществлялось на заказ самого князя В. Александровича. Однако не только у него эта картина вызвала неподдельные эмоции. Критики хорошо отозвались о проделанной работе. Ведь картина просто поражает своей неподдельной искренностью, тщательной технической проработкой мельчайших деталей и трудоемкой прорисовкой всех действующих лиц.

В скором времени Репин получает следующую важную для него награду. В 1870 году художнику вручили Большую золотую медаль. На этот раз выбор критиков пал на большое полотно под названием «Воскрешение дочери Иаира». Эта работа стала знаковой для мастера, поскольку, помимо признания на Родине, он получил возможность попробовать свои силы в учебе и творчестве на просторах Европы. Его уже ждала солнечная Италия и Франция, куда и отправился Репин. Художник продолжает совершенствовать свои навыки.

Культурное наследие

Одной из наиболее ярких работ в творчестве Репина стала картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первые наброски мастер сделал в 1878 году. Трудился же над полотном Илья Ефимович в течение долгих десяти лет.

Стоит отметить, что, помимо творческой деятельности, Репин успешно занимался и педагогической. Так, с 1893 года он занял почетное место в Академии художеств. Позже мастер руководил мастерской. Вершиной его преподавательской деятельности стала должность ректора Академии.

Интересно, что художник был дважды женат. Со своей второй законной супругой мастер прожил в собственной усадьбе в Финляндии до конца своей жизни.

На этом краткая биография Репина заканчивается, однако каждый может найти для себя что-то новое в его творчестве.

fb.ru

Репин Илья Ефимович, подробная биография

(1844-1930) русский художник

Родился он в небольшом украинском городе Чугуеве, неподалеку от Харькова. «Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное — ниже поселян считались разве что крепостные», — писал позднее художник. Как и многие дети военных поселян, Илья Ефимович Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Однако мальчику не повезло, потому что отделение было вскоре закрыто. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к художнику. Почти четыре года он проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов.

В 1863 году молодой художник приехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Однако его не приняли, поскольку он не знал классического рисунка. Тогда Илья Репин поступил в частную рисовальную школу, где преподавал Иван Николаевич Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу и даже пригласил его к себе в гости. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.

По рекомендации Крамского через два месяца он был принят вольнослушателем в Академию. В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» Илья получил высшую оценку и стал студентом Академии.

Параллельно с учебой Илья Репин посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо. В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу. Там у него появился замысел картины «Бурлаки». Он работал над ней одновременно с дипломной картиной «Смерть дочери Иаира», за которую получил большую золотую медаль и право на шестилетнюю заграничную поездку.

Над «Бурлаками» Илья Ефимович Репин работал несколько лет и закончил картину в 1873 году. Она была показана на всемирной выставке в Вене и принесла художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.

Вернувшись на родину из заграничной поездки, Репин увлекся исторической темой. Он пишет картину «Царевна Софья», а затем «Иван Грозный и сын его Иван». Над последней картиной художник работал четыре года. Картину купил Павел Михайлович Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Только в 1913 году картину увидели зрители.

Илья Репин был компанейским и доброжелательным человеком, поэтому у него было множество друзей, не только среди художников, но и среди писателей. В его дом Пенаты в поселке Куоккала каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Леонид Андреев, Максим Горький, Владимир Короленко, пел Федор Шаляпин, приезжали Владимир Бехтерев и Иван Павлов.

Тридцатилетняя дружба связывала Илью Репина со Львом Толстым. На протяжении многих лет художник создал несколько портретов писателя в разные годы жизни и оставил интересные воспоминания о нем.

Илья Ефимович Репин вошел в историю и как крупнейший художник-портретист. Он создал целую галерею портретов своих современников. И за каждым изображением стоит незаурядная личность. Но в любой картине Репин оставался верен одной теме — теме современной России. Так, в знаменитой картине «Заседание Государственного совета» художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет.

Замысел картины в процессе работы несколько раз менялся, и традиционный официальный портрет постепенно превратился в глубокое эпическое полотно.

В работе над картиной Илье Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов. Кустодиев даже написал один из портретов.

Любопытно, что один из членов Государственного совета, Любимов, собрал целый альбом набросков художника, которые тот оставлял после каждого заседания. И это не считая собственно этюдов, которых Репин сделал более пятидесяти!

Илья Ефимович Репин прожил долгую жизнь. Он умер в 1930 году, когда его дом оказался отрезанным от России.

biografiivsem.ru

Краткая биография Репина

Фото 1900-x годов.
Автор: Фотоателье
«Rentz & Schrader»

Илья Ефимович Репин (24 августа 1844 года – 29 сентября 1930 года) художник-живописец.
Отец – Ефим Васильевич Репин (1804—1894) из семьи военных-поселенцев, занимался торговлей, принимал участие в трех военных компаниях, имел награды.
Мать — Татьяна Степановна Бочарова (1811—1880) занималась семьей, организовала небольшую школу, в которой занималась обучением детей и взрослых, шила шубы на продажу.
Первая жена – Вера Алексеевна Шевцова(1856 — 1919). Обвенчались в 1872 году. Было четверо детей: Вера (1872- 1948), Надежда (1874-1931), Юрий (1877—1954) и Татьяна(1880-1957). Развелись в 1887 году.
Вторая жена — Наталья Борисовна Нордман (1863-1914) . Сошлись с Ильей Ефимовичем в 1900 году и были вместе до ее смерти от туберкулеза.
Илья Ефимович Репин родился 24 августа (5 августа по старому стилю) в 1844 году в пригороде Чугуева в слободе Осиновке Харьковской губернии Российской империи (сейчас город Чугуев в Харьковской области Украины). В одиннадцать лет (1855 год) родители отдали его на учебу в корпус топограф в Чугуеве, а через два года в иконописную мастерскую к художнику Ивану Михайловичу Бунакову. В это время у него появляется желание поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. К пятнадцати годам становится самостоятельным мастером, к нему приезжали заказчики со всей округи. В августе 1861 получает приглашение работать от иконописной артели, переезжающей из города в город, соглашается, и уезжает из дома.
Собрав денег для поездки в Санкт-Петербург, Илья Ефимович в 1863 году отправляется через Харьков в Санкт-Петербург, для осуществления свой давней мечты о поступлении в Академию художеств. Первое поступление было не удачным, и Репин устраивается на учебу в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное поступление в Академию увенчалось успехом. К 1871 году Репин оканчивает Академию, уже имея известность, несколько наград и звание художника первой степени.
Окончание Академии дает Илье Ефимовичу право на шестилетнюю зарубежную поездку в качестве пенсионера Академии. Пенсионер или пансионер – ученик получающий содержание (пансион) от Академии для совершенствования. В пенсионеры попадали лучшие из лучших учеников, окончившие Академию с Большой золотой медалью. 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге открылась передвижная выставка, на которой была представлена работа Репина «Воскрешение дочери Иаира». Это было большим событием в жизни художников. За эту же картину он получил Большую золотую медаль.
В апреле 1873 года, Репин с семьей отправляется за границу. Он посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, В октябре 1876 году возвращается в Чугуев. Проработав тут почти год, в сентябре 1877 года перебирается в Москву. В 1882 году, после долгих уговоров друзей, переезжает в Санкт-Петербург.
В 1884 году получает первый государственный заказ на картину и пишет «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве»
В 1894 году, уже имея широкую известность и звание профессора живописи, Репин начинает преподавать в живописной мастерской при Академии художеств. Педагогическая деятельность его продолжается до 1907 года.
В 1900 году Репин сходится с Натальей Нордман и переезжает жить с ней в поместье «Пенаты», расположенное в Куоккале в 44 километрах от Санкт-Петербурга (сейчас поселок Репино, в составе Курортного района Санкт-Петербурга). Здесь он начал писать мемуары. Сборник очерков «Далекое близкое» был подготовлен к печати в 1915 году, но вышел в свет в 1937.
В 1918 года Куоккала стала финской территорией и общение с прежними друзья осталось только по переписке. Предпринимались попытки уговорить Репина переехать в СССР, но он так и остался в Куоккале до самой смерти.
Умер Илья Ефимович Репин в возрасте восьмидесяти шести лет 29 сентября 1930 года в Куоккале и похоронен в «Пенатах» в выбранном им самим месте парка.
Автор таких знаменитых картин:«Бурлаки на Волге», «Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный и его сын Иван».

Новое на сайте:

  

  

  

  

kratkie-biografii.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *